реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Дидактические подходы к тематическому принципу при обучении переводу

6.                По расположению материала – идеографические, аналогические (слова располагаются не по алфавиту, а по смысловым ассоциациям), обратные (в которых слова располагаются по алфавиту конечных букв слова). Одним из видов идеографического словаря является идеографический словарь учебного типа или тематический словарь.

Типология словарей не ограничивается общими и частными словарями. В отличие от толковых словарей, в которых словарные статьи располагаются по алфавиту заглавного слова, в словарях-тезаурусах (иначе называемых также идеографическими словарями) лексика организуется по тематическому принципу. Термин «тезаурус» имеет еще два значения. Одно из них – очень полный, самый полный словарь; второе же относится не к лексикографии, а к общей лингвистике, а также теории знаний и теории коммуникации: тезаурусом называется вся совокупность имеющихся у человека познаний. В качестве словарной статьи словаря-тезауруса выступают целые таксоны – группы лексем, объединенных по близости значения.

Наиболее известный из имеющихся словарей-тезаурусов, которому обязан своим существованием и сам этот термин, создан на материале английского языка; это постоянно переиздаваемый тезаурус П.М.Роже Roget's Thesaurus of English Words and Phrases (1852).

В настоящее время довольно популярны идеографические словари или тематические словари. Идеографические словари (тезаурусы) – лингвистические словари, в которых лексический состав языка представлен в виде систематизированных групп слов, в той или иной степени близких в смысловом отношении. Идеографические словари представляют и объясняют смысловое содержание лексических единиц, но в решении этой задачи идут не от отдельного слова, а от понятия к выражению этого понятия в словах. Основная задача таких словарей – описать совокупности слов, объединённых общим понятием; это облегчает читателю выбор наиболее подходящих средств для адекватного выражения мысли и способствует активному владению языком [#"_Toc169461238">Этапы работы над составлением англо-русского и русско-английского тематического словаря переводчика

Работа над построением тематической группы Insects («Насекомые») велась в несколько этапов.

На первом этапе была проведена выборка исследуемой группы слов. В качестве материала мы взяли тематическую группу лексических единиц, обозначающих типы автомобилей и их детали в английском языке. Выбор был обусловлен двумя соображениями. Во-первых, в эту группу входит достаточно много слов и благодаря этому с большей наглядностью может быть решен вопрос о полноте материала, полученного по данным использованных источников. Во-вторых, эта тематическая группа интересна с практической точки зрения для практикующих переводчиков, так как подобная лексика является узконаправленной, что вызывает затруднения в случае необходимости перевода специальных текстов. В ходе работы было обнаружено, что не все переводные словари отражают всю сочетаемость представленную в иностранных словарях. Кроме того, для практикующего переводчика достаточно неудобно носить с собой громоздкие терминологические словари. Поэтому данный словник, в состав которого входят наиболее часто используемые английские и русские словосочетания будет весьма удобен и практичен в применении.

Отбор лексических единиц осуществлялся по нескольким словарям, как одноязычным, так и переводным. В связи с тем, что исполнитель данной работы не является носителем английского языка и не может осуществить релевантный набор лексики, в процессе первичного отбора лексики для английской части использовались только импортные словари Collins English Dictionary (2006), а также издание словаря Оксфорд-Дуден: The Oxford-Duden Pictorial English Dictionary, 2-nd edition. (1995). Далее список дополнялся и уточнялся на основе Русско-английского карманного словаря переводчика-практика В.Бражникова (2003). Для русской части использовались переводные словари, электронные словари Multitran, а также ABBYY Lingvo 12.

При составлении словаря нас интересуют комбинаторные свойства, отличающие ту или иную единицу тематической группы от других. Поэтому вторым этапом работы стало обращение к комбинаторному словарю The BBI Combinatory Dictionary of English (1990) для установления сочетаний и клише отобранных слов, а для русско-английской части Учебный словарь сочетаемости слов русского языка (1978).

На третьем этапе работы мы дополнили тематические поля идиоматическими выражениями. Отбор идиом, пословиц и поговорок проводился по следующим словарям: Longman Idioms Dictionary (1998), The Penguin Dictionary of English Idioms (2001), Chambers English Dictionary of Idioms (1999), Большой англо-русский фразеологический словарь (Кунин А.В., 2006), а также словари Cambridge International Dictionary of Idioms (1998) и Cambridge Dictionary of American Idioms (2003). Для русской части использовались следующие словари: Фразеологический словарь русского литературного языка (1995) и Random House Dictionary of Russian Idioms (1998). Некоторые отобранные нами идиомы могут быть ограничены «территориально», т.е. существовать в рамках британского или американского английского. В таких случаях даны пометки.

