реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деловые игры в поцессе обучения

строятся таблицы, графики, программы для ЭВМ.

9. Детализация сценического плана, формирование влияния окружающей

среды.

10. Формулировка правил, распределение решений по игрокам. Установление

причинно-следственных отношений между операциями. Построение блок-схемы

игры, внутреннего графика проведения, уточнение основных шагов, этапов,

циклов. Шагом является завершенная фаза принятия решения, этап разделяет

сценарные фазы, цикл приводит к очевидным итогам, является наиболее

завершенной фазой игры. Особое внимание обращается на точки ветвления игры.

11. Формулирование системы штрафов и поощрений, определение критериев

выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны, выраженные количественно, и

могут оцениваться экспертами.

12. Отладка игры, ее проигрывание разработчиками, уточнение связей,

параметров, проверка гибкости блок-схем, жизнеспособности математического

аппарата, анализ реальности ситуаций - действенность стимулов, правильности

расчетов временных затрат, окончательная коррекция игры.

Для представления игры необходимо подготовить методическую инструкцию по

проведению игры, ролевые инструкции игрокам и необходимый справочный

материал. Методическая инструкция по проведению игры включает описание

назначения и целей игры, структуры игрового коллектива и функций

участников, системы стимулирования, исходных данных, процесса игры (этапы,

эпизоды), направлений возможного усовершенствования и усложнения игры.

В ролевой инструкции важно предусмотреть средства, позволяющие

оптимизировать процесс идентификации игрока с ролью.

При подготовке документов необходимо учитывать психологические

закономерности работы с текстом. В играх изыскиваются различные возможности

наглядного представления информации. Игровая мотивация и активность

игроков, а значит эффективность игры, во многом определяется формой подачи

информации. Справочный материал должен быть представлен таким образом,

чтобы вызвать у участников потребность в поиске информации об основаниях

заложенной в игре проблемы. Подобное внимание уделяется подготовке

материалов, обеспечивающих рефлексивный анализ игры (например, списка

контрольных вопросов).

3.2. Основные аспекты управления игрой.

Выше были рассмотрены концептуальный, сценарный, судейский и блок

обеспечения информацией. Ниже будет рассмотрено, каким образом в процессе

проведения игры осуществляется управление постановочным, сценическим

блоками и блоком критики и рефлексии.

Необходимо обратить внимание на наличие двух аспектов управления:

инструментального и эмоционально-ролевого, рассмотреть их специфику на

каждом из этапов проведения деловой игры.

Руководитель игры, как правило, ее "запускает", осуществляет постановку

цели, знакомит участников с ее описанием, участвует в распределении ролей,

представляет в распоряжение участников необходимую информацию. Важна его

роль в создании игровой атмосферы. Игровые события необходимо вычленить из

реальности при помощи особой организации пространства игрового

взаимодействия, специфического стиля общения. Руководитель направляет свои

усилия на детализацию понимания участниками игровой ситуации. Он должен

поощрять оформление каждого действия псевдореальными документами (например,

отсутствие игрока объясняется повесткой из военкомата.). Если нарушена

синхронность в работе групп, лучше ввести какое-либо новое условие

(например, поездкой части работников в командировку, отпуск и т.п.). Если

ведущий обнаружил недостаточность знаний игроков по возникающим вопросам,

он может ввести ситуацию обращения к компетентным специалистам для

консультации. Такое оформление событий поддерживает игровой план. Предметом

внимания руководителя должно стать создание игровой мотивации, обеспечение

оптимальной динамики межличностных отношений. Важно поддержать определенный

уровень соревновательной мотивации среди участников игры с тем, чтобы она

стимулировала активность, а не провоцировала самопрезентацию. При

комплектовании команд необходимо учитывать межличностные отношения,

сложившиеся в группе. Для достижения сотрудничества лучше, чтобы в команде

наблюдались позитивные межличностные отношения. Некоторые ведущие при

комплектовании групп используют данные социометрии. При этом следует

предотвратить перенос цели выполнения задания на прерывание в группе.

Американский социальный психолог Дженнигс описал феномен, который он назвал

превращением социальной группы в "психологическую". В "психологической"

группе все члены связаны взаимной симпатией, чувствуют свою защищенность,

испытывают психологический комфорт и главное внимание уделяют совместному

пребыванию в группе, а не решению проблемы. Поэтому такая группа нацелена

на достижение согласия, а не получения результата. Решения недостаточно

продумываются и обсуждаются. Часто некритически принимаются предложения

высокостатусных участников игры. У лидеров наблюдается превышение лидерских

притязаний. Поэтому важно сконструировать игру так, чтобы влияние разных

игроков на решение приближалось к равному. Имеются данные, показывающие,

что легче принимаются решения в небольшой группе с нечетным количеством

участников. Важной особенностью большинства игр является наличие ролевого

взаимодействия. Роли структурируют группу. Это означает закрепление за

каждьм участником игры определенной позиции в группе, предписанных функций.

Как правило, роль понимается не только как сумма функций, но и образцов

поведения. Участники игры формируют у себя некоторую систему ожиданий от

носителя определенной роли. Желательно, чтобы эти ожидания совпадали у всех

игроков. В этих целях в инструкции игроку достаточно полно описываются

нормы поведения. Это организует взаимодействие в группе, упорядочивает и

регулирует межличностные отношения и уменьшает вероятность возникновения

конфликтов.

3.3. Рассмотрение специфических трудностей проведения деловых игр.

Способность действовать в соответствии с ролью зависит от индивидуальных

особенностей игрока. Тревожность, ригидность затрудняют приятие роли.

Влияют на этот процесс и социально-психологические характеристики личности.

Средний социометрический статус более благоприятен для принятия роли в

сравнении с низким. Как правило, наблюдаются три основные стратегии

поведения игроков. При первой стратегии игрок все решения принимает от лица

некоторого обобщенного образа - эталона, который является продуктом

понимания игроком особенностей личности представителей данной роли

(например, директора). При этом главным становится соблюдение некоторых

формальных и неформальных норм, которыми руководствуется реальный прототип.

Вторая стратегия может быть охарактеризована как азартная. Главная цель -

выигрыш. Приемлемыми здесь являются и нарушения соглашений, действия на

грани "фола". Однако при удачном управлении игроки, следующие этой

стратегии, могут даже положительно повлиять на игру, оживив ее. Им следует

предлагать осуществлять связь с внешним миром, разыгрывать случайные

события. Третья стратегия отличается интересом к тому, что произойдет в

результате определенного действия, какие решения принимают другие

участники. Описанные стратегии не являются жесткими, они могут сменять друг

друга. Можно выделить и другие особенности поведения игроков. Руководитель

игры должен уметь наблюдать за ними, вовремя их фиксировать для того, чтобы

поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной

напряженности. Для интенсификации интеллектуальной деятельности можно

вводить специальные методы коллективного творчества (мозговой штурм,

синектика и др.), психогимнастические упражнения. Некоторые

психогимнастические упражнения могут быть направлены на регуляцию

эмоционального состояния игроков, развитие их коммуникативных умений. Они

используются ведущим исходя из анализа ситуации, сложившейся в игре. Как

показывают исследования, эмоциональное состояние участников не зависит от

инициативности и эмоционально-экспресивных способностей в общении. В

большей степени оно определяется эффективностью игры и социально-

психологическими характеристиками игроков. Следовательно, эмоциональное

состояние игроков в значительной степени зависит от качества управления

игрой. При этом, тем не менее, необходимо минимизировать вмешательство

ведущего в ход игры. Авторитарная позиция ведущего блокирует игровое

поведение участников, снижает эффективность рефлексии в ходе обсуждения

результатов.

Можно выделить основные виды трудностей, которые возникают в ходе

проведения деловой игры. Сбои в начальном периоде ее разворачивания чаще

всего объясняются интенсивным протеканием процесса формирования группы.

Участники стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический

статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболее естественным

объектом для критики им представляется игра. Процесс формирование группы

лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию,

ходом которой легче управлять. Если сбой все же возник, задача руководителя

- противодействие сплочению группы на основе недовольства игрой. Необходимо

показать, что к неудачам приводит не плохая конструкция игры, а неучет

игроками каких-либо факторов. Игроки должны убедиться, что результат

появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие

имитации реальных процессов.

Нарушение течения игры может также происходить вследствие потери

двуплановости. На игру могут переноситься личные взаимоотношения.

Руководитель должен подчеркнуть ее условный характер, а в случае

необходимости перераспределить роли, изменить правила. Еще одна ситуация

связана с утратой понимания игрового контекста одним из участников и его

попытками решить личные проблемы (например, доминирование) в игре. Такого

участника руководитель должен замкнуть на себе, минимизировать его

контакты. В то же время условность может быть гипертрофирована. Азарт

игроков вызывает импульсивные действия, способствует концентрации на

выигрыше, а не на результате. Задача руководителя состоит в регуляции

эмоциональных состояний. Следует сделать выигрыш и проигрыш не слишком

однозначными, снизить их значение. В этой ситуации не следует вводить

случайные события.

Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми

индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности

к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. В первом

случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для

участника оценка его действий, связанная с неадекватностью Я-концепции,

завышенной или заниженной самооценкой. Поведенческие проявления этих

особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство,

навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Во втором случае

причиной являются либо невротические блокировки проявлений

самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность, либо

ригидность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в

деловых играх неприемлем, имеющиеся данные следует учитывать при

распределении ролей.

3.4. Анализ связи игрового поведения и индивидуальных особенностей

личности.

После окончания игры проводится ее обсуждение, выясняется, почему

принимались те или иные решения, к каким результатам они привели, каким

стратегиям отдавалось предпочтение.

Можно представить следующие вопросы для дискуссии:

* Интересна ли игра?

* Какова ее центральная проблема?

* Почему в ней такие правила?

* Соответствует ли она реальным условиям действительности?

* Что можно было бы сделать иначе, если бы вы играли еще раз?

* Какими могли быть другие результаты игры?

* В силу каких причин?

* Какова польза игры?

Следует обратить внимание на необходимость рефлексии игры и своего

поведения в ней руководителю. Можно предложить следующие вопросы для

самоанализа:

* Приспособлена ли игра для данной аудитории?

* Ориентирована ли на имеющиеся у участников знания?

* Использовалась ли данная информация, требовалась ли дополнительная?

* Был ли у игроков выбор?

* Хорошо ли взаимосвязаны роли и события?

* Чувствовался ли энтузиазм участников?

* Налажено ли было взаимодействие?

* Какова эффективность игры?

3.5. Проблема эффективности деловых игр.

Проблема измерения эффективности деловой игры, как и других групповых

методов, достаточно остра. Оперируя данными самоотчетов ее участников,

можно говорить, что в результате ее проведения у игроков снижается

эгоцентрические тенденции в поведении и мышлении, обостряется социальная

чувствительность, уменьшается нормативный самоконтроль, формируется

установка на восприятие новой информации, снижается порог принятия точки

зрения другого, расширяются стереотипы, актуализируется творческий

потенциал, повышается адекватность само- и взаимооценок..

4. ИССЛЕДОВАНИЕ В ИГРЕ.

4.1. Основные параметры исследования совместной деятельности.

Для оптимизации управления игрой необходимо вести ее исследование, для

измерения можно предложить следующие параметры:

* общая активность группы

* степень организованности

* интеллектуальная активность

* эмоциональная напряженность

* особенности групповой динамики (лидерство, принятие решения)

* степень инициативности и реальный вклад каждого участника и т.п.

Наблюдение этих особенностей может производиться специально созданной в

игре группой исследователей. Предварительно разрабатывается программа и

подбирается методический инструментарий. Ниже приведено несколько методик,

которые можно использовать для исследования отдельных аспектов игры. При

анализе процесса взаимодействия в группе широко применяется схема Р. Бейла.

Им выделяется два вида функций поведения, необходимого для успешного

проведения игры:

функция решения задачи и функция оказания поддержки. Выполнение функций

решения задачи - это достижение намеченных целей. Поведение, определяемое

задачей, включает выдвижение и принятие предложений, мнений, информации.

Функции оказания поддержки связаны с социальным и эмоциональным климатом

коллектива. Они обеспечивают сплоченность, которая облегчает достижение

групповых целей. Эти функции реализуются в таких формах поведения, как

дружеские либо недружеские действия, согласие или несогласие, драматизация

или демонстрация напряжения.

[pic]

Рис. 3. Анализ процесса взаимодействия Р. Бейлса.

4.2. Диагностика отдельных аспектов игрового поведения.

Эта схема достаточно универсальна. Она описывает основные формы

поведения в группе и точно классифицирует их в соответствии со значимыми

для наблюдения критериями. Описанные особенности поведения могут либо

облегчить, либо затруднить выполнение задания или развитие группы.

Необходим содержательный анализ обеспечения различных функций, чтобы

уяснить каким образом группа движется к цели. В эффективной группе

представлено определенное состояние функций решения задач и оказания

поддержки. Оно определяется целью группы, особенностями ее организации и

протекающими в ней процессами. При работе над задачей необходимо

поддерживающее поведение для снятия излишней напряженности. В то же время

доминирование поддерживающего поведения мешает решению задачи (см. разд. 5)

Часто различные функции распределяются между разными людьми.

Эмоциональные лидеры могут брать на себя функции поддержки,

интеллектуальные - решения задачи, лидеры-организаторы могут осуществлять

обе функции. Такое структурирование группы происходит спонтанно, без

специальных намерений. Для успешности игры желательна гибкая ролевая

структура. Ролевую структуру можно исследовать по следующей схеме:

|Роль |Участник |

|Характер обсуждения |1234567|Характер обсуждения |

|проблем в группе был | |проблем в группе был |

|конструктивным, критика | |недостаточно |

|была направлена на | |конструктивным критика |

|получение общего | |была направлена друг на |

|результата | |друга |

|Предложения принимались |1234567|Предложения принимались |

|в зависимости от их | |или отвергались в |

|содержания, а не от | |зависимости от личности |

|личности того кто их | |того, кто их высказывал |

|вносил | | |

|Группа работала как |1234567|Группа разбилась на |

|единое целое члены | |части, которые |

|группы взаимно помогали | |фактически противостояли|

|друг другу | |друг другу |

|Решения принимались |1234567|Решения принимались |

|совместно после того как| |одним — двумя членами |

|все убедились в их | |группы, а мнение |

|правильности | |остальных не учитывалось|

|Была полная возможность |1234567|Многие члены группы не |

|высказаться для всех | |имели возможности |

|членов группы | |высказать свое отношение|

| | |к обсуждаемой вопросам |

|Конечная цель работы |1234567|Непонятно для чего мы |

|группы ясна и понятна | |все здесь собрались |

|Наша группа получила |1234567|Наша группа фактически |

|хороший результат | |не получила результата |

|В процессе работы |1234567|С начало и до конца |

|сначала я чувствовал | |чувствовал себя неуютно |

|себя неуютно, но затем | | |

|мое состояние улучшилось| | |

|В группе я чувствовал |1234567|В группе я чувствовал |

|себя уверенно, был | |себя неуверенно как |

|полноправным ее членом | |посторонний |

Рис.5. Методика оценки эффективности групповой работы.

Участникам деловой игры можно дать следующую инструкцию:

"Вам предлагается оценить, насколько эффективно действовала в игре ваша

команда. Оценка производится по семибальной шкале. Высказывание,

расположенное на бланке слева, соответствует 1 баллу. Противоположное ему

высказывание расположено справа и соответствует 7 баллам. Остальные оценки

являются промежуточными и отражают степень близости к крайним оценкам.

Нейтральная оценка соответствует 4 баллам. Вы должны обвести кружочком

цифру, которая является Вашей оценкой по данному параметру. В каждой

строке, таким образом, обводится одна цифра. Просим Вас работать

внимательно и аккуратно, возможные исправления вносить четко. Благодарим

Вас за помощь в исследовании и надеемся, что проделанная работа позволила

Вам глубже осмыслить результаты игры."

После получения бланков преподаватель рассчитывает средний балл, по всем

параметрам. Аналогично заполняется и обрабатывается следующая методика:

|Климат |Холодный, |3210123 |Теплый, |

| |безличностный | |личностный |

|Атмосфера |Напряжения, |3210123 |Свободы, |

| |угрозы | |безопасности |

|Контакт |Плохой, |3210123 |Близкий |

| |большая | |контакт, |

| |дистанция | |понимание |

|Характер |Борьба, игра |3210123 |Сотрудничество|

| | | |, помощь |

|Взаимовлияние|Отношения |3210123 |Равность |

| |доминирования | |позиций |

| |- подчинения, | | |

| |иерархия | | |

|Коммуникация |Однонаправленн|3210123 |Разнонаправлен|

| |ая | |ная |

|Контроль |Власть | |Самоконтроль |

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.