![]() |
|
|
Реформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетикилиберализации рынка. Однако по мере развития конкурентной среды в генерации данная тенденция будет создавать конфликт с долгосрочной задачей повышения привлекательности сектора для частного капитала, поэтому на следующих этапах реформирования необходимо обеспечить постепенное сокращение пакета, находящегося в собственности ИО за счет их продажи на рынке. По мере улучшения финансового состояния и инвестиционного рейтинга компаний Инвестиционный Оператор может также перейти к использованию кредитных схем проектного финансирования, в рамках которых требуемые средства из централизованного фонда предоставляются компаниям на возвратной основе при обеспечении платы за использование капитала (возможно, льготной по сравнению с условиями банков) и соблюдении жестких обязательств прозрачности проекта. Наконец, кроме прямого участия в финансировании. Инвестиционный Оператор может использовать иные схемы поддержки инвестиционных проектов, направленные на снижение рыночных рисков вложений в данные проекты собственного капитала компаний или привлеченных средств частных инвесторов за счет: - предоставления гарантий по вложенным средствам и кредитам и страхования рисков проекта на стадии сооружения; - заключения долгосрочных контрактов на гарантированную покупку энергии от новой станции. . После ввода объекта в эксплуатацию Инвестиционный Оператор может осуществить перепродажу энергии на бирже. В заключение необходимо отметить, что реорганизация перспективной деятельности в электроэнергетике в целом и в частности " в секторе генерации должны учитывать последовательный и постепенный характер реформирования и быть четко согласованными с этапами преобразований на рынке электроэнергии и в организационной структуре отрасли. В этой связи для каждого этапа реформ необходимо обосновать состав текущих изменений в системе управления развитием, распределение функций государства и бизнеса при формировании инвестиционных приоритетов, организации финансирования и реализации проектов, а также механизмов их взаимодействия. 2.5 Анализ реформирования энергетической отрасли Российской Федерации Прежде всего любая реформа требует тщательной и серьезной предварительной проработки. Ни одна реформа не проводится вне разработанного заранее правового поля. Реформа как таковая не является панацеей и не гарантирует немедленного притока инвестиций ни извне, ни со стороны местного капитала, без соблюдения других требований (прежде всего четкого налогового законодательства и законов, гарантирующих сохранность инвестиций). Реструктурирование и повышение эффективности в отрасли отнюдь не означает проведение повальной приватизации. Поспешность в принятии решений может привести к кризису, который по своим последствиям будет гораздо более глубоким, нежели дефолт августа 1998 года, ярким свидетельством чему может служить ситуация в энергетике Калифорнии, где недавно также было принято решение о либерализации рынка. В противном случае мы рискуем не только вновь оставить российских потребителей без тепла и электричества и нанести отрасли почти непоправимый финансовый урон, но вообще может встать вопрос об утере энергобезопасности страны. Роль государства, как регулятора рынка важна не только в период, предшествующий реформам, но и в процессе их проведения, и в пореформенный период. Особенно серьезную роль Регулятор – представитель государства и «проводник» генеральной государственной линии в отрасли – будет играть в переходный период. Именно поэтому столь важно обеспечить независимость, как финансовую, так и политическую, органов госрегулирования. И наконец, никакой универсальной модели реструктурирования не существует. Однако, по- видимому, следует научиться, наконец, пользоваться плодами чужого опыта и перестать гордиться своими собственными «шишками». Экономические теории прекрасно известны, но их воплощение в жизнь зачастую невозможно или сдерживается причинами структурного или психологического характера. Именно неумелое «воплощение» весьма поверхностных знаний теории (хочется в это искренне верить, поскольку иначе речь может идти только о преднамеренном нанесении ущерба) привело экономику страны к тому состоянию, в котором она находится до сих пор. Можно сказать, что сектор электроэнергетики России, как и многие другие экономические отрасли, все еще остается в прямой и серьезной зависимости от государственных политических институтов, а также отдельных политических фигур, приближенных к правительственным кругам, и крупных частных конгломератов. А ФЭК России, как и Региональные энергетические комиссии, призванные регулировать деятельность монополий в энергосекторе страны, делает вялые попытки добиться независимости от влияния министерств и РАО «ЕЭС России», а также ОАО «Газпром». Хотя, если учесть, что законодательно финансирование деятельности регулирующих органов производится за счет федерального или местных бюджетов, но при этом за счет отчислений энергопредприятий, говорить о какой-либо независимости «регуляторов» не приходится. Только финансовая и политическая независимость органов регулирования от естественных монополий может обеспечить сохранность интересов государства и потребителей в процессе реструктурирования любой отрасли энергетики. К сожалению, в настоящее время в России, как уже говорилось выше, регулирующий орган лишь декларативно независим от монополиста в секторе электроэнергетики – РАО «ЕЭС России». Предварительная оценка объема инвестиций, необходимых для модернизации электроэнергетической отрасли и увеличения ее мощностей, проведенная Минэкономразвития РФ, показывает, что на эти цели потребуется около $ 19 млрд. У государства, по словам М. Касьянова, имеются средства только для поддержания энергетической инфраструктуры. В связи с этим необходимо создать привлекательные условия для инвестиций в электроэнергетику. По словам премьер - министра, цель Правительства - создать ясные и открытые системы распределительных сетей, государственного регулирования тарифов, а также прозрачные финансовые потоки. В этом случае инвесторы смогут рассчитывать на возврат своих средств и получение прибыли от вложения в РАО "ЕЭС России". Потенциальные инвесторы не готовы вкладывать средства в создание новых генерирующих мощностей, ожидая дополнительных гарантий, в первую очередь, от государства и потребителей. Отсутствует для этого и должная юридическая база. Нет законов, гарантирующих свободный доступ к сетям региональных энергопредприятий, а также национальной транспортной энергосети. Кроме этого, следует отметить, что АО-энерго и отдельные генерирующие предприятия, в том числе и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены поставлять электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке наличных денежных средств в системе в целом. Все это также отпугивает потенциальных инвесторов. Наиболее серьезным препятствием для привлечения инвестиционных средств остается тарифная политика. Отсутствие четких ориентиров и прозрачности, обеспечивающей ясность для всех участников российского энергорынка, тарифы, не учитывающие реальный уровень затрат, наличие перекрестных субсидий, как социального характера, так и внутренних, продиктованных интересами энергопредприятий, — все эти факторы сдерживают развитие честной конкуренции и снижают интерес инвесторов к отрасли. Достаточно серьезна проблема ТЭЦ, которые в советское время были построены в больших количествах, исходя из предпосылки экономии затрат за счет увеличения объема производства тепловой энергии с когенерацией электроэнергии. Отсутствие объективного разделения затрат на производство тепловой и электрической энергии приводит к серьезным искажениям в отчетности и делает закупку тепла ТЭЦ довольно часто невыгодным для основных промышленных потребителей. Последние сейчас предпочитают строить свои собственные котельные, ставя под вопрос необходимость содержания и целесообразность эксплуатации крупных ТЭЦ. При этом кризис усугубляется плачевным состоянием распределительных теплосетей, что еще раз доказал продолжающийся по сей день кризис в Приморье и других регионах России. Очевидно, что необходима структурная перестройка всей работы энергетической отрасли России, а не "прикладывание пластыря" к каждой отдельной проблеме. После продолжительной дискуссии о сути этих структурных изменений, пришли к выводу, что системное решение проблем энергетики возможно только при разделение монопольных (диспетчеризация и транспорт электроэнергии) и конкурентных (сбыт и генерация) видов деятельности и внедрение рыночных отношений в конкурентном секторе. Все это зафиксировано Постановлением Правительства № 526, подписанным премьер-министром Михаилом Касьяновым 11 июля 2002 года. Кстати, о том, что перспективы развития энергетики как ведущей отрасли экономики за внедрением рыночных отношений, свидетельствует и мировой опыт. За последние десятилетия в этом направлении развивается энергетика всех экономически развитых стран Европы и Америки. Основу программы составляет комплексная система мер по реформированию рынка электроэнергии и реструктуризации отрасли, включающая: - дифференциацию условий коммерческой деятельности компаний на рынке электроэнергии: усиление тарифного регулирования в естественно- монопольных секторах и поэтапная либерализация и введение конкурентных механизмов в секторах генерации и сбыта электроэнергии; - ослабление и постепенную ликвидацию вертикальной интеграции бизнеса, и переход к организации монофункциональных компаний, работающих в отдельных секторах (генерации, транспорте, распределении, сбыте электроэнергии), а также предоставляющих другие необходимые технологические или коммерческие услуги (например, диспетчеризация, организация торговли на рынке или бирже и др.); - изменение структуры собственности с дифференциацией по выделенным секторам -обеспечение доминирующей роли государства в сетевом бизнесе и последовательное снижение государственного участия в компаниях, осуществляющих производство и сбыт электроэнергии, с соответствующим увеличением доли частного капитала в этих потенциально-конкурентных сферах. Таким образом, программа преобразований ориентирована на ликвидацию существующего дисбаланса интересов государства и бизнеса, повышение роли последнего в управлении функционированием и развитием отрасли. Важнейшим результатом планируемых реформ станет возможность урегулирования существующих конфликтов между государством и бизнесом за счет организационной и имущественной «привязки» их интересов к отдельным секторам в электроэнергетике. В соответствии с этой основной целью реформирования сфера доминирующего влияния бизнеса постепенно охватит все виды оперативно-хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться в условиях конкуренции, в то время как сфера влияния государства будет ограничена управлением естественно-монопольным сегментом отрасли (сети и диспетчеризация), обеспечивающим надежность функционирования энергосистемы. На первом этапе реформирования до 2004 года каждое региональное АО- энерго будет разделено на генерирующую компанию, сетевую компанию, куда войдут распределительные сети и сбытовую компанию. На втором этапе реформирования региональных энергосистем на смену процессам разделения придёт межрегиональная интеграция: региональные генерирующие и сетевые предприятия будут объединяться. Территориальные генерирующие компании станут участниками рынка электроэнергии вместе с 10 оптовыми генерирующими компаниями, состав которых сегодня обсуждается в Правительстве РФ. Межсистемные и высоковольтные линии электропередач будут объединены в Федеральную сетевую компанию, которая впоследствии полностью перейдёт в собственность государства. Государство, как наиболее беспристрастный участник процесса - возьмёт на себя обязательство гарантировать равный доступ к сетям каждому производителю и потребителю энергии. Диспетчеризацию потоков электроэнергии будет осуществлять также подконтрольная государству ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС". Наконец, площадкой, на которой будут происходить торги, формироваться цены и заключаться контракты на покупку и продажу электроэнергии, станет некоммерческое партнерство Администратор торговой системы. В законопроекте подробно описана система мер государственного воздействия на отношения в отрасли, однако он предусматривает ограничение избыточного государстве иного вмешательства в деятельность субъектов электроэнергетики. Цены на электроэнергию для покупателей оптового рынка, согласно документу, «складываются под воздействием спроса и предложения и определяются по результатам сопоставления ценовых заявок поставщиков и покупателей электроэнергии». В законопроекте предусмотрено введение лицензирования деятельности энергосбытовых организаций и установлена их ответственность перед потребителями. Согласно законопроекту «Об электроэнергетике», с 1 июля 2005 года вводятся в действие положения, регламентирующие функционирование оптового и розничного рынков энергии. Этот же закон определяет порядок купли-продажи части электроэнергии по нерегулируемым тарифам. Другие документы из пакета законопроектов о реформе электроэнергетики также предусматривают существенные изменения действующего законодательства. В частности, среди новаций есть норма, которая позволяет организациям, не имеющим собственных сетей для транспортировки тепловой и электрической энергии осуществлять ее куплю и продажу. Кроме того, законопроекты регулируют вопросы прекращения поставки, электроэнергии потребителям-нарушителям, а также проблему не дискриминации поставщиков и потребителей. На время реформирования отрасли (до 2005 года), правительство будет пока задавать предельные уровни тарифов. Установлен запрет на веерные отключения должников вместе с добросовестными потребителями; введено понятие «гарантирующего поставщика», обеспечивающего дополнительную надежность энергоснабжения для населения: субъекты федерации сохранили ряд полномочий по регулированию региональных рынков электроэнергии, в том числе и тарифов. Государство будет устанавливать цены на услуги диспетчеризации и транспортировку электроэнергии по межсистемным и распределительным сетям, а цена на электроэнергию, выработанную на отдельных электростанциях, будет формироваться на основе соотношения спроса и предложения на рынке. Именно этот рыночный сектор энергетики в ближайшие годы ждут разительные перемены. Генерирующие предприятия, превратившиеся в самостоятельные компании, станут финансово прозрачными и привлекательными для инвесторов. Способствовать инвестиционной привлекательности будет и понятный способ формирования цен на электроэнергию. В условия жесткого конкурентного рынка производители электроэнергии в борьбе за потребителя будут вынуждены сокращать издержки, вводить новые технологии, снижать себестоимость электричества за счет внутренних резервов. Таким образом, конкуренция станет естественным стимулом для стабилизации и снижения цен. Конкуренция появиться и в сфере сбыта электроэнергии: в каждом регионе будет действовать несколько сбытовых компаний, специализирующихся на работе с разными группами потребителей. Они будут бороться за этих потребителей, снижая цену на свои услуги и предлагая более выгодные и удобные условия энергообеспечения. Оптовым перепродавцам в этой схеме просто не будет места, они войдут в состав региональных сетевых компаний. Реформирование энергетики означает серьезное изменение российского менталитета. Успех реформы будет во многом зависеть от того, сможем ли мы понять, что электроэнергия - это не социальное благо, а товар, за который нужно платить, а энергетика - это, прежде всего отрасль народного хозяйства, которая требует экономического прагматического подхода, а не политических интриг. Заключение На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: Электроэнергетика - важнейшая инфраструктурная часть экономики, обеспечивающая производство электроэнергии; крупнейший потребитель топливных ресурсов с набольшими возможностями их взаимозамещения, играющий ведущую роль в формировании топливно-энергетичсского баланса страны и регионов; сложнейшая техническая система с жесткими законами функционирования и высокой централизацией оперативно-диспетчерского управления процессами производства и передачи электроэнергии; а также – это большая экономическая система, объединяющая множество хозяйственных субъектов различных форм собственности. Любые просчеты в этой области имеют тяжелые, непоправимые последствия. Сложившиеся ситуация в Российской энергетике говорит о необходимости реформирования всей энергетической отрасли. Государственное регулирование цен, привило к необоснованному росту производственных затрат. Энергетики не заинтересованы в снижении издержек. Тариф, устанавливаемый региональной энергетической комиссией, не покрывает всех затрат региональных энергокомпаний, многим из них не хватает средств даже на то, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. А это в свою очередь приводит к низкой инвестиционной привлекательности. Неплатежи, а также то, что АО- энерго и РАО «ЕЭС России», зачастую бывают вынуждены поставлять электроэнергию на условиях бартера, что приводит к нехватке наличных денежных средств в системе в целом. В результате - ухудшение финансового состояния компаний, ухудшение технического состояния оборудования. Уже сейчас возникают проблемы из-за износа оборудования. В дальнейшем же деградация оборудования будет стремительно увеличиваться. Вследствие чего, может возникнуть вопрос о энергобезопасности страны. Это также приводит к «отпугиванию» потенциальных инвесторов. Текущее положение дел не устраивает ни одну из сторон, ни потребителей, ни энергетиков, ни государство. Потребители не довольны тем, что с каждым годом цена за электричество возрастает, а им никто не может гарантировать надежного и бесперебойного энергоснабжения. РАО ЕЭС находится в плену у правительства, владеющего контрольным пакетом акций, государство регулирует деятельность энергохолдинга и устанавливает цены на его услуги и продукцию. Государство же в свою очередь недовольно необоснованному росту издержек, которые им приходится покрывать. Всё это указывает на то, что уже сейчас необходима структурная перестройка всей системы. Существует множество моделей реформирования, применяемые в разных странах. Наиболее удачной, на мой взгляд, является скандинавская. Но не одна из моделей не может гарантировать успех. Прежде всего, необходимо тщательно разработать законодательную и нормативную базу. Для эффективной работы электроэнергетики необходимо обеспечить оптимальный баланс межотраслевых, системных и корпоративных требований, в полной мере отражающих интересы двух основных сторон, вовлеченных в процесс управления: государства и бизнеса. При этом необходимо учитывать значительные различия между требованиями государства и бизнеса к управлению функционированием и развитием отрасли, которые предполагают разные подходы к организации оперативно-хозяйственной и перспективной деятельности в электроэнергетике. Правительство уже предприняла шаги, начав реформу энергетики. В результате реформирования появится свободный рынок и конкуренция в сфере генерации, транспортировки и сбыта электроэнергии. Цены будут устанавливаться на основе спроса и предложения на рынке, а конкуренция будет способствовать к сокращению издержек, вводу новых технологий (что приведет к снижению себестоимости электричества), и к стремлению предлагать более выгодные и удобные условия энергообеспечения. Во многом успех реформы будет зависеть и от рядовых потребителей. Необходимо понять, что электричество – это товар, за которое нужно платить, и которое надо ценить, бережно относится к природным ресурсам. К сожалению, мы привыкли к тому, что электричество – социальное благо, которое не обязательно беречь, и к тому, что отключение электричества – обыденное дело. К сожалению, и энергетики не чувствуют ответственности перед потребителями. Начавшееся реформа должна изменить эти представления. Результаты же мы увидим уже через 2-3 года. Список литературы 1. «Оценка собственности», материалы оценочной компании «Консалт Трейд» (http://phpwebsite.appstate.edu) 2. «Шоковая терапия для России», “The Economist”, Великобритания, 3 сентября 2002г. 3. «Интерфакс», 9 октября 2002г. 4. «Эксперт», 14 октября 2002г. 5. «Комерсантъ», 10 октября 2002г. 6. Материалы сайта РАО «ЕЭС России» (http://www.rao-ees.ru) 7. Ф.В.Веселов, «Реформирование электроэнергетики и проблемы развития генерирующих мощностей», Институт Энергетических исследований РАН 8. Материалы сайта MarketSurveys (http://www.marketsurveys.ru) 9. «Промышленные ведомости» (http://www.derrick.ru) 10. «Мировой опыт реформирования электроэнергетики», «Независимая газета», 23 марта 2001г. 11. «Современное состояние и перспективы развития энергетики мира», «Теплоэнергетика», №5 1999г., №.9 1998г. 12. Материалы поисковых систем Rambler (http://www.rambler.ru), Aport (http://www.aport.ru) ----------------------- ПРОЧИИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ РАО «ЕЭС РОССИИ» Научно-исследовательские и Строительные и обслуживающие Непрофильные организации Проектно-изыскательские организации организации |АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРОФИКАЦИИ, ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, | |ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ РАО «ЕЭС России» | |Центрэнер|Севзапэн|Волгаэне|Уралэнер|Южэнерго|Сибирьэнер|Востокэнерг| |го |ер |рг |го | |го |о | |Астраньэн|Архэнерг|Мариэнер|Башкирэн|Грозэнер|Алтайэнерг|Амурэнерго | |ерго |о |го |ерго |го |о |Дальэнерго | |Белгородэ|Брянскэн|Мордовэн|Кировэне|Дагэнерг|Бурятэнерг|Камчатэнерг| |нерго |ерго |ерго |рго |о |о |о | |Владимирэ|Карелэне|Пензаэне|Курганэн|Ингушэне|Краснодарэ|Магаданэнер| |нерго |рго |рго |ерго |рго |нерго |го | |Волгоград|Колэнерг|Самарэне|Оренбург|Каббашэн|(включая |(включая | |энерго |о |рго |энерго |ерго |Тувятэнерг|Чукотск- | |воронжэне|Комиэнер|Саратовэ|Пермэнер|Калмэнер|о) |энерго) | |рго |го |нерго |го |го |Кузбазэнер|Сахалинэнер| |Ижэнерго |Ленэнерг|Ульяновс|Свердлдо|Корачево|го |го | |Калугаэне|о |кэнего |вэнего |- |Новосибирс|Хабаросвкэн| |рго |Новгород|Чугашэне|Тюменьэн|Черкасэн|кэнерго |ерго | |Кострамаэ|энерго |рго |ерго |ерго |Омскеэнерг|Якутскэнерг| |нерго |Псковэне|Волжская|Удмуртэн|Ростовэн|о |о | |Курскэнер|рго |ГЭС |ерго |ерго |Томскэнерг|Бурейская | |го |Смоленск| |Челябэне|Севкавка|о |ГЭС | |Липецкэне|энерго | |рго |зэнего |Хакасэнерг|Вилюйская | |рго |Янтарьэн| |Воткинск|Ставрапо|о |ГЭС - №3 | |Мосэнерго|ерго | |ая ГЭС |льэнерго|Читаэнерго|Зейская ГЭС| | |Печорска| |Камская | | | | |Нижновэне|я ГРЭС | |ГЭС |Сулакэне|Таймырэнер|Колымэнерго| |рго |Псковска| |Пермская|рго |го | | |Орёлэнерг|я ГРЭС | |ГРЭС |Иртакайс|(Курейская|(Колымская | |о |Северо-з| |Троицкая|кая ГЭС |и |ГЭС | |Рязаньэне|ападная | |ГРЭС |Небинком|Усть-Ханга|Лу ТЭК | |рго |ТЭЦ | | |ыкская |йская ГЭС0|(Приморская| |Тамбовэне|Калининг| | |ГРЭС | |ГРЭС) | |рго |радская | | |Новочерк|Березовска|Ноглицкая | |Тверьэнер|ТЭЦ-2 | | |асская |я ГРЭС-1 |ГЭС | |го | | | |ГРЭС |Бийская |Геотерм | |Тулэнерго| | | |Ставропо|ТЭЦ-1 | | | | | | |льская |Красноярск| | |Ярэнерго | | | |ГРЭС |ая ГРЭС-2 | | |Волжская | | | |Зеленкус|Саяно-Шуше| | |ГЭС | | | |ские ГЭС|нская | | |Конакотск| | | | |ГРЭС | | |ая ГРЭС | | | |Кубань | | | |Костромск| | | |ГРЭС | | | |ая ГРЭС | | | |«Промете| | | |Каскад | | | |й» | | | |Верхневол| | | | | | | |жских ГЭС| | | | | | | | | | | | | | | |Рязанская| | | | | | | |ГРЭС | | | | | | | |Черепетск| | | | | | | |ая ГРЭС | | | | | | | |Щекинские| | | | | | | |ПГУ | | | | | | | Территориальные обособленные подразделения – межсистемные электрические сети РАО «ЕЭС России», Электросетьсервис Электростанции – филиалы: Нижегородская ГЭС, Саратовская ГЭС, Харанорская ГРЭС Объединённые диспетчерские управления энергосистемами - ОДУ Представительства РАО «ЕЭС России» по управлению акционерными обществами Региональные предприятия энергетического надзора Энергостроительный комплекс ЕЭС, Украинский филиал РАО «ЕЭС РОССИИ» - МАТЕРИНСКАЯ КОМПАНИЯ ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА РАО «ЕЭС РОССИИ» ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЕЭС РОССИИ |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |