![]() |
|
|
ГерманияГерманияРеферат по экономической географии на тему: «Федеративная Республика Германия» Краснодар, 1999 год План: Геополитическое положение Население Государственный строй и политические партии Экономика Сельское хозяйство Налоговая система 7.Транспорт Экологические проблемы Районные различия Объединение Германии в октябре 1990 года стало событием не только европейского, но и мирового значения, одним из наиболее важных после второй мировой войны. Во-первых, оно, разумеется, привело к большим изменениям в самой Германии, стране, как будто бы хорошо известной, но теперь с новыми заметными чертами. Во-вторых, оно вызвало серьезные, далеко идущие последствия за пределами Германии. Геополитическое положение Объединенная Германия или по-прежнему официально – Федеративная Республика Германия (ФРГ) занимает 357 тыс. км2, т.е. территории ФРГ, бывших ГДР и Западного Берлина. Последний утратил статус особой отдельной политической единицы и вместе с Восточным Берлином, бывшей столицей ГДР, вновь стал Большим Берлином. Из 16 федеральных земель 10 – «старые», не претерпевшие перемен: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд- Пфальц, Саарланд (Саар), Гессен, Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург и Бремен (включая Бремерхафен, аванпорт Бремена, расположенный в 56 км к северу от него, вниз по течению реки Везера). На востоке Германии ликвидировано существующее в ГДР административное деление на 15 округов, в том числе Берлин (Восточный), действовавшее с 1952 года. Восстановлены прежние 5 земель, (как продолжение прежних германских традиций федерализма): Меклнбург-передняя Померания (центр - Шверин), Брандебург (Потсдам), Саксония-Ангальт, (Магдебург), Саксония (Дрезден) и Тюрингия (Эрфурт). В отдельных случаях, однако, изменены их границы: некоторые административные районы (крайсы) и общины, исходя из хозяйственной и иной целесообразности, переданы соседним землям. Более трех лет идут споры о центрах – столицах земель. Временами поднимают и более сложные вопросы, в частности об экономической жизнеспособности некоторых земель в условиях общегерманского рынка. Вопрос о столице ФРГ – Бонн или вновь объединенный Берлин, служивший столицей Германии до второй мировой войны, - после жестоких парламентских споров и серьезных разногласий в правительственных кругах был решен в пользу Берлина. Однако переезд столичного аппарата и крупное строительство в Берлине потребуют, как скрупулезно подсчитали германские эксперты, огромных расходов и смогут быть завершены лишь в начале будущего столетия. Между тем президент ФРГ уже начал осуществлять там некоторые правительственные функции. Германия – самая центральная страна Европы из крупных стран. Центральное положение определяет и наибольшее число соседей – 9: Дания на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция – на западе, Швейцария и Австрия – на юге, Чехия и Польша – на юго-востоке и востоке. Почти все они были жертвами германской агрессии в первой и второй мировых войнах, лишь Швейцария была исключением, так как ее нейтралитет был выгоден гитлеровской Германии. Ныне все соседи ФРГ на севере и западе, а также Австрия являются членами ЕС, наиболее мощной страной которого является ФРГ. На ЕС приходится более Ѕ торговых связей ФРГ, в любую из континентальных стран ЕС немец с 1994 года может поехать без всяких виз. Западные и северные соседи ФРГ – члены НАТО. Но и в этом военном блоке ФРГ – сильнейшая на европейском континенте. Ее армия (бундесвер) больше по численности, чем у других членов НАТО в Европе и вооружена самым совершенным оружием, ФРГ выступает за расширение НАТО на восток, оказывает поддержку странам Балтии в сближении с НАТО, участвовала в военной акции против боснийских сербов, имеет сильные позиции в Хорватии. Морской фронт ФРГ резко увеличился после объединения Германии за счет побережья Балтики. Но все-таки фасадом немецких внешних связей остаются порты Северного моря – ее «окно в Атлантику». Гамбург, Бремен и нефтяной порт Вильгельмсхафен превосходят балтийские – Киль, Любек и Росток, ведь основные торговые партнеры ФРГ – страны Запада: Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, США. Южная граница Германии идет по ярко выраженному природному рубежу – Альпийской цепи. Но она не является ныне серьезным препятствием – через альпийские перевалы проходят железные и шоссейные дороги на юг, по трем трансальпийским нефтепроводам нефть от портов Средиземного моря поступает на юго-запад ФРГ и к баварскому городу Ингольштадт. Восточные соседи ФРГ – Чехия и Польша – являются сейчас объектами экономической экспансии ФРГ, ведь заработная плата в Польше в 10 – 12 раз ниже немецкой, а в 1993 – 1994 гг. экспорт из ФРГ в Восточную Европу вырос, а в Западную – сократился. Экономические и политические интересы ФРГ расширились. Экономический гигант перестал быть политическим карликом. Население В объединенной Германии живет более 80,3 млн. человек, это значит, что она – крупнейшая по населению страна Западной Европы. Особенностью Германии является то, что ее население с начала 70- х годов не растет, а сокращается: низкая рождаемость не перекрывает невысокую смертность. Только за 1985 – 1992 годы рождаемость упала на 70%. Это имеет свои причины: возрастная пирамида 90-х гг. отличается от пирамиды 1910 г. повышенной долей старших возрастов, население страны сильно «постарело». В строении пирамиды видны «провалы» в тех возрастных категориях, которые стали жертвой двух мировых войн, а следствие этого – падение рождаемости в те годы и демографические «волны» после; невысокая рождаемость характерна для всех развитых промышленных стран, типичными стали семьи с одним ребенком или вообще без детей. В городах все это проявляется еще резче, чем в сельской местности, а ФРГ – высокоурбанизированная страна, где в городах живет более 90% населения. И все же низкую рождаемость в ФРГ нельзя объяснить только этим. В 1994 г. всего три страны имели превышение смертности над рождаемостью: ФРГ, Россия, Украина. А ведь они очень разные. Есть и необычные следствия невысокой рождаемости. Численность германской армии – бундесвера – в 1991 г. составляла 495 тыс. человек, но в 1995 г. уже всего 340 тыс. Конечно, дело здесь в основном в изменении всей военно-политической обстановки в Европе, но в ФРГ есть и другая причина – для сохранения армии такой численности, какой она была в 1991 г. просто не хватило бы молодых людей, вступающих в призывной возраст. Западные и восточные немцы несильно отличаются друг от друга, и все же долгий период раздельного существования отражается в социальной и особенно религиозной структуре населения. В «новых землях» 67,1% - неверующие, 27,0 % - принадлежат к евангелической церкви, 5,9% - католики. Иная картина в «старых землях», где влияние церкви гораздо сильнее – не принадлежит к ней лишь 19,0% населения, католики (Юг) составляют 42,9% населения, а приверженцы евангелической церкви (Север) – 38,1%. Самой католической землей ФРГ является Бавария. Имеются различия и в жизненном уровне – заработная плата в «новых землях» составляет 70 – 72% от западногерманского уровня, выше здесь и доля безработных. Есть и такие парадоксы, когда водитель автобуса в Восточном Берлине получает меньшую зарплату, чем его коллега в западной части города, выполняющий точно такую же работу. «Сращивание» двух частей ФРГ идет отнюдь не беспроблемно. Как богатая страна с высоким жизненным уровнем, ФРГ привлекает иностранных рабочих и беженцев из многих стран. Во многих странах Юга иностранцы составляют 20 – 25% населения (Франкфурт-на-Майне, Мюнхен). Это создает целый ряд проблем: социальное положение «рабочих-гостей» гораздо хуже, чем коренного населения, они часто не владеют языком, получают, как правило, низкооплачиваемую «черную» работу, живут в худших условиях, особенно не получившие гражданства ФРГ; в городах, особенно у вокзалов, выросла преступность, наркомания; с ростом безработицы обострилась конкуренция за рабочие места, ухудшилось отношение к «рабочим-гостям», в западных землях это использовалось реакционными националистическими группировками, имели место акты насилия; идут и внутренние «разборки» между иностранцами, в частности между турками и курдами. Государственный строй и политические партии Объединенная Германия - федеративное государство, состоящее из 16 равноправных земель (смотри таблицу 1). Первые десять земель находятся на территории бывшей ФРГ (старые земли). Земли под N 11 - 15 ранее входили в ГДР (новые земли). Земля Берлин образована в результате слияния бывшей столицы ГДР Берлина с особой политической единицей - Западным Берлином. Столица ФРГ - Берлин. Однако до сих пор парламент и правительство объединенной Германии работают в - Бонне. ФРГ - страна с одной из наиболее развитых в современном мире систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав, закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Верховным выборным законодательным органом на уровне федерации и земель являются парламенты - бундестаг и ландтаги. Первые выборы в бундестаг объединенной Германии состоялись 2 декабря 1990 года. В нынешнем бундестаге заседают 662 депутата от пяти партий. Весь парламент избирается сроком на четыре года. Блок Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального союза (ХСС) имеет 319 мандатов, Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) - 239, Свободная демократическая партия (СвДП) - 79, Партия демократического социализма (ПДС) - 17 и блок А 90/Зеленые - 8 мандатов. В целом можно отметить, что для современной ФРГ характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны. В ФРГ все основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации общества. ХДС/ХСС и СвДП придерживаются правоцентристской позиции, выражая интересы предпринимательских кругов. СДПГ находится несколько левее центра и выступает за модернизацию капитализма путем соединения политической, экономической и социальной демократии. СДПГ активно защищает интересы и права лиц наемного труда и мелких товаропроизводителей. ПДС образовалась на базе правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Она в основном действует в новых землях и по существу, это тоже социал- демократическая партия, находящаяся, правда, несколько левее СДПГ. Блок А 90/Зеленые находится в левой части политического спектра и выступает нередко против частного бизнеса, особенно, если он своими действиями наносит ущерб природной среде. С бундестагом тесно взаимодействует бундесрат - палата земель, которая состоит из 68 представителей земельных правительств. Каждая земля располагает в бундесрате от трех до шести голосов, в зависимости от численности населения. Бундесрат может потребовать изменения законопроектов бундестага, хотя он реально не в состоянии парализовать деятельность бундестага. Главой государства является избираемый на пять лет федеральный президент, пост которого сейчас занимает Р. фон Вайцзеккер (ХДС). С 1982 года боннское правительство формирует коалиция ХДС/ХСС во главе с федеральным канцлером Г.Колем. Экономика Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся конъюнктуру. Уже длительное время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в мире экспортером изделий машиностроения. Большим внешнеэкономическим потенциалом обладают и новые земли. В целом в 1990 году объем экспорта объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта - 573 млрд. марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 млрд. марок. Хозяйственная мощь Германии обусловливают высокий уровень жизни населения и насыщение рынка товарами производственного и потребительского значения. Правда, ситуация в старых и новых землях неодинакова. В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим историческим фоном российско-германских отношений. Они стали активно развиваться с начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики глубоких экономических реформ. Новый импульс экономическому взаимоотношению двух стран был дан процессом индустриализации в России после отмены крепостного права в 1861 году, который потребовал резкого увеличения импорта из стран Запада средств производства. Только в период с 1860 по 1870 год германский экспорт в Россию возрос в 3,7 раза, а российский в Германию - более чем в 3 раза. Бурный процесс расширения и углубления экономических связей продолжался впредь до первой мировой войны. Уже в последние трети XIX века германский капитал основательно внедрился в российскую промышленность, железнодорожный транспорт, торговлю и банковское дело. В период между двумя мировыми войнами развитие экономических связей также протекало достаточно успешно, хотя было осложнено общей политической обстановкой. После второй мировой войны экономические отношения СССР с образовавшимися в 1949 году двумя германскими государствами складывались далеко не одинаково. ГДР быстро выдвинулась на первое место среди торгово-экономических партнеров СССР. А отношения СССР с ФРГ были очень сильно осложнены реалиями "холодной войны". Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско- западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших довольно прочный фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. И с начала 70-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР среди государств. Вплоть до 1984 года товарооборот продолжал неуклонно расти, его уменьшение в 1985-1987 годах обусловлено уменьшением импортных возможностей СССР из-за сокращения его валютных поступлений вследствие падения мировых цен на нефть. В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют ярко выраженный позитивный подход к развитию экономического сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы. До 1987 года советское руководство по политико-идеологическим мотивам не допускало прямых иностранных инвестиций на своей территории, в том числе в форме совместных предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется коренным образом: - к началу 1992 года на территории бывшего СССР было зарегистрировано около 800 СП с участием германского капитала. Экономическое положение бывшей ГДР в результате создания валютного, экономического и социального союза и объединения с ФРГ оказалось гораздо сложнее, чем ряд политиков предполагал в начале. Переход от жесткой централизованной плановой экономики к социальному рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису экономики, развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот населения. Чтобы полностью интегрировать экономику бывшей ГДР с западными землями и выровнять развитие двух частей Германии нужно инвестировать в восточные земли примерно 2 трлн. марок; отсюда ясно, что это процесс займет около 8 - 10 лет. Ожидавшегося в середине или к осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло. Вместе с тем определенное оживление предпринимательской активности в отдельных сферах экономики уже обозначилось: за 11 месяцев было приватизировано около 3400 госпредприятий различного профиля, большая часть из которых была передана в распоряжение средних и мелких фирм. Практически завершена приватизация розничной торговли и сферы общественного питания, активно она идет в сфере услуг, ремесленном производстве, издательском деле и т.п. Но в целом же к середине 1991 года ситуацию в экономике новых земель следует признать крайне сложной. По оценкам ряда экспертов, она достигла критической точки. По- прежнему отсутствует конкурентоспособная продукция, нет современного производственного оборудования, объем инвестиций недостаточен. Чрезвычайно высок уровень безработицы: из 9 млн. занятых в бывшей ГДР в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5 млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в 1990 году - 32% и в 1991 году - на 58%, а в сельском хозяйстве - соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к середине 1991 года составил только 1/4 по сравнению с 1989 годом. Наибольшее сокращение производства произошло в отраслях, производящих потребительские товары: текстильной, легкой, пищевой промышленности. Резко сократилось производство металлов. Причина такого сокращения - резкое падение на национальные потребительские товары. Оценивать перспективы развития отдельных отраслей промышленности восточной Германии в 1991 году пока еще сложно, но определенные тенденции можно отметить уже сейчас. С учетом необходимости развития всего хозяйства относительно успешно должны развиваться следующие сферы экономики: - отрасли, связанные со стройиндустрией, только если они перестроят свое производство в соответствии с требованиями спроса и качества; - фирмы, которые с открытием границ начали специализироваться на спрос мирового рынка, например, отдельные фирмы по производству специального оборудования, точной механики и оптики. Как относительно плохие следует рассматривать перспективы развития в следующих отраслях: - отрасли, производящие крупные серии стандартизированных изделий, где велика доля затрат на заработную плату, такие как текстильная промышленность, производство одежды, обуви, игрушек; - химическая промышленность, где себестоимость продукции на 30% превышает мировой уровень, так в отрасли сильно устаревшее производственное оборудование; - производство стали, где были выведены из производства неэффективные доменные печи и которое только с помощью западных инвесторов может быть модернизировано и конкурентоспособно. Экономическую систему старых земель ФРГ в стране принято называть "социальным рыночным хозяйством". Этот термин выдвинул в 1947 году известный экономист А. Мюллер-Армак, бывший в первые годы существования ФРГ статс-секретарем министра экономики Л.Эрхарда. По его замыслу традиционное капиталистическое рыночное хозяйство следовало модернизировать путем активной государственной экономической политики, а также создания развитой сетки социальной защиты населения, выравнивания чрезмерных различий в доходах его отдельных слоев, вызывающих напряженность в обществе. Этот замысел в значительной мере удалось претворить в жизнь в старой ФРГ, а в настоящее время предпринимаются активные попытки интегрировать его в новые земли. С точки зрения механизма государственного регулирования экономики ФРГ принципиально не отличается от других стран. В этом Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |