реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

| | |кредитов |

| |Шт. |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к |

| | | | |итогу |

|Строительство и |2 |5,3 |550 |4,1 |

|ремонтно-строительные | | | | |

|работы | | | | |

|Лесозаготовка и |1 |2,6 |1500 |11,1 |

|лесопереработка | | | | |

|Пищевая промышленность |13 |34,2 |6760 |49,8 |

|Фармацевтика |1 |2,6 |500 |3,7 |

|Легкая промышленность |2 |5,3 |500 |3,7 |

|Крестьянско-фермерские |4 |10,5 |1154 |8,5 |

|хозяйства | | | | |

|Автоуслуги |2 |5,3 |1000 |7,4 |

|Бытовые услуги |3 |7,9 |600 |4,4 |

|Юридические услуги |1 |2,6 |200 |1,5 |

|Обучение |2 |5,3 |100 |0,7 |

|Общественное питание |2 |5,3 |100 |0,7 |

|Торговля |5 |13,2 |600 |4,4 |

|Всего заявок |38 |100 |13564 |100 |

Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от

общего количества профинансированных проектов, что связано с увеличением

кредитных ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными

средствами, а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку

угольной отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными

соглашениями на кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской

области.

Таблица 23

Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах

|Год |Профинансированные проекты|Профинансировано проектов |

| | |на сумму |

| |количество |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к итогу |

|1997 |1 |2,1 |500 |3,8 |

|1998 |12 |25,0 |2800 |21,3 |

|1999 |10 |20,8 |2609 |19,9 |

|2000 |25 |52,1 |7212 |55,0 |

|итого |48 |100 |13121 |100 |

В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов

на долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства

приходится 78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24,

размеры кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пищевой

промышленности, строительстве и производстве строительных материалов,

фармацевтике были сравнительно больше.

В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных

кредитов, более половины денежных средств Фонда было направлено на

финансирование проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на

протяжении нескольких лет занимает значительный удельный вес в структуре

кредитов, но в 2000 г. эта тенденция усилилась. Возросла доля

финансирования крестьянско-фермерских хозяйств. Уменьшились объемы

кредитования в отраслях строительства и лесопереработки, что связано с

высокой капиталоемкостью этих производств. Максимальный размер кредитов,

выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не может покрыть затраты на

организацию крупного строительства или лесоперерабатывающего производства

/12/.

В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было

обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и

обеспеченных заявок в других отраслях и социальной направленностью

профинансированных проектов.

Таблица 24

Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.

| |Количес|Сумма |Структурное |

|Отрасль |тво |кредитов |соотношение, в % |

| |проекто| | |

| |в | | |

| | | |По |По сумме|

| | | |количеству| |

|Крестьянско-фермерские |7 |1 344 000 |14,6 |10,0 |

|хозяйства | | | | |

|Пищевая промышленность |9 |5 178 836 |18,8 |38,6 |

|Лесозаготовка и |2 |968 416 |4,2 |7,2 |

|лесопереработка | | | | |

|Фармацевтика |2 |900 000 |4,2 |6,7 |

|Производство строительных |8 |1450 000 |16,7 |10,8 |

|материалов, СМР | | | | |

|Услуги связи |1 |380 000 |2,1 |2,8 |

|Швейное производство |3 |699 320 |6,3 |5,2 |

|Услуги общепита |2 |100 000 |4,2 |0,8 |

|Торговля |8 |1 150 000 |16,7 |8,6 |

|Автоуслуги |2 |600 962 |4,2 |4,5 |

|Бытовое обслуживание |1 |50 000 |2,1 |0,4 |

|Обучение |2 |100 000 |4,2 |0,8 |

|Юридические услуги |1 |200 000 |2.1 |1,5 |

|итого |48 |13 121 534 |100,0 |100,0 |

Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о

низкой стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства.

Средняя процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году,

находится на уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки,

сложившейся в регионе.

Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают

индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью,

что можно объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов

предпринимательства.

Таблица 25

Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства,

получивших кредиты Фонда в 2000 году

|Организационно-правовая |Кредитные договора |Структурное соотношение |

|форма | | |

| |количество |На сумму|По количеству,|По сумме, |

| | | |в % |в % |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Юридические лица, всего |12 |5761 836|48 |79,9 |

|В том числе | | | | |

| ЗАО |2 |500 000 |8 |6,9 |

| ООО |8 |2 227 |32 |30,9 |

| | |036 | | |

|Производственные |1 |2 884 |4 |40,0 |

|кооперативы | |800 | | |

| МУП |1 |150 000 |4 |2,1 |

|Физические лица * , всего|13 |1 450 |52 |20,1 |

| | |000 | | |

|В том числе | | | | |

|Крестьянско-фермерские |3 |600 000 |12 |8,3 |

|хозяйства | | | | |

| Продолжение таблицы 25 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Индивидуальные |10 |850 000 |40 |11,8 |

|предприниматели | | | | |

|Всего |25 |7 211 836 |100 |100 |

*- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица

Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от

общего количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных

кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80%

общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по

количеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%.

Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении

сроков возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа,

применяются санкции, призванные повысить ответственность и

заинтересованность заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль

за целевым направлением денежных средств включает обычно 3 этапа:

1) расходование средств на приобретение оборудования/материалов,

предусмотренных бизнес-планом.

2) Организация производства/запуск объекта.

3) Поступление выручки от реализации продукции/услуг /12/.

При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается

во внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в

установленный срок, но и такие факторы как:

1) Целевое расходование средств Фонда:

2) Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную мощность по

бизнес – плану;

3) наличие условий, указывающих на возможность заемщика рассчитаться по

кредиту в случае увеличения срока действия кредитного договора /12/.

Для улучшения возвратности кредитов в 2000 году усилена работа по

рассмотрению документов, оценке финансового состояния заемщика и реальности

предлагаемого к финансированию проекта. По залоговым обязательствам

проводится экспертиза с целью определения реальной стоимости имущества и

возможности его быстрой реализации. Автотранспортные средства принимаются

в обеспечение только при условии страхования их в пользу Фонда.

По поручительствам оценивается финансовое состояние и уровень оборотов

по расчетным счетам организации, предоставляющей обеспечение. У заемщиков,

ведущих свою деятельность в районах области, обязательно запрашивается

поручительство Администрации района.

Данные таблицы 26 показывают, что основным видом обеспечения кредитов

является залог (65,2% в структуре обеспечения), при этом чаще применяется

залог товаров в обороте и залог оборудования. Нужно отметить, что залог

товаров в обороте возможен только в качестве дополнительного обеспечения.

В 2000 году произошло значительное сокращение залога недвижимости,

причинами которого явились высокая стоимость и формализованность процедуры

оформления залога.

Финансирование инвестиционных проектов позволило расширить деловую и

инвестиционную активность в сфере производственного предпринимательства. По

проектам, профинансированным в 2000 г., эффективность и результативность

мероприятий может быть оценена следующими показателями:

1) создано 90 новых рабочих мест;

2) поступления в бюджет и внебюджетные фонды составили около 5 млн.

рублей;

3) объем произведенной продукции в стоимостном выражении составил

более 30 млн. рублей

Таблица 26

Структура обеспечения выданных Фондом кредитов

|Виды обеспечения |Количество проектов |Структура, % |

|Поручительство |22 |31,9 |

|Залог, всего: |45 |65,2 |

|в том числе | | |

| залог товаров в обороте |10 |14,5 |

| залог недвижимости |9 |13,0 |

| залог оборудования |10 |14,5 |

| залог автотранспорта |8 |11,6 |

| залог движимого имущества |3 |4,4 |

|Страхование |7 |10,2 |

|Итого: |69* |100 |

*В ряде случаев практикуется одновременное применение нескольких видов

обеспечения – поручительство + залог, страхование + залог, поручительство +

залог + страхование. . .

Таким образом, в результате деятельности фонда поддержки и развития

малого предпринимательства в 2000 году было обеспечено увеличение рабочих

мест в сфере малого бизнеса на 2% и увеличение объема произведенной

продукции на 2,2%.

Дальнейшая деятельность Фонда будет направлена на выполнение

мероприятий областной целевой Программы «Поддержка и развитие малого

предпринимательства в Читинской области на 2001 – 2002 годы», принятой

постановлением Читинской областной Думы от 20.12.00 г.

2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого

предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.

Целью реализации Программы является развитие существующих и создание

новых малых предприятий, последовательное расширение сферы деятельности

малого бизнеса, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития

малого предпринимательства в Читинской области, обеспечение занятости

граждан, расширение рынков сбыта продукции малых предприятий, увеличение

налоговых поступлений.

В целом на финансирование реализации мероприятий Программы в 2001-2002

году требуется 49 000,0 тыс. рублей. В структуре источников

финансирования наибольший удельный вес занимают средства областного бюджета

и областного Фонда (Рис. 3).

В бюджете Читинской области на 2001 год заложено 8 млн. рублей для

финансирования расходов на поддержку малого предпринимательства, что

составляет 0,19% от его расходной части. Нужно отметить, что доля бюджетных

средств на 2001 год для поддержки малого бизнеса увеличилась по сравнению с

2000 годом на 0,11%.

Рисунок 3. Структура источников финансирования Программы

В соответствии с Программой приоритетными направлениями поддержки

малого предпринимательства на территории Читинской области являются:

1) производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

2) малое промышленное производство и производство импортозамещающих

товаров народного потребления;

3) малая строительная индустрия;

4) бытовое обслуживание населения;

5) транспорт;

6) дорожное хозяйство и придорожный сервис;

7) почтовый и информационный сервис;

8) инновационная сфера /3/.

Нужно отметить, что перечень приоритетных направлений является

достаточно широким и охватывает практически все отрасли производственной

сферы, за исключением торговли и общественного питания. Такая

многонаправленность не учитывает отраслевые особенности развития малого

бизнеса, затрудняет выбор наиболее приоритетных проектов при

финансировании.

В структуре распределения программных средств наибольший удельный

вес приходится на финансово – кредитную поддержку малого

предпринимательства (91,9% от всего объема финансовых средств), увеличилась

доля средств, направляемых на формирование инфраструктуры поддержки и

развития малого бизнеса (Таблица 27).

Таблица 27

Структура распределения программных средств в разрезе направлений поддержки

малого предпринимательства

|Направления поддержки |Сумма средств, |В % к итогу |

| |тыс. руб. | |

|1 |2 |3 |

|Нормативно – правовое обеспечение |25,0 |0,1 |

|Финансово – кредитная поддержка |45 040,0 |91,1 |

|Инновационная и производственная поддержка|730,0 |1,5 |

|Формирование инфраструктуры поддержки и |2450,0 |5,0 |

|развития | | |

| Продолжение таблицы 27 |

|1 |2 |3 |

|Научно – методическое и кадровое |315,0 |0,6 |

|обеспечение | | |

|Формирование благоприятного общественного |440,0 |0,9 |

|мнения о предпринимательской деятельности | | |

|Итого: |49 000,0 |100 |

Реализация мероприятий Программы позволит /3/:

1) Увеличить число субъектов малого предпринимательства, охваченных Фондом

и объектами инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, до 12 312

человек, что составит 38% от общего числа субъектов малого

предпринимательства области;

2) Увеличить объем производства продукции субъектов малого

предпринимательства, профинансированных из средств Фонда, на 33%, что

составит 248 185 тыс. рублей, из них 80% - продукция промышленности и

сельского хозяйства;

3) Увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства

на 37,5%, что составит 34 188 тыс. рублей;

4) Создать и сохранить не менее 750 рабочих мест;

5) Привлечь инвестиции в малый бизнес в размере 34 млн. рублей.

Сравнивая современное состояние малого бизнеса с результатами реализации

программных мероприятий, можно отметить, что исполнение Программы должно

обеспечить увеличение числа занятых на малых предприятиях на 2% , подъем в

производстве товаров и услуг малыми предприятиями на 18,4% от уровня 2000

года. При этом в промышленности и сельском хозяйстве объем производства

вырос бы на 47%, а размер инвестиций увеличился на 49%.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ

3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки

малого бизнеса

Как показал анализ, реальный потенциал малого бизнеса, который так

необходим для динамичного экономического развития области, до сих пор не

занял соответствующего положения в экономике. В настоящее время уровень

развития малого предпринимательства является недостаточным с точки зрения

требований рыночного хозяйства. Концентрация числа малых предприятий на

территории области существенно ниже, чем требуется для оптимальной

структуры рыночной экономики. По оценкам Министерства экономики РФ и

экспертов Российской ассоциации развития малого предпринимательства, число

малых предприятий для создания критической массы малого предпринимательства

должно быть как минимум в 4 – 5 раз больше /3/.

При сохранении существующей тенденции развития малых предприятий

кардинальных изменений в сфере малого бизнеса в ближайшие годы не

произойдет. Согласно прогнозу, составленному на основе статистических

данных и анализа влияния малого бизнеса во второй части дипломной работы,

число малых предприятий к 2003 году увеличиться на 4,3%, численность

занятых - на 3,8%. Отраслевая структура малых предприятий, численности

занятых на них практически не изменится, по-прежнему доминирующие позиции

останутся за сферой торговли и общественного питания (Таблица 28 ).

Объемы выпускаемой продукции и инвестиций как в целом по малым

предприятиям, так и в разрезе ведущих отраслей будут постепенно

увеличиваться. В структуре производимой малыми предприятиями продукции и

услуг наибольший удельный вес сохранится за сферой торговли и общественного

питания, а наибольшая доля инвестиций по-прежнему будет принадлежать

строительству.

Таблица 28

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.