реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


СЭЗ в России

предпринимательства;

5. предоставление льготных кредитов, в том числе налоговых, под

определённые программы, предоставление государственных гарантий по

кредитам;

6. упрощённая система международных перемещений граждан и капиталов, в

том числе капиталов в иностранной валюте.

Таблица 1.

Льготный налоговый режим, применяемый для предприятий, зарегистрированных в

ЭЭР «Алтай» и СЭЗ «Алтай» (24).

|Местные налоги |0% |

|Налог на прибыль |13% |

|НДС |Льгота |

|Налог на пользователей автодорог |0.5% |

При создании СЭЗ в России проявилась «гигантомания» - создание зон на

больших территориях, соответствующих территориям субъектов Федерации и

превышающих 10 тыс. кв. км. – СЭЗ «Янтарь», «Ингушетия» и др. Российская

практика говорит, что все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под

свою ответственность как можно больше территории, не понимая, что чем ее

больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны (22). Если мы

обратимся к зарубежному опыту по созданию и нормальному функционированию

СЭЗ, то произведенные расчеты показывают, что:

V для нормального обустройства 1 кв. км экспортопроизводящей зоны требуются

вложения порядка 40-45 млн. дол. США;

V для нормального обустройства таможенно-торговой зоны требуются вложения

порядка 10-15 млн. дол. США.

Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области,

заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс. кв. км,

или Алтайский край - 262 тыс. кв. км? (А общая площадь только первых 11

учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7% территории России).

Именно по этой причине большая часть СЭЗ ограничена пределами предприятия,

нескольких производственных объектов, портов или небольшого по территории

города (28).

Отдельно следует отметить создание международной специальной

экономической зоны. СЭЗ «Тумаган» создана на стыке границ России, КНР и

КНДР. Данный проект рассчитан на 25-30 лет. В СЭЗ построен порт и намечена

постройка многочисленных промышленных предприятий с использованием

китайской, корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для

переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие

производство в СЭЗ, будут пользоваться многочисленными льготами. Проект

создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию

Китая, государства Средней Азии в Европу, призванной значительно сократить

этот путь.

2.2. Предпосылки и цели создания СЭЗ.

Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных

территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных

приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и

проектов. При этом, как показывает практика, система льгот,

устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана

с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в (28,

стр. 8), согласно мировому и отечественному хозяйственному опыту,

первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти

всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического

развития).

На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие,

но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон

необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило,

размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами,

железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для

размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа

технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и

квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон

требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для

туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных Особых

экономических зон (ОЭЗ), предполагает анклавное или островное положение

территории, как это и было отмечено в проекте Федерального закона «О

Свободных экономических зонах в Российской Федерации» (33), что связано с

проблемами, рассматриваемыми ниже.

Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны,

предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее

общим из них относятся:

V благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к

внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных

коммуникаций;

V развитый производственный потенциал, наличие производственной и

социальной инфраструктуры;

V существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в

первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных

ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ,

имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими

торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной,

автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и

культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных

ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в

районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально

развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой,

но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы

(укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и

др.).

По утверждению (22), для организации эффективно функционирующей зоны

с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими

принципами, наработанными мировой практикой:

1. прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;

2. конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной

деятельностью другой территории за счет использования новых форм и

методов организации;

3. целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

4. единства предпринимательской и управленческой инициативы в

условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ

(соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);

5. обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а

также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с

ценными бумагами.

Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на

функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы:

V политическая стабильность;

V инвестиционные гарантии;

V качество инфраструктуры;

V квалификация рабочей силы;

V упрощение административных структур;

Необходимо также учитывать, что в условиях России привлечение

иностранных инвесторов возможно через перспективу освоения обширного

отечественного рынка.

Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о

создании СЭЗ декларируют практически единые цели (например 7, 3):

V привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по

выпуску конкурентоспособной продукции;

V насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;

V создание экспорто-ориентированных производств;

V повышение занятости населения;

V формирование конкурентоспособной производственной и

предпринимательской инфраструктуры.

Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и

задач на основе целевых программ развития. Так, например, «Федеральная

целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998 – 2005

годы» (19) предусматривает достижение следующих целей:

V обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;

V укрепление единого экономического пространства России;

V развитие внешнеэкономических связей России;

V развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом,

повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической

стабильности в области;

V обеспечение экономической безопасности области.

Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия

федеральных и областных органов государственной власти предлагается

сосредоточить на решении следующих главных задач:

V развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов

жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая

транспортный и природоохранный комплексы;

V государственная поддержка приоритетных отраслей и объектов

экономического роста Особой экономической зоны;

V структурная перестройка хозяйственного комплекса Особой экономической

зоны и области в целом, развитие нетрадиционных для региона

конкурентоспособных отраслей и производств, включая

импортозамещающие;

V обеспечение полноценного функционирования размещённых на

территории области воинских формирований и баз

При этом можно указать также на некоторые геополитические цели

создания СЭЗ:

V налаживание и уклепление международных связей РФ на уровне

хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, «врастание» России

в мировое хозяйство;

V укрепление, в том числе и экономическое, анклавных образований

на рубежах нашей страны, подвергающихся со стороны соседей

непрерывному геополитическому воздействию (Калининград, Сахалин

и др.);

V путём повышения уровня жизни населения в отсталых и

депрессивных регионах поддержание политической стабильности в

стране.

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на

территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на

региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой

новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера,

разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

2.3. Практический опыт функционирования СЭЗ на примере

Калининградской области.

«Теория без практики мертва». Соглашаясь с этим утверждением, видится

необходимым проанализировать деятельность одной из реально существующих

российских экономических зон. В качестве примера выбрана одна из старейших

СЭЗ в России - СЭЗ «Янтарь», а ныне Особая экономическая зона

Калининградской области.

Согласно положению о СЭЗ «Янтарь» (21), принятому в сентябре 1991

года, целями её создания было ускорение решения задач социально-

экономического развития Калининградской области, повышение жизненного

уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-

технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение

благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии

и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных

возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей

продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм

хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей

Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального

шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и

стратегическое значение для России.

Главные отличительные черты рассматриваемой зоны:

1. выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых

путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;

2. уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);

3. изолированность области от остальной территории России границами других

государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает

политические риски хозяйственной деятельности в регионе;

4. использование для военных нужд значительной части территории, втрое

большей, чем площадь территории гражданского заселения, что создает

неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и

привлечения иностранных капиталов.

В январе 1996 года Президентом РФ был подписан закон «Об особой

экономической зоне (ОЭЗ) в Калининградской области» (3). Подробный анализ

опыта функционирования области в качестве СЭЗ или, позднее, ОЭЗ и прогноз

последствий принятия нового закона, проведенный в (29), показывает, что,

несмотря на наличие определенного потенциала области и на то, что

преференциальный режим хозяйственной деятельности в ней был более стабилен,

чем в других «старых» СЭЗ (в частности, режим беспошлинного,

безлицензионного и безрегистрационного экспорта, а также беспошлинного

импорта с одновременной отменой НДС и спецналога действовал в области на

протяжении 16,5 месяцев - ситуация, не имеющая аналогов на территории

России), дополнительные права и привилегии, предоставленные области в

1991-1995 гг., оказались малоэффективными для решения ее социально-

экономических проблем. При этом:

1. годовая динамика роста доходов области оказалась практически нулевой;

2. зависимость области от бюджетных дотаций центра не только не ослабла, но

и усилилась, причем - на фоне сокращения ее вклада в национальный доход

страны;

3. довольно динамичное развитие сферы услуг (прежде всего, торгово-

посреднических) не смогло уравновесить упадок производственной сферы и

создать ощутимые заделы для постепенного экономического подъема в

регионе;

4. положение с привлечением иностранных инвестиций оказалось хуже, чем у

ряда других «старых» СЭЗ и регионов, не имевших льготного режима:

область заняла лишь 18-ое место среди российских регионов по объему

реально вложенных капиталов, а в расчете на душу населения ее показатели

существенно меньше, чем в среднем по России;

5. ожидаемого усиления внешнеэкономического потенциала области не

произошло: хотя по объему импорта на одного жителя она существенно (в

полтора раза) превзошла среднероссийский уровень, подушевой объем ее

экспорта оказался на 1/3 меньше, чем в среднем по России;

6. режим свободной торговли потребовал усиления административного

контроля над экономической деятельностью в регионе, что было вызвано

ростом контрабанды.

В результате остались нереализованными практически все цели,

сформулированные при создании СЭЗ «Янтарь».

В (29) отмечено, что в новом законе фактически не учтен опыт работы

СЭЗ «Янтарь» и высказано мнение, что этот закон не только не создает в

Калининградской области привлекательного инвестиционного климата, а может

даже ухудшить его.

Приведённые результаты функционирования Калининградской области в

режиме СЭЗ (а ее опыт, пожалуй, наиболее «богатый» из всех СЭЗ) важны

тем, что они могут служить определенным ориентиром для других российских

территорий, уже имеющих или претендующих на звание «СЭЗ», с тем, чтобы

избежать повторения сделанных ошибок.

3. Проблемы функционирования СЭЗ в России.

3.1. Правовые проблемы.

Существенной проблемой процесса функционирования российских СЭЗ в

настоящее время является отсутствие в отношении их единой, системной

государственной политики. При наличии ряда правительственных указов и

постановлений, предоставляющих той или иной территории режим свободной

зоны, имеется и целый ряд официальных документов которые им противоречат и

затрудняют работу созданных СЭЗ.

Своим существованием СЭЗ в России фактически «обязаны» постановлениям

Верховного Совета РСФСР «Об основных принципах осуществления

внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» и «О создании зон

свободного предпринимательства» (5, 6), принятых в 1990 году. В 1991 году

был принят Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (4).

Согласно статьям 41 и 42 этого закона, СЭЗ создаются с целью привлечения

иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и

управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ

устанавливается следующий льготный режим хозяйственной деятельности для

иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием;

V упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными

инвестициями;

V налогообложение по льготным ставкам - до 50 % установленных для

иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

V понижение ставки платы за пользование землей и другими природными

ресурсами;

V предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет;

V понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров;

V упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных

граждан, в том числе безвизового;

V наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное

законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным

инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций

более 30%.Валютная выручка предприятий от экспорта собственной

продукции полностью остается в их распоряжении.

До принятия этого закона практика создания СЭЗ сводилась к

беспорядочной раздаче льгот и привилегий отдельным районам. В результате

предоставленные законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» льготы для

СЭЗ выглядят более скромно по сравнению с уже действующими в некоторых

ранее созданных в России зонах.

Массовая раздача в начале 90-х годов зональных преференций отдельным

территориальным образованиям без четких на то критериев спровоцировала

волну самостийного возникновения новых зональных структур, когда та или

иная территория (город, область, морской порт, центр науки или просто

российская глубинка) объявляла о принятии ею соответствующего статуса,

лоббируя его утверждение в верхах. Как отмечено в (23), руководство России

оказалось под массированным давлением: в 1991 г. около 150 регионов

добивались образования на своих территориях свободных зон. Такая

активность местных властей отражала их стремление хоть как-то бороться с

кризисными процессами на своей территории, решить с помощью статуса зоны

массу различных проблем, нахлынувших, как им представлялось, из

Федерального центра.

В конце 1991 - начале 1992 гг., когда российское руководство приняло

курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации (4, 8),

выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне

отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла. Принятые

в этот период в Российской Федерации нормативно-правовые акты по

регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных

изъятий применительно к зональным территориям. И хотя действовавшие в зонах

статутные положения формально никто не отменял, налоговые службы

истолковали их как утратившие силу, что фактически упраздняло значительную

часть ранее предоставленных зонам льгот.

Такая неопределенность в законодательно-правовом положении СЭЗ

вызвала беспокойство иностранных инвесторов, расценивших сложившуюся

ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон.

Это, а также просьба руководителей зональных администраций (официальное

обращение в федеральные органы власти весной 1992 г.) гарантировать

действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в

июне 1992 г. Указа Президента РФ (11), которым было подтверждено действие

прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.