![]() |
|
|
Международный валютный фонд (МВФ) и его функциииностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Таблица. Кредиты МВФ |Период |В млрд. СДР |В % | |1947 – 1961 |6,2 |5,1 | |1962 – 1976 |35,0 |28,6 | |1977 – 1991 |81,0 |66,3 | |Всего |122,2 |100,0 | Таблица. Распределение кредитов МВФ (в %) |Страны |1947 – 1976 |1977 – 1991 | |Промышленно развитые |60,6 |7,9 | |Развивающиеся |39,4 |92,1 | Цели кредитования. МВФ предоставляет в настоящее время кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т. е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во- вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств. При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять более или менее равномерный спрос на различные валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. Отсюда -утверждение о "кооперативном характере" МВФ, представление о нем как о своего рода пуле валют, постоянно циркулирующих между странами-членами. Механизмы кредитования Фондом стран-членов. Ниже рассмотрены основные (обычные) механизмы кредитования Фондом стран-членов, финансирование которых осуществляется с помощью собственных ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов (General Resources Account). Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения "золотой долей", а с 1978 г. - "резервной долей" (Reserve Transhe); она образует величину, составляющую до 25% квоты стран. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны (за исключением авуаров, которые являются результатом использования страной ресурсов МВФ в рамках кредитных долей). При этом если МВФ использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее "кредитную позицию". Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют "резервную позицию" (Reserve Position) страны-члена в МВФ. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в финансировании дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства. Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% величины квоты), делятся на четыре "кредитные доли", или транша (Credit Tranches), составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). Таким образом, в соответствии с этими положениями, предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности получения валюты в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то устав предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие "верхние кредитные доли" (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а любые суммы, превосходящие первую кредитную долю. Договоренности о резервных кредитах" (Stand-by Arrangements) стали практиковаться с 1952 г. Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен наднациональную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой, по сути дела, открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в скорме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами- членами о резервных кредитах. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах "стэнд-бай" имели срок действия до года, с 1977 г. - до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицитен платежных балансов. Механизм расширенного кредитования. В 1974 г. резервная и кредитные доли были дополнены механизмом расширенного кредитования, МРК (Extended Fund Facility, EFF). Он предназначен для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на срок в три года, при необходимости и по просьбе страны-члена - до четырех лет. Валюта, предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах (верхние кредитные доли) и расширенном кредитовании, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения -ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов "стэнд-бай" и расширенных кредитов является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны, прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень жесткости этих требований по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в "письме о намерениях" (Letter of Intent) или "меморандуме об экономической и финансовой политике" (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной -получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров, с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых "критериев реализации" (Performance Criteria). Если МВФ сочтет, что страна использует кредит "в противоречии с целями Фонда", не выполняет взятых на себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны -заамщицы. С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически учреждать временные кредитные механизмы (facilities - можно перевести как механизм, устройство, система, фонд). Для их формирования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с промышленно развитыми государствами и странами - членами ОПЕК. Этими механизмами последовательно являлись- Нефтяной фонд (Oil Facility, OF); использовался для предоставления кредитов странам-членам, являвшимся импортерами нефти, с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости нефти и нефтепродуктов (1974 – 1976 гг.). В общей сложности были выделены средства в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. дол. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны - экспортеры нефти. Среди получателей кредитов количественно преобладали развивающиеся страны, но их доля в объеме этих кредитов была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых), обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен; за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти. Механизм дополнительного финансирования, МДФ (Supplementary Financing Facility, SFF), или "Фонд / Виттевеена" (Witteveen Facility) - по имени директора-распорядителя МВФ; время действия - 1979 -1982 гг. Цель этого механизма - предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы "фонда Виттевеена" (7,8 млрд. СДР, т. е. свыше 10 млрд. дол.) были сформированы за счет займов 13 стран - членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из этого фонда получили 26 стран. Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged Access to Fund's Resources); действовала в 1981 - 1992 гг. Цель - предоставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов были непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот механизм использовался для финансового содействия осуществлению государствами- членами корректирующих экономических мер в тех случаях, когда они нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширенного кредитования, и на более продолжительный срок. Источником ресурсов для реализации этой политики являлись как собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран - членов Фонда в рамках девятого общего пересмотра квот указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен. Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и механизма расширенного финансирования (применяемые вместе или раздельно) устанавливаются Исполнительным советом и ежегодно пересматриваются. С октября 1994 г. на трехлетний период были установлены следующие лимиты: предоставление кредитов (точнее - принятие Фондом на себя обязательств по предоставлению кредитов) на протяжении года - до 100% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина - 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом величины выкупленной страной у Фонда национальной валюты и сумм, запланированных к погашению). В исключительных случаях данные лимиты могут быть превышены. В ноябре 1997 г. Исполнительный совет принял решение сохранить установленные в 1994 г. лимиты до следующего пересмотра политики доступа к ресурсам МВФ. МВФ взимает со стран-заемщиц комиссионные сборы в размере порядка 0,5% суммы займа и определенную плату (Charge), или процент, за предоставляемые им кредиты, которая увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и в конечном счете с рыночными ставками. Ставки определяются в течение каждого финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного целевого показателя по чистой прибыли. В 1997/98 финансовом году (с 1 мая по 30 апреля) процентная ставка в расчете на год составила в среднем 4,65% (годом раньше - 4,51%). По истечении установленного срока страна-член обязана произвести обратную операцию – "выкупить" национальную валюту у Фонда (т. е. погасить задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возмещение полученных средств по договоренностям о кредитах "стэнд-бай" производится в течение периода времени от 3 1/4 до 5 лет со дня приобретения каждого транша валюты и о расширенном кредитовании -от 4 1/2 до 10 лет. Помимо того, страна-засмщица обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду. , Специальные механизмы. В целях расширения масштабов и совершенствования структуры своих кредитных операций МВФ практикует создание специальных механизмов. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение странами - членами Фонда средств по линии специальных механизмов - это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее' национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают: 1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, МКЧФ (Compesatory and Contingency Financing Facility, CCFF); предназначен для кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление товаров-заменителей и т. п. Этот механизм имеет три компонента: 1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье; 2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран -импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно; с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. - кредитование стран - импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа; 3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь, понесенных странами, испытывающими влияние непредсказуемых внешних факторов, например, неблагоприятного изменения международных процентных ставок (до 30% квоты)7 Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой, "факультативной", кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного финансирования, устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования с учетом всех его компонентов составляет 95% квоты страны. 2. Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ (Buffer Stock Financing Facility, BSFF); создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их Платежные балансы. Лимит - 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984 года. 3. Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП (Systemic Transformation Facility, STF); был учрежден в апреле 1993 г. как временный специальный механизм. Назначение МФСП состояло в оказании финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощь предоставлялась тем странам, которые сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Практически этот механизм был образован главным образом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ. Основанием для использования МФСП могло быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за переориентации на мировые цены, в особенности на энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов обусловливалось выполнением страной-заемщицей набора более "мягких" макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на общую сумму почти>в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. дол.). В конце декабря 1995 г. функционирование механизма финансирования системных преобразований завершилось. 4. Механизм финансирования дополнительных резервов, МФДР (Supplemental Reserve Facility, SRF); учрежден в декабре 1997 г. Образование этого механизма явилось непосредственной реакцией на финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и ряде других стран. В рамках МФДР предоставляются средства государствам-членам, которые испытывают "исключительные трудности" в области платежного баланса и остро нуждаются в широкомасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что находит выражение в стремительной утечке капиталов и давлении на международные резервы страны. ''Предполагается, что МФДР должен применяться в тех случаях, когда отток капиталов из страны происходит в таких масштабах, что может создать потенциальную угрозу для всей международной валютной системы. Финансирование в рамках данного механизма производится путем выделения дополнительных сумм к тем средствам, которые предоставляются странам-членам в рамках договоренностей о кредитах "стэнд-бай" или о расширенном кредитовании. Предоставление кредитных средств через посредство МФДР, в отличие от кредитов по линии других механизмов, не ограничено какими-либо лимитами и может производиться в любых размерах. Однако в то же время получение этих средств страной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита) к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, погашение кредита должно осуществляться ^в течение более короткого, чем во всех других случаях, срока - от одного года до полутора лет; правда, Исполнительный совет может продлить этот срок еще вплоть до одного года. 5. Чрезвычайные кредитные линии, ЧКЛ (Contingent Credit Lines, CCL). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |