реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Речевые коммуникации

Способы фиксации информации:

1.                 Конспект – краткая запись прочитанного.

Алгоритм составления:

·                    Записать все выходные данные источника (автор, дата издания, название).

·                    Выделить слева и справа поля. Слева – стр.оригинала, структурные разделы (название, параграф, подзаголовок), формулируются осн.проблемы. Справа - собств.выводы, ссылка на др.материал. В центре – краткое изложение содержания текста (цитаты из прочитанного). Необходимо сохр.стуртуру источника – композиция, стр-ра, тематич.разделы.

2.                 Аннотация – общее представление книги с точки зрения ее назначения.

Структура:

·                    Автор, название, выходные данные.

·                    Тема (статья посвящена…).

·                    Проблематика (перечисляется круг вопросов: В статье анализируются, освещаются, описываются,разбираются. Дается анализ, Приводятся результаты, Исследуется вопрос и т.д.).

·                    Адресат – для кого предназначен текст .

Язык аннотации д.б.литературным, лаконичным, простым, ясным.

3.                 Реферат – краткое изложение текста (что нового по к-л проблеме).

·                   Реферат – конспект (краткое изложение всей инф-ции, статьи, книги).

·                   Реферат – резюме (инф-ция, тесно связанная с гл.темой источника).

Структура:

·                    Выходные данные

·                    Тема

·                    Указывается из скольких разделов состоит источник

·                    Основное содержание

·                    Наличие иллюстрированного материала

·                    Адресат

Композиционное отличие реферата от аннотации:

1.                  в реф.отражается композиция источника

2.                  наличие иллюстрированного материала.

Содержательное отличие:

1.                  реф.содержит конкр.сведения, выводы, идеи автора.

2.                  обобщенность, лаконичность.

3.                  реф.не д.отражать суб.взглядов референта на излагаемый вопрос.

Принципы конспектирования лекции:

1. Не стараться все записать, потому что скорость письма – 60 знаков/мин. Осн.правило – важно понять логику изложения в целом.

2. Исп-ние неформальной системы записи.

3. Делайте короткие записи – только фактич.материал, используйте символы для частей предложений.

4. Делайте разборчивые записи.

5. Помечайте важные идеи.

6. Периодически просматривайте записи.

7. Техника записи – избавиться от избыточного (свертывание фраз или сокращение слов).

Смысловая компрессия – выделение во фразе ключевых слов, построение рядов.


Тема 8 Алгоритм чтения. виды алгоритма чтения и их специфика


Алгоритмы чтения- последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.

Виды: 1. Интегральный -распространяется на весь текст в целом, защита мозга от избыточной информации-75%.Наименование читаемого источника(н), автор(А), выходные данные(В), основное содержание(О), фотографические данные(Ф), критическая оценка материала(К), возможность применения на практике(П). Методика освоения: 1. ежедневно читать 1-2 статьи из газет и укладывать в алгоритм.2. ежедневно читать 1-2 статьи из газет, уже не глядя на алгоритм.2. Дифференциальный – избавление от избыточной информации. Здесь не только прямой отбор информации, а еще и сжатие текста, т.е. выделение ключевых слов-доминант. Значительный результат, весомый вклад, высокая активность, тщательная проверка, глубокий анализ. Блоки алгоритма:

1. Выделение ключевых слов в каждом смысловом абзаце, 2. составление смысловых рядов, кые состоят из ключевых и дополняющих слов- сжатое содержание абзаца. Методика чтения по диффрен. алгоритму: читаем 3 раза с карандашом - подчеркнуть ключевые слова, построение смысловых рядов, читаются смысловые ряды, выделяется доминанта.


Тема 9 Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка. Структура языка и уровни


Термин «язык» употребляется в 2 значениях: 1. язык как абстрактное представление о едином человеческом языке – определенном классе знаковых систем; 2. какой –либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в опред.социуме в опред.пространстве и в опред.время, как одна из реализаций свойств языка вообще.

Функции языка: 1.коммуникативная – язык служит средством общения людей. 2. познавательная – с помощью языка происходит познавание, изучение окр.мира. 3. эмоциональная – проявляется в способности выражать чувства и эмоции говорящих, их оценки.

Формы существования языков: 1. индивидуальный язык – присущ человеку независимо от его общ.положения. 2. говор – представляет множество близких по стр-ре индивид.языков, кот.обслуживают 1 ограниченную группу людей, имеющих местные языковые различия. 3. диалект – обр-ся множеством говоров, кот.хар-ся внутриструктурным единством. 4. язык – включает ряд диалектов, между кот.м.б.нек.различия в фонетике, лексике, грамматике.

Модели описания языка: 1. признание уровневой стр-ры языка, куда входят – фонетика, морфология, синтаксис, словообразование, лексика, семантика. 2. наличие специфических единиц на каждом уровне, к кот.относятся – фонема (неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица языка, служащая для опознавания, различения или разграничения минимальных значимых единиц – морфем, а через них и слов), морфема (минимальная часть слова, кот.м.иметь какое-либо значение), слово (важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них), словосочетание (два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически), предложение (основная синтаксическая единица, кот.содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение).

Отношения между единицами языка: 1. парадигматические – отношения между формами единиц одного уровня, отличающие эти единицы. 2. синтагматические – отношения между единицами одного уровня в речевой цепи, в тексте. 3. иерархические – отношения между единицами разного уровня.


Тема 10 Речь как деятельность и продукт деятельности. Соотношение языка и речи


Язык – система знаков и символов, речь – процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, кот.и обнаруживает себя только через речь.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму или письменную. К речи также относятся продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом.

Отличия речи от языка: 1. речь конкретна, неповторима, развертывается во времени, реализуется в пространстве. 2. речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна. 3. речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего чел-ка, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, м.б.спонтанна и неупорядочена.

Язык и речь выполняют две сущностные, т.е. неотделимые, присущие им, функции:

1.                 Коммуникативная (проявляется на массовом уровне)

·                    Коммуникативно-временная - выполняет язык, кот.является разделом социальной памяти.

·                    Коммуникационно-пространственная – функция распространения смыслов в соц.пространстве,кот.свойственна речи.

 2.Мыслительная (проявляется на личностном уровне)

Благодаря этим функциям, язык и речь являются средствами и орудиями соц.коммуникации и личностного мышления.

Основные качества речи:

1.Богатство (опред-ся смысловой насыщенностью слова, кот.создается в явлении многозначности, омонимии, синонимии).

2.Чистота речи ( чистой считается речь, свободная от слов-паразитов, жаргонных, диалектных, просторечных, а также слов, оскорбляющих нравственность человека).

3.Выразительность (выр.речи наз-ся такие особенности ее стр-ры, кот.поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя).

4.Ясность и понятность ( речь д.б ясной и понятной. Если слушатель или читатель не воспринимает смысл произносимых слов, то он не поймет о чем идет речь. Уместной наз-ся речь, отвечающая целям и задачам общения).

5.Точность и правильность (опр-ся умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов рус.языка. Несоблюдение осн.критериев отбора лексич.средств приводит к ошибкам в словоупотреблении. Правильность речи – соблюдение действующих норм рус.лит.языка).

6.Логичность (логичной считается речь, в кот.ясно и правильно выражена связь в предложении и предложений в тексте. Нарушения связей ведут к логич.ошибкам).


Тема 11 Разновидности нац.языка. Функциональные стили речи


Разновидности нац.языка:

Территориальные различия речи проявляются в её местных особенностях.

1.   Наиболее значительные территориальные особенности речи существуют в диалектах . Диалектные особенности речи проявляются преимущественно в её звуковом и словарном составе и меньше – в грамматических свойствах.

2.   Диалектам противопоставлена литературная речь. От других разновидностей национального языка литературную речь отличает прежде всего нормативность, т.е. строгое подчинение сознательно культивируемым нормам.

3.   Литературную речь необходимо отличать от языка художественной литературы. Художественная литература исследует действительность во всём её многообразии, в том числе многообразии речевом. Поэтому язык художественной литературы содержит это речевое многообразие, выходя далеко за рамки литературной речи.

4.   Просторечие как групповая разновидность национального языка включает в себя, с одной стороны, свойства литературной речи и, с другой – черты речи диалектной. В состав просторечия входят единицы, имеющие широкое распространение, но порицаемые литературной нормой как «грубые» (напр. жрать в значении «есть», запузыривать «энергично делать что-л.», отвалить(ся) «отойти») либо бракуемые как избыточные, оттеснённые параллельными литературными словами и формами (ср. ложить и класть, помереть и умереть, захочем и захотим).

5.   Просторечие тесно сближается с полудиалектами – групповыми разновидностями национального языка, которые представляют собой смесь литературной и диалектной речи, нередко с вкраплениями просторечных единиц. Границы между просторечием и полудиалектом поэтому часто условны.

6.   Жаргоны деклассированных лиц употребляются людьми, принадлежащими к уголовному миру. В этих жаргонах отражена уродливая психология преступников, их презрение к нормам общественной жизни, напускная бравада, грубость и цинизм. Примерами лексики деклассированных могут служить слова, называющие различные воровские специальности: ширмач «карманный вор», мойщик «магазинный вор», майданщик «поездной вор», скокарь или домушник «квартирный вор».

7.   Важное место в кругу социальных речевых разновидностей национального языка занимают профессиональные речевые особенности. Они обслуживают общеполезные виды профессиональной деятельности (это отличает их от жаргонов аристократии и деклассированных лиц), характеризуются отсутствием экспрессивности или её пониженностью (в отличие от групповых жаргонов) и лишены нарочитой затемнённости смысла (в противоположность жаргонам ремесленников-отходников.

В зависимости от целей и задач, кот.ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности лит.языка, называемые функциональными стилями. Термин «фнкциональный стиль» подчеркивает, что разновидности лит.языка выделяются на основе той функции, кот.выполняет язык в каждом конкретном случае. Каждому из них присущ набор специфических языковых средств, употр. в строго ограниченных сферах общения. Закрепление за опред.стилем речи слов объясняется тем, что лексич.значение многих слов помимо предметно-логического содержания входит и эмоционально-стилистическая окраска. Также слово способно выражать чувства, а также оценку разл.явлений действительности.

·                   Полож.оценка – чудесный, великолепный

·                   Отриц.оценка – скверный, отвратительный

Характеристика научного стиля.

1.                 осн.ф-ция – сообщение научной инф-ции

2.                 широкое исп-ние однозначных слов, употр.понятий,определений,научн.терминов,иностр.слов.

3.                 большое кол-во сущ.с абстрактным значением, много слов ср.рода.

4.                 слова употр. в прямом наминированном значении

5.                 почти полное отсутствие эмоц.окраски и образных средств языка,кроме точных, нехуд.сравнений для пояснения чего-либо

6.                 предложение носит повеств.хар-р, по конструкции-сложные. Отсюда-точное, логичное выражение мысли, логич.связь между предложениями и и частями. Предл. С большим кол-вом союзов и дееприч. И прич.оборотов, преимущественно имеют прямой порядок слов.

7.                 Осн.стилистич. черта-обобщенность и подчеркнутая логичность.

8.                 сфера применения – научные труды (статья, доклады), научно-популярная лит-ра и т.д.

Хар-ка технического стиля:

1.                 Ф-ция – сообщение технич.инф-ции

2.                 лксика: преобладание технич.терминов

3.                 морфология: исп-ние отглагольных сущ. (отключение, применение)

4.                 синтаксис: исп-ние сложных повеств.предл.

5.                 образные средства языка не исп-ся.

Хар-ка официально-делового стиля:

1.                 осн.ф-ция – информативная

2.                 сфера применения – протоколы, постановления, заявления

3.                 осн.стилевая черта – предписывающий, долженствующий хар-р речи

4.                 стандартизированность речи – сжатое, компактное изложение, экономное исп-ние языковых средств, исп-ние речевых штампов (в случае неявки, в уст.порядке)

5.                 предельная ясность формулировок, не допускающая различных толкований

6.                 полное непроявление лица говорящего (нет местоимений)

7.                 отсутствие рассуждений и описаний

8.                 изложение материала не повеств., а утверждающе

9.                 почти полное отсутствие сложно.-подч. Предл., особенно с придаточными причины

10.            большое кол-во обособленных и однор.членов в простых предл., т.к. нужно оговорить мн-во подробностей в законах

11.            употр. слов в прямом значении

Хар-ка газетно-публицистического стиля:

1.                 сфера применения – газетные статьи, репортажи, выпуски новостей, очерки, выступления обществ. И политич.деятелей.

2.                 осн.ф-ция – информативная и ф-ция воздействия

3.                 цель текста – оказать воздействие на разум и чувства читателя и слушателя

4.                 хар-на актуальность содержания, острота и яркость изложения, авторская страстность

5.                 лексика – широкое исп-ние общественно-политической терминологии

6.                 исп—ся слова, имещие окраску высокого стиля. Исп-ние слов и оборотов речи, окрашенных эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, негодования т.д.

7.                 простота и доступность повествования, документальная точность описания, лозунговый и призывной хар-р заголовков (хлеб-родине)

8.                 наличие нек.черт научного стиля (терминология), оф.-делового (сжатость, оф.речи) и худ.стиля (образные средства языка)

9.                 большое кол-во вопросит. И восклиц. Предл (риторические вопросы). Наличие сложн. Придл. С однородными обособленными членами

10.            четкость, ясность и доступность даже сложн.конструкций

Хар-ка разговорно-обиходного стиля:

1.                 ф-ция – обмен мнениями

2.                 широкое применение бытовой лексики

3.                 наличие инф-ных выражений говорящего

4.                 почти полное отсутствие терминов и иностр.слов. исп-ние слов с фамильярной, ласкательной, иронической, неодобрит. И др. окрасками

5.                 большое кол-во междометий, восклицаний. Наличие типично-разговорных форм слов (доктрина, очкастый). Исп-ние неполных и незаконченных предл.

6.                 ускоренное, нечеткое произношение нек.слов и словосочетаний (здрасти, марь иванна)

7.                 исп-ние образных средств языка (сравнения, метафоры, экспрессивных обращений)

8.                 преимущество в предл. Прямой порядок слов. Они могут быть предельно краткие (очень тяжело)

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.