![]() |
|
|
Финансы предприятий и корпорацийПринцип расчёта: по каждому виду реализованной продукции в расчёт принимаем объём реализации, в ценах реализации ( количество * цену ), полную с/с ( единица продукции * *затраты на единицу продукции ) – разница между ними и даёт прибыль. Т.е. по каждому виду продукции берём: цена – полная с/с * количество выпущенной продукции = прибыль. Аналитический метод. Основной принцип: при расчёте прибыли она увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Обычно прибыль планируют на определённый период, который ещё не наступил, поэтому используют расчёты предыдущего периода. 1 этап: расчёт базовой прибыли, которая определяется исходя из фактических отчётных данных, скорректированных на определённые изменения в текущем году. 2 этап: определяет процент базовой рентабельности продукции, выпущенной в текущем году с учётом корректировок. 3 этап: расчёт планируемого объёма реализованной продукции. 4 этап: расчёт прибыли от реализации с учётом базовой рентабельности. 5 этап: корректировка на несравнимую продукцию, влияние фактора цен и т.п. Совмещённый метод. Его используют, когда предприятие выпускает сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется как сравнительный метод для проверки. Нормативный метод. Используется, если на предприятии 1 – 2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств ( применяется система бюджетирования ), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат. Экономико-математический метод. Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе используют стандартные программы анализа ( факторный, корреляционный, индексный ). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли ( теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями ), определяется основной фактор ( как правило прибыль реализации ) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно. Т.о. существуют 5 методов, которые тесно связаны с функциями прибыли, которые она выполняет. Существует балансовая прибыль, которая отличается от налогооблагаемой, а эта в свою очередь отличается от чистой. Влияние этих функций зависит от того, какую прибыль получает предприятие и как оно её использует. Функции прибыли. 1. оценочная; 2. стимулирующая; 3. основной доходный источник бюджетных средств государства. Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе хозяйственной деятельности, но т.к. прибыль не является универсальным показателем, при планировании используется система показателей ( относительных и абсолютных ), которые влияют на прибыль, как на эффект. Значение прибыли проявляется в том, что это конечный финансовый результат. А на её динамику влияют как зависящие от деятельности предприятия, так и не зависящие факторы. Кроме того, часть факторов влияет прямо, а часть косвенно. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия, реально обеспечивает принцип самофинансирования ( из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и реальное планирование ). Только чистая прибыль показывает реальный источник финансирования, который может быть направлен на определённые цели. Доходный источник бюджетов: 12%-Федеральный Бюджет, до 22%-бюджеты субъектов РФ. Т.к. функции прибыли проявляются в реальной экономической деятельности, планируя её, необходимо учесть не только прибыль или РП, но и всю ВП, налогооблагаемую, чистую. На практике существуют 3 группы корректировок ВП: 1. на сумму реализованного имущества; 2. по предполагаемым затратам; 3. по налогообложению ( исключаются все виды других доходов, учёт льгот ). Общая схема корректировок состава затрат делится на: - показатели, увеличивающие балансовую прибыль для целей налогообложения; - показатели, уменьшающие балансовую прибыль для целей налогообложения; Показатели, увеличивающие балансовую прибыль для налогообложения. - Дополнительная прибыль, полученная от пересчёта выручки от реализации, обмене и безвозмездной передаче, по ценен не выше фактической с/с. Условие: предприятие ориентируется на продажу аналогичной продукции в течение последних 30 дней, и для целей налогообложения величина выручки увеличивается на разницу между ценой фактической реализации и максимальной ценой реализации за последние30 дней. Если за последние 30 дней не было реализации, то используется разница между рыночной ценой и фактической ценой реализации. - Затраты, которые могут быть включены в с/с реализованной продукции, работ, услуг сверх установленных лимитов, норм и нормативов: в соответствии с положением №552 определённый ряд статей может быть включён в с/с в полном объёме, но для целей налогообложения установлены лимиты: 8) сумма превышения процентов по рублёвым кредитам банков = ставка рефинансирования + 3 пункта; 9) сумма превышения по валютным кредитам = ставка ЦБРФ – 15%; 10) сумма превышения по бюджетным ссудам, сверх установленного законодательством размера; 11) на всю сумму по просроченным ссудам; 12) ограничения в командировочных расходах ( устанавливаются Правительством, причём отдельно по рублёвым, отдельно по валютным); 13) ограничение расходов по рекламе ( процент зависит от объёма реализации продукции ), всё сверх норм идёт за счёт чистой прибыли, включая налог; 14) ограничение представительских расходов ( зависит от объёма реализации продукции ); 15) расходы на подготовку кадров сверх норм; 16) компенсации за использование служебных автомобилей в личных целях; 17) стоимость безвозмездно полученного имущества; 18) убытки от прочей реализации, внереализационные расходы в том числе затраты, которые производит предприятие, но только за счёт чистой прибыли ( от реализации ОФ и имущества, покупка и продажа валюты ); 19) в соответствии с Постановлением Правительства РФ предприятие обязано по истечении 4 месяцев дебиторскую и кредиторскую задолженность списывать на прибыль или убыток; 20) начисленные, но не уплаченные штрафы, пеня, неустойки по хозяйственным договорам; 21) уценка сырья, материалов и ГП; 22) прочие. Показатели, уменьшающие балансовую прибыль для целей налогообложения. - присуждённые в пользу предприятия или признанные должником штрафы, пеня, неустойки по хозяйственным договорам; - прочие. Корректировки в части налогообложения, они связаны с возможностью использования предприятием существующих льгот по налогообложению. 1) налоговые льготы, создающие условия для увеличения КВ: основные льготы связаны с фактическими затратами, произведёнными на финансирование КВ производственного назначения и погашение банковских кредитов по ним; 2) льготы в части фактических затрат, произведённых на содержание находящихся на балансе предприятия объектов здравоохранения, образования, культуры и т.п. + на благотворительные цели в пределах определённых сумм; 3) льготы, предоставляемые МП: по перечню сфер деятельности освобождаются от налога на прибыль в первые два года существования, 25% - 50% общей ставки последующие 3 – 4 года; право получать инвестиционные кредиты ( в размере до 10% общей выручки ); по перечню сфер деятельности могут использовать ускоренную амортизацию ( списывать 50% в первый год существования ); 4) не подлежат обложению налогом на прибыль ряд плательщиков: религиозные объединения, организации инвалидов в части их уставной деятельности и т.п. 5) снижение ставок – когда из общего числа работников более 50% - инвалиды; 6) не облагаются налогом на прибыль предприятия сельскохозяйственного профиля ( если доля таких работ более 70% ). Некоторые предприятия по-другому облагаются налогом на прибыль: предприятия железнодорожного транспорта, ВПК, почта и др. Из валовой прибыли вычитается ряд расходов, которые облагаются отдельно и по другим ставкам: - дивиденды, проценты, полученные по всем видам ценных бумаг ( по ставке = 15% у источника ); - доходы от казино, игорных домов и т.д. ( по ставке = 90% ); - видеосалоны, видеопрокат ( по ставке = 70% ). Крупные предприятия получают консолидированную прибыль ( а не прибыль по отдельным операциям ) – это прибыль по сводной бухгалтерской отчётности о деятельности материнских и дочерних предприятий. Необходимость консолидации прибыли связана с экономической целесообразностью и имеет особенности: 1) сводная отчётность, из которой берутся данные, как правило, не является юридической отчётностью ( используется только для налогового планирования фирмы ) и имеет ярко выраженную направленность в вариантах: - минимизация нологообложения; - эффективное использование капитала; 4) в такой отчётности отражаются активы и пассивы, доходы и расходы по расчётам с третьими лицами за рамками компании ( т.е. внутренние обороты из отчётности исключаются ). После оптимального планирования величины прибыли, на предприятии планируют её использование. Распределение прибыли: из валовой прибыли вычитают налог на прибыль и другие виды налогов, которые облагаются по другим ставкам, с учётом корректировок валовой прибыли и у предприятия остаётся чистая прибыль. Чистая прибыль распределяется: 1) штрафы, пеня, неустойки, которые платятся из ЧП; 2) часть местных налогов, лицензионные сборы, налоги, которые введены местными законодательными органами власти; 3) фонд накопления: - финансирование КВ в ОФ, - финансирование КВ в оборотные фонды, - все вложения в социальную сферу, - финансовые вложения в другие предприятия и финансовые структуры, - возврат долгосрочных ссуд, - все резервные фонды, - благотворительные взносы, - прочие. 12) фонд потребления: - все премии, - содержание социальной сферы, - удешевление питания, - покупка спецодежды, - все ссуды работникам, - негосударственное пенсионное страхование, - сверхлимитное использование средств в части потребления, - прочие. Основа формирования фонда потребления в Положении №552, Законе о подоходном налоге и методических указаниях МинФина по исчислению подоходного налога. Планирование и распределение прибыли имеет большое значение с точки зрения правильности использования ЧП. Коэффициенты рентабельности. В российском понимании рентабельности имеется ввиду рентабельность продукции, производства или рентабельность реализации. В зарубежной практике все показатели рентабельности являются косвенными ( относительными ) и в расчётах, как правило, присутствует ВП или ЧП. Рентабельность продаж = выручка от продаж – с/с выручка от продаж Коэф. ЧП = ЧП ( после налогообложения ) Выручка от продаж Коэф. рентабельности СК = ЧП – дивиденды по привилегированным акциям СК – привилегированные акции по номинальной стоимости Коэф. рентабельности активов = ЧП _ Общая сумма материальных активов Доходность (1) = ЧП ( после налогообложения _ Общая сумма материальных затрат Доходность (2) = выручка от продажи _ ЧП _ Общая сумма материальных затрат * выручка от продажи Рентабельность капитала ( формула Дюпона ) ЧП _ = ЧП _ оборот _ активы _ Акционерный капитал объём продаж * активы * акционерный капитал Показатель Леверидж (рычаг) а) производственный леверидж темпы прироста валового продукта _ темпы прироста объема реализованной продукции б) финансовый леверидж темп прироста ЧП _ темп прироста валового дохода в) производственно – финансовый леверидж = производственный * финансовый г) леверидж по заёмным средствам кредиторская задолженность банку активы баланса Гиринг – отражает отношение заёмного капитала к собственному. Леверидж фирмы показывает изменение заёмных средств с фиксированным процентом, для повышения прибыли держателей обыкновенных акций: Заёмные средства с фиксированным процентом Прибыль по обыкновенным акциям Операционный леверидж Прибыль или изменение прибыли _ Активы изменение постоянных и переменных затрат Эффект финансового рычага как приращение к рентабельности собственных средств, полученных после использования кредитов. - средняя процентная ставка = сумма процентов за кредит * 100% общая сумма заёмных средств - дифференциал = процент ( или прибыль ) _ рентабельность – средняя ставка процента - плечо рычага ( гиринг ) = заёмные средства _ собственные средства - эффект финансового рычага = дифференциал * плечо рычага, или с учётом налогообложения = 2/3 дифференциала * плечо рычага. Эффект финансового рычага должен быть больше или равен рентабельности ( 2/3 рентабельности ). Показатели прибыльности. Показатели прибыльности рассчитываются, как правило, относительно объёма продаж, активов баланса и акционерного капитала. Коэффициент L = брутто прибыль Объём продаж, показывает, на сколько выгодны были закупки сырья и материалов ( как они повлияли на величину затрат на производство ) и цены продаж. L = объём продаж – затраты на производство объём продаж Коэффициент M показывает, какая доля прибыли будет приходиться на объём продаж, если брутто прибыль будет уменьшена не расходы по содержанию аппарата управления и амортизацию и рассчитывается: 1) сумма прибыли до уплаты процентов банку и налогов объём продаж 2) брутто прибыль – накладные расходы объём продаж 3) валовая прибыль объём продаж Сравнение коэффициентов L и M позволяет определить изменение прибыльности в процентах в зависимости от объёма продажи условно-постоянных расходов. Коэффициент N показывает процент возврата в оборот средств, как своих, так и заёмных. В принципе, это та сумма, которую следует платить лицам, финансирующим предприятие, т.е. сравнить со стоимостью капитала: N = прибыль до уплаты процентов и налогов общая стоимость активов Коэффициент О характеризует прибыльность производства для акционеров: О = ЧП _ Акционерный капитал , исходя из этого, принимается решение об изъятии части прибыли из оборота или сохранения её в обороте. Коэффициенты P и Q характеризуют кредитоспособность фирмы, относительно возврата банковских кредитов, показывает покрытие банковских процентов получаемой прибылью: Р = прибыль до уплаты процентов и налогов Сумма задолженности Примечание: если расчёт ведётся за определённый период, то делим на общую сумму задолженности; если на определённую дату, то на сумму банковского процента. Q = общая сумма задолженности банку _ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия Коэффициент R характеризует среднегодовой объём продаж, это коэффициент жизненного цикла предприятия. Полученный коэффициент обязательно должен быть скорректирован на уровень инфляции, на формальный рост продаж и т.п.: R = изменения в объёме продаж * 100% объём продаж за последний год ИНВЕСТИЦИИ. Сущность инвестиций. В экономической литературе существует следующая терминология, связанная с инвестициями: КВ, вложения в оборотные средства или активы, инвестиции. Инвестиции объединяют КВ, вложения в оборотные активы и финансовые вложения. Различие в том, долгосрочные инвестиции – КВ, краткосрочные инвестиции – вложения в оборотные средства или активы. Собственные инвестиции – различные ресурсы и резервы, направленные на инвестиции. Внешние инвестиции – российские и зарубежные. Собственные источники инвестиций: - прибыль; - амортизационный фонд; - уставный фонд. Краткосрочные вложения, как правило, не затрагивают источников, т.е. идут из выручки. Субъекты инвестирования: государство; предприятия ( организации ); частные инвесторы физические лица ); другие организации ( фонды, инвестиционные фонды и т.д. ); иностранные инвесторы. Основные документы, связанные с инвестиционной деятельностью: Закон о частных инвестициях в РФ ( распределяется на физических и юридических лиц – резидентов ), Закон об иностранных инвестициях в РФ, Таможенный Кодекс, налоговое законодательство. Государство осуществляет инвестиции на основе использования средств бюджетов по целевым программам, как правило, по защищённым статьям. Кроме того, государство может предоставлять дотации. Предприятия могут инвестировать в форме вкладов в уставные фонды других организаций, в виде приобретения ценных бумаг; создание пая или вклада в виде финансовой помощи, вывоза капитала; вложения частных инвесторов, как физических лиц, ограничены правилами взимания подоходного налога и обоснованием ( при больших вложениях ) источника доходов. Вложения могут быть в различной форме ( ценные бумаги, благотворительные взносы и т.п. ). Иностранные инвесторы могут вкладывать только в ограниченное количество производств. В различных сферах доли иностранных инвесторов различны, доля ограничивается в зависимости от формы собственности. Основной задачей государства в области инвестиционной политики Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |