реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Китай: традиции и современность

Китай: традиции и современность

I. Введение

Китай… Древняя и немного загадочная страна…

Сегодня Китай – это страна, преодолевшая тяжелые последствия

“культурной революции”, трагедии, не имевшей ничего общего ни с культурой,

ни с революционными традициями; это страна соединившее в себе старое и

новое, древность и современность, молодое и отжившее. Всё это пришло в

движение сегодня и создало атмосферу перемен, которая характеризует

нынешний день страны.

В настоящее время очень сильно проявляется интерес к традициям и

обычаям этого государства.

Побывав в этой загадочной и интересной стране не один раз, меня

поразило изобилие разных сувениров в виде драконов, Будды и изображение

китайских иероглифов на небольших кусочках ткани или деревяшках, также

трудолюбие этого народа, верность к своим старым традициям, которые

передаются из поколения в поколение. Один китаевед сказал такие слова:

“Я не люблю китайцев больше, чем французов, немцев, англичан. Не

люблю их литературы больше русской, французской, английской, их язык….

Но когда я пробегаю глазами где-нибудь и что-нибудь, слово «Китай» как

будто написано для меня особым шрифтом - красным, что ли… Рука тянется к

карандашу и листочку. Карандаш ерзает то негодующе, то восхищенно…..

Стало быть, я, кажется, действительно люблю Китай!”

В.М. Алексеев

(знаменитый китаевед)

Я присоединяюсь к мнению Алексеева В.М., с поправкой лишь на то, что

моя рука тянется не к карандашу, а к книге, журналу, фильму, любому

другому источнику информации о Китае, его традициях и современной жизни. Об

этой удивительной стране невозможно говорить либо думать, не упоминая, о ее

традициях, которые очень необычны и своеобразны, ибо это одна из древнейших

и интереснейших стран мира.

Возможно, в дальнейшем будущем моя жизнь будет связана с этой

страной, а выбор именно этой темы для реферата поможет мне больше узнать

об их жизни, обычаях, и конечно же, традициях.

1. В.С. Куликов “Китай” – 1989 г. (с. 39)

1

II. Экономико-географическое положение

Китайская Народная Республика – третье по размерам территории

государство мира, уступая лишь территории России и Канаде. Китай расположен

в Восточной и Центральной Азии. Территория – 9,6 млн. кв. км. С востока на

запад страна протянулась на 5,7 тыс. км., с севера на юг – 3,7 тыс. км. КНР

граничит более чем с десятью государствами: на севере – с Монголией и

Россией; на западе – с Казахстаном и Афганистаном; на юго-западе – с

Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом; на востоке

– с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Большая часть

страны лежит в глубине материка и удалена от морей Тихого океана на тысячи

километров, а значение морей в жизни Китая очень велико. Морские границы

составляют 11 тыс. км. (а включая длину береговых линий островов – 21 тыс.

км.). Длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км. Но поскольку они

большей частью проходят по труднодоступным природным рубежам, для внешних

экономических связей используются главным образом выходы к Желтому,

Восточно-Китайскому и Южно-Китайскому морям. Выход к морю глубинным районам

даёт речной путь до Янцзы. Длинная береговая линия со многими портами даёт

Китаю выход к мировым морским путям. Морские суда поднимаются вверх по

течению Янцзы более чем на 1000 км.

Политико-географическое положение КНР имеет важные особенности. Во-

первых, он расположен в регионе, где живет (включая Китай) более Ѕ

населения земного шара. Естественно, что часто изменения внешней политики

Китая прямо или косвенно касаются одновременно многих государств с огромной

численностью населения.

Во-вторых, более 2/3 длины границ Китая на суше приходится на пять

социалистических стран, в том числе самая длинная (7518 км.) и удобная для

транспортных связей граница – с Россией. Китай граничит также с четырьмя

миролюбивыми развивающимися странами (из них Афганистан и Бирма – страны

социалистической ориентации), которые придерживаются

антиимпериалистического курса во внешней политике. Наиболее протяженная

граница среди них – с Индией. Соседство с социалистическими и

развивающимися странами объективно очень благоприятно для Китая. Однако в

последнее время вследствие враждебного отношения правительства КНР к

большинству соседних государств, в том числе и территориальных претензий к

ним, серьезные преимущества такого положения используются слабо.

В-третьих, на юге Китая сохранились иностранные владения с почти

целиком китайским населением: Сянган (Гонконг) – колония Великобритании и

Аомынь (Макао) – территория под управлением Португалии. Имея в Сянгане и

Аомыне значительные финансовые и другие интересы и поддерживая через них

выгодные для себя связи с капиталистическими странами, Китай не стремится к

ликвидации этих остатков колониализма на своей территории.

В административно-территориальном отношении Китай подразделяется на 23

провинции (включая Тайвань); пять автономных районов и четыре города

центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Столица КНР –

Пекин. Китай омывается водами Желтого, Восточно-Китайского, Южно-Китайского

морей Тихого океана на востоке. Главные морские порты – Далянь,

Циньхуандао, Тяньцзинь, Циндао, Ляньюньган, Шанхай, Гуаньжоу. Так же в

состав территории Китая входит около 5 тыс. островов общей площадью 80 тыс.

кв. км. Крупнейшие из них Тайвань (36 тыс. кв. км., население 20 млн.

человек) и Хайнань (34 тыс. кв. км.)

С древнейших времен Китай связывал страны Европы и Центральной Азии.

Через него проходил знаменитый “Шелковый Путь”. А в ХIХ веке Россию и Китай

связывало строительство железнодорожной магистрали в Северо-Восточной части

страны. Это была Китайская Восточная Железная Дорога (КВЖД), которая после

1904-1905 гг. находилась под совместным управлением России, Китая и Японии,

а в последствии была безвозмездно передана властям Маньчжоу-Го. Сейчас

Россия, Китай и Японию связывают новые авиалинии и оживленные морские пути.

Крупнейший порт Китая – Шанхай, город, который связывает республику со

всеми странами

3

мира: Америкой, Англией, Францией, Бразилией, Канадой, Австралией и

другими. А в 1984 году Китайское правительство приняло решение открыть для

внешнего мира 14 приморских городов, получивших право прямых

внешнеэкономических связей.

Были также созданы четыре свободные экономические зоны. Крупнейшие из

них – Шэньчжень – находится недалеко от Гонконга.

Положительным в экономико-географическом положении Китая является то,

что большая часть границы лежит на суше, а это удобно для транспортных

связей. Также КНР граничит с четырьмя миролюбивыми развивающимися странами

(из них Индия, Афганистан, Бирма), с хорошо развитыми странами – Кореей и

Японией. Довольно длинная береговая линия со многими портами дает Китаю

выход к мировым морским путям, что благоприятно влияет на развитие

экономики и хозяйства страны.

Экономико-географическое положение Китая не благоприятно влияет на его

экономику в связи с отдаленностью от крупных торговых центров и путей.

____________________________________________________________________________

________

1. С.С. Разов “Китайская Народная Республика” – 1989 г. (с. 3-19)

2. А.А. Пименов “Китайская Народная Республика в 1989 году: политика,

экономика, культура” – 1991 г. (с. 4-20)

3. В.П. Максаковский “Экономическая и социальная география зарубежных

стран” – 1980 г. (с. 309-310)

III. Традиции

А теперь я смогу более подробно узнать о традициях Китая.

Старинные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая,

стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой

нитью преемственности.

Китай – страна с богатейшими традициями медицины, ткачества и

вышивания, национальной кухни, живописи и другие.

При ознакомлении с китайскими источниками и при наблюдении за жизнью

китайцев нельзя не отметить у этого народа замечательные качества –

трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм. Благодаря трудолюбию и

таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и

техники.

Еще в 1990 году английский китаевед Д.Макгован в своей книге “Китайцы

у себя дома” так выразил свои впечатления о китайском крестьянине: “Всякий

кто поближе познакомится с китайским крестьянином, не только назовет его

добрым малым, но проникнется глубокой симпатией к нему. Больше всего

привлекают в нем трудолюбие, добродушие и кротость, а главное – отсутствие

жалоб на судьбу, несмотря на то что условия, в которых он живет, далеко не

могут быть названы легкими.” Оценка данная крестьянину остается верной и

поныне.

Традиции прошлого и современность наиболее контрастно проявляются в

жизни китайской семьи, особенно в отдаленных сельских районах.

Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе

спокойное существование, глава семьи должен заботится о непрерывности

своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его

женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.

В чем состояла цель брачного союза? Пребывая в потустороннем мире,

усопшие предки постоянно нуждались во внимании: их надо было всегда

обеспечивать всевозможными жертвоприношениями, только тогда они чувствовали

себя хорошо, пребывая в благополучии, а поэтому ниспослали живым

родственникам благоденствие. Если же о них никто не заботился, духи предков

испытывали муки голода и холода и другие страдания. Тогда они гневались и

навлекали на живых родственников всевозможные несчастья.

Значит, надо было сохранить непрерывность рода, прежде всего

мужского: дочь, выйдя

замуж, уйдет в другую семью; сын останется в семье, женится, приведет жену

и будет

4

продолжателем рода. Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает

число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Следовало иметь

именно сына, а не дочь, которая, выйдя замуж, принимала фамилию мужа и

лишалась права служить своим родственным предкам.

Она обязана была служить предкам мужа.

Главную же заботу об умершем мог принять только мужчина. Культ

предков обязывал китайца заботиться о том, чтобы иметь мужское потомство, а

поэтому в глазах

китайцев брак выше безбрачия, обилие детей – благо, бесплодие – несчастье.

Женщина, не имевшая детей, особенно мальчиков, не пользовалась никаким

уважением мужа и его родителей, а бесплодие жены считалось законным поводом

для развода.

Сохранившаяся и поныне эта традиция нередко приводит к трагическим

последствиям. В настоящее время самого пристального внимания заслуживает

бытующие явление: дискриминация, жестокое обращение и унижение некоторых

женщин за то, что они родили девочек. Некоторые женщины отказывались от

новорожденных девочек, топили их. У некоторых людей довлеет старое

представление о продолжении своего рода: рождается мальчик – неимоверная

радость, есть кому передать по наследству традиции культа предков;

рождается девочка – великая печаль, потому что рано или поздно ей выходить

замуж и все кончится. С женщинами жестоко обращаются, младенцев душат,

совершают всякие неблаговидные махинации. Трудно поверить в то, что эти до

крайности бессмысленные дикие явления могут происходить в цивилизованном

обществе ХХI столетия.

Особенно живучи старые обряды, связанные со свадьбой. Журнал “Чжунго

шэхой кэсюэ” (1984, № 1) опубликовал информацию о положении крестьянской

молодежи в провинции Аньхой. В ней говорилось: “Кое-где день свадьбы

назначается прорицателем – слепым гадальщиком, который определяет

“счастливый день”. В ночь свадьбы жених и невеста должны возжигать ладан,

бить земные поклоны, совершать обряд поклонения небу и земле, своим

предкам, на коленях вместе вползать в пещеру, пить из одной чаши “напиток

потомков”, совершать другие старые ритуалы. В некоторых местах от сговора

до свадьбы требуется пройти длинные ритуальные процедуры, потратить много

душевных сил и финансовых средств. По высказыванию старых крестьян, этот

ритуал полностью воспроизводит тот, который существовал в старом Китае.

Количество ритуальных процедур не уменьшилось, а расходы на них выросли по

сравнению с прежними”.

В жизни современной китайской семьи большой проблемой является

демографическая. Учитывая большой прирост населения в стране, китайское

правительство взяло курс на планирование рождаемости, чтобы в семье было не

более одного ребенка. Родители, придерживающиеся этого, получают от

государства различные льготы. Те же, кто нарушает этот курс, подвергаются

различным санкциям (дополнительным налогам, ущемлениям прав на работе и

т.п.).

2. Религии.

В Китае много верующих людей и функционируют различные религии:

буддизм, даосизм, ислам, католичество, протестантство. Однако наиболее

распространенными из них традиционно считаются “три религии”, или, как их

называют в стране, “три учения” – конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) принадлежит к числу выдающихся

мыслителей древнего мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй»

(«Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический характер. В центре его

внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика.

Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы),

благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе

высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен

обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления

жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д. Конфуций придавал очень

большое значение этому высшему эталону человеческой добродетели.

Благородный муж у Конфуция – образец поведения, человек, которому должны

подражать все жители Поднебесной. Согласно этой концепции, каждый мог стать

цзюньцзы, все

5

зависело от самого человека. Главой государства мог быть только благородный

муж.

Конечной и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы

народа. Однако при этом они были убеждены, что самому народу его интересы

непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей

он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем,

но не нужно объяснять, почему.”

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое

повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это

элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках

государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что

государство – это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа

специального порядка и

превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал

учение о сяо,

сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли,

похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правилам ли.

Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству

изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли -

этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в

разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком

иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин -

выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их

названием…

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа

семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного

превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к

росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к

совместному проживанию близких родственников резко преобладало над

сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и

родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава

семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего

социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти

за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а

потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы

не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего

облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и

соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.

Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на

шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и

обязательным для всех.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,

приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм,

нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во

чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь

играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности.

Наконец, Конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны

с небом и – от имени неба – с различными племенами и народами, населявшими

мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время

культ правителя, императора “сына неба” управляющего поднебесной от степи

великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на

цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и

невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра

Мира, Китая.

Не будучи религией, в полном смысле слова, конфуцианство стало

большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и

административная система, и верховный регулятор экономических и социальных

процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция

китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство

формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию

поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Даосизм.

В период Чуньцю и Чжанго возникло еще одно крупное этико-философское

течение –

6

даосизм, выражавшее материалистические идеи в древнекитайской идеологии.

Концепции даосов изложены в основном даоском каноне «Даодэцзин».

Основателем даосизма считается был Лао Цзы , собственное его имя Ли Эр (Ли

Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако история его

личности вызывает сомнения.. Даоские мыслители Лаоцзы и Чжуанцзы выступали

против каких-либо законов и правил, ограничивавших деятельность человека.

Они считали, что конфуцианские правила и нормы морали, так же как и

легистские законы, имеют целью насилие над человеческой личностью. Люди

должны следовать законам, свойственным самой природе. Проповедуя отказ от

достижений цивилизации с ее «фальшивыми» ценностями, идеологи даосизма

воспевали чистый мир природы и агитировали человека следовать

естественности первых людей.

К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый

вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно

вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао

взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего

предела. они переходят друг в друга. Во II в. даосизм оформляется

организационно, начало ему положила школа «Путь небесных наставников»,

основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.