реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование национального хозяйства в рыночной экономике

т.п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы

достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением

устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы

(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких

лет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетним

планам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определить

преимущества наших пятилеток перед французскими, например,

четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принять

равным 5 годам.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,

благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются

неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,

наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки

налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно,

чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за

месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на

очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут

определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость

повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие

частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, а

вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение

ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее

значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и

предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день,

то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге

на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы

налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической

ситуации в стране и в общественном производстве.

Например, налог на перепродажу вычислительной техники и персональных

компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в области

реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся к

мировым, и налог этот потеряет смысл.

Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, не

считая различных пошлин. Не все из них выдержат испытание временем, но в

целом нынешняя система налогообложения наиболее близка к принятой на

Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия по странам, и

налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, а налоги в

Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС

налоговая система унифицируется, и останутся лишь несущественные различия.

Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.

Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемых

ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых

стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая система

в основном является функцией двух аргументов - экономической политики

государства и состояния народного хозяйства в данный период. Если

экономическое положение страны и, решаемые в данном периоде задачи,

требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они,

естественно, должны быть внесены, но по возможности – с нового

хозяйственного года.

Нормально функционирующая система налогов является одним из средств

борьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного дохода

означает признание его легальности, законности, в то время как наличие

дохода, укрываемого от налогообложения, ввиду его незаконности,

преследуется государством.

Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной

способ изъятия части доходов физических и юридических лиц, в

государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой

культуры общества. При достижении определенного уровня грамотности

населения, налоги будут восприниматься ими с пониманием, как форма участия

своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего -

социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс

интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах

налоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и

предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой

характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не

министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми

парламентами Законами.

Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогам

означает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогом

все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот,

можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным,

региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим

лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к

которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится

гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она

не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно

непосредственно платит.

А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность

способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают

прогнозирование ее результатов.

Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране систему

экономических отношений, основанную на действии, прежде всего закона

стоимости. При разумных ставках, налоги являются средством сочетания

интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

Однако одна из основных проблем – справедливость распределения

налогового бремени.

Существуют три основные системы, основанные на понятии прогрессивности

налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода

конкретного работника к величине этого дохода.

- пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу

работника);

- регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем

ниже, чем выше доход работника);

- прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем

выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный

налог, однако, процентное повышение налога не должно быть значительным,

чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам.

Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако

налоги с продаж и акцизные налоги являются, фактически, регрессивными, так

как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе

которых одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить

потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства

налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается

массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России

происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно

повышает налоги, предприниматели всё чаще уклоняются от их уплаты,

следовательно, в бюджет идёт всё меньше средств. Государство опять повышает

налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно

понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частное

предпринимательство более прибыльным, приведёт к большим доходам

государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

4.2. Критерии эффективности бюджетной политики.

Рассмотрим эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 годах.

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного

внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных

инструментов экономической политики, так и критикой, которой она регулярно

подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил,

политических движений, независимых экспертов, международных организаций,

средств массовой информации. Это и не удивительно, т.к. именно в бюджетной

политике наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных

групп.

Наиболее важным направлением бюджетной политики, по моему мнению,

является сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств,

управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Поэтому, как мне

кажется, эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по

результатам деятельности органов исполнительной власти по указанным

составляющим.

Состояние государственных финансов оказывает сильное воздействие на

реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических

показателей также может выступать одним из критериев успешности (или не

успешности) того или иного варианта осуществляемой политики.

Можно предложить следующие критерии эффективности бюджетной политики:

1) уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

2) уровень выполнения бюджетных обязательств;

3) величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного

долга;

4) объём финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание

государственного бюджета;

5) уровень монетизации бюджетного дефицита;

6) величину валютных резервов, используемых для финансирования

бюджетного дефицита;

7) динамику валового внутреннего продукта;

8) уровень безработицы;

9) степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о

бюджете.

Для условий России можно добавить критерии, характеризующие специфику

современного этапа в развитие её экономики:

1) масштабы эмиссии денежных суррогатов различных видов;

2) величину просроченной задолженности по оплате труда, из-за

отсутствия бюджетного финансирования

3) величину просроченной задолженности по оплате государственного

заказа.

Основными авторами Бюджетной политики со стороны исполнительной власти

по должности выступали: президент, премьер министр, вице-премьер (часто

первый вице-премьер), курировавший бюджет и, как правило, всю

макроэкономическую политику, министр финансов.

Временные границы осуществления того или иного варианта бюджетной

политики определены сроками деятельности руководителей на соответствующих

постах

Бюджетную политику в России, проводящуюся в 1994-1997 г.г. в целом вряд

ли можно назвать эффективной. Одним из важнейших факторов, определяющих

степень эффективности бюджетной политики, является кадровый состав

финансового блока правительства, причем решающую роль играли личности

министра финансов и вице-премьера, курировавших бюджетную политику.

Анализ 4-х летнего опыта осуществления бюджетной политики в

посреформенной России позволяет также подтвердить действенность /в

Российских условиях/ важнейших составляющих успешной бюджетной политики,

определённых на основе международного опыта. Это – базирующаяся на

реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого

ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или

даже полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на

кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования

частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов

экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению

уровня народного благосостояния.

4.3 АМОРТИЗАЦИЯ, КАК СРЕДСВО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Особое место среди средств государственного регулирования экономики,

осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное

списание основного капитала и связанные с ним, образование и реализация

скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных

условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных

изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный

цикл, занятость и НИОКР. Суть его, в отрыве физического процесса снашивания

машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках

производства, переноса стоимости вещественных носителей основного капитала

на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного

списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой

прибыли, которая может быть, освобождена от налогов путем включения в

издержки производства, и затем перечислена в амортизационный фонд для

финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверке правильности уплаты налога с прибыли, налоговые инспекторы

соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг, только, если

амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами,

разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой

прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного

капитала, широко используется во всех развитых странах как средство

государственной конъюнктурной и структурной политики, а также, для

стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для

финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм

амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в

периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики

ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше

возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы,

предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами

для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию

равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный

бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост

государственной задолжности.

5. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.

Кредитно-денежная политика является одним из главных инструментов

государственной политики в области экономики.

Денежно-кредитная политика – это совокупность государственных

мероприятий в области денежного обращения и кредита. Её главная цель –

регулирование экономической ситуации путём воздействия на состояние кредита

и денежного обращения, в том числе, для активной борьбы с инфляцией.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита

(кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная

рестрикция).

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может

осуществляться сколь-нибудь успешно, лишь в том случае, если государство

через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер

деятельности частных институтов, т.к. в развитой рыночной экономике именно

они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование

осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Государственный контроль над банковской системой, имеет целью,

укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности

своевременно удовлетворять требования вкладчиков (прежде всего за счёт

учётной /дисконтной политики, операций на открытом рынке, установления норм

обязательных резервов. Эти же меры применяются государством для сжатия

(расширения) денежной массы.

Управление государственным долгом является направлением

государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов,

которые ведут к росту государственной задолженности (внешней и внутренней).

При росте внутреннего государственного долга резко возрастает влияние

государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный

банк использует различные методы управления государственным долгом:

покупает или продаёт государственные обязательства; изменяет цену

облигаций, условия их продажи; различными способами повышает их

привлекательность для частных инвесторов.

В России в настоящее время существуют три основные формы управления

государственным долгом:

1. Добровольный рыночный кредит – размещение государственных ценных

бумаг на рынке. К ценным бумагам, размещённым таким образом:

принадлежат государственные краткосрочные обязательства (ГКО),

облигации федерального займа (ОФЗ), облигации сберегательного займа

(ОСЗ).

2. Вынужденный квазирыночный кредит – рыночное оформление фактического

государственного долга. Так, появились на свет облигации внутреннего

валютного займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО) и векселя

Министерства финансов, которыми на Министерство была переоформлена

задолженность предприятий по банковским кредитам, предоставленным

под государственные программы.

3. Кредит Центробанка Министерству финансов, который в профессиональной

литературе называют дружеским. Остаток такого кредита на начало 1996

г. достиг около 60 трлн. руб.

Регулирование объёма кредитных операций и денежной эмиссии применяется,

прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с

инфляцией. Это направление денежно-кредитного регулирования тесно связано с

первым и вторым направлениями. Регулирование банковской ликвидности

оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину

денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование

государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов

между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок,

структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.

Во всех странах мира государственный долг и дефицит бюджета являются

ключевыми вопросами дискуссий об экономической политике правительства. В

странах с так называемыми развивающимися рынками долги всегда порождали

серьёзные финансовые кризисы. Мексиканский кризис, а вслед за ним и «обвал»

валют на азиатских рынках привели к тому, что участники рынков капиталов

начали тщательно отслеживать сроки погашения долгов. После спекулятивных

атак на рубль, последовавших летом 1998 г., российское правительство стало

понимать, что в мире, где существует высокая мобильность капиталов, их

рынок окажет на Россию сильное воздействие.

Замена «плавающего» обменного курса скользящим валютным «коридором»,

произошедшая в середине 1995 г., обусловила зависимость процентных ставок

от настроений, преобладавших в кругах международных инвесторов. Их

неблагоприятное изменение могло провоцироваться внешними шоками. Таким

образом, неустойчивость возникала не вследствие серьёзного повышения

рисков, связанного с ухудшением макроэкономической ситуации в самой России,

а в результате естественного (для мира, характеризующегося свободным

перемещением капитала через границы) распространения влияния финансового

кризиса, разразившегося в других странах (в данном случае – в Юго-Восточной

Азии).

Если российское правительство ставило перед собой задачу удержания

обменного курса в рамках «коридора», то в период, когда инвесторы были

склонны избегать риска работы на развивающихся финансовых рынках,

приходилось мириться с повышением процентных ставок до того уровня,

который диктовал рынок. В то же время непомерно высокие процентные ставки

настолько увеличивали бремя обслуживания долга, особенно краткосрочных

рублёвых обязательств, что рынок воспринимал его как непосильное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.