реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лингвоэкологическая экспертиза студенческой газеты


1.1.2 Жаргонизация современного русского литературного языка

Второе нарушение экологического баланса связано, по словам Л.В. Савельевой, с «широким внедрением вульгарной, субстандартной арготической лексики и фразеологии»41

 На протяжении 20 века русский язык трижды испытывал нашествие арготических слов. Данный процесс связан, по мнению М. А. Грачёва, с глобальными историческими событиями, социальными переменами, а также активизацией уголовного элемента. Автор отмечает следующие основные даты: 1 «волна» - Первая мировая война, две революции, гражданская война, НЭП, полное амнистирование уголовных заключённых. 2 «волна» - Великая Отечественная война, полная амнистия криминогенного контингента. 3 «волна» - перестройка, ломка важнейших политическо-экономических структур. Выделяя два основных фактора, способствующих проникновению жаргонизмов в речь: необычность, причудливость звучания и воровская романтика, Грачёв отмечает повсеместное нарушение языковых норм, появление в речи подавляющего большинства лексики деклассированных элементов.42

В настоящий момент переосмысления и обновления ценностей, социально – политического кризиса свобода слова « выплеснула наружу долго сдерживаемый мощный поток подцензурной лексики и фразеологии».43 Огрубление речи – отчасти следствие ее раскрепощённости и реакция на негативные аспекты жизни, служащая средством разрядки психологического напряжения, «"крепкое словцо" более доходчиво и более понятно "простому народу", чем убедительная аргументация, изложенная хорошим русским языком»44

Как пишет М. В. Колтунова45 среди различных видов жаргона наиболее распространённым является молодёжный жаргон, который включает в себя огромное количество англицизмов и англоязычных образований («шузы» – ботинки, «хайр» – волосы). Кальконизированные жаргонизмы активно проникают в речь молодых людей, сочетаясь с литературной лексикой в новом значении («приколоть кого – нибудь» - разыграть), наряду с лексическими сочетаниями в данную «языковую цепь» включаются и грамматические сочетания («я такая говорю, а он типа не слышит»), в которых знаменательные слова начинают выполнять либо функции артикля, либо означают речевую ситуацию («типа» - делает вид, что не слышит»). Т. о. создаётся особая языковая среда, которая с одной стороны, характеризуется игрой лексическими значениями слова, что не может не привлечь молодых людей, с другой стороны, огромность набора жаргонизмов создаёт лексический монотон, приводящий к обеднению речи.

«При относительной единовозрастности той или иной группы говорящих, жаргонная речь выступает как характерная черта языка поколения. Это и даёт возможность ставить вопрос о современном молодёжном жаргоне как одном из речевых стилей нашего времени»46

По словам Л. И. Скворцова, основу молодёжного сленга составляет студенческий жаргон, который, господствуя над другими жаргонами, взаимообновляется и вбирает в себя «младшие» (напр., школьный). Молодёжный жаргон характеризуют выразительные наименования и переименования, связанные с такими аспектами, как учёба, спорт, развлечения, а также иноязычные заимствования.

Истоки данного процесса давно подметили специалисты по возрастной психологии: «эмоции молодых ищут выход – и находят его в мерзком, грязном слове, тем более и взрослые вокруг легко роняют всю эту лексику, не заботясь об окружающих»,47 а также желание подростков самоутвердиться, показать в языке свою принадлежность к определенному классу.

Молодежь во все времена старалась противопоставить себя миру взрослых, т. е. «протест как реакция на общественные невзгоды: на ложный пафос, на враньё, на оскорбление личности» и соперничающим молодёжным группам - «желание сразиться, здоровая конкуренция»48

Интересные наблюдения сделал В.В. Колесов. Учёный отметил следующую закономерность в речи молодежи разных эпох: середина 19 века – речь молодёжи устремлена к высоким славянизмам, затем (после революции – начало 20 века) «образцом» становится речь представителей городского «дна», т.е. тех, кто, по мнению молодых, достиг абсолютной свободы.49

В настоящее время речь молодёжи называют интержаргоном.50 Этот термин отчасти означает то, что в английском языке называется сленгом. Данное понятие изначально тесно связано с рок- музыкой и андеграундом; оно вызвано, по мнению Костомарова, увеличением информации на английском языке, общей модой на него и на все американское.

Границы распространения молодёжного сленга расширяются при активном участии СМИ. Жаргонные слова и выражения проникают во все сферы общественной жизни: в речь политиков, журналистов, публики – что и формирует речевое сознание нашего общества под давлением жаргона во всех его разновидностях.51



2. Язык современных СМИ

«Не будет большим преувеличением утверждать, что среднестатистический мыслительный уровень личности и общества частично, если не во многом, формируется через средства массовой коммуникации».52 Действительно, СМИ являются речевым «эталоном», они задают «нормы» тем, для кого телевидение, газеты, журналы – речевая среда обитания.

Основные свойства языка газеты определяются назначением, сущностью и основными функциями печати. На основании данного утверждения Г. Я. Солганик53 выделил основные отличительные черты языка прессы, которые определяют специфику газетно-публицистической речи: социальная оценочность, коммуникационная общезначимость, особый характер экспрессивности.

До середины 80 – х годов основными чертами СМИ является то, что стереотипы внедряются в массовое сознание посредством моноидеологической массовой коммуникации и в СМИ предлагается идеологически оценочные знания, что порождает закрепление превалирующих ценностей и устоев. «Изменение моральной и политической атмосферы в наши дни, глубокая психологическая перестройка в общественном и массовом сознании привели общество к новому качественному состоянию, т. о. вторая половина 80-х годов взорвалась неожиданным, небывалым речетворчеством».54 Необыкновенная популярность средств массовой информации в настоящее время «резко изменила акценты в сферах влияния на развитие языка, особенно в его литературной форме».55

Изменение литературных норм в сторону либерализации, что приводит к расшатыванию литературных норм; открытие границ литературного языка для разговорной лексики, просторечия, жаргонизмов, заимствований, что обусловлено расширением сферы спонтанного общения; «небывалое словотворчество», что связано со свободой форм выражения – всё это процессы, происходящие в настоящее время в нашем языке, которые требуют незамедлительного изучения и осознания (особое внимание уделяя языку СМИ) учеными, деятелями культуры и политики, журналистами и просто людьми, которые любят и ценят свой родной язык, свою родную культуру.


2.1 Из истории изучения языка СМИ

Такая работа по контролю за состоянием культуры речи в СМИ уже ведётся с октября 1996 года на кафедре общего и русского языкознания филологического факультета Российского университета дружбы народов под руководством доктора филологических наук Михаила Викторовича Горбаневского. Читая лекции по стилистике русского языка и культуре речи, М. В. Горбаневский проводил практикум со студентами 1-2 курсов по сбору и анализу нарушений норм русского литературного языка в центральных СМИ. В ходе данной работы стало очевидным, что материалы должны получить прикладное применение, т. о. возник ежемесячный иронический конкурс "Типун на язык".56



2.2 Изучение языка СМИ на кафедре русского языка КГПУ

Изучение состояния речевой культуры региональных СМИ ведётся на кафедре русского языка КГПУ: при кафедре создана лаборатория языковой экологии и лингвокраеведения; разработан спецкурс по лингвоэкологии, который на протяжении нескольких лет читает доктор филологических наук Л. В. Савельева и под руководством которой студенты проводят лингвоэкологическую экспертизу местной прессы постперестроечного периода; работает спецсеминар «Русская речевая культура на Северо-Западе», которым руководит Т. Е. Рутт. Под её руководством студенты 2 курса выполняют курсовые работы, посвященные языку СМИ Карелии.

Обзор реферируемой литературы по проблематике курсового сочинения показал, что имеющиеся в настоящее время исследования посвящены в основном изучению языка центральной периодической печати в перестроечный и постперестроечный период. Региональная пресса начала 90-х г. не исследована. Язык и стиль молодёжных газет этого периода не был подвергнут анализу; не проводилась лингвоэкологическая экспертиза студенческих газет начала 90-х гг. Анализу языка и стиля газеты «Петрозаводский университет» за 1991-1992 и будет посвящена исследовательская глава.



3. Лингвоэкологическая экспертиза студенческой газеты Петрозаводского государственного университета за 1991 - 1992

3.1 Нарушения в области стилистики

Понятия стиль и стилистика применяются в филологической науке давно, но научная дисциплина начинает формироваться с 20 – 30 годов 20 века. Определение стиля очень разнообразны: «исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приёмов художественной выразительности; характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления; совокупность приёмов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, метод, совокупность приёмов какой-нибудь работы, деятельности». Действительно, каждое из этих определений отражает сущность данного понятия, но наиболее точным является определение, которое дают авторы книги «Русский язык 20 столетия»: «стиль – это исторически сложившаяся разновидность языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни». Вопрос о стилистической норме связан с проблемой соотношения культуры речи и стилистики. Стилистические нормы – «это исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определённой сферы общения»57

Стилистическая норма регулирует отбор определённых слов, форм слов, предложений в зависимости от ситуации и отношения говорящего к объекту речи. В связи с этим различают следующие стили: научный, официально – деловой, публицистический, художественный, разговорно-деловой. В своей работе М.Н. Кожина предлагает следующую классификацию стилистических ошибок58 (как отмечает автор, термин условен, т. к. в данном случае уместнее говорить о недочётах, неудачах высказывания).

Ошибки, связанные со слабым овладением ресурсами русского языка:

Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова, избыточная тавтология:

1 «И надо было увеличивать набор, уплотнять и без того уплотненное общежитие»

2 Статья посвящена проблеме нравственного поведения студентов, преподавателей…, элементарным правилам общения, поведения внутри учебного заведения, некоторым вопросам учебного процесса.

3«Петрозаводский Университет», №1, Январь, 1990, стр. 2.В. Филиппова

4 стилист.

5 « И надо было увеличивать набор, уплотнять и без того переполненное общежитие »

6. Автор статьи допускает немотивированное повторение однокоренных слов.

1 «Вот есть у нас уборщики и, говорят, они убирают»

2 Статья посвящена проблеме нравственного поведения студентов, преподавателей…, элементарным правилам общения, поведения внутри учебного заведения, некоторым вопросам учебного процесса

3 «Петрозаводский Университет», №1, Январь, 1990, стр. 2.В. Филиппова

4 Стилистич.

5 « Вот есть у нас технический персонал и, говорят, они убирают»

6 Немотивированное повторение однокоренных слов.

7. Нарушение стилистической нормы ведет к снижению речевой культуры газеты.

1 «Он продолжает тенденцию снижения доли фундаментальных дисциплин, повышения доли дисциплин и управленческого цикла, сохранения доли конструкторских дисциплин»

2 Автор статьи повествует о типовом учебном плане на ПГСе. Отмечает плюсы и минусы нового проекта.

3 «Петр. Университет», №1, 4 Январь, 1991, стр. 2. Ю.Гольштейн

4 стилист.

5. В данном случае не имеет смысла предлагать нормативный вариант, т. к. смысл предложения искажён и непонятен.

6. Автор стремится в узком контексте сообщить огромное количество информации, т. о. происходит нагромождение терминологии, следовательно, искажается смысл предложения.

Немотивированное употребление нелитературной лексики (просторечных слов, диалектизмов, заимствований):

1. «И пусть бы мы все, сотрудники, студенты, преподаватели, оставляли пальто в раздевалке и никто бы не тащился по коридору в верхней одежде и шапке»

2. Статья посвящена проблеме нравственного поведения студентов, преподавателей…, элементарным правилам общения, поведения внутри учебного заведения, некоторым вопросам учебного процесса.

3. «Петрозаводский Университет», №1, Январь, 1990, стр. 2.В. Филиппова.

4. стилистич. ошибка

5 «И пусть бы мы все: сотрудники, студенты, преподаватели, - оставляли пальто в раздевалке, и никто бы не ходил по коридору в верхней одежде и шапке»; «тащиться» - идти или ехать медленно, с трудом (С. О. Стр. 729).

6. Употребление разговорного слова с претензией на непринуждённый характер не достигает своей цели и ведёт просто к снижению речевой культуры газеты.

7. Нарушение стилистических норм русского языка

1 «Японский пылесос, немецкая кофеварка, шашлычница. Все эти штуковины, да и еще в одном месте, я видел первый раз в жизни. 29 декабря любой желающий мог облизнуться возле этих финтифлюшек».

2 Автор статьи сообщает о предновогодней лотерее в ПГУ.

3 «Петр. Университет», №2,11 Января, 1991, стр. 4. А. Фукс

4 Стилистич.

5 «Японский пылесос, немецкая кофеварка, шашлычница. Всё это, да и еще в одном месте, я видел первый раз в жизни. 29 декабря любой желающий мог облизнуться возле этих предметов». « Штуковины» - разговорное выражение; « финтифлюшка» - разг., безделушка, мелкое украшение. ( БАС, т.16, стр.1407)

6 Установка на развлекательность, иронический оттенок высказывания. (на фоне общего положения общества, страны)

7 Затронута концептуальная сфера языка, т. к. намеренное употребление слов.

1 « Но студенты - народ бывалый, во всем давно разобрались и две боковые пристройки смачно окрестили «матрасами»

2 Автор рассказывает о жизни первокурсников, о впечатлениях студентов, касающихся учебного процесса («Свободное посещение», «Сессия»), преподавателей («Декан»)…

3«Петр. Университет», № 10, 8 марта, 1991, стр. 2. Андрей Котов

4 стилист.

5 «Но студенты - народ бывалый, во всем давно разобрались и две боковые пристройки окрестили «матрасами»; « смачно» - сленговое выражение недопустимое в публиц. стиле.

6 Установка на развлекательность.

7. Затронута концепт. сфера языка, т. к. намеренно употреблено слово.

1 «Универ» - это не школа, там была не жизнь, а лафа»

2 Автор рассказывает о жизни первокурсников, о впечатлениях студентов, касающихся учебного процесса ( «Свободное посещение», «Сессия»), преподавателей («Декан»)…

3 «Петр. Университет», № 10, 8 марта, 1991, стр. 2. Андрей Котов

4 Стилист.

5 « Универ – это не школа, там была не жизнь, а счастье». « Лафа» - сленговое выражение недопустимое в публиц. стиле « Лафа – удача, счастье, прибыль, привольное житье; дiал. (севск.) – лафить – удаваться» (Преображенский. Этимологический словарь РЯ)

5 Установка на развлекательность.

6 Затронута концепт. сфера языка, т. к. намеренно употреблено слово.

1 «… внутри группы сошлись, со старшими курсами тоже все о’кэй»

2 Автор рассказывает о жизни первокурсников, о впечатлениях студентов, касающихся учебного процесса ( «Свободное посещение», «Сессия»), преподавателей («Декан»)… 3 «Петр. Университет», № 10, 8 марта, 1991, стр. 2. Андрей Котов

4 Стилист.

5 «… внутри группы сошлись, со старшими курсами тоже отношения хорошие»; «о'кэй» - заимств. (англ.), употребляется в разговорной речи.

6 Установка на пустую развлекательность, «искусственное внедрение чужеродных элементов в самобытное мировидение этноса. Это влечет за собой утрату этнических ориентиров русской культуры, а значит, вносит свой вклад в разрушение нравственного здоровья нашего общества» ( Л. В. Савельева «русское слово: конец 20 века. С – П. Издательство «LOGOS» 2000. стр. 61)

7 Затронута концепт. сфера языка, т. к. намеренно употреблено слово.

1 «Динамика подготовки спецов международного класса показывает…»

2 короткие новости.

3 «Петр. Университет», № 7, 15 марта, 1991, стр. 1

4 Стилистич., словообр.

5 «Динамика подготовки специалистов международного класса показывает…»; В значении « человек, который умеет хорошо и ловко делать что – либо» слово носит просторечный разговорный характер.

6 Установка на развлекательность.

7 Затронута концепт. сфера языка, т. к. намеренно употреблено слово.

2 Ошибки, обнаруживающие недостаточно развитое языковое стилистическое чутьё: погоня за красивостью, смешение разностилевой лексики.

1 « Конечно, посели туда, например, француза или другого какого басурманина»

2 Статья («Это сладкое слово свобода») посвящена конфликту в университетском общежитии № 1.

3 «Петр. Университет», №3, 18 января, 1991, стр. 3. А. Фукс

4 стилистическая

5 « Конечно, посели туда, например, француза или другого какого иностранца». «Басурман» - враждебно – недоброжелательное наименование магометанина, а также вообще иноверца, иноземца (БАС, т.1, стр. 294)

6 Автор нарушает речеповеденческую тактику. В данном случае, исходя из содержания статьи, установка на пустую развлекательность.

7. Затронута концепт. сфера языка, т. к. намеренно употреблено слово

1. « Было время, когда мы роптали: о женщинах – де вспоминают раз в году». (Петр. Университет, № 10, 8 марта, 1991, стр. 1, Ректор) « Мне приходилось слышать, что – де на Западе…(Петр. Университет, № 4, 25 января, 1991, стр. 3, Г. Тюнь)

« Ещё один расхожий миф об американцах, что они – де мало читают…». ( Петр. Университет, № 4, 25 января, 1991, стр. 3, Г. Тюнь)

2 Стилист.

3 « де» - частица, усилит. (Словарь русских говоров Карелии, стр. 436)

« де» - частица, означающая вводные слова другого, передачу чужих слов. ( Даль, стр. 1049)

4. Ошибка обнаруживает недостаточно развитое стилистическое чутьё. Погоня за красивостью (м. б. необычностью речи) приводит к смешению разностилевой лексики.

1 « Физикам диктовали свои условия уже питомцы Печникова»

2 Статья посвящена проблеме нравственного поведения студентов, преподавателей…, элементарным правилам общения, поведения внутри учебного заведения, некоторым вопросам учебного процесса.

3 «Петрозаводский Университет», №1, Январь, 1990, стр. 2.В. Филиппова.

4 стилистич. ошибка

5 « Физикам диктовали свои условия уже ученики (воспитанники) Печникова»; « питомцы» - устар, Лицо по отношению к тому, кто доставляет ему средства к существованию. « питомцы» - лицо по отношению к своему воспитаннику. ( БАС, т. 9, стр. 1259)

6 Автор намеренно употребляет устаревшее слово, пытаясь разнообразить свою речь, т. о. возникает двусмысленность, (питомец – соврем, домашнее животное)

1 « По просьбам профкома, по личным каналам они присматривают за нашей юной порослью»

2 Петр. Университет, № 13, 5 апреля, 1991, стр. 1, Л. Кириллова.

3 Стилист.

4 «Поросль» - молодой лес, а также побеги растений от корней, пней или семян (СО, стр. 555); Поросль – молодые побеги растений, вырастающих на пнях, а также растение от корней, стволов; густой, низкорослый лес, кустарник, заросль; разг., растительность, волосяной покров тела (БАС, т. 10, стр. 1390)

5 Автор использует незафиксированное словарями значение слова.

Ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей: немотивированное использование в одном стиле речи языковых средств, наиболее типичных для другого.

Данную классификацию хочется дополнить словами Граудиной:59 «как специальные слова или выражения, принятые в определённой профессиональной среде, термины должны быть однозначными, т. е. иметь четко очерченные значения, … поскольку в журналистике всё должно быть понятно массовому читателю, авторам следует проявлять осмотрительность при употреблении специальных терминов.» Замечание автора статьи очень актуально при анализе современных СМИ, т. к. употребляя специальные термины (особенно немотивированные заимствования) рядовой читатель не всегда понимает значение того или иного слова, а, следовательно, возникает непонимание, двусмысленность в сознании читателя.

1 « Статья о создании детской поликлиники при кафедре…Такова преамбула»

2 Петр. Университет, № 13, 5 апреля, 1991, стр. 1, Л. Кириллова.

3 Статья о дискуссии на кафедре медицинского факультета посвященная организации детской поликлинники.

4 Стилист.

5 « Статья о создании детской поликлиники при кафедре…Таково вступление (введение) « преамбула» - спец. Общая вводная часть международного договора, соглашения. ( СО, стр. 568)

6 Автор использует спец. термин не всегда понятный рядовому читателю.

7 Затронута конц. сфера языка, намеренное употребление слова.

1 « Наши хозяйственники, увесив гроздьями пеногонов черную лестницу, оставшиеся решили передать ближнему соседу нью – Эрмитажу – общежитию»

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.