реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономическое районирование

районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых

программ развития районного хозяйства и социально-культурного

строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и

переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности,

бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или

экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами

экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон

четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Состав крупных экономических районов России.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного

освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их

использования.

Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России

и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных

целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных

видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в

укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр

европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне

два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических

районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-

Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,

Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус

самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов

России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и

Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область,

Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение

мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго

типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах

третьего типа – создание особо благоприятного режима для

предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов

и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры

– фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации.

Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение

важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание

фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие

производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение

фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ

возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие

связей с другими регионами.

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где

развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с

крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург,

ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где

сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург,

Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская,

Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой

производственной базой, в основном на севере.

При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза

резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной

напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по

федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли

коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита

населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты

для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции

социальной направленности.

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию.

Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы

размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения

транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей

промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается,

что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять

сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –

основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части

Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими –

Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг

Западной Сибири;

3. Горные районы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия,

Читинская область;

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым

режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах

первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских

хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а

также переселение в эти регионы экономически активного населения –

демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового

зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными

условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей,

аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой

финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти

регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые

получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития,

с высоким уровнем инфрастуктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке –

Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области –

Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.

Стратегические задачи регионального развития.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая

региональная политика. Следует отметить особую важность регионального

аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-

демографических, экономических и других условий определены подходы к

особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом

главными ориентирами будут:

1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской

структурной, инвестиционной, финансовой, социальной,

внешнеэкономической политики;

2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный

уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной

сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

3) децентрализация процессов управления реформой, активизация

экономической деятельности на местах;

4) необходимость разработки специальных программ проведения

реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по

пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание

механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов

хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию

общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного

пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных

связей, экономического и политического сепаратизма.

Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере –

обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная

политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения,

сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной

политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-

экономических возможностей регионов, преимуществ территориального

разделения труда и экономических связей регионов.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

o Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских

агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей,

модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки,

приватизации.

o Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья,

Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и

российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в

сельской местности, развитие местной производственной и социальной

инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

o Стабилизация социально-экономического положения в регионах с

экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой

специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов

(прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

o Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и

промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет

нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по

комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих

экологических стандартов.

o Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в

регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование

свободных экономических зон, а также технополисов как региональных

центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения

экономического и социального прогресса.

o Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих

мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры с учетом

потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран

Восточной Европы и бывших республик СССР.

o Развитие межрегиональных и региональных систем – транспорта, связи,

информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные

сдвиги и эффективность региональной экономики.

o Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения

отдельных республик и областей России.

Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия

потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и

южных районов России. Большая часть задач региональной политики России

будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-

экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с

региональным самоуправлением.

Одной из важных задач в проведении экономических реформ России

являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и

автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного

договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия,

доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических

конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей

различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических

диспропорций, выравниванию уровней развития.

Комплексное развитие хозяйства Уральского экономического района.

Экологические проблемы.

Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке.

Особенно негативное влияние на состояние окружающей среды в районе

оказывают горно-добывающая промышленность, черная и цветная металлургия,

химическая и нефтехимическая промышленность, тепло – и гидроэнергетика,

лесозаготовки. В настощее время Урал считается зоной экологического

бедствия – семь городов занесены в « черную » экологическую книгу России:

Екатеренбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский,

Челябинск. В атмосферу Урала толь горными и металлургическими предприятиями

выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ ежегодно. Отходы производств

почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. Куб. Метр.

Отходов горного и металлургического производства.

Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, загрязняются

подземные и поверхностные воды, почвы, атмосфера, уничтожается

растительность. Часть территории Южного Урала подверглась радиоактивному

загрязнению.

Несомненно, экологический кризис ставит под угрозу успех экономических

реформ в регионе, так как требуемые затраты на ликвидацию хотя бы основных

экологических нарушений в несколько раз превышают суммы, выделяемые для

этих целей во всей стране.

Территориальная организация хозяйства.

В Уральском Экономическом районе выделяются три подрайона:

Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и

Удмуртия, Пермская область), Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская,

Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии , черной и

цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной

промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.

Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и

нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и

станкостроением.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной

металлургией, тракторостроение. В Оренбургской области формируется крупный

газо-промышленный ТПК. Этот подрайон занимает ведущее место в

сельскохозяйственном производстве Урала.

Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского

экономического района в условиях перехода к рыночной экономике – это

всемирная интенсификация производства. В последние годы в регионе снизилась

фондоотдача, а возросла фондоемкость производства. Это связано с

накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных

фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции

предприятия что в сочетание с резким преобладанием в структуре хозяйства

тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства

затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия – гиганты

района труднее поддаются модернизации и переоборудования, медленно

реагируют на запросы рынка. Четвертая часть основных фондов в

промышленности региона нуждается в замене на улучшенной технологической

основе, в первую очередь, в черной и цветной металлургии.

Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких

производств, сферы образования, конверсия оборонной промышленности.

Специализация Уральского района в дальнейшем сохранится, но она должна быть

доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных

вложений будет направляться на техническое перевооружение и реконструкцию

действующих предприятий, поэтому координальных сдвигов в территориальной

структуре хозяйства не предвидится.

Свободные экономические зоны.

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую

хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по

разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, к этому перечню нельзя с полным

основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в

России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют

международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально

функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике

явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти

лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды

дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых

практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя

считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое

создание в наших условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в

России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли

зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественной монополией"

лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько

обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения

об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять?

Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться с

существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать

накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно

оценить возможности и перспективы создания и развития, свободных

экономических зон в российской экономике.

Сущность свободных экономических зон и причины их создания.

В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и

гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной

зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой

товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной

таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому

не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными

словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом.

Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует

деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг

вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование;

визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые

отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю);

предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную

специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального

законодательства.

В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных

зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент

выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в

экономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона"

охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального

режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и

не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть

национального экономического пространства, где введена и применяется

определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях"

Отмечу следующие характерные черты СЭЗ:

а) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе:

· внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин,

упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

· фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных

видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или

доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты

(амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и

транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного

освобождения от налогообложения;

· финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых

как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных

государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен

на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными

участками и т.п.

· административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий,

режима въезда-выезда иностранных граждан.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.