реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Архитектура Москвы. Модерн


Дерзновенны наши речи,
Но на смерть осуждены,
Слишком ранние предтечи
Слишком медленной весны.

 

 

 

 

 

БАНКИРСКИЙ ДОМ «ЮНКЕР И.В. И КО»
(ныне - БАНК ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ «ВНЕШТОРГБАНК»)

Кузнецкий мост ул., 16

1900-1901, 1908 гг., архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович (1862, Москва — ?).
1913-1916 гг., архит., братья Веснины: Леонид Александрович (1880, Н.Новгород — 1933, Москва) и Виктор Александрович (1882, Юрьевец, ныне Ивановской области, — 1950, Москва), Ерамишанцев В.И.


В 1900-1901 гг. на данном участке построено здание по проекту архитектора Эрихсона в формах раннего московского модерна. Внешний облик этого здания сочетал элементы ордера (вход был оформлен в виде портика) с обширными плоскостями остекления двух первых этажей и обладал характерным для большинства построек зодчего силуэтом с повышенной центральной частью. В этой постройке, вызвавшей разноречивые отклики критиков, фактически сформировался архитектурный язык модерна Эрихсона. Журнал «Искусство», например, писал: «Верхняя часть дома напоминает довольно использованный берлинский прием стилизации цветов; кариатиды в окнах, может быть навеянные Никольскими торговыми рядами (1899-1900, архит. Кекушев Л.Н.; Никольская ул., д.5 - примеч. автора), не вяжутся с окружающими и плохо нарисованы; декадентские оконные рамы неспокойны и крикливы; в общем, набор разных, не имеющих между собой логической связи, архитектурных форм. Типичный образчик буржуазного модерна»

Возможно, именно критика заставила банк в 1916 году переделать фасад Эрихсона в формах популярной в то время неоклассики, хотя структура здания в своей основе остается прежней. Глубокая арка входа, гранитные основания для крупных коринфских полуколонн, соединяющие их полуциркульные арки-ниши, выразительная скульптурная голова Меркурия в замке арки входа, изысканный фактурный контраст камня нижнего и верхних этажей, гармоничные пропорции, наконец, совершенная техника исполнения – все это делает здание одной из лучших построек московской неоклассики.


Фрагмент фасада.

Маскарон «Меркурий»
(фото 2003 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фасад здания до перестройки
(фото 1900-х гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фасад здания. Справа - здание торговой
фирмы Михайлова А.М.
(фото 2003 г.)

 

Фрагмент фасада.

Завершение арки входа

(фото 2003 г.)


ВИННЫЙ МАГАЗИН И ДОХОДНЫЙ ДОМ ЛЕВЕ О.П.
(ныне - ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Столешников пер., 7

 

1903 г., архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович (1862, Москва — ?).

«Дорогая» доходная постройка в стиле модерн. Обычный для московского варианта этого стиля штукатурный лепной декор здесь выполнен в камне и бронзе (балкон в центре фасада, горизонтальные тяги, растительная орнаментика, женские гермы, обвитые виноградными ветвями, бронзовые капители колонн), что придает ему необычную для Москвы отчетливость и свежесть. В облицовке фасада использовано несколько сортов натурального камня, отличающегося не только фактурой, но и цветом — красный полированный гранит основания, черный полированный лабрадорит тосканских и «эрихсоновских» коринфских колонн (они не каноничны, но схожи с коринфскими), красный грубо обработанный рустом туф стены первого этажа, известняк второго этажа и балкона. Характерную для автора в симметричную композицию венчает огромное полуциркульное окно повышенной пятиэтажной центральной части фасада; мелкая расстекловка верхней части окон, выпуклые квадратные стекла (частично сохранившимися), также относится к числу приемов, часто употреблявшихся автором в начале XX века (особенно схожее по композиции здание – издательство Сытина И.Д. «Русское слово», Тверская ул., 18 ).

Фасад здания (фото 2003 г.)

 

Фрагмент фасада. Центральная часть здания (фото 2003 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент фасада. Центральный вход
(фото 2003 г.)

ГОСТИНИЦА «БОЯРСКИЙ ДВОР»
(ДОМ МОСКОВСКОГО СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА),
позже – ЗДАНИЕ ЦК КПСС, ныне – АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ

Старая пл., 8

 

1901-1902 гг., архит. Шехтель Франц (Федор) Осипович (1859, С.-Петербург — 1926, Москва).

 

Архитектура крупного полифункционального гостиничного комплекса характерна для творческого почерка Шехтеля начала 1900-х годов — она сочетает рационализм и тектоническую четкость фасадов с элементами декоративного модерна. Они включают элементы скульптурной декорации, образующие сплав мотивов, восходящих к французскому Ар Нуво и Венскому Сецессиону. Вертикальные членения, покрытые керамической плиткой серо-зеленого цвета, контрастируют со скульптурной пластикой темно-серых металлических балконов и лепными основаниями эркеров фланкирующих центральную часть сооружения с аркой входа, отмеченную в силуэте башенным объемом, некогда находившимся на одной оси с башней Китайгородской стены, снесенной в 1930-х годах. Первые два этажа со сплошными, некогда зеркальными остеклениями были предназначены для торговых помещений Богородско-Глуховской мануфактуры Морозовых. В подвальном этаже куда можно было заехать через проездную арку со стороны Никитникова переулка размещались принадлежавшие им склады товаров. Очень интересен и интерьер арки, объединяющей въезды во двор и подвальный этаж. Чрезвычайно выразительны короткие пузатые колонны с причудливыми «текучими» капителями в стилистике модерн, поддерживающие крестовые своды проездов.

Отделка помещений комплекса была элегантна и предельно проста. В здании размещалась автономная электрическая подстанция, обеспечивающая током не только освещение, но и функционирование 12 лифтов. Это первая постройка в Москве с таким количеством электроподъемников.

В творчестве Шехтеля это здание является одним из первых, четко выраженных в стиле модерн, где вместе с тем проявляется разумная основательность в композиционной простоте, изяществе деталей, тонком сочетании цветов, в продуманном равновесии архитектурных элементов.

В 1914-1915 годах в одном из номеров гостиницы останавливался Максим Горький, здесь его посещали Федор Шаляпин и Иван Бунин. В 1920-е годы здание передано Наркомзему. В октябре 1941 года средняя часть дома была серьезна повреждена во время фашисткой бомбардировки Москвы. При этом погиб выходивший из подъезда драматург Александр Афиногенов.

Во второй половине XX века в здании размещался ЦК КПСС. С 1990-х — Администрация Президента Российской Федерации.

План 5-го этажа (1900-е годы)

Фасад здания (фото 2003 г.)

 

Фрагмент фасада.
Центральная часть здания (фото 2003 г.)

 

 

 

Фрагмент фасада. Проездная арка
(фото 2003 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ОФИЦЕРОВ МОСКОВСКОГО
ВОЕННОГО ОКРУГА

(позже - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
МАГАЗИН «ВОЕНТОРГ»)

Воздвиженка ул., 10

 

1912-1913 гг., архит. Залесский Сергей Борисович (1867, Кострома — ?).
Здание снесено в августе-ноябре 2003 г.


Главная тема фасадов здания — вертикализм всех его составляющих: эркеров, узких окон, вертикальных тяг, узора балконных решеток. Кульминацией этой вертикальной устремленности здания является башня, отмечающая его угол, разделенная узкими лопатками и имеющая геометрически простое, кубообразное завершение. Вход в сооружение также отмечен в силуэте постановкой ступенчатого аттика и двух кубов, прорезанных узкими проемами и покрытых полусферами. В целом проектное решение фасадов отличалось стилистической цельностью и тяготело к образности поздних построек Йозефа Ольбриха, в частности магазина Тиц в Дюссельдорфе. Не менее интересными были и интерьеры. Их отделка соответствовала уровню престижности нового магазина. Лестница центрального зала была облицована итальянским мрамором, стены и колонны на уровне 2-5-го этажей были украшены живописью. Стены буфета для публики на третьем этаже отделаны панелями из полированного американского ореха, а потолок украшен лепниной и живописными сюжетами. Рядом с буфетом располагалась гостиная в стиле Людовика XV с отреставрированной старинной мебелью. В 1935 году во внутреннее убранство были внесены серьезные коррективы. Вместо светового фонаря было организовано глухое сводчатое перекрытие, разобрана парадная лестница, а для возведения новой северная стена была отодвинута на несколько метров в глубь двора. Расширили пилоны центрального зала между первым и вторым этажами, для размещения на них скульптуры, которые позже были заменены на вазы.

В 1992 году в из-за деформации несущего каркаса в здании произошла авария — в результате падения мраморной плиты, отколовшейся от облицовки колонны на уровне четвертого этажа, пострадали два продавца магазина. В связи с аварийным состоянием универмаг был закрыт. В июле 2003 года Правительством Москвы было принято решение провести реконструкцию «Военторга» со сносом всех строений и основного здания, с «сохранением наиболее ценных архитектурных элементов фасада и внутреннего декора здания».

План первого этажа (1913 г.)

Фасад здания. Угловая часть
(фото 2002 г.)

Центральный вход

 

Процесс сноса здания
(фото: октябрь 2003 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ДОХОДНЫЙ ДОМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ЗАСТРАХОВАНИЯ КАПИТАЛОВ И ДОХОДОВ (ГОСТИНИЦА «ПЕТЕРГОФ»),
ныне - ПРИЕМНЫЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Моховая ул., 7

 

1899-1901 гг., архит. Шауб Василий (Вильгельм-Иоганн-Христиан) Васильевич (1861, Санкт-Петербург — 1934, Ленинград).


Дом капитально перестроен из зданий Е.М. Скворцова второй половины XIX века с полным изменением фасадов. Угловой башенкой с куполом сооружение акцентирует пересечение улиц, являясь своеобразным ориентиром. Эклектические фасадные композиции включают элементы барочного декора, а также натуралистические изображения цветов и колосков, что является характерным признаком немецкого модерна.

Во второй половине XX века здание подверглось перестройке, в ходе которой была уничтожена мансарда аттика со стороны ул. Воздвиженки. В 2002 году перестроена въездная арка во двор, для холла-входа в построенное во дворе 8-этажное здание делового центра.

Здание не раз меняло владельцев. В 1918 году здесь размещается 4-й Дом Советов, часть здания заняла приемная Председателя ВЦИК (затем ЦИК СССР), в другой были квартиры партийных, советских работников, ветеранов рабочего движения. Неоднократно здесь бывал В.И. Ленин. В здании размещалась приемная М.И. Калинина. Позже здесь находилась приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Ныне, в здании располагаются приемные обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации.


 

Фасад здания (фото 2003 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент фасада. Центральная часть здания (фото 2003 г.)

 

 

 

 

 

 

Фрагмент фасада. Балкон 4-го этажа
(фото 2003 г.)


ДОХОДНЫЙ ДОМ ХОМЯКОВА А.С. (БАНК «ВОЛКОВ Г. И СЫНОВЬЯ»),
ныне – МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
СЛУЖБА РЕЧНОГО ФЛОТА РОССИИ

Петровка ул., 3/6

 

1900 г., архит. Иванов-Шиц Илларион Александрович (1865, Воронеж — 1937, Москва).
1930-е гг.:
надстройка.


Построенное на рубеже веков здание относится к ранним постройкам московского модерна. По своему градостроительному положению, функции и репрезентативному характеру оно напоминает Международный торговый банк (Кузнецкий мост ул., 15). В декоративном оформлении четкой структуры сооружения использованы фактурно различные материалы – камень, штукатурка, облицовочная плитка (ныне закрашенная краской), что весьма характерно для модерна. Здание было полифункционально – наряду с банкирской конторой здесь располагались мебельный отдел магазина «Мюр и Мерилиз», некоторые другие конторы. Пятый и шестой этажи надстроены в 1930-х годах.

Фасад здания (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Угловая часть здания (фото 2003 г.)





















ИЗДАТЕЛЬТВО СЫТИНА И.Д. «РУССКОЕ СЛОВО»
(позже – «ПРАВДА», «ТРУД»; ныне – КОРПУС ИЗДАТЕЛЬСТВА «ИЗВЕСТИЯ»)

Тверская ул., 18 (левое здание)


1904–1906 гг. , перестройка здания, архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович (1862, Москва — ?); мозаичные панно: худ. Билибин Иван Яковлевич (1876, Санкт-Петербург — 1942, Ленинград);
1979 г., передвижка и капитальная реконструкция здания.


Оригинальная ступенчатая композиция здания завершена характерным для творческого почерка зодчего параллелепипедом с почти плоской кровлей над глубоким карнизом и крупным полукруглым окном. Форме этого центрального оконного проема вторят круглые боковые окна четвертого этажа и полукруглые – третьего (также боковые). Их ярусное размещение усиливает визуальную ступенчатость общей композиции. Важным средством выразительности сооружения служит использование в облицовке поверхностей желтой керамической плитки, в отличие от основной кремовой, а также мозаичного полихромного фриза с растительным орнаментом на золотом фоне между вторым и третьим этажами. Ритмика всех оконных проемов трехчастна (разделены или деревянными или каменными импостами, на втором этаже – с гермами); их мелкая расстекловка в верхней части читается на фасаде как дополнительные горизонтальные членения. Лепной декор в виде ветвей каштанов над круглыми окнами напоминает декор зданий Венского Сецессиона Йозефа Ольбриха. Интересны женские маски и боковые тумбы третьего этажа с растительными рельефами, также имеющими аналогии в архитектуре Вены конца XIX – начала XX в.

В 1979 году после строительства нового редакционного комплекса газеты «Известия» (1968-1976 гг. архитекторы Шевердяев Ю.Н., Кильпе В.Э. и др.) старое здание было передвинуто на 33 метра в сторону Настасьинского переулка, став одним из многих «путешествующих домов», что типично для Москвы. При передвижке здания были использованы технические приемы, изобретенные инженером Федоровичем И.М. в конце XIX века. Внутрь объема был вставлен специальный металлический каркас. В результате была разобрана часть внутренних конструкций. Снаружи стены дома стянули тремя металлическими поясами.

Так же здание подверглось капитальной реконструкции. Частично восстановлен рисунок прежних оконных переплетов. Первоначальные боковые аттики, имевшие высокие завершения с овальными прорезями были заменены на плоские. Брандмауэрные стены, прежде закрытые соседними зданиями приобрели декор в стилистике модерна, содержащий копии элементов основного фасада.

В одном из помещений здания с 1988 года размещается музей-квартира Сытина И.Д.








План 3-го этажа здания

 (1900-е гг.)


Фасад здания (фото 1910-х гг.)

 

Фасад здания (фото 2003 г.)

Фрагменты фасада. Боковые окна:


3-го этажа            4-го этажа



Фрагмент фасада. Мозаичный фриз
(фото 2003 г.)










































ТОРГОВЫЙ ДОМ ЛЕВИССОНА Р.Б.
(МОСКОВСКИЙ СТОЛИЧНЫЙ АУКЦИОННЫЙ ЗАЛ)

Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.