На четвертом этапе перед нами стояла задача найти адекватный перевод отобранному материалу. Перевод был сделан по англо-русским словарям: The Oxford Russian Dictionary (1995), электронный словарь Lingvo 12, Multitran. Наибольшие трудности для перевода представили английские идиоматические выражения. В случае отсутствия перевода идиом в вышеперечисленных словарях, мы давали свой перевод, опираясь на дефиниции, данные в англо-английских идиоматических словарях.

Наконец, на пятом этапе из всех рассмотренных вариантов оформления словарных статей (см. раздел «Приложение») нами был выбран наиболее подходящий, на основе которого и был расположен весь материал словаря.

Как в англо-русской, так и в русско-английской части установлены указатели в алфавитном порядке, выделенные жирным шрифтом для облегчения поиска нужного слова. В начале каждой статьи дается заглавное (ключевое) слово (лемма), которое выделяется жирным шрифтом и пишется заглавными буквами. Лемма выражает общее понятие (связанное с автомобилями), вокруг которого формируется его лексическое окружение – словосочетания и фразеологические единицы. Ключевые слова располагаются в алфавитном порядке. Справа от них приводятся их значения на русском, которые выделяются соответствующим образом, или соответственно на английском языке.

Далее под леммой следует сочетаемость. Все словосочетания начинаются со строчной буквы и расположены в алфавитном порядке.

Ключевое слово (лемма) в тексте данной словарной статьи заменяется тильдой (~).

Все фразеологические единицы (ФЕ), содержащие ключевое слово приводятся за значком () после всех словосочетаний словарной статьи и дается их перевод. Некоторые словосочетания имеют несколько значений, в таких случаях для их нумерации используются цифры 1, 2, 3.

Для собственного перевода фразеологических единиц, данного на основе дефиниций одноязычных словарей в статье используются значок (*).

Структуру статьи можно рассмотреть на следующем примере.




BEE

1. пчела

bumble ~ шмель

honey ~ медоносная пчела

honey-laden ~ пчела со взятком

leaf-cutting ~ пчела-листорез

mason ~ пчела-каменщица (степная пчела)

scout ~ пчела-разведчица

worker ~ рабочая пчела

water-carrying ~ пчела-водонос

wax-making ~ пчела-восконоска

killer ~ трутень

2. трудолюбивый человек

3. причуда, фантазия

~ glue (propolis) клей пчелиный

cluster ~s, swarm ~s пчелиный рой

to have a  ~ in one’s bonnet  быть с причудами; быть помешанным на чем-то

the ~’s knees  черт-те что из себя представлять

◊ to be as busy as a ~* трудиться как

пчелка; быть очень занятым; вертеться как белка в колесе

to have a ~ in one’s bonnet (about smth.) быть фантазером; помешаться на какой-то идее

honey is sweet, but the ~ stings нет розы без шипов; видит око, да зуб неймет; и хочется, и колется;

no ~s, no honey под лежачий камень вода не течет

◊ when ~s are old, they yield no honey старость не радость


В ходе работы был проведен отбор и анализ фразеологических единиц, результаты которого позволили нам наглядно продемонстрировать полученные данные о наличии в английском и русском языках идиом, связанных с насекомыми.


Таблица 1. Сводные данные о наличии ФЕ в английском и русском языках

Язык

Общее количество лемм

Общее количество ФЕ

Количество лемм с ФЕ

Английский

68

97

14

Русский

132

100

12



Составленная нами тематическая группа “Insects” («Насекомые») англо-русского и русско-английского тематического словаря переводчика содержит общеупотребительные слова, устойчивые словосочетания и идиоматические выражения, которая может войти в состав тематического словаря «Спутник устного переводчика» в рамках группового проекта Института международных связей (кафедры перевода), так как нами были соблюдены все принципы составления данного словаря. Главным принципом, которым мы руководствовались при составлении словаря, является то, что словарь должен дать возможность переводчику находить нужную информацию как можно оперативнее. Использованная в разделе структура может быть использована при работе с другими тематическими группами и полям.

Подводя итог дидактике перевода и принципу построения словарей, с точки зрения их практической ценности для переводчиков и лиц, изучающих иностранный язык необходимо отметить следующие выводы.

1. Современное переводоведение является сравнительно молодой и самостоятельной научной дисциплиной. Дидактика перевода, изучающая вопросы обучения переводчиков и составления пособий для них является одним из разделов современного переводоведения. В свою очередь с переводоведением тесно связана методика преподавания перевода. Она разрабатывает оптимальные методы обучения различным видам и типам устного и письменного перевода с одного языка на другой.

1.                Лексикография перевода становится все более перспективной и развивающейся отраслью науки. Задача современной лексикографии состоит не только в дополнительной разработке  и совершенствовании существующих типов словарей, но и в поисках новых принципов их построения.

2.                Словари играют важную роль, как в процессе изучения иностранного языка, так и в работе переводчика.  Для раскрытия особенностей лексических единиц языка необходима целая система словарей. Владение методикой использования словарей помогает решать многие практические проблемы перевода.

3.                Существующие тематические словари обнаруживают ряд недостатков с точки зрения структуры. Построение тематического словаря в данной работе было произведено с учетом этих недостатков.

4.                Всего нами было составлено 68 словарных статей в англо-русской и 132 в русско-английской частях. 97 словосочетаний в англо-русской и 100 в русско-английской частях.

5.                Данная группа может войти в состав словаря «Спутник устного переводчика», в рамках группового проекта Института международных связей (кафедра перевода), так как нами были соблюдены все принципы составления данного словаря.


2. Разработка комплексов упражнений на материале тематической группы “Insects” («Насекомые»)

2.1 Упражнения в процессе обучения переводу


Главное содержание обучения иностранному языку составляют учебные упражнения. Что же такое упражнение?

Во-первых, в упражнении всегда есть цель. Важнее всего определить главную цель каждого упражнения. Во-вторых, упражнение – это не беспорядочное «делание», ему присуща специальная организация. В-третьих, упражнение всегда направлено на совершенствование способа выполнения действия [Пассов 2002(б): 24].

Упражнения – это основной способ выработки необходимых умений. Переводческие умения могут развиваться и в процессе перевода связного текста. Однако, перевод любого текста всегда связан с решением целого ряда переводческих задач и практически очень трудно найти такой текст, в котором какая-то переводческая проблема преобладала или, хотя бы, встречалась достаточно часто. Специально подобранное упражнение дает возможность сосредоточить внимание обучаемых на способах решения отдельной переводческой задачи. Работа с упражнениями составляет значительную часть курса обучения переводу. В процессе этой работы изучаются способы преодоления трудностей перевода, отрабатываются технические приемы перевода, развиваются переводческие умения и создается основа для совершенствования навыков перевода [Комиссаров 1997: 64].

Каждое упражнение предназначается для решения определенной задачи, которая формулируется в задании в соответствии с его классификацией. Кроме того, упражнения объединены в разделы, нацеленные на формирования определенного умения. Однако во многих случаях выполнение задания требует решения, помимо основной, еще и ряда побочных задач. Преподаватель должен предварительно решить, какие дополнительные проблемы он будет обсуждать со студентами при работе с упражнением [Комиссаров 1997: 65]..

Перед началом работы, преподаватель должен провести специальное вводное занятие по устному переводу. На таком занятии студенты учатся использовать приобретенные ими знания по иностранному языку и активизируют свои знания родного языка для профессионального применения того и другого. Для наглядности полезно выполнить со студентами несколько простых упражнений для запоминания последовательности слов [Вербицкая 2008: 11]. В данной работе мы привели примеры таких упражнений в разделе «языковые упражнения». Как правило, такие упражнения помогают студентам понять, что столкнулись с новым для них видом трудностей, которые не связаны с собственно уровнем владения иностранным языком. Задача преподавателя – объяснить, что существуют особые системы упражнений, которые способствуют развитию соответствующих профессиональных умений [Вербицкая 2008: 12].

Дальнейшие занятия можно проводить путем выполнения упражнений с различными заданиями, настраивающих  студентов на последующую работу, которые предназначены главным образом для тренировки отдельно взятых переводческих умений и собственно переводческих заданий [Вербицкая 2008: 18].

Все задания выполняются с первого предъявления и без повторов, так как в реальной ситуации переводчик не может попросить оратора еще раз повторить сказанное. После выполнения задания необходимо прокомментировать все ошибки и недочеты.

Как правило, упражнение включает 10—15 предложений, содержащих определенную переводческую трудность. Эти предложения подбираются из разных текстов, поскольку, как уже указывалось, трудно подбирать связный текст, в котором нужная проблема представлена в достаточном количестве. Материалом для таких упражнений служат тексты, лишенные индивидуально-авторских особенностей в употреблении языковых средств. Необходимость использовать высказывания, вырванные из контекста, создают трудности для их понимания и перевода. Эти трудности преодолеваются тремя путями. Во-первых, преподаватель стремится подбирать самодостаточные предложения, интерпретация которых не нуждается в более широком контексте. В случае необходимости возможна небольшая модификация отдельных предложений, уточняющая их содержание, но не нарушающая их естественность. Во-вторых, преподаватель всегда должен быть готов сообщить студентам дополнительные сведения, устраняющие многозначность. В-третьих, одним из способов работы с упражнениями может быть обсуждение вариантов понимания и перевода, которые будут правильны при различных лингвистических и ситуативных контекстах, в которых может быть помещено данное высказывание [Комиссаров 1997: 64].

Вообще комментарий преподавателя играет первостепенную роль в работе с упражнениями. Помимо дополнения контекста высказывания, преподаватель сообщает студентам необходимый фактический материал, знакомит их с неизвестными им реалиями, исправляет языковые ошибки, подсказывает правильный путь анализа и возможные варианты перевода. Особое значение имеют постоянные ссылки на изученные знания и приемы, обобщение способов решения переводческих задач, формулирование рекомендаций, напоминание о принципах переводческой стратегии. Как правило, преподавательский комментарий не огранивается обсуждением проблем, непосредственно связанных с переводом данного высказывания. Языковая трудность, упоминаемый в высказывании факт или допущенная ошибка в интерпретации или в переводе могут быть использованы преподавателем в качестве повода для знакомства с языковым правилом, системой понятий, концепцией или фактическим материалом, знание которых поможет избежать ошибок в будущих переводах.


2.2 Классификация упражнений

Попыток классификации упражнений сделано немало. Многообразие упражнений так велико, а частных целей обучения, так много, что на основе одного критерия вряд ли удастся создать нужную типологию упражнений [Пассов 2002(в): 24].

Методистами предложено два, три или четыре критерия. Однако их набор ничем не обусловлен: в один из них входит различением монологической или диалогической форм речи, в другой – нет, в одни входят мыслительные операции, виды опор или даже место выполнения, упражнений, в другом ничего этого нет.

Выше сказанное наводит на мысль о целесообразности создания иерархии критериев классификации упражнений. Для создания иерархии необходимо выделить исходный критерий, который бы согласовывался с процессом становления речевого умения. Таким критерием является цель упражнения с точки зрения этапов становления речевого умения.

В этом случае все упражнения, прежде всего, следует разделить на две большие группы: упражнения для формирования навыков и упражнения для развития речевого умения. Такими упражнениями являются условно-речевые и речевые. Они выступают в классификации в ранге типа. Каждый тип должен быть адекватен той цели, которой он служит. Это значит, что качества упражнений каждой категории должны соотноситься с содержанием намеченной цели [Пассов 2002(в): 25]. Анализ методической литературы показывает,  что в большинстве случаев классификация упражнений выводится из отдельных факторов [Пассов 2002(а): 15]. В настоящее время в методике наиболее распространен подход к установлению классификации упражнений, который основан на различении языка и речи  и согласно которому, следовательно, все упражнения подразделяются на языковые и речевые [Ильин 1961: 29]. Основной смысл всех этих упражнений заключается в том, что учащиеся лучше изучают грамматику иностранного языка. Именно поэтому такие грамматические упражнения и следует называть языковыми. Будучи оформлены речевым образом, они направлены, однако, не на усвоение отвлеченных грамматических правил. Задачей же обучения является овладение речью на изучаемом языке. В целях реализации этой задачи учащимся лучше предлагать не языковые, а речевые упражнения. Лучше всего постоянно тренировать учащихся в подлинной иноязычной речи, соблюдая требования ее новизны и продуктивности [Пассов 2002(г): 5].

По характеру выполняемых речевых действий упражнения подразделяются на:

§     предпереводческие

§     собственно переводческие

Предпереводческие упражнения имеют целью создать условия для успешного осуществления переводческого процесса, создать необходимую коммуникативную установку, проверить наличие у студентов языковых и фоновых знаний, показать им, как решают типовые переводческие задачи опытные высококвалифицированные переводчики. Основными упражнениями этого типа является сопоставление параллельных текстов на исходном языке (ИЯ) и переводимом языке (ПЯ) с целью выявления их различий, сопоставление опубликованных переводов с их оригиналами и критический анализ использованных переводчиком методов и приемов, ответы на вопросы к тексту, проверяющие глубину понимания и наличие необходимых фоновых знаний, обсуждение концепций, лежащих в основе содержания текста, и связанных с ними терминов и понятий, различные упражнения по совершенствованию владения языком перевода (составление синонимических рядов и дифференциация значений синонимов, стилистическая оценка предлагаемых вариантов, перефразирование высказываний, выступления на заданную тему и пр.) [Комиссаров 1997: 64].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.