реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Германия в мировой экономике

имели никаких шансов выдержать конкуренцию. Поэтому производство технически

устаревших марок автомобилей ГДР было прекращено. Некоторые крупные

западногерманские автомобильные фирмы активно включились в строительство

новых производственных мощностей в Саксонии и Тюрингии. Инвестиции

западногерманской автомобильной промышленности в восточных Землях составили

примерно 7 млрд. марок. После расширения производства в новых Землях будут

выпускать около 370.000 автомобилей.

Машиностроение и производство промышленного оборудования - отрасль с

наибольшим числом предприятий в германской промышленности. По традиции в

отрасли преобладают малые и средние предприятия, и благодаря своей гибкости

и технологической эффективности она занимает ведущее место в мире. Лишь

около 5,5 проц. предприятий насчитывают свыше 500 работников. В основном

это фирмы, которые выпускают серийную продукцию или разрабатывают проекты

крупных технических сооружений и возводят их. Около 83 проц.

машиностроительных фирм - это мелкие и средние предприятия, насчитывающие

менее 200 человек. Они специализируются на выпуске определенных видов

продукции. Эта отрасль играет важную роль в экономике в целом, ведь она

оснащает оборудованием другие промышленные отрасли. Ассортимент продукции

уникален по мировым меркам и охватывает свыше 20.000 видов изделий. Около

68 проц. оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю

Германии приходится 20,4 проц. совокупного мирового экспорта.

Химическая промышленность - важнейший поставщик исходных продуктов,

полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как

здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное

потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и

активные научные исследования обеспечивают ей одну из ведущих позиций в

мире. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших

концернов мира, здесь существуют и многочисленные средние фирмы. Большие

традиции у химической промышленности и в восточных Землях. Ее

реструктуризация и приватизация завершены. Цель политических усилий -

сохранить ядро традиционных центров химической промышленности. В среднем в

1999 г. в ней были заняты примерно 31.000 человек. Весьма значительные

усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей

среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

Электротехническая и электронная промышленность также является одной

из ведущих промышленных отраслей. Авиационная и космическая промышленность

предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является

пионером современных технологий во многих сферах. Благодаря крупным

программам кооперации ("Аэробус". "Ариана") она служит мотором европейского

сотрудничества между промышленными предприятиями.

Вотчина Германии - чистые экологические технологии. В 1997 г. доля

специализирующихся на них германских предприятий в мировой торговле

составила 16,5 проц. По этому показателю они занимают второе место после

США.

Важное значение по-прежнему имеют пищевая, текстильная и швейная

промышленность (включая кожевенную промышленность), а также

металлургическая, металлообрабатывающая, горнодобывающая, точномеханическая

и оптическая промышленность.

Благодаря годовому обороту в 275 млрд. марок существенным

экономическим фактором является туризм. В целом число занятых в этой и

непосредственной связанных с туризмом сферах, включая сезонную рабочую

силу, составляет около 2,8 млн. человек. Число ночевок в гостиницах

достигло в 1999 г. почти 308 млн. Свыше 16 млн. ночевавших прибыли в 1999

г. из-за рубежа. Вместе с другими туристами они истратили в Германии почти

30,7 млрд. марок.

Конкуренция. Решающее значение для Германии имеет обеспечение

международной конкурентоспособности предприятий на мировых рынках, где все

большую роль играет технологический прогресс. Лишь в этом случае можно в

полной мере использовать преимущества международного разделения труда,

сохранить в стране рабочие места и доходы. Для этого нужны, однако,

способность к инновациям, готовность к структурной перестройке в экономике

и обществе и ориентация предприятий на перспективные экономические сферы и

регионы. Германия как страна, бедная сырьем, но имеющая высокий уровень

доходов и социальных услуг, не может не предлагать на мировых рынках

высококлассные товары. Соответствующую базу для этого создают современные

технологии, рациональные и экономичные методы производства, а также

эффективные организационно-производственные структуры.

Многие предприятия - прежде всего мелкие и средние - не в состоянии

заниматься необходимым для этого научными исследованиями. В силу этого они

создали совместную базу для научных исследований и передачи технологий в

промышленности на доконкурентном уровне, открывающую блестящие возможности

для широкого обмена знаниями. Федеральное Правительство поддерживает их

усилия в области научных исследований через Рабочее сообщество научно-

исследовательских объединений в промышленности. Последнее, в частности,

осуществляет проекты в рамках программы Федерального Министерства экономики

"PRO INNO", помогающей малым и средним предприятиям налаживать

многообразную кооперацию в стране и за рубежом. Предприятия получают

содействие и в сфере передачи технологий с целью ускорения практической

реализации результатов научных исследований. В "демонстрационных центрах"

или в рамках инициативы "Программы визитов и информационные программы,

ориентированные на технологию" предприятия и руководящие работники могут

познакомиться с применением новых технологий в самых различных областях, с

методами производства и менеджмента на местах и обменяться опытом

практической работы.

Промышленные и торговые палаты. Объединение германских промышленно-

торговых палат (ОГПТП) является головной организацией, в которую входят 82

германские промышленно-торговые палаты.

Согласно закону, все германские предприятия, находящиеся в стране, -

исключение составляют ремесленные и сельскохозяйственные фирмы, а также

лица свободных профессий - должны состоять членами промышленных и торговых

палат. Палаты представляют интересы региональных групп предпринимателей

перед лицом коммун, Земельных Правительств и региональных государственных

органов. Они выступают в роли консультантов для входящих в них фирм и

компетентных посредников в деле распространения информации для предприятий.

Промышленные и торговые палаты созданы по демократическому принципу и

независимы от государства. Объединение германских промышленно-торговых

палат представляет интересы предприятий на федеральном уровне и перед лицом

Европейской комиссии в Брюсселе. В его ведении находится также около 110

представительств внешнеторговых палат и германских предприятий в более чем

70 странах. Они предлагают широкий набор услуг - в интересах развития

внешнеэкономической деятельности - в первую очередь мелким и средним

предприятиям, желающим выйти на зарубежные рынки.

3.4 Внешнеэкономическая деятельность.

Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С

самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой

экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим

строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика

выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным

учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития.

Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия -

после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.

Внешняя торговля. Германская внешняя торговля неуклонно развивается.

Согласно имеющимся данным за 1999 г., вновь достигнуты рекордные

результаты. Совокупная стоимость экспорта выросла до 992,3 млрд. марок (+

3,9 %), импорта - до 867,7 млрд. (+ 4,8 %). Позитивное сальдо

германского внешнеторгового баланса снизилось на 2,4 млрд. марок и

составило 124,6 млрд. В первой половине 1999г. на внешней торговле

негативно сказывались последствия экономических и финансовых кризисов в

Азии, России и Латинской Америке. Но уже во второй половине 1999 г. и в

начале 2000 г. темпы роста измерялись порой двузначными цифрами.

В настоящее время примерно 24,3 проц. всех занятых в германской

экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что

примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В

обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее

продукции идет на экспорт. Важнейшими экспортными товарами в 1999 г. были

автомобили (191,6 млрд. марок), станки (158,2 млрд.), изделия химической

(141,1 млрд.) и электротехнической промышленности (123,9 млрд.).

К важнейшим импортным товарам относятся автомобили (132,1 млрд.

марок), электротехнические изделия (99,7 млрд.) и продукция машиностроения

(98,7 млрд.), с которыми на мировой рынок сейчас пробиваются развивающиеся

страны и уже давно - молодые индустриальные государства. Тесное

переплетение германской экономики с мировым хозяйством влечет за собой и

определенную зависимость. Поэтому Германия чутко реагирует на все помехи в

мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает

рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Стабильная мировая

экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система являются

важными предпосылками для позитивного непрерывного развития германского

народного хозяйства.

Торговые партнеры. Важнейшими торговыми партнерами Германии являются

промышленные государства Запада, на которые в 1999 г. приходилось 77,5

проц. ее экспорта и 75,0 проц. - импорта. Благодаря продолжающемуся

процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила

внутриевропейская торговля. В 1999 г. доля ЕС в германском экспорте

составила 57,2 проц., в импорте - 54,1 проц.

Важнейшим торговым партнером Германии по-прежнему остается Франция. В

1999 г. стоимость германского экспорта во Францию составила около 112,9

млрд. марок, импорта - примерно 87,9 млрд. марок. Вторым по величине рынком

сбыта германской продукции - после Франции - стали США (100,8 млрд. марок).

Это касается германского импорта, то США занимают здесь второе место (71,2

млрд. марок), уступая лишь Франции. За ними следуют Нидерланды и Италия.

В 1999 г. вырос объем германской внешней торговли со странами

Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. По сравнению с

предыдущим годом товарооборот с ними вырос на 1,8 проц. и составил 192,5

млрд. марок. В 1999 г. германский экспорт в эти страны уменьшился на 5,9

проц., составив 97,4 млрд. марок; импорт вырос на 11,1 проц., достигнув

97,4 млрд. марок. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового

партнера Германии на востоке Европы. Торговый оборот между Польшей и

Германией составил почти 42 млрд. марок (плюс 4 проц.). На втором месте

Чехия (39,5 млрд.).

В целом 70-75 проц. объема германской внешней торговли приходится на

европейские государства, примерно 13 проц. - на азиатско-тихоокеанский

регион, около 10 проц. - на Северную Америку и примерно по 2 проц. - на

Африку и Латинскую Америку. Самое крупное негативное сальдо Германия уже

много лет имеет в торговле с Японией. В 1999 г. Германия импортировала из

Японии товаров на сумму 42,0 млрд. марок, а Япония закупила в Германии

товаров лишь на 20,5 млрд. марок.

Инвестиции за рубежом. В 1999 г. германские предприятия инвестировали

за границей 171,67 млрд. марок. А иностранные инвесторы вложили в Германии

в тот же период 96,3 млрд. марок, при этом за 1998 г. эта цифра составляла

лишь около 38,41 млрд. Если взглянуть на сращивание капиталов германских

фирм с зарубежными за границей и наоборот, то инвестиции - согласно

общемировой тенденции - были сделаны в основном в странах ЕС и в Америке.

Инвестиционные потоки при этом устремлялись в промышленные страны, причем в

1999 г. из Германии они направлялись главным образом в Великобританию,

Францию и США, а в Германию - из Франции, Великобритании и США. В основном

прямые инвестиции - это касается обоих потоков - делались в сферу услуг и

обрабатывающую промышленность. В мировой экономике прямые инвестиции играют

все большую роль в глобализации деятельности предприятий и в развитии

тесных экономических связей между странами. За последнее время

международная конкуренция в области привлечения мобильного иностранного

капитала в ту или иную страну значительно обострилась. Согласно докладу ООН

о мировых инвестициях за 1999 г. 92 проц. прямых инвестиций во всем мире

были сделаны промышленными странами, на которые в свою очередь и пришлось

почти 72 проц. этих инвестиций. Поэтому при наличии благоприятных общих

условий у Германии и в будущем есть прекрасные шансы играть важную роль в

этой сфере, как в качестве дающей, так и принимающей стороны.

Чтобы подстраховаться от возможного экономического и политического

риска при вкладывании капиталов в развивающиеся страны, федеральное

правительство использует особый механизм финансирования. Так, с целью

защиты и поощрения инвестиций она заключила договора со 124 развивающимися

странами и государствами Центральной и Восточной Европы. Для защиты от

политического риска федерация предоставляет гарантии на размещенный в

указанных странах капитал, если инвестиции там рассматриваются как

целесообразные. Созданное федерацией Германское общество по вопросам

инвестиций и развития поощряет прямые капиталовложения германских фирм в

третьем мире и в странах, проводящих реформы. Кредитное ведомство

реконструкции и развития предоставляет германским средним предприятиям

льготные кредиты и дотации в рамках программы для малого и среднего

бизнеса, программы по созданию филиалов и технологической программы.

Баланс по текущим операциям. Традиционно большое активное сальдо

Германии по экспорту иногда подвергалось критике за границей. Однако

ознакомление с ее балансом по текущим операциям показывает, что активному

сальдо внешней торговли противостоит высокий дефицит в "невидимом" балансе

услуг. Расходы немцев, проводящих отпуск за границей, денежные переводы

иностранных рабочих из Германии на родину, помощь развивающимся странам,

взносы Федеративной Республики в кассу ЕС и в другие международные

организации, а также негативное сальдо в доходах от имущества и состояний

"съедают" прибыль, полученную от торговли. После объединения страны

германский баланс по текущим операциям сошел поначалу даже на минус. Только

за один 1990 г. положительное сальдо в объеме 79,0 млрд. марок упало до

минус 30 млрд. марок. В 1999 г. в германском балансе по текущим операциям

было зарегистрировано негативное сальдо в размере 32,8 млрд. марок. Тем

самым Германия утратила свою прежнюю роль крупнейшего экспортера капитала в

мире. Наоборот, для финансирования экономического подъема в восточной

Германии в большом объеме требуется иностранный капитал.

3.5 Торговля.

Доля торговли в ВВП Германии составляет около 10 проц. Примерно на

610.000 германских торговых предприятиях трудятся сейчас более 4,6 млн.

человек. Каждый восьмой, имеющий работу, занят в системе торговли. Несмотря

на явную тенденцию к концентрации, здесь превалируют средние предприятия.

Персонал около половины всех торговых фирм не превышает 2 человек. В 9 из

10 фирм работают не более десяти человек. Часто это бывает сам владелец и

члены его семьи.

Оптовая торговля. Предприятия оптовой торговли поставляют товары от

изготовителя или с международных рынков розничным торговцам, переработчикам

или промышленным потребителям. Оптовая торговля обеспечивает товарами

недлительного и длительного пользования, прежде всего, розничную торговлю.

Наибольший оборот, как и прежде, имеет торговля сырьем, полуфабрикатами и

вторсырьем. В 1999 г. общий оборот оптовой торговли превысил 1 трлн. марок.

На 118.000 предприятиях оптовой торговли, в том числе на 10.000 - в

восточных Землях, заняты 1,2 млн. человек.

Розничная торговля. В последние десятилетия в розничной торговле

произошли коренные структурные изменения. Заметно выросло число крупных

торговых центров в городских предместьях, особенно в восточных федеральных

Землях. В результате обострилась конкуренция, уменьшилась маржа прибыли.

Многие торговые фирмы, специализирующиеся на продовольственных товарах,

открывают все новые и новые филиалы. Наибольший оборот приходится на такие

компании, как "Реве", "Едека/ ABA", "Альди" и "Метро". Параллельно идет

процесс интернационализации. Все больше германских фирм розничной торговли

расширяют свою деятельность за рубежом. В ответ на это иностранные

конкуренты устремляются на германский рынок, например, американский концерн

"Вэлмарт" или французская фирма "Интермарше".

В 1999 г. оборот розничной торговли составил 722 млрд. марок (без учета

оборота аптек, автозаправочных станций, фирм автосервиса и продажи

автомобилей). Доля оборота розничной торговли в частном потреблении в 1999

г. составила лишь 39,3 проц. (в 1991 г. - 42 проц.). На почти 440.000

германских предприятиях розничной торговли заняты около 2,837 млн. человек,

из них 1,413 млн. работают по сокращенному графику. Из-за продолжающегося

спада торгового оборота в 1999 г. число рабочих мест в розничной торговле

сократилось.

В Германии насчитывается также около 60.000 имеющих собственное дело

торговых представителей и маклеров, у которых работают 135.000 человек.

Продажей автомашин, автосервисом и торговлей бензином занимаются около

55.000 предприятий, на которых трудятся свыше 520.000 человек.

Растущая "автомобилизация" общества и тенденция к выгодным оптовым

закупкам благоприятно сказались на развитии потребительских рынков,

супермаркетов и магазинов с низкими ценами. Множество мелких розничных

торговцев (в Германии их магазинчики образно называют "лавками тетушки

Эммы") не выдержали конкуренции. Однако средние предприятия за последние

годы успешно выстояли в конкурентной борьбе с крупными фирмами, за счет

индивидуального предложения, специализации, квалифицированных консультаций

и индивидуального обслуживания. Мелкие и средние торговые предприятия все

чаще кооперируют с крупными концернами в области закупок, сбыта и

маркетинга. Федеральное Правительство оказывает им поддержку в виде

многочисленных программ финансового содействия и специальных кредитов. Это,

например, кредиты на формирование собственного капитала, на создание

собственного дела, а также 10-процентная надбавка к инвестициям в развитие

городской торговли в восточных Землях.

В 1999 г. определилась новая тенденция: поставка товаров на дом. В

этой сфере экспериментируют такие крупные предприятия, как "Маркант

Зюдвест", "Эдека", "Шпар" и "Отто-ферзанд". Новые возможности торговля

видит в Интернете, многие фирмы создали уже свои онлайновые магазины. В

1999 г. оборот в сфере электронной коммерции составил почти 3 млрд. марок.

3.6 Доходы и цены.

Доходы. За прошедшие десятилетия доходы населения Германии постоянно

росли. В западногерманских Землях чистый совокупный доход домашних хозяйств

увеличился в десять раз - с номинальной суммы 188 млрд. марок в 1960 г. до

более чем 1669 млрд. марок в 1991 г. В 1999 г. чистые доходы домашних

хозяйств составили примерно 2448 млрд. марок. Да и в реальном исчислении -

то есть, с вычетом обесценивания денег - семейный бюджет граждан заметно

увеличивался. Причем люди имеют самые различные источники доходов.

Наибольшую часть составляют доходы от работы по найму, то есть, зарплата

или оклад, включая отчисления в фонды социального страхования и налог на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.