реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития

• стимулы, связанные с амортизационными отчислениями (ускоренная

амортизация), поддержка зарубежного инвестора на первых стадиях работы;

• «налоговые каникулы», которые, как правило, устанавливаются на срок

от двух до десяти-пятнадцати лет и сопровождаются предоставлением компании

статуса пионера;

• освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья,

комплектующих изделий;

• манипулирование уровнем налога. Так, снижение налогов на корпорацию и

было одним из факторов, вызвавшим рекордный всплеск иностранных

капиталовложений в США во второй половине 80-х годов. Иногда уровень налога

на предприятие может стать барьером, нейтрализующим действие других мер по

привлечению иностранных инвестиций.

Особую группу составляют финансовые методы стимулирования иностранных

капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их

предоставления. Предоставление финансовых льгот ставится в зависимость от

выполнения инвестором определенных задач, освоения конкретных регионов,

отраслей промышленности, создания рабочих мест. Так, в Испании для прямых

инвестиций в районы с высокой безработицей установлены субсидии в размерах

20 % инвестированного капитала, а также льготные кредиты, покрывающие 75 %

издержек инвестора.

Нефинансовые методы направлены на создание общей обстановки

эффективного функционирования иностранного капитала — от обеспечения

необходимыми факторами производства, информацией и службами управления до

развития транспорта и других коммуникаций. Результаты такого рода мер могут

стать для иностранной компании решающим фактором при определении

возможности создания своего предприятия в данном регионе.

Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации

иностранных инвесторов, занимают специальные экономические зоны. В самом

широком смысле они могут быть определены как обозначенные государством

районы или территории, где благодаря льготному налоговому, таможенному и

законодательному режимам для инвесторов создается особенно благоприятная

экономическая обстановка.

Определенное беспокойство в ряде стран и сообществ вызывает налоговая

конкуренция. Так, Организация экономического сотрудничества и развития

(ОЭСР) создала рабочую группу для поиска путей ограничения налоговой

конкуренции между странами. Такая конкуренция подрывает государственные

доходы и иностранные инвестиции. В ОЭСР считают, что постепенная отмена

всех форм контроля, не касающихся налогов, как, например, контроля над

валютными курсами, привела к тому, что именно налогообложение стало

определять место дислокации компании. В материалах организации, в

частности, говорится, что глобализация предпринимательства наряду с

развитием средств связи приводит к возникновению риска конкуренции между

странами с целью привлечения компаний. Проект ОЭСР ставит первоочередной

задачей поиск критерия, который позволит провести различия между

справедливой и наносящей вред налоговой конкуренцией. Все эти меры

используются в определенных комбинациях для привлечения иностранных

инвестиций во всех странах. Однако исследование мирового опыта позволяет

выделить две особенности.

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым

стимулам перед фискальными. Это связано с тем, что влияние налогов слишком

безадресно, тогда как финансовое стимулирование позволяет правительству

сконцентрировать усилия на достижении конкретных национально

ориентированных целей. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают

налоговые меры, что связано прежде всего с недостатком финансовых ресурсов.

Во-вторых, в последнее время наметилась устойчивая тенденция к

образованию свободных экономических зон.

Интересен опыт привлечения иностранного капитала в США, которые на

протяжении долгого времени преимущественно вывозили капитал и были главным

международным нетто-инвестором. К концу 80-х годов впервые за 80 лет

иностранные активы в США превысили их активы за рубежом. Такой сдвиг —

следствие как организационно-политических причин, так и экономической

политики. В течение последних десятилетий США признаются самой надежной в

политическом и экономическом отношении страной. Большое влияние на приток в

нее капитала оказали ускоренный экономический рост, быстрый выход из

кризиса начала 80-х годов и более высокий спрос на капитал. Привлекает в

США высокая ставка ссудного процента в этой стране, что повышает доходность

американских ценных бумаг и стимулирует их приобретение.

Кроме того, доллар США сохраняет роль основного средства международных

расчетов, что позволяет этой стране оплачивать свои иностранные долги в

«собственной валюте» и наращивать внешний долг в больших размерах, чем это

могло бы себе позволить любое другое государство. Внешняя задолженность США

к концу 80-х годов составляла более 8 % от ВНП (это. кстати, не является

рекордом в американской истории: в конце XIX в. такая задолженность

доходила до 1/4 ВНП).

Однако значительное увеличение притока иностранных инвестиций в США

связано не только с перечисленными обстоятельствами, но и с направленной

экономической политикой. В связи с этим можно отметить введение ограничений

на импорт товаров в США, что в условиях обострения конкуренции за

американский внутренний рынок заставляет иностранных инвесторов

активизироваться в создании собственного производства на американской

территории. Большое значение имело также осуществление системы финансовых и

налоговых мер по стимулированию зарубежных капиталовложений: так, был

отменен 30-процентный налог на доходы иностранцев от американских ценных

бумаг, на американских же держателей акций эта мера не распространялась.

Особенно эффективными оказались меры, предпринятые в рамках кампании

поддержки иностранных капиталовложений в свободные экономические зоны. В

США они располагаются, как правило, в экономически слаборазвитых регионах и

пользуются широкой поддержкой государства и местных властей, обеспечивающих

субсидии, налоговые льготы и т. д. К примеру, в Миссури 50 % чистого дохода

корпораций освобождались от налогообложения, в Коннектикуте инвестору

предоставлялось 1000 долл. за каждое новое рабочее место, а в Луизиане

корпорации полностью освобождались от налогов в течение 10 лет.

Таким образом, мировой опыт показывает, что наибольших успехов в

привлечении прямых инвестиций добиваются страны, которые, во-первых, делают

такую цель приоритетной в экономической политике и, во-вторых, используют

широкий набор экономических мер.

Во всяком случае решение проблемы прямых инвестиций зависит от трех

факторов. Во-первых, от потенций эффективности, вызывающихся условиями

данной страны. Имеются в виду факторы природной или естественной

эффективности (наличие природных ресурсов, демографическая ситуация,

географическое положение и т. д.) и так называемой эффективности развития

(способность экономики к самонастройке, преодолению кризиса, состояние

платежного баланса, валюты и т. д.), а также факторов, обусловливающих

состояние законодательства (правовой режим в области предпринимательства,

заработной платы, налогообложении т. д.).

Во-вторых, решения инвестора зависят от эффективности той или иной

отрасли — ее места в экономической системе, уровня конкуренции, степени

наукоемкости и т. д.

В-третьих, от эффективности предприятия, обусловливаемой особенностями

его внутренней организации, спецификой поведения на рынке.

Для переходной экономики России характерна общая нестабильность,

постоянно изменяющееся законодательство, не решена часть вопросов

собственности, инфляция, что является неблагоприятными моментами для

иностранного инвестирования.

Экспорт ссудного капитала — основа современной системы международного

кредита. Такой кредит содействует росту товарообмена между странами,

облегчает денежные расчеты, дает возможность привлекать внешние финансовые

источники с целью развития экономики. Кредитные связи между государствами

развиваются темпами значительно большими, чем темпы мировой торговли и

увеличения прямых иностранных капиталовложений. Международный рынок ссудных

капиталов функционирует практически круглосуточно. Перевод из одной страны

в другую значительных денежных сумм и любой из конвертируемых валют

производится с помощью современных средств связи через искусственные

спутники Земли и всемирную сеть связи моментально.

Помимо миграции капитала важную часть всемирных экономических отношений

составляет международная миграция рабочей силы — перемещение трудящихся,

ищущих работу, в другие страны.

Несмотря на наличие безработицы в развитых странах Запада,

предприниматели широко используют иностранных рабочих из государств с менее

высоким уровнем экономического развития и более дешевой рабочей силой.

Предприниматели заинтересованы использовать таких рабочих, поскольку они

согласны фактически на любые условия труда и низкую заработную плату, с

готовностью берутся за тяжелую, опасную и грязную работу, которой чурается

большинство местного населения, трудятся дольше, чем обычно полагается в

данной стране, не имеют сколько-нибудь надежной социальной защиты.

Иностранных рабочих в случае необходимости легко уволить. Главным мотивом

миграции рабочей силы служит более высокая заработная плата.

Для предпринимателей выгода использования иностранной рабочей силы

заключается в повышении нормы прибыли не только за счет более низкой оплаты

труда самих иммигрантов, но и вследствие того давления, которое они

неизбежно оказывают на общий уровень заработной платы в сторону его

понижения. Наплыв работников из-за границы осложняет проблему занятости в

развитой стране, отрицательно воздействует на экономическое положение

трудящихся в ней. В числе важных последствий такого положения все

обостряющиеся конфликты между местным населением и иностранцами.

В развивающихся странах, откуда рабочая сила уходит за рубеж, также

возникают серьезные осложнения. Они лишаются наиболее мобильной и обычно

лучшей части трудовых ресурсов. В силу этого правительства ряда

развивающихся стран проводят политику, сдерживающую отток квалифицированных

работников за границу.

Однако следует учесть, что для беднейших стран суммы, которые рабочие-

мигранты переводят своим семьям, образуют существенную часть доходов в

платежном балансе государства и что выезд части трудоспособного населения

страны за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы

занятости. Эти соображения побуждают правительства развивающихся стран

проводить политику поощрения выезда трудоспособного населения на работу за

рубеж.

В условиях формирования все более прочных экономических связей во всемирном

хозяйстве широкое распространение получает миграция рабочей силы из

промышленно развитых в развивающиеся государства.

Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали

нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Персидского залива. В некоторых

из них иностранцы составляют большую часть населения. Без такой миграции

было бы невозможно освоить богатые месторождения нефти, расположенные на

территории развивающихся стран, собственные трудовые ресурсы которых не

позволяют это сделать. Поэтому главные выгоды от этой миграции получают

страны, потребляющие нефть, корпорации, для которых таким образом решаются

топливно-энергетические проблемы.

По мере развертывания научно-технической революции все более важное

место в миграционных процессах приобретает переезд высококвалифицированных

работников из одних стран в другие, получивший название «утечки мозгов». По

самым различным причинам много ученых, инженеров, врачей и других

специалистов с высшим образованием эмигрируют из европейских государств.

Практически невосполнимые утраты представляет «утечка мозгов» для

слаборазвитых стран. Странам, экономически их превосходящим, разумеется,

гораздо дешевле приобретать уже готовых специалистов из менее развитых

стран, нежели обучать их у себя. Экономия достигается и в течение

длительного периода использования таких специалистов с учетом различий в

оплате труда и социальных расходах. Для развивающихся стран «утечка мозгов»

оборачивается крупным экономическим, социальным, политическим и

нравственным ущербом. Проблема «утечки мозгов» в настоящее время остро

стоит в России, как и в некоторых других государствах, образовавшихся на

территории бывшего СССР.

3 Уровень участия страны в мировой экономике

Экономической основой современного мирового хозяйства служит

интернационализация производства — развитие таких организационно-

экономических форм, которые связывают производство одних стран с

потреблением его результатов в других. Международные связи национальных

экономик становятся постоянными, когда возникает международное разделение

труда — специализация отдельных стран в производстве тех или иных товаров и

услуг в целях их реализации в других странах.

Экономическая интеграця — это процесс объединения элементов

национальных экономик, высшая на современном этапе ступень

интернационализации хозяйственной жизни. Между участниками этого процесса

углубляется международное разделение труда, ведется интенсивный обмен

товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Растет и уровень

обобществления производства на основе целенаправленного, планомерного

регулирования экономических процессов в масштабе интеграционных

объединений.

Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает усиление

участия страны в мировом хозяйстве. Достигнутый уровень интернационализации

измеряется целым рядом показателей.

В первую очередь это показатели участия в мировой торговле. Так, часто

подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Этот

показатель нельзя трактовать как долю экспорта во всем объеме ВВП, потому

что экспорт учитывается по ценам экспортируемых товаров и услуг, а ВВП —

только по добавленной стоимости. Тем не менее величина экспортной квоты

говорит о важности экспорта для национальной экономики. За период 1982—1991

гг. средняя мировая экспортная квота (рассчитывается как отношение мирового

экспорта к мировому ВНП) составила 18,2%, а на конец 2000 г. — 23,6%. Таким

образом, средняя экспортная квота в мире непрерывно растет. Экспортная

квота Российской Федерации в целом за последние годы также постоянно росла,

что проиллюстрировано в таблице 2. Это происходило одновременно за счет

падения ВНП и за счет сохранения и роста объемов экспорта.

Таблица 2

[pic]

Примечание1: составлено по Медведев П.М. Факторы эффективности

экспорта российских предприятий // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. -

№5

Объем российского экспорта в 1999 г. вырос по сравнению с 1992 г. на

38,6%. ВНП в 1999 г. составил 70,3% от уровня 1992 г. Следовательно,

экспортная квота за этот период выросла в 1,97 раза. Объем ВВП за 1999 год

по данным Госкомстата, составил 4545,5 млрд. руб., что при среднегодовом

курсе долларов США 28 руб./долл. эквивалентно 162,3 млрд. долл. США.

Положительное сальдо внешней торговли в 1999 г. составило 28 млрд. долл.

США. Таким образом, ВНП России в 1999 г. можно считать приблизительно

равным 190,3 млрд. долл. США. В этом случае экспортная квота России в 2000

г. составила 39%, в то время как в 1992 г. она равнялась 20,4%.

По фактическим данным о состоянии внешней торговли России автором

рассчитана экспортная квота за 2003 г.

ВВП России за 2003 г составил 13305 млрд. руб.

Экспорт за 2003 г. составил 135,9 млрд.долл .

Среднегодовой курс доллара США за 2003 г. равнялся 30,61 [8].

Экспортная квота России составила 31,2 %

Безусловно, при расчете ВВП России по паритету покупательной

способности экспортная квота окажется не такой высокой.

Нередко исчисляют также импортную квоту, а иногда складывают вместе

экспорт и импорт и соотносят эту сумму с ВВП страны, называя полученную

величину внешнеторговой квотой. По данным Всемирного банка, во второй

половине 90-х гг. внешнеторговая квота составила: для США — 24%, Франции —

45, Южной Кореи — 67, Канады — 76, Бельгии — 137%, т.е. размер этой квоты

коррелируется с размерами внутреннего рынка страны. У России внешнеторговая

квота составляет около 15—16% (если рассчитывать ВВП по паритету

покупательной способности рубля).

Из других относительных показателей интернационализации на базе внешней

торговли нередко рассчитывают долю импорта в розничном товарообороте,

которая у России находится на уровне 40%. Наконец, иногда определяют

соотношение доли страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по

паритету покупательной способности, чтобы определить, насколько активно

страна участвует в международной торговле. У России этот показатель

составляет 0,7 (2%:3%), у США - также 0,7(14%:21%), у Японии-0,9 (8%:9%).

Важны и абсолютные показатели интернационализации, например,

стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения. У России он

составляет около 700 долл., у США — свыше 3200, у Китая — примерно 150

долл.

При анализе уровня участия страны в мировом хозяйстве необходимо

обращаться не только к международной торговле, но и к международному

движению факторов производства. Так, показателями участия страны в

международном движении капитала являются объем накопленных зарубежных

капиталовложений страны по отношению к ее ВВП, объем накопленных в стране

иностранных инвестиций по отношению к ее ВВП, доля иностранного капитала в

ежегодных инвестициях страны, объем государственного внешнего долга страны

по отношению к ее ВВП и объем платежей по обслуживанию этого долга по

отношению к поступлениям от экспорта товаров и услуг.

Российские капиталовложения за рубежом большинством экономистов

оцениваются в 200—300 млрд. долл., что по отношению к нынешнему объему ВВП

России (по паритету покупательной способности, равному примерно 1000 млрд.

долл.) составляет 0,2—0,3:1,0.

Накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу

2003 года составил $57 млрд. 014 млн. и увеличился на 32,8% по сравнению с

началом 2003 года. Эти данные распространил Госкомитет РФ по статистике.

За 2003 г. в экономику России поступило $29 млрд. 699 млн. иностранного

капитала, погашено (выбыло) за этот период $16 млрд. 497 млн.

Среди иностранных инвестиций в российской экономике 45,8% составляют прямые

($26 млрд. 131 млн.), 2,5% - портфельные ($1 млрд. 429 млн.), 51,7% -

прочие инвестиции ($29 млрд. 454 млн.). По состоянию на конец декабря 2002

г. доля накопленных прямых инвестиций составляла 47,4% в их общем объеме,

портфельных - 3,4%, прочих - 49,2%.

Основными странами-инвесторами, откуда постоянно осуществляются наиболее

значительные инвестиции в Россию, являются Германия (объем накопленных

инвестиций - $10 млрд. 204 млн.), Кипр ($8 млрд. 085 млн.), Великобритания

($7 млрд. 220 млн.), США ($5 млрд. 296 млн.), Франция ($4 млрд. 776 млн.),

Нидерланды ($3 млрд. 575 млн.), Люксембург ($3 млрд. 464 млн.), Япония ($1

млрд. 900 млн.), Виргинские острова ($1 млрд. 519 млн.), Швейцария ($1

млрд. 450 млн.), на долю которых в сумме приходится 83,3% общего объема

накопленных инвестиций [8].

Таким образом, соотношение накопленных в России иностранных инвестиций

с ВВП составляет 0,05:1,0. Для сравнения укажем, что у США эти соотношения

составляют соответственно 0,6:1,0 и 0,7:1,0. В связи с небольшим объемом

иностранного капитала в России невелика и его доля в ежегодных

капиталовложениях — около 5% в конце 90-х гг. (если считать только

иностранные прямые инвестиции). Что касается государственного внешнего

долга, то по многим развивающимся странам он превышает объем их ВВП (по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.