реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы и перспективы автоматизации предприятий легкой промышленности в России

Однако опыт лидеров отрасли свидетельствует о положительных тенденциях. Показатели их уровня развития соответствуют в среднем о третьей, «формализованной», модели зрелости по CobiT. Это означает, что на этих предприятиях четко налажен процесс обмена знаниями, намечены основные вехи внедрения информационных технологий на предприятии; ИТ-процессы стандартизованы и документированы, хотя и носят рекомендательный характер.

Стремление к конкурентоспособности на рынке заставляет отечественные предприятия легкой промышленности повышать требования к регулярности менеджмента, качеству информации и аналитики. Более того, в настоящее время без выхода на достойный уровень автоматизации ключевых бизнес-процессов предприятиям уже невозможно развиваться в соответствии с такими общеэкономическими тенденциями, как:

  • формирование холдинговых структур — учетные и управленческие процедуры внутри холдингов унифицируются, что невозможно без внедрения комплексной информационной системы во всех звеньях;
  • формирование глобальных цепочек поставок — создание глобальных спрос-ориентированных цепочек поставок на сегодняшний день является необходимым условием успешного функционирования на рынке. Формализация информационного обмена — как между подразделениями самой компании, так и с внешними поставщиками, организация единого источника информации посредством КИС является первым шагом к достижению данной цели;
  • борьба за качество продукции —необходимость выхода на международные рынки и подтверждение качества продукции заказчиками вынуждает российские компании достаточно активно внедрять и сертифицировать международные системы качества;
  • интеграция России в мировую экономику взаимоотношения с зарубежными партнерами, кредиторами, инвесторами подразумевают обмен финансовой информацией в общепринятом формате;
  • повышение профессионального уровня менеджмента — современные менеджеры обладают достаточной квалификацией, чтобы оценить и использовать возможности ИТ.

Исходя из этого, можно прогнозировать усиление внимания менеджмента предприятий к ИТ-стратегии и все большую ее ориентацию на бизнес-стратегию предприятия. В связи с существенным изменением профиля ИТ-служб и увеличением нагрузки на них можно прогнозировать существенное расширение их использования для содействия в формировании ИТ-стратегии и постановки современной, эффективной ИТ-службы внешних ИТ-консультантов.


2. Системы класса ERP: общая характеристика и возможности.

Системы класса ERP (Enterprise Resource Planning) предназначены для управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий. Это “верхний уровень” в иерархии систем управления предприятием, затрагивающий ключевые аспекты его производственной и коммерческой деятельности, такие как производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг. Такие системы создаются для предоставления руководству информации для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями.


 




















ERP-системы – это самое современное решение в эволюции автоматизированных систем управления предприятием. Они «выросли» из систем класса MRPII (Manufacture Resource Planning). Работа MRPII-систем заключалась в том, что планировались материальные, мощностные и финансовые ресурсы, необходимые для производства. Со временем, появлялись новые функциональные возможности, которые привели к пониманию универсальности и комплексности системы, ее применимости для планирования и управления бизнесом всего предприятия. Эти идеи были реализованы в системах, получивших название ERP.

Главная задача систем ERP состоит в отслеживании текущего состояния дел на предприятии и сигнализации руководителям обо всех опасных изменениях в производственной деятельности.

Современная автоматизированная система управления должна сочетать в себе максимально возможный комплекс функций для управления всеми бизнес-процессами предприятия: управления маркетингом и продажами, управления снабжением, управление финансами, жизненный цикл изделия от конструкторских разработок до массового производства и сервисного обслуживания. В системе должна быть реализована стратегия производства, ориентированного на потребителя, независимо от того, разрабатывает предприятие продукцию под заказ, производит на склад, ведет единичное, мелкосерийное или крупносерийное производство.

Система должна управлять производственным процессом и непрерывно контролировать его параметры на отклонение от допустимых значений, начиная со стадии планирования заказа на реализацию до отгрузки готовой продукции потребителю.  Система должна реализовывать методику управления затратами и центрами затрат. Такая методика требует планирования себестоимости изделий, утверждения плановых нормативов и контроль отклонений фактических затрат от их нормативов для своевременного принятия мер. Учет затрат должен осуществляться по местам их возникновения и позволять управленческому персоналу вести анализ. На основе производственного плана и нормативной себестоимости система должна рассчитать смету затрат на производство. Система должна обеспечить единство данных финансового и управленческого учета. В современных условиях функционирования предприятия совершенно необходимо, чтобы данные, введенные в систему, были доступны сразу после регистрации хозяйственной операции всем: от учетчика в цеху до управляющего предприятием. Очевидно, что все предприятия уникальны в своей финансовой и хозяйственной деятельности.

2.1. Возможности планирования и управления ERP-систем

Использование ERP-систем позволяет достичь конкурентных преимуществ за счет оптимизации бизнес-процессов предприятия и снижения издержек. Поэтому системы реализуют методы планирования и управления, позволяющие:

§         регулировать количество запасов, устраняя их дефицит и залеживание, и тем самым значительно снизить омертвленные в запасах затраты и складские издержки;

§         сократить незавершенное производство, поскольку производство планируется только на основе спроса на конечную продукцию, при этом производственные работы инициируются исходя из срока заказ;

§         оценивать выполнимость поступивших заказов с точки зрения имеющихся на предприятии мощностей;

§         сократить расходы и время на изготовление продукции, за счет оптимизации бизнес-процессов;

§         отслеживать фактическую производительность каждой производственной единицы (сравнивая ее с плановой), оперативно вносить корректировки в планы производства;

§         в результате уменьшения цикла производства и цикла выполнения заказа более гибко реагировать на спрос;

§         улучшить обслуживание клиентов и заказчиков за счет своевременного исполнения поставок - конкурентное преимущество;

§         бизнес компании становится более прозрачным.

Реализованные в ERP-системах возможности гибкого управления себестоимостью продукции позволяют получать более высокую прибыль. Кроме этого, снижение себестоимости означает возможность варьировать рыночную цену продукции (в сторону понижения), что является мощным преимуществом в конкурентной борьбе.

Внедренная ERP-система может помочь компании привлечь инвестиции. ERP-системы делают бизнес компании более прозрачным, что повышает доверие к нему со стороны инвесторов. Это особенно актуально в российских условиях.

2.2. Возможность анализа информации в ERP

Информация, накопленная в ERP-системе, дает предприятию возможность применять различные методы анализа для получения знаний, в частности:

§         предсказать потребности и спрос клиентов на определенный вид продукции предприятия в будущем;

§         возможность осуществлять финансовый анализ и смету по отдельным видам продукции предприятия;

§         возможность провести сегментацию аудитории по потребляемо продукции;

§         проанализировать эффективность работы каждого подразделения предприятия;

§         оптимально загрузить свою сбытовую и сервисную сеть;

§         оперативно изменять бизнес процессы предприятия;

§         и т. д.

Для получения эффективных результатов в рамках ERP применяется весь современный арсенал методик и методов математического анализа данных. В частности, накапливая информацию в единой базе данных в рамках ERP, повышается конкурентоспособность предприятия. Кроме того, минимизируется дублирование информации, дублирование усилий, что в свою очередь ведет к сокращению затрат. Например, чтобы решить задачу удержания клиентов, (CRM- подсистема ERP-системы) необходимо:

§         построить модели предпочтений клиентов, что позволяет снизить процент их оттока;

§         сделать анализ предпочтений клиентов к тем или иным каналам взаимодействия и продаж;

§         провести анализ жизненного цикла клиента, его покупательского поведения на всех стадиях;

§         проанализировать жизненные ценности клиентов на всех этапах взаимодействия.

При этом все процессы взаимодействия с клиентами должны управляться через согласованный набор процедур, построенный на основе единой технологии, позволяющей создать общее впечатление о предприятии и его продукции. Очень часто потребитель имеет разрозненное, фрагментарное мнение о предприятии, полученное через взаимодействие по разным несогласованным каналам коммуникации. Координация ведет к максимальному удовлетворению запросов клиентов, в конечном счете увеличивает прибыль.

2.3. Использование BI и OLAP технологий в ERP

Многие предприятия сегодня начинают использовать ERP в качестве критичного компонента своего менеджмента. Эти предприятия перерабатывают свои внутренние и внешние бизнес-процессы и связанные с ними информационные потоки, чтобы применять все преимущества ERP-систем в своей деятельности.

Реализация автоматизированного планирования и управления производством на основе ERP оказывает прямое воздействие на корпоративную культуру и бизнес - процессы. Полученная производственная информация должна аккумулируется в системе знаний предприятия, которая затем анализируется BI и OLAP технологиями и оказывает стимулирующее воздействие на производственные, стратегические и маркетинговые возможности предприятия.

Справка

BI-стратегия (Business Intelligence интеллектуальные ресурсы предприятия) обычно определяют как единую стратегию, связанную с различными способами измерения деятельности предприятия, и берущую свое начало из технологий OLAP and Data Mining. Основная цель BI-решения - это оптимизация процесса анализа и принятия решений для определенной операционной или стратегической задачи.

OLAP-приложения (On-line Analitical Processing)- Приложения позволяющие проводить анализ данных в реальном масштабе времени


Пример: Сценарий использования средств OLAP руководителем отдела продаж

Руководитель отдела продаж готовится предстать перед советом директоров с объяснением текущей ситуации и необходимых изменений в стратегии маркетинга. Он обеспокоен падением продаж продукта X в индустрии Y и ищет источник проблемы и возможные пути ее решения. Несколькими движениями мышью он формирует последовательность запросов с использованием системы OLAP с набором закладок и моделей, заложенных аналитиком:

«Почему у нас падают продажи? Покажите тенденцию роста/падения по каждой из продуктовых линеек».

OLAP-система осуществляет группировку всех данных о конкретных сделках (осуществленных и потерянных) за отчетный период по продуктам и отображает результат.

«Ага, сильнее всего падение продаж происходит по продукту X. Покажите все проигранные сделки по данному продукту за отчетный период по типам клиентов и ответственным менеджерам».

OLAP-система «проваливается» на следующий уровень детальности, отображая необходимые графики или таблицы только для продукта X.

«Странно, основное падение покупательского спроса наблюдается в индустрии Y. Покажите статистику по основным причинам отказов по продукту X в индустрии У, а также рейтинг конкурентов в этих сделках».

Система переходит еще на один уровень ниже, анализируя атрибуты конкретных сделок...

«Вот в чем дело: новый иностранный конкурент, специализирующийся исключительно на данной индустрии, предлагает интегрированное решение по существенно более низкой цене. Нужно разработать новую маркетинговую кампанию, подчеркивающую наши преимущества для данной отрасли. Сделайте список всех клиентов из отрасли Y, которые предпочли наш продукт X, — мы проведем опрос и изучим причины их решения...»


3. Проблематика внедрения ERP-системы на предприятиях легкой промышленности

3.1. Общие критерии выбора ERP-системы

На российском рынке представлено большое количество промышленных систем как западных, так и отечественных производителей, которые, помимо стоимости, могут отличаться количеством поддерживаемых управленческих функций, средств анализа информации, специализацией на определенных типах и видах производства, соответствием управленческим стандартам и концепциям, наличием средств разработки и интеграции с другими системами. Такое многообразие несколько затрудняет конечный выбор. Тем не менее, существуют наиболее значимые критерии, которые должны быть определяющими при выборе ERP-системы. В частности для производственных предприятий наибольшее значение имеют следующие параметры.

Во-первых, система должна отвечать требованиям общепринятых стандартов управления производством, по которым осуществляется планирование и контроль различных стадий производственного процесса: потребностей в сырье, закупок, загрузки мощностей, распределения ресурсов и пр.

Во-вторых, система должна максимально удовлетворять отраслевым стандартам. Очевидно, что в каждой отрасли производство имеет свою специфику: ERP-система, эффективно работающая на производстве мебели, не будет соответствовать требованиям легкопромышленного предприятия. Если система имеет необходимую предприятию отраслевую специализацию — это идеальный вариант с точки зрения простоты внедрения.

Третьим критерием выбора ERP-системы для производства является технологическая составляющая, а именно наличие в системе стандартизованных средств разработки, дающих возможность добавлять новую функциональность или изменять существующую быстро и с минимальными усилиями. Помимо отраслевых нюансов производства нужно учитывать, что каждое предприятие по-своему уникально и имеет свои корпоративные стандарты, возможно, обладает своими технологическими ноу-хау, которые под стандартное ядро производственного модуля ERP-систем могут не подходить. Чтобы адаптировать производственный модуль до идеального соответствия бизнес-процессам, специфичным для конкретного производственного предприятия, необходимо, чтобы ERP-система обладала теми «кирпичиками», с помощью которых можно было бы «достроить» недостающие блоки. Более того, легко конфигурируемые ERP-системы, оснащенные встроенными средствами разработки, позволяют системе легко эволюционировать вместе с производством. В случае если на производстве что-то меняется (увеличиваются его масштабы, внедряются новые технологии, происходит переориентация на новые рынки и т. п.), у предприятия не возникает необходимости кардинально менять информационную систему или же прибегать к внедрению новой.

При выборе ERP-системы для производственного предприятия важным критерием является возможность интеграции с другими приложениями, используемыми на производстве. Например, с системами управления данными о продукте — PDM (product data management) или системами автоматизированного проектирования (CAD/CAM), которые являются очень важными для промышленного предприятия, поскольку обеспечивают документооборот всей конструкторской и технологической документации. Чтобы реализовать полный цикл подготовки, планирования и производства продукции, необходимо интегрировать ERP с системами PDM и САПР. Интеграция решает одну из основных проблем внедрения ERP-систем — сложность создания единой базы информации.

Опыт компании-партнера, осуществляющей внедрение ERP, также может служить гарантом успешного проекта. Но, по сути, процесс выбора системы нельзя строго отделять от выбора партнера, поскольку основная масса российских интеграторов, предлагающих решения в области управления ресурсами предприятия, специализируется на внедрении систем какого-то одного производителя.

Глубокое знание предметной области является, пожалуй, самым важным критерием при выборе компании-партнера. Помимо того, что специалисты компании должны хорошо разбираться в возможностях современных систем автоматизации в целом и конкретной системы в частности, необходимо знание специфики управления бизнесом вообще. Внедрение ERP-системы выходит далеко за рамки установки ПО и предполагает большой объем предварительной работы, связанной с детальным анализом и реинжинирингом бизнес-процессов и обучением персонала работе с системой.



3.2. Использование ERP-систем на предприятиях легрома: оценка текущей ситуации


В настоящее время самым «узким» местом отрасли являются вопросы автоматизации производства. Предприятия отечественного легпрома только начинают подходить к решению данной задачи. Причем делается это, как правило, на основе системы 1С (70–82%), либо с помощью систем собственной разработки (14–19%); на долю прочих ИС приходится не более 10%.

Значительно лучше обстоят дела с автоматизацией финансового учета, закупочной и складской деятельности (здесь также лидирует 1С). Однако полную удовлетворенность работой ИС высказали лишь 3% предприятий легкой промышленности. По мнению остальных участников отрасли, используемые на предприятиях ИС в недостаточной степени соответствуют требованиям и задачам бизнеса. Данный факт, в первую очередь, объясняется двумя причинами. Первая из них заключается в том, что в большинстве случаев на предприятиях российского легпрома наблюдаются существенные «пробелы» в автоматизации ключевых производственных бизнес-процессов. Вторая же причина состоит в том, что информационная система 1С, строго говоря, не относится к комплексным решениям для автоматизации бизнеса класса ERP II. В частности, отмечаются существенные ограничения в области планирования цепочек поставок, планирования производства, управления активами предприятия (ремонты, техническое обслуживание) и т. п. Примерно то же можно сказать относительно функциональности системы AXAPTA, которая в настоящее время довольно активно внедряется на российских предприятиях, особенно в сфере торговли. Отраслевого решения для легкой промышленности у AXAPTA нет. Кроме того, весьма чувствительны ограничения по таким модулям, как управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationships Management, CRM) и бюджетирование (реализованы только базовые возможности на уровне плана счетов). Модуль управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) в AXAPTA вовсе отсутствует. Согласно экспертным оценкам, среди комплексных ERP-решений, представленных в настоящее время на отечественном рынке, наиболее полно удовлетворяют требованиям предприятий легкой промышленности SAP и Lawson M3 (сравнительная характеристика ИС приведена в таблице 2).

Таблица 2

Критерии

SAP

1C

Axapta

Lawson M3

Функциональность для дискретного производства

Комплексная

Ограниченная

Ограниченная

Комплексная

Целевые клиенты

Крупные

Средние/мелкие

Крупные/средние

Крупные/средние

Технологии

Устаревшие

Собственный язык

Собственный язык/«смесь» C++ и Java

Java

Платформа

Мультиплатф.

Microsoft SQL Server

Microsoft SQL Server

Мультиплатф.

Стоимость проекта

Высокая

Ниже среднего

Средняя

Средняя

Наличие отрасл. решения для легкой промышленности

Есть

Нет

Нет

Есть

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.