|
Налоговая система России¦ банков +---+---+ физических лиц ¦ L----------------------- ¦ L------------------------- -----------------------¬ ¦ -------------------------¬ ¦ Налог на доходы от ¦ ¦ ¦ Налоги - источники об- ¦ ¦страховой деятельности+---+---+ разования дорожных ¦ L----------------------- ¦ ¦ фондов ¦ ¦ L------------------------- -----------------------¬ ¦ -------------------------¬ ¦ Налог на операции с +---+---+ Гербовый сбор ¦ ¦ ценными бумагами ¦ ¦ L------------------------- L----------------------- ¦ -----------------------¬ ¦ -------------------------¬ ¦ Таможенная пошлина +---+---+ Государственная пошлина¦ L----------------------- ¦ L------------------------- -----------------------¬ ¦ -------------------------¬ ¦ Отчисления на вос- ¦ ¦ ¦ Налог с имущества, ¦ ¦ производство мине- +---+---+ переходящего в порядке ¦ ¦ рально-сырьевой базы ¦ ¦ ¦ наследования и дарения ¦ L----------------------- ¦ L------------------------- -----------------------¬ ¦ ¦ Налог с 2 0биржевой дея-+---- ¦ тельности ¦ L----------------------- - 11 - СХЕМА 2 г========================¬ ¦РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ И¦ ¦ НАЛОГИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ,¦ ¦ АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ¦ L===========T============- ------------------------¬ ¦ ------------------------¬ ¦Республиканские платежи¦ +---+ Лесной налог ¦ ¦ за пользование +---+ L------------------------ ¦ природными ресурсами ¦ ¦ L------------------------ ¦ ------------------------¬ ¦ ¦ Плата за воду, забира-¦ ------------------------¬ ¦ ¦ емую промышленными ¦ ¦ Налог на имущество +---+---+ предприятиями из водо-¦ ¦ предприятий ¦ ¦ хозяйственных систем ¦ L------------------------ L------------------------ СХЕМА 3 г===============¬ ¦МЕСТНЫЕ НАЛОГИ¦ L=======T=======- -----------------------¬ ¦ -------------------------¬ ¦ Земельный налог +---+ ¦ Регистрационный сбор с ¦ L----------------------- ¦ ¦ физических лиц, занима-¦ -----------------------¬ +---+ ющихся предприниматель-¦ ¦ Налог на имущество +---+ ¦ ской деятельностью ¦ ¦ физических лиц ¦ ¦ L------------------------- L----------------------- ¦ -------------------------¬ -----------------------¬ +---+ Другие виды местных ¦ ¦Сбор за право торговли+---+ ¦ налогов ¦ L----------------------- ¦ L------------------------- -----------------------¬ ¦ -------------------------¬ ¦Налог на строительство¦ ¦ ¦ Целевые сборы с населе-¦ ¦ объектов производст- +---+ ¦ ния и предприятий всех ¦ ¦ венного назначения в ¦ ¦ ¦ организационно-правовых¦ ¦ в курортной зоне ¦ ¦ ¦ форм на содержание ми- ¦ L----------------------- L---+лиции, на благоустройст-¦ ¦ во и другие цели ¦ L------------------------- - 12 - СХЕМА 3 (продолжение) -----------------------¬ -------------------------¬ ¦ Курортный сбор +---¬ ¦ Налог на перепродажу ¦ L----------------------- +---+ автомобилей и ЭВМ ¦ -----------------------¬ ¦ L------------------------- ¦ Налог на рекламу +---+ -------------------------¬ L----------------------- ¦ ¦ Лицензионный сбор за ¦ -----------------------¬ +---+ право торговли вино- ¦ ¦ Сбор с владельцев +---+ ¦ водочными изделиями ¦ ¦ собак ¦ ¦ L------------------------- L----------------------- ¦ -------------------------¬ -----------------------¬ +---+ Сбор за выдачу ордера ¦ ¦ Лицензионный сбор за ¦ ¦ ¦ на квартиру ¦ ¦право проведения мест-+---+ L------------------------- ¦ ных аукционов и ¦ ¦ -------------------------¬ ¦ лотерей ¦ +---+ Сбор за право использо-¦ L----------------------- ¦ ¦ вания местной символики¦ -----------------------¬ ¦ L------------------------- ¦ Сбор за парковку +---+ -------------------------¬ ¦ автотранспорта ¦ +---+Сбор за выйгрыш на бегах¦ L----------------------- ¦ L------------------------- -----------------------¬ ¦ -------------------------¬ ¦ Сбор за участие в бе-+---+ ¦Сбор со сделок, соверша-¦ ¦ гах на ипподромах ¦ ¦ ¦ емых на биржах, за ¦ L----------------------- ¦ ¦исключением сделок, пре-¦ -----------------------¬ +---+ дусмотренными законода-¦ ¦ Сбор с лиц, учавству-¦ ¦ ¦ тельными актами о нало-¦ ¦ ющих в игре на тота- +---+ ¦ гообложении операций с ¦ ¦ лизаторе на ипподроме¦ ¦ ¦ ценными бумагами ¦ L----------------------- ¦ L------------------------- -----------------------¬ ¦ -------------------------¬ ¦ Сбор за право прове- ¦ +---+ Сбор за уборку террито-¦ ¦ дения кино- и теле- +---- ¦ рий населенных пунктов ¦ ¦ съемок ¦ L------------------------- L----------------------- . - 13 - 21.2.3. 0 2Основные налоги, собираемые на территории 2Российской Федерации 1. 1Индивидуальный подоходный налог 0(налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) нало- гоплательщика - физического лица. Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в эко- номически развитых странах в 1993 году (%): Канада .......................... 29 США ............................. 31 Великобритания .................. 40 Австралия ....................... 47 Япония .......................... 50 Италия .......................... 51 Германия ........................ 53 Франция ......................... 57 Швеция .......................... 72 В России ставка этого налога соствляла 40%. Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран этот налог довольно высок, что говорит о том, что на- логовый пресс в этих странах давит на производителя в мень- шей степени нежели у нас. В последние два десятилетия заметна тенденция пониже- ния ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для "справедливой" налоговой системы нужны ярко выра- женные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. бога- тые должны платить больший налог, чем бедные. 2. 1Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юри- дическим лицом. Однако для некоторых корпораций в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они а их владельцы через инди- видуальный подоходный налог. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (вало- вая выручка за вычетом всех расходов и убытков). 3. 1Социальные взносы 0(социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающи- ми, частично их работодателями. 4. 1Поимущественные налоги 0, прежде всего налоги на иму- - 14 - щество, дарения и наследство. Размер этих налогов определя- ется задачей перераспределения богатства. В некоторых стра- нах налоги на имущество, дарения и наследство включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок. 5. 1Налоги на товары и услуги 0, прежде всего таможенные пошлины, акцизы, и налог на добавленную стоимость (НДС). Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничест- ва и развития), кроме Австралии, США, Швеции. Налог на до- бавленную стоимость взимается с фирм-продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 38% стоимости их товара и распрост- раняется на наиболее "ходовые" товары и услуги. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Таким образом всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель. . - 15 - 2II. Противоречия действующей налоговой системы России Действующая в течение последних трех лет в России на- логовая система создавалась практически заново. Отечест- венный опыт функционирования такой системы в условиях, ког- да дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэ- тому в ходе реализации налоговых законов возникает множест- во острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогопла- тельщиков и государства, ответсвенности физических и юриди- ческих лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Характерной особенностью созданной в нашей стране на- логовой системы является то, что в отношении иностранных инвесторов принят практически национальный режим налогооб- ложения. К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его неста- бильность. В 1992 году в законодательство по налогу на при- быль серьезные изменения вносились дважды, а в порядок уп- латы налога на добавленную стоимость - трижды. Нестабильность налоговой системы является существен- ным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику. Не удивительно, что к существующей налоговой системе ныне предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и "качеству" налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы. 22.1. Основные группы проблем 2правовой базы налоговой системы Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти нало- ги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по раз- витию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма - 16 - непрост, даже если отвлечся от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт. 1Первая группа проблем - это совершенствование понятий- 1ного аппарата. 0Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе "Об основах налоговой системы Российской Федерации". В статье 2 этого закона та- ким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж (какой платеж?) дается одно общее определение, что противо- речит правилам элементарной логики. Определение понятия "плательщик налога" неполно и сделано по принципу "круга" ("плательщики налога ... есть другие категории плательщи- ков"), а определение объекта налогообложения дано путем пе- речисления возможных объектов без выделения общих призна- ков, присущих этому явлению. Следует подчеркнуть, что в не- обходимости определения этих понятий, нет никакой схоласти- ки, она диктуется сугубо практическими целями. Определить понятия "налог" и "сбор", адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и ор- ганов местного самоуправления в области установления и взи- мания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций. 1Вторая группа проблем - это проблема разграничения 1компетенции властных структур различного уровня в области 1налогообложения и сборов 0. Основы такого разграничения изло- жены в конституционных положениях. Ясно, что налоги должны подразделяться на три вида: федеральные, региональные и местные. Но какие налоги относятся к каждому из видов Конституция не определяет. Положения в Конституции одноз- начно указывают, что: 1) перечень федеральных налогов и сборов есть прерогатива законодательного органа Российсуой Федерации; 2) федеральные налоги должны взиматься в феде- ральный бюджет. И так, во-первых, можно допустить, что установление всех остальных налогов и сборов (региональных и местных) к ведению Российской Федерации не относятся ни в коей мере. Однако негативные последствия подобного подхода очевидны. Нельзя в одной стране иметь множество налоговых систем. Это, конечно же, не означает, что в системе налогов, взима- - 17 - емых в регионах, не может быть никаких различий. Но эти различия должны базироваться на неких общих исходных поло- жениях, установленных федеральным законом. Во-вторых, если правительство определяет налогооблага- емую базу по налогу на прибыль банков и страховых организа- ций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного ор- гана. И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом зако- нодательстве "устраняются" разъяснениями Госналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогата- ми, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жиз- ни нашей страны сегодня. Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных ак- тов по налогам существует. Она объективно обусловелена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии станов- ления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стена- ми, но без отделочных работ и установки оборудования. Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налого- вого законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Тамо- женный комитет не могут быть отстранены от участия в разра- ботке и издании правоприменительных актов по налогам. 1Третья группа проблем, которые необходимо разрешить 1при разработке проектов новых налоговых законов, касается 1взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полно- мочия должны осуществляться в рамках строгих правовых про- цедур, детально регламентированных. Отсутствие таких проце- дур - один из самых крупных недостатков налогового законо- дательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых органов и правами налогоп- лательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша су- дебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям. - 18 - Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон на- логовых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указа- ниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный ор- ган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех нало- гах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик непра- вильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа. Одной из самых сложных и слаборазработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые пра- вонарушения. Неопределенность составов, отсутствие диффе- ренциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в систе- ме налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной за- мены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы. Совершенно не урегулирован на законодательном уровне вопрос о порядке осуществления налогового контроля. Нет ни- каких указаний о периодичности и продолжительности налого- вых проверок, о формах и процедурах участия налогоплатель- щиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д. Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения в России, будоражащих нашу налоговую систему. Подчеркнем, 1что пока не будет выработано |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |