реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Речевые коммуникации

5.                 Отзыв.

Отзыв имеет следующие композиционные части: вступление, основная часть, заключение. Вступление и заключение оформляются в виде абзаца каждое, поскольку это наиболее типично для рецензии. Вступительный абзац формулирует главную мысль и представляет книгу, т.е. содержит основные сведения о ней (жанр; тема, автор, проблема и т.п.), а заключительный абзац подводит итог сказанному. При этом желательно, чтобы вступление и заключение «перекликались» между собой. Основная часть состоит из следующих абзацев: структурно-описательного, сюжетно-описательного и оценочного.


Тема 17 Текст как основа письменной коммирование уникации. Характерные особенности текста (самостоятельность, целостность, целенаправленность). Категории текстового продуцирования (автор и адресат, ситуация и материал, цель, тема, предмет, идея, проблема, жанр). Функционально – смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)


Письмо – вид реч.деят-ти, в процессе кот.содержание высказывания передается с помощью графических знаков, т.е.письм.речь - самостоятельная, целостная, целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста, кот.выступает в данном случае представителем автора как участника реч.коммуникации (опосредственное общение).

1.                 Самостоятельность – не абсолютна, т.к. текст функционирует только с адресатом. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени, пространстве.

2.                 Целенаправленность – реализуется единая в своей комплексности цель, кот.м.состоять из многих целей. Цель – коммуникативная (ограничена пределом данной коммуникации) и экстракоммуникативная (выходит за рамки данной коммуникации).

3.                 Целостность – единство содержания, наличие смысловых блоков. Лицо глагола, синтаксический параллелизм, порядок слов, стилистическое единство.

Типы внутр.текстовых структур:

1.                 предметно-логический – определение предмета, его признаков (научный).

2.                 «плетеная» структура – используется в публицистике – док-ва, обращения, осн.цель.

3.                 свободная, образно-ассоциативная структура – худ.текст.

4.                 наличие автора – индивид, коллективный, массовый автор. Он приступает к созданию текста, когда складывается опред.ситуация. автор тесно связан с материалом и адресатом.

На реч.продуцирование влияют такие факторы, как цель (внутр.и внешняя, открытая и скрытая, осознанная и неосознанная, объективная и субъективная, истинная и ложная), предмет (нек.целостная часть действительности мира, отраженная в реч.произведении), тема, жанр ( качественные выработки, кот.создаются в процессе ком-реч.опыта), проблема (мысленная задача, кот.д.решить автор).

Текстом м.б.названо любое по объему высказывание от 1 слова до целой книги, если:

·                   оно подчинено одной теме

·                   тема раскрывается и излагается в соответствии с авторским замыслом

·                   высказывание кому-то адресовано

·                   оно создано в соответствии с опред.целевой установкой

Функционально-смысловые типы речи

1. описание - это словесное изображение к-л явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Цель описания – создать в представлении чатетеля целостнцю картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. Типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.

2. повествование – рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки в прошлом. Предложения обычно не бывают длинными, не имеют сложной структуры, но они связаны одной цепью.

3. рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение к-л мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно приводить к получению нового знания о предмете, объекте. Хар-ся наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим кол-вом сложных предложений, кот.м.передавать различные логические отношения. Рассуждения д.содержать посылку (четко сформултрованная осн.мысль), осн.часть (умозаключения, кот.отражают ход мыслей), вывод (должен соотноситься с посылкой и вытекать из всего хода рассуждения).


Тема 18 Невербальные средства общения, их характеристика


1.                 Мимика

Главным показателем чувств говорящего является мимика - выражение лица.

Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот - все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражает сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье -- спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь "расшифровывать", "понимать" мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

2.                 Жесты

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

·                   Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

·                   Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

·                   Указательные жесты

Скажите, можно ли выполнить приказания: "Открой то окно", "Эту книгу не бери, возьми вон ту", если они произносятся без жеста? Ответ будет один: "Нельзя!" В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место -- рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования -- по очереди, через одного.

Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которые можно указать.

·                   Изобразительные жесты


Тема 19 Искусство владения полемики. Виды аргументации, используемые в споре


В отличие от дискуссии, в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминивано целью, кот.преследуется участниками полемики. Полемика – вид спора, в рамках кот.осн.усилия сторон направлены на утверждение своей позиции относительно обсуждаемого предмета.

Наличие определенного предмета спора, содержательная связанность, детерминированная открытостью к аргументам другой стороны и очередностью выступлений спорящих, недопустимость исп-ния некорректных логических и псих.приемов, нарушение этических норм.

Черты: 1. основная задача, кот.решают полемизирующие стороны – утверждение своей позиции. 2. участвующие стороны более, чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики (захват инициативы, внезапность в исп-нии имеющихся доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора).

Стратегия спора – общий план его ведения. Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимально возможную степень его обоснованности. Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис. Тактика спора – подбор и использование в споре опред.совокупности логических и псих.приемов: 1. в споре тактически верным будет корректное поведение его участников (спокойствие, уравновешенность, рассудительность). 2. внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям противной стороны. 3. открытость одной стороны для убедительных доводов другой. 4. «условное принятие доводов противника» - позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперника в споре.

Аргументация: тезис (положение, позиция, кот.подлежит обоснованию), аргументы (известные, заранее добытые положения, с помощью кот.достигаются обоснованность и убедительность тезиса), демонстрация (логическая связь тезиса и аргументов).

Виды аргументации: 1. доказательство (прямое и косвенное) – вид арг, в рамках кот.истинность тезиса прямо или опосредованно выводится из истинности аргументов. Цель – исключить любые сомнения в истинности тезиса, тем самым продемонстрировать необходимость его принятия. 2. опровержение – логическая операция обоснования ложности нек.тезиса или демонстрация его необоснованности (критика тезиса – опровержение фактами, док-во истинности антитезиса, установление ложности следствий, критика аргументов или демонстрации). 3. подтверждение – в рамках подтверждения тезиса из предложенной нестандартной точки зрения выводят следствия и ищут их согласования с реальным положением дел, с фактами.

Ошибки – подмена тезиса, недостаточность аргументов или их неубедительность.


Тема 20 Понятие культуры речи. основные нормы культуры речи


Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, кот.оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Культура речи – понятие многозначное, и его задача – охрана лит.языка и его норм. Такая охрана является делом нац.важности, т.к.лит.язык – это то, что в языковом плане объединяет нацию.

Нормы лит.языка:

1.                 Орфоэпическая, опред.правила произношения слов.

2.                 Грамматическая, опред.правила образования слов, употр-я частей ерчи и их форм, построение синтаксических конструкций.

3.                 Лексическая, опред. Правила употр.слов в соответствии с их значением.

4.                 Стилистическая, опред.выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения.

5.                 орфографическая, опред.правила написания слов.

6.                 Пунктуационная, опред.правила постановки знаков препинания.


Тема 21 Эстетические качества речи. Изобразительно - выразительные средства


1.            Выразительность.

Выразительностью речи наз-ся такие особенности ее структуры, кот.поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями и будет наз-ся выразительной.

Признаки выразительности:

·                   Самостоятельность мышления

·                   Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он пишет или говорит.

·                   Знание языка, его выразительных возможностей.

·                   Хорошее знание языковых стилей.

·                   Систематические и осознанные тренировки речевых навыков

·                   Психологическая целевая установка на выразительность.

·                   Объективное языковое независящее умение.

Изобразительно-выразительные средства:

·                   Эпитет – эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом.

·                   Метафора – это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. В метафоре , в ее значении три элемента: информация о том, что сравнивается, информация о том, с чем сравнивается, информация об основании сравнения,т.е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).

·                   Олицетворение – разновидность метафорического переноса, когда к-л явление, событие, качество уподобляется живому существу.

·                   Гипербола – количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения.

·                   Сравнение – уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака, кот.блягодаря сравнению актуализируется, выводится на передний план.

·                   Антитеза – противопоставление, строится на основе антонимии.

·                   Подхват – повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции.

·                   Градация – интонационно – синтаксический ряд, члены кот.увеличивают постепенно нужные автору смыслы. Благодаря этому происходит нагнетание нужных говорящему смыслов.

·                   Каламбур – игра значениями слов (многозначность, омонимия, синонимия).

·                   Риторический вопрос – предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным.

·                   Повтор

·                   Синтаксический параллелизм

2.            Богатство и разнообразность словаря говорящего.

Богатство языка опред-ся смысловой насыщенностью слова,кот.создается в явлениях многозначности, омонемии,синонимии. Немалов рус.языке слов,кот. передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессией. Эмоционально окрашенные слова – садик, умница, мамочка и т.д. Необыкновенно богат язык фразеологизмами. Также обогащают речь пословицы и поговорки. Словарь постоянно обогащается новыми словами (неологизмами).

3.            Чистота речи.

Чистой считается речь, свободная от слов-паразитов, жаргонных,диалектных, просторечных слов, а также слов. Оскорбляющих нравственность человека. Слова-паразиты не несут никакой нагрузки и отвлекают от смысла.


Тема 22 Речевая норма, ее характеристика. Формирование и эволюция речевой нормы. Признаки нормативности языкового явления


В языке существуют вариантные нормы (похожие). Варьирование формы – объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Варианты помогают нам привыкнуть к новым формам. Они поддерживают преемственность речевых навыков и избавляют нас от слишком крупных поворотов в истории языка. Присущая вариантам особая функц.нагрузка превращает их в важное стилистич.средство лит.языка,кот.способствует уточнению мысли.

19 век – невежда – безкультурный, не умеющий себя вести человек.

2- век – невежда – малограмотный человек.

Колебание норм продолжается длительный период, после чего вариантности либо расходятся в значениях (приобретают статус самост.слов), либо продуктивный вариант – полностью вытесняют своего конкурента (токарь-токарь).Т.о., сосуществование многочисл.вариантных форм на всех языковых уровнях – неоспоримый факт совр.лит.языка, но из-за наличия вариантов и необхожимости выбора возникает острая проблема нормы.

Показания различных нормативных словарей дают основание говорить о 3 степенях нормативности:

1.                 строгая, жесткая, не допускает варианта (звонит)

2.                 нейтральная, доп.равнозначные варианты (творог-творог)

3.                 более подвижная , доп. Исп-ние разговорных, а также устаревших форм (собрался-собрался)

Правильной считается речь, в кот.соблюдаются след.нормы лит.языка:

1.                 Орфоэпическая, опред.правила произношения слов.

2.                 Грамматическая, опред.правила образования слов, употр-я частей ерчи и их форм, построение синтаксических конструкций.

3.                 Лексическая, опред. Правила употр.слов в соответствии с их значением.

4.                 Стилистическая, опред.выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения.

5.                 орфографическая, опред.правила написания слов.

6.                 Пунктуационная, опред.правила постановки знаков препинания.

Признание нормативности, правильности языкового фактора опирается на наличие 3 признаков:

1.                 регулярная употребляемость.т.е. воспроизводимость данного способа выражения.

2.                 соответствие этого способа выражения способностям системы лит.языка )с учетом ее историч.перестройки)

3.                 обществ.давление регулярно воспроизводимого способа выражения (причем роль судьи в этом случае обычно выпадает на долю писателей, ученых и т.д.)

Язык стремится к стабильности, а речь тяготеет к динамике, поиску новых форм и средств. В целом нормы лит.языка очень строги. Различают императивные нормы, их нарушение расценивается практически как признак несовпадения культуры языка (парадигмы склонения,орфографии,лексики). Диспозитивные нормы – нестрогие ( в отпуске, но можно в отпуску).

Тема 23 Коммуникативная целесообразность речи. Точность высказывания. Логичность речи. Ясность


Коммуникативные качества речи:

1.                 Ясность, понятность, уместность.

Речь д.б. ясной и понятной. Если слушатель или читатель не воспринимает смысл произносимых слов, то он не поймет о чем идет речь. Уместной наз-ся речь, отвечающая целям и задачам общения.

Различают уместеность:

·                    Ситуативную

·                    Стилевую (связана с манерой изложения и выбором речевых средств)

·                    Личностно-психологическую (связана с умением оценить душевное состояние собеседника, его отношение к речи говорящего)

 2. Точность.

Определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета,речи и знаков рус.языка (т.е. точное словоупотребление, правильное использование многозначных слов,синонимов,антонимов,омонимов).: Несоблюдение осн.критериев отбора лексич.средств приводит к ошибкам в словоупотреблении

·                   Употребление слов в несвойственном им значении

·                   Неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность.

·                   Плеаназмы (оборот речи, в кот. имеются лишние слова) и тавтология

·                   Смешение паронимов и омонимов

3. Логичность.

Логичной считается речь, в кот. ясно и правильно выражается связь слов в предложениях и предложений в тексте.

Нарушение связей ведет к логическим ошибкам:

·                   В худ.речи – инверсия – нарушение порядка слов.

·                   Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов (несочетаемые слова)

4.Правильность.

Правильность речи – соблюдение действующих норм русского лит.языка. Если сравнить разновидности нац.языка (просторечия, территориальные и соц.диалекты, жаргоны), то лит язык. играет ведущую роль среди них. Между лит языком и нелит.разновидностями происходит постоянное взаимодействие.

Правильной считается речь, в кот.соблюдаются след.нормы лит.языка:

·                   Орфоэпическая, опред.правила произношения слов.

·                   Грамматическая, опред.правила образования слов, употр-я частей ерчи и их форм, построение синтаксических конструкций.

·                   Лексическая, опред. правила употр.слов в соответствии с их значением.

·                   Стилистическая, опред.выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения.

·                   орфографическая, опред.правила написания слов.

·                   Пунктуационная, опред.правила постановки знаков препинания.


Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.