реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Этнический состав Ом. обл. народы, религия, культура, размещение

и глухаря ставили самодельные деревянные ловушки (кулемки), приманкой в

которых служили рыба, мясо и т.д., ловушки давящего типа (пасмак).

Использовались при охоте также черканы (чирканы) и самострелы, ставили

разнообразные волосяные петли и силки (тозок, тосок, кыл). Устанавливая

капканы зимой, охотник заметал свои следы метёлкой. Охота была пешей (зимой

пользовались лыжами), при проверке капканов и ловушек в некоторых местах

ездили на лошадях. Почти все охотники имели собак. Охотники - промысловики

жили в сезон охоты в охотничьих избушках или землянках, шкуру добытого

зверя сушили, растянув на стенах жилищ или хозяйственных построек.

Традиционным занятием для сибирских татар была обработка дерева и

изготовление из него различных изделий. Основным инструментом для этого

служило тесло. Среди всех групп сибирских татар встречались специалисты по

изготовлению долбленых лодок из цельного дерева, выгибанию лыж и коромысел

, а также плетением коробов для саней и телег.

Сибирские татары владели технологией обработки волокна как

растительного (лён, конопля), так и животного (шерсть) происхождения.

Культура прядения льна на волокно сибирским татарам стала широко известна

лишь с начала 19 века от татар - переселенцев с Поволжья и Приуралья; до

этого основным растительным волокном для изготовления тканей была конопля

(киндер). Шерсть использовали преимущественно овечью, иногда козий пух.

Для подготовки волокна к прядению использовали чесала, затем волокно

пряли на различного вида прялках, в т.ч. Корневых и самопрялках. Затем

приступали собственно к тканью на ткацких станках "турап урыны",

непременной деталью которых было бердо, часто орнаментированные. Ткани

выполнялись, в основном, простым полотняным переплетением и использовались

для изготовления одежды, предметов внутреннего убранства жилища и пр.

В целом, хозяйственные взаимоотношения татар и русских в годы массового

переселения последних развивались благоприятно и осуществлялись в различных

формах. Русские никогда не селились в татарские деревни, а основывали свои

поселения. В настоящее время отмечается чересполосное с русскими расселение

татарского населения.

2. ЖИЗНЬ КАЗАХОВ.

Казахи представляют собой довольно сложный по происхождению народ. В

числе их ранних предков называют ираноязычных саков, усуней, племена

государственного объединения Кангюй, живших в различных районах Казахстана

и Средней Азии еще до нашей эры. В этногенезе казахов принимали далее

участие аланы первых веков н. э., выходцы с Алтая — тюргеши, теле и другие

племена времен тюркских каганатов (VI—VII вв.), племена огузов (IX—X вв.),

кимаков и кипчаков (VIII—XI вв.). Последние играли особо важную роль в

формировании казахов, язык которых относится к кипчакской группе тюркских

языков.

До недавнего времени большинство ученых уверенно отвечали, что первые

казахские группы появились в Сибири в XVIII веке. Действительно, в основном

сибирская территория стала заселяться казахами с XVIII века, даже со второй

его половины. Но их исторические связи с южными районами Западной Сибири

имеют все же более древнюю историю.

Известен факт появления казахов вместе с узбеками на Иртыше с

мусульманским войском в период религиозной войны в 1394—1395 годах.

Казахи проникали в места расселения сибирских татар в XV веке во времена

Абулхаира, когда тот стоял во главе объединения «узбеков» (кочевников,

объединявших и казахов), бывал на Тоболе, в Чимге-Туре (Тюмени), имел там

своего ставленника и владел областью Тара. Ученые Казахстана предполагают,

что небольшая группа жалаиров (казахов Большой Орды) в XV—XVI веках

очутилась в Сибири. Существует изложенная в легенде версия, что отцом

родоначальника сибирских ханов Тайбуги был казахский хан Мамык, убитый

Чингисханом. В первой половине XVI века кочевья казахского хана Тугума

находились на сибирских рубежах, видимо, по соседству с чатами (позднее

вошли в группу томских татар), в сражении с которыми и был убит этот хан.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в первой половине XV века

среди казахов существовал аймак чат, многие из его членов присоединились

к Абулхаиру. В XVI веке казахские кочевые группы часто появлялись в

бассейне верхнего Тобола, Ишима и Иртыша, там находились кочевья и

казахов центральных районов Казахстана. Сибирская летопись так сообщает о

завоевании Кучумом Сибирского ханства: «Прийде же степью ис Казачьи орды

царь Кучюм, Муртазеев сын со многими воинскими людьми...». В составе этих

воинов были казахи, ногайцы и узбеки. Правда, если с южными соседями —

ногайцами — Сибирское ханство при Кучуме поддерживало союзнические

отношения, то с казахами нередко воевало. В годы войны Русских с Кучумом

казахи вели переговоры с русскими о совместных действиях против Кучума и

принятии казахами русского подданства. Тем не менее в войске самого Кучума

в этот период находились также и воины казахи.

