реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Малый бизнес место и роль в экономике

приостановили ее, не ликвидировавшись, то очевидно, что начавшаяся в 1995

г. перерегистрация и соответственно официальная ликвидация реально не

функционирующих малых предприятий должны привести к дальнейшему

существенному снижению числа малых предприятий в России. А с учетом того,

что в ряде российских регионов реально действует чуть более половины

зарегистрированных МП (по данным Госкомстата РФ), перерегистрация внесет

определенные коррективы и в региональную структуру малого

предпринимательства страны.

Замедление роста числа новых малых предприятий объясняется еще и тем,

что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой

мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря

на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная

безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

Реальная безработица может быть на порядок выше, на что указывают

альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных

организаций и пр. Но тем не менее официальный статус работающих (пусть даже

на "полуживых" предприятиях), пока он действует, создает социально-

психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной

самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере

малого бизнеса. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде

не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж или

выполнения подсобных работ. Но как только правительство России на деле, а

не на словах пойдет на банкротства многочисленных нерентабельных

предприятий, рост официальной безработицы, несомненно, вызовет новую волну

увеличения числа МП.

Резкий спад темпов прироста числа МП по-разному нашел отражение в

отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько

прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество МП в

строительстве и на транспорте (на 18 и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере

общественного питания число МП уменьшилось примерно на 10%. В общей

коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в сфере

обслуживания произошло абсолютное сокращение числа малых предприятий (-

5,6%).

В 1995 г. среднесписочная численность занятых в МП по сравнению с 1994

г. увеличилась на 0,8% Конечно, величина прироста невелика, но она

подтверждает данные социологических опросов, в ходе которых руководители МП

высказывали мнение о необходимости увеличения численности персонала

предприятий. И что очень важно, они указывают на то, что настало время

перехода от полулегальной занятости к нормальной, адекватной действующим

законам.

Особо надо отметить усиление инвестиционной активности МП. Общий объем

их капитальных вложений за 1995 г. возрос в 4 раза, причем в промышленности

- в 7,4 раза.

Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским

правительством политика умеренно-жесткой финансовой стабилизации, с одной

стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества

МП, но с другой стороны, имела выраженный оздоровительный эффект. В стране

стала формироваться принципиально новая экономическая ситуация, в которой

МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в

нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно

приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей

жизнеспособности МП активно скрывают реальную хозяйственную и

инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля

помимо основной деятельности в 1995г. занималась еще и торговлей как

несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком

оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в

производство, хотя и в самых простых его формах.

В целом можно предположить, что новый рывок в динамике числа МП, в

увеличении их макроэкономического веса по всем показателям неизбежен. Его

следует ожидать по мере накопления предпосылок для формирования целостной

системы рыночного хозяйствования, решительных шагов в области

демонополизации экономики, дебюрократизации управления и, конечно, общего

перехода к фазе оживления и подъема производства и производственного

инвестирования.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста

российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его

деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех

уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и

страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности.

Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса.

Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП

в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального

подъема в экономике позволит перейти к следующему этапу по-настоящему

рыночного развития российского малого бизнеса. Заложенные основы рыночных

отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной

деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с

1995г. по ………) развития предпринимательства сможет изменить соотношение

деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство

сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные

двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной

экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены

свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит

приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной

перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды

хозяйствования.

На данном этапе актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий

в условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к

банкротству большого числа крупных олигополий. Обвал рубля привел к тому,

что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а

большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до

сентября 1998 года, вообще перестали существовать.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый

факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах

российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ,

на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на

которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с

учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре

доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре

-Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились

кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном

замедлении темпов роста числа малых предприятий.

1.2. Виды малых предприятий

Дадим краткую характеристику малым предприятиям. Сталкиваясь с

малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку, считая малые

предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным,

совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень

не могут быть включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая

форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то

применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех

имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных,

кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности

работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые

совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не

существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы

ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда,

управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются

по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид

малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его

учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут

создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами,

государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными

организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться

совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная

организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно

малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава

государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид

созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные частные предприятия, названные так

именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по

таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий

совпадают.

1.3. Правовые основы малого бизнеса

Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое

явление существует уже более 10 лет. Действующие законодательные и

нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых

предприятий с целью создания благоприятных условий для их

функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению.

Ниже приведены некоторые законы и постановления правительства направленные

на поддержание и регулирование процессов связанных с формированием малого

бизнеса.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и

предпринимательской деятельности" (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20

июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.). Данным законом определены основные

понятия: предпринимательская деятельность, субъекты предпринимательства,

статус предпринимателя, формы предпринимательской деятельности.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г.

№ 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», были

определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена

возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания

фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

В соответствии с законом РСФСР «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках», Правительство РФ в

апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки

предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был

переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).

В июне 1995 г. был принят федеральный закон «О государственной

поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший

общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы

государственного стимулирования, а также регулирования деятельности

субъектов малого предпринимательства.

Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный

комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле

1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа

государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 -

1995 гг. В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в

данной области, включая совершенствование законодательства, развитие

системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное

обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для

обеспечения государственных нужд и др.

В 1996 г. Государственной Думой была утверждена вторая Федеральная

программа государственной поддержки предпринимательства на 1996-1997гг.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об

утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная

перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах". В данном постановлении

подчеркивается высокое значение развития малого бизнеса в условиях

нарушенных производственно-хозяйственных связей, а также дается определение

классификации фирм в зависимости от их численности.

Постановление Госкомстата РФ от 31 января 1998 г. N 7 "Об утверждении

"Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной)

экономики". Настоящее постановление содержит описание системы экономических

досчетов, используемых на федеральном и региональном уровнях, и применяемых

с целью определения скрываемых предпринимателями объемов производимой

продукции с целью получения экономической выгоды, которая скрывается или

преуменьшается в целях уклонения от налогообложения.

Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 697 "О Федеральной

программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской

Федерации на 1998 - 1999 годы". В Программу включены подпрограммы:

привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в

малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства в области

жилищно-коммунального хозяйства; поддержка малого предпринимательства в

сельской местности; использование возможностей малого предпринимательства

при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 828 "О Федеральной

целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на

1998 - 2000 годы". Постановление предусматривает реализацию мер,

предусмотренных программой "Молодежь России" (1998-2000гг.), а также

соответствующими региональными программами по поддержке и расширению

занятости молодежи, включая молодежное предпринимательство.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции

инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы".

Постановлением предусматривается комплекс мер по преобразованию

(приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в

инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на

создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной

деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной

продукции и освоение высоких технологий.

1.4. Особенности и функции малого предприятия

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом

качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права

собственности и непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия:

ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений

между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной

мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности

трудом.

Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не

позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и

общий отраслевой объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между

предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое

предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга

потребителей.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью

ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного

рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в

производственный процесс и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется

родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю

деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный

фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.

Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования.

Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые

биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые

предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков,

собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей,

родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю

оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных

предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных

фондов), то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить

следующие экономические функции:

V во-первых, функция работодателя;

V во-вторых - производителя продукции и услуг;

V в-третьих - катализатора научно-технического прогресса;

V в-четвертых – налогоплательщика;

V в-пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные:

V во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности

многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;

V во-вторых, используется труд социально уязвимых групп

населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев

и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных

предприятиях;

V в-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом

мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для

обкатки молодых кадров.

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая

функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой

рыночной экономикой. А именно создание малых предприятий по переработке

промышленных отходов крупных и средних предприятий.

1.5. Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с

большой промышленностью.

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости

изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой

номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования

незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного

количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном

насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных

запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление

которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не

автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных

производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий.

Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с

высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная

деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых

предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это

предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное

развитие экономики.

Малые предприятия интенсивного направления призваны давать мощный

импульс развитию крупных предприятий, именно здесь закладывается основа

глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий

в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано

подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок

сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать

основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная

малая экономика - это полигон для отработки всех аспектов научно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.