реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Доходы населения и проблемы их распределения

по Федеральному закону " О социальной защите инвалидов в РФ" - 19,8%;

по Федеральному закону " О статусе военнослужащих" - 6,9%;

по нормативным правовым актам, регулирующим льготы, пособия,

компенсационные выплаты, предоставляемые на детей - 33,6%;

по законам, регулирующим размеры пособий, компенсационных выплат, стипендий

учащимся, студентам, аспирантам, докторантам, безработным, беженцам и др. -

9,8%;

по законам, регулирующим предоставление льгот судьям и работникам

правоохранительных органов - 0,7%.

Примерно 18% - 20% общей суммы социальных льгот и выплат попадает в

беднейшие слои населения, вместо 45% - 55% характерных для развитых стран.

Наиболее многочисленным является контингент получателей детских

пособий - более 88% от общего числа получателей всех видов пособий, 85,2%

(до введения критерия располагаемого душевого дохода при предоставлении

пособия) получателей пособий получают ежемесячное пособие на ребенка.

Однако, реальное содержание детских пособий снизилось настолько, что данные

пособия не оказывают заметного влияния на материальное положение семьи.

Так, сегодняшняя величина ежемесячного пособия на ребёнка - 58,44 руб. не

изменялась с января 1997 г. Тогда она составляла почти 15% ПМ (5). Сейчас

ежемесячное пособие на ребёнка составляет только 5% ПМ и выплачивается с

огромными задержками. Ещё в январе 1996 г. задолженность по выплате

ежемесячного пособия на ребёнка составляла 70 млрд. неденоминированных

рублей и постоянно возрастая в сентябре 1999 г. достигла максимального

значения - 30,5 млрд. руб., но уже деноминированных. С ноября 1999 г.

отсутствует тенденция роста задолженности по ежемесячным пособиям на

ребёнка, хотя в начале 2000 г. случались задержки текущих платежей. И это

несмотря на введение летом 1999 г. на законодательном уровне критерия

располагаемого душевого дохода при выплате ежемесячного пособия на ребёнка.

3.4. Уровень, динамика и структура сбережений

Остатки вкладов физических лиц в банках в июне 2000 г. составляли

сумму 382,4 млрд. руб. или 23,3 млрд. руб. в ценах 1990 г. , т.е. около 11%

от остатков вкладов физических лиц в сбербанки РФ в 1990 г.. Если в 1990

г., практически все безналичные сбережения населения хранились в

сберегательном банке РФ, то уже в 1993 г. доля коммерческих банков

составила 29%. В 1994 г. удельный вес вкладов населения в коммерческие

банки достиг своего максимума в исследуемом периоде - 38%, после чего он

постепенно снижался и достиг абсолютного минимума в 1998 г. - 15,2%. В 1999

г. доля коммерческих банков вновь возросла и достигла 27%. Удельный вес

вкладов населения в коммерческие банки в общем объеме вкладов в июне 2000

г. составил 26,2%. (см. приложение табл 7)

Динамика накопления населением сбережений во вкладах и ценных бумагах

характеризуется наличием трех, характеризующихся разными тенденциями в

накоплениях населения, временных периодов. Первый - с 1992 г. по 1994 г.

характерен повышением удельного веса расходов населения на накопление

сбережений во вкладах и ценных бумагах с 4,8% от общего объёма денежных

доходов населения в 1992 г. до 6,5% в 1994 г. В это же время резко

снижались расходы на накопление наличных денег. Если в 1992 г. доля этих

расходов в общем объёме денежных доходов населения составляла13,8%, то в

1994 г. - уже только 4,5%. С 1992 г. и по 1994 г. резко возрастали расходы

на покупку валюты - с 0,5% от общего объёма денежных доходов населения до

17,7%.

Первый период - это время гиперинфляции, расцвета финансовых пирамид и

высоких процентных ставок по вкладам. Второй период - с1994 г. по 1998 г.

связан со снижением инфляции с 220% в 1994 г. до 11% в 1997 г., крушением

финансовых пирамид, понижением процентных ставок на вклады. Очевидна

реакция населения на изменение экономической ситуации: с 6,5% от общего

объёма денежных доходов в 1994 г. до 1,1% в 1998 г. снизились расходы

населения на сбережения во вкладах и ценных бумагах; продолжалось,

характерное для первого этапа, снижение расходов на накопление наличных

денег - с 4,5% в 1994 г. до 1,5% в 1998 г.; оставались высокими расходы на

покупку валюты - в среднем за период они составили более 17% общего объёма

денежных доходов населения. Третий, послекризисный период, характерен

повышением доли расходов на сбережения во вкладах и ценных бумагах с 1,1% в

1998 г. до 5,1% в 1 кв. 2000 г. и снижением расходов на покупку валюты до

7,6% от общего объёма денежных доходов населения в 1 кв. 2000 г., что

объясняется существенным снижением реальных доходов населения, уменьшением

масштабов заграничного туризма и высокой стоимостью валюты. При этом 60%

вкладов в сбербанке РФ - это простые и срочные вклады пенсионеров.

Приведенный анализ позволяет предположить, что объём валютных

сбережений населения на руках в несколько раз превышает сбережения в виде

вкладов и ценных бумаг, однако отсутствие на этот счёт официальных данных и

недостаток достоверной информации для проведения расчётов не позволяет

привести даже оценочную цифру.

В 1990 г. вклады населения в сберегательном банке РФ составляли 216,4

млрд. руб. (на конец года) . В 1991 г. в связи с развалом промышленности

вследствие распада СССР рубль подешевел в 2,6 раза. Во столько же раз

снизилось реальное содержание вкладов населения. Фактические потери

составили в 1991 г. 61,6% общего объёма вкладов населения в сбербанке СССР

или 133,3 млрд. руб. "Шоковая терапия" лета 1992 г. и последовавшая за ней

либерализация цен, понизившие в 1992 г. покупательную способность рубля в

26,1 раза уничтожили 96% сбережений населения в сберегательном банке РФ,

которые на конец 1991 г. составляли 372,3 млрд. руб.. Потери составили 358

млрд. руб. в ценах 1991 г. или 138 млрд. руб. в ценах 1990г. Если исключить

двойной счёт, то общие потери сбережений населения в сбербанке РФ за 1991 и

1992 гг. - 216 млрд. руб.

Если принять во внимание, что в июне 2000г. общая сумма вкладов

населения в сбербанке РФ равнялась 282,2 млрд. руб., то перспективы полной

компенсации сбережений населения, обесценившихся в сберегательном банке РФ

в 1991 - 1992 гг., даже в соотношении рубль на рубль, представляются весьма

туманными (см. приложение табл. 8). Очевидна полная нереальность

"справедливой" компенсации вкладов, которая сохраняла бы их покупательную

способность, т.е. в соотношении 1 рубль 1990 г. на 16,4 руб. 2000 г. При

такой компенсации население должно было бы получить 3 542 млрд. руб. в

ценах июня 2000 г. Правда, следует отметить начало выборочных компенсаций.

Так в соответствии с Указами Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 733, от 2

декабря 1997 г. № 1269 и постановлениями правительства РФ от 30 июня 1998

г. № 677, от 20 мая 1999 г. № 553 и от 19 апреля 2000 г. № 352 Сбербанк

России произвёл компенсационные начисления из расчёта до 1 тыс. рублей

вкладчикам до 1924 г. рождения включительно; наследникам первой очереди,

родившимся по 1924 г. включительно; наследникам первой очереди, являющимся

инвалидами 1 группы или участниками Великой Отечественной войны; инвалидам

первой группы; участникам ВОВ; наследникам владельца гарантированных

сбережений (без ограничения возраста) в случае его смерти на оплату

ритуальных услуг за период с 10 июня 1996 г. по 1 июля 2000 г. включительно

в сумме 11377,7 млн. руб.

3.5 Покупательная способность денежных доходов в России

3.5.1. Товарооборот и инфляция

За период с 1990г по второй квартал 2000г. инфляция составила

1640000%, т.е. рубль подешевел в 16400 раза. Если принять во внимание

деноминацию 1998 г., то покупательная способность рубля во втором квартале

2000 г. в 16,4 раз ниже, чем в 1990 г. Розничный товарооборот включая

общественное питание в 2000 г. составит 2115 млрд. руб. или в сопоставимых

ценах 79% от объёма розничного товарооборота в 1992 г. (более ранние данные

по товарообороту отсутствуют). Максимального объёма в сопоставимых ценах -

83% от уровня 1992 г. розничный товарооборот достиг в 1997 г. Следствием

финансового кризиса 1998 г. стало падение физического объёма розничного

товарооборота в 1998 г. до 66% от уровня 1997 г. (55% от уровня 1992 г.). В

1999 г. физический объём товарооборота вырос на 30 %, а в 2000 г. должен

увеличится ещё на 11%.

Среднедушевой денежный доход в первом полугодии 2000 г. составлял в РФ

1939 руб. в месяц, что соответствовало примерно 1,7 прожиточных минимума,

если ПМ исчислялся по новой методике, или - 1,96, если ПМ исчислялся по

старой методике. В 1990 г. на среднедушевой денежный доход в 215 руб. в

месяц можно было приобрести 3,52 ПМ (ПМ=61руб.). Таким образом,

покупательная способность среднедушевого дохода в первом полугодии 2000 г.

составила 48% (при исчислении ПМ по новой методике) и 56% (при исчислении

ПМ по старой методике) от покупательной способности среднедушевого

денежного дохода 1990 г. Последняя величина полностью соответствует

соотношению реального содержания среднедушевых денежных доходов в первом

полугодии 2000 г. и в 1990 г.

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения

определяется их реальным содержанием. Как было показано в разделе 3.1,

реальный среднедушевой доход населения в апреле 2000 г. составлял 81% от

его величины в апреле 1998 г. и 108% от уровня апреля 1999 г., т.е.

среднедушевой денежный доход апреля 2000-го года мог обеспечить в среднем

покупку 108% физического объёма товаров и услуг по сравнению с возможностью

их покупки в апреле 1999 г., но только 81% физического объёма товаров и

услуг, покупаемых в апреле 1998 г. Однако, покупательная способность

среднедушевого денежного дохода по отношению к различным товарам может

существенно различаться. Одни товары становятся менее доступными, другие

более доступны.

Так, например, яйца куриные и мороженая рыба стали почти на треть

(29%) более доступными (см. Социально-экономическое положение России.

Январь - май 2000 г., V), чем в апреле 1999 г. (см. Таб. 2), но еще не

достигли доступности этих товаров апреля 1998 г. (97% и75% соответственно).

Наоборот, доступность хлебобулочных изделий, уменьшившись на 16% по

сравнению с их доступностью в апреле 1999г., сравнялась с их доступностью в

апреле 1998 г. (99%). (см приложение табл. 6)

3.5.2 Динамика цен на платные услуги населению

Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения с 1990

г. по 1997 г. постоянно возрастал и увеличился за это время почти в 5 раз -

от 5% в 1990 г. до 24% в 1997 г. . В 1998 г. эта доля понизилась до 23 %, а

в 1999 - до 20%. Ориентируясь на тенденцию роста стоимости платных услуг в

1-м полугодии 2000 г. можно ожидать повышения удельного веса платных услуг

в 2000 г. до 22%-23%. Очевидно, что периоды роста доли платных услуг в

потребительских расходах населения свидетельствуют о более высоком росте

средних цен на услуги по сравнению с ростом цен на иные товары и блага,

если физические объёмы изменяются в одинаковых пропорциях.

Прогнозное значение розничного товарооборота, включая общественное

питание, в 2000 г. - 2115 млрд., что в сопоставимых ценах составляет 82%

от розничного товарооборота в 1994 г. (более ранние сопоставимые данные по

физическому объёму услуг отсутствуют). Физический объём платных услуг в

2000 г. ( прогноз по тенденции 1-го полугодия) составляет 92% от уровня

1994 г. Такое соотношение физических объёмов розничного товарооборота и

платных услуг в 2000 г. по отношению к их уровням в 1994 г. при

предположении о равенстве за данный период времени индексов потребительских

цен по этим двум направлениям потребительских расходов могло увеличить

удельный вес платных услуг в потребительских расходах с 14% (доля платных

услуг населению в 1994 г.) только до 15,4%. Для того, чтобы в 2000 г.

удельный вес платных услуг достиг искомых 22,5% (среднее значение в

прогнозируемом интервале удельного веса платных услуг), необходимо, в

дополнение к указанным изменениям физических объёмов, чтобы индекс цен на

платные услуги за период с 1994 по 2000 г. был в 1,6 больше индекса

потребительских цен по товарам розничного товарооборота. Другими словами,

рост цен на платные услуги за рассматриваемый период времени в 1,6 раза

обогнал рост цен на все прочие потребительские товары и блага.

Снижение физического объёма платных услуг населению за период с 1994

по 2000 г. вовсе не означает снижения физических объёмов по всей

номенклатуре платных услуг. Это снижение связано со снижением физического

объёма трёх групп услуг, в сумме составляющих более половины (52% в 1994 г.

и 57,6% в 2000 г.) стоимостного объёма платных услуг, а именно: с услугами

пассажирского транспорта - снижение на 25%; услугами связи - снижение на

32% и с жилищно-коммунальными услугами - снижение на 23%. Зато наиболее

заметным образом выросли физические объёмы тех видов услуг, которые раньше

были в подавляющей части бесплатными или мало платными. Это услуги системы

образования - рост на 198% ( почти в 3 раза), медицинские - рост на 202%

(более, чем в 3 раза) и культуры - рост на 202% (более, чем в три раза) (Р

1,2,3,4,5). Такой рост физических объёмов вызван в первую очередь переводом

значительной части бесплатных ранее услуг в платные - это касается услуг

системы образования и медицины, а в случае услуг культуры - с созданием

множества новых направлений, проектов и центров культуры.

Последние полтора года характерны существенным ростом физических

объёмов практически всей номенклатуры платных услуг, за исключением жилищно-

коммунальных, физический объём которых понизился на 2%. В наибольшей мере

выросли физические объёмы санаторно-оздоровительных услуг - на 51%, системы

образования - на 46% и медицины - на 31%. Соответственно, в наибольшей за

этот период времени мере вырос стоимостной объём санаторно-оздоровительных

услуг - в 2,87 раза. Несмотря на то, что физический объём услуг культуры

повысился менее заметно - на 28%, по росту стоимостного объёма этот вид

услуг занимает 2-е место - в 2,82 раза. Третье и четвертое места занимают:

система образования - рост стоимостного объёма - в 2,39 раза и медицина - в

2,32 раза.

Рост стоимостного объёма жилищно-коммунальных услуг оказался наименее

значительным - 1,64 раза, что значительно уступает среднему по всей

номенклатуре услуг значению - 1,93 раза. Много ниже среднего и индекс цен

жилищно-коммунальных услуг - 1,67 раза, что опять же ниже среднего индекса

цен всей номенклатуры услуг. Рост стоимостного объёма жилищно-коммунальных

услуг за рассматриваемый период существенно отстаёт от роста денежных

доходов населения, которые выросли в 2,1 раза, роста заработной платы -

рост в 1,98 раз и даже от роста пенсии - рост в 1,72 раза, но её высокий

удельный вес в платных услугах - 21% и то, что потребителем этого вида

услуг является каждый, делает любой рост её стоимости нетерпимым. А вот

рост стоимостных объёмов санаторно-оздоровительных услуг - в 2,87 раза,

услуг культуры - в 2,82 раза, образования - в 2,39 раза и медицины - в 2,32

раза существенно обгоняют рост денежных доходов населения и всё сильнее

бьют по бюджету семьи, если они ей необходимы, т.к. воспользоваться их

бесплатным аналогом всё более нереально.

Следует однако отметить некоторое снижение темпов роста как

физических, так и стоимостных объёмов платных услуг системы образования и

платных медицинских услуг в первом полугодии 2000 г. Так, если за период с

1994 г. по 1998 г. ежегодные приросты физических объёмов платных услуг

системы образования и медицины среднем были на уровне 19,6% и 25%,

соответственно, то в первом полугодии 2000 г., по сравнению с первым

полугодием 1999г., рост физических объёмов этих видов услуг составил 18,1%

и14,4%, соответственно. Стоимостной объём услуг системы образования в

первом полугодии 2000 г. вырос, по сравнению с первым полугодием 1999 г.,

на 44,8%, в то время как в 1999 г., по сравнению с 1998 г, он увеличился на

65,3%. Почти в той же пропорции изменились и темпы роста стоимостного

объёма платных медицинских услуг - 41,5% прироста в первом полугодии 2000

г., по сравнению с первым полугодием 1999 г., и 64,0% в 1999 г. по

сравнению с 1998 г.

Заключить настоящий раздел хотелось бы следующими выводами:

В первом полугодии 2000 г. покупательная способность рубля в 16,4 раза ниже

покупательной способности рубля в 1990 г., а покупательная способность

среднедушевого денежного дохода в первом полугодии 2000 г. почти в два раза

ниже покупательной способности среднедушевого денежного дохода 1990 года.

Всё большую роль в снижении покупательной способности денежных доходов

населения играет рост стоимости платных услуг населению, доля которых в

денежных расходах населения с 1990 г. выросла в 5 раз и составила почти

четвёртую их часть. Рост стоимости платных услуг населению за последние 10

лет связан как с опережающим по сравнению с другими товарами и благами

ростом их средней цены, так и с ростом их физического объёма за счёт

перехода части бесплатных услуг (медицины и образования) в платные.

В наибольшей мере растут расходы населения на санаторно-

оздоровительные услуги и на услуги культуры, медицины и образования. Темпы

роста расходов на эти виды услуг значительно опережают темпы роста денежных

доходов населения.

Темпы роста расходов населения на жилищно-коммунальные услуги и цен на

них существенно ниже как темпов роста средних расходов по всему комплексу

платных услуг и цен на них, так и темпов роста среднедушевых денежных

доходов населения. Всеобщая необходимость жилищно-коммунальных услуг делает

любой рост их стоимости весьма болезненным для населения.

ГЛАВА 4 Социальная политика государства

4.1. Бедность

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из

направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя

бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а

также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой

бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными

взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности

бедняков — одна из основных задач социальной политики государства в странах

рыночной экономики.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты

личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее

значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система

денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с

рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим

многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право

на получение социальной помощи используются показатели, определяющие

уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с

помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах:

социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных

норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные

духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и

услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения

потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения

приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более

или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на

удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных

услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения

одежды, обуви и других непродовольственных товаров)

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму

нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При

этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.