реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Язык лирических миниатюр М.М. Пришвина

Рассмотрим реализацию этих способов в миниатюрах М.М. Пришвина.

Эмоциональная окраска – это уникальный способ оформления и выражения личной эмоциональной реакции говорящего на собственное высказывание. Информативный смысл и субъективный «взгляд» на него говорящего совмещены в одном предложении – восклицательном. Этот тип предложения занимает определённое, установленное место в функциональной типологии – в статусе эмоционально-отмеченного варианта повествовательных, побудительных или вопросительных предложений. Восклицательная интонация даёт говорящему возможность выразить не только общую эмоциональную окраску высказывания, но и все оттенки, все детали личного отношения. «Чувства наши мы выражаем не столько словами, сколько интонацией» [Лекант П.А., 2004, с. 76]. «Восклицательное предложение в русском языке поразительно многообразно и по содержанию модусных оценочных смыслов, и по набору специализированных средств. В нём могут быть выражены не только чувства, овладевающие нами по поводу [наших] мыслей» [Пешковский А.М., 2001, с. 356], но и эмоционально-интеллектуальное отношение: уверенность, сомнение, удивление, ирония, презрение и пр.

В миниатюрах М.М. Пришвина ритмомелодические, динамические, а главное – тембровые компоненты интонации подкрепляются, усиливаются разными эмоциональными частицами, междометиями, наречиями, модальными словами, а также их комбинациями. Например: Так что же вздумал мой кот! («Кот»); Ах, ах! – только и слышалось («Жулька и бабочка»); Вот бы нам не пропустить этого нового, вот бы заметить, вот бы об этом людям сказать и открыть этот новый мир! («Напутствие пионерам»); Егорушке плохо, но бодрый петух ещё бодрее кроет последнюю курицу, и ему хоть бы что! («Петух»); И тут – о счастье! – я вспомнил («Враг»); И так быстро мчатся облака, и так зябко белым берёзкам, так они качаются! («Берёзам зябко»); Но после семидесяти мне стали говорить: «Ах, какой вы молодец!» – и я перестал, мне казалось, вовсе бояться убегающих лет («Конь везёт»).

В арсенале разнообразных средств эмоциональной окраски П.А. Лекант выделяет – в качестве универсального средства личной эмоциональной реакции говорящего – лексему как (какой), гибрид местоимения и частицы [см.: Лекант П.А., 2004, с. 76]. В составе восклицательного предложения эта лексема реализует такие семантические компоненты, как: а) указание на эмоциональное состояние говорящего, б) интенсивность, в) градация. В миниатюрах М.М. Пришвина конструкции с такой лексемой встречаются часто. Например: Как хотел, хотел, жаждал я сказать кому-нибудь о великом царстве света там, наверху! («Мои земляки»); Никогда я так резко не встречаюсь с природой, как если я читаю рассеянно: какой-нибудь паучок с булавочную головку – и как он интересен! («Ум животных»); А когда ткнулась к скворцам, то они как вылетят, как возьмутся тузить сороку-воровку! («Птичий закон»); А между тем в поисках собака по-настоящему есть захотела, и как ещё! («Собака-идеалист»); Как хорошо, что я без ружья! («Без ружья»); Какая строгость в еловом лесу! («Еловый лес»); Какой день пришёл в грозе и как радовал на закате сквозь лес красный глазок солнца! («Наш гость»).

Эмоциональное отношение – это намеренное указание говорящего на чувство, переживание, которое вызывает содержание высказывания у него самого, или у собеседника, или у третьего лица. С этой целью употребляются вводно-эмоциональные компоненты к счастью, к сожалению, к моему удивлению и т.п. Эти компоненты в произведениях М.М. Пришвина обозначают «взвешенное», обдуманное, подготовленное эмоциональное проявление – в отличие от непосредственной, непроизвольной эмоциональной реакции в восклицательном предложении. Например: К счастью для Жульки, очень скоро после этого кто-то постучал в дверь («Собственность у собак»); К сожалению, идущий по панели в нашу сторону спугнул воробьёв, и они, махнув через решётку, исчезли («Первый урок»).

Эмоциональная оценка действия, поступка, события является целью высказывания и составляет его смысл. Эмоциональная оценка выражается преимущественно в конструкциях с инфинитивом или отглагольным существительным, в качестве сказуемого выступают имена чувств (существительные, слова категории состояния): счастье, радость, удовольствие, наслаждение, ужас, каторга, подлость; досадно, стыдно, подло и т.п. В миниатюрах М.М. Пришвина к числу конструкций, выражающих эмоциональную оценку, относятся, например, следующее: Девственная природа тем радость, что в ней себя ребёнком чувствуешь и так по-ребячьи понимаешь, что всё вокруг живёт без хозяина, и сам это всё получаешь даром, как родительский сад («Вопрос»); Но вот радость: эта щука всплывает брюхом вверх, и ветерок медленно гонит её к берегу («Щука»); Я шёл сегодня с тем утренним восторгом в душе, который ищет себе предмета для воплощения и обыкновенно быстро находит в чём-нибудь… («Утрата»).

Эмоциональное состояние – это фрагмент функционально-семантического поля состояния. Его специфика состоит, во-первых, в непосредственной близости к лицу говорящему (зачастую именно его эмоциональное состояние представлено в конкретном предложении), во-вторых, в тех же самых чувствах, которые составляют содержание эмоциональной окраски, эмоционального отношения, эмоциональной оценки [см.: Лекант П.А., 2004, с. 77].

В этом плане особенность пришвинских миниатюр состоит в том, что в них передаётся эмоциональное состояние не только человека, но и животных. Предикат эмоционального состояния представлен в двух основных формах:

1) глагол-«состояние в виде действия» [Щерба Л.В., 1957, с. 75]. Например: Всё это расстраивало Жульку, и она через это не пускала в ход свой нос («Второй урок Жульки на болоте»); Жулька проводила их и вдруг опомнилась: где же хозяин? («Третий урок давал на болоте Жульке»); И когда потрёшь хлеб ножом с запахом масла – это не значит, что она [Жулька] обманывается, нет («Утром»); Только после долгой борьбы она [Жулька] смирилась и пошла рядом с П.С. («Волшебная нить»);

2) краткое прилагательное. Например: И я счастлив, я радуюсь: я что-то видел, что-то нашёл, и даже я знаю теперь, что я искал, что я нашёл… («Заячья капуста»); Он [Кадо] счастлив и горд: это он всех съел («Кадо»); Но я так радуюсь весне света в городе, что не придал никакого значения тому, что первый певец весны света [воробей] в отношении меня был так невнимателен («Капнуло с крыши»); Всё было прекрасно, только я чего-то напугался и, стараясь не думать, поспешил вернуться домой («На угреве»).


Выводы

К числу выразительных синтаксических средств, которые были рассмотрены нами в произведениях М.М. Пришвина, относятся: инверсия, однородные члены, а также эмоциональная семантика предложений.

В лирических миниатюрах писателя инверсия является важным средством усиления выразительности речи. Нами проанализированы следующие виды инверсии:

1) инверсия подлежащего или сказуемого: По строгой прямой, часто махая крылышками, пролетел по своим семейным делам скворец («Птичьи дела»);

2) инверсия определения: Джали молодая подаёт надежды на богатейшее чутьё… («Собачий рассказ»);

3) инверсия дополнения: Но я неосторожно взглянул, и от моего взгляда всё остановилось, и я всех захватил в том порядке, как они шли («Лесной глаз»);

4) инверсия обстоятельства: А светолюбивая сосна рядом с ёлкой живёт и не жалуется («Жажда света»).

Однородные члены в произведениях М.М. Пришвина также используются как средство усиления выразительности речи. Конструкции с однородными членами представлены следующими группами:

1) конструкции без союзов: В полях началась рябь проталин, пестрота, «сорочье царство» («Река отделилась»);

2) повторение союза перед каждым (иногда кроме первого) однородным членом: Есть существа, способные так прямо, и верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце («Ландыш»);

3) союз и перед последним однородным членом: Наш берег, северный склон завален чистым, нетронутым и глубоким снегом («Не забыть»);

4) попарное соединение однородных членов предложения союзом и: Но какое неизменно мрачное спокойствие и тишина в еловом лесу («Блеск и тишина»);

5) антонимы, контрастные в данном контексте понятия: … и в цветах ликующей весны старик свою тень похоронит и начнёт сам распускаться («Дуб»);

6) союз а между однородными членами: И наша дружба с такими собаками вообще является как следствие общего великого душевного переживания, радости не дома, а в полях и в лесах («Друг человека»).

Эмоциональная семантика в миниатюрах М.М. Пришвина имеет четыре способа представления:

а) эмоциональная окраска: Какой день прошёл в грозе и как радовал на закате сквозь лес красный глазок солнца! («Наш гость»);

б) эмоциональное отношение: К счастью для Жульки, очень скоро после этого кто-то постучал в дверь («Собственность у собак»);

в) эмоциональная оценка действия, поступка, события: Но вот радость: эта щука всплывает брюхом вверх, и ветерок медленно гонит её к берегу («Щука»);

г) эмоциональное состояние: И я счастлив, я радуюсь: я что-то видел, что-то нашёл, и даже я знаю теперь, что я искал, что нашёл… («Заячья капуста»).


ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ЛИРИЧЕСКИХ МИНИАТЮР М.М. ПРИШВИНА В ШКОЛЕ (Методические рекомендации)

§1. Изучение изобразительно-выразительных средств (на материале произведений М.М. Пришвина)


Одно из важнейших направлений современной методики преподавания русского языка связано с усилением внимания к художественному тексту, к функциональной стороне языковых единиц, их образным и изобразительно-выразительным возможностям. М.Ю. Кулебякина отмечает, что актуальность данного направления обусловлена тем, что восприятие художественного слова ребёнком существенно отличается от восприятия взрослого. Чтобы слово в художественном произведении было правильно понято, необходима систематическая работа не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Однако при изучении грамматики на уроках русского языка, на которую отводится основное программное время, речевому развитию учащихся уделяется недостаточно внимания. В частности, эстетический аспект привлекаемых художественных текстов, на которых идёт обучение, рассматривается крайне редко, бессистемно, нецеленаправленно [см.: Кулебякина М.Ю., 2006, с. 42].

Обращает на себя внимание, что «в практике работы школы изобразительно-выразительный аспект используемых на уроках грамматики художественных текстов по сути дела игнорируется; слово анализируется, как правило, с точки зрения грамматики. Конечно, проблема формирования у школьников грамматического отношения к слову крайне актуальна, важна, но нельзя не замечать и того, что учащиеся в своём большинстве остаются глухи к образной стороне речи. Это тем более досадно, что тренировочный материал к урокам грамматики почти сплошь даётся в отрывках из художественных произведений» [Перепёлкина Н.А., 2001, с. 6].

В связи с этим считаем, что отдельные уроки русского языка в средней школе должны быть полностью посвящены изучению изобразительно-выразительных средств. Приводим конспекты двух уроков русского языка, направленных на изучение тропов в 5 классе.

Урок 1

Тема: Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка (на материале произведений М.М. Пришвина)

Цели урока:

1) образовательная: познакомить учащихся с понятием «эпитет», раскрыть существенные признаки эпитета;

2) развивающая: активизировать умение учащихся работать с художественным текстом, сформировать умение находить эпитеты в тексте;

3) воспитательная: воспитывать «чувство Родины», любовь к родной природе, уважение к мастерам слова.

Ход урока

1. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «изобразительно-выразительные средства языка», а именно поговорим о таком из них, как эпитет. Рассмотреть это художественное средство нам помогут произведения М.М. Пришвина. (Демонстрируется портрет писателя.)

Михаил Михайлович Пришвин родился недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Он является автором таких детских произведений, как «Золотой луг», «Кладовая солнца», «В краю непуганых птиц», и многих других. Основная тема творчества М.М. Пришвина – природа, человек и природа. Писатель в своих произведениях показывает восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души и природы.

«Душа человека в её сокровеннейших переживаниях – вот источник всего творчества Пришвина… Тот, кто этой дверью, с этим пониманием войдёт в творчество Пришвина, войдёт в него, как в свой дом», – справедливо пишет В.Д. Пришвина во вступлении к книге М.М. Пришвина «Незабудки».

В замечательных произведениях М.М. Пришвина много разнообразных изобразительно-выразительных средств. Изобразительно-выразительные средства – это то, с помощью чего наша речь становится выразительной, эмоциональной. Одно из таких средств – эпитет.

Эпитет – это художественное определение, которое подчёркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Читая сказки, вы уже встречали одну из разновидностей этого изобразительно-выразительного средства – постоянные эпитеты: добрый молодец, красна девица, синее море, чистое поле и др.

В произведениях М.М. Пришвина встречается множество разнообразных эпитетов. Например: золотой луг, лисичкин хлеб, молодой дуб.

У каждого из вас на парте лежит текст миниатюры М.М. Пришвина «Запоздалый ручей». Прочитайте его «про себя» и найдите в нём эпитеты.

В лесу тепло. Зеленеет трава: такая яркая среди серых кустов! Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина!

Кукушка начала первого мая и теперь осмелела. Бормочет тетерев и на вечерней заре.

Звёзды, как вербочки, распухают в прозрачных облаках. В темноте белеют берёзки. Растут сморчки. Осины выбросили червяки свои серые.

Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве, и в ручей капает сок из поломанной ветки берёзы.

Учитель. Итак, какие же эпитеты вы нашли в этом тексте?

Ученик. Трава яркая, серых кустов, вечерняя заря, прозрачные облака, серые червячки, весенний ручей.

Учитель. Почти все эти эпитеты можно отнести к цветовым, а такие, как вечерняя заря и весенний ручей можно объединить по временному признаку.

Ученики записывают эпитеты в тетрадь.

Учитель. Приведите свои примеры эпитетов.

Ученик. Золотая осень, хмурый день, радостное солнце и др.

2. Работа у доски.

Один ученик записывает предложения на доске, все остальные выполняют задание в своих тетрадях.

Задание: записать предложения, подчеркнуть главные и второстепенные члены, найти эпитеты.

У нас молодые грачи облюбовали одно дерево и стали орать («Живое дерево»).

Ученик. Эпитет есть в словосочетании молодые грачи.

В полднях от горячих лучей солнца стал плавиться снег («Лягушонок»).

Ученик. Горячих лучей в данном предложении является эпитетом.

Учитель. Сейчас я прочитаю предложения, а вы должны внимательно их прослушать и выписать в тетрадь эпитеты.

1. Липа наконец подняла и расправила блестящие листья («После дождя»).

2. Весенний хлам в лесу до тех пор, пока не закроется зеленью, ворчит, кричит, колет глаза («Весенний хлам»).

3. Целый день перемены: то яркое солнце, то проливной дождь («Жар-птицы»).

Учитель. Какое яркое определение вы нашли в первом предложении?

Ученик. Блестящие (листья).

Учитель. Во втором?

Ученик. Весенний (хлам).

Учитель. В третьем?

Ученик. Яркое (солнце), проливной (дождь).

3. Творческая работа.

Учитель. Прослушайте миниатюру М.М. Пришвина и подумайте, какое название ей можно дать.

Как рожь на полях, так в лугах тоже зацвели все злаки, и когда злачинку покачивало насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком.

Все травы цветут, и даже подорожник. Какая трава подорожник, – а тоже весь в белых бусинках. Раковые шейки, медуницы, всякие колосочки, пуговки, шишечки на тонких стебельках приветствуют нас.

Сколько их прошло, пока мы столько лет жили, и не узнать: кажется, всё те же шейки, колосочки, старые друзья.

Здравствуйте, милые, здравствуйте! («Цветущие травы»)

Учитель. Каковы ваши варианты заглавия?

Ученик. «Цветенье трав», «Красота трав».

Учитель. А попробуйте дать такое название, в котором был бы эпитет.

Ученик. «Цветущие травы».

4. Итоги урока.

Учитель. С каким понятием вы познакомились на сегодняшнем уроке?

Ученик. Мы познакомились с понятием «эпитет».

Учитель. Что такое «эпитет»?

Ученик. Эпитет – это яркое, красочное, образное определение.

Учитель. Для чего нужны эпитеты в нашей речи?

Ученик. Они нужны для того, чтобы делать нашу речь более яркой, эмоциональной, выразительной.

Учитель. Именно так. Не случайно для изучения этого тропа мы выбрали произведения Михаила Михайловича Пришвина. Его миниатюры, посвящённые родной природе, показывают необходимость использования в речи эпитетов, которые красочно описывают всё, что происходит в природе.

5. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение на тему «Моё любимое время года» с использованием эпитетов.


Урок 2

Тема: Метафора, олицетворение и сравнение как изобразительно-выразительные средства языка (на материале произведений М.М. Пришвина)

Цели урока:

1) образовательная: познакомить учащихся с понятиями «метафора», «олицетворение», «сравнение»;

2) развивающая: сформировать умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства;

3) воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к мастерам слова.

Ход урока

1. Повторение изученного

Учитель. На прошлом уроке мы начали знакомство с изобразительно-выразительными средствами языка. Что мы о них узнали?

Ученик. Изобразительно-выразительные средства делают нашу речь богаче, ярче, выразительнее. Они помогают заменять повседневные слова более красочными, давать собственную оценку увиденному.

Учитель. Произведения какого писателя помогли нам в изучении эпитетов?

Ученик. В изучении эпитетов нам помогли произведения М.М. Пришвина.

Учитель. Какова основная тема произведений Пришвина?

Ученик. Основная тема произведений М.М. Пришвина – человек и природа. Он очень любил природу и поэтому не мыслил своей жизни без неё.

2. Изучение нового материала

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение изобразительно-выразительных средств языка и поговорим о метафоре, олицетворении и сравнении. В качестве материала мы опять обратимся к произведениям Михаила Михайловича Пришвина.

Прослушайте небольшой отрывок из миниатюры «Разговор деревьев».

... Ветер тёплый, и такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку с раскрытыми почками…

Учитель. Что в этом описании вам показалось необычным?

Ученик. Необычно то, что деревья разговаривают.

Учитель. Верно. И такой изобразительный приём называется олицетворением.

Олицетворение – это наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, речью. Какие же олицетворения вам встретились в тексте?

Ученик. Начинают шептаться деревья; берёза с берёзкой перекликаются; осинка вышла и зовёт, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подаёт ветку.

Учащиеся записывают примеры олицетворения в свои тетради.

Учитель. На доске записано предложение. Вам необходимо вставить пропущенные буквы и найти в нём олицетворение. (Один ученик работает у доски, все остальные записывают предложение в тетради.)

Д…ревья ст…ят, ветер переб…рает листики, и они б…лтают между собой, а ветки с…гласно к…вают друг другу. («Держава ствола»)

Ученик. В этом предложении олицетворением являются ветер перебирает, листики болтают, ветки кивают.

Учитель. В произведениях М.М. Пришвина встречается и большое количество метафор. Метафора – это слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении на основе какого-либо сходства. Например: стена ёлок, стадо пузырей, небо кругом горело.

В основу метафоры может быть положено сходство самых различных признаков предметов. Например, сходство предметов по цвету: и ещё бывает осенью, когда берёзки, перед тем как скрыться, прощаются своим золотом; сходство формы: Каждый прошлогодний стебелёк стоит в снежном стаканчике; сходство внешнего вида: По утрам множество грачей разгуливает на тонких своих ножках в густых широких штанишках и др.

Найдите в предложении метафору.

Ведь чем тише сам, тем больше замечаешь и ценишь движение жизни.

Учитель. На основе какого сходства она построена?

Ученик. На основе сходства действия.

Учитель. Запишите предложение, подчеркните метафору, найдите слова, одинаковые по морфемному составу. (К доске выходит один ученик и выполняет задание.)

Монетки осени так промёрзли или подсохли, что слышно, как в трепете, друг о друга стучат. («Чувство свободы»)

Ученик. Промёрзли и подсохли – слова, одинаковые по морфемному составу: приставка, корень, суффикс, окончание.

Учитель. Сравнение, как олицетворение и метафора, относится к изобразительно-выразительным средствам языка, потому что не только изображает, но и пробуждает в нас чувства к изображённому. Сравнение – это сопоставление одного явления с другим. Сравнение легко обнаруживается в предложении. В роли сравнения писатель часто употребляет слова с переносным значением.

Запишите предложение и подчеркните, что с чем сравнивается.

Мысли мои старые все разбежались, как лёд на реке, – есть сок в берёзе.

Ученик. Мысли разбежались, как лёд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.