|
Речевые коммуникации5. Отзыв. Отзыв имеет следующие композиционные части: вступление, основная часть, заключение. Вступление и заключение оформляются в виде абзаца каждое, поскольку это наиболее типично для рецензии. Вступительный абзац формулирует главную мысль и представляет книгу, т.е. содержит основные сведения о ней (жанр; тема, автор, проблема и т.п.), а заключительный абзац подводит итог сказанному. При этом желательно, чтобы вступление и заключение «перекликались» между собой. Основная часть состоит из следующих абзацев: структурно-описательного, сюжетно-описательного и оценочного. Тема 17 Текст как основа письменной коммирование уникации. Характерные особенности текста (самостоятельность, целостность, целенаправленность). Категории текстового продуцирования (автор и адресат, ситуация и материал, цель, тема, предмет, идея, проблема, жанр). Функционально – смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) Письмо – вид реч.деят-ти, в процессе кот.содержание высказывания передается с помощью графических знаков, т.е.письм.речь - самостоятельная, целостная, целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста, кот.выступает в данном случае представителем автора как участника реч.коммуникации (опосредственное общение). 1. Самостоятельность – не абсолютна, т.к. текст функционирует только с адресатом. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени, пространстве. 2. Целенаправленность – реализуется единая в своей комплексности цель, кот.м.состоять из многих целей. Цель – коммуникативная (ограничена пределом данной коммуникации) и экстракоммуникативная (выходит за рамки данной коммуникации). 3. Целостность – единство содержания, наличие смысловых блоков. Лицо глагола, синтаксический параллелизм, порядок слов, стилистическое единство. Типы внутр.текстовых структур: 1. предметно-логический – определение предмета, его признаков (научный). 2. «плетеная» структура – используется в публицистике – док-ва, обращения, осн.цель. 3. свободная, образно-ассоциативная структура – худ.текст. 4. наличие автора – индивид, коллективный, массовый автор. Он приступает к созданию текста, когда складывается опред.ситуация. автор тесно связан с материалом и адресатом. На реч.продуцирование влияют такие факторы, как цель (внутр.и внешняя, открытая и скрытая, осознанная и неосознанная, объективная и субъективная, истинная и ложная), предмет (нек.целостная часть действительности мира, отраженная в реч.произведении), тема, жанр ( качественные выработки, кот.создаются в процессе ком-реч.опыта), проблема (мысленная задача, кот.д.решить автор). Текстом м.б.названо любое по объему высказывание от 1 слова до целой книги, если: · оно подчинено одной теме · тема раскрывается и излагается в соответствии с авторским замыслом · высказывание кому-то адресовано · оно создано в соответствии с опред.целевой установкой Функционально-смысловые типы речи 1. описание - это словесное изображение к-л явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Цель описания – создать в представлении чатетеля целостнцю картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. Типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел. 2. повествование – рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки в прошлом. Предложения обычно не бывают длинными, не имеют сложной структуры, но они связаны одной цепью. 3. рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение к-л мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно приводить к получению нового знания о предмете, объекте. Хар-ся наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим кол-вом сложных предложений, кот.м.передавать различные логические отношения. Рассуждения д.содержать посылку (четко сформултрованная осн.мысль), осн.часть (умозаключения, кот.отражают ход мыслей), вывод (должен соотноситься с посылкой и вытекать из всего хода рассуждения). Тема 18 Невербальные средства общения, их характеристика 1. Мимика Главным показателем чувств говорящего является мимика - выражение лица. Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот - все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев. Печаль отражает сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье -- спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ. Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь "расшифровывать", "понимать" мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. 2. Жесты О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. Не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе. В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические. · Ритмические жесты Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация. · Эмоциональные жесты Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. · Указательные жесты Скажите, можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту", если они произносятся без жеста? Ответ будет один: "Нельзя!" В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного. Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которые можно указать. · Изобразительные жесты Тема 19 Искусство владения полемики. Виды аргументации, используемые в споре В отличие от дискуссии, в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминивано целью, кот.преследуется участниками полемики. Полемика – вид спора, в рамках кот.осн.усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета. Наличие определенного предмета спора, содержательная связанность, детерминированная открытостью к аргументам другой стороны и очередностью выступлений спорящих, недопустимость исп-ния некорректных логических и псих.приемов, нарушение этических норм. Черты: 1. основная задача, кот.решают полемизирующие стороны – утверждение своей позиции. 2. участвующие стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики (захват инициативы, внезапность в исп-нии имеющихся доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора). Стратегия спора – общий план его ведения. Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности. Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис. Тактика спора – подбор и использование в споре опред.совокупности логических и псих.приемов: 1. в споре тактически верным будет корректное поведение его участников (спокойствие, уравновешенность, рассудительность). 2. внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям противной стороны. 3. открытость одной стороны для убедительных доводов другой. 4. «условное принятие доводов противника» - позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперника в споре. Аргументация: тезис (положение, позиция, кот.подлежит обоснованию), аргументы (известные, заранее добытые положения, с помощью кот.достигаются обоснованность и убедительность тезиса), демонстрация (логическая связь тезиса и аргументов). Виды аргументации: 1. доказательство (прямое и косвенное) – вид арг, в рамках кот.истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель – исключить любые сомнения в истинности тезиса, тем самым продемонстрировать необходимость его принятия. 2. опровержение – логическая операция обоснования ложности нек.тезиса или демонстрация его необоснованности (критика тезиса – опровержение фактами, док-во истинности антитезиса, установление ложности следствий, критика аргументов или демонстрации). 3. подтверждение – в рамках подтверждения тезиса из предложенной нестандартной точки зрения выводят следствия и ищут их согласования с реальным положением дел, с фактами. Ошибки – подмена тезиса, недостаточность аргументов или их неубедительность. Тема 20 Понятие культуры речи. основные нормы культуры речи Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, кот.оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Культура речи – понятие многозначное, и его задача – охрана лит.языка и его норм. Такая охрана является делом нац.важности, т.к.лит.язык – это то, что в языковом плане объединяет нацию. Нормы лит.языка: 1. Орфоэпическая, опред.правила произношения слов. 2. Грамматическая, опред.правила образования слов, употр-я частей ерчи и их форм, построение синтаксических конструкций. 3. Лексическая, опред. Правила употр.слов в соответствии с их значением. 4. Стилистическая, опред.выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения. 5. орфографическая, опред.правила написания слов. 6. Пунктуационная, опред.правила постановки знаков препинания. Тема 21 Эстетические качества речи. Изобразительно - выразительные средства 1. Выразительность. Выразительностью речи наз-ся такие особенности ее структуры, кот.поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями и будет наз-ся выразительной. Признаки выразительности: · Самостоятельность мышления · Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он пишет или говорит. · Знание языка, его выразительных возможностей. · Хорошее знание языковых стилей. · Систематические и осознанные тренировки речевых навыков · Психологическая целевая установка на выразительность. · Объективное языковое независящее умение. Изобразительно-выразительные средства: · Эпитет – эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом. · Метафора – это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. В метафоре , в ее значении три элемента: информация о том, что сравнивается, информация о том, с чем сравнивается, информация об основании сравнения,т.е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях). · Олицетворение – разновидность метафорического переноса, когда к-л явление, событие, качество уподобляется живому существу. · Гипербола – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения. · Сравнение – уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака, кот.блягодаря сравнению актуализируется, выводится на передний план. · Антитеза – противопоставление, строится на основе антонимии. · Подхват – повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. · Градация – интонационно – синтаксический ряд, члены кот.увеличивают постепенно нужные автору смыслы. Благодаря этому происходит нагнетание нужных говорящему смыслов. · Каламбур – игра значениями слов (многозначность, омонимия, синонимия). · Риторический вопрос – предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным. · Повтор · Синтаксический параллелизм 2. Богатство и разнообразность словаря говорящего. Богатство языка опред-ся смысловой насыщенностью слова,кот.создается в явлениях многозначности, омонемии,синонимии. Немалов рус.языке слов,кот. передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессией. Эмоционально окрашенные слова – садик, умница, мамочка и т.д. Необыкновенно богат язык фразеологизмами. Также обогащают речь пословицы и поговорки. Словарь постоянно обогащается новыми словами (неологизмами). 3. Чистота речи. Чистой считается речь, свободная от слов-паразитов, жаргонных,диалектных, просторечных слов, а также слов. Оскорбляющих нравственность человека. Слова-паразиты не несут никакой нагрузки и отвлекают от смысла. Тема 22 Речевая норма, ее характеристика. Формирование и эволюция речевой нормы. Признаки нормативности языкового явления В языке существуют вариантные нормы (похожие). Варьирование формы – объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Варианты помогают нам привыкнуть к новым формам. Они поддерживают преемственность речевых навыков и избавляют нас от слишком крупных поворотов в истории языка. Присущая вариантам особая функц.нагрузка превращает их в важное стилистич.средство лит.языка,кот.способствует уточнению мысли. 19 век – невежда – безкультурный, не умеющий себя вести человек. 2- век – невежда – малограмотный человек. Колебание норм продолжается длительный период, после чего вариантности либо расходятся в значениях (приобретают статус самост.слов), либо продуктивный вариант – полностью вытесняют своего конкурента (токарь-токарь).Т.о., сосуществование многочисл.вариантных форм на всех языковых уровнях – неоспоримый факт совр.лит.языка, но из-за наличия вариантов и необхожимости выбора возникает острая проблема нормы. Показания различных нормативных словарей дают основание говорить о 3 степенях нормативности: 1. строгая, жесткая, не допускает варианта (звонит) 2. нейтральная, доп.равнозначные варианты (творог-творог) 3. более подвижная , доп. Исп-ние разговорных, а также устаревших форм (собрался-собрался) Правильной считается речь, в кот.соблюдаются след.нормы лит.языка: 1. Орфоэпическая, опред.правила произношения слов. 2. Грамматическая, опред.правила образования слов, употр-я частей ерчи и их форм, построение синтаксических конструкций. 3. Лексическая, опред. Правила употр.слов в соответствии с их значением. 4. Стилистическая, опред.выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения. 5. орфографическая, опред.правила написания слов. 6. Пунктуационная, опред.правила постановки знаков препинания. Признание нормативности, правильности языкового фактора опирается на наличие 3 признаков: 1. регулярная употребляемость.т.е. воспроизводимость данного способа выражения. 2. соответствие этого способа выражения способностям системы лит.языка )с учетом ее историч.перестройки) 3. обществ.давление регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае обычно выпадает на долю писателей, ученых и т.д.) Язык стремится к стабильности, а речь тяготеет к динамике, поиску новых форм и средств. В целом нормы лит.языка очень строги. Различают императивные нормы, их нарушение расценивается практически как признак несовпадения культуры языка (парадигмы склонения,орфографии,лексики). Диспозитивные нормы – нестрогие ( в отпуске, но можно в отпуску). Тема 23 Коммуникативная целесообразность речи. Точность высказывания. Логичность речи. Ясность Коммуникативные качества речи: 1. Ясность, понятность, уместность. Речь д.б. ясной и понятной. Если слушатель или читатель не воспринимает смысл произносимых слов, то он не поймет о чем идет речь. Уместной наз-ся речь, отвечающая целям и задачам общения. Различают уместеность: · Ситуативную · Стилевую (связана с манерой изложения и выбором речевых средств) · Личностно-психологическую (связана с умением оценить душевное состояние собеседника, его отношение к речи говорящего) 2. Точность. Определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета,речи и знаков рус.языка (т.е. точное словоупотребление, правильное использование многозначных слов,синонимов,антонимов,омонимов).: Несоблюдение осн.критериев отбора лексич.средств приводит к ошибкам в словоупотреблении · Употребление слов в несвойственном им значении · Неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность. · Плеаназмы (оборот речи, в кот. имеются лишние слова) и тавтология · Смешение паронимов и омонимов 3. Логичность. Логичной считается речь, в кот. ясно и правильно выражается связь слов в предложениях и предложений в тексте. Нарушение связей ведет к логическим ошибкам: · В худ.речи – инверсия – нарушение порядка слов. · Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов (несочетаемые слова) 4.Правильность. Правильность речи – соблюдение действующих норм русского лит.языка. Если сравнить разновидности нац.языка (просторечия, территориальные и соц.диалекты, жаргоны), то лит язык. играет ведущую роль среди них. Между лит языком и нелит.разновидностями происходит постоянное взаимодействие. Правильной считается речь, в кот.соблюдаются след.нормы лит.языка: · Орфоэпическая, опред.правила произношения слов. · Грамматическая, опред.правила образования слов, употр-я частей ерчи и их форм, построение синтаксических конструкций. · Лексическая, опред. правила употр.слов в соответствии с их значением. · Стилистическая, опред.выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения. · орфографическая, опред.правила написания слов. · Пунктуационная, опред.правила постановки знаков препинания. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |