реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Германия

Германия

Реферат

по экономической географии

на тему:

«Федеративная Республика Германия»

Краснодар, 1999 год

План:

Геополитическое положение

Население

Государственный строй и политические партии

Экономика

Сельское хозяйство

Налоговая система

7.Транспорт

Экологические проблемы

Районные различия

Объединение Германии в октябре 1990 года стало событием не

только европейского, но и мирового значения, одним из наиболее важных

после второй мировой войны. Во-первых, оно, разумеется, привело к

большим изменениям в самой Германии, стране, как будто бы хорошо

известной, но теперь с новыми заметными чертами. Во-вторых, оно

вызвало серьезные, далеко идущие последствия за пределами Германии.

Геополитическое положение

Объединенная Германия или по-прежнему официально – Федеративная

Республика Германия (ФРГ) занимает 357 тыс. км2, т.е. территории ФРГ,

бывших ГДР и Западного Берлина. Последний утратил статус особой

отдельной политической единицы и вместе с Восточным Берлином, бывшей

столицей ГДР, вновь стал Большим Берлином. Из 16 федеральных земель 10

– «старые», не претерпевшие перемен: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-

Пфальц, Саарланд (Саар), Гессен, Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя

Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург и Бремен (включая Бремерхафен,

аванпорт Бремена, расположенный в 56 км к северу от него, вниз по

течению реки Везера).

На востоке Германии ликвидировано существующее в ГДР

административное деление на 15 округов, в том числе Берлин

(Восточный), действовавшее с 1952 года. Восстановлены прежние 5

земель, (как продолжение прежних германских традиций федерализма):

Меклнбург-передняя Померания (центр - Шверин), Брандебург (Потсдам),

Саксония-Ангальт, (Магдебург), Саксония (Дрезден) и Тюрингия (Эрфурт).

В отдельных случаях, однако, изменены их границы: некоторые

административные районы (крайсы) и общины, исходя из хозяйственной и

иной целесообразности, переданы соседним землям. Более трех лет идут

споры о центрах – столицах земель. Временами поднимают и более сложные

вопросы, в частности об экономической жизнеспособности некоторых

земель в условиях общегерманского рынка.

Вопрос о столице ФРГ – Бонн или вновь объединенный Берлин,

служивший столицей Германии до второй мировой войны, - после жестоких

парламентских споров и серьезных разногласий в правительственных

кругах был решен в пользу Берлина. Однако переезд столичного аппарата

и крупное строительство в Берлине потребуют, как скрупулезно

подсчитали германские эксперты, огромных расходов и смогут быть

завершены лишь в начале будущего столетия. Между тем президент ФРГ уже

начал осуществлять там некоторые правительственные функции.

Германия – самая центральная страна Европы из крупных стран.

Центральное положение определяет и наибольшее число соседей – 9: Дания

на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция – на западе,

Швейцария и Австрия – на юге, Чехия и Польша – на юго-востоке и

востоке. Почти все они были жертвами германской агрессии в первой и

второй мировых войнах, лишь Швейцария была исключением, так как ее

нейтралитет был выгоден гитлеровской Германии.

Ныне все соседи ФРГ на севере и западе, а также Австрия являются

членами ЕС, наиболее мощной страной которого является ФРГ. На ЕС

приходится более Ѕ торговых связей ФРГ, в любую из континентальных

стран ЕС немец с 1994 года может поехать без всяких виз.

Западные и северные соседи ФРГ – члены НАТО. Но и в этом военном

блоке ФРГ – сильнейшая на европейском континенте. Ее армия (бундесвер)

больше по численности, чем у других членов НАТО в Европе и вооружена

самым совершенным оружием, ФРГ выступает за расширение НАТО на восток,

оказывает поддержку странам Балтии в сближении с НАТО, участвовала в

военной акции против боснийских сербов, имеет сильные позиции в

Хорватии.

Морской фронт ФРГ резко увеличился после объединения Германии за

счет побережья Балтики. Но все-таки фасадом немецких внешних связей

остаются порты Северного моря – ее «окно в Атлантику». Гамбург, Бремен

и нефтяной порт Вильгельмсхафен превосходят балтийские – Киль, Любек и

Росток, ведь основные торговые партнеры ФРГ – страны Запада: Франция,

Италия, Нидерланды, Великобритания, США.

Южная граница Германии идет по ярко выраженному природному

рубежу – Альпийской цепи. Но она не является ныне серьезным

препятствием – через альпийские перевалы проходят железные и шоссейные

дороги на юг, по трем трансальпийским нефтепроводам нефть от портов

Средиземного моря поступает на юго-запад ФРГ и к баварскому городу

Ингольштадт.

Восточные соседи ФРГ – Чехия и Польша – являются сейчас

объектами экономической экспансии ФРГ, ведь заработная плата в Польше

в 10 – 12 раз ниже немецкой, а в 1993 – 1994 гг. экспорт из ФРГ в

Восточную Европу вырос, а в Западную – сократился.

Экономические и политические интересы ФРГ расширились.

Экономический гигант перестал быть политическим карликом.

Население

В объединенной Германии живет более 80,3 млн. человек, это

значит, что она – крупнейшая по населению страна Западной Европы.

Особенностью Германии является то, что ее население с начала 70-

х годов не растет, а сокращается: низкая рождаемость не перекрывает

невысокую смертность. Только за 1985 – 1992 годы рождаемость упала на

70%. Это имеет свои причины:

возрастная пирамида 90-х гг. отличается от пирамиды 1910 г.

повышенной долей старших возрастов, население страны сильно

«постарело». В строении пирамиды видны «провалы» в тех возрастных

категориях, которые стали жертвой двух мировых войн, а следствие этого

– падение рождаемости в те годы и демографические «волны» после;

невысокая рождаемость характерна для всех развитых промышленных

стран, типичными стали семьи с одним ребенком или вообще без детей. В

городах все это проявляется еще резче, чем в сельской местности, а ФРГ

– высокоурбанизированная страна, где в городах живет более 90%

населения.

И все же низкую рождаемость в ФРГ нельзя объяснить только этим.

В 1994 г. всего три страны имели превышение смертности над

рождаемостью: ФРГ, Россия, Украина. А ведь они очень разные.

Есть и необычные следствия невысокой рождаемости. Численность

германской армии – бундесвера – в 1991 г. составляла 495 тыс. человек,

но в 1995 г. уже всего 340 тыс. Конечно, дело здесь в основном в

изменении всей военно-политической обстановки в Европе, но в ФРГ есть

и другая причина – для сохранения армии такой численности, какой она

была в 1991 г. просто не хватило бы молодых людей, вступающих в

призывной возраст.

Западные и восточные немцы несильно отличаются друг от друга, и

все же долгий период раздельного существования отражается в социальной

и особенно религиозной структуре населения. В «новых землях» 67,1% -

неверующие, 27,0 % - принадлежат к евангелической церкви, 5,9% -

католики. Иная картина в «старых землях», где влияние церкви гораздо

сильнее – не принадлежит к ней лишь 19,0% населения, католики (Юг)

составляют 42,9% населения, а приверженцы евангелической церкви

(Север) – 38,1%. Самой католической землей ФРГ является Бавария.

Имеются различия и в жизненном уровне – заработная плата в

«новых землях» составляет 70 – 72% от западногерманского уровня, выше

здесь и доля безработных. Есть и такие парадоксы, когда водитель

автобуса в Восточном Берлине получает меньшую зарплату, чем его

коллега в западной части города, выполняющий точно такую же работу.

«Сращивание» двух частей ФРГ идет отнюдь не беспроблемно.

Как богатая страна с высоким жизненным уровнем, ФРГ привлекает

иностранных рабочих и беженцев из многих стран. Во многих странах Юга

иностранцы составляют 20 – 25% населения (Франкфурт-на-Майне, Мюнхен).

Это создает целый ряд проблем:

социальное положение «рабочих-гостей» гораздо хуже, чем

коренного населения, они часто не владеют языком, получают, как

правило, низкооплачиваемую «черную» работу, живут в худших условиях,

особенно не получившие гражданства ФРГ;

в городах, особенно у вокзалов, выросла преступность,

наркомания;

с ростом безработицы обострилась конкуренция за рабочие места,

ухудшилось отношение к «рабочим-гостям», в западных землях это

использовалось реакционными националистическими группировками, имели

место акты насилия;

идут и внутренние «разборки» между иностранцами, в частности

между турками и курдами.

Государственный строй и политические партии

Объединенная Германия - федеративное государство, состоящее из

16 равноправных земель (смотри таблицу 1).

Первые десять земель находятся на территории бывшей ФРГ (старые

земли). Земли под N 11 - 15 ранее входили в ГДР (новые земли). Земля

Берлин образована в результате слияния бывшей столицы ГДР Берлина с

особой политической единицей - Западным Берлином. Столица ФРГ -

Берлин. Однако до сих пор парламент и правительство объединенной

Германии работают в - Бонне.

ФРГ - страна с одной из наиболее развитых в современном мире

систем парламентской демократии, обеспечивающей гражданам широкие

возможности волеизъявления и реализации своих демократических прав,

закрепленных Конституцией. В стране реально обеспечено разделение

законодательной, исполнительной и судебной властей. Верховным выборным

законодательным органом на уровне федерации и земель являются

парламенты - бундестаг и ландтаги.

Первые выборы в бундестаг объединенной Германии состоялись 2

декабря 1990 года. В нынешнем бундестаге заседают 662 депутата от пяти

партий. Весь парламент избирается сроком на четыре года. Блок

Христианско-демократического союза (ХДС) и Христианско-социального

союза (ХСС) имеет 319 мандатов, Социал-демократическая партия Германии

(СДПГ) - 239, Свободная демократическая партия (СвДП) - 79, Партия

демократического социализма (ПДС) - 17 и блок А 90/Зеленые - 8

мандатов.

В целом можно отметить, что для современной ФРГ характерна

достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая

обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны. В ФРГ все

основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг

центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации

общества. ХДС/ХСС и СвДП придерживаются правоцентристской позиции,

выражая интересы предпринимательских кругов. СДПГ находится несколько

левее центра и выступает за модернизацию капитализма путем соединения

политической, экономической и социальной демократии. СДПГ активно

защищает интересы и права лиц наемного труда и мелких

товаропроизводителей. ПДС образовалась на базе правившей в ГДР

Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Она в основном

действует в новых землях и по существу, это тоже социал-

демократическая партия, находящаяся, правда, несколько левее СДПГ.

Блок А 90/Зеленые находится в левой части политического спектра и

выступает нередко против частного бизнеса, особенно, если он своими

действиями наносит ущерб природной среде.

С бундестагом тесно взаимодействует бундесрат - палата земель,

которая состоит из 68 представителей земельных правительств. Каждая

земля располагает в бундесрате от трех до шести голосов, в зависимости

от численности населения. Бундесрат может потребовать изменения

законопроектов бундестага, хотя он реально не в состоянии парализовать

деятельность бундестага.

Главой государства является избираемый на пять лет федеральный

президент, пост которого сейчас занимает Р. фон Вайцзеккер (ХДС). С

1982 года боннское правительство формирует коалиция ХДС/ХСС во главе с

федеральным канцлером Г.Колем.

Экономика

Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке,

сумев правильно использовать складывавшуюся конъюнктуру. Уже

длительное время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в

мире экспортером изделий машиностроения. Большим внешнеэкономическим

потенциалом обладают и новые земли. В целом в 1990 году объем экспорта

объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта - 573 млрд.

марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9

млрд. марок.

Хозяйственная мощь Германии обусловливают высокий уровень жизни

населения и насыщение рынка товарами производственного и

потребительского значения. Правда, ситуация в старых и новых землях

неодинакова.

В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во

внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим историческим

фоном российско-германских отношений. Они стали активно развиваться с

начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики

глубоких экономических реформ. Новый импульс экономическому

взаимоотношению двух стран был дан процессом индустриализации в России

после отмены крепостного права в 1861 году, который потребовал резкого

увеличения импорта из стран Запада средств производства. Только в

период с 1860 по 1870 год германский экспорт в Россию возрос в 3,7

раза, а российский в Германию - более чем в 3 раза. Бурный процесс

расширения и углубления экономических связей продолжался впредь до

первой мировой войны. Уже в последние трети XIX века германский

капитал основательно внедрился в российскую промышленность,

железнодорожный транспорт, торговлю и банковское дело. В период между

двумя мировыми войнами развитие экономических связей также протекало

достаточно успешно, хотя было осложнено общей политической

обстановкой. После второй мировой войны экономические отношения СССР с

образовавшимися в 1949 году двумя германскими государствами

складывались далеко не одинаково. ГДР быстро выдвинулась на первое

место среди торгово-экономических партнеров СССР. А отношения СССР с

ФРГ были очень сильно осложнены реалиями "холодной войны". Но с

подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и

экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в

положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-

западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов,

создавших довольно прочный фундамент для экономического сотрудничества

между СССР и ФРГ. И с начала 70-х годов ФРГ прочно заняла место

главного торгового партнера СССР среди государств. Вплоть до 1984 года

товарооборот продолжал неуклонно расти, его уменьшение в 1985-1987

годах обусловлено уменьшением импортных возможностей СССР из-за

сокращения его валютных поступлений вследствие падения мировых цен на

нефть. В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют

ярко выраженный позитивный подход к развитию экономического

сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом

сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы. До 1987 года

советское руководство по политико-идеологическим мотивам не допускало

прямых иностранных инвестиций на своей территории, в том числе в форме

совместных предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется

коренным образом:

- к началу 1992 года на территории бывшего СССР было

зарегистрировано около 800 СП с участием германского капитала.

Экономическое положение бывшей ГДР в результате создания

валютного, экономического и социального союза и объединения с ФРГ

оказалось гораздо сложнее, чем ряд политиков предполагал в начале.

Переход от жесткой централизованной плановой экономики к социальному

рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису экономики,

развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных

кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот

населения. Чтобы полностью интегрировать экономику бывшей ГДР с

западными землями и выровнять развитие двух частей Германии нужно

инвестировать в восточные земли примерно 2 трлн. марок; отсюда ясно,

что это процесс займет около 8 - 10 лет. Ожидавшегося в середине или к

осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло.

Вместе с тем определенное оживление предпринимательской активности в

отдельных сферах экономики уже обозначилось: за 11 месяцев было

приватизировано около 3400 госпредприятий различного профиля, большая

часть из которых была передана в распоряжение средних и мелких фирм.

Практически завершена приватизация розничной торговли и сферы

общественного питания, активно она идет в сфере услуг, ремесленном

производстве, издательском деле и т.п. Но в целом же к середине 1991

года ситуацию в экономике новых земель следует признать крайне

сложной. По оценкам ряда экспертов, она достигла критической точки. По-

прежнему отсутствует конкурентоспособная продукция, нет современного

производственного оборудования, объем инвестиций недостаточен.

Чрезвычайно высок уровень безработицы: из 9 млн. занятых в бывшей ГДР

в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5

млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в

1990 году - 32% и в 1991 году - на 58%, а в сельском хозяйстве -

соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к

середине 1991 года составил только 1/4 по сравнению с 1989 годом.

Наибольшее сокращение производства произошло в отраслях, производящих

потребительские товары: текстильной, легкой, пищевой промышленности.

Резко сократилось производство металлов. Причина такого сокращения -

резкое падение на национальные потребительские товары.

Оценивать перспективы развития отдельных отраслей

промышленности восточной Германии в 1991 году пока еще сложно, но

определенные тенденции можно отметить уже сейчас. С учетом

необходимости развития всего хозяйства относительно успешно должны

развиваться следующие сферы экономики:

- отрасли, связанные со стройиндустрией, только если они

перестроят свое производство в соответствии с требованиями спроса и

качества;

- фирмы, которые с открытием границ начали специализироваться

на спрос мирового рынка, например, отдельные фирмы по производству

специального оборудования, точной механики и оптики.

Как относительно плохие следует рассматривать перспективы

развития в следующих отраслях:

- отрасли, производящие крупные серии стандартизированных

изделий, где велика доля затрат на заработную плату, такие как

текстильная промышленность, производство одежды, обуви, игрушек;

- химическая промышленность, где себестоимость продукции на 30%

превышает мировой уровень, так в отрасли сильно устаревшее

производственное оборудование;

- производство стали, где были выведены из производства

неэффективные доменные печи и которое только с помощью западных

инвесторов может быть модернизировано и конкурентоспособно.

Экономическую систему старых земель ФРГ в стране принято

называть "социальным рыночным хозяйством". Этот термин выдвинул в 1947

году известный экономист А. Мюллер-Армак, бывший в первые годы

существования ФРГ статс-секретарем министра экономики Л.Эрхарда. По

его замыслу традиционное капиталистическое рыночное хозяйство

следовало модернизировать путем активной государственной экономической

политики, а также создания развитой сетки социальной защиты населения,

выравнивания чрезмерных различий в доходах его отдельных слоев,

вызывающих напряженность в обществе. Этот замысел в значительной мере

удалось претворить в жизнь в старой ФРГ, а в настоящее время

предпринимаются активные попытки интегрировать его в новые земли.

С точки зрения механизма государственного регулирования

экономики ФРГ принципиально не отличается от других стран. В этом

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.