реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инвестиции и структура экономики Украины

Будiвельник, 1991,с.13

3 там же.

4 там же, с.15

Основными направлениями инвестиционной стратегии с точки зрения

максимальной эффективности теперь и в ближайшем будущем будут:

- улучшение воспроизводственной структуры капиталовложений , повышение

удельного веса затрат на техническое перевооружение и реконструкцию

действующих предприятий за счет уменьшения удельного веса нового

строительства в производственной сфере;

- усовершенствование технологической структуры капитальных вложений,

увеличение в их составе удельного веса оборудования и сокращение,

соответственно, строительно-монтажных работ;

- изменение отраслевой структуры капитальных вложений с точки зрения

значительного повышения жизненного уровня населения в пользу

отраслей, которые вырабатывают продукты питания и предметы личного

потребления (сельское хозяйство, перерабатывающие отрасли, легкая и

пищевая промышленность), услуги;

- приоритетное обеспечение капитальными вложениями прогрессивных

направлений научно-технического прогресса, которые способствуют

снижению ресурсоемкости производства и повышению качества продукции;

- увеличение объемов капитальных вложений на строительство комфортного

жилья и других объектов общественного пользования и медицинского

обеспечения;

- сбалансированность инвестиционного цикла.

Важное место среди составных эффективного инвестирования занимает

формирование тенденций противозатратного развития производства строительных

конструкций, материалов и изделий в направлении снижения материалоемкости и

повышении индустриализации строительства.

С конца 50х годов в капитальном строительстве административным путем

был взят курс на преимущественное использование сборного железобетона как

основного конструкционного материала практически во всех видах

строительства – промышленного, жилищного, социально-бытового,

водохозяйственного и т.д. Нигде в мире строительство из сборного

железобетона не приобрело такого распространения.

Но эта ошибочная ориентация на повсеместное использование сборного

железобетона, как основного конструкционного материала в производственном

строительстве вместо металлических конструкций привела к гигантскому

перерасходу цемента, щебня, песка, угля и т.д. А того металла, который

израсходывается на изготовление сборных железобетонных конструкций для

производства сооружений, вполне достаточно, чтобы изготавливать их только

из металла, не используя бетон. Наличие огромных затрат металла и других

материалов требовало постоянного увеличения ресурсов, которые направлялись

на накопление. Естественно, что отдача от этого, сравнительно с затратами,

была небольшой.

Кроме того, консервативная технология строительства из сборного

железобетона привела к увеличению длительности и стоимости сооружения

объектов в разных отраслях народного хозяйства, а в жилищном строительстве

вообще не отвечает биологическим требованиям проживания. Инвестиционный

цикл в строительстве нередко осуществляется за 10-12 лет против 2-3 лет в

развитых странах. Технологическое и экономическое отставание в таких

условиях неизбежно.

Строительство из сборного железобетона неотступно сопровождается, кроме

всего, высокими транспортными затратами, которые нередко достигают 50-60%

стоимости сооружения. Это еще более усугубляет “затратный” характер

“железобетонного” строительства.

Но развитие материальной базы строительства, в значительной мере, имеет

инерционный характер и сборный железобетон еще некоторое время сохранит

свое место, но удельные показатели его использования будут иметь неуклонную

тенденцию к снижению. Опережающими темпами будет возрастать использование

стальных строительных конструкций, особенно легких в комбинации с

эффективным теплосберегающим наполнителем, а также конструкций и изделий из

алюминиевых сплавов. Их использование приводит к снижению массы

конструкций, зданий и сооружений, сокращению сроков строительства,

высвобождению трудовых ресурсов, повышению качества.

Возрастание роли научно-технического прогресса в развитии капитального

строительства ставит перед проектированием все более высокие требования,

поскольку тут внедряются научные разработки, от которых зависит будущая

эффективность сооружаемого объекта. В проектах должны шире применяться

прогрессивные научно-технические достижения, ресурсо- и энергосберегающие

технологии и оборудование, экономичные объемно-планировочные решения,

передовые методы организации производства и труда. Необходимо упорядочить

сеть научно-исследовательских, проектно-изыскательских, конструкторско-

технологических организаций. Значительное распространение должно получить

вариантное проектирование, более глубокая проработка технологических,

конструкторских, архитектурных решений. На стадии разработки проектно-

сметной документации можно достичь 80% экономии общей стоимости

строительства.

С целью решения жилищной проблемы особенное внимание необходимо уделить

возрождению кирпичной промышленности и строительства домов их кирпича,

особенно одно- и двухэтажных коттеджей. Перспективным представляется

строительство из пористых блоков, для выпуска которых нетрудно приспособить

мощности для производства сборного железобетона. Широкие возможности

открывает монолитное домостроение, особенно в сейсмических районах,

территориях подземной угледобычи, а также в районах Крыма и Карпат с

уникальным ландшафтом. Индустриальное монолитное домостроение позволяет на

40% уменьшить затраты на создание производственной базы, на 20% затраты

металла сравнительно с крупнопанельным домостроением, на 25% - трудозатраты

сравнительно со строительством жилья из кирпича. Важную роль в сокращении

длительности инвестиционного цикла и повышения его эффективности играет

инфраструктурный участок строительного комплекса. Необходимо изменить

ремонтно-эксплутационную базу, систему производственно-технологической

комплектации, складское хозяйство и другие производственные службы, которые

создают нормативные условия для строительства. Более высокие требования

выдвигаются и перед кадровым потенциалом. Воплощение в практику всех

составных частей производственной концепции развития строительного

комплекса обеспечит потенциальный переход к эффективному инвестированию в

экономике Украины.

Особую сложность в условиях экономического кризиса и реструктуризации

экономики представляет собой задача сохранения и дальнейшего наращивания

собственного научно-технического потенциала, позволяющего адаптировать

достижения науки и техники к потребностям технологического обновления

производства. Большую сложность ныне представляет задача организации

собственных научно-технических исследований, связанных с огромными

финансовыми затратами. Стоимость, например, одного электронного микроскопа

достигает 0,5 млн. долларов, стоимость роботов средней сложности

колеблется от 30 до 40 тыс. долларов, общие издержки, связанные с

разработкой и производством опытных партий современных телефонных систем

достигают 400 млн. долларов и более. Так что, Украина, в современных

условиях, может позволить себе столь значительные затраты на НИОКР только в

приоритетных сферах. Доля затрат на НИОКР в валовом внутреннем продукте

развитых стран, в среднем, составляет, составляет 2-4%, Украины же – меньше

1%. 1

1 По данным Министерства статистики Украины.

Развитие научно-технического потенциала – только одно из слагаемых

научно-технического прогресса. Не менее важную роль в нем играет

совершенствование технического уровня функционирующих в стране

производительных сил.

Возможность технического перевооружения производства и ускорение темпов

технического прогресса в Украине связано с использованием технических,

организационных и производственных достижений экономически развитых стран.

Влияние научно-технической революции в данной случае довольно

противоречиво. С одной стороны, имеется возможность получить в готовом виде

с мирового рынка такую технику, технологию, знания, которые значительно

превосходят все реальные возможности местного производства и могут стать

важным фактором ускорения развития. С другой стороны, возникает

технологическая зависимость.

Без приобщения к современному научно-техническому прогрессу Украина

останется в состоянии экономической отсталости, которая будет неизбежно

усугубляться. Но, одновременно с этим, распространение современной техники

и технологии невозможно вследствие нынешней финансовой стесненности,

отсталой структуры экономики.

В Украине невозможно добиться более или менее равномерного подъема

экономики, опираясь только на последние достижения научно-технического

прогресса, на это просто не хватит финансовых ресурсов. Обеспечить динамизм

всего хозяйства, при ограниченных ресурсах, можно, только используя все

технические средства, прогрессивные по отношению к уровню развития

производительных сил.

Важным шагом в осуществлении реструктуризации украинской экономики

является предоставление адресной финансовой помощи научным учреждениям и

проектно-конструкторским организациям, работающим над новейшими научно-

техническими разработками, а также кредитной помощи государственным и

другим предприятиям, работа которых касается приоритетных направлений

производства и свидетельствует о высокой конкурентной способности продукции

на внутреннем и внешнем рынках.

В деле поддержки структурных преобразований необходимо исходить из

принципа финансовой поддержки прежде всего жизнеспособных производственных

структур, предприятий и организаций, которые уже адаптировались к новым

реалиям экономической жизни, способны эффективно использовать средства и на

этой основе в течение кратчайшего времени увеличить объемы производства.

Особое значение приобретает вопрос перепрофилирования, консервации, а в

отдельных случаях и закрытия неэффективных производственных структур.

Должна быть упрощена процедура банкротства, цель которой – дать возможность

кредиторам конфисковать отдельные активы предприятий-банкротов.

В обеспечении широкого комплекса структурных преобразований в

национальной экономике, интеграции финансового и промышленного капитала и

активизации на этой основе инвестиционного процесса особое значение

приобретают финансово-промышленные группы, которые будут играть ведущую

роль решении наиболее сложных задач переустройства украинской экономики.

Рассматривая основные начала инвестиционной деятельности на ближайшую

перспективу, следует иметь в виду, что Украина сама может выступать

солидным инвестором за границей. Ее инвестиционный сектор уже сегодня, а

тем более в будущем, может занять важные позиции на рынках капиталов других

стран. Прежде всего в таких традиционных для нас отраслях как металлургия,

электроэнергетика, гидротехническое и гидромелиоративное строительство,

строительство магистральных трубопроводов, автомобильных и железнодорожных

путей, морских портов и терминалов и т.п.

Основной целью структурной перестройки народнохозяйственного комплекса

Украины должна выступать адаптация его производственных структур к условиям

экономической самостоятельности и рыночных механизмов, а также постепенная

интеграция в мировой рынок.

Главным критериям формирования новой отраслевой структуры экономики

должно стать обеспечение оптимального использования наличных ресурсов при

максимально возможных темпах экономического роста. Учитывая накопленный

Украиной производственный, кадровый и научно-технический потенциалы,

необходимо, чтобы структурная перестройка ее экономики была ориентирована

на создание достаточно полных многоотраслевых хозяйственных комплексов. Но

при этом целевые установки по созданию таких комплексов, в конечном итоге,

должны быть направлены не на достижение самообеспеченности по большинству

видов потребляемой продукции, а на освоение новых перспективных и

конкурентоспособных производств для использования преимуществ

международного разделения труда и углубления интеграции в мировую

экономическую структуру. Это означает, что появление новых производств,

обновление и диверсификация существующих, должны, в конце концов, привести

к расширению объема, ассортимента и качественному улучшению экспортно-

импортных операций.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, сводятся к

следующему:

- уменьшение зависимости от импорта стратегических ресурсов и товаров,

улучшение платежного баланса за счет приоритетного развития отраслей

и производств по выпуску конкурентоспособной продукции,

стимулирование снижения ресурсоемкости производства;

- сдерживание структурной безработицы и падения реальной заработной

платы путем создания новых рабочих мест, конкурентоспособных

производств и отраслей;

- блокирование структурных факторов инфляции посредством увеличения

товарного покрытия платежеспособного спроса, содействия конкуренции

и демонополизации производства;

- создание организационно-экономических условий для экологизации

производства, рационального использования природных ресурсов;

- увеличение доли производственного накопления в национальном доходе,

реструктуризация экономики с учетом требований научно-технического

прогресса;

- преодоление кризиса неплатежей и обеспечение финансовой

стабилизации.

В настоящее время, формируемые в Украине структурно-инвестиционные

программы государства должны быть сориентированы на следующих основных

направлениях:

- развитие сферы услуг, в том числе, кроме совершенствования

традиционных, новых отраслей: информационной, научно-технической,

коммуникационной, финансовой;

- предотвращение развала социальной инфраструктуры и строительной

базы;

- агропромышленный комплекс (развитие инфраструктуры для аграрного

производства, перерабатывающих производств, сельскохозяйственного

машиностроения, химических препаратов для сельского хозяйства,

внедрение новых технологий и подготовка кадров для сельского

хозяйства, развитие социальной инфраструктуры на селе;

- развитие собственной энергетической и сырьевой базы, снижение

ресурсоемкости производства;

- расширение объемов выпуска и ассортимента товаров массового спроса,

медикаментов и медицинской аппаратуры;

- укрепление экспортного потенциала, освоение конкурентоспособных

импортозаменяющих производств, создание и развитие производств,

основанных на передовых достижениях отечественной науки;

- поддержание мощностей и обновление ассортимента выпуска продукции

отраслей, формирующих базу технического обновления народного

хозяйства, на уровне, достаточном для проведения реконструкции и

перевооружения народного хозяйства;

- свертывание деятельности производств экономически неперспективных и

экологически вредных.

На последующих этапах предстоящей перспективы, инвестиционными

приоритетами государства должны выступать:

- формирование законченных многоотраслевых комплексов на базе более

углубленной обработки сырья и выпуска продукции на уровне мировых

стандартов;

- привлечение капиталов, в том числе и иностранных, для развертывания

высокотехнологичных производств и современной инфраструктуры;

- перевооружение базовых отраслей и производственной инфраструктуры на

основе достигнутого мирового технико-технологического уровня и

превосходящего его;

- ускоренное развитие социальной инфраструктуры и сферы услуг.

В настоящее время, рынок характеризуется высокой степенью монополизма,

ярко выраженной отраслевой сегментированностью, с преобладанием отраслей

тяжелой и военной промышленности, технологической отсталостью и

изношенностью производственного аппарата, экологической и экономической

неэффективностью производства, а также неудовлетворительным реагированием

хозяйствующих субъектов на рыночные сигналы в силу неразвитой рыночной

инфраструктуры и преобладающих стереотипов нерыночного экономического

поведения людей. Все эти явления нынешнего состояния украинской экономики

являются ограничивающими факторами при разработке моделей реформирования

структуры ее народнохозяйственного комплекса.

Значительное влияние на возможность и стратегию структурной перестройки

экономики Украины оказывают социально-политические факторы, среди которых

следует выделить два. Первый связан с неудовлетворительным материальным

положением населения и спецификой территориального размещения

производственного потенциала. То, что существенная доля индустрии, причем

преимущественно тяжелой и военно-промышленного комплекса, расположена в

восточных и северо-восточных регионах Украины, делают их опасными с точки

зрения социально-политических последствий усиления структурной безработицы

при развитии рыночных отношений.

Второй фактор связан с государственными приоритетами во

внешнеэкономических связях. “Уход” Украины с рынков сбыта в республиках

бывшего СССР и попытка переориентироваться на рынки экономически развитых

государств, да еще при сохранении прежней ресурсно-сырьевой зависимости от

стран СНГ, не только не способствуют более быстрым прогрессивным сдвигам в

ее экономике, но и серьезно ухудшают торговый и платежный балансы Украины.

Эти два обстоятельства должны быть учтены при разработке стратегии

реформирования экономики Украины и ее реструктуризации в новых условиях.

В современных условиях стимулирование производственного накопления и

создание экономических предпосылок для структурных сдвигов в народном

хозяйстве может осуществляться по трем направлениям. Первый из них –

обеспечение необходимых предпосылок инвестиционной деятельности на

коммерческой основе прежде всего путем подавления инфляции (сокращение

бюджетного дефицита, кредитной эмиссии, существенное свертывание дотаций и

поддержки убыточных отраслей и предприятий). Здесь также необходимо

обеспечить открытость украинской экономики, что будет способствовать

преодолению ее монополизма, притоку инвестиций и получит поддержку

международных финансовых институтов. В то же время, наряду с позитивными

сдвигами в реформировании экономики, подобные меры повлекут за собой

серьезные социальные последствия – усиление безработицы, падение уровня

жизни.

Следующее направление стимулирования структурно-инвестиционной

деятельности осуществляется путем расширения денежного спроса за счет

государственного кредитования и капиталовложений в приоритетные сферы.

Такая стратегия предусматривает нацеленность на долгосрочные приоритеты

социально-экономического развития в условиях регулируемой инфляции. Однако,

в условиях разбалансированности народного хозяйства, финансовой

дестабилизации регулировать придется не “ползучую”, а гиперинфляцию,

обуздание которой отложится на более длительный срок, в течение которого

будет полностью подавлено производственное накопление на рыночной основе и,

кроме того, неизбежными будут социально-политические потрясения.

Исходя из вышеизложенного, наиболее оптимальным будет направление,

сочетающее в себе преимущества первого и второго и в то же время

сглаживающее их негативные результаты. Это означает сочетание подавления

инфляции и селективной государственной поддержки инвестиционной

деятельности в "точках роста", обеспечивающих необходимые структурные

изменения в экономике, а также в экспорте и импорте продукции.

Программа структурной перестройки экономики Украины должна представлять

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.