реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мариупольский торговый порт

атмосферные осадки, общий объем которых, по разным оценкам, составляет

366—377 км3. Из-за значительных затрат на испарение (свыше 80 % водного

баланса) на поверхностный местный сток в средний по обводненности год

приходится только около 50 км3. Водные ресурсы пополняются за счет

транзитного стока Дуная (вдвое больше, чем сток вcex рек Украины), Днепра,

Северского Донца и суммарно составляют почти 210 км3. Часть поверхностного

стока (Тиса, Прут, Западный Буг и др.) общим объемом 14 км3 выходит зa

пределы Украины.

Хотя самый большой объем стока приходится на Дунай, главную роль в

водообеспечении хозяйства Украины играют реки бассейна Днепра, который

охватывает 2/3 территории нашего государства. Сток Днепра возле Киева

составляет приблизительно 44 км3, возле Днепропетровска — 53,4 км3, а

дальше несколько уменьшается в связи с большим испарением с поверхности

Каховского водохранилища. Объем стока других рек значительно меньше:

Днестра — 8,7 км3, Тисы — 6,3 км3, Северского Донца — 5,0 км3, Южного Буга

— 3,4 км3.

Из трех тысяч озер Украины только 30 (1 %) имеют площадь более 10 км2.

Большинство пресных озер размещены на. Полесье (самое большое Свитязь—24,2

км2), закрытых солоноватых и соленых озер и лиманов — на побережьях Черного

и Азовского морей (Сасык (Кундук) — 210 км2, Тилигульский лиман — 160—170

км2, Ялпуг — 149 км2). Ресурсы пресных озерных вод составляют 2,3 км3,

солоноватых и соленых — 8,6 км3. Значительно пополняются ресурсы

поверхностных вод за счет строительства водохранилищ (в 1990 г. около 1100

общим объемом свыше 55 км3) и прудов (более 20 тыс., объемом 3 км3).

Большой каскад водохранилищ создан на Днепре, где их построено шесть

объемом 43,8 км3: Каховское (площадь — 2255 км2, объем 18,2 км3),

Кременчугское (2250 км2, объем — 13,5 км3). Киевское (922 км2, 3,73 км3),

Днепровское (Запорожское) (410 км2, 3,3 км3), Каневское (675 км2, 2,62

км3), Днепродзержинское (567 км2, 2,45 км3).

Наряду с определенным удобством создание этих водохранилищ имело ряд

негативных последствий: потеря 10 % стока Днепра на испаряемость и

инфильтрацию, замедление водообмена и самоочистки вод, затопление и

подтапливание огромных массивов плодородных почв.

Более эффективным является создание небольших водохранилищ или их каскадов

в Карпатах, на Подольской и Приднепровской возвышенностях, где при

минимальных площадях затопленных земель можно достичь больших объемов

скопления вод. Так, Днестровское водохранилище площадью 142 км2 имеет объем

3,0 км3.

Запасы более чистых в сравнении с поверхностными подземных вод превышают

20 км3, но для того, чтобы не истощать их вековые запасы, которые

пополняются довольно медленно, в год целесообразно использовать не более

5—6 км3 подземных вод. Большие ресурсы подземных вод сконцентрированы в

северных и западных областях Украины, а также в пределах Днепровско-

Донецкого артезианского бассейна.

В целом по запасам водных ресурсов из расчета на единицу площади и на

одного жителя Украина занимает одно из последних мест в в Европе, да и на

территории республики они распределяются очень неравномерно. Лучше всего

обеспечены водными ресурсами Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская

области, хуже всего — южные области Украины. На юге и востоке республики

проблемы водоснабжения решаются за счет использования транзитного стока,

однако это требует огромных средств на строительство каналов и

водопроводов, предварительную очистку и перебрасывание воды.

Моря, омывающие территорию Украины, конечно, можно рассматривать как

альтернативный источник водных ресурсов, но поскольку эти воды требуют

опреснения, а следовательно, значительных затрат средств и энергии, в

ближайшие годы использование их маловероятно. Большое значение Черного и

Азовского морей, длина береговой полосы которых почти 2 тыс. км, состоит в

том, что они дают выход Украине через проливы Босфор и Дарданеллы и

Средиземное море в Мировой океан. В связи с обеднением видового и

количественного состава сильно уменьшились рыбные ресурсы этих морей, хотя

в свое время Азовское море благодаря незначительной глубине, хорошему

прогреванию и смешиванию воды было наиболее рыбопродуктивным морем в мире.

Из-за повышения солености морей (Черного с 16—18 % до 18—20 %, Азовского с

11—12 % до 14 %) здесь исчезла ценная осетровая рыба. Поэтому следует

предпринять необходимые меры по уменьшению выбросов сточных вод, солености

этих морей и создать ряд рыборазводных заводов, чтобы восстановить рыбные

ресурсы морей. Кроме того, практически все Азовское море и северо-западная

часть Черного (особенно Каркинитский залив) пригодны для широкого развития

аквакультуры.

Особенностью Черного моря является наличие в нем, начиная со 150 м,

растворимого сероводорода, который глубже 200 м полностью вытесняет

кислород и делает море практически биологически мертвым. Однако уже сейчас

имеется возможность использования больших ресурсов сероводорода.

Важное значение для Украины имеют и рекреационные ресурсы этих морей.

Анализ работы транспортной системы Украины.

Краткий анализ работы транспортной системы Украины.

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших

признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в

высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в

европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом

для эффективного вхождения Украины в мировое сообщество и занятия в нем

места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Объективные условия трансформационных процессов в развитии Украины

обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую систему

и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими западноевропейскими

государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к росту товарообменных

операций между сотрудничающими странами. Кроме того, геостратегическое

расположение Украины позволяет ей быть выгодным мостом для транзитных

перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы, Азии и Ближнего

Востока. Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и

пассажирские перевозки на территории Украины, является транспортная

система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в

отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей,

сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости

доставки. В соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Украины

должно отвечать требованиям европейской интеграции.

Характеристика различных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт является наиболее развитым в Украине (см.

табл.1), по общей длине путей он занимает четвертое место в мире (после

США, России и Канады). По грузообороту он выполняет основные объемы

перевозок — 40--.60 % (даже в год наибольшего спада— 1997 г. — свыше 40 %),

а по пассажирообороту является неоспоримым лидером — на него приходится

порядка 50—70 % общего объема перевозок. При большой разветвленности

путевой сети, большая половина которой — путевая сеть предприятий и

организаций, значительный процент составляют электрифицированные участки

(около 40 %), двух- и многопутевые участки (почти треть общей длины).

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для

перевозок вагонных партий грузов навалом - каменного угля, руды, песка,

сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния.

Наряду с этим, железнодорожный транспорт имеет высокую долю

изношенности основных фондов (по некоторым их главным видам-— 80— 90 %),

преобладающая часть путей смонтирована на деревянных шпалах, из которых

15—17 % непригодны для дальнейшего использования. Значительную часть

инфраструктурных объектов железной дороги необходимо признать устаревшими и

не отвечающими современным требованиям по выполнению своих основных

функций. Прежде всего, это касается железнодорожных вокзалов, станций,

гостиниц, средств связи и управления движением поездов. Технико-

экономические и эксплуатационные характеристики железной дороги снижаются

также из-за того, что ширина колеи отличается от западноевропейской, что

особенно отрицательно отражается на заграничных и транзитных перевозках.

Это требует содержания на западных границах страны 14 специально

оборудованных станций,

11 станций, где осуществляется перегрузка импортных грузов, и 8 пунктов

перестановки вагонов на тележки западноевропейской колеи.

Структура и производственные мощности связанных с данной отраслью

предприятий, перешедших под юрисдикцию Украины после распада СССР, которые

должны поддерживать эффективное функционирование железной дороги, не

обеспечивают ее пропорционального и гармоничного развития в перспективе. По

графикам 1 и 2 (см. приложение) видно, что объем перевозок грузов

железнодорожным транспортом по сравнению с 1985 годом значительно

уменьшился, однако за период 1996-1997г. отмечено снижение темпов

сокращений перевозок; что касается перевозок пассажиров, то темп сокращений

объема перевозок, за тот же период, увеличился, что, в большой, мере

вызвано повышением железнодорожных тарифов. В качестве мер по повышению

эффективности железнодорожного транспорта необходимы реконструкция и

переоснащение, частичное перепрофилирование, постепенное свертывание

избыточных и строительство новых мощностей.

С вхождением Украины в европейское экономическое пространство, с

увеличением в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок,

значение железнодорожного транспорта возрастает.

Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций

Украины усиливается и тем, что через территорию государства пролегают

основные транспортные трансевропейские коридоры: Восток — Запад, Балтика —

Черное море. В частности, трансевропейская железнодорожная магистраль Е-30,

берущая начало в Берлине, пересекает Украину по маршруту Мостиска — Львов --

Киев и идет дальше до Москвы. Она же на территории Польши пересекается со

скоростными магистралями Е-59 и Е-65 и создает возможность скоростного

железнодорожного сообщения почти между всеми государствами Европы.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт занимает значительное место в пассажирских и

грузовых перевозках. Так, по объему перевозок грузов он стабильно

превосходит железнодорожный транспорт в 4,5—5 раз, а по объему перевозок

пассажиров — в 5—6 раз. Автобусным транспортом перевозится практически

столько же пассажиров, сколько всеми другими видами транспорта

(троллейбусным, трамвайным, железнодорожным, метрополитенным, таксомоторным

легковым, морским, речным, авиационным) вместе взятыми. Общая длина дорог и

улиц с твердым покрытием, включая длину улиц-набережных в городах и

поселках городского типа, превышает четверть миллиона километров.

Автомобильный транспорт доминирует в грузовых перевозках на короткие

расстояния (среднее расстояние перевозки 1 т грузов —• около 20 км), от

двери — к двери, обеспечивая при этом практически полную гарантию

сохранности груза, срочность и надежность перевозок. Многочисленные

автотранспортные предприятия имеют довольно полно укомплектованную

производственную базу и разветвленную сеть инфраструктурных объектов:

автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных предприятий,

терминалов и т. п.

Вместе с тем, автомобильные дороги Украины не отвечают европейским

стандартам по многим показателям, в частности таким как: скорость

передвижения, нагрузка на ось, обеспеченность современными дорожными

знаками и разметкой, необходимым количеством пунктов технической и

медицинской помощи, питания и отдыха, заправки топливом и смазочным маслом,

телефонной связи и др. Практически отсутствуют дороги 1 категории с

многорядным движением на высоких скоростях. Значительного улучшения требует

материально-техническая база организаций, осуществляющих развитие и

обслуживание автомобильной транспортной сети.

Территория Украины, особенно в ее западной части, находится на

перекрестке транспортных коридоров, соединяющих страны Юго-Восточной и

Северо-Западной Европы, поэтому с дальнейшим развитием рыночных отношений,

со становлением многочисленных предпринимательских структур следует ожидать

значительного повышения роли автотранспорта в оперативных, гарантированных

и безопасных в отношении сохранности грузов перевозках.

Морской транспорт

Морскому транспорту принадлежит третье место по грузообороту после

трубопроводного и железнодорожного транспорта, однако, по количеству

отправленных грузов он занимает незначительное место (около 1 %), как и

речной транспорт. Доминирующие объемы перевозок осуществляются в

заграничном плавании, причем доля таких перевозок за последние 10 лет

стабильно возрастает и теперь составляет свыше 95 %. Основные

грузы—минеральные строительные материалы (особенно в каботажном плавании).

Проблемы развития морского транспорта связаны, прежде всего, со

значительным моральным и физическим износом судов и портового оборудования

(особенно средств обработки грузов). Средний возраст судов торгового

флота—более 15 лет, а некоторые порты западных стран запрещают вход судов с

таким сроком эксплуатации. Портовая инфраструктура не рассчитана на новые

технологии портовых работ, что существенно снижает производительность как

портов (до 50 % от производительности портов западных стран), так и других

видов транспорта (в особенности железнодорожного), связанных с обработкой

грузов.

Подавляющая часть судов торгового флота — малотоннажные. Так, среднее

водоизмещение украинских судов в 3—5 раз меньше аналогичного показателя в

таких странах, как США, Япония, Греция, др.. Отметим, что структурные

изменения флота в сторону увеличения среднего водоизмещения в перспективе

обусловят необходимость решения ряда проблем, требующих значительных

капиталовложений.

Речной транспорт

Речной транспорт хотя не играет определяющей роли в объемах грузовых и

пассажирских перевозок, однако превосходит все другие виды транспорта по

уровню доходов от своей деятельности, в основном — за счет заграничных

перевозок грузов. География функционирования речного транспорта

установилась и в основном ограничивается бассейнами рек Днепра и Дуная, а

также прибрежными водами Черного моря, что позволяет доставлять грузы и

пассажиров в речные и морские порты ряда стран Центральной и Юго-Восточной

Европы. В системе транспортных коммуникаций речной транспорт больше других

видов подвержен влиянию природных сезонных изменений, поэтому его

деятельность следует тесно согласовывать с работой автомобильного и

железнодорожного транспорта.

В настоящее время основными сдерживающими факторами интенсивного

использования речного транспорта в плане европейской интеграции являются

устаревшая материально-техническая база, невысокий уровень механизации

перегрузочных работ, значительный физический и моральный износ судов, малая

доля пакетированных грузов в общем их объеме, недостаточные объемы

перевозок с использованием системы «буксир-толкач/баржа». Речной транспорт

государства имеет вспомогательный характер, ориентированный на крупные

партии грузов (в основном строительных материалов) и не может конкурировать

по тарифам и услугам с железнодорожным транспортом. Эффективность

функционирования речного транспорта Украины значительно ниже (около 20 %)

по сравнению с развитыми странами, имеющими подобные ресурсы этого вида

транспорта.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт не играет существенной роли в общем объеме грузовых

и пассажирских перевозок, хотя он вне конкуренции среди других видов

транспорта в отношении скорости доставки пассажиров и срочных грузов на

большие расстояния (среднее расстояние доставки 1 пассажира воздушным

транспортом в 10—15 раз больше аналогичного показателя у ближайшего

конкурента — железнодорожного транспорта — и имеет тенденцию к росту).