После Кучума на короткое время в районе Тобольска уже при русских осел

Сейдяк, сын убитого Кучумом сибирско-татарского хана Едигера. С ним

находился «царевич Казачьи орды» (по выражению летописи) вместе со своими

людьми. Видимо, какая-то часть сибирских татар также вошла в состав

казахов.

В конце XVI века границы казахов в Сибири сомкнулись с границами

Русского государства, между ними стали укрепляться посольские связи,

оживилась торговля. Путь из Тобольска, Тары в среднеазиатские торговые

центры пролегал через казахские степи. По пути купцы часто закупали у

казахов скот.

Но с начала XVII века экономические и политические связи России с

казахскими ханствами были затруднены вторжением в районы Северного и

Западного Казахстана, в южные районы Сибири западных монголов. Последние

заняли значительные территории по берегам Оби, Иртыша, Оми, Ишима, Тобола.

К середине XVII века их походы на казахские кочевья приняли систематический

характер. Войны между калмыками и казахами отодвинули последних с сибирских

территорий.

В результате этих событий связи казахов с Сибирью ослабли, но совсем

все же не прекратились. Казахи появлялись в отдельные периоды на сибирских

землях, совершали, в частности, походы в Барабинскую степь. В 1690 году они

вместе с каракалпаками были в районе Тарханского острова Тюменского округа.

Из документов конца XVII века можно понять, что в тот период казахи

совершали походы и далее на восток — в Тобольский и Тарский уезды.

В то же время поражения от джунгарских (западные монголы) войск

приводили казахов к необходимости искать союзников. Русские в этот период

продвинулись уже далеко на юг, вплоть до Ямышевского озера. Часть казахов

стала переселяться на север уже не с захватническими целями, а под защиту

Русского государства. В начале XVIII века они были замечены по р. Ишим в

Западно-Сибирском регионе. В первой половине XVIII века казахи заселили

южные районы Сибири, более активно селились они также в бассейне Тобола. Но

было их немного.

Часть казахов проникала в Сибирь в это время в составе бухарцев,

которых вместе с ними образовывали узбеки, таджики, уйгуры. Интересно, что

в целом казахов (подразумеваются различные слои населения, от зажиточных

скотоводов и частично теленгутов — служилых людей — до бедных казахов)

называли собирательным термином «бухара». Возможно, это облегчало вхождение

казахов в состав сибирских бухарцев — социальный термин мог затем

переосмыслиться как этническое самоназвание.

В 1741—1742 годах казахи испытали новое вторжение тарских феодалов на

территорию Среднего и Младшего жузов. Набеги калмыков повторялись вплоть до

прекращения существования Джунгарии как государства в 1758 году. Часть

казахов по-прежнему бежала от грабежей джунгаров и от разорения хивинскими

феодалами к русским границам.

В этих условиях и происходило добровольное присоединение Казахстана к

России. В 1716 году казахи ханов Каипа и Абулхаиоа обратились к России с

пожеланиями жить с русскими в мире и просили покровительства. Через десять

лет казахи Младшего жуча снова обратились к России с просьбой принять

их в подданство. В 1731 году их прошение было удовлетворено. Помимо

большинства казахов Младшего жуза во главе с Абулхаиром вскоре к России

присоединилась часть родов Среднего жуза, возглавляемых ханом Семеке. В

1740 году подданство России приняла большая часть родов Среднего жуза. В

начале 40-х годов XVIII века начался процесс присоединения и казахского

населения Среднего Жуза, который затянулся, правда, почти до середины XIX

века.

После падения Джунгарии часть казахов передвинулась на север и

развернула свои кочевья между Омском и Усть-Каменогорском. Движение казахов

в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были столь быстры,

что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную полосу с

целью запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить

миграции казахов в Сибирь не могла. Постепенно им стали разрешать

переходить эту линию.

С XVIII века начинается формирование этнографической группы омских

казахов. Первый период этого процесса приходится на 1758—1822 годы. В 1782

году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором

оказалась и часть казахов-переселенцев. Они сосредоточивались вдоль

Сибирской пограничной линии, переходили ее и обращались с прошениями об

отведении им земель в сибирских губерниях. В этот период разрабатывается

целый ряд законодательных мер, в числе которых определяющим был «Устав о

сибирских киргизах» 1822 года. В русских документах тогда казахи значились

киргизами, киргиз-казахами или киргиз-кайсаками.

В первой четверти XIX века часть казахов была зафиксирована в

Курганском, Ишимском и Омском округах как постоянное население. Казахов,

живших в Тобольской и Томской губерниях а также на землях русских казачьих

отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления

сибирских губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской

области, и их стали называть сибирскими киргизами. Северными соседями

казахов были сибирские татары, поддерживавшие с ними и семейно-брачные

отношения.

В XVIII веке в районах кочевания казахов стали селиться русские,

направленные на службу в построенные многочисленные военные городки и

крепости. Казахи понемногу и сами стали оседать в русских поселениях — в

основном временно, на период найма на сезонные работы. Но некоторые

казахи записывались в сословия казаков, мещан и крестьян, поступали на

службу к русским купцам, служили ямщиками, становились работниками. В

Омском округе были зафиксированы крещеные казахи, хотя большинство их

держалось мусульманской веры. Ограничение территории для кочевок, особенно

в XIX веке, приводило к тому, что многие сибирские казахи стали постепенно

оседать. Более массовый переход казахов в районы Тобольской губернии

начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа «Дело о

поселении киргиз вдоль Сибирской линии». В 1816 году в Тобольской губернии

числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 —

в Ишимском и 82 — в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только

осевшие в этих округах на постоянное жительство казахи и не учтены казахи,

временно переходившие границы сибирских губерний для устройства здесь своих

кочевий. Общая численность этих двух категорий казахов в 1823 году

составила по Омскому округу 1622 человека.

Следующий период расселения казахов в южных районах Западной Сибири

охватывает время после 1822 года и почти до конца 1880-х годов. Он

характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за

казахами, установлением административно-территориальных единиц с

ограничением переходов казахов с одной территории на другую. Хозяйственно-

культурные контакты с русским населением расширяются. Постепенно растет

численность казахов в степной зоне. Помимо омских казахов небольшие группы

их расселяются в южных районах Тобольской и Томской губерний.

Следующий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к

1889—1917 годам. В это время начинается широкое крестьянское движение

русско-украинского населения в степях Казахстана и Сибири, что коренным

образом изменило этническую ситуацию в этих районах. Ограничение земель,

находившихся в пользовании казахов, усиливавшееся хозяйственно-культурное

влияние русских, украинцев и затем переселявшихся сюда же немцев

привели к массовому отказу казахов от кочевого образа жизни и оседанию их

на жительство в постоянных аулах. Этот процесс растянулся, правда, еще

на несколько десятков лет. В 1897 году на Западно-Сибирской равнине

насчитывалось уже свыше 50 тысяч казахов, из них более 38 тысяч — в Омском

округе Акмолинской области, 5200 казахов — в Тюкалинском и 334 казаха — в

Тарском округе Тобольской губернии.

Омская исследовательница О. М. Бронникова выделяет три периода в

расселении казахов на территории юга Западной Сибири. Первый период,

начавшийся с 1917 года, охватывает десять лет советской власти. В это время

усилились миграционные процессы среди казахов. Фактически к 1928 году

сибирские казахи перешли полностью на оседлый образ жизни.

Второй период охватывает конец 1920-х — 1940-е годы. Его характеризует

жизнь казахов в условиях нового типа их поселений — круглогодично

стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого

хозяйства.

Последний период начинается с 1950-х годов. Он связан, прежде всего, с

изменениями в расселении, происшедшими в ходе освоения целинных земель.

Новый мощный приток населения на этом этапе привел к завершению

формирования современного национального состава в данном регионе. Этот

период характеризуется более равномерным и чересполосным расселением

казахов среди русских, украинских и немецких селений.

В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в

юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5%

населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях

сосредоточено около 30% казахов. Остальные сельские казахи расселены среди

окружающего иного этнического населения: русских, украинцев, немцев и

татар. Значительная часть казахов проживает и в городе Омске.

Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их

многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада,

возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а

также в условиях активного культурного взаимодействия с оседлыми народами,

способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа

— омских казахов. Особенностью группового этнического самосознания казахов

Западно-Сибирской равнины является то, что, оно не оформлялись в единый

этноним. Некоторые казахи называли себя «сыбьф казак», «омбы казак».

Казахи Западной Сибири поддерживают постоянные и давние контакты с

казахами Казахстана, в первую очередь из соседних Северо-Казахстанской,

Кокчетавской и Павлодарской областей. Эти контакты имеют место сегодня,

прежде всего. в социально-культурной сфере. Казахи двух соседних республик

приглашают друг друга на праздники, на свадьбы.

Издавна существуют и поддерживаются в настоящее время браки между

казахами Омской области и Казахстана. В основном сибирские казахи заключают

однонациональные браки преимущественно внутри области.

Другое направление связей приводит нас к татарам. Татары до революции

нередко назначались муллами к казахам. Тесные связи у последних были,

прежде всего, с тюменскими и барабинскими татарами. Но как соседи,

расселяясь по рекам Ишиму и Тоболу, контактировали они и с тарскими, и с

курдакско-саргатскими, и с тобольскими татарами. Омские татары нередко

покупали у них лошадей, а некоторые вместе с казахами в XIX — начале XX

века работали пастухами в хозяйствах зажиточных казахов.

Третье направление этнических контактов казахов связано с русскими.

Прочный характер оно принимает со второй половин, XVIII века и особенно в

XIX—XX веках. До революции постепенно возрастал объем торговых связей между

ними, имевших место еще в XVII веке. Они осуществлялись в XVIII — начале

XX века на рынках Кургана, Омска, на Ирбитской и Тюменской ярмарках, а

также в других городах и крупных русских станицах и деревнях. Те казахи,

которые в XIX веке сохраняли свой кочевой образ жизни, весной передвигались

со своими стадами на север вниз по Ишиму, где постоянно вступали в контакты

с русскими. Занятия казахов извозом в XIX — начале XX века также

способствовали расширению взаимоотношений их и русских.

В XVIII — первой четверти XIX века часть казахов находилась на

положении дворовых в домах зажиточных русских. Только в 1825 году была

запрещена купля-продажа «азиатцев» и назначен срок для освобождения

купленных прежде. С середины XIX века возросло знание русского языка, среди

казахов шире распространилось двуязычие. В 1852 году в военно-

статистическом обозрении Киргизской степи Западной Сибири отмечалось, что

«султаны и почетные баи пытаются выучить детей своих грамоте не только на

киргизском (казахском), но и на руском языке». По данным 1897 года, среди

казахов Тобольской губернии 7309 человек называли родным казахский, 206

человек — татарский и 31 человек — русский язык. И хотя последняя цифра

кажется незначительной, она свидетельствует об имевших место процесах

этнического сближения казахов и русских еще до революции.

В XX веке, особенно начиная с 1920-х годов, ослабло влияние разделяющих

эти два народа факторов национальной и религиозной разобщенности. Казахи и

русские постоянно контактируют друг с другом, а некоторые заключают и

брачные союзы между собой.

В целом значение национальной принадлежности при вступлении в брак для

сельских казахов велико: предпочтение отдается людям своей национальности.

И это является показателем устойчивости группы сибирских казахов в

национально смешанной среде.

Из всех городов Западной Сибири наибольшее количество казахов проживает

в Омске. С самого начала своего возникновения этот город тесным образом был

связан со скотоводами степей. в 1897 году первой Всероссийской переписью

населения в Омске зафиксировано 37,4 тысячи человек, из них 505 казахов. А

во всех городах Западной Сибири проживало тогда 606 казахов.

В период после Октябрьской революции, раскрепостившей народы нашей

страны от национального гнета царской России, казахское население в Омске

стало увеличиваться. В 1920 году. Правда, их было по-прежнему еще немного —

514 человек. Среди них было зафиксировано уже 125 грамотных казахов. В 1959

году в Омске проживали 4832 человека казахской национальности, в 1970 году

—8999, в 1979 году —16573 и в 1989 году —28400. При этом живут казахи во

всех семи районах города — в 1979 году больше всего их было в Кировском

районе (4476 человек) и меньше всего в Советском районе (826 человек).

Относящиеся к территории нынешнего Павлоградского района аулы Састамар,

Кайдаул, Байдалин, Иргибай, Амре, Саттыбай составляли род Керей. Аулы,

располагавшиеся на теперешней территории Степного совхоза, входили в род

Кыпчак. Население из аулов, что были возле Тихорецка (Карабейсен, Байтука,

Сал-хан, Ульмисек, а также аул Кирибай), составляло род Уак. Особняком

выделялись аулы Исенгельды, Токтаул, Шишокпай, Бай-чукжа, Укуган, Джалашан,

которые составляли род Байкугур. Из всех этих поселений осталось только

три: Байдалин — в Таврическом районе, Кирибай и Кайдаул — в Павлоградском.

Произошло смешение родов, многие семьи казахов расселились среди русских и

украинских поселений, отдельные местом жительства избрали районные центры и

города.

В памяти казахского народа хранится много легенд, преданий, сказаний,

очень интересных по своему содержанию. Народ помнит имена многих своих

легендарных героев, таких, как Жаубасар, Карокирей, Кабанбай, Канжиган,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.