![]() |
|
|
Рынок труда и особенности его развития в Российской Федерациифактора экономического развития. Уровень производительности труда в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии. Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 миллионов человек, сократившись в 1998-2001 годах почти в 4 раза. Несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11 процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно для рыночной конкурентной среды. Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных причин (рост численности трудоспособного населения, слабое развитие агропромышленного комплекса, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика условий сельского труда и ряд других факторов) имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости сельского населения. Развитие самозанятости и различных форм малого предпринимательства, стимулирующих создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так и в смежных отраслях экономики, способствует также снижению социальной напряженности. Растет сельская общая и регистрируемая безработица. В 2000- 2002 годах общая численность безработных возросла с 1,86 до 1,94 миллиона человек, или на 4,3 процента, а численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, - с 325,3 до 455,9 тысячи человек, или на 40,1 процента. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90- х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны, возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин (до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными участниками неформальной экономики домохозяйства. Вместе с тем после периода резкого сокращения численности занятого сельского населения наметилась тенденция его роста. Так, если в 1992-1999 годах численность занятых уменьшилась на 3,1 миллиона человек, то в 1999-2001 годах произошло увеличение на 1,5 миллиона человек. В последние годы снижается интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей из села снизился в 2001 году более чем в 2 раза по сравнению с 1991 годом, однако сохраняется значительный отток молодежи в возрасте до 30 лет (более 46 процентов выбывшего сельского населения). Растет заболеваемость и смертность сельского населения, что может вызвать серьезные негативные демографические последствия и проблемы в восполнении трудовых ресурсов в агропромышленном комплексе. Существенную долю российского рынка труда составляет неформальный сектор экономики. Во второй половине 90-х годов численность граждан в России, для которых неформальная занятость являлась единственной, составляла 7 миллионов человек, а общие масштабы неформальной занятости оцениваются в размере 10-12 миллионов человек. Наиболее важная социально- экономическая функция неформального сектора экономики состоит в том, что он в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения занятости в формальном секторе, а в настоящее время дает части россиян возможность иметь дополнительный заработок, смягчая тем самым социальное напряжение в обществе. В то же время неформальный сектор экономики оказывает отрицательное воздействие на собираемость налогов и другие экономические показатели. Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В 2002 году 9 субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой безработицы превышает средний показатель по России в 1,5-3 раза. Остается острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 миллиона человек. Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых ресурсов в других регионах. Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999 года (после финансового кризиса 1998 года) - 10,4 миллиона человек, или 15 процентов экономически активного населения. Максимальный показатель регистрируемой безработицы отмечался в апреле 1996 года - 2,8 миллиона человек, или 3,8 процента экономически активного населения. Экономический рост привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методике Международной организации труда, с 7,5 миллиона человек в 2000 году до 5,7 миллиона человек в 2002 году, или с 10,5 до 8,1 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в 2000-2001 годах - 1,1 миллиона человек (без учета данных по Чеченской Республике), или 1,5 процента экономически активного населения, и незначительному росту в 2002 году (1,3 миллиона человек (с учетом данных по Чеченской Республике), или 1,8 процента). 7. Факторы, влияющие на развитие рынка труда в Российской Федерации в период с 2003г. по 2005 г. На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2003-2005 годах окажут воздействие следующие факторы: 1) увеличение в 2003-2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 миллиона человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году отмечается максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста - на 674 тысячи человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году составит 542 тыс. человек, в 2005 году - 258 тысяч человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста; 2) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики; 3) профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве; 4) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования; 5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости; 6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса; 7) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики; 8) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях; 9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока; 10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами; 11) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей. 8. Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации. Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2004- 2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и, соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация системы среднего и высшего образования и др.). В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003-2005 годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения. Приоритетными направлениями действий на рынке труда РФ в 2003-2005 годах являются: - в области совершенствования действующего законодательства в сфере занятости населения обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного профессионального образования, включающей базовое и дополнительное образование, а также профессиональную подготовку; - разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников финансирования мероприятий по содействию занятости населения; динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям; - создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики; - поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов; - в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда; - разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи; - создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда; - развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда; улучшение профессиональной ориентации и психологической поддержки населения; развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики; - разработка общероссийского классификатора профессий (занятий), который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию; - разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения качества производительности выполняемых работ; - создание системы оценки качества работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; - совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства; - в области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых рынках труда проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию; - совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики; - разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда; - разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий социально-экономического развития на средне срочную и долго срочную перспективу; проведение анализа перспектив повышения занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе в угольной, металлургической, топливно- энергетической, текстильной и легкой промышленности; - поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест и развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно- территориальных образований, территорий с расположенными на них градообразующими организациями; - поддержка развития всех форм малого предпринимательства и самозанятости населения на селе, содействие созданию новых рабочих мест в агропромышленном секторе; - развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда; - развитие системы социального планирования в организациях реструктурируемых отраслей экономики; - содействие созданию в организациях, предусматривающих высвобождение работников в процессе реструктуризации отраслей экономики, пунктов для консультирования перед увольнением и содействия в трудоустройстве высвобождаемых работников; - организация общественных работ в целях обеспечения временной занятости работников, высвобождаемых в условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики; - в области развития региональных рынков труда разработка и реализация территориальных программ содействия занятости населения; обеспечение наличия в разрабатываемых региональных и отраслевых программах разделов, предусматривающих создание рабочих мест и другие мероприятия, оказывающие положительное влияние на ситуацию на региональных рынках труда; - проведение мониторинга результатов реализации программ и мероприятий по содействию занятости населения; - обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально- квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда, в том числе на основе анализа и прогноза потребности отраслей экономики в соответствующих категориях работников и корректировки структуры профессионального обучения с учетом перспектив социально-экономического развития отдельных регионов; - осуществление комплексных мер по содействию трудовой занятости населения республик Северного Кавказа на основе создания новых рабочих мест в основных сферах экономической деятельности в регионе, создание условий для развития малого бизнеса, развития национальных промыслов и ремесел; - расширение связей организаций с местными образовательными учреждениями всех уровней в целях привлечения инвестиций в развитие материальной базы учебных заведений, совершенствования системы профориентации учащихся общеобразовательных школ с учетом потребностей местных рынков труда; - разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах, образованных градообразующими организациями, с критической ситуацией на рынке труда, обусловленной реструктуризацией градообразующих организаций; - развитие малого бизнеса в сфере услуг (с учетом региональной специфики) с целью создания условий для трудоустройства незанятого населения; разработка местных программ и развитие местных инициатив по поддержанию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; - расширение региональных банков вакансий за счет более полного представления работодателями данных о свободных рабочих местах в территориальные органы службы занятости; - в области регулирования трудовой миграции совершенствование нормативной правовой базы по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан в России с учетом целей въезда и сроков нахождения на территории России; - создание условий для повышения мобильности рабочей силы на базе создания системы экономических и социальных стимулов с учетом прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации; - достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда; - совершенствование механизма сбора и распространения информации о возможностях трудоустройства незанятых граждан из числа мигрантов в благоприятных для расселения районах; создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории России; - в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, предусматривающих разделение категорий зарегистрированных безработных на половозрастные, социально- профессиональные группы, группы, различающиеся по степени активности и методам поиска работы; - реализация принципа адресности в работе служб занятости, ориентированного на слабо защищенные категории населения: инвалидов, многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц предпенсионного возраста, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вынужденных переселенцев и др.; - создание экономических и социальных условий для ликвидации факторов, обусловливающих наличие элементов дискриминации на рынке труда по половозрастному, национальному и иным признакам; обеспечение возможности для наименее социально защищенных категорий граждан (женщин, инвалидов и др.) получения в полном объеме предоставляемых органами службы занятости услуг по повышению их конкурентоспособности на рынке труда; - разработка и реализация специальных программ трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения, внедрение новых социально ориентированных технологий, внедрение современных форм обучения (таких, как дистанционное и модульное), развитие специальной инфраструктуры органов службы занятости; развитие различных форм семейного бизнеса; - развитие клубной работы по социально-трудовой адаптации безработных граждан, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы; в области финансирования мероприятий по содействию занятости населения консолидация финансовых средств для реализации мероприятий по содействию занятости населения и повышению эффективности их использования; - координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер, связанных с регулированием рынка труда и содействием занятости; - совершенствование методики выделения бюджетных средств всех уровней на реализацию мероприятий по содействию занятости населения исходя из потребностей и прогнозируемой численности соответствующих категорий населения (безработных граждан) и объемов оказываемых услуг; - повышение эффективности использования средств федерального бюджета на основе оценки эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения (как на федеральном, так и на региональном уровне) с точки зрения их социально-экономической результативности; - совершенствование механизма перераспределения средств федерального бюджета с учетом ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации; привлечение средств местных бюджетов и работодателей для реализации мер по содействию занятости работников, подлежащих увольнению; - в области повышения эффективности деятельности органов службы занятости усиление оперативной работы органов службы занятости с гражданами, подлежащими увольнению, в целях содействия их занятости; развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечение доступности информации для клиентов органов службы занятости; - совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятыми без работным гражданам; введение для работодателей платных услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы занятости. 9. Заключение. Первостепенная проблема нашей экономики на пути реформ – это формирование цивилизованного предпринимательства, ориентированного на создание отечественной рыночной экономики и высококачественного рынка труда. Сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Уровень формирования российского рынка труда определяется прежде всего степенью удовлетворения жизненных потребностей населения страны рыночным хозяйствованием, способностью отечественной системы наёмного труда обеспечивать прогресс общества не только в технике, науке, производстве, но самое главное – в повышении благосостояния и уровня жизни всего населения. Современная российская экономика идёт по пути перехода к рыночным отношениям. На этом пути, безусловно, имеются издержки, но общая направленность реформ в сторону развития, к которому следуют цивилизованные страны мира, является прогрессивной. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Приложение. Таблица 1. Соотношение основных показателей экономического роста и уровня занятости населения в период 1992-2001 годах. |По полу | |По полу | | | |всего |в том числе | | | | |безработных, | | | | |которым | | | | |назначено | | | | |пособие по | | | | |безработице | |июль 2004г. |справочно |июль 2004г. |справочно |июль 2004г. |справочно | | | |июль 2003г. |июнь 2004г. | |июль 2003г. |июнь 2004г. | |июль 2003г. |июнь 2004г. | |Российская Федерация |1788,2 |1746,1 |1766,9 |1571,6 |1531,5 |1555,8 |1265,4 |1260,6 |1224,9 | |Центральный федеральный округ |276,6 |278,7 |271,6 |211,2 |217,4 |205,0 |185,8 |193,4 |180,1 | |г.Москва |69,6 |66,5 |72,0 |31,6 |33,7 |31,7 |25,5 |29,1 |25,7 | |Северо-Западный федеральный округ |153,1 |157,4 |152,4 |119,8 |123,2 |117,6 |97,4 |106,0 |94,3 | |г.Санкт-Петербург |42,4 |44,6 |43,8 |16,8 |17,7 |17,0 |12,4 |15,1 |12,5 | |Южный федеральный округ |573,8 |498,5 |564,1 |545,8 |469,9 |539,9 |384,0 |327,4 |356,8 | |Приволжский федеральный округ |234,6 |266,1 |229,3 |205,6 |233,1 |202,7 |183,5 |207,4 |180,2 | |Уральский федеральный округ |121,9 |123,7 |121,6 |107,3 |109,4 |108,0 |92,8 |96,8 |93,3 | |Сибирский федеральный округ |304,9 |306,4 |304,5 |274,5 |278,8 |275,0 |230,0 |241,9 |228,1 | |Дальневосточный федеральный округ |123,3 |115,3 |123,3 |107,4 |99,6 |107,7 |91,9 |87,7 |92,0 | | Список литературы. 1. Р.И. Капелюшников, Н.Т. Вишневская – «Феномен российской безработицы: динамика, структура, специфика», Московский общественный научный фонд, М., 2003. 2. Россия в цифрах, 2002 М., Госкомстат России, 2002. 3. www.demoscop.ru – электронная версия бюллетеня Население и общество. 4. www.media.infobus.ru 5. Зверев Анатолий Фёдорович - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, экономический факультет РУДН (Темы 5, 6) Циркулирующий рынок рабочей силы. СХЕМА № 7. Структура занятости населения. [pic] СХЕМА 6 Состояние рынка труда и потоки на нем. Рабочая сила [pic] [pic] [pic] СХЕМА № 5 Составные части рынка рабочей силы [pic] [pic] Схема 8. ----------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ. СХЕМА № 1 -агрегаты; -машины; -инструменты; -устройства -сырье; -полуфабрикаты; -заготовки; -вспом. материалы Структура рабочего места Предметы труда Средства труда Условия труда и производства Данные природой Содержащие труд, но подлежащие дальнейшей обработке Орудия труда (костно-мускульная система Сосудистая система производства Естественные силы природы, усиливающие и расширяющие способности к труду Земля -трубопроводы; -терминалы; -тара; -складское хозяйство; -другое -виды энергии; -силы ветра, пара, света, воды, газа и т.п. -участки земли; -здания; -сооружения; -коммуникации; -транспорт; -связь -нефть; -руда; -уголь; -газ; СХЕМА № 2 Строение рынка труда Рынок труда Рынок рабочих мест Рынок рабочей силы Потенциальный Циркулирующий Внутрифирменный СХЕМА № 3 Потенциальный рынок рабочей силы Потенциальный рынок рабочей силы образуют лица, занятые не по найму Состав потенциального рынка рабочей силы Лица свободных профессий Военнослужащие, пенсионеры, способные работать по найму Предприниматели, фермеры и др Кустари-одиночки, ремесленники и т.п. Занятые в личном подсобном хозяйстве Учащиеся с отрывом от производства Занятые в домашнем хозяйстве Субъекты поиска работы: - лица, полностью и частично безработные; - занятые по найму и занятые не по найму; - ищущие дополнительный заработок Степень социальной защищённости безработных: - получающие пособие по безработице; - не получающие пособие по безработице Ищущие работу и работников: - занятые, но ищущие другую. Подходящую работу; - работодатели, ищущие подходящих работников среди занятых на других предприятиях Степень учета безработных: -учтены службами занятости и статистическими органами; -не учтены службами занятости и статистическими органами; -зарегистрированные службами занятости Виды безработицы: -добровольная -вынужденная -циклическая -скрытая -застойная -хроническая -женская -фрикционная -институциональная -структурная -нормальная -оптимальная -безработные по переподготовке и общественных работах -уволенные военнослужащие -пенсионеры, ищущие работу, и др. Состояние безработицы: -полностью безработные в поисках постоянной работы; -частично безработные в поисках постоянной полной занятости Циркулирующий рынок рабочей силы образуют лица в поисках занятости по найму. Им помогают службы занятости СХЕМА № 4 СХЕМА № 4 Составные части рынка рабочей силы Внутрифмрменный рынок рабочей силы образуют лица, занятые не по найму, где непосредственно реализуется купля-продажа рабочей силы Потенциальный рынок рабочей силы образуют лица, занятые не по найму: самозанятые и в сфере профподготовки Циркулирующий рынок рабочей силы образуют лица в поисках занятости по найму. Им помогают службы занятости Кустари-одиночки, ремесленники и т.п. Занятые в домашнем хозяйстве Предприниматели, фермеры и др. Учащиеся с отрывом от производства Занятые в личном подсобном и садово-посадочном хозяйстве Военнослужащие Лица свободных профессий Реализация цены рабочей силы – заработная плата и связанные с этим различного рода конфликты Купля-продажа рабочей силы начинается с наймом и завершается увольнением работника Реализация купли-продажи рабочей силы в процессе труда работником на рабочем месте работодателя Покупатель – работодатель и продавец рабочей силы – наемный работник заключает трудовой договор Состояние безработицы: -полностью безработные в поисках постоянной работы; -частично безработные в поисках постоянной полной занятости Степень учета безработных: -учтены службами занятости и статистическими органами; -не учтены службами занятости и статистическими органами; -зарегистрированные службами занятости Виды безработицы: -добровольная -вынужденная -циклическая -скрытая. застойная -хроническая -женская -фрикционная -институциональная -структурная -нормальная -оптимальная -безработные по переподготовке и общественных работах -уволенные военнослужащие -пенсионеры, ищущие работу, и др. Субъекты поиска работы: - лица, полностью и частично безработные; - занятые по найму и занятые не по найму; - ищущие дополнительный заработок Степень социальной защищённости безработных: - получающие пособие по безработице; - не получающие пособие по безработице Ищущие работу и работников: - занятые, но ищущие другую. Подходящую работу; - работодатели, ищущие подходящих работников среди занятых на других предприятиях Федеральные, региональные, местные органы занятости; кадровые службы предприятия; статистические органы по учёту рынка рабочей силы Экономически активное население Занятые + безработные Рабочая сила Нашедшие работу Повторно вступающие в рабочую силу Вновь вступающие в рабочую силу Переставшие искать работу Не входят в рабочую силу Вышедшие на пенсию, Временно покинувшие работу Вновь нанятые Вернувшиеся на свои рабочие места Потерявшие работу Временно не работающие Ушедшие по собственному желанию БЕЗРАБОТНЫЕ РАБОТАЮЩИЕ (занятые) Социаль-ная Поло- возрастная Террито-риальная Национальная Государственно-частная Отрасле- вая Проф.-квалификационная Семейная Структура занятости населения страны в целом СХЕМА № 8 Факторы, регулирующие рынок труда |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |