![]() |
|
|
Пути повышения конкурентоспособности на примере Алтайского районного потребителького обществакоторых стратегически рационально прекратить расходование ресурсов (например, отказаться от производства предназначенной для этих сегментов рынка продукции). Третьим этапом разработки ценовой политики и стратегии является выбор окончательной ценовой стратегии, являющейся частью общей стратегии развития предприятий. Для разработки и успешной реализации ценовой политики предприятия рекомендуется иметь постоянно действующее структурное подразделение, отвечающее за вопросы ценообразования на продукцию предприятия. Деятельность этого подразделения осуществляется при непосредственном контроле руководителя структурного подразделения предприятия, которое отвечает за маркетинг или сбыт продукции предприятия и может входить в состав либо этого подразделения, либо планово — экономического подразделения. Работу по вопросам ценообразования целесообразно проводить совместно со структурными подразделениями предприятия, отвечающими за оценку и прогнозирование себестоимости продукции при различных вариантах ценовой политики и соответствующей ей производственно - сбытовой политики, за обоснование финансовых показателей, на достижение которых должна быть нацелена ценовая политика, а также за разработку финансовых аспектов реализации такой политики (например, определение лимитов финансирования рекламной деятельности), а также со структурными подразделениями, отвечающими за сбор информации о текущей рыночной конъюнктуре, определение реальной структуры (сегментации) рынка продукции предприятия, прогнозирование объемов сбыта, возможных при различных уровнях цен на продукцию, оценку возможных действий конкурентов при тех или иных вариантах ценовой политики, обоснование возможностей увеличения сбыта и улучшение его финансовых показателей без изменений цен, и с подразделениями, ответственными за проведение рекламных компаний, формирование имиджа товарной марки и распространение информации, позволяющей воздействовать на коммерческие решения конкурентов. 4 Безопасность жизнедеятельности 4.1 Охрана труда Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о безопасном и комфортном взаимодействии человека со средой обитания. Целью безопасности жизнедеятельности как науки – является изучение опасностей, как средств и методов зашиты от них. Которые определены законодательством Российской Федерации об охране труда, и как отражено в Конституции РФ (ст.37, п.3). Закон РФ 1999 г «Об основах охраны труда в РФ» (ООТ). Трудовой кодекс РФ (2002 г.). Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» и другие федеральные законы по охране труда. Кодекс РФ об административной ответственности (ст.41, 42, 169, гл.7 и др.). Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ (ст. 8, 16, 143, 145 и др.). Законы субъектов РФ, например, «Об охране труда в Алтайском крае» и др. Подзаконные акты – указы президентов, постановления правительства, местных органов власти и специально уполномоченных органов (Министерства труда и социального развития РФ и др.). Законодательство об охране труда конкретизируется в системе государственных нормативных правовых актов – стандартах, нормах, правилах, инструкциях. Дисциплина «Охрана труда» является социально-технической наукой, которая выявляет и изучает производственные опасности и профессиональные вредности, разрабатывает методы их предотвращения или ослабления с целью устранения несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров. Охрана труда как научная дисциплина впервые возникла в СССР на стыке социально-правовых, технических и медицинских наук. Главными объектами ее исследований являются человек и процесс труда, производственная среда, взаимосвязь человекам промышленным оборудованием, организация труда и производства, технологические процессы. Методологическая основа курса — научный анализ условий труда, технологических процессов, аппаратуры и оборудования с точки зрения возможности возникновении аварийных ситуаций, появления опасных факторов, выделения вредных 'производственных веществ. На основе такого анализа определяются опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их предупреждению или ограничению последствий. Полностью безопасных и безвредных производств не существует. Задача охраны труда — свести к минимуму вероятность несчастного случая или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфортных условий при максимальной производительности труда. Наука об охране труда тесно связана с другими науками, широко использует новейшие достижения науки и техники, базируется на теоретических разработках по физике, химии, математике, электронике, медицине, экономике и др. Важное место в разработке вопросов охраны труда занимают такие научные дисциплины, как эргономика, инженерная психология и физиология труда, техническая эстетика. Для определения на научной основе методов и путей улучшения и оздоровления условий труда на производстве, обеспечения правильного ритма труда, режима труда и отдыха необходимо учитывать требования психологии и физиологии труда человека (изучение колебаний работоспособности человека, связанных с утомлением, нервным напряжением, монотонностью работы, и др.). Техническая эстетика изучает закономерности художественного проектирования производственных помещений и оборудования. Охрана труда работающих в условиях интенсивного перевооружения производства на базе комплексной механизации и автоматизации может быть обеспечена лишь при всестороннем учете возможностей человека в трудовом процессе. В правильном решении этих задач существенную роль играет эргономика. Эргономика изучает проблемы оптимального распределения и согласования функций между человеком и машиной, обосновывает оптимальные требования к средствам и условиям деятельности и разрабатывает методы их учета при создании и эксплуатации техники, управляемой и обслуживаемой человеком. Рациональное сочетание возможностей человека и характеристик машины и соответствующее распределение функций внутри системы существенно повышают се эффективность и обусловливают оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением. Рабочим местом считается место постоянного или периодического пребывания работающего для наблюдения и ведения производственного процесса или эксперимента. Организация рабочего места заключается в выборе рабочей позы, определении рабочих зон, размещении органов управления, индикаторов, инструментов и заготовок. Часть пространства рабочего места, в котором осуществляются трудовые процессы, может быть разделена на зоны. Рабочая поза будет наименее утомительна при условии, что рабочая зона сконструирована правильно, то есть обеспечивается соответствие этой зоны с оптимальным нолем зрения рабочего (рабочая зона ограничивается дугами, которые может описывать рука при выполнении производственных операций). Взаимодействие человека и техники в системе производства (система человек — машина — производственная среда) должно рассматриваться при проектировании и создании безопасных условий труда, при решении задач оптимизации труда. Такое взаимодействие и является специальным предметом науки — эргономики, которая комплексно изучает человека в конкретных условиях его деятельности, связанной с использованием машин (технических средств). Различаются следующие требования эргономики к организации и проектированию трудовых процессов: экономические, психофизиологические, психологические/ антропометрические, биомеханические, гигиенические, эстетические и социальные. К экономическим требованиям относятся: повышение технической вооруженности труда; выбор оптимальной технологии, исключение лишних затрат рабочего времени; наиболее полное использование оборудования; выбор оптимального ритма и темпа работы; рациональная организация рабочего места. Психофизиологические требования: установление соответствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиологических возможностей человека в рассматриваемом процессе; введение рациональных режимов труда и отдыха; сокращение объема информации; снижение нервно-эмоциональных напряжений и физических нагрузок; профессиональный отбор. К. психологическим требованиям относят: установление соответствия закрепленных и формируемых навыков и возможностей восприятия, памяти и мышления. Антропометрические и биомеханические требования: установление соответствия орудий труда размерам, форме и массе тела человека, силе и направлению движений. Гигиенические требования: создание оптимальных метеорологических условий, оптимального физико-химического состава воздушной среды, освещенности, уровней шума и вибраций в пределах требований стандартов ССБТ и т. д. К эстетическим требованиям относят: определение соответствия эстетических потребностей человека и художественно-конструкторских решений рабочих мест (орудий труда) и производственной среды. Социальные требования: повышение профессиональной подготовки, содержательности труда, эффективности управления производственными процессами, творческой активности трудящихся и др. Эргономика рассматривает человека в системе человек—машина—производственная среда (ЧМС) как ведущее звено. Чем сложнее техника и многообразные взаимоотношения с ней человека, тем большая роль отводится «человеческому фактору» для достижения цели в современном производстве. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг присущих людям психологических и психофизиологических свойств, которые, так или иначе, проявляются в трудовой деятельности- Под понятием «машина» подразумевается все, что находится в системе ЧМС между человеком и управляемым объектом. Под производственной средой в эргономике понимаются следующие показатели: уровни опасных и вредных производственных факторов; параметры, сопутствующие процессу применения машин (электрический ток, вибрации и др.); потоки информации, приходящие в систему извне (распоряжения, инструкция, команды и т. и.). В период широкого внедрения новой техники во всех отраслях народного хозяйства—проблема оптимизации взаимоотношения человека с машиной и производственной средой стала одной из основных. 4.2 Основные понятия и определения по охране труда В ГОСТ 12.0.002—80 Системы стандартов безопасности труда (ССБТ). Термины и определения даются определения основных понятий и терминов, применяемых в охране труда. Охрана труда — это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Техника безопасности — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов. Производственная санитария — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов. Опасный производственный фактор — фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Вредный производственный фактор— фактор, воздействие которого па работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. Несчастный случай на производстве — случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении трудовых обязанностей или заданий руководителя работ. Травма (в переводе с греческого — рана) — повреждение тканей и органов человека с нарушением их целостности и функций, вызванное действием факторов внешней среды. Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных в вредных производственных факторов. Безопасность производственного оборудования и процесса — свойство производственного оборудования или процесса сохранять соответствие требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно-технической документацией. Опасная зона - пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного или вредного производственного фактора. Средство индивидуальной и коллективной защиты предназначено для защиты соответственно одного или двух и более работающих (предотвращение или уменьшение воздействия опасных и вредных производственных факторов). Знаки безопасности труда предназначены для предупреждения работающих о возможной опасности, необходимости применения соответствующих средств защиты, а также разрешающие или запрещающие определенные действия работающих. Профессиональное заболевание вызывается воздействием на работающего вредных условий труда. Пожарная и взрывная безопасность — система организационных и технических средств, направленных на профилактику и ликвидацию пожаров и взрывов, ограничение их последствий. Законодательство по охране труда — это часть трудового законодательства, касающаяся обеспечения нормальных условий труда. Безопасное расстояние - наименьшее допустимое расстояние между работающим и источником опасности, необходимое для обеспечения безопасности работающего. Организация рационального освещения рабочих мест — один из основных вопросов охраны труда. При неудовлетворительном освещении резко снижается производительность труда, возможны несчастные случаи, появление близорукости, быстрая утомляемость. В зависимости от источника света производственное освещение может быть трех видов: естественное, искусственное и совмещенное. Видимость — способность глаза человека воспринимать объект при освещенности от 0,1 до 100 000 лк. Показатель ослепленности — критерий оценки слепящего действия, создаваемого осветительной установкой. Основная задача освещения на производстве — создание наилучших условий для видения. Эту задачу возможно решить только осветительной системой, отвечающей следующим требованиям: освещенность на рабочем месте должна соответствовать -характеру зрительной работы, который определяется тремя параметрами: объектом различения — наименьшим размером рассматриваемого объекта (при работе с приборами — толщина линии градуировки шкалы, при чертежных работах — толщина самой тонкой линии на чертеже и т. п.); Освещение характеризуется количественными и качественными показателями рисунок 1. По количественным показателям относятся световой поток, сила света, освещенность, яркость. Работа, выполняемая с использованием вычислительной техники, имеют следующие недостатки: - вероятность появления прямой блескости; - ухудшенная контрастность между изображением и фоном; - отражение экрана. В связи с тем, что естественное освещение слабое, на рабочем месте должно применяться также искусственное освещение. Далее будет произведен расчет искусственного освещения.
Рисунок 4.1 - Принцип освещения Размещение светильников определяется следующими размерами: Н = 3 м. - высота помещения hc = 0,25 м. - расстояние светильников от перекрытия hп = H - hc = 3 - 0,25 = 2,75 м. - высота светильников над полом hp = высота расчетной поверхности = 0,7 м (для помещений, связанных с работой ПЭВМ) h = hп - hp = 2,75 - 0,7 = 2,05 - расчетная высота. Светильника типа ЛДР (2х40 Вт).Длина 1,24 м, ширина 0,27 м, высота 0,10 м. L - расстояние между соседними светильниками (рядами люминесцентных светильников), Lа (по длине помещения) = 1,76 м, Lв (по ширине помещения) = 3 м. l - расстояние от крайних светильников или рядов светильников до стены, l = 0,3 - 0,5L. lа = 0,5La, lв = 0,3Lв la = 0,88 м., lв = 0,73 м. Светильники с люминесцентными лампами в помещениях для работы рекомендуют устанавливать рядами. Расчет искусственного освещения помещения рекомендуется производить методом коэффициента использования светового потока (метод светового потока). Этот метод применяют для нахождения равномерного освещения. Расчет искусственного освещения заключается в определении фактической освещенности на рабочем месте, исходя из имеющегося типа светильника и источника света. Исходя из сопоставления фактической освещенности Е с нормированным значением Emin, устанавливают класс условий труда. Emin- нормированное значение освещенности (наименьшая допустимая освещенность в «наихудших» точках рабочей поверхности перед очередной чисткой светильников). Значения этой освещенности устанавливают в зависимости от характера зрительной работы, размеров объекта различения, фона и контраста объекта различения с фоном, вида и системы освещения, типа источника света по СНиП 23-05-95. Основная расчетная формула: Е = F*N*ή / (S*z*k), где F - световой поток (лм); S — площадь освещаемой поверхности, м2; z - коэффициент минимальной освещенности (берется равным 1,1- 1,2); k - коэффициент запаса (снижение светового потока осветительной установки из-за загрязнения светильников и источников света и их старения учитывают в расчетах этим коэффициентом). Выбирают в диапазоне 1,1 – 1,3; N - число светильников над освещаемой поверхностью; η - коэффициент использования светового потока. Определяется при определенном типе светильника, индексе помещения и коэффициентов отражения элементов потолка, стен, рабочей поверхности (ρпот, ρс, ρр.п.). F = 790 лм; S = 12 м2; z = 1,1; k = 1,2; N = 1; η = 118. Е = 790*1*118 / (12*1,1*1,2) = 5885 лм / м2. все элементы осветительных установок должны быть долговечными, электра- и пожара безопасными; установка должна быть удобной и простой в эксплуатации, отвечать требованиям эстетики. Следует выбирать оптимальную направленность светового потока и необходимый спектральный состав света; Микроклимат рабочей зоны Микроклимат производственных помещений - это климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха Рабочий кабинет является помещением І категории (выполняются легкие физические работы), поэтому должны соблюдаться следующие требования: - оптимальная температура воздуха- 22° С (допустимая - 20-24° С), оптимальная относительная влажность- 40 -60% (допустимая - не более 75%) , скорость движения воздуха не более 0.1м/с. Для создания и автоматического поддержания в кабинете независимо от наружных условий оптимальных значений температуры, влажности, чистоты и скорости движения воздуха, в холодное время года используется водяное отопление, в теплое время года применяется кондиционирование воздуха. Кондиционер представляет собой вентиляционную установку, которая с помощью приборов автоматического регулирования поддерживает в помещении заданные параметры воздушной среды. Заключение В наши дни маркетинг затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, автор концентрирует внимание именно на службе маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предпринимателю повысить эффективность, а, следовательно, и прибыльность фирмы. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу. Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи. Сфера действия маркетинга в последнее время расширилась, включив в себя, помимо товаров услуги, организации, места, идеи. Таким образом, появилось понятие системы маркетинга, которое подразумевает под собой процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов и призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор. Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы почему, для каких целей. Для этого проводятся маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования — систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования. Вполне очевидно, что маркетинговые исследования являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на проведение маркетингового исследования, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил. Итак, в качестве заключения автор предлагает пройти по всем стадиям воздействия на эффективность предприятия маркетинговых исследований, и сделать ряд выводов, обобщающих изложенный материал. Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Некоторые директора предприятий недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом маркетинговые исследования повышают прибыльность предприятия. Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжением исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения. Товарная политика маркетинга определяет оптимальные инструменты воздействия на новый товар, жизненный цикл товара, предсказывает устаревание, что способствует экономии средств и повышению эффективности. Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю «прогадать» в определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству. Список использованных источников 1) Афанасьев М. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. -М: Финстатинформ, 1995 2). Алексеев, С. В. Маркетинговое право России вузов / С. В. Алексеев. - М. : НОРМА, 2004. - 624 с. 3) Беленький Я "В торговле мелочей не бывает", "Коммерсант DAILY", 1995, №129 4) Батра, Раджив. Рекламный менеджмент: [Пер. сангл.] Раджив Батра, Д.Д. Майерс, Д.А. Аакер. - 5-е изд. - М.; СПб; Киев: Вильямс, 2001. - 780 с. 5) Басовский, Л. Е. Маркетинг: учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 134 с. 6) Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. для вузов по экон. специальностям и направлениям / В. И. Беляев. - М.: 7) Васильев, Г. А. Основы рекламной деятельности : учеб. пособие для вузов по специальности 061500 «Маркетинг» / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 415 с. 8) Грановский, Л.Г. Творческая реклама: Эффективные принципы бизнеса: Учеб. пособие для вузов по специальности 350700 «Реклама» I Л.Г. Грановский, В.Л. Полукаров. - М.: Дашков и К, 2003. - 258 с. 9) Голубков, Е. П. Маркетинг: Словарь - справочник / ЕЛ. Голубков. - [2-е изд.]. - М.: Дело, 2001. - 440 с. 10) Котлер Ф. Основы маркетинга. — СПб., АО «Коруна», АОЗТ «Литера-плюс», 1994. - С. 9. 11) Котлер, Филлип. Маркетинг. Менеджмент Анализ, планирование, 12) Капитонов, Эдуард Алексеевич. Корпоративная культура и PR: Учеб.-практ. пособие / Э.А. Капитонов, А.э. Капитонов. - М.; Ростов н/Д: МарТ, 2003. - 413 с. 13) Маркетинг. Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; под ред. Н.Д. Эриашвили. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.631 с. 14) д-р экон. наук, проф. В.Я. Горфинкель (гл. 1; 15) Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность: учеб. для вузов по экон. специальностям / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, В. Г. Шахурин. - Изд. 7-е, перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2004. - 526 с. 16) Песоцкий, Е. . Реклама и психология потребителя / Е. А. Песоцкий. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 188 с. 17) Протасов, В. Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг: Учеб. пособие для вузов по специальностям «Экономика и управление на предприятии (по отраслям) / В.Ф. Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 535 с. 18) Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность: Учеб. для высш. и сред. спец. учеб. заведений / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998. - 242 с. 19) Принципы права и проблемы обеспечения право порядка в сфере экономики / В.В. Гриб, АЛ. Кузнецов, А.В. Козлов // Юрист - 2005. С.3-11. 20) Способы выживания НТБ в современных условиях: [Метод. пособие]. Вып.3. Имидж библиотеки и новые технологии - слагаемые выживания НТБ. - 1999. - 138 с. 21) Старобинский, З. Е. Самоучитель по рекламе / З.Е. СтаробинскиЙ. - 4-е изд.,перераб. и доп. - М. : ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 1998. - 320 с. 22) Синецкий, Б. И. Основы коммерческой деятельности : Учеб. для вузов по спец. «Коммерция» / Б.И. Синецкий. - М.: Юристъ, 1998. - 658 с. 23) Старобинский, З.Е. Самоучитель по рекламе / З.Е. СтаробинскиЙ. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 1999. - 352 с. 24) Титова, Н. Е. Маркетинг: Учеб. пособие для вузов / Н.Е. Титова, ЮЛ. Кожаев. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 350 с.: ил. 25) Толкачев, А.Н. Российское предпринимательское право Учеб. пособие для вузов / А.Н. Толкачев. - М.: Экзамен, 2003. - 544 с. 26) Тузовская, Светлана Александровна. Маркетинг: Учеб. пособие / Тузовская, С. А. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2002. - 166 с. 27) Федотова, Л. Н. Социология рекламной деятельности: Учебник для вузов по специальности «Реклама» I Л.Н. Федотова. - М.: Гардарики, 2002. - 272 с. 28) Хромов, Л. Н. Рекламная деятельность искусство, теория, практика: Настол. кн. делового человека - менеджера и бизнесмена I Л.Н. Хромов. Петрозаводск: АО «Фолиум», 1994. - 308 с.: ил. 29) Шарков, Ф. И. Реклама и связи с общественностью: коммуникативная и интегративная сущность кампаний: учеб. пособие / Ф. И. Шарков, А. А. Родионов; Акад. труда и соц. отношений, Каф. связей с общественностью. - М.: Акад. Проект: Трикста, 2005. - 299 с. 30) Шуванов, В. И. Психология рекламы : учеб. пособие для вузов / В. И. Шуванов. - М. : Рос. гос. торгово-эконом. ун-т; Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 320 с. Приложение А
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |