реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование национального хозяйства в рыночной экономике

Настороженность участников рынка, в свою очередь, повышала риск

девальвации, ибо, соглашаясь с повышением процентных ставок во имя

удержания обменного курса, правительство могло оказаться вынужденным

отпустить обменный курс для предотвращения банкротства. Таким образом,

именно опасения риска девальвации замкнули порочный круг, что привело

страну как к банкротству (дефолту), так и к значительной девальвации рубля.

Проблема усугублялась падением цен на нефть и увеличением объёма импорта,

результатом которых стало отрицательное сальдо баланса текущих операций.

Столь высокие процентные ставки отражали противоречия между бюджетно-

налоговой ситуацией и режимом обменного курса, ставшие основной причиной

неудачи плана финансовой стабилизации. В конечном счете, политику обменного

курса следует привести в соответствие с фискальной политикой.

Положение становилось ещё более опасным из-за государственного долга,

который к тому моменту, когда разразился мировой финансовый кризис:

а) уже приобрёл значительные размеры;

б) возрастал такими темпами, что правительство не успевало его

погашать;

в) самое главное, имел очень короткие сроки погашения

С учетом тающего доверия инвесторов эти краткосрочные долговые

обязательства не удавалось рефинансировать под приемлемые проценты, что

провоцировало кризис ликвидности, несущий угрозу неплатёжеспособности.

В принципе эту угрозу можно было бы ослабить, а то и вовсе снять тремя

способами.

1. Обратить вспять утечку капиталов за рубеж, особенно тенденцию к

долларизации экономики, и тем самым обеспечить высокий спрос на

рублёвые долговые обязательства, а значит, защититься от

непредсказуемого перетока капиталов на мировых рынках.

2. Сбалансировать бюджет, устранив необходимость в новых

заимствованиях, и снизив расходы на обслуживание существующего

госдолга.

3. Вернуться к «плавающему» курсу рубля, при котором уровень

процентных ставок определялся бы мерами внутренней кредитно-

денежной политики.

Корректировка фискальной политики, необходимая для предотвращения

краха, наступившего в августе 1998 г., могла быть осуществлена в достаточно

сжатые сроки. На практике попытка предпринять необходимые шаги столкнулась

с противодействием со стороны ряда политических групп, что было усугублено

нерешительностью прежнего правительства в проведении налоговой реформы.

Если оценивать ситуацию в ретроспективе, то следует признать, что

благоприятная конъюнктура на финансовых рынках в 1996-1997 гг. давала

возможность на период проведения корректировки фискальной политики

прибегнуть к «промежуточному» финансированию. Вместо этого российское

правительство ухватилось за новую возможность выйти на рынки капиталов,

воспользовавшись ростом цен на облигации. И только в чрезвычайной ситуации,

возникшей в результате «азиатского» кризиса, была проявлена политическая

воля, требующаяся для преобразования в бюджетно-налоговой сфере. Но для

преодоления всех препятствий, будь то внешних (доверие рынка) или

внутренних (политическое противодействие), времени уже не осталось.

Таким образом, реформаторский этап российской экономической политики,

начавшийся с банкротства декабря 1991 г., закончился банкротством августа

1998 г. Урок, который можно извлечь из этого, достаточно прост: финансовые

катастрофы будут повторяться до тех пор, пока система государственных

финансов не будет упорядочена путём проведения подлинной бюджетно-налоговой

реформы.

5.1. Управление инфляцией.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики в денежно-кредитной

сфере является управление инфляцией.

В мире почти нет стран, где бы во второй половине 20 века не

существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной

экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам.

Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной

способности. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько

взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен -

наряду с открытой, ценовой инфляцией имеет место скрытая, или подавленная,

инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците, ухудшении качества

товаров. В буквальном переводе с латинского, инфляция означает “вздутие”,

т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не

обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит

несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги

превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы

производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек.

Диспропорция между спросом и предложением, превышение доходов над

потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета, (расходы

государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций

превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по

сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в

величине и структуре спроса; другими факторами.

Сошлемся в качестве примера на резкое обострение дефицита госбюджета в

России во второй половине 80-х годов (1985-1989 годы - разрыв между

доходной и расходной частями государственного бюджета вырос, с 18 до 120

млрд. руб., или с 3,5% до 19% к национальному доходу страны. Возросший

дефицит нанес огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию.

Неоправданные денежные выплаты резко ухудшили положение на потребительском

рынке.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и

внешние.

К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от

внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного

балансов. Инфляционный процесс в России усиливало падение цен на мировом

рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего

экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях

значительного импорта зерновых. В Венгрии, экономика которой в большей мере

зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор

(ухудшение условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл

едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом

политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала рост

внутренних, оптовых и потребительских цен.

Инфляционный рост цен, наряду с отмеченными факторами, обуславливается

более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим

на примере России.

Во-первых, как правило, одним из истоков инфляционных процессов служит

деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном

отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном

развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.

Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками

хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически

отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов,

которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной

массой; что касается административных ограничителей, то они “работали”

недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую

роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые “работали” под него,

подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких-

либо ограничений.

Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития

игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы,

постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост

потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно

сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую

технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали

желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных

вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам

хозяйственный механизм.

Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и

бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали.

Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее

основа - нарастающие диспропорции в самом производстве, укрепление

материально-финансового не равновесия, недочеты в системе планирования, в

механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного

регулирования.

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя

ее видами - “инфляцией покупателей“ (инфляцией спроса) и “инфляцией

продавцов“ (инфляцией издержек).

В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные

причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у

покупателей), другая - со стороны предложения (роста производственных

издержек).

В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных

процессов различают следующие типы инфляции:

1) Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие

темпы роста цен, примерно до десяти или несколько процентов в год. Такого

рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и

она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам

Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3,5%.

2) Галопирующая инфляция - трудноуправляема. Темп ее роста выражается

обычно двузначными цифрами. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к

примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.

Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго

обозначенных количественных параметров. Инфляционные процессы зависят от

уровня развития страны, социально-экономической структуры, несхожего

регулирования ценовых процессов. В послевоенный период капитализм пережил

две большие волны инфляции: при переходе от военной экономики рыночного

типа (1945-1952) и под воздействием “нефтяных шоков”, резко перетряхнувших

всю структуру мировых и внутренних цен (1974-1981). Но западным странам

удалось утихомирить инфляционные процессы, используя различные методы

антиинфляционного регулирования. Для небольших стран, например Швеции,

важно было избежать импортируемой инфляции, для чего использовалось

повышение цен национальной валюты. Другие страны прибегали к методам

сдерживания инфляции посредством денежно-кредитной политики.

3) Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж -

ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой

будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том,

что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные

взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную

мощь работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство

дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию приходится

прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том,

как именно бороться с гиперинфляцией. Предполагаются различные, нередко

весьма противоречивые рецепты.

Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы

“горячих” денег стремятся, как можно, скорее избавится от них. В результате

разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары,

которые могут служить средством частичного сохранения сбережений

(недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под

давлением “инфляционного психоза”, а это подстегивает рост цен, и инфляция

начинает кормить сама себя.

Классический пример гиперинфляции - обстановка, сложившаяся в Германии

и ряде других стран после первой мировой войны. В Германии в 1923 году

уровень роста цен исчислялся десятизначными и двенадцатизначными числами;

заработную плату следовало расходовать немедленно, ибо в течение дня цены

на продукты повышались неоднократно.

Процесс инфляции противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные

прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведет к

обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а, прежде всего,

сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную

организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы,

живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти

темпом, обгоняющим рост цен.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не

оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Но каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под

контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция

оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо

отрицательных негативных явлений.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

- снижение реальных доходов населения;

- обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады,

как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);

- потеря у производителей заинтересованности в создании качественных

товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается

производство относительно дешевых товаров);

- ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе

деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании

повышения цен на продовольствие;

- ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных

групп, с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы

которых формируются за счет госбюджета);

- ослабление позиций властных структур (снижается доверие к программам

и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной

и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны,

противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения

такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдержать

раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы

производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер,

помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со

стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в

зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной

обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической

политики:

1) Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита,

ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В

соответствие с монетаристскими рецептами применяется таргетирование -

регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в

соответствии с темпом роста валового национального продукта

2) Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост

заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов,

определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской

корзиной, и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания

нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или

замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен

требует специальных мер. Так, для устранения последствий “нефтяного шока”,

ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены

учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов,

предусмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста

цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 году они снизились до 4% спустя

примерно три года - в 1982 году.

Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних

организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого

необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в

экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания инфляции, “дозировка” и

последовательность применения привлекаемых для лечения средств зависят от

постановки правильного диагноза. Поставить диагноз - значит, определить

характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы,

подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не

следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер

покончить с инфляцией. Каждая инфляция специфична и предполагает применение

таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине “заболевания”.

6. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА.

Неизменным последствием, в частности, инфляционного процесса является

безработица. В силу важности этой проблемы государство принимает особые

меры для регулирования рынка труда.

Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической

и социально-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку

стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина

заработной платы, условий труда, возможность получения образования,

профессионального роста, гарантия занятости и т.д. Рынок труда отражает

основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах

(отраслевой, профессионально - квалификационной, демографической), т.е. в

общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и

динамику безработицы.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть

рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве

товаров и услуг. Безработные, наряду с занятыми, формируют рабочую силу

страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение

рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих

развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о

статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение

предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда.

Наиболее тяжелыми для стран Запада были 30-е годы нашего столетия. В

США уровень безработицы достиг 25%.

Если доля безработных составляет 1-3% в общей армии труда, то не

занятость принято считать незначительной. Особенно опасной в социальном

смысле является продолжительная хроническая не занятость (отсутствие работы

в течение 40 недель и более).

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных

по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и

предпринимающих попытку найти новую.

Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории

рабочей силы:

1) потерявшие работу в результате увольнения;

2) добровольно оставившие работу;

3) пришедшие на рынок труда после перерыва;

4) впервые пришедшие на рынок труда.

Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы

экономического цикла.

Среднемесячный уровень безработицы в течение данного года

рассчитывается по формуле:

UE*100%

Lue = ------------------

LFc,

где Lue - уровень (норма) безработицы, %; UE - среднемесячная

численность безработных; LFc - численность гражданской рабочей силы.

Существуют несколько концепций, трактующих феномен безработицы.

В марксисткой теории ее обычно связывают с процессом накопления

капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.