![]() |
|
|
Налоговая система Россиироссийской экономики к рыночным отношениям, а также пре- пятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. . - 27 - 2III. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации 23.1. 0 2Пути реформирования правовой базы Во-первых, что касается понятийного аппарата, то не претендуя на полноту определения, попробуем выделить неко- торые признаки упомянутых выше понятий. Обычно указывают, что налоги и сборы - это обязятель- ные платежи в бюджет, установленные государством в лице за- конодательных органов. Общим признаком для налога и сбора можно считать и безэквивалентность платежа, понимаемую как отсутствие встречного равновеликого этому платежу блага. Перечисленные признаки, верные по сути, все же не позволяют разграничить понятия "налог" и "сбор" от других обязатель- ных платежей. Как представляется, достич цели можно, если отразить в определении экономическую сущность этих плате- жей, необходимость налогообожения как института, призванно- го экономически обеспечить деятельность, функционирование государства. Итак, все же отличительной чертой сбора следует счи- тать его связь с совершением определенных юридически значи- мых действий государственными органами или органами самоуп- равления в пользу (в интересах) граждан и организаций. При взимании налогов такая связь отсутствует. 23.2. Предложения российских экономистов В каких же направлениях совершенствовать нынешнюю на- логовую систему страны? В.Г. Пансков предлагает: "... самым первым шагом в этом направлении должна стать 1дифференциация 1налоговых ставок 0(в первую очередь налога на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и максимальной - для предприятий торгов- ли, снабжения и посреднических организаций." То есть в ко- нечном счете значительно увеличить налоговое бремя на ко- нечного потребителя. (РЭЖ, 1994, N 3, С. 20-21) "Одновременно с этим, - продолжает В.Г. Пансков, - законодательно установленную ставку налога на прибыль 1сле- 1довало бы увеличивать или уменьшать в зависимости от роста 1(снижения) объема производства в сопоставимых ценах 0. В частности, целесообразно установить порядок, при котором за - 28 - каждый процент прироста (снижения) объма производства став- ка налога соответственно снижается (повышается) на 0,5-0,7 пункта. На первом этапе этот порядок можно было бы устано- вить для приоритетных отраслей народного хозяйства, расп- ространив в дальнейшем и на остальные предприятия... Переход к применению свободных (рыночных) цен и тари- фов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, в условиях практически полного отсутствия конкуренции произ- водителей товаров и услуг привел в ряде случаев к резкому росту массы прибыли и соответственно рентабельности, не яв- ляющемуся заслугой тех, кто ее имеет. Учитывая эти обстоя- тельства на время переходного периода и стабилизации эконо- мики следовало бы ввести налог на сверх прибыль в виде по- вышенной ставки налога, применяемой в случаях, когда уро- вень рентабельности превышает 50%. Нечто подобное уже пред- лагалось, но ставки в 90% прибыли, полученной сверх стопро- центного уровня рентабельности, слишком высоки. Целесооб- разнее было бы ввести более мягкую прогрессию увеличения налогооблагаемой ставки: 0,5 пункта за каждый пункт превы- шения уровня рентабельности в 50%." Кроме того В.Г. Пансков предлагает сократить количест- во как потенциальных, так и реально уплачиваемых налогов. В первую очередь это относится к местному налогообложению. Пора пересмотреть систему местных и региональных налогов, ликвидировать ее множественность, установить не более 4-5 видов налогов, в первую очередь имущественного характера. "Реформирование действующей налоговой системы, - по мнению В.Г. Панскова, - должно осуществляться (одновременно с ее упрощением) в направлениях создания благоприятных на- логовых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных ка- питалов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики." Эти направления имеют не- посредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и добавленную стоимость, которые в решаю- щей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования. В итоге В.Г. Пансков заключает, что в условиях инфля- ции стихийная корректировка законодательства и постоянное, - 29 - как правило, в конце года, изменение ставок налогов уже не годятся: нужна принципиально новая система налогообложения. "Применительно к доходам населения, - по мнению В.Г. Панскова, - она призвана обеспечить стабильность классифи- кации доходных групп и налоговых ставок как минимум на 3-5 лет - с тем, чтобы не пересматривать их ежегодно. Для это- го, считаю, необходимо определять доходы, подлежащие нало- гообложению не в абсолютном денежном выражении, а в коли- честве минимумов оплаты труда ежемесячно нарастающим ито- гом. ... величину ставок налогов как за нижний предел дохо- дов каждой группы, так и доходы сверх него следует устанав- ливать только в процентах. Такой подход четко выявит долю налогоплательщика, вносимую в бюджет от абсолютной суммы его дохода. В этом случае налогоплательщика будет меньше беспокоить значительная разница между долей налога за ниж- ний предел дохода и сверх него." Кандидат экономических наук Беляков А.А. предлагает еще один путь решения проблемы реформирования налоговой системы: " 1Это путь увеличения производимой товарной массы 0. И начинать надо не с "инфляции", а с самого производства. Его увеличение сократит и рост цен (хотя бы потому, что до- ходная часть госбюджета начнет относительно возрастать). Только в случае подъема производительности труда налоги смогут стать приемлемыми одновременно для производства и финансовой стабилизации. При увеличении производства добав- ленной стоимости в 2-3 раза ставку налога НДС без ущерба для бюджета можно снизить до европейсткого уровня (10-12%). С одновременным же ростом рентабельности производства и массы прибыли средства из последней, идущие на инвестиции, также возрастут до уровня, приемлемого для развития эконо- мики, даже при сохранении текущих ставок налогообложения этой прибыли." Из-за острого дефицита оборотных средств и неплатежей налоги и так фактически не платятся большей частью вполне законопослушных предприятий. Общий недобор налогов за 10 месяцев 1994 года составил 35%. "Уменьшения же ставки налогообложения такие предприя- тия даже не заметят, - считает А.А. Беляков, - у них нет средств и на зарплату, не говоря уж о налогах и инвестици- ях." Конечно предлагаются и радикальные пути реформирова- ния. Популярность радикальных идей реформирования налогово- - 30 - го законодательства огромна. Их авторов не прельщает перспектива серьезного анализа современного финансового по- ложения страны, исследования проблем распределения налого- вого бремени, тяжкой работы по исправлению ошибок и преодо- лению трудностей. Куда эффектней требовать коренной замены налогов, построения податной системы на невиданных принци- пах. Неважно, что эти принципы икогда и нигде не использо- вались, - зато можно прослыть крутым реформатором, задав стране очередную перестроечную взбучку. Отменить налог на прибыль и личный подоходный налог, убрать НДС и таможенные пошлины, повысить ресурсные платежи, свести налоговую систему к двум-трем налогам - таков круг требований налого- вых новаторов. Хотя при этом никто не выдвигает идей сокра- щения государственных расходов, т. е. снижения налогового бремени. Между тем существующие проекты изменения налогового законодательства явно отражают две принципиально разные концепции развития налоговой реформы: эволюционную и рево- люционную. К последней относятся проекты Центрального эко- номико-метематического института РАН (ЦЭМИ) и Ассоциации "Налоги России" (АНР). Что касается идей, заявленных ЦЭМИ, то они имеют весь- ма отдаленное отношение к налогам. Упраздняя НДС и все дру- гие налоги, а также начисления на заработную плату, проект ставит во главу угла налог на прибыль со ставкой в 50-60%, который далее трансформируется в "априорно задаваемые пла- тежи", имеющие целью регулировать "уровень оставляемой при- были". Эта система глобального управления прибылью оборачи- вается абсолютным контролем за каждым предприятием. В отличие от проекта ЦЭМИ, в котором едва ли не единственным объектом обложения служит прибыль, проект на- логового кодекса Ассоциации "Налоги России" являет собой другую крайность, где нет места ни налогу на прибыль, ни налогу с индивидуальных налогов. Эдесь в центр податной системы ставится обложение средств, направляемых предприя- тиями на потребление, по ставке в 70%. В начале 1993 года проект АНР уже получил однозначно отрицательную оценку. ______________________________ Александр Анатольевич Беляков, кандидат экономических наук, руководитель экономического управления Российского союза промышленников и предпринимателей. - 31 - Но вместе с тем некоторые идеи, заложенные в кодексе АНР, интересны и заслуживают рассмотрения: - требование официального опубликования налоговых норм и издание специального "Налогового вестника"; - подробная регламентация "сроков в налоговых отноше- ниях"; - создание комиссий по налоговым спорам; - образование Комитета по налоговой политике; - уточнение места и порядка "прокурорского надзора в налоговых отношениях". Единственно приемлемым является эволюционный подход к реформированию налоговой системы. При этом возможно принять за базовый проект Основ налоговой системы, предложенный Со- ветом Федерации. Он не только полнее других, но имеет еще и то преимущество, что является общей частью самого удачного проекта Налогового кодекса, подготовленного Центром по иностранным инвестициям и приватизации. В проекте Совета Федерации заложены многие принципи- ально новые положения, которые уже востребованы жизнью: формулировка таких понятий как товар, услуга, место реали- зации, представительство налогоплательщика, классификация налоговых нарушений и др. "В последнее время часто звучат предложения, - расска- зывает газета "Налоги" (1995, N 4, С. 5), - о переносе центра тяжести в налогообложении с юридических лиц на физи- ческие и о резком увеличении имущественного налога. Д.Г. Черник (начальник Налоговой инспекции по г. Москве) катего- рически против этих мер. Если повысить налог на имущество, пострадает главным образом производитель. И в это время, когда России необходимо остановить падение производства. Увеличение подоходного налога - удар по всем гражданам на- шей многострадальной Родины. Действительно, подоходный на- лог - основной в во многих странах с развитой рыночной эко- номикой (Великобритания, США, Германия, Австрия и т. д.). Тем не менее нельзя забывать о том, что доходы наших граж- дан смехотворно низки по сравнению с той же Великобритани- ей. Даже высокооплачиваемый москвич получает 110-120 долла- ров в месяц, а средний доход москвича, по расчетам инспек- ции, в 1994 году составил 350 тыс. рублей в месяц." В итоге напрашивается вывод: 1решить проблему налогов, 1как и более общие проблемы дефицита денежных и инвестицион- 1ных ресурсов, невозможно, коль, скоро все перенапряжено, - 32 - 1развивается на грани срыва, а регуляторы производства не 1действуют. И напротив, создать нормальные финансовые усло- 1вия для деятельности товаропроизводителей можно только в 1гораздо более управляемой и регулируемой экономической мо- 1дели, с низкими инфляционными ожиданиями и эффективной 1системой государственного и частного инвестирования произ- 1водства. "Ключевые направления такого подхода известны..., - заявляет А.А. Беляков, - ... нужно отказаться от принципа "рынок все сделает сам" и повышать с помощью государства управляемость производства на уровне отдельных предприятий, содействовать всестороннему развитию и расширению произ- водства качественной товарной массы. А главное устранять не пресловутый "дефицит бюджета", а подлинные факторы развития отечественной инфляции." Все сказанное эдесь, конечно, - лишь рамочное, но вместе с тем непреложные условия качественного обновления налоговой системы и вообще выхода из кризиса. 1РСПП (Российского союза промышленников и предпринима- 1телей) предлагает свою модель рациональной 0"нейтральной к производству" 1налоговой системы 0. Приведем некоторые выдерж- ки из их программы. (Данные взяты из РЭЖ,1994, N 11, С. 28-29). При нормативном (как сегодня) исчислении материальных затрат должно изыматься в бюджет не более 40% прибыли това- ропроизводителей, идушей на текущее потребление, и не более 60% соответствующей прибыли кредитно-финансовых коммер- ческих учреждений (сегодня эти цифры - примерно 80 и 70%). Налог на добавленную стоимость как "всеохватный", сложный и поэтому инфляционный, должен быть постепенно отменен; вво- дить вместо него другой обременительный для потребителя косвенный налог тоже нецелесообразно. Общее количество федеральных и местных налогов должно составлять не более 13-14. И, повторю еще раз, это число, равно как и меру жесткости налогов, следует определить не произвольно (скажем, "сбалансировать бюджет"), а внутренней логикой, минимальными требованиями к любой рациональной на- логовой системе. Как видим предложений различного толка у нас хоть "пруд пруди". Конечно они заслуживают пристального внима- ния, но позволю себе напомнить мнение В.Г. Панскова: в условиях инфляции стихийная корректировка законодательства - 33 - и постоянное, как правило, в конце года, изменение ставок налогов уже не годятся: нужна принципиально новая система налогообложения. Анализ реформаторских идей в области налогов в основ- ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч- шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч- ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе. 23.3. 0 2Налоги и инвестиции Нестабильность налоговой системы является существен- ным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику. В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограниченности ресурсов исключительно важное значение имеет принятие в налоговом законодательстве мер по стимули- рованию инвестиционной деятельности. Представляется необходимым 1предусмотреть в налоговом 1законодательстве положение о том, что установленные для 1иностранных инвесторов налоговые льготы и преимущества не 1могут ухудшаться в течение какого-либо определенного отрез- 1ка времени ( 0например, пяти лет). Введение такой поправки явилось бы для иностранных ин- весторов твердой гарантией стабильности налоговой системы России. Вместе с тем было бы целесообразно предусмотреть для предприятий с иностранными инвестициями некоторые до- полнительные налоговые льготы и привелегии. В частности, следовало бы восстановить двухгодичные (для Дальнего Восто- ка - трехгодичные) "каникулы" по налогу на прибыль для за- нятых в сфере материального производства предприятий с до- лей иностранного участника не менее, чем в 30%. При этом выручка от материального производства должна быть более 70% от всей суммы выручки. В третий и четвертый год (в Дальне- восточном экономическом районе - в четвертый-пятый) эти предприятия должны были бы, согласно данному предложению, уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50% от - 34 - основной ставки, но при условии, что выручка от деятель- ности в сфере материального производства превышает 80-90%. 23.4. 0 2Теоретический и практический опыт в 2налогообложении стран с развитым рынком 23.4.1. Теоретическое наследие Не лишним будет повториться, что налоги, как известно из зарубежного же опыта, являются одним из наиболее эффек- тивных инструментов косвенного регулирования экономических процессов. В теории и практике налогового регулирования развитых стран Запада налоговая политика в послевоенные годы строи- лась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональ- ных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удержи- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |