реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Речевые коммуникации

9.                 широкое привлечение жестов, мимики, интонации

10.            стилевая черта – непринужденность, эмоциональность


Тема 12 Умение слушать как важный критерий коммуникабельности. Виды и техника слушания


Слушание:

1.                 первичный анализ реч.сигнала и его механич.обработка (перекодирование в образы).

2.                 интерпретация – лингвистический анализ сообщения.

Аспекты слушания:

1.                 слух как физиологическая характеристика (возраст, пол).

2.                 слушание как процесс осознанного познават.действия.

Недостатки традиционного слушания:

1.                 бездумное восприятие

2.                 обрывочное восприятие

3.                 аналитическая узость восприятия (неумение критически анализировать содержание).

Факторы, влияющие на эффективность слухового восприятия:

1.                 объективные – шумы, помехи, акустика помещения, микроклимат помещения.

2.                 субъективные – пол слушателя, темперамент, индивидуальные способности.

Виды и техника слушания:

1.                 информационное

2.                 эмоциональное

Приемы:

1.                 глухое молчание – взаимное отсутствие реакции

2.                 поддакивание

3.                 эхо-реакция – повторение последних слов

4.                 зеркало – повторение с изменением порядка слов

5.                 парафраз - передача содержания другими словами

6.                 побуждение

7.                 уточняющие вопросы

8.                 наводящие вопросы

9.                 оценка, советы

10.            продолжение – слушатель пытается закончить фразу своими словами

11.            эмоции

12.            логические следствия из высказываний партнера

13.            хамоватые реакции

14.            расспрашивание – задается вопрос за вопросом, бесцельно

15.            пренебрежение к партнеру

Этапы:

1.                 поддержка – дать возможность человеку выразить свою позицию (молчание, поддакивание, эхо, эмоц.сопровождение).

2.                 уяснение – убедиться, что вы правильно поняли собеседника (уточняющие вопросы, парафраз, зеркало).

3.                 комментирование – слушатель высказывает свое мнение (логическое следствие, расспрашивание).

Виды:

1.                 пассивное – просто слушать человека

2.                 активное – обеспечение адекватной обратной связи. Типичная ошибка – чисто формальное следование правилам без реального отражения содержания разговора (приемы работают тогда, когда учитывается ситуация, содержание разговора, эмоц.состояние собеседника).

3.                 эмпатическое – позволяет переживать те же чувства, что и собеседник. Не дается совет и не критикуется человек.

Основные правила:

1.                 необходимо настроиться на слушание, т.е. на время забыть о своих проблемах, отстраниться от готовых установок и предубеждений.

2.                 своей реакцией вы д.точно отразить переживания, чувства, эмоции.

3.                 необходимо держать паузу.

4.                 эмпатич.слушание – не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения.

5.                 методику эмпатийного слушания имеет смысл применять тогда, когда человек сам хочет поделиться своими переживаниями.


Тема 13 Структура монологической речи. Вступительная часть, ее цели. Основная часть, ее особенности. Заключение, его функция


Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог хар-ся относительной протяженностью и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Типы монолога: 1. монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в худ.речи. 2. монолог – это речь наедине с самим собой, т.е.монолог м.б.не направлен непосредственному слушателю (внутр.монолог) и не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог м.б.как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным. По цели высказывания мон.речь делят на 3 типа: информационная (служит для передачи знаний. Говорящий д.учитывать как интеллектуальные способности восприятия инф-ции слушателями, так и познавательные возможности – выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады), убеждающая (обращена к эмоциям слушателя. Говорящий д.учитывать его восприимчивость – поздравительные, торжественные, напутственные речи), побуждающая (направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям – политическая речь, речь-призыв к действиям, речь-протест).

Монолог имеет опред.композиционную форму, кот.зависит от жанрово-стилистической (ораторская речь, художественный, оф-деловой монологи) или функционально-смысловой (описание, повествование, рассуждение) принадлежности.

Для привлечения внимания слушателей особое значение имеет начало речи, оно должно заинтриговать слушателей, вызвать у них повышенный интерес к дальнейшему ходу мыслей оратора. Способов к достижению этого немало: можно вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни, который заинтересует каждого, потому что нечто подобное пережили, испытали многие; можно задать неожиданный вопрос или удивить слушателей парадоксом, какой-нибудь странностью, как будто не имеющей отношения к теме, а на самом деле связанной со всей речью.

Многовековая риторическая практика доказала, что внимание аудитории трудно удерживать более 45 минут. Поэтому не следует затягивать выступление, и если объем информации, которую вам хочется довести до слушателей, слишком велик, то лучше из множества вопросов выбрать один, наиболее важный, и всесторонне осветить его, а другие только назвать, связав их с предметом обсуждения.

Завершая выступление, нужно четко выделить заключение. Нельзя речь оборвать на полуслове. Активизируя внимание аудитории, можно обратиться к ней с призывом. Косвенный итог выступлению можно подвести, цитируя важной для понимания речи высказывание или рисуя художественный образ, отражающий главную идею вашей речи.

Заключение обязательно должно быть оптимистичным. Независимо от содержания речи, в которой может быть много грустных мотивов, в конце оратор должен настроить аудиторию на оптимистический лад. Последний аккорд выступления должен быть жизнеутверждающим.

В конце выступления можно предложить слушателям задать вопросы. Это будет способствовать всплеску нового интереса к выступлению и увеличит, контакт оратора с аудиторией.


Тема 14 Логические формы изложения (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Приемы изложения и объяснения


Чтобы речь была понятной и легко воспринималась аудиторией, оратор использует разнообразные приемы изложения и объяснения. Он может иллюстрировать свое выступление показом таблиц, схем, графиков, чертежей, диапозитивов, фотографий и т.д. Оратор может использовать различные формы изложения, в числе которых важнейшие - анализ и синтез.

Анализ позволяет путем расчленения понятия, явления глубже проникнуть в его сущность.

Синтез - это мысленное соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа.

Индукция - логический метод, состоящий в обобщении частных, единичных случаев, в получений общего вывода, сделанного на основании изучения отдельных фактов.

Дедукция – это логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным выводам.

Оратор избирает индуктивный или дедуктивный метод объяснения в зависимости от состава слушателей. Подготовленная и доброжелательная аудитория дает возможность оратору сразу приступить к главному тезису в его речи и затем, используя дедуктивный метод, продвигаться от общего к частному. Если же перед выступающим стоит задача завоевать доверие слушателей, преодолеть атмосферу предубеждения, он прибегнет к индуктивному методу.

Аналогия - умозаключение о принадлежности предмету, явлению тех или иных признаков на основании сходства в существенных признаках этих предметов, явлений с другими.

Обобщение – переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области.


Тема 15 Мастерство устного выступления. Содержание и композиция, контакт с аудиторией. Приемы преодоления трудностей, возникающих перед выступлением в процессе продуцирования речи


Содержание и композиция.

Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема инф-ции. Выступающий вынужден отстаивать свою точку зрения, склонять к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.д. Выступления различаются по тематике, объему, цели, аудитории.

Правила: 1. нужно подготовиться к выступлению, не следует рассчитывать на удачную импровизацию. 2. надо четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно. 3. Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Изменить ход обсуждения? 4. в начале выступления сразу же сформулируйте осн.мысль выступления, осн.тезис. не следует затягивать введение тезиса. 5. определив гл.мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Составляющие гл.мысль компоненты д.б.соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. 6. начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. 7. в случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую инф-цию:статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты соц.опросов. 8. свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, кот.признано авторитетным. Целесообразно привести цитату, пересказать др.текст, воспроизвести элементы личной беседы. 9. высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами. 10. приводя аргументы, расположите их таким образом, что сила их док-ва возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. 11. оцените непротиворечивость всего текста в целом.проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной реч.ситуации.

Контакт с аудиторией.

Постоянный контакт с ауд – ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Направления работы по поддержанию контакта: 1. коммуникативное состояние говорящего – сов-ть характеристик говорящего, кот.оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с ауд и поддерживать его (запретить себе думать о посторонних вещах, сосредоточить внимание на слушателях, внимательно следить за их реакцией, убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного, чем ваше выступление, вкладывать в реч.действие все физические и моральные силы, иметь наступательный волевой настрой). 2. контактоустанавливающие речевые действия – действия, назначение которых – установление и поддержание контакта (обращение, приветствие, комплимент, прощание). Метатекст - это те слова и предложения вашей речи, в кот.вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить. 3. диалогизация выступления – любую тему, ее отдельные частные аспекты можно обозначить в виде вопросит.предложения или вопросно-ответного единства. Или говорящий в ходе выступления встает на точку зрения предполагаемого оппонента, собеседника, слушателя, и часть текста строится с этой чужой точки зрения, чтобы затем присоединиться к ней, уточнить ее, опровергнуть. 4. синтаксические особенности – обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. (простые предл. не д.б.слишком длинными; более легко воспринимаются такие типы конструкций, кот.тяготеют к сфере разговорной речи; нежелательно употр.конструкции страдательного залога). 5. лексические особенности – восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных сущ, заканчивающихся на =ние, =тие; нельзя злоупотреблять терминами. 6. личностный тип общения – этот тип предполагает строить речь т.о., как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте.личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику.

Причины неудач:

1.                 чрезмерное погружение в собств.переживания

2.                 недооценка собств.возможностей

3.                 чаще выступать

4.                 ошибочная оценка слушателей (слушатели – понимающие партнеры)

5.                 воспоминания о провале – потеря нити выступления (не растеряться, повторить то, что уже сказано), оратор оговорился (не обратить внимания или извиниться за ошибку), слушатели не проявляют внимания (задать вопрос), из зала реплики (игнорировать, не опускаться до оскорблений).


Тема 16 Разновидности речи. Устная и письменная форма речи


Русский литературный язык имеет 2 формы речи: устную и письменную. Они тесно взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга. Письменная и устная формы речи имеют много общих свойств, так как представляют один язык.

Объединяют обе формы речи:

1.                 Основной словарный состав;

2.                 Правила словообразования и изменение слов;

3.                 Правила сочетаемости слов и др.

Основные различия устной и письменной форм речи:

1.                 В устной речи выбор слов более свободен, чем в письменной;

2.                 В устной речи неполные предложения употребляются чаще, чем в письменной;

3.                 В устной речи предложения могут быть короче, чем в письменной;

4.                 В устной речи больше внимания уделяется правильному произношению звуков, в письменной речи – правильному обозначению звуков буквами (орфографии).

Устная речь:

1.                 Речь звучащая.

2.                 Создается в процессе говорения.

3.                 Словесная импровизация и нек.языковые особ-ти – свобода в выборе лексики; исп-ние простых предложений; употр.побудительны, восклицательных, вопросит.предл.

4.                 Повторы

5.                 Незаконченность выражения мысли

Разновидности устной речи:

1.                 Разговорная

·                    непринужденность общения

·                    неофиц.отношения

·                    неподготовленность речи

·                    исп-ние невербальных средств общения (жесты,мимика)

2.                 Кодифицированная

·                   исп-ся в офиц.сферах общения

·                   заранее подготавливается

·                   умеренное исп-ние нев.средств

Письменная речь:

Письменная речь — это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

·                   Речь графически закрепленная

·                   М.б. заранее обдумана и исправлена

·                   Характерны языковые особ-ти: преобладание книжной лексики; наличие сложн.предлогов, страдательных конструкций; строгое соблюдение языковых норм.

Виды письменной речи:

1.                 Диктант.

2.                 Реферирование.

3.                 Опорный конспект.

4.                 Рецензия.

Рецензия как жанр выполняет одновременно несколько функций:

·                    Информативную, дает информацию о выходе из печати нового издания, о появлении нового произведения и т. д.

·                    Оценочную, в которой осмысливается и разбирается это произведение

·                    Убеждения, стремление убедить в правильности оценки, данной рецензентом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.