реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Государственное регулирование экономики

достаточно эффективным средством для решения хозяйственных задач разного

уровня ; если государственные программы часто и не реализовывались

полностью , они все - таки обеспечивали социально - экономическое развитие

в желаемом направлении . Не менее важно и то обстоятельство , что

программирование позволяет синтетически использовать все средства

государственного регулирования , избежать противоречивости ,

несогласованности регулирующих мероприятий отдельных регулирующих

учреждений. На государственные программирующие органы постоянно оказывается

разностороннее влияние , отражающее противоречивые интересы отдельных групп

, общественных сил , политических партий .

1.7)Разгосударствление и его формы .

Разгосударствление - это максимально возможное сокращение

деятельности государства в тех сферах , где регулирующая роль государства

чрезмерно велика , а регулирующий потенциал рынка востребован не полностью

. Таким образом становятся свободными для рыночной экономики те сферы ,

которые до этого были под полным контролем государства . Однако

разгосударствление не тождественно полному уходу государства из экономики .

Так , сужение сферы государственного предпринимательства сопровождается

развитием налоговых , кредитно - денежных и иных методов государственного

регулирования . Современное рыночное хозяйство остается регулируемым :

государство меняет лишь формы своей деятельности , стараясь лучше

приспособится к требованиям рынка.

Для бывших социалистических стран ныне предстоит огромная работа по

трансформации сверхмонополистических структур в конкурентные

предпринимательские образования. Этот процесс, получивший название

"разгосударствление", очень даже не прост. Он труден и длителен. Именно на

активизацию этого процесса и был направлен закон Союза СССР "Об ограничении

монополистической деятельности СССР" (июль 1991 г.). В Законе четко

проводится идея о необходимости конкуренции, ее защиты и поощрения. Так, в

документе отмечается: "Запрещаются действия хозяйствующих субьектов,

занимающих доминирующее положение на рынке, если они имеют либо могут иметь

своим результатом существенное ограничение конкуренции или реализации

законных интересов других хозяйствующих субьектов или потребителей".

Как следует из мирового опыта , хорошо себя зарекомендовали четыре

способа разгосударствления .

1) Приватизация собственности . При этом приватизация не обязательно должна

быть стопроцентной , нередко экономически целесообразно сохранить за

государством часть акционерного капитала ранее ему принадлежавших

предприятий .

2) Либерализация рынков . Государство идет на снижение или отмену барьеров

, препятствующих доступу новых конкурентов , стимулирует диверсификацию

производства и продаж , поощряет малый бизнес , заполняющий рыночные ниши

, ослабляет таможенные ограничения , облегчающие поступление импортных

товаров , -- все это делает рынки более свободными .

3) Оздоровление государственного сектора . Имеется в виду постепенная

ликвидация нерыночной обстановки , в которой пребывают его предприятия :

сокращение бюджетных поступлений , отмена налоговых льгот и т. п. Эти

действия повышают конкурентоспособность государственных предприятий,

подготавливая их к разгосударствлению .

4) Создание смешанных предприятий . Для стимулирования их возникновения и

расширения сферы деятельности используют льготное налогообложение ,

особый режим кредитования .

На практике наблюдаются комбинации различных способов , однако

главными считаются приватизация и либерализация рынков. Рассмотрим их

поподробнее .

При либерализации государственное предприятие теряет власть над

рынком , который превращается из монопольного в конкурентный .

Либерализация рынков означает разгосударствление без приватизации .

Либерализация цен вызывает два эффекта – демонополизацию и относительное

сокращение сферы государственного предпринимательства . В этом ее

преимущество перед приватизацией , ничего не меняющей в структуре рынков .

Однако у приватизации свои преимущества .

Во - первых , она дает собственности реального хозяина , что

позволяет включить рыночные механизмы .

Во - вторых , она сопровождается значительным ростом предложения

акций приватизируемых государственных предприятий на финансовых рынках .

Это ведет к увеличению предложения , не влекущего за собой расширения

спроса

В - третьих , приватизация обладает противоинфляционным эффектом .

Появление на финансовом рынке акций приватизируемых предприятий берет на

себя часть свободных средств .

В - четвертых, приватизация существенно ослабляет финансовое

напряжение в расходной части бюджета , а продажа государственных

предприятий приносит в доходную часть существенную добавку .

Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда

условий .

1) Существование субъектов государственной собственности (учреждений ,

которые по закону имеют право продавать и покупать акции государственных

предприятий – холдинговых компаний) .

2) Существование развитой рыночной инфраструктуры (в частности , необходимо

наличие фондовых бирж) .

3) Достаточная емкость фондовых рынков .

4) Распределение приватизируемой собственности .

5) Оптимальное распределение полномочий между центральными и местными

органами государственной власти , которое исключало бы блокирование

последними национальных программ приватизации .

6) Создание правовой основы приватизации .

В условиях современной рыночной экономики приватизация

государственной собственности не является самоцелью или воплощением

идеологических симпатий или антипатий . Осуществляя приватизацию ,

государство стремится вместить свою деятельность в очерченные рынком

границы , добиваясь высокой эффективности рыночного хозяйства .

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В США И РОССИИ .

2.1) Государственное регулирование экономики в США .

Государственное регулирование давно стало неотъемлемой частью

американского хозяйственного механизма . Американское государство не в

состоянии самоустраниться от участия в хозяйственной жизни , ибо проводимые

им регулирующие мероприятия превратились в обязательное условие нормального

течения воспроизводственного процесса . Из-за возросшего к началу 90-х

годов государственного долга , достигшего астрономической суммы , дефицита

торгового бюджета , серьезных трудностей с продвижением американских

товаров на мировые рынки инфляция в США перестала быть “врагом номер один”

американской экономики .

Из-за особого положения США и их валюты в мировой экономике даже

непроизводительное использование средств , составляющих и пополняющих

государственный долг , не останавливает поступательное развитие

американской экономики .

В США ограничение негативных последствий деятельности монополий

осуществляется по двум направлениям . В структурных отраслях , где

существуют “естественные монополии” , государство осуществляет прямое

регулирование тарифов , цен , уровня прибыли и т. д. В других секторах

инструментом предотвращения монополизации служит антитрестовское

законодательство , которое распространяется на все формы хозяйственных

объединений , дает возможность регулировать число конкурентов на рынке ,

влиять на фирменную структуру отраслей , воздействовать на размеры и

направления оста корпораций .

Антитрестовское законодательство .

Антитрестовское законодательство не содержит детальных регулирующих

требований , а состоит из нескольких сформулированных в общем виде

положений , содержащих основные юридический условия поддержания конкуренции

. Принятый в 1890 году закон Шермана в самом общем виде установил два

нормативных запрета ограничительной практики в бизнесе . Согласно закону ,

любое соглашение , объединение в форме треста или иным образом , или тайный

сговор с целью ограничения торговли или коммерции (производства) является

незаконным . Кроме того любое лицо , уличенное в этом , считается виновным

в совершении преступления .

Положения антитрестовского законодательства были развиты и уточнены в

акте Клеймана в 1914 году . Закон , в частности , объявил вне закона

ценовую дискриминацию , то есть продажу товаров или предоставление услуг

различным потребителям на неэквивалентных условиях . Закон также запрещает

исключительные или привязывающие соглашения , посредством которых

производитель продавал бы продукт при условии , что покупатель приобретает

другие продукты у этого же продавца , а не у его конкурентов ; запрещает

образование взаимопереплетающихся директоратов . Закон 1914 года о

Федеральной торговой комиссии (ФТК) предусматривал создание регулирующего

органа и возлагал на ФТК ответственность за проведение в жизнь

антитрестовского законодательства . Ей дано право собирать , хранить и

периодически проверять информацию о предпринимательской активности любой

корпорации , занятой торговлей .

Закон Виллера - Ли 1938 года возложил на ФТК ответственность за

контроль над “вводящими в заблуждение поступками или действиями в торговле”

и ответственность по защите прав потребителей .

Экономическая доктрина , лежащая в основе применения антитрестовского

законодательства , утверждает , что структура отрасли или рынка определяет

поведение фирм на рынке , которое, в свою очередь , определяет

экономические показатели развития этой отрасли .

С точки зрения антитрестовских органов и судов главным в “поведении”

фирмы является ее стратегия . Стремление фирм к сотрудничеству , проведению

согласованной экономической политики расценивается как тенденция к

монополизации .

В США понятие монополия применяется к группе фирм или фирме ,

обладающей таким влиянием на конкретном рынке , которое позволяет подавлять

конкуренцию , регулировать объем и условия поставок и фиксировать цены ,

нанося ущерб потребителю. При рассмотрении антитрестовских дел возникают

спорные вопросы , например , что является определяющим – поведение или

структура .

В деле против компании “Ю. С. Стил” (“U. S. Steel”) , проходившем в

1920 году суд исходил из правила разумности , то есть из того , что не

каждое соглашение или объединение с целью ограничения торговли является

противозаконным , и антитрестовскому преследованию подлежат только те ,

которые чрезмерно ограничивают торговлю . Компания была признана невиновной

.

В деле компании “Алкоа” (“Alkoa” - 1945 год) суд признал , что

поведение компании может быть законным , простое обладание монопольной

властью (“Алкоа” контролировала 90% рынка алюминия) является нарушением

антитрестовских законов .

Из практики также известно, что в соответствии с антитрестовским

законодательством в США, в 1984 году от АТ&Т (American Telephone &

Telegraph) - одной из крупнейших американских компаний были отделены 22

региональные телефонные компании. Это разделение имело своей целью

ликвидацию монополий АТТ на обслуживание континентальных телефонных линий.

При разделении фирма со столетней историей, оценивавшаяся в 150 млрд.

долларов была преобразавана в компанию величиной 1/4 прошлого размера .

Государственные финансы в хозяйственном механизме США .

Государственные финансы представляют собой тот инструмент , с помощью

которого правительственная администрация подключается к контролю над

движением капитала в колоссальных масштабах . Вместе с возрастающей частью

пропускаемого через государственный бюджетный механизм национального дохода

, принимающего на данной стадии денежную форму , растет и экономическая

сила государства . В 1986 году в США расходы государственной администрации

составили 37,9% ВНП , в т. ч. 24,5% -- по федеральному , 13,4% -- по

бюджетам штатов и местных органов власти[3] . Основная роль в

государственной финансовой системе США принадлежит , несомненно ,

бюджетному механизму федерального правительства . На его долю приходится

70% расходов и доходов американского государства . Кроме того , сам

бюджетно - финансовый механизм построен таким образом , что без федеральной

помощи воздействие местных властей на течение хозяйственных процессов

затруднительно . Местные органы власти обладают довольно значительными

собственными источниками финансовых ресурсов в виде местных налогов и

государственного кредита .

Таким образом , характерным в США является сосредоточение гражданский

закупок и заказов в руках не федерального , а местного уровня власти .

Основу федеральных закупок составляют закупки военно - промышленного

комплекса .

Наиболее общая группировка тех направлений , по которым происходит

воздействие финансово - бюджетного механизма буржуазного американского

государства на процесс расширенного воспроизводства совокупного

общественного денежного капитала позволяет выделить и четыре основных

канала поступления бюджетных средств в хозяйственный оборот . Это :

1) прямое субсидирование предприятий

2) государственные инвестиции в экономику

3) опосредование реализации значительной массы неинвестиционных товаров и

услуг через систему государственных закупок .

Государство выступает на рынке в качестве крупнейшего потребителя

продукции целого ряда отраслей , эта его роль превращает государственный

спрос в органический элемент общественного воспроизводства .

4) своеобразной формой передачи средств из государственного бюджета в

распоряжение экономических агентов являются “налоговые расходы”

администрации – льготы и скидки в системе налогообложения . Освобождение

предприятий от фискальных изъятий – один из рычагов целенаправленного

регулирования объема и структуры валового накопления и совокупного спроса

в США .

В США трудно провести грань между государственным потреблением и

инвестированием . В основной своей массе государственные инвестиции в США

вкладываются в административные здания , принадлежащие федеральному

правительству или местным властям дороги , а в последние годы в средства

связи и компьютерную технику . Относительно низкая доля бюджетных

инвестиций в США , составляющая около 1,2% ВНП , непосредственно связана с

ограниченностью государственного предпринимательства в этой стране .

В практике США прямое субсидирование промышленных и торговых компаний

за счет бюджетных средств представляет собой довольно ограниченное явление

. Основные получатели субсидий в США – сельское хозяйство , морской

транспорт . Однако в последнее время правительство встало на путь резкого

сокращения всех видов гражданских расходов (на сельское хозяйство – с 2,6%

всех бюджетных средств в 1970 финансовом году до 1,9% -- в 1989 фин. г. ,

на транспорт – с 3,6% до 2,5% соответственно) [4].

Абсолютно преобладают в общем объеме государственных бюджетных

расходов текущие расходы . В настоящее время они составляют 97% всех

расходов по бюджету администрации .

Из-за увеличения бюджетных расходов и отсутствия привлечения новых

источников для поступления дополнительных средств в бюджет в США за

последние годы значительно вырос дефицит бюджета (с 68 млрд.$ в 1980 году

до 204 млрд.$ в 1986 году) . После 1980 года в бюджетной политике были

сделаны шаги , превратившие дефицит в структурное явление американской

экономики . В силу замедления циклического подъема и сохранения неполного

использования экономических ресурсов страны действительная величина

дефицита федерального бюджета США в 1986 году оказалась на 30 млрд. $

больше , чем это вытекало из действия структурных факторов . Таким образом

, структурный компонент составлял 86,4% всего дефицита [5].

Политика в области НИОКР.

Государственная стратегия в области развития науки и техники и

стимулирования научно - технического прогресса (НТП) предусматривает

совершенствование научно - технического , образовательного и

информационного потенциалов , расширение масштабов государственного

финансирования НИОКР на главных направлениях НТП , совершенствование

патентно - лицензионной политики , государственно - правового регулирования

НТП , расширение межотраслевой передачи технологии , “ноу-хау” , широкое

привлечение мелкого и среднего бизнеса , передача патентных прав фирмам и

вузам - подрядчикам государства в сфере НИОКР и расширение всех форм

конкуренции на государственном рынке в процессе создания новой техники и

технологии .

Регулирование цен .

Первой , и , пожалуй , наиболее естественной реакцией государства на

заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке

США в 70-х годах , трансформацию умеренной инфляции в галопирующую стала

попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен . Это

оказало пагубное воздействие на американскую экономику в целом и на

внутриамериккнский рынок в первую очередь .

Нынешняя американская администрация , ограничивая государственное

финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам ,

делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного

регулирования . Среди основных направлений косвенного регулирования цен

можно выделить следующие :

1) регулирование учетной ставки федеральных резервных банков ;

2) уменьшение дефицита государственного бюджета ;

3) система федеральных закупок товаров и услуг ;

4) налоговая политика .

В конечном счете все эти направления государственной

макроэкономической политики влияют на изменение соотношения спроса и

предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые

пропорции обмена и уровень цен .

Внешнеэкономическая политика США .

Важнейшим институтом регулирования межстранового обмена в

послевоенный период стали многосторонние переговоры под эгидой Генерального

соглашения по тарифам и торговле (General Agreement of Tarifs & Trade –

ГАТТ) . Ключевым направлением его деятельности является существенное

ограничение , а в долгосрочной перспективе и полная ликвидация тарифных

ограничений , искажающих взаимосвязь национальных и мировых цен . Это дало

положительных результат в виде снижения среднего уровня тарифов в

международной торговле с 40% -- в начале 60-х до менее , чем 5% -- в 80-е

годы [6].

США настойчиво пытаются использовать ГАТТ в качестве рычага , при

помощи которого им удастся открыть региональные рынки стран - членов

Европейского экономического сообщества (ЕС) и внутренний рынок Японии .

Вашингтон добивается от своих торговых партнеров серьезных и вполне

конкретных уступок : открытия для американских корпораций рынков “высоких

технологий” , облегчения доступа американских банков на мировой рынок и

международные рынки капиталов , отмены субсидирования аграрного экспорта .

Применение отдельных ограничений импорта не означает , что американская

администрация стремится вернуться к протекционизму XIX века для того ,

чтобы облегчить жизнь национальным аутсайдерам . Современная американская

администрация допускает использование протекционистских ограничений в

следующих обстоятельствах :

1) в случае государственного субсидирования экспорта на американский рынок

;

2) при отказе торговых партнеров (прежде всего Японии) от встречной

либерализации американского экспорта с целью выравнивания торговых

балансов ;

3) при отказе от торговли услугами .

2.2) Государственное регулирование экономики в России .

К нынешнему периоду в России осуществляется беспрецендентный по своим

размерам и значимости переход от сверхцентрализованного рыночного хозяйства

к рыночному , существующему по своим экономическим законам .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.