Именно этот показатель является доминантным в определении перспектив

развития авиационного транспорта.

Проблемы, ожидающие своего решения в отношении этого вида транспорта,

касаются прежде всего комплектации парка самолетов их конкурентоспособными

типами (АН-70, АН-140, АН-228, ЯК-42, В-737/400, В-757 и др.),

строительства и реконструкции ряда объектов авиационно-производственной

инфраструктуры (в первую очередь взлетно-посадочных полос), структурной

реорганизации управления авиационным транспортом в направлении создания

конкурентной среды внутри данной отрасли, налаживания системы снабжения,

согласования земельных тарифов и т. д.

Как известно, свыше 70 % международных перевозок Аэрофлота

(единственной авиакомпании СССР) было сосредоточено в России. Поэтому для

Украины, которая объективно все более целенаправленно интегрируется в

европейскую и мировую экономику, базовые проблемы развития воздушного

транспорта связаны с расширением международных авиационных перевозок, где

имеет место жесткая конкуренция мощных авиалиний мира (Американских

авиалиний Дельта, Объединенных авиалиний, Ю. С. Ейр, Авиакомпании

«Северозападная», Ниппон авиалинии и др.). Такая конкурентная среда ставит

высокие требования к техническим характеристикам самолетов, аэродромов,

системы управления воздушным движением, сервисному обслуживанию, к системе

обработки грузов, развитию инфраструктурных объектов и т. д.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт в течение последних 10 лет стабильно

наращивает свою долю в общем объеме транспортных грузов, которая составляет

в настоящее время более 23 %. По грузообороту он в 1997 г. вышел на первое

место (47 % от общего объема), опередив постоянного лидера—железнодорожный

транспорт. Трубопроводный транспорт владеет достаточными производственными

мощностями для обеспечения Украины энергоносителями — нефтью и газом, а

также для выполнения функций транзита российской нефти и газа в страны Юго-

Восточной Европы. Однако вся сеть трубопроводного транспорта в Украине

ориентирована на снабжение нефтью и газом из одной страны — России (лишь 5

% общей потребности газа — из Туркменистана), что, в соответствии с

общепринятыми стратегическими подходами к этому вопросу, нецелесообразно.

Трудности, связанные с наличием единственного источника снабжения

энергоресурсами, Украина ощущает уже теперь, поэтому объективной

необходимостью является расширение экономических ориентиров.

Новые приоритеты относительно источников снабжения энергоносителями

непосредственно сказываются на функционировании и перспективах развития

трубопроводного транспорта. Наиболее существенное влияние при этом будут

иметь следующие основные факторы: ориентация на нефть из стран Средней

Азии, Закавказья, Ближнего Востока и Южного Средиземноморья; доставка нефти

через балтийские порты Польши и Латвии. Есть необходимость осуществить на

территории Украины строительство отдельных участков нефтепроводов наиболее

существенный из которых — соединительный нефтепровод от порта Южный возле

Одессы до г. Броды в Западной Украине проектной стоимостью около 0,5 млрд.

дол., кроме того, продолжение этого нефтепровода до города Полоцк (Польша)

позволит соединить систему с ответвлением нефтепровода «Дружба», что

обеспечит поступление нефти от Черного моря на рынки Польши, Германии и

других балтийских стран. Возрождение же строительства нефтепровода Одесса –

Снигиревка - Кременчуг позволило бы загрузить мощности Херсонского,

Кременчугского и Лисичанского НП заводов. Следует также реконструировать и

переоснастить отдельные нефтеперерабатывающие заводы и нефтеперекачивающие

станции и др.

Итог

В Украине имеются необходимые стартовые условия для формирования

современной системы транспортных коммуникаций, которая соответствовала бы

европейским стандартам. К ним прежде всего относятся: необходимость

коренного технического переоснащения отрасли и существенных организационных

изменений во всех видах транспорта; достаточная ресурсная база и уровень

развития техники и технологии; наличие квалифицированного трудового

потенциала и передовых научно-технических разработок; выгодные природно-

климатические и географические характеристики территории; наличие

конкурентоспособных научно-технических проектов, прошедших соответствующую

экспертизу и готовых к реализации; заинтересованность зарубежных инвесторов

в размещении капиталов в Украине; устойчивая тенденция к признанию Украины

мировым содружеством как европейского государства, с которым желательно

иметь стабильные деловые отношения на широкой и долговременной основе и

которое в перспективе будет оказывать серьезное влияние на ключевые

проблемы европейской политики; наличие утвержденной концепции создания и

функционирования в Украине национальной сети международных транспортных

коридоров.

Ощутимое влияние на формирование долговременной стратегии развития

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.