![]() |
|
|
Безналичный платежный оборот в Российской Федерациибезакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги. Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису. Обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В новой форме бухгалтерского баланса предприятия, введенной с отчета за первое полугодие 1996 г., дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года). В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее. Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов. В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, налаживая близкие отношения с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков – сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента – финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств. Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими. Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов. С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств. В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, не в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса изыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7% суммы за каждый день просрочки; принятия порядка бессрочного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также имущество недоимщиков и др. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматривается обеими сторонами без участий банковских учреждений. Спорный вопрос решается в суде третейском суде и арбитраже. Претензии к банку связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляется клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости с участием РКЦ. В городе Нижневартовске за 2002 год, анализируя таблицу 1 (приложение 14) «Сведения о динамике кассовых оборотов учреждений Банка России и кредитных организаций», можно заметить, что возрос наличный денежный оборот на 35%. Приход увеличился на 42 %,особенно большой рост произошел по статье «поступление от реализации недвижимости», он составил 1300%. Расход за 2002 год возрос на 18%, значительное увеличение расходов произошло по статье «выдачи на выплату дохода, погашение и покупку по государственным и другим ценным бумагам», в 5,2 раза Из Таблицы 2 (Приложение 15) «Информация о состоянии платежной системы Нижневартовска» видно, что всего участников 15, в том числе имеют корреспондентский счет в РКЦ-5. Из Таблицы 3(Приложение 16)» Всего проведено платежей в Нижневартовском регионе за 2002 год», видим, что в данной кредитной организацией через расчетную сеть Банка Росии осуществляется только 9,32%, через частные платежные системы осуществляется 38,45% всех платежей, наибольший удельный вес составляют платежи внутри одного подразделения кредитной организации-46,3%. Из таблицы 4 (приложение 17) »Сведения о клиентской сети кредитных организаций(филиалов) г. Нижневартовска на 01.01.2003 года», видим, что всего открыто счетов клиентам 1867295,из них 1854713- счета, открытые клиентам -физическим лицам. Глядя на диаграмму «Структура клиентской сети ( по количеству счетов, открытых физическим лицам) на 1 января 2003 года» , можно сказать, что по количеству открытых счетов лидирует Сбербанк 86,7%, затем НГАБ «Ермак- 6,1%,затем Нижневартовский филиал ЗСКБ-5,8%. Исходя из таблицы 8 (приложение 18) «Количество и сумма платежей клиентов, проведенных через расчетную сеть Банка России в декабре 2002 года», можно заметить, что внутрирегиональные платежи составляют большинство-76,48%. Основными периодами передачи документов в ЦОИ являются 3 и 4, однако не всегда отдел обработки справляется с объемом платежей в отведенное для этого время. В момент резкого их увеличения (конец года, месяца) диаграмма «Распределение потока документов, направленных в ЦОИ за 2002 год по периодам времени» (приложение 18) нарушается регламент работы с ЦОИ, объем документов, переданных сверх времени составляет около 1%. 2. Формы безналичных расчетов и порядок их применения 2.1. Формы безналичных расчетов и условия их применения Формы безналичных расчетов определены Гражданским Кодексом Российской Федерации. Настоящая часть положения распространяется на следующие формы безналичных расчетов: - расчеты платежными поручениями; - расчеты по аккредитиву; - расчеты чеками; - расчеты по инкассо. Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками. Самостоятельно клиенты банков выбирают формы безналичных расчетов и предусматривают в договорах, которые заключают с контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. В договорные отношения клиентов банки не вмешиваются. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях электронного расчетного документа. - распоряжение плательщика (банка или клиента) о списании денежных средств со своего счета и их перечисление на счет получателя средств; - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). При осуществлении безналичных расчетов в формах, предусмотренных в Положение ЦБР от 12 апреля 2001 г. № 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации” используются следующие расчетные документы: а) платежные поручения; б) аккредитивы; в) чеки; г) платежные требования; д) инкассовые поручения. Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов): а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93; б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки; в) вид платежа; г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе одной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенно указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения; и) сумму платежа, обозначенную подписью и цифрами; к) очередность платежа; л) вид операции в соответствии с «Перечнем условных обозначений (шифров) документов; м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях). При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и Положением № 2-П. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат. Исправление, помарки, подчистки и использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчета и должны быть идентичны. Безналичные денежные расчеты осуществляются при соблюдении следующих условий: - плательщик имеет право отказаться от оплаты предъявленного документа полностью или частично в случаях, предусмотренных законом или договором; - без согласия плательщика или его поручения списание средств со счетов, как правило, не допускается; - платежи осуществляются из собственных средств плательщика, а в отдельных случаях – за счет кредита банка и прочих привлеченных средств; - на счет получателя средства зачисляются лишь после их списания со счета плательщика; - выполнение правил документооборота, разработанных Центральным Банком Российской Федерации и определяющих движение денег и денежных документов; - общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской федерации; - денежные документы для осуществления безналичных расчетов должны соответствовать требованиям, установленных Банком России стандартов. Расчетные документы принимаются банком к исполнению, если на их первом экземпляре имеются две подписи лиц уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиск печати, образцы которых ранее были сообщены банку; - если платежи производятся предпринимателями без образования юридического лица, банк принимает расчетные документы при наличии одной подписи и при отсутствии оттиска печати; - взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматривается сторонами без участия банковских учреждений через суд. При отсутствии или недостаточности денег на счете плательщика возникает проблема очередности платежей. В 1995 году была установлена первоочередность выплаты денежных средств на неотложные нужды, платежи в бюджет и в государственные внебюджетные фонды. Все остальные платежи осуществлялись в порядке календарного поступления в банк расчетных документов, то есть поступление сроков платежей. Платежи производятся с согласия (акцепта) владельца счета, однако в отдельных случаях допускается и безакцептное списание денег со счета плательщика. Такое списание используется как форма расчетов между сторонами по договору и в случаях, предусмотренными законодательными актами. В частичности право на безакцептное списание средств предоставляется поставщику при расчетах за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения (за исключением жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения), а также за электроэнергию, отпускаемую АЭС, за почтовые, телеграфные и телефонные услуги, оказываемые предприятиями связи. Условие о расчетах в форме безкацептного списания средств со счета может быть включено в договор и в иных случаях. Право безакцептного списания денег со счета заемщика для возврата ссуд, срок которого истек, широко используется банками при заключении кредитных договоров. Если безакцептное списание не обязательно по закону, то право включать или не включать в договор условие о безакцептном списании средств принадлежит плательщику. 2.2. Расчеты платежными поручениями В безналичных расчетах преобладающей формой являются расчеты платежными поручениями. Расчеты платежными поручениями регламентируются ст. 863 - 866 Гражданского кодекса РФ. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежными поручениями могут производиться: а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; б) Перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней или во вне бюджетные фонды; в) перечисление денежных средств с целью возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним; г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором. Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки. Клиенты банка могут получить подтверждение о перечислении средств контрагенту. Для этого экземпляр платежного поручения банк заверяет подписью ответственного лица и оттиском печати банка. Клиенты представляют в обслуживающий их банк поручения в четырех экземплярах (при иногородних расчетах в пяти), а при расчетах между, клиентами, обслуживаемыми одним банком - в трех. Документы, оплачиваемые в полноформатном электроном обмене, представляются в банк в двух экземплярах. В платежных поручениях при расчетах за товары и услуги клиенты должны отдельной строкой выделить налог на добавленную стоимость и номер счета - фактуры. Первый экземпляр остается в банке как основание проведенной по счету дебетовой операции, два экземпляра передаются банку получателю средств, а четвертый экземпляр является приложением к выписке клиентского счета. При расчетах платежными поручениями последний экземпляр платежного поручения возвращается клиенту с отметкой штампом " Принято "___"________ 2001 г.", подпись операционного работника (штамп) Штамп с датой и подписью может быть комбинированный. Из поступивших в банк получателя один экземпляр платежного поручения служит ордером по проведенной кредитовой операции, а второй прилагается к выписке из счета клиента - получателя средств. Клиент имеет право потребовать от банка информацию о зачислении средств на основании выданного поручения или о местонахождении средств, если они не зачислены по назначению. Платежные поручения могут быть как обычными (почтовыми), так и срочными (телеграфными). Телеграфные поручения используются для перевода денежных средств в различные регионы России. Кроме суммы, подлежащей перечислению, в них должна быть указана сумма телеграфных расходов, размер которой определяет головной расчетно-кассовый центр (Приложение 1). Телеграфные поручения позволяют значительно сократить время прохождения платежей по территории России до 2-3 дней в отличие от почтовых переводов, время прохождения которых иногда доходит до 2-3 недель. Вариант прямых корреспондентских отношений между банками: 1 5 3 5 Рис. 2 4 Схема расчетов платежными поручениями: 1 - покупатель представляет в банк платежное поручение в четырех экземплярах и получает назад четвертый экземпляр в качестве расписки банка; 2 - банк покупателя на основании первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства с расчетного счета-покупателя; 3 - банк покупателя направляет в банк продавца два экземпляра платежного поручения; 4 - банк продавца, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на расчетный счет продавца; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |