реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности развития и размещения газовой промышленности России

("Прогресс") и другие.[8]

Западносибирский газ поступает на предприятия промышленных центров

Урала по газопроводам Игрим-Серов-Нижний Тагил, Медвежье-Надым-Пунга-Пермь.

Второй по значению район газовой промышленности в России - Уральский.

На его территории разрабатывается Оренбургское газо-конденсатное

месторождение, содержащее помимо метана смесь ароматических углеводородов,

сероводород и гелий. Преимуществом этого месторождения по сравнению с

западносибирскими и среднеазиатскими является размещение его вблизи важных

промышленных центров России и стран СНГ. Однако наличие попутных

компонентов в газе требует предварительной его очистки и ихугилизации. На

этом месторождении построен крупный Оренбургский газохимический комплекс

мощностью 45 млрд.м2 газа в год. Он производит газ, серу, конденсат и

другие вещества. А в 1978 г. завершено строительство крупного

международного газопровода Оренбург-западная граница СНГ, по которому на

экспорт ежегодно поступало 16 млрд.м2 газа. Кроме того, в Уральском районе

природный попутный газ добывается на месторождениях Башкортостана и

Пермской области. В 1996 г. регион добыл 33 млрд.м2[9]

Крупным районом развития газодобывающей промышленности России

становится Республика Коми и северо-восточная часть Архангельской области,

где формируется Тимано-Печорский ТПК. Природный газ добывается на

Вуктыльском, Войвожском, Василковском, Джебольском и других месторождениях.

"Голубое" топливо поступает потребителям по газопроводу "Сияние Севера":

Ухта-Тверь-Торжок-Ивацевичи(Беларусь). Добыча природного газа в Северном

экономическом районе уменьшилась с 18 млрд.м2 в 1985 г. до 4 млрд.м2 в 1996

г., то есть в 4,5 раза.

В ближайшие годы акционерным обществом "Росшельф" начнется освоение

одного из крупнейших в мире Штокмановского газоконденсатного месторождения,

находящегося на шельфе России в Баренцевом море. Геологические запасы

месторождения оцениваются в 3 трлн.м2 и оно потребует инвестиций в 10-12

млрд. долларов.

В 1980 г. в Поволжье открыто Астраханское газоконденсатное

месторождение. В настоящее время на его основе формируется Астраханский

промышленный узел по добыче и переработке газа и конденсата, а также по

производству серы. Добыча на месторождении увеличилась до 4 млрд.м2 в 1996

г.[10]

К новым перспективным районам в Российской Федерации относятся

месторождения в Восточной Сибири (функционирует газопровод Мессаяха-

Норильск), в Саха-Якутии (Таас-Тумус-Якутск) и на острове Сахалин. К

освоению ресурсов природного газа в Саха-Якутии и на Сахалине большую

заинтересованность проявляют фирмы Японии, Южной Кореи и других государств.

Предполагается привлечь капиталы фирм Южной Кореи для совместного

строительства газопровода Республика Саха-Южная Корея. [11]

Ресурсы топлива в старых районах газодобывающей промышленности в

результате многолетней эксплуатации в значительной степени истощены и не

могут удовлетворять потребности народного хозяйства их за счет собственной

добычи. Это относится к таким районам, как Северный Кавказ и Поволжье,

Украина и Азербайджанская Республика. Удельный вес этих регионов в добыче

природного газа стран СНГ очень сильно сократился. На Украине

сформировалась сложная система газопроводов: от Шебелинки на Харьков, на

Полтаву-Киев, на Днепропетровск-Одессу-Кишинев, от Дашавы на Киев, на Минск-

Вильнюс-Ригу. Природный газ в республику поступает из Западной Сибири,

Урала и Средней Азии. На Северном Кавказе сформировалась система из

следующих газопроводов: Ставрополь-Москва, Краснодарский край-Ростов-на-

Дону-Серпухов-Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону-Таганрог-Донецк, Ставрополь-

Владикавказ-Тбилиси и др.

В Азербайджанской Республике газ добывается на Карадагском

месторождении (ежегодная добыча 10 млрд.мЗ; он транспортируется по

газопроводу Карадаг-Тбилиси-Ереван.

Вторым крупным районом газовой промышленности являются государства

Средней Азии и Казахстан. Вначале здесь добычей природного газа выделялась

Республика Узбекистан (Бухаро-Газлинская провинция), а затем лидерство

перешло к Республике Туркменистан. В Туркменистане разрабатываются такие

крупные месторождения, как Шатлыкское, Майское, Ачакское, Наипское,

Шахпахтынское, в Узбекистане - Джаркакское, Мубарекское, Газлинское и др. В

Казахстане (его доля в добыче газа в СНГ составляет 0,9%) ускоренными

темпами разрабатывается Карачаганакское газоконденсатное месторождение.

Добыча природного газа в странах Средней Азии и Казахстане ведется в

пустынных и полупустынных районах, где наблюдается дефицит водных ресурсов

и невысокий уровень вспомогательных производств. Среднеазиатский газ

поступает потребителям по мощным многониточным газопроводам Средняя Азия-

Центр и Средняя Азия-Урал, а также газопроводу Бухара-Ташкент-Чимкент-

Бишкек-Алма-Ата.

В настоящее время правительство Республики Туркменистан для развития

нефтегазового комплекса стремится привлечь капиталы фирм государств

Ближнего и Среднего Востока. Предполагается построить газопровод через

территорию Ирана и Турции в страны Западной Европы.

Кроме природного газа страны СНГ богаты попутным нефтяным газом,

который территориально связан с месторождениями нефти. Попутный газ

отличается от природного наличием в нем наряду с метаном этана, пропана и

бутана, являющихся ценным сырьем для промышленности органического синтеза.

Попутный газ перерабатывают на газобензиновых (ГБЗ) и газоперерабатывающих

заводах на отдельные фракции, которые затем поступают потребителям.

Основная часть ГБЗ сосредоточена на территории европейской части в районах

добычи нефти (Альметьевск, Отрадное, Туймазы, Шкапово Грозный), на Украине

и в Закавказье. Новые газобензиновые заводы построены в главной

нефтегазовой базе России - Западной Сибири (Нижневартовск, Правдинск).

Начато строительство завода в Новом Уренгое, планируется построить в

Архангельске. Добыча попутного газа составляет около 50 млрд.м2 в год.

Однако большое количество этого ценного и дешевого углеводородного сырья не

используется в народном хозяйстве, так как выбрасывается в атмосферу и

сжигается в факелах.

Газовый конденсат перерабатывается на Оренбургском, Мубарекском,

Чарджевском и Астраханском газохимических комплексах.

Одним из резервов получения газообразного топлива для некоторых

районов служит газификация угля и сланцев. Подземная газификация угля

осуществляется в Донбассе (Лисичанск), Кузбассе (Киселевск), Подмосковье

(Тула) и на Ангренском месторождении в Узбекистане. Ежегодное производство

искусственного газа достигает 20 млрд. м2.

3 Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт.

Процесс приобретения газовой промышленностью своего нового статуса в

меняющейся экономике России еще не завершен. Отрасли удалось избежать

разрушения своего ядра, более того, фактически только в новых условиях ее

подлинная роль в народном хозяйстве, долгое время затенявшаяся первенством

нефтяной промышленности, оказалась в центре общественного внимания. Тем не

менее до сих пор остро ощущается неурегулированность многих вопросов

функционирования отрасли и РАО "Газпром". В основном все концентрируется

вокруг проблемы перехода к цивилизованному регулированию работы отрасли и

возможных мерах по ее либерализации.

Следует отметить, что газовая промышленность как объект рыночной

экономики - весьма специфическая отрасль, для которой стандартные подходы

малоприемлемы. В развитых странах Запада, в том числе в тех, где газовая

промышленность прошла длительный путь развития, современное понимание ее

статуса или сложилось в последние 10-15 лет, или и в настоящее время

является предметом острой дискуссии.[12]

Проблемы либерализации газовой отрасли объективно связаны с

необходимостью привлечения крупных финансовых средств для создания новых

газотранспортных систем, гарантией возврата которых обычно выступает

наличие значительных подтвержденных запасов газа, предназначенных для его

подачи по этим системам, и предварительных договоренностей с потребителями

на поставки газа по ним. Однако для достижения таких договоренностей нужно

подтверждение реальности сооружения системы в требуемые сроки и возможности

обеспечения надежных поставок газа. Все это легче сделать крупным

интегрированным компаниям, зачастую опирающимся на государственную

поддержку, чем потенциальному консорциуму мелких коммерческих образований.

Регулирование отрасли будет происходить параллельно с развитием и

унификацией методов регулирования газовой промышленности в странах

Европы.[13] Именно европейский вариант станет решающим. Североамериканский

опыт, на который обычно ссылаются, играет гораздо меньшую роль, поскольку

отсутствует практическое взаимодействие с инфраструктурой этого рынка:

российский газ экспортируется в основном на европейский рынок, конкуренция

и деловое сотрудничество осуществляются с его представителями и по принятым

на нем правилам.

Надо отметить, что в настоящее время в Европе нет унифицированной

модели организации и функционирования газовой промышленности. Газовые рынки

европейских стран за редким исключением не либерализованы. В большинстве

случаев государство в той или иной степени контролирует отечественную

газодобывающую отрасль (если таковая имеется), а также магистральный

транспорт газа.

В Нидерландах и Норвегии, являющихся крупнейшими экспортерами газа,

государство осуществляет строгий контроль за добычей и коммерческим

использованием национальных ресурсов природного газа.[14]

В Норвегии производители газа должны заключать соглашения о совместной

деятельности, в соответствии с которыми переговоры об условиях продаж

добываемого газа ведутся специальным органом - Комитетом по переговорам по

газу (КПГ), где представлены три основные норвежские газовые компании. В

случае, если Комитет не может придти к общему мнению, он обращается в

правительство за окончательным решением. При создании КПГ предполагалось,

что он будет выступать как единый экспортер норвежского газа и тем самым

даст возможность снизить степень давления консорциума крупных европейских

покупателей газа.

В Нидерландах централизованные закупки и перепродажа всего газа,

подпадающего под юрисдикцию страны, осуществляется компанией "Газюни",

наполовину принадлежащей государству. Добыча газа также подлежит

законодательному регулированию и утверждению правительством.

Практически везде, кроме Великобритании, отсутствует или крайне

затруднен доступ третьих сторон в газотранспортную систему. При этом в ряде

стран, например, в Германии, предоставляются достаточно широкие возможности

для сооружения независимых газопроводов. Но вместе с тем в той же Германии

применяется специфическая система регионализации рынков газа,

препятствующая непосредственной конкуренции поставщиков за конечного

потребителя.[15]

Европейская комиссия неоднократно пыталась продвинуться в решении

вопроса об определении единых правил организации рынка газа в странах-

членах ЕС и переходе от национальных моделей к функционированию единого

газового рынка. Так, в 1994 г. введена в действие директива об

углеводородном сырье, устанавливающая, что системы лицензирования должны

основываться на открытых торгах, быть гласными и носить недискриминационный

характер. В 1990-1991 гг. была принята директива о создании внутреннего

энергетического рынка, не затрагивавшая суверенных прав стран-членов ЕС.

Однако проект директивы о либерализации рынка газа, опубликованный в 1992

г. и предполагавший разделение функций добычи и транспортировки, а также

разрешение доступа третьих сторон, вызвал серьезные споры и не был в полной

мере реализован. В конце 1996 г. Генеральный секретариат Совета ЕС

подготовил так называемое президентское компромиссное предложение о

принципах работы газовой промышленности, которое стало объектом жесткой

дискуссии и пока окончательно не принято. Разногласия возникают в основном

из-за опасения, что нововведения не приведут к равноправию поставщиков и

потребителей в различных странах ЕС. Это понятно, поскольку позиции

привилегированных национальных участников газового рынка в европейских

странах хорошо защищены, и главную угрозу влиятельные газовые компании

видят в международной конкуренции и открытии рынка.[16]

Интенсивные реформы в газовой промышленности США в 80-е годы были во

многом вызваны падением спроса на газ. Последнее произошло по ряду причин.

Главная из них - господство традиционного, очень жесткого по форме, но

малоориентированного на экономические стимулы и развитие конкуренции

регулирования, включающего контроль цен как в добыче газа, так и у

потребителей. Параллельно была создана система долгосрочных контрактов по

принципу "бери или плати". Подобная система могла существовать только в

условиях достаточно стабильных или растущих цен на альтернативные топливно-

энергетические ресурсы. Когда же в начале 80-х годов цены на нефть стали

снижаться, отсутствие гибкости в методах регулирования и ценообразования в

газовой промышленности США сделало ее неконкурентоспособной, предопределило

сокращение спроса на газ и трудности с выполнением долгосрочных контрактов.

Вскоре аналогичная ситуация возникла и в газовой промышленности Канады.

Сейчас сложились два подхода к решению указанных проблем. Согласно

одному из них, вполне достаточна внешняя конкуренция газовой промышленности

с поставщиками других топливно-энергетических ресурсов. Для выражения такой

конкуренции во многих случаях, в том числе в импортно-экспортных

контрактах, стали применять формулы для цены газа как производной от

"корзины цен" иных ресурсов (мазута, угля, возможно, электроэнергии и

т.п.). Эти изменения условий контрактов получили широкое распространение

после нефтяных кризисов. Причем введение компонент цены угля и ядерной

энергии, учитывая высокую долю постоянной составляющей расходов,

рассматривается в качестве необходимого в газовых контрактах

стабилизирующего фактора. Другой подход наряду с гибкой реакцией на внешнюю

конкуренцию предусматривает также внутренние преобразования в газовой

промышленности для создания в ней стимулов повышения эффективности.[17]

В целом в Северной Америке кризисные явления конца 70-х годов

способствовали реализации второго подхода. В 1984 г. в США были

одновременно отменены условия оплаты минимальных объемов поставок в

долгосрочных контрактах (что облегчило положение трубопроводных компаний,

бывших в то время и продавцами газа) и введены требования открытого доступа

поставщиков к сетям трубопроводного транспорта (при этом транспортные

компании, принявшие принцип открытого доступа, должны были обменять часть

своих контрактов по поставкам газа на контракты на его транспортировку).

Затем логика преобразований постепенно привела к необходимости разделения

видов деятельности и предоставляемых услуг, к сформированию уже в начале 90-

х годов полностью конкурентного рынка. Таким образом, развитие рыночных

отношений в газовой промышленности США и их глубина в значительной мере

определялись остротой возникших проблем и наличием соответствующих

предпосылок - большого количества субъектов рынка (производителей газа и

газотранспортных компаний), длительным периодом предшествующего развития,

приведшего к созданию широкой и даже чрезмерно разветвленной

газотранспортной сети и других мощностей (хранения, переработки газа и

т.п.).

В Канаде в тех же условиях начала 80-х годов были приняты меры по

либерализации ценообразования и разрешению доступа третьих сторон к

магистральным трубопроводам при сохранении фактически монопольного

положения на трансконтинентальные перевозки компании "Трансканада".

В Европе к периоду ценовых кризисов газовая промышленность не успела

пройти столь длительный путь развития и находилась на этапе становления.

Решения принимались преимущественно на межгосударственном уровне, поскольку

зачастую определяющим фактором был импорт газа, в том числе из Советского

Союза с его плановой экономикой. Это облегчало решение проблемы покрытия

рисков, но одновременно усиливало государственное влияние. Неудивительно,

что вполне естественным стало появление так называемых "уполномоченных"

компаний, то есть по сути государственных или ориентированных на

государство фирм, занимавшихся импортом газа, формированием газового рынка

и имевших монопольные или близкие к этому статусу права в соответствующих

странах. Кроме того, функционирование ограниченных национальными рамками

рынков газа и других энергоносителей со своим специфическим

законодательством препятствовало расширению конкуренции.

В России к настоящему времени создание основной инфраструктуры

магистрального транспорта газа для снабжения внутренних потребителей в

целом завершено. Конечно, в результате начавшегося с 1990 г. снижения

объемов газопотребления, неясности с темпами и сроками восстановления его

уровня, особенно учитывая растущее стремление к сохранению только

платежеспособного спроса, возникла определенная пауза в развитии отрасли.

Однако это отнюдь не исключает необходимости сооружения специализированных

газопроводов для газоснабжения новых регионов (на Северо-Западе, юге

Западной Сибири и ряде других), а также газификации мелких и

рассредоточенных потребителей, в том числе сельских. Тем не менее на

внутреннем рынке в ближайшей перспективе вряд ли снова возникнет

потребность в предельно высоких темпах роста объемов поставок газа (не

говоря уже о его дефицитности), что создает благоприятный фон для повышения

качества газоснабжения. Причем возможная неустойчивость внутреннего рынка

не окажет решающего воздействия на инвестиционные решения. В то же время

крупные инвестиции требуются для завоевания новых позиций для российского

газа на устойчиво растущем европейском рынке.

На внутреннем рынке долгосрочные контракты па поставку газа

практически отсутствуют. Это снимает ряд проблем, возникавших при

либерализации газового рынка в других странах, и облегчает введение новых

форм регулирования. Сейчас регулирование в газовой промышленности России

носит достаточно фрагментарный характер. В течение 1993-1995 гг.

действовала формула, ценообразования, предусматривающая ежемесячную

коррекцию цен на газ у промышленных потребителей в соответствии с темпом

роста цен на промышленную продукцию за предшествующий месяц. Цена не была

дифференцирована ни в региональном, ни в сезонном разрезах. Номинальная

цена на газ для промышленных потребителей достигла 60 долл. за 1 тыс. куб.

м, что близко к официально установленной экспортной цене для Украины (из-за

отсутствия региональной дифференциации, которая началась только в прошлом

году, такая вполне "европейская" цена действует и на Урале, и в Западной

Сибири). В Северной Америке оптовая цена на газ в среднем не превышает этот

уровень.[18]

Надо отметить, что оптовые цены на газ, составлявшие с 1982 г. 26 руб.

за 1 тыс. куб. м, ас 1991 г. -52 руб., поднялись сейчас до 300 тыс. руб. за

1 тыс. куб. м, то есть по сравнению с периодом до 1991 г. темп их роста

обгонял инфляцию, а относительно 1991 г. находится на уровне несколько ниже

нее. [19]По-видимому, для нынешних трудностей с неплатежами критически

важным оказался не столько общий уровень роста цен, сколько то, что цены на

газ и другие энергоносители в долларовом эквиваленте приблизились к мировым

(европейским) ценам. При калькуляции продукции на экспорт (что зачастую

наиболее привлекательно для предприятий при ограниченности внутреннего

рынка), а также при конкуренции с импортируемыми товарами это становится

определяющим фактором.

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.