реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Германия

механизме в том или ином виде представлены все известные на Западе

средства, методы, направления и формы государственного воздействия на

экономику. В ФРГ очень активная социальная политика государства,

которая обеспечивает общественную стабильность. ФРГ по степени

социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции.

До объединения Германии ФРГ имела валовой национальный продукт

на душу населения в 14460 долларов. ВНП на душу населения в бывшей ГДР

составлял к концу 80-х годов 11400 долларов. Экономика старых земель

характеризуется сбалансированным сочетанием крупного, среднего и

мелкого бизнеса. Немецкие концерны Bayer, BASF, Siemens, Bosh, Daymler-

Benz, Krupp, Masesmann и другие относятся к фирмам мирового класса.

Вместе с тем по величине оборота и числу занятых, по качественным

показателям производства они не часто превосходят своих японских,

американских и даже итальянских конкурентов. Зато средний и мелкий

бизнес в старых землях отличается исключительной для этой категории

фирм силой, гибкостью и динамикой, во многом обеспечивая экономическое

благополучие старых земель. В целом в объединенной Германии 99,8% всех

фирм приходится на мелкие и средние предприятия. В бывшей ГДР сейчас

создано Попечительское ведомство которому предстоит в ближайшее время

приватизировать 7894 государственных предприятий с числом занятых

около 6 млн. человек. В ходе приватизации создается множество новых

мелких и средних фирм. Например, лишь в первом квартале 1991 года

возникли 55 022 экономически активные новые фирмы.

ФРГ принадлежит к числу индустриальных гигантов современного

мира. Только в старых землях объем промышленного производства

достигает 1 трлн. марок. Важнейшими отраслями индустрии являются

автомобилестроение, общее машиностроение, электротехника, металлургия.

Рурская область ФРГ – старопромышленный район в развитии

Рурскую область еще недавно называли индустриальным сердцем

Германии. Да и в наши дни, несмотря на уменьшение ее роли, эта

область, занимающая 4,4 тыс. км2 (1,3% территории страны), с

населением 5,3 млн. человек и средней его плотностью 2100 человек на 1

км2, дает около 1/10 всего промышленного производства. Здесь

сформировался сложный комплекс промышленных производств, включающий

угольную, металлургическую, химическую промышленность, тяжелое (в том

числе военное) машиностроение, энергетику и предприятия многих смежных

отраслей. Словом, Рурская область – один из наиболее типичных

старопромышленных районов Европы. И проблемы, возникающие в связи с ее

развитием, также характерны для большинства районов этого типа.

В первой половине XIX века название «Рур» в мировой политической

и экономической литературе еще почти не встречалось. Хотя добыча угля

в южной части бассейна, прилегающей к реке Рур, уже началась, в 1850

году она составила только 2 млн. т. Первая доменная печь, работающая

на коксе, была задута здесь в 1849 году, почти на полвека позже, чем в

Верхней Силезии. И не удивительно, что в 1820 году в Дуйсбурге и

Эссене было всего по 5 тыс., в Дортмунде – 4 тыс., а в Бохуме – 2 тыс.

жителей.

Перелом в развитии Рура наступил в середине XIX века. Он был

вызван созданием общенационального рынка, а затем и политическим

объединением Германии, бурным строительством железных дорог,

зарождением военной промышленности. Победа над Францией во франко-

прусской войне, захват Эльзаса и Лотарингии с ее железорудным

бассейном, получение 5-миллиардной контрибуции создали еще более

благоприятные условия для развития Рура. Быстро росли добыча угля,

выплавка чугуна и стали. Выдающееся место в экономике области

приобрели также химическая промышленность и машиностроение, особенно

военное. Заводы Круппа, основанные еще в начале века в Эссене, стали

крупнейшим в мире предприятием военной промышленности. Крупп, Тиссен,

Стиннес, Кирдорф и другие рурские магнаты постепенно стали играть

руководящую роль во всей экономической и политической жизни Германии.

Это их положение еще более укрепилось во время первой мировой войны,

когда заводы Рура снабжали германскую армию всеми видами оружия. 42-

дюймовые мортиры Круппа («толстая Берта») обстреливали бельгийские и

французские крепости. Его же сверхдальнобойные пушки «Колоссаль»

стреляли по Парижу с расстояния 120 км.

Поражение Германии в первой мировой войне, возвращение

Лотарингии Франции, оккупация Рурской области франко-бельгийской

армией – все это привело к временному упадку экономики Рура. Но затем

добыча угля, выплавка чугуна стали снова расти, лотарингская руда была

заменена шведской и испанской, да и рурские магнаты сумели

восстановить свои позиции. В конце 30-х годов на заводах Круппа

работало 120 тыс. человек. Возникли Стальной трест, Химический трест,

в которых рурские промышленники играли либо ведущую, либо значительную

роль. Хорошо известна также поддержка, оказанная ими германскому

фашизму.

В первые годы после второй мировой войны Рур снова стал одним из

главных «локомотивов» восстановления экономики Германии. Здесь

обосновались штаб-квартиры таких крупнейших стальных концернов, как

«Крупп», «Тиссен», «Хёш», «Маннесманн», «Клёкнер». Рурская область

давала 60% всей выплавки стали в стране и 80% общегерманской добычи

каменного угля.

Однако уже в 60-х годах начались первые экономические

потрясения. Все большая ориентация страны на импорт дешевой заморской

нефти сильно ударила по угольной промышленности. Когда же в середине

70-х годов нефть сильно подорожала, выход из энергетического кризиса в

ФРГ стали искать не столько в возрождении угледобычи, сколько в

развитии атомной энергетики, в импорте голландского и советского

природного газа и американского угля. В результате число угольных шахт

в Руре уменьшилось со 150 в 50-х годах до 20 в начале 80-х, а

численность шахтеров снизилась с 600 до 160 тысяч. Сократилось и

производство в черной металлургии. Так Рурская область вступила в

полосу структурного кризиса и перешла в категорию депрессивных районов

со всеми характерными для них чертами.

Однако и федеральные власти ФРГ в своей государственной

региональной политике, и правительство земли Северный Рейн –

Вестфалия, в состав которой входит Рурская область, и правления

монополий, и общественность приняли ряд мер, чтобы вывести Рур из

состояния депрессии и кризиса. Так, с целью увеличить

конкурентоспособность угля (себестоимость 1 т рурского угля равна 250

маркам, тогда как импортный уголь обходится всего в 100 марок за 1 т)

была введена система компенсаций (т.н. «угольные пфенниги»).

Металлургическая промышленность стала получать государственные

субсидии.

Еще более важная задача заключалась в модернизации этих ведущих

отраслей. В результате закрытия нерентабельных предприятий,

концентрации производства на немногих из них и их переоборудования

удалось преодолеть прежнюю технико-экономическую отрасль угольной и

металлургической промышленности, которые теперь относятся к наиболее

технически оснащенным в мире. Производительность труда на шахтах Рура

(4,5 т на рабочего за смену) ныне самая высокая в Западной Европе,

издержки производства на металлургических комбинатах, несмотря на

высокую заработную плату, самые низкие не только в Западной Европе, но

и в мире.

Немалые успехи были достигнуты и в структурной перестройке

экономики Рура. Уже в конце 80-х годов 1,2 млн. человек, или 58% всех

занятых в Руре, были связаны с отраслями непроизводственной сферы,

тогда как в промышленности работал 41%. Сместились акценты и в самой

промышленности, насчитывающей 2,2тыс. предприятий. Ныне в угольной и

металлургической промышленности занята только 1/3 всей рабочей силы.

Именно в этих отраслях занята значительная часть «гастарбайтеров»,

общая численность которых в Руре достигает 450 тыс.; примерно половину

из них составляют выходцы из Турции.

Облик старых концернов тяжелой промышленности за последнее

время также изменился. Например, крупнейшие металлургические концерны

района постепенно превратились в производителей оборудования и машин с

электронным управлением. Так, концерн «Тиссен», по-прежнему

возглавляющий перечень металлургических компаний ФРГ, теперь выпускает

не только чугун и сталь, но и разнообразную продукцию тяжелого и

транспортного машиностроения. Кроме того, в Рурскую область

мигрировали некоторые более современные производства других известных

фирм. Так, в самом центре Рура – в Бохуме был открыт автосборочный

завод фирмы «Опель» (17 тыс. заятых). Фирма «Сименс» имеет здесь

предприятия по выпуску электронной техники (28 тыс. занятых).

Увеличилось и инвестирование иностранного капитала.

На протяжении последних десятилетий заметно изменилось и

транспортно-географическое положение Рура, также способствовавшее

структурной перестройке его экономики. По нефтепроводам из Роттердама

и Вильгельмсхафена сюда начала поступать импортная нефть. Главными

«морскими воротами» Рура стал Роттердам, через который возится

железная руда, другое сырье, а вывозится продукция Рура. Кроме того,

германские химические концерны смогли вынести первичные стадии

переработки химического сырья с территории Рейнско-Рурской области в

Роттердам и Антверпен.

С середины 60-х годов в Рурской области ускорилось создание

университетских центров с прикладной научной ориентацией. В 1965 году

был открыт первый университет в Бохуме, специализирующийся на

вопросах, связанных с использованием угля. В 1968 году был создан

университет в Дортмунде, где занимаются разработкой производственной

программистики. Затем были основаны университеты в Эссене

(экологическая технология) и Дуйсбурге (микроэлектроника). Все это

свидетельствует о кооперации высшей школы, исследовательских центров и

промышленных предприятий. Теперь в Рурской области 120 тыс. студентов

и 100 тыс. шахтеров.

Наконец, нельзя не сказать о предпринимаемых в районе

природоохранных мероприятиях. Еще в 60-е годы канцлер ФРГ Вилли Брандт

выдвинул лозунг: «Вернуть Руру голубое небо!». С тех пор здесь были

проведены большие работы по охране воздушного бассейна, и теперь

загрязнение воздуха в большинстве городов Рура не выше, чем в Берлине,

Франкфурте или Мюнхене. К тому же заводы земли Северный Рейн –

Вестфалия освоили выпуск самого современного природоохранного

оборудования, которое в первую очередь используется на месте. Были

построены также десятки плотин и водохранилищ. А лесистость области

увеличилась до 35%, или в два раза.

Вот почему в наши дни Рур уже нельзя отнести к категории

депрессивных районов. Это старопромышленный район, переживший своего

рода «реанимацию» и теперь находящийся в стадии «выздоровления». По

мнению немецких специалистов, перспективы его дальнейшего развития

будут связаны с тремя следующими отраслями: во-первых, с современной

черной металлургией, ориентированной на выпуск спецсталей и других

аналогичных видов изделий, во-вторых, с модернизированной угольной

промышленностью и, в-третьих, с металлоемким машиностроением.

Одна из концепций реконструкции Рурской области предусматривает

такую ее районную планировку, при которой должно произойти более

четкое размежевание промышленных и селитебных зон, а также создание

восьми локальных зон отдыха и пяти зеленых парковых полос, которые

пересекали бы всю территорию агломерации в направлении с севера на

юг.

Добавим также, что правительство земли Северный Рейн-Вестфалия

разработало и приняло проект под названием «Экологический город

будущего», призванный продемонстрировать модель экологической

перестройки современного европейского города. Из двадцати городов этой

земли с населением более 50 тыс. жителей, подавших заявления на

участие в проекте, были отобраны три – Ахен, Хамм и Херне. В течение

ближайших лет их развитие будет происходить при строгом учете

важнейших экологических принципов.

Сельское хозяйство

Объединенная Германия – крупнейший после США импортер

сельскохозяйственной продукции в мире, но одновременно и один из

главных экспортеров. В ЕС она крупнейший производитель молочных и

мясных продуктов, по производству зерна уступает только Франции.

Один занятый агроном в секторе кормит 67 человек. Это достигнуто

высоким уровнем механизации сельского хозяйства. Стоимость примененных

машин на 1000 марок сельскохозяйственной продукции сильно превышает

показатели всех остальных стран ЕС. В послевоенные годы произошла

индустриализация сельского хозяйства: тракторный парк увеличился более

чем в 10 раз, потребление минеральных удобрений – в 3 – 4 раза.

В итоге урожайность зерновых составляет 45 – 50 ц/га, картофеля

– 230 – 330 ц/га, надои на корову – 3800 – 4700 л.

Страна более чем обеспечена зерном, молоком, маслом и

картофелем.

Проблемы воссоединения стоят и в сельском хозяйстве. Уровень

сельскохозяйственного производства в бывшей ГДР не так уж сильно

отличался от западногерманского, однако совершенно разной была

социально-экономическая структура сельского хозяйства. Если в ФРГ

доминируют частные хозяйства (средняя площадь всего 18 – 20га), то в

ГДР преобладали производственные сельскохозяйственные кооперативы с

большими площадями обрабатываемой земли. Разной была и занятость в

сельском хозяйстве – в ФРГ всего 3,5%, в ГДР – втрое большая доля.

В «старых землях» продолжается процесс концентрации в сельском

хозяйстве, ускоренной отмены таможенных барьеров и конкуренции других

стран ЕС, в «новых» – производственные кооперативы распущены, резко

ослаблена социальная инфраструктура в сельской местности (кооперативы

имели свои детские сады, магазины, учреждения здравоохранения). Но

крестьяне продолжают держаться за коллективные хозяйства (ныне АО,

товарищества), правда, гораздо меньшего масштаба, чем бывшие

кооперативы.

Налоговая система

Налоговая система ФРГ характеризуется наличием многочисленных

видов (около 60) прямых и косвенных налогов. Доля налогов в валовом

национальном продукте ФРГ (старые земли) составляет примерно 23%.

Согласно Основному закону ФРГ существующие в стране налоги

подразделяются на федеральные, земельные и общинные. Имеется также ряд

других налогов, которые поступают одновременно в определенном

соотношении в бюджеты федераций и земель. Налоговая система федераций,

земель, общин имеет соответствующую правовую базу. Налоговая система

ФРГ распространяется на все филиалы иностранных компаний и на фирмы с

участием иностранного капитала. Среди всех существующих в стране

налогов можно выделить группу основных, прямых и косвенных. К ним

относятся следующие:

- Подоходный налог (Einkommensteuer). Этот налог взимается с

физических лиц. По существу, он включает в себя два вида налогов:

налог на заработную плату (Lohnsteuer) и налог с капитала

(Kapitalbetragsteuer). Подоходный налог является основным налогом ФРГ.

На него приходится свыше 40% доходной части государственного бюджета.

В 1990 году установлена предельная ставка подоходного налога ФРГ -

53%, до этого времени она составляла 50%. Ставка налога на доходы от

капитала составляет 25%.

- Налог на корпорации или корпорационный налог

(Korperschaftsteuer) взимается с прибыли юридических лиц. Для

нераспределенной прибыли федеральная ставка корпорационного налога

составляет 50%, а на распределенную в различных формах прибыль-36%.

- Промысловым налогом (Gewerbesteuer) облагаются не результаты

деятельности физических и юридических лиц, а капитал и доход

предприятия как субъекта хозяйства, функционирующего на данной

территории. Им облагаются все предприятия в данной местности, за

исключением сельскохозяйственных и ремесленных.

- Поимущественный налог (Vermogensteuer). Этим налогом

облагается так называемая стоимость имущества, то есть сумарная оценка

всех элементов недвижимости и движимого имущества, с которого

извлекается прибыль. От взимания поимущественного налога освобождаются

владельцы участий в

компаниях, если их доля не превышает 10%.

- Налог на добавленную стоимость, налог с оборота

(Mehrwertsteuer, Umsatzsteuer). Этим налогом облагается конечный

потребитель в частной и государственной сфере потребления товаров и

услуг.

- Поземельным налогом (Grundsteuer) облагаются земельные

участки предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодья.

Диапазон ставок этого налога - 0,6 - 3,1%. Налогоплательщики ФРГ

представляют финансовым органам декларации, как правило, раз в год,

после окончания финансового года. На основании декларации налоговые

органы предъявляют требования об уплате налогов. Налогоплательщик

выплачивает налог авансом четырьмя квартальными взносами на базе

налоговой декларации за предыдущий взнос.

Транспорт

ФРГ хорошо обеспечена всеми видами транспорта, обладает самой

разветвленной в Европе сетью автобанов (около 11 тыс. км с «новыми

землями»), электрифицированных железных дорог с высокими скоростями

движения, каналов и «канализированных» рек.

Доминирует автомобильный транспорт – 54% грузооборота и более

80% пассажирских перевозок, на железные дороги приходится 25%

грузооборота, на водные пути – 21%. По автомобильному парку (37 млн.

легковых автомашин) ФРГ – первая страна Европы, по скоростям на

железных дорогах (поезда «Интерсити» ходят со скоростью до 250 км/ч)

уступает только Франции. Судоходство по Рейну и Эльбе дополняется

Среднегерманским каналом, связывающим их бассейны. В 1992г. ФРГ

получила водный выход на юго-восток Европы: вошел в строй канал Рейн –

Майн – Дунай. Главные речные порты страны – Дуйсбург (50 млн. т),

Карлсруэ (12 млн. т) и Кельн (10 млн. т)

Внешние связи страны обеспечиваются и морским транспортом.

Формально – по тоннажу – флот ФРГ занимает только 20-е место в мире

(5,5 млн. рег. бр. м), однако многие суда (3,3 млн. рег. бр. м)

плавают под «дешевыми флагами» (Кипра, Панамы, Либерии). Главные

морские порты ФРГ – Гамбург с грузоподъемностью 55 млн. т,

Вильгельмсхафен – 16 млн. т, Бремен – 15 млн. т, Росток – 13 млн. т,

Любек – 12 млн. т. Грузооборот немецких портов на западе страны не

растет, так как они находятся как бы в тени крупнейшего порта мира –

Роттердама, к которому выходит рейнский водный путь.

Авиационный транспорт ФРГ имеет большое международное значение,

«Дойче Люфтганза» – одна из крупнейших авиокомпаний мира – имеет

линии на все континенты. Наиболее «Центрованный» в «старых землях»

Франкфурт стал крупнейшим аэропортом Европы и имеет пассажирооборот

30 млн. человек, Мюнхен – 12,6 млн. человек, Дюссельдорф – 12 млн.

человек в год. Расширяется и аэропорт Шенефельд в Берлине, в 1996г.

он будет принимать до 15 млн. пассажиров.

Экологические проблемы

Из крупных европейских стран ФРГ самая плотнонаселенная, самая

урбанизированная и самая индустриальная. Поэтому ясно, что давление на

окружающую среду здесь максимально, а узел экологических проблем

сложнее, чем у других стран. Одни автострады и места парковки

(«бетонированная земля») занимают большую площадь, чем вся застроенная

жилыми домами (около 4 тыс. км – только в «старых землях»).

Население ФРГ относится к «золотому миллиарду» высокоразвитых

стран, и средний немец потребляет несравненно больше, чем житель

развивающихся стран: энергии в 20 раз больше индуса, стали в 100 раз

больше филиппинца, алюминия в 15 раз больше жителя Аргентины. И все

это на очень ограниченной территории – если сравнить с нашими

масштабами, то вся ФРГ равна пяти Санкт-Петербургским областям.

На этой относительно небольшой площади сосредоточен

исключительно мощный и концентрированный потенциал самых загрязняющих

отраслей: угледобычи, черной металлургии, большой химии. На территории

ФРГ 19 действующих АЭС, ее пронизывает самая густая сеть автострад. В

города выхлопные газы автотранспорта дают больше Ѕ всего загрязнения.

Неудивительно поэтому, что ФРГ была одной из самых загрязненных

стран мира в 60 – 70х гг. Рейн называли «сточной канавой Европы», а

кислотные дожди сделали больными около 40% лесов страны. В ГДР

положение было еще сложнее – больше 70% энергии здесь производилось из

бурого угля – самого грязного вида топлива.

В 1994 году провели тщательное исследование 105 городов страны

по важнейшим экологическим показателям (воздух, вода, шум, риск для

здоровья людей). Последние места по сумме показателей заняли крупные

города: Штутгарт – 78-е, Берлин – 79-е, Мангейм – 80-е, Кельн – 84-е,

Дюссельдорф-97-е. Самое большое пятно загрязненных городов

просматривается на карте в Рейнско-Рурском районе. А лидировал по

чистоте окружающей среды маленький городок на юго-западе ФРГ в

красивом лесистом горном массиве Шварцвальд.

Но к 90-м гг. многое изменилось к лучшему. Под давлением

«зеленых» были приняты очень серьезные меры для экологического

оздоровления страны.

На охрану окружающей среды тратятся огромные средства – 40 млрд.

марок в год. По доле в ВСП это равно 1,75%, гораздо больше, чем в США

(1,3%) или в «образцовой» Японии (немногим более 1%).

В 1986г., сразу после чернобыльской катастрофы, было создано

Министерство окружающей среды.

Крупнейшие монополии индустрии («Байер» и др.) наладили массовое

производство очистного оборудования, и эта сфера стала самой

динамичной во всей индустрии ФРГ (здесь занято более 600 тыс. человек;

а в 2000 году будет примерно 1 млн. человек).

ФРГ стала крупнейшим в мире репортерам очистного оборудования –

ее доля достигла 21% (США – 16%, Япония – 13%).

Затраты принесли свои плоды: очистился Рейн – в нем можно ловить

рыбу, перестал нависать смог над угольно-металлургическим Руром, чище

стал воздух в других городах. По некоторым важным показателям ФРГ

стала лидером – так, по вторичному использованию сырья она достигла

рекордных результатов.

Иностранцу могут показаться чрезмерными экологические

«строгости» повседневной жизни немцев – так, стеклотару они строго

сбрасывают в несколько контейнеров: зеленые бутылки – в один особый,

светлые в другой и т.д., и к этому уже привыкли все.

ФРГ ставит перед собой задачу не удержаться на достигнутом

уровне, а улучшить дело в ближайшие годы. Так, к 2005 году

предполагается уменьшить выбросы СО2 на 20% относительно 1987 года,

и в энергетике это уже происходит. А это вклад в оздоровление всей

экологической обстановки в Центральной и Восточной Европе. Ведь

«экспортное» загрязнение из ФРГ доходит даже до Белоруссии,

Украины, России.

Районные различия

Можно выделить три крупных района на территории объединенной

ФРГ: Север, Юг и Восток («новые земли»).

Они отличаются друг от друга по специализации хозяйства, по

соотношению новых и старых отраслей промышленности (а это сейчас

важнейший фактор, определяющий конкурентоспособность и динамику

развития районов), по комплексу социально-экономических проблем (это

особенно относится к сохраняющимся контрастам: «новые земли» – «старые

земли»).

Между тем серьезнее различия есть и на западе ФРГ. В «старых

землях» еще в 80-х гг. возникла абсолютно новая формула региональных

различий – «Север – Юг», причем в отличие от привычной глобальной

дилеммы (развивающиеся страны – богатый Север) речь шла о динамичном

Юге ФРГ и отстающем Севере.

Север ФРГ, разумеется, тоже очень разный по внутренней

структуре. Здесь есть угольно-металлургический Рур и есть Приморский

район с Гамбургом и Бременом, с совсем другой структурой индустрии и

другими проблемами. Но есть и общее: моноструктура Рура, где слабо

представлены новые отрасли, а старые охвачены кризисом, крайне

неустойчивы, дополняется моноструктурой Севера – в Гамбурге, например,

доля «морских» отраслей достигает 80%. Все они зависят от конъюнктуры

в судостроении, а она давно уже кризисна из-за резкого падения спроса,

из-за выхода Японии и Южной Кореи на монопольные позиции в мировом

судостроении.

Поэтому на Севере гораздо выше и застойнее безработица,

относительно больше число людей, получающих социальные пособия. Если в

1990г. эта помощь на душу населения в Гамбурге составляла 1065 марок,

а в Северном Рейне-Вестфалии – 600 марок, то на Юге – в Баварии –

только 309 марок. В 1993 году уровень безработицы в Бремене достигал

12,3%, в Северном Рейне-Вестфалии – 9,3%, тогда как в Южной Баварии –

5%, в Баден – Вюртемберге – 6,1%

Юг ФРГ – средоточение новых отраслей, производственная база тех

монополий, которые занимают первые места в иерархии главных концернов

страны, - «Даймлер – Бенц» с его автозаводами у Штутгарта и

предприятиями ВПК в Баварии, «Сименс» – с электротехническими заводами

и производством компьютеров, БМВ, филиал американского ИБМ в Штутгарте

и многие другие.

Важна мощная научно-исследовательская и образовательная база

района. На Юге сосредоточено большое число университетов, в том числе

традиционных и наиболее престижных. Сюда притекает и большая часть

государственных ассигнований на НИОКР. Здесь базируются научно-

исследовательские центры «Даймлер-Бенц», «Сименс», БМВ и других

концернов. Около Мюнхена возникла «Изар вэлли», она называется так по

аналогии со знаменитой «Силикон вэлли» (Кремниевой долиной) в

Калифорнии, ставшей символом процветающего и динамичного научно-

технического комплекса. Здесь сосредоточены более 200 электронных

фирм, многие предприятия аэрокосмического и военного комплексов.

Наконец, имеются и политические факторы перевеса Юга. Дело в

том, что население южных земель голосует, как правило, за ХДС и ХСС

(Бавария), эти партии являются правящими в большинстве южных земель.

Отсюда – большая помощь Югу со стороны боннского правительства,

традиционно в последние годы возглавляемого блоком ХДС/ХСС. Тогда как

основные северные земли (Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург, Бремен)

традиционно управляются социал-демократическими правительствами.

Региональная политика в ФРГ эффективнее действует на «своих».

Восток ФРГ («новые земли») – район небывалого в истории

уникального эксперимента – поглощения социалистического хозяйства

капиталистической страной, коренной ломки социально-экономической

структуры, резкой переориентации всех внешнеэкономических связей

(раньше ориентированных на СЭВ и в первую очередь – СССР). ВСП «новых

земель» в 10 раз уступает «старым» – 256 млрд. марок против 2709 млрд.

Правда, различия в доходах на душу населения сократились через пять

лет после воссоединения – в 1998г. доход «осси» составлял всего 41%

«весси», а в 1994г. достиг 76%.

Восток – большая неизвестность. Несмотря на пятилетие со дня

введения западногерманской валюты, на огромные вливания инвестиционной

и иной помощи (более 150 млрд. марок в год) с запада, на формально

почти законченный процесс приватизации будущее района еще не

определилось. Многие заводы, фирмы, объекты торговли стали филиалами

западногерманских концернов, но неизвестны стратегические линии

поглощения – что будет с энергетикой «новых земель» (переход с

буроугольного топлива на более экологичные виды неизбежен), с

гигантскими комбинатами химии, которые и в 1995г. еще не

приватизированы («Лойна», «Бунаверке»), с заводами, специализация

которых дублирует западногерманские предприятия, но которые

неконкурентоспособны на западных рынках (судо- и вагоностроение).

Сохраняется гигантский разрыв в ассигнованиях на НИОКР в «старых» и

«новых» землях - в 1993г. они составляли соответственно 6700 марок на

одного занятого на западе и 2200 марок на востоке.

Постепенный перенос столицы из Бонна в Берлин – попытка создать

новый импульс для перестройки хозяйства восточных районов.

В связи с экономическим и благоприятным географическим

расположением в центре Европы, Германия является одной из самых

динамично развивающихся Европейских государств, которое позволяет

играть основную роль в Европейском Сообществе.

[pic]

Список использованной литературы:

«ФРГ после объединения», - С.Б. Лавров

«Объединенная Германия: политико-, экономико- и социально-

географические аспекты», -С.Н. Раковский

В.П. Максаковский «Географическая картина мира» Ярославль, Верхне-

Волжское книжное издательство 1995 год

Страницы: 1, 2


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.