![]() |
|
|
Инвестиции и структура экономики Украиныне административными. Платный, возмещаемый в определенный срок, денежный ресурс предоставляется на условиях, которые отвечают интересам предприятий- заемщиков и кредитора-банка: активная роль банка здесь состоит в оказании кредитных преимуществ (льгот) или применении кредитных санкций (ограничений). Роль банков в процессе долгосрочного кредитования, по- видимому, состоит в том, чтобы на основе расчета эффективности намечаемого объема вложений определить величину выделяемого кредита и его цену – размер процентной ставки. Предоставление долгосрочного кредита мыслится как договор банка с заемщиком о получении определенного эффекта и долевом участии банка в этом экономическом эффекте (процент за кредит). Заинтересованность в получении банковских средств сверх рыночных ресурсов предприятий возникает лишь в условиях, когда вложения этих средств обеспечивает дополнительный эффект. Количественно он равен дополнительной прибыли, получаемой от создания новых мощностей с меньшими затратами (экономия капитальных вложений). Во всех случаях решение о получении заемных средств зависит от того, насколько дополнительный эффект от их использования в условиях рыночной стихии, скажется на экономическом положении инвестора, то есть, какая доля дополнительной прибыли остается в его распоряжении. Важно, чтобы кредитный процент за инвестиции в реальное производство стимулировал интерес кредитополучателя к предпочтительному использованию этой формы пополнения средств. Спрос на долгосрочный кредит на капиталовложения должен регулироваться обязанностью уплаты в срок определенных платежей с процентами, так как бюджетные формы финансирования крайне ограничены в силу несбалансированности бюджета, особенно в период переходного характера экономики. Поэтому, по нашему мнению, следует проводить совершенствование кредитной политики, при которой, с одной стороны, гарантировались бы интересы банков, а с другой – обеспечивалось повышение заинтересованности рыночных субъектов в получении кредитов под инвестиционные проекты. Ну и при всем этом, прежде всего, ни в коей мере бы ни были каким-то образом принижены интересы государства. К стимулам пользования кредитом можно отнести: во-первых, право выбора кредитополучателем приоритетных объектов вложений исходя из ориентации на рыночную конъюнктуру; во-вторых, возможность отчисления в фонды потребления добавочных средств в результате использования более эффективных проектов. При исследовании сущности долгосрочного кредита как рыночной категории, а также банковской деятельности как важнейшей стороны регулирования и управления рыночными процессами, следует четко различать конкретные условия их осуществления. Банковское долгосрочное кредитование находится в прямой связи с системой ценообразования, формирования и распределения прибыли, комплекса нормативных актов, регулирующих инвестиционный процесс и, самое главное, уровня инфляционных ожиданий. Наибольшее развития кредит и его инструменты воздействия на эффективность получают в условиях развитой рыночной инфраструктуры, и лишь в этих условиях высокой рыночной организации управления инвестиционной деятельностью могут проявиться все преимущества долгосрочного кредитования по сравнению с бюджетной и другими дотационными формами финансирования капитальных вложений. Замена бюджетной или другой формы безвозвратного финансирования на кредитную не может быть результатом административного акта. В системе рыночных отношений применение того или иного инструмента должно отвечать прежде всего экономическим интересам хозяйствующих субъектов, быть стимулятором их активности. По существу, это означает, что с помощью экономических рычагов достигается превращение кредита в задание по эффективности использования всех производственных ресурсов. Комплексное воздействие экономических инструментов и стимулов, всей системы управления – таковы условия быстрого научно-технического развития, повышения эффективности инвестиций. Таким образом, процесс структурных преобразований в хозяйстве Украины, обновления ее производственных фондов направляется государственными органами с помощью использования инструментов рынка. При рассмотрении преимуществ долгосрочного кредитования капитальных вложений чаще всего останавливаются на тех дополнительных методах стимулирования инвестиционного процесса, которыми банки получают возможность пользоваться по сравнению с бюджетным финансированием. Конечно, это обстоятельство имеет очень большое значение, так как повышение эффективности инвестиций в значительной степени предопределяет эффективность всей национальной экономики. На наш взгляд, преодоление на деле различий между централизованными и нецентрализованными источниками инвестиций произойдет по мере усиления процессов формирования рыночной инфраструктуры: создание холдинговых центров (производственных, научно-производственных, промышленных и т.д.) инвестиционных фондов и банков, трастовых компаний, а также широкой приватизации государственной собственности. Крупные хозяйственные объединения, особенно промышленные, охватывающие деятельность предприятий целой отрасли или подотрасли, являются самостоятельными капиталовкадчиками. Будучи самоокупающимися хозяйственными комплексами, они призваны будут обеспечивать и единый для всех видов вложений режим финансирования капитальных вложений. Наряду с капитальными вложениями, необходимыми для выполнения социальных, военных и других программ, инвестиции для решения крупных народнохозяйственных задач, выходящих за пределы компетенции и интересов предприятия, отрасли, еще определенное время будут осуществляться на основе бюджетной формы финансирования капитальных вложений (хотя и здесь возможно самофинансирование: концерны, холдинги, фирмы на долевых началах принимают участие в финансировании совместных программ). Но основная часть инвестиций используется внутри отдельных отраслей. Само по себе изменение народнохозяйственных пропорций происходит, большей частью, в результате инвестиций в ту или иную отрасль экономики, составляющую “слабое” структурное звено хозяйства. Долговременные капитальные затраты так же, как и те, которые не связаны с получением непосредственного коммерческого эффекта в рамках текущего или среднесрочного периода, могут и должны финансироваться в форме долгосрочного кредитования. Гибкая политика сроков предоставления кредитов позволит здесь использовать банковский контроль за инвестициями на всех этапах кругооборота средств – от планирования и до ввода в действие основных фондов. Долгосрочное кредитование выступает главным источником подкрепления ресурсов инвестиций лишь при условии, что механизм рыночной деятельности предприятий сочетается с оптимальным налогообложением прибыли и других финансовых средств, особенно в настоящий период, характеризующийся крайне низкой инвестиционной активностью. И здесь необходимо отметить, что инвестиционный кризис является наиболее глубоким в экономике и для его преодоления необходимы радикальные меры. Сегодня у государства крайне ограничены возможности наращивания централизованных капиталовложений, которые в свое время были основным инвестиционным ресурсом. Необходимо отметить, что хотим мы этого или нет, но при новой экономической ситуации централизованные инвестиции все больше будут терять приоритетное значение в осуществлении инвестиционных программ. Поэтому крайне важно освоить механизм привлечения частного капитала в сферу инвестиционной деятельности. Крайне негативную роль в финансировании вложений играет массовая неуплата налогов украинскими хозяйственными субъектами. По существующим оценкам, в государственную казну ныне не поступает 40 и более процентов финансовых ресурсов от налогов.1 В условиях острого дефицита собственных инвестиционных вложений значительную роль играет привлечение в Украину иностранных кредитов и инвестиций. К концу 1997г. вложения иностранных инвесторов составили чуть более 2 млрд. дол. Эта цифра незначительна (к примеру, в экономику Венгрии в 1994г. было инвестировано из-за рубежа 8 млрд. дол. США). 2 Кроме того, хорошо известно, что в условиях рынка личные сбережения населения – это один из наиболее весомых инвестиционных ресурсов. И, таким образом, проблема сводится к созданию в Украине цивилизованного рынка капитала. Ныне этот процесс только разворачивается. Министерством финансов Украины разработан комплекс мер, призванных существенно ускорить формирование фондового рынка. Создание финансового рынка и его разветвленной инфраструктуры – важная задача, от решения которой зависит оптимизация инвестиционной деятельности и нельзя допустить, чтобы рынок ценных бумаг приобрел искаженные формы и уже в начальной стадии дискредитировал себя в глазах населения. Важным источником капитальных вложений должно стать целенаправленное инвестиционное использование средств от приватизации государственного имущества. Недопустима почти полная направленность их на финансирование бюджетного дефицита. Такую практику нужно изменить. Полученные от приватизации средства должны стать эффективным инвестиционным ресурсом. Необходимо, также, широко использовать возможности для ликвидации дефицита инвестиционных ресурсов, открываемые использованием различных форм лизинга. Лизинг является наиболее гибкой и эффективной формой финансирования научно-технического развития, способствующей высокому уровню использования наиболее эффективной дорогостоящей техники и стимулирующей ее сбыт. Поэтому все промышленно развитые страны стимулируют развитие лизинга за счет предоставления налоговых льгот. Лизинговые компании, получая налоговые льготы, имеют возможность снижать размеры платежей за аренду средств труда таким образом, что лизинг в ряде случаев в 1,5 – 2 раза оказывается дешевле банковского кредита. Доля лизинга в инвестициях в машины и оборудование в 1990г. составила, например, в США 31,7%, в Англии – 25%. Среднегодовой темп роста лизинговых операций в США превышает 15%, а в Японии – 20%. В настоящее время 85-90% ЭВМ арендуется, а не приобретается. 3 Лизинг быстро развивается в Бразилии, Индии, Китае, Индонезии. Для стимулирования лизинговых операций в Украине необходимо иметь закон о лизинге и предоставить существенные налоговые льготы лизингодателям. Например, в первые 2 года их можно полностью освободить от налога, а в последующие 3 года установить налог в размере 70-80% действующей ставки, разрешить ускоренную 1 Голос Украины, 1995, 6.IV 2 там же 3 Орлов. П., Государственное регулирование обновления основных фондов, - Экономика Украины, 1994, №9, с.35 амортизацию сдаваемого по лизинговым контрактам оборудования в течение 3-5 лет. Расширение лизинговых операций позволило бы увеличить инвестиционные возможности предприятий, ускорить структурную перестройку экономики, модернизацию производственного аппарата действующих предприятий, создание новых рабочих мест. Эффект от технического перевооружения предприятий с помощью лизинга выразится в росте их прибыли и, соответственно, платежей налогов в бюджет, что с лихвой компенсирует льготы лизингодателям. Учитывая опыт развитых стран, роль лизинга машин и оборудования в ускорении научно-технического развития, необходимо оказать государственную поддержку организациям, осуществляющим лизинговые операции. В настоящее время делаются определенные попытки создания условий для развития инвестиционной активности предприятий, тем более, что размеры получаемой предприятиями прибыли во много раз превышают их капитальные затраты. Однако, еще больше в деле создания благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности в экономики страны, предстоит сделать. Особенно в том, что касается стабилизации финансовой системы, сведения к приемлемому уровню инфляции, так как в условиях неплатежей, неконтролируемого роста цен, всякая инвестиционная деятельность носит спекулятивный характер и сориентирована, в первую очередь, на поддержание существующего положения, но никак не на формирование будущих экономических условий для увеличения производства продукции , обновления ассортимента, улучшения качества товаров и услуг. Глава 3. Влияние инвестиций на осуществление структурных сдвигов в хозяйстве Украины Можно выделить три основные функции, которые выполняют инвестиции в экономической системе: а) обеспечение роста и качественного совершенствования основного капитала (фондов), как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне национальной экономики в целом; б) осуществление прогрессивных структурных экономических сдвигов, касающихся важнейших народнохозяйственных пропорций: воспроизводственных, отраслевых, стоимостных; в) реализацию новейших достижений научно-технического прогресса и повышение на этой основе эффективности производства на микро- и макроуровнях. Среди этих функций важнейшее значение имеет оптимизация генеральной воспроизводственной макроэкономической пропорции - соотношения между накоплением и потреблением в составе национального дохода. В экономической литературе при рассмотрении проблем расширенного воспроизводства обычно акцентируется внимание на накоплении как основном рычаге обеспечения экономического роста и повышения жизненного уровня населения. При этом инвестиционный процесс отодвигается на второй план, вернее, он рассматривается как составная часть процесса накопления. По нашему мнению, такое отождествление процесса накопления и процесса инвестирования является не совсем правомерным. Это хотя и во многом сходные, но все же разные по своему экономическому содержанию процессы. Представляется, что в экономическом анализе проблем расширенного воспроизводства процесс формирования фондов накопления и потребления нельзя отрывать от процесса изыскания и формирования средств капитальных вложений. Воспроизводственный процесс обязательно предполагает сбалансирование инвестиций, накопления и потребления. Поэтому поиск путей выхода из сложившейся в настоящее время в Украине кризисной ситуации должен предполагать, наряду с решением других задач, достижение сбалансированности важнейшей народнохозяйственной пропорции: инвестиционный фонд - фонд накопления - фонд потребления. Теоретическую модель взаимосвязи между этими фондами можно представить следующим образом. Во-первых, логической целью всего воспроизводственного процесса является потребление. Если инвестиции и накопление отрываются от этой цели, то они становятся бессмысленными и тяжелым бременем ложатся на плечи народа, за счет которого должны возмещаться эти нерациональные затраты. Оптимизация экономической структуры требует, чтобы накопление и инвестиции с самого своего начала носили потребительский характер, в ближней или дальней перспективе. Во-вторых, основной логической целью инвестиций является обеспечение роста национального дохода, а в его составе - фондов накопления и потребления. Причем этот рост должен осуществляться таким образом, чтобы каждая дополнительная единица капитальных вложений обеспечивала больший прирост дохода, чем вызвавшие его затраты. Это непреложное требование оптимального функционирования экономики. Для анализа этой зависимости целесообразно использовать предельные величины: предельные капитальные вложения и предельный доход. Мы исходим из того, что в каждый данный момент наращивание инвестиций сопровождается снижением их отдачи, поэтому предельный доход уменьшается, в то время как удельные капитальные затраты растут. Оптимум находится на пересечении кривых предельного дохода и предельных инвестиционных затрат. На графике это можно представить следующим образом (рис. 4). R 7 6 5 точка равновесия 4 3 2 1 Q 10 20 30 40 50 60 70 80 Рис. 4. Соотношение предельных инвестиционных вложений и предельного дохода. R - доход; MC - предельные инвестиционные вложения; MR - предельный доход; Q - объем инвестиций. На графике значком * обозначены предельные инвестиции, которые изменяются в процессе увеличения объема капитальных вложений. В-третьих, оптимальное функционирование предполагает, что осуществляемые инвестиции не просто вызывают рост национального дохода, но и обусловливают увеличение фонда народного потребления. Это может быть достигнуто при следующих условиях: а) когда сохраняется постоянная норма накопления или б) когда она снижается, но это снижение компенсируется повышением отдачи накапливаемых ресурсов. Это, в свою очередь, требует определенной инвестиционнной политики, обусловливающий не просто экономический рост, но и соответствующее распределение инвестиционных ресурсов между сферами экономики таким образом, чтобы это обусловливало в одинаковой степени рост как инвестиционнных отраслей, так и отраслей, производящих потребительские товары и услуги. Существует и обратная связь, а именно: увеличение национального дохода является важнейшим источником расширения инвестиционных вложений. Следовательно, накопление и инвестиционная деятельность тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это наглядно видно, когда мы рассматриваем капитальные вложения в динамике (в сопоставимых ценах) и сравниваем их с динамикой национального дохода в его физическом объеме (то есть тоже в сопоставимых ценах). От объема национального дохода при данной доле накопления зависят абсолютные размеры накопления и капитальных вложений в расширенное воспроизводство. Чем больше национальный доход, тем больше и накопления, а при данной его доле тем больше могут быть и средства, направляемые в капитальные вложения. И обратно, чем больше капитальные вложения и вызываемый ими прирост производственных фондов, тем больше и возможности роста физического объема национального дохода. При этом очень важен уровень эффективности инвестиционных вложений. Чем выше эффективность используемых инвестиций, чем скорее и полнее воплощаются они в основные фонды, тем выше и прогрессивнее технический уровень этих фондов, чем лучше качество строительных работ, тем выше производительность труда в национальной экономике, рост производства, увеличение физического объема национального объема. Выбрать наиболее эффективный метод производства, в конечном итоге, можно только посредством осуществления той или иной инвестиционной программы. Производственная функция, используемая в экономическом анализе, описывает технологически эффективные способы производства. При максимизации массы прибыли фирма должна выбрать из совокупности инвестиционных проектов, представляющих технологически эффективные производственные способы тот, который позволит минимизировать издержки, или, другими словами, экономически наиболее эффективный метод. Введем понятие изокванты, описывающей технологические возможности, которыми будет обладать фирма при реализации того или иного инвестиционного проекта, а также покажем процесс выбора хозяйствующим субъектом инвестиционных проектов. Рисунок 5 иллюстрирует четыре возможных инвестиционных проекта (каждый из которых предлагает свой способ производства при данном объеме выпуска). При варианте А используется КА капитала и LА труда. Этот вариант требует Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |