![]() |
|
|
Налоговая система Россииваться на уровне, обеспечивающем полное использование тру- довых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равно- весию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике разви- тых стран и уменьшением экономической доли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основ- ном через снижение государственных расходов) налоговая по- литика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не уси- ления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целе- направленного снижения налогов. Если до недавнего времени считалось, что высокие уро- вень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соот- ветствуют, как правило высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенден- цией в области налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпо- раций и доходы физических лиц. Одновременно в ряде ведущих стран (США, Японии, Англии и других) происходит расширение базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры на- - 35 - логовых льгот. В существующих условиях нелепо говорить об "идентич- ности уровней налогообложения в нашей экономике и на Запа- де". Абсолютные размеры производимой прибыли и добавленной стоимости там значительно выше, чем у нас. Поэтому и сте- пень налогового пресса там фактически в несколько раз мень- ше, несмотря на одинаковость отдельных налоговых ставок. Роль отдельных налогов в формировании бюджета в разви- тых странах с рыночной экономикой обычно такова (%): Налоги на личные доходы .................. 40 Налоги на прибыль корпораций ............. 10 Социальные взносы ........................ 30 Налог на добавленную стоимость ........... 10 Таможенные пошлины ....................... 5 Прочие налоги и налоговые поступления .... 5 Таким образом можно заключить, что на Западе основным источником формирования бюджета служит налогообложение фи- зических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Американские эксперты во главе с профессором Лаффером теоретически доказали, что при ставке подоходного налога более 50% резко снижается деловая активность фирм и населе- ния в целом (График 1). График 1 Совокупный¦ налогооб- ¦- - - - - лагаемый ¦ доход ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----+----+----+------ 25 50 75 Ставка налога (%) Но невозможно теоретически расчитать идеальную шкалу налогообложения. Она должна быть откорректирована на прак- тике. Немаловажное значение имеют национальные, психологи- ческие, культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогобложения, которая существует в Швеции - 75%, в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложе- - 36 - ния. Таким образом, кривая Лаффера, скорректированная в соответствии с реальностью приобретает следующий вид: График 2 Совокупный¦ налогооб- ¦- - - - - - - лагаемый ¦ доход ¦ ¦ ¦ ¦ +----+----+----+----+------ 25 50 75 100 Ставка налога (%) Профессор Михаил Семенович Бернштам (США) предлагает некоторые практические наработки относительно импортного тарифа, которые вполне можно использовать и у нас. Импорт- ный тариф, как считает профессор, способен выполнить по меньшей мере три выжных задачи переходного времени. (РЭЖ, 1993, N12, С. 31) Во-первых, это мощный источник налоговых поступлений в бюджет. Причем поскольку тариф выборочен, его можно исполь- зовать прежде всего применительно к товарам не первой необ- ходимости, предметам роскоши и т. п. В этом случае речь идет о высокопрогрессивном налоге, помогающем бедным соци- альным слоям за счет богатых. Во-вторых, импортный тариф защищает от конкуренции пе- рестраивающуюся внутреннюю промышленность. Рональд И. Мак- киннонразработал подробную модель каскадного, убывающего по годам, импортного тарифа. В-третьих, (и это особенно важно для нынешней российской российской ситуации), импортный тариф на товары не первой необходимостипозволит сократить импортный и ва- лютный спрос (это товары высокоэластичного спроса). Госу- дарство же сможет быстро сосредоточить высвободившуюся ва- люту и поднять обменный курс рубля." 23.4.2. 0 2Льготы Система налоговых льгот для капиталовложений в разви- тие производства в Великобритании. В соответствии с законо- - 37 - дательством для определения облагаемого налогом дохода кор- пораций из валового дохода компании вычитаются все разре- шенные законодательством расходы, произведенные в отчетном налоговом году. В частности, полному вычету из валового до- хода компании подлежат все расходы на научные исследования. Вычитаются и амортизационные отчисления на машины и обору- дование, промышленные и сельскохозяйственные постройки и т. д. Для списания машин и оборудования используется ставка 25% от остаточной стоимости, а это означает, что 30% стои- мости машин и оборудования, купленных после 1986 года, бу- дет списано за 8 лет. В последние годы во многих странах Запады распростра- нение получили налоговые льготы, стимулирующие частные ин- вестиции в акции, с тем, что увеличить приток капиталов для производственного накопления. Налоговые скидки, многие из которых были введены в середине 80-х годов, предоставляются по ряду определенных видов инвестиций. Так, в Бельгии в 1982 года суммы, истраченые на покуп- ку акций бельгийских компаний или сертификатов оговоренных больгийских "взаимносберегательных" фондов разрешено (до определенного предела) вычитать из облагаемой суммы дохо- дов, а с 1984 года эта льгота распространена и на другие инструменты "венчурного" финансирования, т. е. способствую- щие становлению и развитию в стране венчурных компаний. Во Франции с 1978 года действует налоговая скидка с дохода в сумме чистых покупок акций, котирующихся на фондо- вой бирже (установлен потолок льготы). В Ирландии в 1984 году введены льготы по инвестициям в венчурные компании. В Испании с 1979 года предоставляется налоговый кредит в отношении покупок ценных бумаг и инвестиций в деловые сферы. Так обстоит дело с налогообложением инвестиций в про- мышленность. 23.4.3. 0 2Обложение 0 2предприятий Сирии Налогообложение предприятий в Сирии. В настоящее время предприятия Сирии уплачивают пять налогов: налог на при- быль, налог на земельные участки, налог на ренту от недви- жимости, налог на доходы от оборотного капитала, акцизы. Среди налогов, уплачиваемых сирийскими предприятиями, - 38 - наибольший удельный вес занимают два: налог на прибыль и налог на ренту от недвижимости. Эти налоги активно влияют на финансовое состояние предпритий, на их производственные интересы. Налог на прибыль уплачивают не только предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, их дочерние предприятия, филиалы, но и лица, занимающиеся предпринима- тельской деятельностью (юристы, врачи, кузнецы, парикмахеры и другие). Система ставок налога на прибыль имеет сложную струк- туру: включает как единые, так и прогрессивные ставки. Про- исходит это потому, что налогом на прибыль в Сирии облага- ется как прибыль юридических лиц, так и предпринимателей. Например, промышленные акционерные компании и промышленные компании с ограниченной ответстсвенностью платят налог соответственно по ставке 32% и 42%; остальные плательщики облагаются на основе прогрессивной шкалы ставок. Она выгля- дит следующим образом: ---------T----------------------------------T-----------¬ ¦ Группа ¦ Размер облагаемой прибыли, сир.ф.¦ Ставка, % ¦ +--------+----------------------------------+-----------+ ¦ 1 ¦ До 20000 ¦ 10 ¦ ¦ 2 ¦ 20001-50000 ¦ 14 ¦ ¦ 3 ¦ 50001-100000 ¦ 18 ¦ ¦ 4 ¦ 100001-120000 ¦ 22 ¦ ¦ 5 ¦ 120001-400000 ¦ 26 ¦ ¦ 6 ¦ 400001-600000 ¦ 30 ¦ ¦ 7 ¦ 600001-800000 ¦ 35 ¦ ¦ 8 ¦ 800000-1000000 ¦ 40 ¦ ¦ 9 ¦ свыше 1000000 ¦ 45 ¦ L--------+----------------------------------+------------ В большинстве стран с рыночной системой хозяйствования (в том числе и в Сирии) предприятия уплачивают налог на прибыль один раз в год, исходя из фактических результатов на основе декларации, представляемой в налоговое ведомство. Налог на ренту от недвижимости был введен в 1963 году. Объектом обложения этого налога это рента получаемая, от основных фондов, используемыми предприятиями. Ставки налога дифференцированы в зависимоти от суммы получаемой ренты, причем применяются две шкалы ставок: для предприятий, сдаю- - 39 - щих и не сдающих недвижимость в аренду. Плательщиками налога на ренту от недвижимости являются все предприятия за исключением: общественного имущества, недвижимоти государства, учреждений, муниципалитетов, кото- рые не приносят ренты; недвижимость, предназначенная для хранения сельскохозяйственной продукции, помещения для ско- та, жилье сельскохозяйственных рабочих; недвижимость, при- надлежащая учебным заведениям; сроком на 6 лет новые машины и оборудование, купленные промышленными предприятиями. В связи со снижением в России инвестиций в основной капитал можно было бы рекомендовать обратить внимание на последнюю льготу. Она способстует повышеню заинтересован- ности предпринимателей в обновлении и расширении основных фондов. Таким образом, в Сирии действует прогрессивная шкала налогообложения. 23.4.4. Шведская модель налоговой системы Заслуживает пристального внимания также опыт шведских специалистов в области налогообложения, хотя бы потому, что сочетание частного предпринимательства и элементов общест- венного регулирования несколько схожи с не так давно ушед- шей советской действительностью. В частности перераспреде- ление через государственный бюджет большей части ВНП. Что же конкретно понимается под "Шведской моделью со- циализма"? Главной целью правящей сейчас партии в Швеции является - добиваться решения существующих социально-политических проблем, не ущемляя интересов каких-либо групп общества и не нанося ущерба экономике как по линии производительности труда, так и в отношении конкурентоспособности шведских предприятий. Каким же путем Шведские лидеры хотят добиться своей цели? То, что легко предположить: повышенный уровень налого- обложения. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов превышает половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах с рыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не бо- лее 45%. В результате налоговой реформы 80-х-90-х годов сокра- тился размер части прямых налогов, налогов на дивиденды с - 40 - акций и другие формы помещения капитала, к снижению некото- рых показателей подоходного налогообложения и др. Следует заметить, что шведская система налогообложения весьма разветвлена и включает многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами явля- ются национальный и коммунальный (местный) подоходные нало- ги и национальный имущественный налог. Кроме того, сущест- вует, как уже говорилось, широкая система обязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение. Основные косвенные налоги - налог на добавленную стои- мость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные нало- ги и социальные взносы служат главным источником доходов для бюджета центрального правительства, а прямые - для местных органов управления. Система налогообложения - как центрального, так и местного, - устанавливается шведским риксдагом, но размер взимаемых налогов местные власти определяют сами. Налог на трудовые доходы физических лиц составляет примерно 31%, если речь идет о суммах, не превышающих за год 170 тыс. крон, в том числе национальный - 100 крон, и остальная сумма идет в местный бюджет. С суммы более 170 тыс. крон взимается коммунальный налог в размере 31% и на- циональный в размере 100 крон плюс 20%, общий налог состав- ляет, таким образом, примерно 51%.(РЭЖ, 1993, N8, С. 91-92) Имущественный налог взимается главным образом с физи- ческих лиц. Налог является прогрессивным и составляет: при нетто-имуществе (за вычетом задолженности) до 800 тыс. крон - 0%, 800-1600 тыс. крон - 1,5%, 1600-3600 тыс. крон - 12 тыс. крон плюс 2,5%, более 3600 тыс. крон - 62 тыс. крон плюс 3%. Акционерные общества выплачивают национальный корпора- ционный налог, с них не взимаются имущественный и комму- нальные налоги. С 1991 года размер корпорационного налога уменьшен до 30%. Новое правительство, пришедшее к власти осенью 1991 года, объявило о дальнейшем снижении корпораци- онного налога: до 25%. Как видим, преобладающую долю составляют налоги с ко- нечных доходов различных социальных групп населения и мень- шую - поступления от налогов, выплачиваемых частными компа- ниями и банками. . - 41 - 23.4.5. 0 2В итоге Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. 1Они 1ориентированы на следующие основные требования 0: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сба- лансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходи- мости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, под- держки свободной конкуренции; - налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономи- ческие цели; - налоги должны служить более справедливому распреде- лению доходов, не допускается двойное обложение налогопла- тельщиков; - порядок взимания налогов должен предусматривать ми- нимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика; - обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер. Этими основными принципами необходимо руководство- ваться и нам при создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской эконо- мики. Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования на- логов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уде- лять первостепенное внимание специфике экономических, соци- альных и политических условий сегоднящней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих поколений уче- ных-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, ко- торым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее - 42 - производительных сил и производственных отношений. Эти тре- бования всесторонне подтверждены практикой и безусловно должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам. Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризова- лась, должна отвечать определенным кардинальным требовани- ям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа 1ра- 1венства и справедливости 0. Это прежде всего означает: тя- жесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства. Вторым непременным требованием, которому должна отве- чать налоговая система, является 1эффективность налогообло- 1жения 0. Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономи- ческих решений, либо оно должно быть минимальным; во-вто- рых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики стра- ны. Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика ко- торой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство име- ет исключительно важное значение. Обязательным условием эф- фективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогопла- тельщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране. И последнее условие реализации требования эффектив- ности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового зако- нодательства, надлежит минимизировать. . - 43 - 2Заключение Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги быва- ют прямыми и косвенными они различаются по объекту налого- обложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета. Существует ряд общепризнанных принципов налогообложе- ния, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость. Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы. Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воз- действия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответство- вала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует ин- вестициям как отечественным, так и иностранным. 1Нестабиль- 1ность налоговой системы на сегодняшний день - главная проб- 1лема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоп- лательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблага- емую базу и уменьшая налоговую массу. Анализ реформаторских идей в области налогов в основ- ном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в луч- шем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привелегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой - 44 - системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыноч- ным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе коей у нас в России еще нет. На сегодняшний день существует огромный, причем теоре- тически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использо- вания налогов в странах Запада. Но ориентация на их практи- ку весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразум- но не уделять первостепенное внимание специфике экономи- ческих, социальных и политических условий сегоднящней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообло- жение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально. В ситуации осуществления серьезных и решительных пре- образований и отсутствия времени на движение "от теории к практике" построение налоговой системы методом "проб и оши- бок" оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отноше- ния. Поэтому представляется весьма важным, чтобы науч- но-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области фи- нансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой тео- рии налогообложения, используя опыт стран с развитой рыноч- ной экономикой и увязывая его с российскими реалиями. Подчеркнем, 1что пока не будет выработано авторитетной 1целостной концепции реформирования налогообложения и его 1правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере 1останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов 1и специалистов. Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, что бы их можно было изложить в рамках одной курсо- вой работы. Незначительная их часть будет так или иначе ре- шена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия 1Налого- 1вого кодекса 0. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |