реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Обычаи и традиции Шотландии

разному,но возникнув,имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских

традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность.

Тем более,что английские короли долго пытались эту самобытность искоре-

нить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал “сас-

сэнах”-таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.

Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя ,на мой

взгляд, лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага

Шотландии-чертополохе ( thistle ).

Интересна легенда о происхождении этой национальной эмблемы ( Scottish

Thistle ).

В древние времена викинги (Norsemen) высадились на восточном побережье

Шотландии с намерением захватить и ограбить страну. Скотты собрали все

свои боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй ( River Tay)- крупной

рекой в Шотландии, в месте,где имелся удобный брод.Так как они прибыли к

вечеру,то уставшие и измождённые после долгого перехода, разбили лагерь и

расположились на отдых ,считая,что враг не станет наступать до следующего

дня. Однако, викинги были рядом; не обнаружив охраны и часо-вых вокруг

лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй, с намерением внезапно захватить

скоттов и зарезать их во сне.С этой целью они разулись,чтобы как можно

меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один из

викингов наступил на чертополох.От внезапной и острой боли он вскрикнул.

Услышав крик,скотты подняли в лагере тревогу.Викинги вынуждены были

отступить , а чертополох , в знак признательности за своевременную и

нежданную помощь,скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы.

Шотландцы были превосходными и смелыми лучниками.В качестве одной из

военных почётных традиций шотландцев - охрана королевы лучниками,в случае

её приезда .Эта традиция пошла с давних времён , когда шотландские короли

имели право требовать от всех кланов лучников для личной охраны. Сейчас

гвардия лучников-четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае

приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела,явиться для её

охраны,вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подраз-делений

также придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконеч-ников,как

это делали в ХII веке.И каждый из пожилых лучников способен пробить

стрелой толстую доску - традиция требует от каждого из наслед-ственных

членов гвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё

это , конечно, занимает немало времени , но как считают в Шотландии,

выполнение традиционных и родовых обязанностей лучше всего спаивает клан.А

принадлежность к спаянной ,даже архаичной ,организации помогает жить в

нынешнем неустойчивом мире.Ведь член клана безошибочно рассчитывает на

поддержку собратьев.В Глазго (Glasgow - крупнейшем Шот-ландском городе) с

1806 года ,например, существует организация клановой взаимопомощи, которая

помогает своим с трудоустройством. Бывают даже международные встречи кланов

в Эдинбурге (Edinburgh) - столице Шотлан-дии.На встречи кланов съезжаются

люди,носящие одно и то же -шотландское имя.Делегаты таких встреч одеваются

в национальные костюмы ,речь о кото-рых шла выше. На встречах кланов

всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей

кланов,происходят соревнования в

8

метании бревна -кэбера ( tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним

из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами-старый

,добрый,истинно шотладский танец,едят хаггис (haggis)-копчёный овечий

желудок ,набитый кусками мяса со специями.Это очень сытное ,хотя

с непривычки не очень-то вкусное блюдо . Шотландцы едят хаггис с

картофельным пюре или пюре из репы.Об этом и о других традициях, прежде

всего , связанных с сельским образом жизни шотландцев, будет сказано в

следующей главе.

II

Поскольку шотландцы являются ,в основном крестьянами,то и обычаи их

с давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животново-

дов.Вся их трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой :

солнем , дождём , другими явлениями природы , урожайностью полей , плодо-

родием скота, сменой времён года,сменой дня и ночи. Древние кельты делили

год на холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан)

периоды.Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с

пастбищ , а начало тёплого- от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убе-

дил людей в том , что периоды сельскохозяйственных работ следует согласо-

вывать с движением Луны,Солнца.

Ярким примером развития астрономических знаний и их использования

народами Запада может служить кромлех Стоунхендж ( Stonehenge ),

расположенный в Англии между Бристолем и Солсбери,а также Шотландский

Стоунхендж , о котором я уже упоминала , расположенный недалеко от

г.Сторновэя - столицы о.Гарриса и о.Льюиса ( Гебридские острова ). Эти

сооружения представляли собой два концентрических круга . Английский

Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней , его конструк-

ция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней,

перекрытых каменными плитами . Шотландский Стоунхендж состоял,как уже

упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один

огромный камень-монолит,а на северо-восток от него вне сооружения -

другой.

Исследователи обратили внимание на то,что оси каждого из этих

загадоч-ных сооружений , проведённые от центрального монолита к

внешнему, направлены к той точке горизонта,где в день летнего солнцестояния

восходит солнце.Эти кромлехи, бесспорно , являются древнейшими в Европе

астроно-мическим сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных

светил -Солнца и Луны,что необходимо для определения времени.По преданиям,

перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную

службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца.

В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был

организован современный орден друидов , члены которого пытаются рекон-

струировать старые друидские ритуалы и церемонии. По иницативе ордена стала

вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоун-хендже,и

совершается она в том же самом месте и в тот же час,что и в древние

времена.

Следует заметить , что у кельтов имелась прямая связь

календаря с сельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их

празднества . Большим праздником для древних шотландцев (кельтов)

был Самхейн -

9

праздник ,когда отмечали приход скота с пастбищ и начало нового года.1

мая совершали обряд Белтан,во время которого скот перед выгоном на

пастбище проводили через дым от костров.К началу февраля,когда ягнятся

овцы, относиться праздник Имболе,а 1 августа отмечали день Лугнаса ,

совершая обряд для получения хорошего урожая , посвященный

богу Лугу (Луг-

дуну) ; день Лугнаса в древних кельтских документах толковался как время

начала жатвы.Даты всех кельтских праздников указывают нам на высокий

уровень знаний и разработанность календаря у этого народа.

Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцесто-

яния (Midsummer Day)как 21 июня.После распространения христианства с 6 в

н.э. церковь пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому

времени праздник в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить

древнюю народную основу праздника ей не удалось , лишь сроки

выполнения языческих обрядов переместились с 21 на 24 июня.

У кельтских народов Британии св.Иоанн остался в стороне от

перенесён-ных на его день народных обрядов и никакой функции в

обрядности для летнего солнцестояния не выполнял. Само время

праздника Midsummer говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому

и основные обряды и ритуалы дня св.Джона ( St.John’s Day) сходен с таким же

комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния - 21 декабря .У кельтов с

обоими днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь

на дни солнцесто-яний нечистой силе ; центральное место в праздновании этих

дней занимают раз-личные формы ритуальных огней;большую роль в

обрядах,приуроченных к этим двум датам, играет зелень - зелёные ветки,

цветы,даже деревья,в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеются

мотивы брака , семейного благополучия.

Ещё во второй половине ХIХ в.сельские жители Шотландии были убежде-ны,

что именно в ночь накануне дня св.Джона ведьмы собираются на свои шумные

сборища: феи водят хороводы на лесных лужайках,вершинах холмов; многочи

ленные духи бродят по земле.По кельтским представлениям, эта ночь была

второй по значению из трёх годовых “ночей духов”, когда большую власть

приобретали разные сверхъестественные существа. Кельты считали,что в эту

ночь души язычников посещают землю и веселяться до рассвета.

Существовало в прошлом также поверье , что в ночь на 24 июня души всех

людей во время сна покидают тело и бродят по земле. Верили, что

если в полночь прийти к церковному крыльцу,то можно увидеть души тех,кто

умрёт в приходе в текущем году. Как уже было сказано , большую роль в

празднике св. Джона играли ритуальные огни различного вида , особенно

костры.В недалёком прошлом в ночь накануне дня св.Иоанна костры горели во

всех областях Великобритании на городских и сельских площадях. Зажигали

и большие общинные костры - вне населённых пунктов, обычно на

возвышенностях , холмах . Так , в шотландских городах Абердине и Элгине

народ разжигал костры как на главных дорогах и городских площадях, так и

почти перед каждым домом.

В 1581 г.элгинский городской магистрат издал указ,запрещавший обычай,

но это не дало результатов; в 1599 г.несколько лиц предстало перед судом

за то,что они “зажигали огни Белтана в канун для летнего

солнцестояния”.Огни и факелы в эту ночь вызывали так часто пожа-ры, что

почти во всех городах и

10

деревнях назначалась особая охрана,которая должна была следить за кострами.

Для больших костров,разжигаемых на вершинах холмов,топливо задолго до

праздника собирала местная молодёжь. Но каждая семья старалась раз-жечь и

свой собственный костёр перед домом.

Обычаи и обряды шотландцев,связанные с зажжением костров, многочис-

ленны и разнообразны.Костры имели в народных обычаях двоякое значение:

по более старым представлениям , им приписывалась связь с солнцем , а со

временем им стало придаваться очистительное значение.Переплетение этих двух

осмыслений огня можно встретить в кельтских обычаях часто. Счита-лось,что

огни св.Иоанна (св.Джона) ,как и солнечные лучи ,оказывают благо-творное

влияние на рост растений,на благополучие людей и животных:если, например ,

отблеск или тень от костра падает на поля , то на этом участке хорошо

будут расти хлеба . Золу от костра сыпали по полям , чтобы

обеспечить урожай. Во многих местах Шотландии для того , чтобы сделать

землю плодородной, в пашню и огородные грядки втыкали обгорелые палки от

костра.Связь с культом солнца имел и распространённый среди шотландцев

обычай катать с гор или крутых обрывов рек колёса , обвитые соломой и

зажженные.Иногда при этом гадали : если колесо горело всё время , пока

катилось , то урожай будет хорошим.

Близкий к солнечному культу обряд бытовал на Оркнейских островах

в конце ХVIII в.На вершине самого высо-кого холма в приходе разжигали

большой костёр ,и все присутствующие в полном молчании несколько раз

обходили его кругом,по движению солнца,начиная обход с востока.

В более позднее время большинство обрядов,совершаемых вокруг костров

дня летнего солнцестояния,по-видимому,исходили уже из представления об огне

как силе, уничтожающей всякое зло и обладающей очистительными и

обеззараживающими свойствами. С течением времени смысл ритуалов,

связанных с культом солнца, забывался или переосмыслялся , но припи-

сывание огню очистительных свойств и вытекающие из такого толкования

магические действия продолжали бытовать, иногда вплоть до настоящего

времени. Повсеместно существовало поверье , что если дымом от костра

окурить посевы и поле , то урожай будет лучше сохранён. Скот обходили с

зажженными от костра ветками - для защиты от нечистой силы.

По рассказам одного путешественника ХVIII в. ,кельтское население о-

ва Мейкланд (Оркнейские острова) ещё за две недели до дня св.Иоанна начина-

ло заготовлять длинные вязанки вереска.Когда в ночь на 24 июня зажигался

костёр,каждый юноша также зажигал одну из приготовленных им вязанок и бегал

по полям и вокруг посёлка,размахивая ею в воздухе.Фермеры с горя - щим

пучком вереска в руках совершали по ходу солнца обход своих полей и

стад.После того,как костёр догорал,молодые люди прыгали через угасающее

пламя.По старым представлениям кельтов огонь ритуального костра предохранял

человека и всё его богатство от всякого зла,от колдовства и чар нечистой

силы.В прошлом на кострах совершались жертвоприноше-ния богам, а в

глубокой древности жертвами часто были и люди.О том,что древние кельты на

своих больших праздниках сжигали людей,есть сообщения Юлия Цезаря и других

античных авторов.Из прутьев ивы и травы сплетали большую корзи-ну, в неё

сажали раба или животное и затем всё это поджигали. Следы древ-них

жертвоприношений проявляются в обычае шотландцев

11

бросать в огонь костра кость какого-нибудь животного.Рыбаки Шетландских

островов также обязательно клали в свои костры кости рыб,домашних

животных,пучки шерсти, и т.д.

В праздник летнего солнцестояния у шотландцев имела место общинная

трапеза: в ХIX в. у них повсеместно существовал обычай в вечер накануне

дня св.Иоанна выставлять на улицу перед каждым домом столы,на которые

ставили сыр,масло,творог,лепешки и бутылки с виски- для угощения соседей и

прохожих. Как и в день зимнего солнцестояния,большую роль во всех обря-

дах,приуроченных к 21-24 июня,играла всевозможная зелень.Кельты украша-ли к

празднику дома,церкви цветами,зелёными ветками.В зимний цикл празд-ников

магическую силу приписывали веткам вечной зелени как символу бес-

смертной,живительной силы природы;в разгар же лета вечно-зелёные деревья не

имели такого значения:в июне почти все растения были в пышном цвету,

поэтому всем им приписывались какие-то магические свойства.

Именно в ночь накануне дня св.Иоанна старались собрать на зиму различ-

ные травы для медицинских целей,так как считали,что целебные свойства та-

ких трав в это время намного эффективнее.Особенно много собирали цветов

зверобоя.Издавна корни,сок,цветы этого растения применяли в народной ме-

дицине для лечения ран и как успокаивающее средство,но цветок,кроме того,

по поверьям , обладал и значительной магической силой. Зверобой был

настолько тесно связан с днём св.Иоанна,что в английском языке он известен

под названием “растение св.Иоанна” ( St. John’s wort) .Его пучки подвеши-

вали над окнами и дверьми домов - как защиту от нечистой силы,цветы его с

этой же целью прикалывали к одежде.

По представлениям кельтов , таинственное магическое значение в этот

период полного расцвета всей природы имел и папоротник (fern): в полночь

он будто бы расцветал на короткое мгновение.Смельчаки отправлялись в

полночь в лес, чтобы увидеть цветок папоротника и собрать его семена.

Такие походы считались очень опасными,так как это растение зорко охраняли

феи и разная нечистая сила.Тот,кому всё же удавалось заполучить семена,мог

якобы стать невидимым и наблюдать танцы и игры фей в эту волшебную

ночь.Шотландцы к тому же считали семена папоротника самыми

действенными против нечистой силы.От нечистой же силы помогали собранные в

эту ночь ягоды бузины и прибитые над дверьми и над воротами веточки берёзы.

Берёза играла существенную роль в обрядах дня летнего солнцестояния у всех

кельтских народов.

В обычаи дня летнего солнцестояния много вплетено семейно - брачных

мотивов.В ночь на 24 июня много гадали . Гадали и девушки и парни, часто

используя для этой цели различные цветы и растения (чаще всего зверобой) ,

иногда и какие-нибудь

предметы . В Шотландии в эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву

верности , нарушение которой считалось преступле-

нием . Клятву такую произносили либо возле камня- мегалита , либо возле

почитаемого источника и скрепляли её рукопожатием.

Большинство таких обычаев дня летнего солнцестояния уже утрачено,но и

в наши дни во многих местах Британских островов июнь считается наиболее

подходящим месяцем для заключения браков.

Описанные мною выше обычаи в связи с праздником св.Иоанна ,или как

его в Шотландии называют св.Джона, наиболее характерны были для облас-

тей,где преобладало земледельческое хозяйство , то есть больше всего на тер-

12

ритории Lowlands.В тех же областях,где преобладало скотоводство (особенно

овцеводство) , день летнего солнцестояния имел в народном календаре мень-

шее значение и с ним было связано меньше старых обычаев.

В Шотландии у овцеводов Highlands в июне справлялся обычно свой

праздник, которым отмечалось окончание мытья,стрижки и клеймения овец. Этот

праздник приурочивался ко дню св.Колумба ( 16 июня).Поэтому у боль-шинства

шотландских горцев св.Колумб считался покровителем и охраните-лем скота. В

его день хозяйки приготовляли особый пирог из ячменной или овсяной муки

и делили его между теми детьми,которые должны были летом

растить и выхаживать ягнят.В этот же день устраивалась и коллективная тра-

пеза.

На некоторых Шетлендских островах бытует обычай в день святого Ко-

лумба всё утреннее молоко от коров доставлять управляющему манора, чтобы

он поровну распределил его между людьми острова - “по обычаю древних

времён”.Днём для тех,кто ухаживал за овцами,стриг и клеймил их,

приготовляли праздничный обед.Раздавали также угощение (обычно сырное

печенье ) молодёжи.Вечером на деревенской площади устраивались игры и

танцы.Highland dancing исполялилсь шотландцами-горцами в своих живо-писных

национальных костюмах по музыку волынок.

С особой радостью шотландцы встречали праздник начала уборки урожая,

который приходился на 1 августа.Как я уже упоминала,год у древних кельтов

делился на две половины ,и каждое полугодие начиналось большим праздни-ком

(Самхейн-1 ноября и Белтан-1 мая).Меньшие праздники открывали и четверти

года - 1 февраля и 1 августа,так что 1 августа по кельтскому кален-дарю ,

приспособленному к нуждам скотоводов,был днём начала нового сезона.

День 1 августа имеет много названий,но наиболее распространённое среди

них Л у г н а с а (Lughnasa),которое переводится как”сборище Луга” или

“свадьба Луга”.Луг- один из богов кельтского пантеона,покровитель земле-

делия и многих ремёсел.Кельты называли его “длиннорукий” и “многоискус-

ный”.Сохранилась древняя легенда о происхождении этого праздника: его будто

бы установил Луг в честь своей приёмной матери богини Таилтине после её

смерти.Образ этой богини связывают с землёй,плодородием,ведь её имя Tailtin

от слова talam -земля.

Праздник Лугнаса был не только скотоводческим,но и земледельческим: он

отмечал переход одного сезона в другой. В древних кельтских источниках

при перечислении всех праздников день Лугнаса толковался как “ время

начала жатвы ” , период , когда “ земля страдает под тяжестью своих

плодов”.

Подобно тому , как христианская церковь приурочила праздник Иоанна

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.