реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Архитектура Москвы. Модерн

Большая Дмитровка ул., 32

 

1901–1902 гг., архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович

(1862, Москва -?).
1930-е гг.: надстройка 4-го этажа.

Крупная симметричная постройка в стиле модерн. Трехэтажный фасад (надстроенный в советское время четвертым этажом) абсолютно рационален и несколько напоминает по облику производственные сооружения начала XX века. Крупномасштабность и лапидарность раскреповки стены посредством оконных проемов и лопаток нивелируют разнообразие форм оконных переплетов. Выпуклые стекла (уничтоженные в 2003 году, в связи с заменой на новые оконные блоки, повторяющие рисунок прежних), примененные в мелкой расстекловке верхней части окон второго и третьего этажей, а также лекальные рисунки переплетов центрального и боковых ризалитов играют в фасадной композиции роль архитектурной детали, придавшей сооружению человеческий масштаб. Эффектны металлический козырек над входом и необычные трубчатые конструкции светильников над ним, к сожалению, утративших свои стекла.

Относительно возведенного Эрихсоном торгового дома, архитектурная критика заметила: «Надо полагать, что это приятная простота навеяна Венским домом «Portois & Fix». Некоторые детали весьма напоминают его. Возможно что хозяин дома (Левиссон был коммерсантом австрийского происхождения – примеч. авт.) оказал на архитектора хорошее влияние при составлении проекта и указал на хороший венский образец». Действительно в доме Левиссона Эрихсон скопировал осветительную арматуру известного венского здания, возведенного в 1899–1900 гг. Максом Фабиани – одним из сотрудников фирмы Отто Вагнера. Что же касается общей композиции, то эти постройки были весьма различны, хотя обе отличаются формальным лаконизмом.

В процессе надстройки здания, в 1930-х годах, был уничтожен карниз. Во время реконструкции здания в 2002–2003 гг. керамическая облицовка фасада здания была окрашена в коричневую и бежевую краску.


Фасад здания (фото 1910-х гг.)


Фасад здания (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Центральный ризалит здания (фото 2003 г.)






ТОРГОВЫЙ ДОМ А.М. МИХАЙЛОВА
(позже - ДОМ МОДЫ)

Кузнецкий мост ул., 14

 

1901-1903 гг., архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович

(1862, Москва — ?).
1906-1907 гг.: надстройка 5-го этажа.
Интерьер зала: художник Фаворский Владимир Андреевич

(1886, Москва — 1964, там же).


Основа фасадной композиции — ритмика крупных оконных проемов, занимающих почти все пространство между устоями вертикальной структуры и тягами междуэтажных перекрытий. Несмотря на кажущуюся лапидарность, зодчий проявил большую изобретательность в декорировании фасада. Интересно его цветовое решение. Нижний этаж, облицованный темно-красным гранитом, дополненным тосканскими колоннами из черного лабрадорита и накладными, некогда тускло желтевшими бронзовыми декоративными деталями, создает прочное основание композиции. Два следующих этажа умеренно оформлены лепниной в стиле декоративного модерна, расположенной в филенках, покрытых мозаикой из золотой смальты. Четвертый этаж под глубоким карнизом раскрепован полуколоннами характерного для Эрихсона ордера (схожего по общему абрису с коринфским), стволы которых выкрашены в терракотовый цвет. Если учесть, что мастерски нарисованные решетки балконных ограждений (одни и лучших в этой стилистике в городе) были, по-видимому, также покрыты «под золото», то можно себе представить впечатление, производимое этой постройкой, сверкающей позолотой и полированными поверхностями.


Фасад здания (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Решетка балконного ограждения (фото 2003 г.)

















 

ДОХОДНЫЙ ДОМ БОЧАРОВЫХ А.Ф. и Н.Ф.
(ныне – ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «РОСВООРУЖЕНИЕ»)

Гоголевский б-р, 21

 

1902 г., архит. Кекушев Лев Николаевич (1863, Симбирская губерния – 1919, Москва),
1906 г.: пристройка правой части, архит. Гуров К.


Четырехэтажное сооружение в стиле модерн. Фасадная поверхность строится на сочетании вертикальных членений, обработанных кремовой облицовочной плиткой, и оштукатуренных плоскостей. Профессионализм Кекушева – известного зодчего московского модерна, проявлен в пластичной прорисовке оконных проемов и объемов эркеров. Индивидуален лепной декор здания, выразительны маски и совы в основаниях эркеров.

Пристройка в правой части дома осуществлена в 1906 году в тех же формах, что и первоначальный объем сооружения, край которого фиксируют эркеры.

Фасад основного здания и пристройки
(фото 2004 г.)

 


 



Фрагмент фасада.
Барельеф между 3-м и 4-м этажами (фото 2004 г.)

 
























ДОХОДНЫЙ ДОМ БРОЙДО Г.Е.

2-й Обыденский пер., 13

 

1904-1910 гг., архит. Жерихов Николай Иванович


Здание сдвинуто в глубь квартала от красной линии, что вместе с фасадом, центральную часть которого фланкируют два боковых выдвинутых ризалита, создает некоторое подобие объемно-планировочной композиции эпохи классицизма. Это впечатление усиливают пилястры ионического ордера, декорирующие центральную часть сооружения, и полуобнаженные парные женские фигуры в развевающихся одеждах, обрамляющие верхние окна ризалита. Вместе с тем абрис арочных окон, а также аттики ризалитов с характерными вазами явно навеяны стилистикой модерна.


Фасад здания. Правая часть (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Окно ризалита
(фото 2003 г.)
























ДОХОДНЫЙ ДОМ ИСАКОВА И.П.

Пречистенка ул., 28

 

1904-1906 гг. архит. Кекушев Лев Николаевич  (1863, Симбирская губерния — 1919, Москва).


Здание, одно из самых знаменитых построек московского модерна, является характерным типом доходного дома начала XX века. Его объем, Н-образный в плане, плотно заполняет участок, оставляя лишь небольшие дворы для освещения и проезда. В первом этаже заднего корпуса были устроены сараи для нужд жильцов. Парадная лестница делит дом на две части — переднюю и заднюю, которые смещены по высоте на пол-этажа относительно друг друга. Это позволило использовать для входов в квартиры каждую лестничную площадку и ввести в задней половине дополнительный шестой этаж; передняя часть — пятиэтажная. Дом, построенный в аристократическом районе, предназначался для состоятельных жильцов. Половину каждого этажа занимали всего две многокомнатные квартиры. В их традиционной планировке проходной зал отделяет парадную зону вокруг прихожей (приемная-кабинет, столовая, гостиная) от жилых комнат, ванной и кухни, имеющей выход на черную лестницу. В более сложных введены дополнительные коридоры. Декорация парадного фасада в стиле модерн отличается от лучших работ Кекушева большей дробностью и эклектичностью. Однако его объединяет сильная пластика основных вертикальных элементов — боковых эркеров и центральной лоджии. Стена верхнего этажа, покрытая тонкой лепной сеткой, играет роль фриза, над которым вынесен мощный, динамично изогнутый карниз. Выразительность его профиля подчеркнута сложным металлическим орнаментом. Характерная для Кекушева статуя, венчающая здание, ныне утрачена. Ниже, по сторонам слухового окна, сохранились две женские фигуры с факелом и книгой — символами просвещения. Торцевые стены были первоначально полностью открыты (теперь — только правая, в сторону Садового кольца), поэтому они были декорированы выложенными в кирпиче тягами и плоскими нишами, образовывавшими единую лаконичную композицию с фасадами здания. Композиционные достоинства сооружения несомненны, однако его облик был бы гораздо беднее, если бы не подлинная симфония его оконных переплетов (реставрированных в конце 1990-х годов), демонстрирующих текучие линии модерна, в таком разнообразии нигде в Москве не встречающиеся.








План 2-го этажа

 


Фасад здания (фото 2003 г.)


Фрагмент фасада. Центральная часть здания (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Эркер левой части здания (фото 2003 г.)

 


ДОХОДНЫЙ ДОМ ЛЕВИНА М.М.
(ныне – ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ)

Мясницкий проезд, 3/26

 

1909-1910 гг. , архит. Готман Саул Кельманович (1878, Харьков — после 1926).


Здание, в котором выразительные детали в египетском стиле сочетаются с проконструктивистскими элементами пластического решения общей композиции. Особенно эффектны симметричные относительного главного входа, утопленные в нишу с двумя причудливыми колоннами (развитые капители с крупным масками равны по высоте столбу) башеннообразные объемы. Стены их раскрепованы вертикальными выступами, образующими вытянутые ниши, в которые заглублены окна нескольких этажей. Над четвертым этажом в центре фасада проходит объединяющий балкон с толстыми плоскими балясинами, выполненными из кирпича. Рисунок оконным рам (заменены подобными в 1990-х) характерен для модерна.


Фасад здания (фото 2003 г.)

 

Фрагменты фасада:


Главный

вход                        

 

 

 

 

 

Маска-кронштейн











ДОХОДНЫЙ ДОМ РАХМАНОВА Ф.С.

Покровка ул., 19

 

1898-1899 гг. , архит. Дриттенпрейс Петр (Петр-Иосиф) Александрович

(1841, Бавария — 1912, Москва).


Эту ординарную по объемно-пространственному решению постройку отличает разнообразный лепной декор, мотивы которого позволяют отнести здание к первым доходным домам в стилистике модерна в Москве. В отличие от многих московских сооружений конца XIX — начала XX веков, сочетающих в своих фасадных композициях привычный эклектический лепной декор с отдельными элементами в новом стиле, здесь сделана попытка трансформировать в новом ключе все составляющие традиционной эклектической декорации. В здании множество декоративных мотивов — здесь и геометрические обрамления окон, и растительные мотивы (листья лавра, плоды в розетках листьев), и ленты, и лепные женские и мужские маски в завершающей части вертикальных лопаток, структурирующих фасад, и бантики, и полоски. Интересно решены 4 угла постройки — вогнутые в верхней части они переходят в четвертную круглую колонну, зажатую между лопатками, увенчанную женской головкой, потупившей взор.

В 2003 году фасад здания приобрел интересное колористическое решение, в результате которого были выделены фрагменты лепного декора.







План 2-го этажа (1900-е гг.)

 


Фасад здания (фото 2003 г.)

 


Центральная часть здания (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Угловая часть здания
(фото 2003 г.)




ДОХОДНЫЙ ДОМ СОКОЛ М.В.

Кузнецкий мост ул., 3

 

1903 г., архит. Машков Иван Павлович (1867, с. Трубетчино Липицкого у. — 1945, Москва).
Майоликовые панно: художник Сапунов Николай Николаевич (1880, Москва — 1912, Териоки, ныне Зеленогорск Ленинградской области).

Одно из наиболее интересных московских зданий в стиле модерн и самое известное произведение этого видного московского архитектора, видимое с далеких точек, благодаря своей самой характерной части – высокому плавно изгибающемуся аттику, поле которого занимает полихромная майоликовая композиция, изображающая северный морской пейзаж, с растительностью на первом плане, над которым реет орел.

Запоминающийся облик здания определяет разнообразие украшающих его декоративных деталей, заимствованных из нескольких источников: гнутые рамы окон квартиры хозяйки и ресторана (частично сохранившимися); изогнутые козырьки над балконами обнаруживают франко-бельгийскую ориентацию, общий строй сооружения с майоликовыми панно на аттике тяготеет к проектам Венского Сецессиона. Абсолютно «венской» деталью в глазах современников, по-видимому, выглядели золочёные завершения устоев аттика (в настоящее время окрашенные в серый цвет). Однако в целом постройку отличает раскованная свобода в выборе архитектурных средств в их аранжировке, являющаяся характерной чертой именно московского модерна.

В декорировании фасада автор обнажил, едва ли не самую уязвимую особенность стиля, который был не столько «искусством строить», сколько «искусством рисовать». Проявив незаурядные дизайнерские способности, он придал отдельным декоративным элементам самостоятельную художественную ценность. Неповторимы лепные украшения над входом, металлические козырьки над боковыми балконами верхнего этажа, не повторяющиеся основания трех фасадных эркеров, металлические решетки аттика, оригинален рисунок кованых ворот (в настоящее время утраченных) и др.

Известности дома во многом способствует многоцветное майоликовое панно, выполненное по рисунку театрального художника объединения «Мир искусства» Николая Сапунова, а также другие керамический украшения, изготовленные на заводе «Абрамцево» – плитки с «люстрами» (т.е. радужным металлическим блеском) и рельефные изразцы по рисунку Врубеля М.А. 1890-х годов «Рыбки».









План 1-го этажа (1900-е годы)

 


Проект фасада.

 


Фрагмент фасада

 (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Центральное панно на аттике (фото 2003 г.)

 

 

 

 


Фрагмент фасада. Майоликовое панно и карниз здания

(фото 2003 г.)






































ДОХОДНЫЙ ДОМ СТРАХОВОГО ОБЩЕСТВА «ЯКОРЬ»
(ГОСТИНИЦА «МАРСЕЛЬ»),
(позже - КОНТОРСКОЕ ЗДАНИЕ С МАГАЗИНОМ «МЕХА»)

Петровка ул., 15/13

 

1901-1903 гг. , архит. Розен Эммануил Матвеевич.


Крупное пятиэтажное здание с четко выделенной вертикальной и горизонтальной структурой. Стилистика модерна проявлена здесь в характерных упрощенных арочных абрисах окон, в волнообразности венчающей горизонтальной тяги, в форме глубокого карниза, плавно изогнутого над приподнятым аттиком срезанного угла сооружения. Угол подчеркнут и размерами гигантских, почти квадратных окон, отмечающих просторные зальные помещения второго и третьего этажей. Карниз здания венчает тонкая решетка металлического ограждения, «нервного», лишенного привычной законченности рисунка.

В этом здании в декабре 1902 - январе 1903 годов состоялась первая программная выставка искусства модерна в России — «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля», в которой участвовали известные русские архитекторы и западно-европейские мастера — Чарлз Макинтош, Йозеф Ольбрих, Ян Котера и др.


Фасад здания (фото 2003 г.)

 


Фасад здания со стороны
Столешникова переулка (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Решетка ограждения крыши здания (фото 2003 г.)











ДОХОДНЫЙ ДОМ ХОМЯКОВА А.С.
(ПАРИКМАХЕРСКАЯ «БАЗИЛЬ», ныне – САЛОН «МАГИЯ»)

Кузнецкий мост ул., 6 (правая сторона)

 

1902-1903 гг. , архит. Иванов-Шиц Илларион Александрович (1865, Воронеж – 1937, Москва), Геппенер Максим Карлович (1848, Москва – 1914, Москва).


Неброская, но весьма профессиональная постройка в стиле модерн. Возведенное задние, как и большинство построек Иванова-Шица в этом стиле, демонстрирует приверженность к композиционным и декоративным приемам, близким в австрийскому модерну. Формальные признаки этого стиля присутствует здесь в выдержанном, продуманном соотношении. Любимые московским модерном цветные керамические плитки, фигурные металлические кронштейны, арочные (уплощенной формы) оконные линии, фигурные филенки с лепным декором и, наконец, женская головка с развевающимися волосами присутствуют здесь с той расчетливой умеренностью, которая делает постройку произведением искусства. Хорошо нарисованная фасадная композиция удачно дополнялась, сохранившимися до середины 1990-х годов, металлическими украшениями входной двери и витрин в стиле модерн бывшей парикмахерской «Базиль».


План 1-го этажа (1900-е гг.)

 


Фасад здания (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Женская маска
(фото 2003 г.)


 

 

 

 

 

 

 

 

ДОХОДНЫЙ ДОМ ЭНГЕЛЬБРЕХТА Л.А.

Новокузнецкая ул., 34

 

1910 г. , архит. Доброхотов Н. (использован в дальнейшем лишь план).
1913 г. , архит. Прамнек А.


Постройка, облик и детали которой могут быть отнесены к архитектурному китчу. В здании сочетаются отдельные формы модерна (граненый эркер с левой стороны фасада, круглая башенка-эркер справа, рисунок балконных ограждений) с неоклассическими пилястрами неведомого ордера (некоторые обрываются на уровне второго этажа), капители которых обрываются не акантами, а прямоугольными основаниями и неорусским килевидным перспективным порталом и характерными наличниками над слуховыми окнами круглой башни. В постройке есть детали других стилей.


Фасад здания. Левая сторона
(фото 2003 г.)

 


Фасад здания. Правая сторона
(фото 2003 г.)




















ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В СОКОЛЬНИКАХ

Сокольническая пл., 5

 

1909-1913 гг. , архит. Толстых Павел Александрович (1878, Новочеркасск – 1939).


Имеет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея Иоанна Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение – одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию. В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырехстолпного крестово-купольного храма. Ее центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки – главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчеркивает выразительную динамику нарастающих вверх объемов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер – просторное, хорошо освещенное 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости» и Петра и Павла, в подклете – придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из мореного дуба выполнены в духе эклектики.

Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники». В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.

В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940-1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.


Восточный фасад здания.


Вид здания с северо-восточной стороны.
Фото (2000 г.).

 


Фрагмент фасада. Угловая часть здания.
Фото (2000 г.).
































КОРПУС ФАБРИКИ МИЛЮТИНА А.Я.

Милютинский пер., 16 стр. 2

 

XVIII век;
начало XX в. — перестройка.


Двухэтажный домик производственного назначения, от первоначального архитектурного облика которого сохранились лишь лопатки и оконные проемы (и на главном, и на дворовых фасаде), был дополнен декором в начале XX века — в верхней части лопаток под карнизом появились крупные характерные для московского модерна рельефные женские маски с волосами, подвязанными под подбородком, и оттопыренными губками, что сразу изменило довольно ординарный фасад постройки, придав ему индивидуальность.

С 1910 по 1914 год в здании находился театр Балуева Н.Ф. «Летучая мышь».


Фасад здания (фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Маска
























СТАНЦИЯ ДАТСКО-ШВЕДСКО-РУССКОГО ТЕЛЕФОННОГО ОБЩЕСТВА
(ныне - ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СТАНЦИЯ)

Милютинский пер., 5

 

1902-1903 гг. , архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович

(1862, Москва — ?).
1907-1908 гг. , архит. Дессин О.В., при участии Миритца Ф.Ф. и Герасимова И.И.


Комплекс, задуманный в 1901 г. и первоначально спроектированный в шестиэтажном варианте архитектором Мейснером А.Ф., начал осуществляться в 1902-1903 гг. по другому проекту. Первым был построен торцевой (по отношению к улице) корпус по проекту Эрихсона. «Неоготическая» стилистика его близка к другой производственной постройке этого зодчего — типографии Сытина И.Д. на Пятницкой, проект которой создан в это же время (1903 г.). Обращенное к улице огромное восьми-девятиэтажное здание с подвалом, возведенное на втором этапе строительства (1907-1908 гг.), по функции уникально для Москвы начала века, только начинавшей тотально обзаводиться телефонами. Как многие технические или производственные здания начала XX в., станция выстроена в стилистике неоготики – ее выразительные глухие брандмауэрные стены с башенками-нишами видны со многих близлежащих улиц. Сооружение это (76 метров) — самое высокое в Москве того времени, построено на основе железобетонного каркаса известной строительной конторой Миритца Ф.Ф. и Герасимова И.И., по-видимому, внесших изменения и в архитектурные формы сооружения: нижняя часть здания отлична от созданного Дессином О.В. проекта, причем именно она наиболее воспринимаема зрителем с узкого переулка. В центре симметричного фасада расположена красивая полукруглая арка, облицованная красным гранитом, в пятах которой размещены гротескные скульптурные изображения — веселая женская и нахмуренная мужская головы, разговаривающие по телефонному аппарату. Выразительны металлические украшения — решетки окон и ворот, кронштейны.


Детали фасада.
Гротескные скульптурные изображения:

                                       

левая маска                                          правая маска



Фасад здания со стороны Милютинского переулка (фото 2003 г.)

 


Фасад торцевого корпуса со стороны стороны улицы Малая Лубянка
(фото 2003 г.)

 


Фрагмент фасада. Полукруглый портал

ТИПОГРАФИЯ ТОВАРИЩЕСТВА СЫТИНА И.Д.
(ныне – МПО «ПЕРВАЯ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ»)

Пятницкая ул., 71

 

1903 г. , архит. Эрихсон Адольф (Адольф Вильгельм) Эрнестович (1862, Москва – ?),

              инж. Шухов Владимир Григорьевич (1853, Грайворон – 1939, Москва),
1906 г.: восстановление после пожара,

1912 г.: перестройка здания, архит. Герман Иван Андреевич (1875, Киев – 1933, Сочи).

Крупное, первоначально четырехэтажное производственно здание, отличающееся простотой и рационализмом экстерьера и интерьеров. Главный фасад, обращенный к улице, симметричен – центральная и боковые его части (до надстройки в 1912 году пятым этажом) своими сложными фигурными аттиками с полукруглыми окнами в центре играли существенную роль в силуэте улицы. Аттики, а также формы центрального входа отдаленно напоминают формы «готических» производственных сооружений Москвы конца XIX – начала XX в. Стилистика здания близка к другой производственной постройке этого зодчего – станции Датско-Шведско-Русского Телефонного Общества в Милютинском переулке, проект которой создан в это же время (1903 г.).

В 1905 году во время декабрьского вооруженного восстания, в ночь на 12 число (вероятно по приказу московского генерал-губернатора Дубасова Ф.В.) типография была подожжена. В результате пожара обрушились межэтажные перекрытия основного здания фабрики. Под обломками погибло типографское оборудование. Уже через полгода здание типографии было восстановлено.

В 1912 году основной корпус здания был надстроен пятым этажом. Первоначальное цветовое решение здание выполненное на контрасте вертикальных и горизонтальных членений фасадной структуры, в настоящее время снивелированно безликой окраской.


 


Фрагмент фасада.


Общий вид комплекса со стороны 2-го Монетчиковского пер. (фото 1903-1905 гг.)

 

 


Фасад здания со стороны Пятникой улицы (фото 1903-1905 гг.)

 


Фасад здания со стороны Пятникой улицы (фото 2003 г.)

 


ТИПОГРАФИЯ РЯБУШИНСКОГО П.П. «УТРО РОССИИ»
(позже – «ВОЕНИЗДАТ», ныне – КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ТИПОГРАФИЯ»)

Б. Путинковский пер., 3

 

1907-1909 гг. , архит. Шехтель Франц (Федор) Осипович

                         (1859, Санкт-Петербург – 1926, Москва),
1913-1914 гг.: пристройка во дворе – архит. Заруцкий Павел Александрович

                         (1868, Москва – ?),
1920-е гг.: реконструкция и надстройка здания,
2000-2001 гг.: реконструкция и реставрация здания

                        (рук. проекта – архит. КуреннойАлексей Михайлович).


Здание построено на узком участке, входившем в начале XIX века в цепочку усадеб высшего дворянства по линии проезда (принадлежал Новосильцевой Е.А., потом Хованской М.А.), а в 1814 году перешедшем к «ювелирных дел мастеру» Бутурлину К.Г. Известный промышленник и финансист Рябушинский П.П. приобрел участок у потомков Бутурлина в 1907 году, одновременно с утверждением проекта типографии, видимо, составленного заранее. После окончания строительства он основал газету «Утро России» – орган партии прогрессистов; картуш с названием газеты помещен в центре высокого аттика над главным фасадом.

Здание типографии развернуто по территории участка в глубь квартала; его производственная часть, почти недоступная для обзора с улицы, решена строго функционально. Выходящий на проезд передний конторский корпус известен как одна из лучших работ Шехтеля. Она относится к его зрелому периоду, для которого характерны поиски лаконичного, монументального образа. Здесь в этих целях использована тема производственного назначения здания. Фасад центрального объема прорезан парой сплошных остекленных арок; междуэтажные членения внутри них почти не воспринимаются, а на гладко облицованной стене вообще отсутствуют. Эту предельно простую композицию венчает сплошная широкая лента аттика над тонким карнизом. Скругленные углы и глухие боковые стены выделяют центральный объем как ядро общей композиции фасада на фоне более расчлененных крыльев. Рисунок окон здесь и там почти одинаков, отличаясь лишь размерами, но светлая окраска поперечных членений передает разбивку окон в крыльях на обычные этажи. Сравнительно скромные симметричные объемы подъезда и въезда во двор выступают перед крыльями, но заглублены между стенками по сторонам участка и центральным объемом здания, что обогащают контрасты фактуры стены, остекления центра и крыльев, линейные контуры наличников.

На левом углу фасада в 1920-х годах по плану монументальной пропаганды установлена типовая доска с изображением рабочего и словами: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят».

После 1924 года территория типографии была расширена, въездные ворота заложены и оформлены симметрично парадному входу, а окно над ними утратило цельное остекление. Тогда же, очевидно, были надстроены оба корпуса: типографский – третьим этажом, а передний – четвертым. Аттик главного фасада был прорезан окнами надстроенного этажа.

В 2000-2001 годах здание было капитально перестроено под культурно-развлекательный комплекс и является одним из самых удачных примеров реконструкции в Москве. В ходе работ была снесена надстройка типографского корпуса и восстановлена надпись на аттике центрального фасада. Реставрированы керамическая облицовка и остекление здания. Внутренний двор превращен в полноценное общественное пространство, где разместились открытое летнее кафе и небольшая площадка для стоянки автомобилей. Пять уровней культурно-развлекательного центра соединяет панорамный лифт, сооруженный в стеклянной кубовидной пристройке интересно контрастирующей со старым зданием.


План 1-го этажа (1980-е гг.)

 


 Фасад здания (фото автора: 2003 г.)

 


Фасад здания до реставрации
(фото 1980-х гг.)

 

 

 


Общий вид комплекса после реконструкции
(фото автора: 2003 г.)

 


Внутренний двор комплекса





Страницы: 1, 2, 3


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.