реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное

практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с

относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное,

ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает

человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является

практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины

соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение,

эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в

частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда

нет возможности опереться на практику (например, выявление логических

противоречий в математических рассуждениях).

2.

Под социальной (стратификационной) структурой понимаются расслоение и

иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность

институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» ведет свое

происхождение от латинского слова stratum – «слой», «пласт». Страты

представляют собой большие группы людей, отличающиеся по своему положению в

социальной структуре общества.

Ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры

общества является естествен-

ное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно служит

критерием неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в

обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком

собственности и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный

престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. П.

Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и

привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что

социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее

можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности,

религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного

функционализма в качестве критерия предлагали учитывать социальные функции,

которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

В современном обществе можно выделить три стратификаци онных уровня:

высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень

является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. Внутри

каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность

различных социальных слоев. К ним обычно относят следующие стратовые блоки:

1) профессиональные администраторы;

2) технические специалисты;

3) предприниматели;

4) интеллектуалы, занятые различными видами умственного труда;

5) квалифицированные рабочие;

6) неквалифицированные рабочие и др.

Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность

переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой

социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо

уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется

социальной мобильностью. В первом случае говорят о вертикальной

мобильности, во втором – о горизонтальной. Высокий показатель вертикальной

социальной мобильности при иных равных условиях считают важным

свидетельством демокрагичности общества.

Качественные изменения, происходящие сегодня в экономике современного

российского общест ва, повлекли за собой серьезные сдвиги в его социальной

структу ре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается

противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным переменам.

К высшей страте (или элите) сегодня могут быть отнесены представители

нарождающейся буржуазии, государственного аппарата, а также интеллектуалы,

занятые в сфере финансового бизнеса (они составляют около 3–5% населения).

Создание так называемого среднего класса в России сегодня только

начинается (предполагается, что к нему в основном будут принадлежать

представители класса предпринимателей, а также рабочие, занятые

высококвалифицированным трудом, и работники умственного труда). В настоящий

момент по данным социологических исследований число людей, принадлежащих к

данному стратификационному уровню, колеблется от 10 до 15%. Наконец, низшая

стра-та в современной России – это рабочие различных профессий, занятые

трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие

(приблизительно 80% населения). Следует отметить тот факт, что процесс

социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный

характер. Это может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в

обществе.

Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры

современного российского общества:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных,

углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе

индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства

(так называемая утечка мозгов);

3) процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и

высококвалифицированными рабочими.

Билет № 7

1. Научное познание. Значение научной теории.

2. Национальные отношения в современном мире. Проблемы / межнациональных

отношений в нашей стране.

1.

Наука является основной формой человеческого познания. Научное познание

отличается от обыденного:

а) стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых

предметов и явлений;

б) особым (научным) языком, используемым для их описания;

в) специфическими способами обоснования истинности полученных знаний;

г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только

сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание

предметов и явлений, а основной формой получаемого знания – эмпирический

(научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых

явлений, получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных

теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными методами, используемыми в процессе эмпирйческо-

го познания, являются методы на блюдения, эмпирического описа ния и

эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных

предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних

свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие

формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.

Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого

полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других

знаковых формах.

Особое место среди вышеперечисленных методов занимает экс перимент.

Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который

осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при

необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания

(ученым). Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при

котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно

соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении

мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами

познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании

данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим

методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим

звеном между двумя уровнями науч

ного познания – теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания,

можно выделить метод гипотезы, а также формула рования научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых

предположений, с помощью которых рассчитывают объясни! ь те эмпирические

факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Целью проверки

гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих

явления окружающего мира. Такие гипотезы называют объяснительными. Наряду с

ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие

собой предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке,

но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить

предположение о существовании еще не открытых элементов перио дической

таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной

теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего

мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо

описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает

определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем

явлений и процессов. В этом состоит ее основное значение.

2.

Этносы – большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры,

языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, многообразны.

Прежде всего это племена, народности и нации.

Нации являются наиболее развитыми этническими образованиями, возникшими

на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально-

психологической общности. Они наиболее характерны для современного мира, в

котором существует не менее двух тысяч различных этносов

Харакгер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции,

к дифферен циации и к интеграции.

Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального

своеобразия, языка, культуры Эти стремления реали зуются в процессе их

дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное

самоопределение и создание само стоятельного национального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира

невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена

культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных

контактов Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью

решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с

успехами научно-технической революции.

Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие

национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает

исчезновения различий между ними.

Межнациональные отноше ния – материя особенно тонкая. Нарушение или

ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают

чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межна циональные

конфликты, вызванные различными причинами:

1) территориальными спорами;

2) исторически возникшей напряженностью в отношениях между народами;

3) политикой дискриминации, проводимой господствующей нацией в отношении

малых наций и народов;

4) попытками национальных политических элит использовать национальные

чувства в целях собственной популярности;

5) стремлением народов к выходу из многонационального государства и к

созданию собственной государственности .

Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении

межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной

целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и

связанного с ним насилия.

При решении межнациональных конфликтов необходимо соблюде-

ние гуманистических принципов политики в области националь ных отношений:

1) отказа от насилия и принуждения;

2) поиска согласия на основе консенсуса всех участников;

3) признания прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4) готовности к мирному урегулированию спорных проблем.

Билет № 8

1. Роль искусства в познании мира.

2. Социальный статус личности, социальные роли личности.

1.

Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и

человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей

действительности в художественных образах. Посредством создания

произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной

деятельности людей, как художественное познание.

Предметом искусства является человек, его отношения с окружающим миром и

другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических

условиях.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том,

что:

– во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства – жизнь

людей – чрез

вычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии

в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем

не менее отражают действительность и всегда несут на себе отпечаток реально

существующих предметов, событий и явлений. Художественный образ выполняет в

искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит

процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков

познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие

общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное

влияние на общественное сознание;

– во-вторых, для художественного познания характерны специфические

способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при

помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе

таким средством является слово, в живописи – цвет, в музыке – звук, в

скульптуре – объемно-пространственные формы;

– в-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства

играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел,

допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например в

процессе научного познания.

В отличие от общественных и гуманитарных наук, изучающих отдельные

стороны жизни людей, искусство исследует человека в це-

лом и наряду с другой познавательной деятельностью является особой формой

познания окружающей действительности.

2.

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет

определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной

группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и

обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные,

достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения,

социальное происхождение и т. п., ко второй – профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая

представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются

престижными, другие – наоборот. Престиж – это оценка обществом социальной

значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном

мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот,

занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов.

Общество, в

котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может

нормально функционировать.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее

поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить

большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия,

которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека,

ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной

ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец

поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном

обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально

(например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей,

которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой.

Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта

личности (в тбм случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг

другу).

Однако несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем

статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в

обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и

определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается

тенденция к

унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью,

не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных

статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы,

максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое

предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним

возможность выбора путей его исполнения.

Билет № 9

I* Особенности социального познания. Конкретно-исторический подход к

социальным явлениям.

2. Политическая система общества, ее структура.

1.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием

которого является отражение объективной реальности в его сознании, а

результатом – получение нового знания об окружающем мире. В процессе

познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект

познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают

познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком – все

общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый

предмет, либо – в широком смысле – весь окружающий мир в тех границах, в

которых с ним взаимодействуют

отдельные люди и общество в целом.

Главной особенностью социального познания как одного из видов

познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта

познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое

совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на

сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание

всегда будет связано с интересами индивидов-субъектов познания, и этим

обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных

выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных

явлений.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов.

Различают три вида таких фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных

групп; \

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от

мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он

принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

Целью социального познания, как и познания в целом, является установление

истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объ-

екта познания. Однако установить истину в процессе социального познания

нелегко, потому что:

1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей

структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние

как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление

социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы

носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и

явления никогда полностью не повторяются.

2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического

исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального

явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.