реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по экономической теории

разных странах).

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный

вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. 3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на

такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос

на большинство из которых неэластичен).

Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие

результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой

необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем

хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как

автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.

3. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

4. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление

электроэнергии неэластично (ЕpD =0,13), то в долгосрочном — довольно

эластично и равно 1,89.

Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде

вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников

и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за

электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов

будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы

на более экономные.

Перекрестная эластичность. Эластичность спроса на одно благо

относительно иен на другое благо называется перекрестной эластичностью.

EDx,y = dQx/Qx :dPy/Py = dQx/dPy x Py/Qx (3.6)

Если EDx,y > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты),

если EDx,y < 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень

заменяемости благ (в крайнем случае, когда EDx,y = + (, перед нами

совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность, тем больше

взаимодополняемость (если EDx,y = - (, то мы имеем пример

жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и

взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при небольших ценовых

изменениях.

Например, если цена на хлеб значительно снизится, то это повлечет

повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на

другие товары, в том числе и на мебель. Тогда EDx,y < 0 для хлеба и мебели,

что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода.

При исключении эффекта дохода можно получить по значению перекрестной

эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ

(выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса

можно разложить на два компонента, характеризующие эффекты дохода и

замещения (уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности).

Эластичность спроса относительно дохода. В современной экономической

науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода

EiD = (Q/Q : (I/I

(3.7)

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является

отрицательным (EiD < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на

данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным.

Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его

другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление

маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля,

заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен

(EiD > 0), благо является нормальным.

Если 0 < EiD< 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что

типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).

При EiD > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения

(предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксированном уровне дохода

по группам потребителей, так как в зависимости от дохода одни и те же блага

могут давать численные значения эластичности по доходу как меньше единицы,

так и равные единице или больше нее (например, мебель).

Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу,

меньшей единицы (0 < EiD < 1), должно существовать благо с EiD > 1 для

конкретного потребителя, называется законом Энгеля.

Рассмотрим теперь эластичность предложения.

Эластичность предложения. Эластичность предложения по цене показывает

относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на

один процент.

EPS = (S/S : (P/P

(3.8)

Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложения важное

значение имеет фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно

неэластично (EPS == 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к

повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см.

рис. 3.9а).

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это

выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но

и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые

факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. 3.9б).

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично,

поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при

постоянных ценах или несущественном повышении цен (см. рис. 3.9в).

[pic]

Рис. 3.9. Изменение цен и объема предложения в

кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

Практическое значение теории эластичности. Теория эластичности имеет

важное значение для определения экономической политики фирм и значение

теории правительства. Это наглядно видно на примере эластичности

налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную

(фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению

кривой предложения S вверх до S' (см. рис. 3.24).

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а

также включает избыточное налоговое бремя, являющееся омертвленными

издержками, которые представляют чистую потерю для общества. Эластичность

при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть

налога выплачивают предприниматели, а какую — потребители.

[pic]

0 Количество

Рис. 3.24. Распределение налогового бремени

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается

производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем (сравним

разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом случае и во втором на рис.

3.25).

[pic] [pic]

а) Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный спрос

Рис. 3.25. Эластичность спроса и распределение налога с продаж S'

Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса

потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить

свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет

сделать гораздо труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на

потребителей, а если неэластично — то на производителей (см. рис. 3.26).

Это и понятно.

[pic]

а) Налоги и эластичное б) Налоги и неэластичное

предложение предложение

Рис. 3.26. Эластичность предложения и распределение налога с продаж

Эластичность предложения означает, что производители без труда смогут

переключить свои ресурсы на производство какого-либо другого товара или

услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов

происходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога

пострадают производители.

11. Литература

6. Базовый учебник

Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М,

1999. Гл. 3.

Изложение вопроса в рамках стандартного вводного курса можно найти в

учебниках К. Макконнелла и С. Брю (гл. 4, 5), П. Самуэльсона (гл. 4, 20),

Н. М. Розановой и А. Е. Шаститко (Теория спроса и предложения); упрощенное,

но довольно глубокое изложение — в книге П. Хейне (гл. 2—4). Российскому

читателю полезно начинать изучение с работы Милтона и Роуз Фридмен, лекций

А. Я. Лившица и публикации "Экономической школы" (в последней содержится

детальная характеристика проблемы устойчивости равновесия). С

первоначальным вариантом концепции равновесия на индивидуальных товарных

рынках следует знакомиться по книге А. Маршалла. Более строгое изложение

вопросов (с использованием математического аппарата) можно найти в

произведениях Р. Аллена, У. Баумоля (гл. 8 § 1—4), Р. Пиндайка и Д.

Рубинфельда (гл. 1—2), А. Н. Чеканского и Н. Л. Фроловой (гл. 6), а также

Н. М. Розановой и А. Е. Шаститко (Основы экономического выбора). Большое

количество интересных примеров и ситуаций читатель найдет у Д. Хаймана (гл.

1—2).

Аллен Р. Математическая экономия. М., 1963. Гл. 1. С. 21—46.

Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. Гл. 1. С. 4—32.

Маршалл А. Принципы... Т. 1. Кн. III. Гл. 1—5. С. 145—207. Т. 2. Кн. V.

Гл. 7. С. 83—91.

Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Теория спроса и предложения, М.:

Анкил,1995.

Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Основы экономического выбора. М.: ТЕИС,

1996

Фридмен М., Фридмен Р. Хозяева своей судьбы. Гл. 1 // Фридмен и Хайек о

свободе. Минск, 1990. С. 26—58.

Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // МЭиМО. 1989. № 12. С.

6—14.

Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Теория поведения потребителей и рыночный

спрос. М.: ТЕИС, 1996. Гл. 6. С. 102—123.

Тема 04. Институциональные аспекты рыночного

хозяйства

Учебные цели

1. Уяснить правовые предпосылки рыночного хозяйства.

2. Уяснить сущность и рассмотреть формы трансакционных издержек.

3. Уяснить содержание внешних эффектов и меры воздействия на них со

стороны государства.

4. Уяснить сущность теоремы Р. Коуза.

5. Охарактеризовать общественные товары.

6. Выявить причины, формы и объективные границы вмешательства

государства в развитие рыночной экономики.

"Никого нельзя заставить быть богатым или здоровым вопреки его воле",

— заметил однажды Джон Локк.

1. Конспект лекции

План

4.1. Правовые предпосылки рыночного хозяйства

4.2. Внешние эффекты. Теорема Коуза

4.3. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике.

4.1. Правовые предпосылки рыночного хозяйства

Права собственности и их структура. В современной экономической теории

под правами собственности понимаются санкционированные поведенческие нормы.

Права собственности (property rights) — это совокупность властных

прав, санкционированных поведенческих отношений, складывающихся между

людьми по поводу использования ими экономических благ.

Существующий ныне набор прав формировался исторически в течение

длительного времени. В римском праве ведущую роль играли права владения,

пользования, управления и перехода вещи по наследству (или завещанию).

Со становлением капитализма к ним добавились такие существенные

характеристики, как, с одной стороны, право на основу или "капитальную

стоимость" вещи, а с другой — право на доход, возникающий в результате

использования или управления объектом собственности. Национализации,

имевшие место в ряде стран в течение XX в., остро поставили вопрос о

временных границах использования вещи (бессрочное или с ограниченным

сроком) и особенно о праве на безопасность (гарантирующую от экспроприации

под тем или иным благовидным предлогом). Защита от отрицательных

последствий использования вещи (отрицательных внешних эффектов, возникающих

от пользования вещью) стала особенно актуальной с обострением экологических

проблем. Она обусловила необходимость запрещения вредного использования

вещи. Эти и другие правомочия (например, ответственность в виде взыскания

вещи в уплату долга, так называемый остаточный характер неучтенных

правомочий) составляют сейчас полное определение права собственности'. В

реальной действительности возможны их самые различные сочетания.

Англосаксонская правовая традиция (в отличие от правовых систем

континентальной Европы) рассматривает право собственности как определенную

совокупность частичных правомочий, которая может укрепляться путем

добавления к ней (спецификации — specification) все новых и новых прав или

ослабляться путем отделения от нее некоторых правомочий — размывания

(attennation) прав собственности. Процесс спецификации/размывания прав

собственности связан с трансакционными издержками.

Формы трансакционных издержек.

Трансакционные или операционные издержки (transaction costs) – это

издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в

30-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение.

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

1) издержки поиска информации;

2) издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

3) издержки измерения;

4) издержки спецификации и защиты прав собственности;

5) издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением

на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится

тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается

дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше

равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими

вследствие покупки товаров-субститутов.

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют

затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях

продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают

цену продаваемой вещи.

Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения,

что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам

процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом

процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное

измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию

нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную

экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также

гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право

обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью

ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.

Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В

обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи

постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их

восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести

расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на

страже правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией

информации, хотя и не ограничиваются ею. Дело в том, что поведение после

заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут

выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их,

выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск (moral

hazard) всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда —

работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий

других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого

полностью неизвестны.

Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося

от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет

партнеров.

Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится

очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими.

Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут

требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других

угрозой выхода из команды.

Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена

(ex ante), в процессе обмена и после него (ex post). Углубление разделения

труда и развитие специализации способствуют росту трансакционных издержек.

Их величина зависит также и от господствующей в обществе формы

собственности. Существуют три основные формы собственности: частная, общая

(коммунальная) и государственная. Рассмотрим их с точки зрения теории

трансакционных издержек.

Частная, общая (коммунальная) и государственная собственность. В

условиях частной собственности всей полнотой прав обладает отдельный

человек. В условиях государственной собственности решение принимается на

основании установленных правил и процедур, которые регулируют интересы

общества в целом.

В условиях общей (коммунальной) собственности все участники

организации (коммуны), которой такая собственность принадлежит, обладают

общим правом использования блага (до его присвоения) и частным правом на

использование после того, как удалось его получить (присвоить) во временное

или постоянное владение.

Поскольку при государственной собственности отдельный член общества

владеет собственностью не непосредственно (как при частной собственности),

а опосредованно (через установленную в обществе систему правил и процедур),

то и контроль за этой собственностью усложняется. Ее, как правило, нельзя

продать или передать другому лицу, трудно контролировать тех, кто ею

непосредственно управляет (т. е. бюрократию). Сложность процедуры принятия

решений также ослабляет функции контроля и оперативного управления ею.

Поэтому на практике отсутствует прямая связь между желаниями и стремлениями

совладельцев государственной собственности и результатами ее реального

использования. К тому же желания и стремления отдельных совладельцев редко

совпадают, и согласование интересов превращается в большую проблему,

решение которой зависит от соотношения политических сил.

Общая (коммунальная) собственность возникает там и тогда, где и когда

издержки по спецификации и защите частных прав собственности чрезвычайно

высоки. Выгоды же от установления частных прав собственности или равны нулю

(если благо имеется в изобилии), или явно меньше затрат, связанных с их

установлением.

Основной проблемой общей собственности является ее сверхиспользование:

каждый индивид стремится опередить другого в потреблении того, что

достается ему бесплатно. То, что в результате хищнической эксплуатации

могут сократиться возможности потребления других собственников, его не

интересует. Но, поскольку так поступают все, благо, находящееся в общей

собственности, быстро истощается. Поэтому общая (коммунальная)

собственность оказывается неустойчивой, нестабильной и с течением времени

превращается либо в частную, либо в государственную собственность.

4.2. Внешние эффекты. Теорема Коуза

Внешние эффекты. Внешние эффекты, экстерналии (externalities) -

издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в

данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в

результате как производства, так и потребления товаров и услуг.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.

Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для

третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между

социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.