реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Билеты (обществознание) для выпускных экзаменов в 11 классе

самостоятельности и творчества работника.

Характер требований, предъявляемых к участнику трудовой деятельности,

зависит от многих факторов, в первую очередь от конкретного содержания

труда и места в системе разделения труда. Общие требования таковы:

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из

которых складывается технологический процесс (требование профессионализма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который

определяется характером

труда. Чем сложнее труд, тем выше требования к специальной подготовке

участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил

внутреннего трудового распорядка, соблюдение заданных параметров

производственного процесса, выполнение обязательств, вытекающих из

содержания трудового договора (требования трудовой, технологической,

исполнительской, договорной дисциплины).

2.

Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав и свобод,

которые принадлежат ей по закону. Под правами человека понимается

гарантируемая законом мера возможного поведения индивида. Эти права присущи

природе человека, без них он не может существовать как биосоциальное

существо. Свобода человека определяется как узаконенная возможность

поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений

деятельности человека.

Долгое время советская политическая и правовая наука исходила из

представления о производно-сти прав человека от воли государства.

Считалось, что правовой статус личности определяется властью в соответствии

с ее представлениями о границах свободы человека. Государство определяло

перечень и содержание прав человека, даруя их своим гражданам. Оно же могло

ограничить или вообще лишить личность прав и свобод. К то

му же закрепленные конституциями СССР и РСФСР права человека оставались

декларативными и не обеспечивались в реальной практике.

Современная правовая теория восприняла естественно-правовую концепцию.

Права человека принадлежат ему от рождения в силу природных законов, они

неотчуждаемы, не зависят от признания государства, их нельзя отобрать или

ликвидировать. Государство должно закрепить в законах, обеспечить

возможность осуществления и создать действенный механизм защиты прав и

свобод человека.

Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности,

одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств.

Представления мирового сообщества о правах и свободах человека отражены во

Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.), в Международных

пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и

политических правах 1966 г., в ряде региональных документов. Российская

Федерация является участником фактически всех международных соглашений в

этой области, закрепив фундаментальные права и свободы человека в

Конституции Российской Федерации 1993 г., в Декларации прав и свобод

человека и гражданина, принятой в 1991 г. При этом в нашей стране права

человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя,

признаны неотчуждаемыми и утвержде-

ны в качестве непосредственно действующих и определяющих смысл и

содержание деятельности государства.

Наиболее распространенной классификацией прав и свобод человека является

их разделение в соответствии со сферами общественных отношений на

гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Восприндла эту классификацию и российская Конституция: в статьях 19–25,

45–54, 60, 62 закреплены гражданские права, в статьях 28–33 и 63 –

политические, в статьях 34–37 – экономические, в статьях 38–43 –

социальные, статьи 26 и 44 закрепляют культурные права.

Гражданские (личные) права – это права, принадлежащие человеку как

биосоциальному существу. К ним относятся право на жизнь, на свободу и

личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (а

следовательно, на защиту государства), равенство перед законом и судом,

презумпция невиновности, свобода выбора места жительства,

неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки,

телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, другие права.

Политические права – права, обеспечивающие возможности участия граждан в

политической жизни страны. В Российской Федерации каждому гарантированы

избирательные права, то есть право избирать и быть избранным в органы

государственной власти и местного самоуправления, закреплены

свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и

объединений. Граждане имеют право направлять личные и коллективные

обращения (петиции) в органы государственной власти.

К экономическим правам, под которыми понимаются узаконенные возможности

свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами

потребления, относятся:

право быть собственником (т. е. свободно владеть, пользоваться и

распоряжаться своим имуществом), право наследования, право на свободное

занятие предпринимательской деятельностью, право на труд и свободный выбор

профессии и рода занятий, на отдых, на удовлетворительное вознаграждение за

труд (не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным

законом), на защиту от безработицы и др.

Государство закрепляет и защищает социальные права граждан (права на

благосостояние и достойный уровень жизни). К ним относятся: право на

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую

помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на

защиту материнства и детства; право на образование; право на благоприятную

окружающую среду.

Культурные права – права, обеспечивающие духовное развитие и

самореализацию личности.

В Конституции провозглашается право на участие в культурной жизни, на

доступ к культурным ценностям, свобода творчества, право на культурную

самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями

и т. д.).

Конституция содержит лишь основные права и свободы человека и гражданина,

их перечень в ней далеко не полный. В различных законах и международных

обязательствах Российской Федерации закреплены и другие права (в частности,

права ребенка в Конвенции о правах ребенка и др.).

Права и свободы человека могут быть ограничены только законом для защиты

конституционного строя и интересов других граждан. Каждый человек может

защищать свои права и свободы всеми законными способами. Государством

разработана и закреплена в нормативных актах целая система гарантий прав

человека, установлена ответственность (в том числе и уголовная) за их

нарушение.

Билет № 12

I* Свобода в деятельности людей.

2. Демократия и парламентаризм. Политические реформы в России.

1.

Свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в

том числе и личности), выражающаяся в их способ

ности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии

со своими интересами и целями.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в

соотношении с необходимостью. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли,

доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя

объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый

человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального

предопределения, исключающего свободный выбор.

Марксизм дистанцировался как от волюнтаризма, так и от фатализма, хотя в

действительности оставался весьма близок к последнему в трактовке свободы,

понимая ее как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека

есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде

объективно данных индивиду условий существования.

Абсолютно свободным человек быть не может. Нельзя жить в обществе и быть

абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена

уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Но главными

ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые

современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не

может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно

свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и форму-

лирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные

условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими

модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в

соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой

свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим

человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от

обязанностей перед обществом и другими его членами.

Свобода человека во всех ее проявлениях – основа современных

демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит

выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод

гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях.

В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению

свободы человека.

2.

Термин «демократия» появился в Древней Греции и в буквальном переводе

означает « власть народа». В современной политической науке под демократией

понимается политический режим (иногда говорят о политической системе, форме

государственно-политического устройства), основанный на признании народа

источником и субъектом власти. Первые демократические формы политической

жизни появились еще в древнее

время: классическим образцом античной демократии считаются Афины.

Принципы демократии:

1) признание народа источником власти и носителем суверенитета;

2) равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная

возможность участия в политической жизни;

3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание,

гарантированность и защита со стороны государства;

4) принцип большинства – именно большинство, а не меньшинство выражает

через институты демократии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);

6) политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-

политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии

свободной конкуренции;

7) правовое государство;

8) система разделения властей, при которой различные ветви

государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга,

препятствуя установлению диктатуры;

9) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц,

возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества;

10) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого,

равного избирательного права при тайном голосовании;

11) развитая система органов местного самоуправления.

Условия демократии.

1) высокий уровень социально-экономического развития, способный

обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно

достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых

демократических принципов;

2) многообразие форм собственности, обязательное признание и

гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае

возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже

и относительная, независимость от государства;

3) высокая степень развития общей и политической культуры общества,

значительная социальная и политическая активность индивидов и их

добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии.

В соответствии со способом осуществления народом своей власти выделяют

две формы демократии. прямую (непосредственную} и косвенную

(представительную}. Институтами прямой демократии, в рамках которой народ

непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть,

являются выборы и референдумы, представительная же демократия подразумевает

возможность народа осуществлять власть через своих представителей в

различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент –

высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Ведущее положение парламента в системе государственной власти и

управления называется парламентаризмом. При такой организации власти

избранные народом представители получают не только монопольное право на

законодательство, но и реальные рычаги контроля за органами исполнительной

власти. Выборы парламента должны обеспечить всем гражданам, имеющим право

голоса, равные возможности в избрании своих представителей. Избранные в

высший законодательный орган депутаты образуют фракции (объединения

депутатов от одной партии для более эффективного проведения согласованной

политики), профильные комитеты и комиссии для предварительного обсуждения

законопроектов. Деятельность парламентов освещается средствами массовой

информации, депутаты обязаны периодически работать в своих округах,

отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах существует право

отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий (так

называемый императивный мандат). Власть парламента велика, но не

безгранична. Установлению парламентской диктатуры препятствуют такие

институты системы разделения властей, как право вето у главы государства на

законопроекты, принятые парламентом, право роспуска парламента, возможность

признания закона неконституционным и его отмена решением Конституционного

Суда.

Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме

12 декабря 1993 г., провозглашает наше государство демократическим

федеративным правовым с республиканской формой правления (ст. 1). Носителем

суверенитета и единственным источником власти в России является народ,

осуществляющий свою волю непосредственно (через выборы и референдум), через

органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 2). В

России свободными выборами, в которых участвуют все граждане с 18 лет

(кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения

свободы по приговору суда), избирается Президент, депутаты Государственной

Думы, члены высших законодательных органов и главы высших органов

исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления,

главы городских и районных администраций. В Конституции нашего государства

закреплены и гарантированы фундаментальные права и свободы человека.

Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический

плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности,

разделение властей. Но реальное формирование демократического режима в

России только началось.

Билет № 13

1. Исторический процесс и его участники.

2. Политические партии. Многопартийность.

1.

Историческим процессом называется временная последовательность сменяющих

друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих

поколений людей.

Основу исторического процесса составляют исторические факты, произошедшие

или происходящие явления общественной жизни, которые оказали серьезное

воздействие на жизнь людей.

В процессе познания ученые не только констатируют данные факты, но и

пытаются дать им научное объяснение. При изучении таких фактов следует

помнить о том, что:

а) любой исторический факт представляет собой элемент объективной

реальности, тесно связанный с другими ее элементами. Поэтому все

исторические факты необходимо рассматривать в их взаимодействии, выявлять

не только место конкретного факта в историческом процессе, но и его влияние

на последующее развитие общества;

б) содержание исторического факта зависит от уровня развития конкретного

общества и является результатом деятельности субъектов исторического

процесса.

Под субъектами исторического процесса обычно понимаются те индивиды и их

общности, которые принимают в нем непосредственное участие. Такими

субъектами могут быть народные массы, социальные группы и общественные

объединения, отдельные исторические личности.

Народными массами в самом общем смысле можно назвать со-

циальные общности, сложившиеся на определенной территории (обычно таковой

является территория какой-либо страны), члены которой имеют единый

менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и

духовные ценности. Народные массы являются наиболее значимым субъектом

исторического процесса. Большинство ученых считают, что именно народные

массы играют в нем определяющую, а подчас и решающую роль. Однако ряд

философов указывают на необходимость разделения понятий «народ» и «масса».

Они подчеркивают, что, в отличие от народа, масса представляет собой группу

людей, не связанных друг с другом. Подобные группы, говорят они, возникают

время от времени и в своей деятельности руководствуются не разумом, а

эмоциями, причем стремление к разрушению у них бывает сильнее стремления к

созиданию.

Еще одним субъектом исторического процесса являются социальные группы и

общественные объединения. Социальные группы могут выделяться по различным

признакам – возрастному, половому, профессиональному, религиозному и т. д.

Наиболее распространенными социальными группами, сыгравшими огромную роль в

историческом процессе, являются классы, сословия и нации. Каждая из

социальных групп имеет некоторые общие черты, составляющие в совокупности

социальный характер данной группы. У каждой из групп есть свои интересы,

которые они пытаются отстаивать

в историческом процессе и для защиты которых создают общественные

объединения. Общественными объединениями называются добровольные,

самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для

достижения какой-либо цели, общей для всех их членов. К ним относятся

политические партии, профсоюзные организации, общественные движения.

Большое влияние на исторический процесс оказывают и отдельные личности,

которых ученые называют историческими деятелями, Прежде всего таковыми

традиционно считают тех, кто осуществляет власть (монархов, президентов и

т. д.). Однако кроме них большое влияние на развитие общества и его

самосознания оказывают великие ученые и деятели культуры и искусства.

Поэтому в зависимости от конкретной исторической ситуации и их вклада в

исторический процесс они также могут быть отнесены к историческим

личностям.

. Таким образом, исторический процесс складывается из поступков как

отдельных личностей, выполняющих важные общественные функции, так и из

действий объединений людей и деятельности народных масс в целом.

2.

Политическая партия – это специализированная, организационно

упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных

целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Признаками партии являются:

1) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни; 3)

фиксированное членство; 4) разветвленная сеть первичных местных

организаций.

История политических партий в современном понимании этого слова

начинается с XVIII–XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной

демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к

участию в управлении государством. Первоначально политические партии

формировались в результате объединения парламентских фракций с комитетами

по поддержке кандидатов на местах. Сейчас наряду с этим «парламентским»

путем создания партий существует еще несколько. Партии возникают в

результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.