реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по экономической теории

координации экономической деятельности (рыночный, плановый), то простейшая

типология индустриальных систем выглядит следующим образом (см. рис. 2.7).

В качестве классического примера частного капитализма приводят Англию

XIX в. и послевоенный Гонконг; капиталистической "плановой" экономики —

фашистскую Германию; социалистической "рыночной" экономики — Югославию;

социалистической плановой экономики — СССР.

Создание многомерной реальной типологии современных экономических

систем дело довольно сложное. Обычно в качестве основы берется степень

развития государственной собственности и доля государственных расходов в

валовом национальном продукте. Доля государственных расходов в валовом

национальном продукте в большинстве развитых стран в XX в. имела тенденцию

к росту. В ФРГ с 1972 по 1990 г. она выросла с 24,2 до 29,4%, в

Великобритании — с 32,0 до 34,8%, во Франции — с 32,3 до 43%, в Швеции — с

27,7 до 42,3%.

Общие государственные расходы составляют ныне значительную часть

валового внутреннего продукта: от 32,2% в США до 60% в Швеции. Основными

статьями расходов являются расходы на оборону, образование и

здравоохранение. Работники государственного сектора составляли заметную

часть занятых: от 5,9% в Японии до 32,2% в Швеции.

По степени участия государства в экономике с известной долей

условности можно было бы расположить все страны на оси, одним концом

которой является рыночная экономика, а другим — командная. Большинство

стран разместилось бы между этими полюсами. Их обычно и относят к смешанной

экономике. В таких странах, как Россия, Швеция, Нидерланды, государство

играет большую роль, чем в Англии, Японии и США.

11. Литература

5. Базовый учебник: Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для

вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 2.

Вопрос о потребностях и экономических благах подробно проработан в книге

А. Маршалла с выделением необходимых определений. Проблема ограниченности

ресурсов разобрана в учебнике К. Макконнелла и С. Брю (гл. 2). Более

подробно с ней можно ознакомиться в учебнике политической экономии под

редакцией П. Г. Олдака. Проблемы экономического выбора проанализированы во

второй главе "Экономики" П. Самуэльсона. Наглядно вопрос о кривой

производственных возможностей представлен в первом выпуске "Экономической

школы".

Кругооборот экономических благ подробно разобран в учебниках К.

Макконнелла и С. Брю, П. Самуэльсона. Проблеме экономических целей общества

посвящена первая глава "Экономики" П. Самуэльсона. Попытка совместить

политико-экономический подход и подход современной экономической теории

предпринят в учебнике политической экономии под редакцией В. В. Радаева.

Противоречивость экономических целей общества наглядно показана в учебнике

под редакцией П. Г. Олдака.

Эволюция экономических целей человека в различных социально-

экономических системах проанализирована в книге В. С. Автономова. Сравнить

альтернативные подходы к периодизации истории общества целесообразно,

прочитав предисловие к критике политической экономии Маркса и "Постижения

истории" Тойнби (формационный и цивилизационный подходы). Основные черты

доиндустриальной экономики разобраны в учебном пособии Р. М. Нуреева.

Работа Д. Порта, монография Н. Розенберга и Л. Бирдцелла посвящены изучению

экономического роста в эпоху становления капитализма с позиций "новой

экономической истории". Книга П. Грегори и Р. Стюарта содержит подробный

сравнительный анализ современных экономических систем, книги Дж. Ангресано

и М. Готлиба — анализ этапов развития экономических систем.

Барр Р. Политическая экономия. Т. 1. С. 169—190.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая

технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 330—342.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К.,

Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 5—9.

Маршалл А. Принципы... Т. 1. Кн. 1. Гл. 1. Кн. 2. Гл. 2, 3. С. 56— 68,

112—131.

Норт Д. Институты и экономический рост. Историческое введение // THESIS.

1993. Т. 1. Вып. 2. С. 69—91.

Нуреев Р. М. Политическая экономия. Докапиталистические способы

производства. Основные закономерности развития. М.: МГУ, 1991. Гл. 1, 4. С.

6—22, 64—81.

Нуреев Р. М. Экономический строй докапиталистических формаций.

Диалектика производительных сил и производственных отношений. Душанбе,

1989. Гл. 3. П. 1; Гл. 4. П. 1, 2; Гл. 5. П. 1. С. 63— 77, 108—119,

133—152.

Ойкен В. Экономические системы // THESIS. T. 1. Вып. 2. 1993. С.18—31.

Политическая экономия. Часть 1 / Под ред. В. В. Радаева. М.: Изд-во

МГУ, 1992. Гл. 1, 2. С. 12—34.

Розенберг Н., Бирдцелл Л. Е., мл. Как Запад стал богатым. Экономическое

преобразование индустриального мира. Новосибирск: Экор, 1995. Гл. 1, 10. С.

10—42, 314—351.

Стоунъер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной

экономики // В кн.: Новая технократическая волна на Западе. С. 392—409.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. Введение. С.

14—90.

Angresano J. Comparative Economics. Prentice-Hall. New Jersey, 1992. Ch.

1, 2. P. 1—28.

Gottlieb M. Comparative Economic Systems. Preindustrial and Modern Case

Studies. Iowa State University Press, Ames. 1988. Ch. 1. P.3—29.

Gregory P., Stuart R. Comparative Economic Systems. 5-ed. Boston, 1995.

Ch. 1, 2. P. 3—36.

Тема 03. Рыночная система: спрос и предложение

Учебные цели

1. Ознакомиться с основными характеристиками рыночной системы

хозяйства.

2. Уяснить принципы и стимулы развития, свойственные рынку.

3. Понять роль ценового механизма и конкуренции в рыночной экономике.

4. Уяснить каким образом рыночный механизм и конкуренция решают

фундаментальные проблемы экономической организации общества.

5. Раскрыть преимущества и недостатки рыночного механизма

хозяйствования.

6. Уяснить, как ценовая эластичность спроса может быть использована

для измерения реакции объема спроса на изменение цены товара.

7. Изучить перекрестную эластичность спроса и метод ее расчета;

сравнить различия в величине коэффициента перекрестной

эластичности по взаимозаменяемым, взаимодополняемым и нейтральным

товарам.

8. Обратить внимание на ценовую эластичность предложения, формулу

расчета ее коэффициента, а также зависимость его величины от

фактора времени.

План

1. Рыночная система.

2. Спрос и предложение

3. Равновесие спроса и предложения.

4. Эластичность спроса и предложения.

3.1. Рыночная система

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи

покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар

имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей;

между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться.

При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и

присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав

собственности.

Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском

информации, ведением переговоров, определением качественных и

количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и

защитой прав собственности, заключением контракта и т. д. Поэтому рынок

можно определить как совокупность трансакций (от англ. transaction —

сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка

реализуемых благ.

Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между

обособленными в рамках общественного разделения труда производителями,

каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск.

Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они

передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее

экономных методов производства и наиболее эффективному использованию

ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению

доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую

технологию и высококачественные ресурсы.

В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не

площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а

социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями

и потребителями экономических благ. Важную роль в выравнивании спроса и

предложения, установлении равновесных цен играют оптовые покупатели и

продавцы.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные

рынки. Объектом купли-продажи могут быть потребительские товары или

ресурсы; соответственно различаются рынки потребительских товаров и услуг и

рынки ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей,

информации). Наряду с товарным рынком существует денежный рынок. Цены на

рынке могут складываться как в процессе купли-продажи, так и до него.

Мы чаще сталкиваемся с такими товарами и услугами, цены на которые

устанавливаются заранее. Это типично для несовершенной конкуренции. Цены на

рынке могут складываться в процессе как личного, так и безличного контакта

(см. рис. 3.1).

[pic]

Рис. 3.1. Основные формы рынков

На рисунке заключены в рамки признаки той формы рынка, которая

является объектом нашего изучения в данной теме. Позднее будут рассмотрены

и другие, более сложные формы.

Трансакционные издержки. Одна из главных проблем функционирования

рынка — это проблема трансакционных издержек — издержек в сфере обмена,

связанных с передачей прав собственности.

Понятие трансакционных издержек было введено в экономическую теорию Р.

Коузом в статье "Природа фирмы" (1937). Они включают расходы, связанные с

поиском информации, затраты на ведение переговоров, работу по измерению

свойств товара (услуги), издержки по спецификации и защите прав

собственности, а также траты, связанные с преодолением оппортунистического

поведения контрагентов. Политическая экономия XIX в. фактически

абстрагировалась от трансакционных издержек. Однако в XX в. не замечать их

стало просто невозможно.

В условиях рыночной экономики, где субъекты обособлены друг от друга,

предпосылкой обмена выступает принадлежность благ агентам экономических

отношений. Именно собственник, вступая в рыночные отношения, определяет,

как и на каких условиях экономическое благо будет передано другому лицу, то

есть что является объектом передачи: права пользования, владения,

распоряжения, управления и т. д. Сбор необходимых данных о правомочиях

продавца входит в издержки поиска информации и ведения переговоров.

Полное право собственности обычно включает целый набор прав:

владения, пользования, распоряжения, управления, право на доход, на

капитальную стоимость блага, на безопасность, на переход блага по

наследству или завещанию, а также бессрочность, запрещение вредного

использования, ответственность в виде взыскания и остаточный характер

(классификация А. Оноре).

Значение трансакционных издержек для процесса обмена стало объектом

широкого анализа после доказательства Р. Коузом его теоремы (1960).

Удельный вес трансакционных издержек особенно велик в обществе, где права

собственности слабо определены (специфицированы). Такие условия характерны

для стран, осуществляющих переход к рыночной экономике.

Недостаточно развитая правовая сторона рыночных отношений создает

благоприятные условия для жульничества, обмана, искажения информации о

потребительских свойствах товаров и их реальной ценности.

Однако и в развитом обществе проблема минимизации трансакционных

издержек по-прежнему актуальна. Это связано как с дальнейшим

совершенствованием юридических норм, так и (что более важно) с укреплением

этического фундамента, честности и ответственности, идеологии консенсуса в

обществе. Последнее направление, как считают многие современные

исследователи, ведет к созданию мягкой инфраструктуры рынка и является

наиболее эффективным и экономичным способом защиты интересов всех и

каждого.

3.2. Спрос и предложение

Кривая спроса. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке

какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и

количеством проданного (реализованного) товара существует определенная

связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных

условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос.

Например, при цене в 60 долл. покупатели готовы купить лишь одну

единицу блага X, при цене в 30 долл. — три единицы, при цене в 20 долл. —

четыре единицы и т.д.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом

спроса.

Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть

изображена графически.

Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического

блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную

(цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) — по горизонтальной оси (см.

рис. 3.2).

[pic]

Рис. 3.2. Зависимость величины спроса от цены

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок

продукции Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2000 г.).

Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей

купить большее количество благ при меньшей цене.

В общем виде:

QD = f (P),

где ОD — величина спроса (demand);

Р — цена (price).

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние

подробнее.

Функция спроса. Функция спроса— функция, определяющая спрос в

зависимости от влияющих на него различных факторов.

Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы

уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен

означает движение по кривой спроса (см. рис. 3.3).

[pic]

Рис. 3.3. Кривая спроса

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) увеличение (или

сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3)

ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5)

изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или

уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В), (3.1)

где QD — спрос;

Р— цена;

I— доход;

Z— вкусы;

W— ожидания (waiting);

Psub - цена на товары-субституты;

Pcom – цена на комплементарные товары;

N — количество покупателей;

В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см.

рис. 3.4).

[pic]

Рис. 3.4. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии

инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2.

При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в

зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда

других свойств, которые будут выяснены позже.

Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением

низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары

лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть

кривая перемещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом, данного товара,

повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики

может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие

чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что

если два товара взаимозаменяемы, (являются товарами-субститутами), то между

ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен

на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (комплементарное) благо

сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению

объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение

спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов

снизить их цены.

Таким образом, если два товара взаимодополняемы (комплементарны), то

между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные

крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей.

Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и

Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (см. рис. 3.5а).

Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения спроса Андреева

и Борисова (см. рис. 3.5б).

[pic] [pic]

а) Индивидуальный спрос б) Совокупный спрос

Рис. 3.5. Индивидуальный и совокупный спрос

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей,

чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер

семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние

порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор

может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные

группы населения.

Подведем итоги. Движение вдоль кривой спроса отражает изменение

величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях)

величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (см.

рис. 3.3). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса:

оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (см. рис.

3.4).

Кривая предложения. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на

рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины

предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара

(при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене

20 долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене

30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл. — шесть единиц блага X.

В общем виде: Qs = f(P),

где Qs — величина предложения (supply);

Р — цена (price)

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта

называется законом предложения.

Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть

изображена графически.

Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество

экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный

момент времени.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную

(цену) по вертикальной, а зависимую (предложение) — по горизонтальной оси

(см. рис. 3.6).

[pic]

0 Q

Рис. 3.6. Зависимость величины предложения от цены

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и

объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1 января

2000 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании

производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме

цены, на предложение влияют и другие факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Функция предложения. Функция предложения определяет предложение в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.