реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Все об Индии

войны ни одна перепись населения этот вопрос не включала. Поэтому в наши

дни их число в различных источниках оценивается от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая

категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее

отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло

для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую

темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались

профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка

мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми

лицам из всех четырех каст. Считается, что даже прикосновение к ним

оскверняет верующего индуса. А ведь перед второй мировой войной таких

неприкасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60

- 80 млн человек.

Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое

деление и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками.

Само слово () выведено из оборота и заменено словом

(), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И

тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в

особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего

17% населения, преобладают среди государственных служащих. До сих пор

крайне редки браки между представителями высших и низших каст.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 %

всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты.

Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и

Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и

не преобладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных

отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство

во всех религиозных общинах страны запрещено законом.

Последователи стальных религий в общей численности населения Индии

составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности

абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране

18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане

живут главным образом в южных штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой

религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник

в Пенджабе еще в XV веке. Как бы отражая географическое положение этого

штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм

сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно

отличается от них. Например, в отличие от индуизма он запрещает

идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных

церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах:

нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они

добавляют к своему имени приставку , что значит ) носят длинные

волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные

бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.

Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до н.

э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть жителей

штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с

буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о

перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще

более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку

же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей,

насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы,

ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты

правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и

этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую ситуацию

в стране, приводя к почти не прекращающимся религиозным противоречиям.

Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами

и сикхами.

Кровавые столкновения между индуистами и мусульманами на религиозно-

общинной почве время от времени буквально потрясают страну. Чаще всего они

происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других

штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские религиозные фанатики разрушили

в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) мусульманскую мечеть Бабри-Масджит,

чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Согласно

преданию именно в Айодхье – и это описано в - правил царь

Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после

дальних странствий и занявший престол своих предков.) Подобная акция

вызвала вспышку идуистско-мусуйьманских столкновений по всей стране и

привела к гибели более 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские

храмы подверглись нападению со стороны мусульман. В штате Уттаррадеш было

введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено

как не выполнившее свои конституционные обязанности и потакавшее

религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в стране есть

крупные силы, выступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до

создания индусского государства Хинду раштра. Во главе подобного движения

стоит фундаменталистская (БДП).

В Пенджабе религиозно-общинные распри особенно усилились после того

как местные сепаратистские группировки начали призывать к отделению

районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и созданию

независимого религиозного государства сикхов - Халистана. Своим штабом и

опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого Золотого храма в

городе Амритсаре - центре сикхизма, само название которого означает

(божественного нектара). В октябре 1984 года двое

военнослужащих-сикхов из состава личной охраны премьер-министра совершили

покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее. А в 1991 году жертвой

аналогичного покушения стал сменивший Индиру Ганди на посту премьер-

министра ее сын Раджив Ганди. Однако на этот раз заговор был инспирирован

тамильскими националистами, действующими на юге страны.

Культура и Религия

Жреческие школы в поздневедийский период.

Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах.

Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в

рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и

обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые

находились в монопольном владении традиции учителей и учеников.

Представители разных традиций собирались на "ассамблеи" для обсуждений-

диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя. Так складывались

центры жреческой образованности, упрочивался профессионализм в области

знания, и появлялись специализированные дисциплины, например, разработка

сакрального языка ведийских мантр.

Диспуты и дискуссии были основным модусом существования жреческих

школ. Брахманические тексты, являясь своеобразными антологиями, дают

возможность получить представление о становлении теоретической рефлексии.

Деятельность школ была важна для становления будущей философии.

Брахманизм.

Брахманизм был следующей ступенью в развитии религиозного мышления

древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с

местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому

образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам

яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их

общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система,

ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла

существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли

незыблемость религиозных основ.

Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам

-знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали

их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным

даже для некоторых жрецов.

Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным,

громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы

старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни,

убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних

несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте

ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное

возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей

единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.

Брахманы и араньяки - основные этапы движения религиозной мысли.

Со временем, ритуально-практические наставления брахманов составили

сборники своеобразных ритуальных "инструкций" и разъяснений. Они

регламентировали широкую сферу поведения. Как и сами жрецы, тексты

назывались брахманами. Брахманы, привыкая к ведам, образовали особый класс

текстов, занятых, скорее, религиозностью, нежели религией.

Сохранившиеся брахманические тексты представляют собой весьма обширный

круг. Самый значительный текст - Шатапатха-брахамана (прим. IX-YIII вв. до

н.э.). Он содержит сюжеты, важные для определения основ последующего

индуизма.

Брахманическая картина мира имела главные черты всякойритуализованной

картины бытия. С функцией жрецов-брахманов было связано усиление

символической стороны ритуала и выделение лавного действующего начала всех

ритуальных процедур и, одновременно, субстрата всех вещей в мире. В

пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати, став

персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего,

порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта иде

получила в концепции индуистской триады (тримурти).

По содержанию, к брахманам близки араньяки - "лесные книги". Они

содержат не столько описание и толкование ритуальных деталей, сколько

теософские рассуждения о сущности обрядности.

Таким образом, используя мифы и ритуалы вед, брахманы подготовили

следующую ступень в развитии религиозной традиции в древней Индии. Они же

явились самовыражением переходного периода от вед к собственно индуизму.

Упанишады. Общая характеристика текстов.

Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов завершают

ведийский корпус. Они создавались в течение длительного периода и во многом

определили характер классических философских систем в древней Индии.

Самые древние и авторитетные упанишады - Брихадараньяка и Чандогья.

Они представляют собой тексты-поучения, адресованные ученикам и построенные

в диалогической форме. Способ изложения в упанишадах может показаться

нарочито бессистемным и непоследовательным, но они имеют, скорее,

интуитивную, чем логическую последовательность, а то, что мы воспринимаем

как беспорядочность, скорее, относится к особенностям языка.

Тексты упанишад служили своеобразным "учебным пособием", помогая

адептам традиции восходить по пути, ведущему к истинному знанию. Диалоги

моделировали перестройку сознания тех, кому они предназначались. Как и

многие другие древнеиндийские тексты, упанишады анонимны, хотя отдельные

фрагменты и целые тексты освящены именем того или иного авторитета. Самые

популярные из мудрецов-упанишад - Шандилья, Яджнявалкья и Уддалока.

Упанишады. Особенности мировоззрения.

Глубинная мировоззренческая установка упанишад обусловила рассмотрение

в них отношения божества к миру через их всеединство. Божество может

представать во множестве персонификаций, но, с точки зрения конечной

истины, оно - высшая объективная реальность и внеличностный Абсолют -

Брахман. Он невыразим и не может быть описан в терминах дифференциальных

признаков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он

определяется апофатически.

Отношение божества к человеку мыслится через их единосущность. Этот

аспект человека связан с его светлым духовным началом (Атман), плененным

стихийными мировыми началами. Высшая цель человеческой жизни - освобождение

от уз мирского бытия для восстановления этой единосущности, преданной

забвению из-за невежества, точнее, неведения. Достигнуть эту цель можно

путем обретения истинного знания. Правильное познание и почитание Брахмана

и Атмана, которые тождественны, - высшая заслуга, приносящая блаженство.

Именно к этому познанию подводят наставления упанишад.

В упанишадах развиваются, также, важные для индуизма и индийской

культуры в целом понятия праны, пуруши, кармы, сансары и т.п. В них

изложено символическое учение о пяти огнях, о посмертной судьбе человека и

т.п.

Упанишады. Этические взгляды. Воззрения на физиологию и психическую

деятельность человека.

Человеческое существование мыслится в упанишадах влитым в космос (нет

резкой демаркации между макро- и микрокосмическими аспектами) и потому

этические воззрения находятся в тесной связи с космологическими учениями.

Программа должного поведения подчинена главному идеалу упанишад - познанию

Брахмана, достижению единства с высшей реальностью и обретению блаженства.

В этой связи рассматривается понятие дхармы - непреложного справедливого

закона.

В упанишадах изложено древнее учение о состояниях бодрствования и сна.

Сон раскрывает независимость человека от тирании внешнего мира и показывает

безграничные возможности его творческого сознания. Сон помогает заглянуть в

глубины психической жизни индивида.

В упанишадах содержатся также воззрения на особенности физиологии

человека, его жизнедеятельные начала, орудия восприятия и т.д. Все они

соотносятся с основополагающей идеей упанишад - тождеством Атмана и

Брахмана.

Шраманский период.

Интенсивное деление и разветвление жреческих школ в поздневедийский

период породило настоящее брожение умов и хаос религиозно-аскетических

течений, по большей части, антибрахманистской идейной направленности. Этот

период начался в YI-Y вв. до н.э. и получил название "шраманского".

Шраманами (от "шрам" - стараться, утруждаться) назывались аскеты,

подвижники, которые посвящали свою жизнь исканию духовной истины, порывали

с мирским обществом, жили милостыней и, нередко, странствовали.

Появляются учителя нового типа: тапасины (от "тапас" - жар, вызываемый

аскезой( и паривраджаки (пилигримы), озабоченные мировоззренческими

проблемами и ставящие под сомнение целесообразность громоздкого ведийского

ритуала и всей ритуально-этической парадигмой поведения.

Некоторые шраманы объединялись вокруг видных учителей и наставников,

образуя подобие монашеских орденов. Они образовывали группы и школы,

большая часть которых вымерла уже в древности.

Во многих текстах этого периода приводится список шраманских лидеров:

Пурана Кассапа, Маккахали Госала, Аджита Кесакамбали, Пакудха Каччаяна,

Санджая Белатхипутха и Натапутта Каччаяна. В противоположность брахманистам

с их кровавыми жертвоприношениями, шраманские учителя следовали жесткому

аскетизму и игнорировали многие достижения цивилизации. Каждый из учителей

разрабатывал свою религиозно-философскую доктрину. Параллельно продолжали

заниматься профессиональны философствование и традиционные брахманисты.

Противоборствующие стороны встречались на диспутах, которые сыграли роль

общеиндийских философских "лабораторий", поставляя ярких мыслителей для

разных течений древнеиндийской религии. В шраманский период был заложен

мощный фундамент для последующего философского развитияя в Индии.

Традиция смрити. Общая характеристика.

Традиция смрити (предание) противостоит традиции шрути (откровение),

прежде всего, семантически. Она представлена классом текстов-веданг,

составляющих вспомогательную часть вед. Они посвящены ритуалу, фонетике,

метрике, грамматике, этимологии и астрологии. Впоследствии, из них

развились самостоятельные науки.

В эту же традицию входят эпос (Рамаяна и Махабхарата) и пураны

(псевдоисторические сказания).

Наибольший авторитет и распространение среди текстов смрити

дхармашастр (наука о дхарме) получили "Закон Ману" (Манава-дхармашастра или

Манусмрити), относимый ко II в. до н.э. - II в. н.э. В них изложен

индуистский стандарт поведения, сопряженный с четырьмя стадиями жизни

индуиста: ученика (брахмачарин), домохозяина (грихастха), лесного

отшельника (ванапрастха) и аскета (санниясин).

Эпос. Философские тексты Махабхараты.

Индийский эпос колоссален по объему и уникален во многих отношениях.

Эпические произведения Рамаяна и Махабхарата почитаются как священные книги

индуизма. На протяжении веков они способствовали вырабатыванию религиозно-

философских идеалов и принципов. Их роль сопоставима с ролью Нового Завета

в христианстве.

В эпосе отражен ранний этап формирования собственно индуистской

мифологии, выросшей на древней ведийской почве, и некоторые вехи в процессе

становления индуизма. Сюжетный ход и характеры главных персонажей

определяет именно мифология. Запечатлел эпос и разные грани религиозного

мышления.

Эпос существовал в окружении множества священных текстов, которые не

могли не влиять на него не только духовно, но и текстуально. В эпическое

повествование вставлены философские и этические доктрины. В нем встречаются

постулаты всех ортодоксальных школ и упоминания о некоторых

неортодоксальных взглядах. Собственно философские тексты Махабхараты:

Мокшадхарма, Нараяния, Анугита, Книга Санатсуджаты.

В 6-1 книге Махабхараты помещена Бхагавадгита - текст, от понимания

которого зависит понимание индуизма. Это -религиозно-философское

наставление в виде беседы Арджуны, одного из пяти братьев Пандавов, главных

эпических героев, и его возницы Кришны, за скромной внешностью которого

скрывается могучий бог Вишну, снизошедший на землю, чтобы восстановить

пошатнувшуюся дхарму.

Пураны.

Пураны - обширный раздел традиции смрити, исчисляемый несколькими

десятками памятников. К числу наиболее авторитетных относятся 18 "больших

пуран", образующих единый комплекс. Как и эпос, пураны являются, по сути,

энциклопедическим описанием разных сторон жизни, показанных сквозь призму

индуистских принципов. Их тематическое содержание обширно - от космологии и

теогонии до родословных царей и фактов реальной жизни.

Пураны свидетельствуют, что индуизм превратился, в первые века новой

эры, в широкое религиозное течение и стал, в эпоху Гуптов, примерно с III

в., господствующей государственной религией, одержав, к этому времени,

внушительную победу над буддизмом. Поменялась вся система культовых

отношений; Центр тяжести стал переходить с внешней обрядности на

эмоциональную сторону. Значительные изменения произошли в мифологии.

Особенно интересны антропологические представления пуран, опирающиеся на

архаические истоки.

Влияние пуранических традиций оказалось настолько сильным, что оно

пронизало собой весь последующий индуизм.

Древнеиндийская ритуалистика.

Весь стиль жизни индуиста сбыл отмечен ритуализованным характером.

Ритуал был одним из действенных способов социокультурной регуляции

поведения и, одновременно, мощным эмоциональным и психорегулирующим

механизмом. В Индии существуют огромные своды описаний ритуалов (домашних и

храмовых), предусматривающих мельчайшие детали. Важность ритуалов

обосновывается индуистскими представлениями о природе человека; он состоит

не только из материального, но и тонкого тела - обиталища атмана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.