реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Основные направления научных исследований в России и за рубежом

Основные направления научных исследований в России и за рубежом

Министерство образования Российской Федерации

Владивостокский Государственный Университет Экономики и Сервиса

Институт международного бизнеса и экономики

Кафедра коммерческой деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: основы научных исследований

На тему: «Основные направления научных исследований в России и за рубежом»

Выполнили: студентки

группы КД-00-01, 02

Павлюк Е. В.

Шараева Т. В.

Проверил:

Сидоров В. П.

Владивосток

2002

Содержание

Введение 3

1.Типы стран по уровню развития науки 4

1.1 Страны с высоким уровнем развития науки (I группа). 7

1.2 Страны со средним уровнем разили науки (II группа) 10

1.3 Страны с низким уровнем развития науки (III группа) 11

2. Особенности российской науки 13

2.1 Экспертиза критических технологий. 18

2.2 Результаты экспертных оценок. 19

3. Наука Западной Европы: реалии и перспективы. 23

3.1 Исследовательские позиции Европы 24

3.2 Ведущие научные державы 25

Распределение стран по количеству публикаций и их цитированию 2000 г. 26

3.3 Перспективы науки в Европе 33

4. Научная деятельность в США 37

Заключение 39

Список использованной литературы 40

Введение

Уровень развития национальных систем "науки и техники" стал на рубеже

веков одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на

социальное и экономическое развитие стран мира, их место в системе мирового

хозяйства. Расчеты исследователей показывают, что именно он и связанные с

ним технические инновации стали основой современного благосостояния и

высокого жизненного уровня населения [1]. В связи с этим изучение

национальных научно-технических систем стран мира, уровня их развития

представляется нам одной из важных задач научных исследований.

Мы считаем, что уровень развития науки и техники играет большую роль в

экономическом и социально-политическом развитии как отдельных стран, так и

всего мирового сообщества.

Для того, чтобы изучить основные направления научных исследований в

России и зарубежом мы посещали библиотеки с целью получения информации о

направлениях науки различных стран. Для проведения исследования мы

пользовались статьями из периодических изданий, книгами, а также

использовали информацию из интернета.

1.Типы стран по уровню развития науки

Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира

обусловлена, в свою очередь, особенностями исторического и социально-

экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов.

Различия лежат в основном в особенностях организации научной деятельности,

структуре и качестве научного потенциала, специфики исследований. Если

рассматривать детальные отличия, то их фактически столько же, сколько

имеется стран, участвующих в мировой научной деятельности. В этом отношении

каждое государство уникально. Тем не менее страны со сходными чертами

возможно объединить и группы, разделив тем самым всю их совокупность на

несколько определенных типов. Отнесение к тому или иному типу является

важнейшей характеристикой научной отрасли государства, способствует

объективной оценке места страны в мировой научной системе.

Для определения типа страны необходима особая методика оценки уровня

развития ее науки, определенная система показателей. Однако измерение

параметров науки методологически до сих пор представляется очень сложной

задачей, что связано с самой природой науки. Ведь в отличие от других сфер

деятельности общества, отраслей экономики, научный продукт — "идеи" —

невозможно измерить количественно и качественно, выявить их прямую

взаимосвязь с социально-экономическими факторами. На сегодняшний день

анализ выполним только на уровне их числовых характеристик, отражающих

сферу науки как особый вид деятельности человека, отрасль хозяйства, а не

как совокупность знаний [5].

Рассматривая науку в этом ключе как систему с "входом" и "выходом",

каждый из которых характеризуется своими количественными показателями, все

существующие научные показатели можно разделить на две группы. Во-первых,

показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое

обеспечение, т.е. ресурсные, "входные", показатели науки. Они могут быть

выражены и в абсолютных и в относительных величинах. К абсолютным

показателям относят, например, общее число ученых и инженеров, занятых в

НИОКР, совокупные финансовые затраты, их распределение по областям знаний и

видам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д.

Во-вторых, индикаторы, оценивающие основной "выход" научных

исследований — производство некого научного знания (фундаментального и

прикладного), т.е. позволяющие определить полученный вклад в науку, степень

"приращения" нового знания в определенной научно-технической области. Все

количественные меры научного "выхода" базируются на предположении, что

"выход" науки соответственно отражен в абсолютных и относительных

показателях научной продуктивности страны (общее количество научных

публикаций и их удельный вес относительно населения страны, количество

поданных заявок на выдачу патента на изобретение и число уже выданных

патентов и т.д.), а также на структуре технологических достижений

государства, отражающихся в уровне компьютеризации страны, экспорте

продукции НИОКР и т.д.

Показатели для оценки уровня развития научной деятельности в отдельных

странах мира в 1999г.

Таблица 1

|Показатели |Япония |Россия|Индия |Нигерия |

| | | | | |

|Число ученых и инженеров (тыс.|787 |495 |136 |1,3 |

|чел.) | | | | |

|Расходы на НИОКР (млрд доя.) |75,1 |1,4 |4,7 |0,021 |

|Количество научных публикаций |39,4 |17,2 |7,8 |0,3 |

|(тыс.) . | | | | |

|Число заявок на выдачу |401 |46 |8 |0,2 |

|патентов (тыс.) | | | | |

|Доля высокотехнологичной |38 |19 |11 |— |

|продукции в экспорте страны | | | | |

|(%) | | | | |

|Число компьютеров на 1 тыс. |202 |32 |2,1 |5,1 |

|населения | | | | |

"Входные" показатели, их абсолютные величины, показывающие

масштабность задействованных в НИОКР ресурсов, по нашему мнению, служат

предопределяющими факторами для научных открытий, свершений и технических

достижений. Это подтверждает соотношение между уровнем затрачиваемых

ресурсов и научной продуктивностью стран мира. По абсолютным показателям

втянутых в НИОКР ресурсам ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ,

Франция, Великобритания) являются и главными производителями научных

знаний, "мотором" научно-технического прогресса. Высокие абсолютные

показатели финансирования и занятого персонала в научно-технической

деятельности Китая и Индии позволили им достичь прекрасных результатов в

области ядерных исследований, освоения космоса и других областях знаний.

Однако оценка общего уровня развития науки, степени "наукофикации"

общества, от которой в значительной мере зависят основные параметры его

социального и экономического развития, уровень благосостояния населения

возможны лишь на основе относительных показателей, характеризующих научную

деятельность. Использование относительных показателей дает возможность

географического сопоставления больших и малых стран мира, выявления их

типов по уровню развития науки.

В нашей типологии мы использовали показатели, которые, как уже было

сказано выше, относятся к двум группам:

Ресурсные показатели науки:

а) число учёных и инженеров на 1 тыс. населения;

б) расходы на НИКОР на одного жителя страны (дол США);

в) расходы на НИОКР в расчете на одного исследователя (дол. США);

г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП страны (%)

2. Показатели эффективности науки:

а) количество публикаций на 1 тыс. жителей;

б) количество публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;

в) число заявок на выдачу патента от резидентов на 1 тыс. населения;

г) число заявок на выдачу патента от резидентов на 1 тыс. ученых и

инженеров;

д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;

е) число компьютеров на 1 тыс. населения.

Полученные результаты отсортировали по трем группам коэффициентов,

оценивающим как уровень развития науки в целом, так и отдельно уровень

научно-технического потенциала (ресурсы науки) и результативности

проводимых научно-исследовательских работ [3].

1.1 Страны с высоким уровнем развития науки (I группа).

В данную группу входят 20 государств (с показателями 1—0,5100).

Наиболее крупные из них — США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция. Для

этих стран характерны: высокие абсолютные и относительные расходы на НИОКР

(около 80% мировых), большое количество занятого персонала, высокая доля

частного капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании

н проведении исследований, лидерство в научно-технических достижениях и

открытиях. Несмотря на сходные черты НИОКР, в данной группе можно выделить

три подгруппы:

Подгруппа А. Страны с высокими ресурсными затратами и высокой

эффективностью науки имеют и самые высокие коэффициенты, оценивающие

уровень развития науки: Швеция, Швейцария, Япония, США. США и Япония

являются общепризнанными мировыми лидерами в проведении научных

исследований и ведущими в развитии новейших технологий.

Их научные системы — самые передовые в мире, о чем свидетельствует

широта изучаемых проблем, техническая оснащенность, а также статус науки в

общественном сознании. Высокую эффективность науки обеспечивает

целенаправленное финансирование частным капиталом и государством

фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских

разработок.

Соотношение коэффициентов уровня развития науки, ресурсов и

результативности исследований по странам мира 1993-2000 гг.

Таблица 2

|Страна |Уровень |Ресурс|Резул|Страна |Уровень |Ресурсы|Результ|

|Россия |развития|ы |ьтати| |развит | |ативнос|

| |науки | |вност| |науки | |ть |

|Индия | | |ь | | | | |

| | | | | | | | |

|Нигерия | | | | | | | |

| | | | | | | | |

| | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|495 | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|136 | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|1,3 );- | | | | | | | |

| | | | | | | | |

| | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|4,7 | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|0,021 | | | | | | | |

| | | | | | | | |

| | | | | | | | |

|1. Швеция |1.0000 |0.9729|0,911|14. Норвегия |0,6471 |0,6175 |0,6768 |

| | | |5 | | | | |

|2. Швейцария |0,9233 |0,8466|1,000|15. Сингапур |0,6468 |0,5585 |0,7352 |

| | | |0 | | | | |

|3. Япония |0.9139 |1.0000|0,827|16. Канада |0,6395 |0,5782 |0,7016 |

| | | |8 | | | | |

|4 США |0,8342 |0,8716|0,796|17. Бельгия |0,6377 |0,6869 |0,5885 |

| | | |8 | | | | |

|5. Дания |0,7594 |0,6340|0,884|18. Австрия |0.3018 |0,6048 |0,5988 |

| | | |8 | | | | |

|6. Нидерланды |0,7314 |0.6727|0,787|19. Н. |0.5452 |0,3448 |0,7456 |

| | | |7 |Зеландия | | | |

|7. Финляндия |0.7230 |0,6207|0,825|20. Ирландия |0,5173 |0,4075 |0,6272 |

| | | |3 | | | | |

| |0,7141 |0,6727|0,755|29. Польша |0,1864 |0.2216 |0,1512 |

|8.Великобритания| | |5 | | | | |

| | | | | | | | |

|9 Израиль |0,7015 |0.8075|0,595|31. Украина |0,1862 |0,2669 |0,1056 |

| | | |6 | | | | |

|10. ФРГ |0,6919 |0.7532|0.630|32. Россия |0,1819 |0,2290 |0,1348 |

| | | |7 | | | | |

|11. Австралия |0,6858 |0,5714|0,800|46. Индия |0,0954 |0,1116 |0,0792 |

| | | |3 | | | | |

|12. Франция |0,6580 |0,7766|0,539|47. Китай |0,0850 |0,0555 |0,1146 |

| | | |5 | | | | |

|13. Республика |0,6541 |0,6335|0,674|57. Бенин |0,0000 |0,0720 |0,0000 |

|Корея | | |8 | | | | |

Швеция и Швейцария — мировые лидеры по относительным показателям развития

науки. Если рассматривать соотношение их "входных" и "выходных"

показателей, то наука этих стран более эффективна, чем в США и Японии.

Например, по количеству Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн. человек)

они 2—4 раза превышают США и более чем в 100 раз Японию. Однако в целом

вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее, чём их

соседей по подгруппе и отдельных других стран Европы.

Подгруппа В. Страны с высокими ресурсными затратами, но более низкой

эффективностью исследований характеризуются многократным превышением

"расходов" над "доходами". К ним относятся ФРГ, Франция, Израиль. Наука

этих государств более "фундаментальна", чем многих других высокоразвитых

стран. Затраты на теоретические исследования в ФРГ и Франции превышают 20%

всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные центры и лаборатории

проводят дорогостоящие эксперименты, результаты которых, возможно, смогут

оценить только в следующем тысячелетии. В результате — более низкая отдача

научных исследований в целом, отставание в развитии технологий и др.

Подгруппа С. Страны с высокой эффективностью исследований, но с

относительно невысокими ресурсными показателями. К этому типу относятся

преимущественно небольшие развитые страны Европы (Нидерланды, Дания,

Финляндия, Бельгия, Ирландия, Норвегия), а также Великобритания, Австралия,

Новая Зеландия, Республика Корея и Сингапур. Для них характерно

преобладание частного капитала в структуре финансирования и выполнения

исследований и разработок (в Республике Корея его доля самая большая в мире

— 82%), концентрация научного поиска в конечных областях НИОКР,

специализация на отдельных областях знаний. Как следствие, относительно

высокий уровень эффективности исследований.

1.2 Страны со средним уровнем разили науки (II группа)

В данную группу входит подавляющее большинство стран мира, по которым

выполнен анализ (с показателями от 0,5100 до 0,11ОО). Это развитые страны

как Западной (Италия, Испания, Португалия, Греция), так и Восточной Европы,

большинство государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и

Восточной Азии, Южной и Центральной Америки. Большинство из них имеют

относительно молодую систему организации научных исследований, находящихся

в стадии формирования национальных научных школ. Недостаток финансовых

средств ограничивает возможности научного поиска, сдерживает развитие

науки. Финансирование со стороны государства полностью превалирует над

частным. Его высокая доля объясняется более поздней стадией развития НИОКР

в этих странах, а также общей структурой экономики — низкой долей

наукоемких производств. Основные органы выполнения НИОКР — государственные

научные центры и лаборатории, университеты.

Подгруппа А. Страны с приблизительно одинаковыми показателями затрат и

эффективности..

К этому типу относятся 11 стран; Чехия, Греция, Испания, Словения,

ЮАР, Румыния Болгария, Беларусь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция.

Состояние науки отличается относительно высокой специализацией, сильной

территориальной концентрацией в столицах и крупнейших городах. В структуре

НИОКР большинства этих стран преобладают исследования в областях так

называемой "классической науки" (природно-ориентированные исследования, не

требующие больших финансовых затрат). К ним относятся ботаника, зоология,

фармакология, геонауки и т.д. В данной сфере здесь можно ожидать

дальнейшего прогресса.

Подгруппа В. Страны со средними затратами, но относительно низкой

эффективностью науки. К данному типу государств относятся Россия, Польша,

Хорватия. В настоящий момент они переживают не лучшее время для развития

науки — низкое финансирование, сокращение научно-технического потенциала.

Подгруппа С. Государства со средними и низкими затратами на

исследования и относительно высокой эффективностью НИОКР. К этому типу

относят 4 страны. В них также выделяются два подтипа. К странам со средними

затратами и высокой эффективностью относят Венгрию и Словакию. По степени

развития науки они наиболее близко стоят к высокоразвитым. Ко второму

подтипу стран, т.е. к странам с низкими затратами и относительно высокой

эффективность, относят Таиланд, Филиппины. Особенность здесь заключается в

крайне низких показателях ресурсного обеспечения науки, способного

поддержать только научные исследования описательного типа. Как правило, они

не требуют больших финансовых затрат, а эффективность, выраженная в

публикациях, может быть весьма высокой. Поэтому соотношения в системе

"затраты/продукция" в этих странах резко склоняются в пользу последних, что

и оказало непосредственное влияние на место данных стран в мировой научной

системе [2].

1.3 Страны с низким уровнем развития науки (III группа)

К данному типу относятся те 12 стран, по которым оказался возможен

анализ: Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор,

Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин (с показателями менее 0,1100).

Подавляющее их большинство — наиболее бедные страны мира. Среди них можно

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.