![]() |
|
|
Государственное регулирование экономикинеобходимым для того, чтобы переложить трудности, возникшие в связи с неизбежным обесценением общественного капитала на государство и сохранить таким образом прибыли частных корпораций, вложивших капиталы в эти отрасли. Рентабельность государственных фирм , как правило , ниже , чем частных . Часть государственного сектора – это пакеты акций смешанных государственно - частных фирм и компаний . Существование в условиях рыночного хозяйства секторов , которые в своей деятельности руководствуются несколько другими принципами , отличающимися от принципов частных фирм , позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных задач , повышения прибыльности частного сектора . Монопольная прибыль , а зачастую и прибыль вообще , не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в инфраструктуре , энергетике , сырьевых отраслях , в подготовке и переподготовке кадров и т. д. , так как высоких прибылей от этих отраслей никто не требует , а убытки покрываются из бюджета . Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (например , почтово - телеграфных) , электроэнергии и сырья , снижая , таким образом , издержки в частном секторе . Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования . Так , в условиях кризиса , ухудшения конъюнктуры , когда частные капиталовложения сокращаются , инвестиции в государственный сектор , как правило , растут . Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы . Государственный сектор играет огромную роль в государственной структурной политике . Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности , отраслях и регионах , куда частный капитал притекает недостаточно . В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере , где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной . В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП . В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели . Это, в первую очередь , государственные кредиты , субсидии и гарантии , (поручительства) , а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе . Косвенное вмешательство. К мерам косвенного вмешательства государства в экономику можно отнести стимулирование инвестиций , обеспечение нормального уровня занятости , стимулирование экспорта или (и) импорта , поддержание цен на жизненно важные продукты . Для проведения этих разнообразных мер экономического вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, направленную на регулирование совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных доходов (прежде всего налогов) и расходов. Денежная политика - это политика,направленная на регулирование совокупного спроса, в частности, посредством изменений эмиссионной деятельности. Оба эти направления государственной политики тесно связяны друг с другом. Налоги являются главным инструментом мобилизации денежных средств для покрытия государственных расходов . Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства . Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы , высоты налоговых ставок , а также видов и размеров налоговых льгот . Налоги в государственном регулировании играют двоякую роль : с одной стороны , это главный источник финансирования государственных расходов , материальная основа бюджетной политики , с другой стороны , это инструмент регулирования . Задача государственных бюджетных органов – не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств , а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц . Для этого используются временно или избирательно предоставляемые налоговые скидки , отсрочка уплаты налогов . Ускоренная амортизация . Особое место среди средств государственного регулирования экономики , осуществляемого при помощи налогов , занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов , осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов . Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления , структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл , занятость и НИОКР (Научно - Исследовательские и Опытно - Конструкторские Работы). Суть его – в отрыве от физического процесса снашивания машин , оборудования , зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства переноса стоимости на производимые товары и услуги . Изменяя ставки и порядок амортизационного списания , государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли , которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизационных списаний по видам вещественных носителей основного капитала ( станки , оборудования , транспортные средства , очистные сооружения ) с подробной разбивкой по типам регулярно публикуются министерствами финансов . Перед нами мощный рычаг государственного регулирования инвестиций – освобождение прибыли от налогов, укрытия их в амортизационном фонде и принудительного использования для новых капиталовложений (никуда больше использовать эти средства нельзя , а лежать без дела они тоже не могут). Для примера – в США размер амортизационных отчислений в общем объеме капиталовложений в 1985 году составлял 72% [2]. Ускоренное амортизационное списание основного капитала имеет наряду с возможностью временного стимулирования капиталовложений , независимо от состояния конъюнктуры , еще ряд последствий . Во - первых , дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того , что по мере уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается . Например , при сокращении балансовой прибыли (но не действительной , частично укрытой в амортизационном фонде ) в 3 раза , налог платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза . Во - вторых , разница между балансовой стоимостью основного капитала и его рыночной ценой является скрытым резервом фирмы . При его реализации (например , продаже оборудования внутри страны , экспорте за рубеж или проведении с разрешения министерства финансов переоценки основного капитала) с этой разницы уплачивается , как правило , льготный налог , а оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешается , так же как и амортизационный фонд , использовать только для финансирования капиталовложений . Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики , а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов , для финансирования природоохранных мероприятий . Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры , то есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает . Льготы же по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет . Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности . 1.5)Основные сферы государственного вмешательства . Теперь поподробнее рассмотрим основные сферы вмешательства государства в экономику . Этот вопрос кратко затрагивался в обзоре этих сфер . Внешнеэкономическое регулирование . Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики , имеющими внутриэкономическую направленность , существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования . Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи : изменение учетной ставки , налогообложения , новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др. Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на хозяйственные связи с заграницей . Это , в первую очередь , меры стимулирования экспорта товаров , услуг , капиталов , научно - технического и административного опыта : кредитование экспорта , гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом , введение или отмена количественных ограничений , изменение пошлины во внешней торговле ; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны , изменение условий его функционирования и репатриации , качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала , привлечение в страну иностранной рабочей силы , участие в международных экономических организациях , интеграционных межгосударственных объединениях . Общественные товары (общественные блага) . Классическим примером блага служит маяк. Подобный вид услуг называется государственным. Рыночная система не в состоянии производить подобные услуги. Выгоды от общественных благ достаются обществу. Предоставляемые государством общественные товары (public goods) призваны удовлетворять коллективные потребности , которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок . В отличие от общественных , товары , на которые спрос выражается в денежной форме и может быть удовлетворен рынком , называются частными . Общественные товары имеют определенную региональную структуру : национальная оборона распространяется на все население страны , республиканский парламент обслуживает граждан данной республики , городской водопровод – жителей города и т.д. Свойства общественных товаров : 1) потребляются коллективно , сообща ; 2) не могут быть исключены из потребления . Если хотя бы один член общества участвует в потреблении общественного товара , все остальные граждане делают то же самое , даже в тех случаях , когда они этого не хотят ; 3) их предложение обеспечивается государством ; 4) государству неизвестны индивидуальные потребности в общественных товарах ; 5) индивидуальное потребление общественного товара не наносит ущерба интересам других потребителей , иными словами , объемы индивидуального потребления общественного товара равны между собой и равны совокупному его предложению Общественный товар может перейти полностью или частично в разряд частного товара . Если абстрагироваться от производства общественных товаров , то можно представить дело так , будто государство имеет неограниченный запас общественных товаров и его задача состоит только в выравнивании его с совокупным предложением . В действительности нельзя игнорировать производство общественных товаров . В результате исследований экономистами был сделан вывод , что спрос на общественные товары формируется не столько индивидуальными потребителями , сколько теми , кто выигрывает от их производства и соответствующего перераспределения доходов посредством государственного бюджета . Общественные товары связывают , с одной стороны , коллективные потребности , с другой – налоговую и бюджетную политику государства .При этом размеры и структура бюджетных расходов зависят от оптимального предложения общественных товаров , которые являются денежными оценками государственных услуг . Сложность задачи заключается в том , что государству необходимо оценить оптимальное предложение общественных товаров в условиях полной неопределенности , так как принцип неисключаемости из потребления побуждает людей не обнаруживать свои предпочтения . Не меньшие сложности связаны и с определением размеров подоходных налогов . Если потребители получают общественные товары в одинаковом количестве , то и платить за них налоги они должны в равной мере . Но налоги , равные по своей абсолютной сумме , не будут справедливы из-за имущественных различий налогоплательщиков . К тому же они по-разному оценивают полезность одних и тех же денежных сумм (для человека , имеющего миллион , 500 долларов имеют меньшее значение , чем для человека , который имеет 1000 долларов) . Поэтому вводится разумная шкала прогрессивного налогообложения , которая обеспечивает государству достаточный объем поступлений в бюджет и приведет к более справедливому распределению доходов , устранив влияния на него многих оценок полезности денег . Из концепции общественных товаров экономисты сделали следующие выводы для экономической политики государства : 1) поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене , равной налогу , то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета , формируемыми из налогов , и его расходами ; 2) структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары ; 3) с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет . Распределение ресурсов на общественные товары. В условиях, когда рыночная система не выделяет ресурсы на производство общественных благ (товаров и услуг), а у государства их недостаточно, то общественные товары приобретаются через посредство правительства на основе групповых или коллективных решений. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий Внешние эффекты . В некоторых случаях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесия из-за особых дефектов , возникающих в процессах рыночного производства и потребления . Так называемые внешние эффекты (externalities) не выражаются в денежной форме , и рынок не реагирует на них , это делает необходимым вмешательство государства в экономику , которое как бы выправляет несовершенство рынка и обеспечивает псевдорыночное равновесие . Внешние эффекты выражают зависимость индивидуального и социального благосостояния не только от экономических , но и от социальных , политических и других последствий индивидуальных рыночных действий . Классическим примером является загрязнение окружающей среды, которое существенно влияет на баланс социальных и рыночных затрат . Внешние эффекты можно классифицировать следующим образом : по источникам возникновения – на производственные и потребительские ; по объектам воздействия – производство и потребление . Кроме того , каждый эффект характеризуется знаком – положительным или отрицательным . Таким образом , возможны восемь основных типов внешних эффектов . Государство , выполняя свою функцию , выявляет внешние эффекты ; измеряет их в денежной форме ; принимает решения , компенсирующие несовершенство рыночной системы . За этим следует немедленная реакция хозяйствующих субъектов и изменение макроэкономических параметров (перераспределение ресурсов , изменение структуры цен и др.) . В оптимальном варианте государственные решения , регулирующие внешние эффекты , не должны ущемлять индивидуальные экономические интересы , так как они лишь дают денежную оценку уже случившемуся увеличению рыночных (частных) затрат или доходу. Предложения экономистов по регулированию внешних эффектов сводятся к следующему : 1) введение специальных налогов , которые вместе с субсидиями из государственного бюджета позволят перераспределять средства в пользу пострадавших от внешних эффектов ; 2) установление с помощью государства цен , учитывающих внешние эффекты . Это расширяет экономические функции государства и отвечает условиям свободной конкуренции . Подобный подход используется при установлении “справедливой цены” в мировой торговле . В соответствии с этой концепцией цены на экспортные изделия развивающихся стран должны включать в себя не только полные издержки и компенсацию за импорт инфляции , но и компенсацию за прошлую эксплуатацию , а также “социальные издержки” , гарантирующие минимальный уровень благосостояния и необходимый темп экономического развития . Такой подход к ценообразованию сейчас официально признан ООН и считается ею наиболее приемлемым для международных экономических отношений . Перераспределение ресурсов. Экономистам известны два случая резкого нарушения функционирования рынка, связанные с распределением ресурсов . Это ситуации, когда рыночная система либо (1) производила "не те" количества определенных товаров и услуг, либо (2) оказалась не в состоянии вообще выделить какие бы то ни было ресурсы на производство товаров и услуг, выпуск которых экономически оправдан. Первый случай связан с переливами ресурсов, или побочными эффектами, другой - с государственными, или социальными, благами. Переливы ресурсов, или побочные эффекты. Что это значит? Оптимальный обьем ресурсов должен распределяться на производство каждого из множества товаров и услуг . Вывод же о том , что конкурентные рынки автоматически делают распределение эффективным, является неверным. На самом деле присутствуют допущения о том, что не существует переливов, или побочных эффектов, связанных с производством или потреблением всякого товара или услуги. Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки у какой-нибудь третьей стороны, тогда возникают издержки перелива. В качестве примера здесь можно привести случай , когда предприятие загрязняет окружающую среду (например, реку) . В этом случае часть издержек предприятия несут купальщики , рыбаки и т. д. Предприятие несет издержки намного меньшие , чем все издержки, связанные с производством данного товара , повышает предложение своего товара , получает большую прибыль , привлекает больше ресурсов для расширения своего производства . Возникает нелогичное распределение ресурсов . Государственная политика перераспределения доходов . Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемые уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности . В этом состоит некая социальная “несправедливость” рынка . Государство , принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь , организует перераспределение доходов . Но , вторгаясь в сферу распределения доходов , государство ни в коем случае не должно добиваться уравнивания доходов . Неравенство доходов – обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы , только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию . Активность государства в перераспределении доходов можно оценить объемом и динамикой его социальных расходов , осуществляемых главным образом через центральный и местные бюджеты . Поскольку социальный критерий – наделение каждого доходом , обеспечивающим достойную жизнь независимо от результатов хозяйственной деятельности , -- допускает различные толкования , то правомерен вопрос о |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |