![]() |
|
|
Обычаи и традиции Шотландииразному,но возникнув,имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более,что английские короли долго пытались эту самобытность искоре- нить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал “сас- сэнах”-таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан. Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя ,на мой взгляд, лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага Шотландии-чертополохе ( thistle ). Интересна легенда о происхождении этой национальной эмблемы ( Scottish Thistle ). В древние времена викинги (Norsemen) высадились на восточном побережье Шотландии с намерением захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй ( River Tay)- крупной рекой в Шотландии, в месте,где имелся удобный брод.Так как они прибыли к вечеру,то уставшие и измождённые после долгого перехода, разбили лагерь и расположились на отдых ,считая,что враг не станет наступать до следующего дня. Однако, викинги были рядом; не обнаружив охраны и часо-вых вокруг лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй, с намерением внезапно захватить скоттов и зарезать их во сне.С этой целью они разулись,чтобы как можно меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один из викингов наступил на чертополох.От внезапной и острой боли он вскрикнул. Услышав крик,скотты подняли в лагере тревогу.Викинги вынуждены были отступить , а чертополох , в знак признательности за своевременную и нежданную помощь,скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы. Шотландцы были превосходными и смелыми лучниками.В качестве одной из военных почётных традиций шотландцев - охрана королевы лучниками,в случае её приезда .Эта традиция пошла с давних времён , когда шотландские короли имели право требовать от всех кланов лучников для личной охраны. Сейчас гвардия лучников-четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела,явиться для её охраны,вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подраз-делений также придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконеч-ников,как это делали в ХII веке.И каждый из пожилых лучников способен пробить стрелой толстую доску - традиция требует от каждого из наслед-ственных членов гвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё это , конечно, занимает немало времени , но как считают в Шотландии, выполнение традиционных и родовых обязанностей лучше всего спаивает клан.А принадлежность к спаянной ,даже архаичной ,организации помогает жить в нынешнем неустойчивом мире.Ведь член клана безошибочно рассчитывает на поддержку собратьев.В Глазго (Glasgow - крупнейшем Шот-ландском городе) с 1806 года ,например, существует организация клановой взаимопомощи, которая помогает своим с трудоустройством. Бывают даже международные встречи кланов в Эдинбурге (Edinburgh) - столице Шотлан-дии.На встречи кланов съезжаются люди,носящие одно и то же -шотландское имя.Делегаты таких встреч одеваются в национальные костюмы ,речь о кото-рых шла выше. На встречах кланов всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов,происходят соревнования в 8 метании бревна -кэбера ( tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами-старый ,добрый,истинно шотладский танец,едят хаггис (haggis)-копчёный овечий желудок ,набитый кусками мяса со специями.Это очень сытное ,хотя с непривычки не очень-то вкусное блюдо . Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы.Об этом и о других традициях, прежде всего , связанных с сельским образом жизни шотландцев, будет сказано в следующей главе. II Поскольку шотландцы являются ,в основном крестьянами,то и обычаи их с давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животново- дов.Вся их трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой : солнем , дождём , другими явлениями природы , урожайностью полей , плодо- родием скота, сменой времён года,сменой дня и ночи. Древние кельты делили год на холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан) периоды.Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ , а начало тёплого- от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убе- дил людей в том , что периоды сельскохозяйственных работ следует согласо- вывать с движением Луны,Солнца. Ярким примером развития астрономических знаний и их использования народами Запада может служить кромлех Стоунхендж ( Stonehenge ), расположенный в Англии между Бристолем и Солсбери,а также Шотландский Стоунхендж , о котором я уже упоминала , расположенный недалеко от г.Сторновэя - столицы о.Гарриса и о.Льюиса ( Гебридские острова ). Эти сооружения представляли собой два концентрических круга . Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней , его конструк- ция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами . Шотландский Стоунхендж состоял,как уже упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит,а на северо-восток от него вне сооружения - другой. Исследователи обратили внимание на то,что оси каждого из этих загадоч-ных сооружений , проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к той точке горизонта,где в день летнего солнцестояния восходит солнце.Эти кромлехи, бесспорно , являются древнейшими в Европе астроно-мическим сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил -Солнца и Луны,что необходимо для определения времени.По преданиям, перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца. В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организован современный орден друидов , члены которого пытаются рекон- струировать старые друидские ритуалы и церемонии. По иницативе ордена стала вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоун-хендже,и совершается она в том же самом месте и в тот же час,что и в древние времена. Следует заметить , что у кельтов имелась прямая связь календаря с сельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их празднества . Большим праздником для древних шотландцев (кельтов) был Самхейн - 9 праздник ,когда отмечали приход скота с пастбищ и начало нового года.1 мая совершали обряд Белтан,во время которого скот перед выгоном на пастбище проводили через дым от костров.К началу февраля,когда ягнятся овцы, относиться праздник Имболе,а 1 августа отмечали день Лугнаса , совершая обряд для получения хорошего урожая , посвященный богу Лугу (Луг- дуну) ; день Лугнаса в древних кельтских документах толковался как время начала жатвы.Даты всех кельтских праздников указывают нам на высокий уровень знаний и разработанность календаря у этого народа. Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцесто- яния (Midsummer Day)как 21 июня.После распространения христианства с 6 в н.э. церковь пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основу праздника ей не удалось , лишь сроки выполнения языческих обрядов переместились с 21 на 24 июня. У кельтских народов Британии св.Иоанн остался в стороне от перенесён-ных на его день народных обрядов и никакой функции в обрядности для летнего солнцестояния не выполнял. Само время праздника Midsummer говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы дня св.Джона ( St.John’s Day) сходен с таким же комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния - 21 декабря .У кельтов с обоими днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцесто-яний нечистой силе ; центральное место в праздновании этих дней занимают раз-личные формы ритуальных огней;большую роль в обрядах,приуроченных к этим двум датам, играет зелень - зелёные ветки, цветы,даже деревья,в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеются мотивы брака , семейного благополучия. Ещё во второй половине ХIХ в.сельские жители Шотландии были убежде-ны, что именно в ночь накануне дня св.Джона ведьмы собираются на свои шумные сборища: феи водят хороводы на лесных лужайках,вершинах холмов; многочи ленные духи бродят по земле.По кельтским представлениям, эта ночь была второй по значению из трёх годовых “ночей духов”, когда большую власть приобретали разные сверхъестественные существа. Кельты считали,что в эту ночь души язычников посещают землю и веселяться до рассвета. Существовало в прошлом также поверье , что в ночь на 24 июня души всех людей во время сна покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь прийти к церковному крыльцу,то можно увидеть души тех,кто умрёт в приходе в текущем году. Как уже было сказано , большую роль в празднике св. Джона играли ритуальные огни различного вида , особенно костры.В недалёком прошлом в ночь накануне дня св.Иоанна костры горели во всех областях Великобритании на городских и сельских площадях. Зажигали и большие общинные костры - вне населённых пунктов, обычно на возвышенностях , холмах . Так , в шотландских городах Абердине и Элгине народ разжигал костры как на главных дорогах и городских площадях, так и почти перед каждым домом. В 1581 г.элгинский городской магистрат издал указ,запрещавший обычай, но это не дало результатов; в 1599 г.несколько лиц предстало перед судом за то,что они “зажигали огни Белтана в канун для летнего солнцестояния”.Огни и факелы в эту ночь вызывали так часто пожа-ры, что почти во всех городах и 10 деревнях назначалась особая охрана,которая должна была следить за кострами. Для больших костров,разжигаемых на вершинах холмов,топливо задолго до праздника собирала местная молодёжь. Но каждая семья старалась раз-жечь и свой собственный костёр перед домом. Обычаи и обряды шотландцев,связанные с зажжением костров, многочис- ленны и разнообразны.Костры имели в народных обычаях двоякое значение: по более старым представлениям , им приписывалась связь с солнцем , а со временем им стало придаваться очистительное значение.Переплетение этих двух осмыслений огня можно встретить в кельтских обычаях часто. Счита-лось,что огни св.Иоанна (св.Джона) ,как и солнечные лучи ,оказывают благо-творное влияние на рост растений,на благополучие людей и животных:если, например , отблеск или тень от костра падает на поля , то на этом участке хорошо будут расти хлеба . Золу от костра сыпали по полям , чтобы обеспечить урожай. Во многих местах Шотландии для того , чтобы сделать землю плодородной, в пашню и огородные грядки втыкали обгорелые палки от костра.Связь с культом солнца имел и распространённый среди шотландцев обычай катать с гор или крутых обрывов рек колёса , обвитые соломой и зажженные.Иногда при этом гадали : если колесо горело всё время , пока катилось , то урожай будет хорошим. Близкий к солнечному культу обряд бытовал на Оркнейских островах в конце ХVIII в.На вершине самого высо-кого холма в приходе разжигали большой костёр ,и все присутствующие в полном молчании несколько раз обходили его кругом,по движению солнца,начиная обход с востока. В более позднее время большинство обрядов,совершаемых вокруг костров дня летнего солнцестояния,по-видимому,исходили уже из представления об огне как силе, уничтожающей всякое зло и обладающей очистительными и обеззараживающими свойствами. С течением времени смысл ритуалов, связанных с культом солнца, забывался или переосмыслялся , но припи- сывание огню очистительных свойств и вытекающие из такого толкования магические действия продолжали бытовать, иногда вплоть до настоящего времени. Повсеместно существовало поверье , что если дымом от костра окурить посевы и поле , то урожай будет лучше сохранён. Скот обходили с зажженными от костра ветками - для защиты от нечистой силы. По рассказам одного путешественника ХVIII в. ,кельтское население о- ва Мейкланд (Оркнейские острова) ещё за две недели до дня св.Иоанна начина- ло заготовлять длинные вязанки вереска.Когда в ночь на 24 июня зажигался костёр,каждый юноша также зажигал одну из приготовленных им вязанок и бегал по полям и вокруг посёлка,размахивая ею в воздухе.Фермеры с горя - щим пучком вереска в руках совершали по ходу солнца обход своих полей и стад.После того,как костёр догорал,молодые люди прыгали через угасающее пламя.По старым представлениям кельтов огонь ритуального костра предохранял человека и всё его богатство от всякого зла,от колдовства и чар нечистой силы.В прошлом на кострах совершались жертвоприноше-ния богам, а в глубокой древности жертвами часто были и люди.О том,что древние кельты на своих больших праздниках сжигали людей,есть сообщения Юлия Цезаря и других античных авторов.Из прутьев ивы и травы сплетали большую корзи-ну, в неё сажали раба или животное и затем всё это поджигали. Следы древ-них жертвоприношений проявляются в обычае шотландцев 11 бросать в огонь костра кость какого-нибудь животного.Рыбаки Шетландских островов также обязательно клали в свои костры кости рыб,домашних животных,пучки шерсти, и т.д. В праздник летнего солнцестояния у шотландцев имела место общинная трапеза: в ХIX в. у них повсеместно существовал обычай в вечер накануне дня св.Иоанна выставлять на улицу перед каждым домом столы,на которые ставили сыр,масло,творог,лепешки и бутылки с виски- для угощения соседей и прохожих. Как и в день зимнего солнцестояния,большую роль во всех обря- дах,приуроченных к 21-24 июня,играла всевозможная зелень.Кельты украша-ли к празднику дома,церкви цветами,зелёными ветками.В зимний цикл празд-ников магическую силу приписывали веткам вечной зелени как символу бес- смертной,живительной силы природы;в разгар же лета вечно-зелёные деревья не имели такого значения:в июне почти все растения были в пышном цвету, поэтому всем им приписывались какие-то магические свойства. Именно в ночь накануне дня св.Иоанна старались собрать на зиму различ- ные травы для медицинских целей,так как считали,что целебные свойства та- ких трав в это время намного эффективнее.Особенно много собирали цветов зверобоя.Издавна корни,сок,цветы этого растения применяли в народной ме- дицине для лечения ран и как успокаивающее средство,но цветок,кроме того, по поверьям , обладал и значительной магической силой. Зверобой был настолько тесно связан с днём св.Иоанна,что в английском языке он известен под названием “растение св.Иоанна” ( St. John’s wort) .Его пучки подвеши- вали над окнами и дверьми домов - как защиту от нечистой силы,цветы его с этой же целью прикалывали к одежде. По представлениям кельтов , таинственное магическое значение в этот период полного расцвета всей природы имел и папоротник (fern): в полночь он будто бы расцветал на короткое мгновение.Смельчаки отправлялись в полночь в лес, чтобы увидеть цветок папоротника и собрать его семена. Такие походы считались очень опасными,так как это растение зорко охраняли феи и разная нечистая сила.Тот,кому всё же удавалось заполучить семена,мог якобы стать невидимым и наблюдать танцы и игры фей в эту волшебную ночь.Шотландцы к тому же считали семена папоротника самыми действенными против нечистой силы.От нечистой же силы помогали собранные в эту ночь ягоды бузины и прибитые над дверьми и над воротами веточки берёзы. Берёза играла существенную роль в обрядах дня летнего солнцестояния у всех кельтских народов. В обычаи дня летнего солнцестояния много вплетено семейно - брачных мотивов.В ночь на 24 июня много гадали . Гадали и девушки и парни, часто используя для этой цели различные цветы и растения (чаще всего зверобой) , иногда и какие-нибудь предметы . В Шотландии в эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву верности , нарушение которой считалось преступле- нием . Клятву такую произносили либо возле камня- мегалита , либо возле почитаемого источника и скрепляли её рукопожатием. Большинство таких обычаев дня летнего солнцестояния уже утрачено,но и в наши дни во многих местах Британских островов июнь считается наиболее подходящим месяцем для заключения браков. Описанные мною выше обычаи в связи с праздником св.Иоанна ,или как его в Шотландии называют св.Джона, наиболее характерны были для облас- тей,где преобладало земледельческое хозяйство , то есть больше всего на тер- 12 ритории Lowlands.В тех же областях,где преобладало скотоводство (особенно овцеводство) , день летнего солнцестояния имел в народном календаре мень- шее значение и с ним было связано меньше старых обычаев. В Шотландии у овцеводов Highlands в июне справлялся обычно свой праздник, которым отмечалось окончание мытья,стрижки и клеймения овец. Этот праздник приурочивался ко дню св.Колумба ( 16 июня).Поэтому у боль-шинства шотландских горцев св.Колумб считался покровителем и охраните-лем скота. В его день хозяйки приготовляли особый пирог из ячменной или овсяной муки и делили его между теми детьми,которые должны были летом растить и выхаживать ягнят.В этот же день устраивалась и коллективная тра- пеза. На некоторых Шетлендских островах бытует обычай в день святого Ко- лумба всё утреннее молоко от коров доставлять управляющему манора, чтобы он поровну распределил его между людьми острова - “по обычаю древних времён”.Днём для тех,кто ухаживал за овцами,стриг и клеймил их, приготовляли праздничный обед.Раздавали также угощение (обычно сырное печенье ) молодёжи.Вечером на деревенской площади устраивались игры и танцы.Highland dancing исполялилсь шотландцами-горцами в своих живо-писных национальных костюмах по музыку волынок. С особой радостью шотландцы встречали праздник начала уборки урожая, который приходился на 1 августа.Как я уже упоминала,год у древних кельтов делился на две половины ,и каждое полугодие начиналось большим праздни-ком (Самхейн-1 ноября и Белтан-1 мая).Меньшие праздники открывали и четверти года - 1 февраля и 1 августа,так что 1 августа по кельтскому кален-дарю , приспособленному к нуждам скотоводов,был днём начала нового сезона. День 1 августа имеет много названий,но наиболее распространённое среди них Л у г н а с а (Lughnasa),которое переводится как”сборище Луга” или “свадьба Луга”.Луг- один из богов кельтского пантеона,покровитель земле- делия и многих ремёсел.Кельты называли его “длиннорукий” и “многоискус- ный”.Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто бы установил Луг в честь своей приёмной матери богини Таилтине после её смерти.Образ этой богини связывают с землёй,плодородием,ведь её имя Tailtin от слова talam -земля. Праздник Лугнаса был не только скотоводческим,но и земледельческим: он отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках при перечислении всех праздников день Лугнаса толковался как “ время начала жатвы ” , период , когда “ земля страдает под тяжестью своих плодов”. Подобно тому , как христианская церковь приурочила праздник Иоанна |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |