|
Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещениеи глухаря ставили самодельные деревянные ловушки (кулемки), приманкой в которых служили рыба, мясо и т.д., ловушки давящего типа (пасмак). Использовались при охоте также черканы (чирканы) и самострелы, ставили разнообразные волосяные петли и силки (тозок, тосок, кыл). Устанавливая капканы зимой, охотник заметал свои следы метёлкой. Охота была пешей (зимой пользовались лыжами), при проверке капканов и ловушек в некоторых местах ездили на лошадях. Почти все охотники имели собак. Охотники - промысловики жили в сезон охоты в охотничьих избушках или землянках, шкуру добытого зверя сушили, растянув на стенах жилищ или хозяйственных построек. Традиционным занятием для сибирских татар была обработка дерева и изготовление из него различных изделий. Основным инструментом для этого служило тесло. Среди всех групп сибирских татар встречались специалисты по изготовлению долбленых лодок из цельного дерева, выгибанию лыж и коромысел , а также плетением коробов для саней и телег. Сибирские татары владели технологией обработки волокна как растительного (лён, конопля), так и животного (шерсть) происхождения. Культура прядения льна на волокно сибирским татарам стала широко известна лишь с начала 19 века от татар - переселенцев с Поволжья и Приуралья; до этого основным растительным волокном для изготовления тканей была конопля (киндер). Шерсть использовали преимущественно овечью, иногда козий пух. Для подготовки волокна к прядению использовали чесала, затем волокно пряли на различного вида прялках, в т.ч. Корневых и самопрялках. Затем приступали собственно к тканью на ткацких станках "турап урыны", непременной деталью которых было бердо, часто орнаментированные. Ткани выполнялись, в основном, простым полотняным переплетением и использовались для изготовления одежды, предметов внутреннего убранства жилища и пр. В целом, хозяйственные взаимоотношения татар и русских в годы массового переселения последних развивались благоприятно и осуществлялись в различных формах. Русские никогда не селились в татарские деревни, а основывали свои поселения. В настоящее время отмечается чересполосное с русскими расселение татарского населения. 2. ЖИЗНЬ КАЗАХОВ. Казахи представляют собой довольно сложный по происхождению народ. В числе их ранних предков называют ираноязычных саков, усуней, племена государственного объединения Кангюй, живших в различных районах Казахстана и Средней Азии еще до нашей эры. В этногенезе казахов принимали далее участие аланы первых веков н. э., выходцы с Алтая — тюргеши, теле и другие племена времен тюркских каганатов (VI—VII вв.), племена огузов (IX—X вв.), кимаков и кипчаков (VIII—XI вв.). Последние играли особо важную роль в формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюркских языков. До недавнего времени большинство ученых уверенно отвечали, что первые казахские группы появились в Сибири в XVIII веке. Действительно, в основном сибирская территория стала заселяться казахами с XVIII века, даже со второй его половины. Но их исторические связи с южными районами Западной Сибири имеют все же более древнюю историю. Известен факт появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с мусульманским войском в период религиозной войны в 1394—1395 годах. Казахи проникали в места расселения сибирских татар в XV веке во времена Абулхаира, когда тот стоял во главе объединения «узбеков» (кочевников, объединявших и казахов), бывал на Тоболе, в Чимге-Туре (Тюмени), имел там своего ставленника и владел областью Тара. Ученые Казахстана предполагают, что небольшая группа жалаиров (казахов Большой Орды) в XV—XVI веках очутилась в Сибири. Существует изложенная в легенде версия, что отцом родоначальника сибирских ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый Чингисханом. В первой половине XVI века кочевья казахского хана Тугума находились на сибирских рубежах, видимо, по соседству с чатами (позднее вошли в группу томских татар), в сражении с которыми и был убит этот хан. Обращает на себя внимание и тот факт, что в первой половине XV века среди казахов существовал аймак чат, многие из его членов присоединились к Абулхаиру. В XVI веке казахские кочевые группы часто появлялись в бассейне верхнего Тобола, Ишима и Иртыша, там находились кочевья и казахов центральных районов Казахстана. Сибирская летопись так сообщает о завоевании Кучумом Сибирского ханства: «Прийде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм, Муртазеев сын со многими воинскими людьми...». В составе этих воинов были казахи, ногайцы и узбеки. Правда, если с южными соседями — ногайцами — Сибирское ханство при Кучуме поддерживало союзнические отношения, то с казахами нередко воевало. В годы войны Русских с Кучумом казахи вели переговоры с русскими о совместных действиях против Кучума и принятии казахами русского подданства. Тем не менее в войске самого Кучума в этот период находились также и воины казахи. После Кучума на короткое время в районе Тобольска уже при русских осел Сейдяк, сын убитого Кучумом сибирско-татарского хана Едигера. С ним находился «царевич Казачьи орды» (по выражению летописи) вместе со своими людьми. Видимо, какая-то часть сибирских татар также вошла в состав казахов. В конце XVI века границы казахов в Сибири сомкнулись с границами Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи, оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары в среднеазиатские торговые центры пролегал через казахские степи. По пути купцы часто закупали у казахов скот. Но с начала XVII века экономические и политические связи России с казахскими ханствами были затруднены вторжением в районы Северного и Западного Казахстана, в южные районы Сибири западных монголов. Последние заняли значительные территории по берегам Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола. К середине XVII века их походы на казахские кочевья приняли систематический характер. Войны между калмыками и казахами отодвинули последних с сибирских территорий. В результате этих событий связи казахов с Сибирью ослабли, но совсем все же не прекратились. Казахи появлялись в отдельные периоды на сибирских землях, совершали, в частности, походы в Барабинскую степь. В 1690 году они вместе с каракалпаками были в районе Тарханского острова Тюменского округа. Из документов конца XVII века можно понять, что в тот период казахи совершали походы и далее на восток — в Тобольский и Тарский уезды. В то же время поражения от джунгарских (западные монголы) войск приводили казахов к необходимости искать союзников. Русские в этот период продвинулись уже далеко на юг, вплоть до Ямышевского озера. Часть казахов стала переселяться на север уже не с захватническими целями, а под защиту Русского государства. В начале XVIII века они были замечены по р. Ишим в Западно-Сибирском регионе. В первой половине XVIII века казахи заселили южные районы Сибири, более активно селились они также в бассейне Тобола. Но было их немного. Часть казахов проникала в Сибирь в это время в составе бухарцев, которых вместе с ними образовывали узбеки, таджики, уйгуры. Интересно, что в целом казахов (подразумеваются различные слои населения, от зажиточных скотоводов и частично теленгутов — служилых людей — до бедных казахов) называли собирательным термином «бухара». Возможно, это облегчало вхождение казахов в состав сибирских бухарцев — социальный термин мог затем переосмыслиться как этническое самоназвание. В 1741—1742 годах казахи испытали новое вторжение тарских феодалов на территорию Среднего и Младшего жузов. Набеги калмыков повторялись вплоть до прекращения существования Джунгарии как государства в 1758 году. Часть казахов по-прежнему бежала от грабежей джунгаров и от разорения хивинскими феодалами к русским границам. В этих условиях и происходило добровольное присоединение Казахстана к России. В 1716 году казахи ханов Каипа и Абулхаиоа обратились к России с пожеланиями жить с русскими в мире и просили покровительства. Через десять лет казахи Младшего жуча снова обратились к России с просьбой принять их в подданство. В 1731 году их прошение было удовлетворено. Помимо большинства казахов Младшего жуза во главе с Абулхаиром вскоре к России присоединилась часть родов Среднего жуза, возглавляемых ханом Семеке. В 1740 году подданство России приняла большая часть родов Среднего жуза. В начале 40-х годов XVIII века начался процесс присоединения и казахского населения Среднего Жуза, который затянулся, правда, почти до середины XIX века. После падения Джунгарии часть казахов передвинулась на север и развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском. Движение казахов в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были столь быстры, что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную полосу с целью запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить миграции казахов в Сибирь не могла. Постепенно им стали разрешать переходить эту линию. С XVIII века начинается формирование этнографической группы омских казахов. Первый период этого процесса приходится на 1758—1822 годы. В 1782 году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором оказалась и часть казахов-переселенцев. Они сосредоточивались вдоль Сибирской пограничной линии, переходили ее и обращались с прошениями об отведении им земель в сибирских губерниях. В этот период разрабатывается целый ряд законодательных мер, в числе которых определяющим был «Устав о сибирских киргизах» 1822 года. В русских документах тогда казахи значились киргизами, киргиз-казахами или киргиз-кайсаками. В первой четверти XIX века часть казахов была зафиксирована в Курганском, Ишимском и Омском округах как постоянное население. Казахов, живших в Тобольской и Томской губерниях а также на землях русских казачьих отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления сибирских губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской области, и их стали называть сибирскими киргизами. Северными соседями казахов были сибирские татары, поддерживавшие с ними и семейно-брачные отношения. В XVIII веке в районах кочевания казахов стали селиться русские, направленные на службу в построенные многочисленные военные городки и крепости. Казахи понемногу и сами стали оседать в русских поселениях — в основном временно, на период найма на сезонные работы. Но некоторые казахи записывались в сословия казаков, мещан и крестьян, поступали на службу к русским купцам, служили ямщиками, становились работниками. В Омском округе были зафиксированы крещеные казахи, хотя большинство их держалось мусульманской веры. Ограничение территории для кочевок, особенно в XIX веке, приводило к тому, что многие сибирские казахи стали постепенно оседать. Более массовый переход казахов в районы Тобольской губернии начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа «Дело о поселении киргиз вдоль Сибирской линии». В 1816 году в Тобольской губернии числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 — в Ишимском и 82 — в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только осевшие в этих округах на постоянное жительство казахи и не учтены казахи, временно переходившие границы сибирских губерний для устройства здесь своих кочевий. Общая численность этих двух категорий казахов в 1823 году составила по Омскому округу 1622 человека. Следующий период расселения казахов в южных районах Западной Сибири охватывает время после 1822 года и почти до конца 1880-х годов. Он характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за казахами, установлением административно-территориальных единиц с ограничением переходов казахов с одной территории на другую. Хозяйственно- культурные контакты с русским населением расширяются. Постепенно растет численность казахов в степной зоне. Помимо омских казахов небольшие группы их расселяются в южных районах Тобольской и Томской губерний. Следующий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к 1889—1917 годам. В это время начинается широкое крестьянское движение русско-украинского населения в степях Казахстана и Сибири, что коренным образом изменило этническую ситуацию в этих районах. Ограничение земель, находившихся в пользовании казахов, усиливавшееся хозяйственно-культурное влияние русских, украинцев и затем переселявшихся сюда же немцев привели к массовому отказу казахов от кочевого образа жизни и оседанию их на жительство в постоянных аулах. Этот процесс растянулся, правда, еще на несколько десятков лет. В 1897 году на Западно-Сибирской равнине насчитывалось уже свыше 50 тысяч казахов, из них более 38 тысяч — в Омском округе Акмолинской области, 5200 казахов — в Тюкалинском и 334 казаха — в Тарском округе Тобольской губернии. Омская исследовательница О. М. Бронникова выделяет три периода в расселении казахов на территории юга Западной Сибири. Первый период, начавшийся с 1917 года, охватывает десять лет советской власти. В это время усилились миграционные процессы среди казахов. Фактически к 1928 году сибирские казахи перешли полностью на оседлый образ жизни. Второй период охватывает конец 1920-х — 1940-е годы. Его характеризует жизнь казахов в условиях нового типа их поселений — круглогодично стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства. Последний период начинается с 1950-х годов. Он связан, прежде всего, с изменениями в расселении, происшедшими в ходе освоения целинных земель. Новый мощный приток населения на этом этапе привел к завершению формирования современного национального состава в данном регионе. Этот период характеризуется более равномерным и чересполосным расселением казахов среди русских, украинских и немецких селений. В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5% населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях сосредоточено около 30% казахов. Остальные сельские казахи расселены среди окружающего иного этнического населения: русских, украинцев, немцев и татар. Значительная часть казахов проживает и в городе Омске. Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а также в условиях активного культурного взаимодействия с оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа — омских казахов. Особенностью группового этнического самосознания казахов Западно-Сибирской равнины является то, что, оно не оформлялись в единый этноним. Некоторые казахи называли себя «сыбьф казак», «омбы казак». Казахи Западной Сибири поддерживают постоянные и давние контакты с казахами Казахстана, в первую очередь из соседних Северо-Казахстанской, Кокчетавской и Павлодарской областей. Эти контакты имеют место сегодня, прежде всего. в социально-культурной сфере. Казахи двух соседних республик приглашают друг друга на праздники, на свадьбы. Издавна существуют и поддерживаются в настоящее время браки между казахами Омской области и Казахстана. В основном сибирские казахи заключают однонациональные браки преимущественно внутри области. Другое направление связей приводит нас к татарам. Татары до революции нередко назначались муллами к казахам. Тесные связи у последних были, прежде всего, с тюменскими и барабинскими татарами. Но как соседи, расселяясь по рекам Ишиму и Тоболу, контактировали они и с тарскими, и с курдакско-саргатскими, и с тобольскими татарами. Омские татары нередко покупали у них лошадей, а некоторые вместе с казахами в XIX — начале XX века работали пастухами в хозяйствах зажиточных казахов. Третье направление этнических контактов казахов связано с русскими. Прочный характер оно принимает со второй половин, XVIII века и особенно в XIX—XX веках. До революции постепенно возрастал объем торговых связей между ними, имевших место еще в XVII веке. Они осуществлялись в XVIII — начале XX века на рынках Кургана, Омска, на Ирбитской и Тюменской ярмарках, а также в других городах и крупных русских станицах и деревнях. Те казахи, которые в XIX веке сохраняли свой кочевой образ жизни, весной передвигались со своими стадами на север вниз по Ишиму, где постоянно вступали в контакты с русскими. Занятия казахов извозом в XIX — начале XX века также способствовали расширению взаимоотношений их и русских. В XVIII — первой четверти XIX века часть казахов находилась на положении дворовых в домах зажиточных русских. Только в 1825 году была запрещена купля-продажа «азиатцев» и назначен срок для освобождения купленных прежде. С середины XIX века возросло знание русского языка, среди казахов шире распространилось двуязычие. В 1852 году в военно- статистическом обозрении Киргизской степи Западной Сибири отмечалось, что «султаны и почетные баи пытаются выучить детей своих грамоте не только на киргизском (казахском), но и на руском языке». По данным 1897 года, среди казахов Тобольской губернии 7309 человек называли родным казахский, 206 человек — татарский и 31 человек — русский язык. И хотя последняя цифра кажется незначительной, она свидетельствует об имевших место процесах этнического сближения казахов и русских еще до революции. В XX веке, особенно начиная с 1920-х годов, ослабло влияние разделяющих эти два народа факторов национальной и религиозной разобщенности. Казахи и русские постоянно контактируют друг с другом, а некоторые заключают и брачные союзы между собой. В целом значение национальной принадлежности при вступлении в брак для сельских казахов велико: предпочтение отдается людям своей национальности. И это является показателем устойчивости группы сибирских казахов в национально смешанной среде. Из всех городов Западной Сибири наибольшее количество казахов проживает в Омске. С самого начала своего возникновения этот город тесным образом был связан со скотоводами степей. в 1897 году первой Всероссийской переписью населения в Омске зафиксировано 37,4 тысячи человек, из них 505 казахов. А во всех городах Западной Сибири проживало тогда 606 казахов. В период после Октябрьской революции, раскрепостившей народы нашей страны от национального гнета царской России, казахское население в Омске стало увеличиваться. В 1920 году. Правда, их было по-прежнему еще немного — 514 человек. Среди них было зафиксировано уже 125 грамотных казахов. В 1959 году в Омске проживали 4832 человека казахской национальности, в 1970 году —8999, в 1979 году —16573 и в 1989 году —28400. При этом живут казахи во всех семи районах города — в 1979 году больше всего их было в Кировском районе (4476 человек) и меньше всего в Советском районе (826 человек). Относящиеся к территории нынешнего Павлоградского района аулы Састамар, Кайдаул, Байдалин, Иргибай, Амре, Саттыбай составляли род Керей. Аулы, располагавшиеся на теперешней территории Степного совхоза, входили в род Кыпчак. Население из аулов, что были возле Тихорецка (Карабейсен, Байтука, Сал-хан, Ульмисек, а также аул Кирибай), составляло род Уак. Особняком выделялись аулы Исенгельды, Токтаул, Шишокпай, Бай-чукжа, Укуган, Джалашан, которые составляли род Байкугур. Из всех этих поселений осталось только три: Байдалин — в Таврическом районе, Кирибай и Кайдаул — в Павлоградском. Произошло смешение родов, многие семьи казахов расселились среди русских и украинских поселений, отдельные местом жительства избрали районные центры и города. В памяти казахского народа хранится много легенд, преданий, сказаний, очень интересных по своему содержанию. Народ помнит имена многих своих легендарных героев, таких, как Жаубасар, Карокирей, Кабанбай, Канжиган, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |