![]() |
|
|
Художественные стилевые направления в искусственепрерывных войн и переселения на-родов происходило позднее, чем на Восто- ке, в Византии, но протекало более дина-мично. Главная особенность романской эпохи - открытость внешним влияниям. "Византия обратила античное искусство в схемы, которые все более застывали по мере того, как падали ее силы. Между тем в Западной Европе выдвинулись народы, для которых средние века стали классиче-ским периодом их искусства... Испания и галлия были колонизованы еще в гречес-кую эпоху, вся область Рейна со времени Цезаря была, быть может, главным цент-ром римского провинциального искусства, даже Венгрия, ставшая сборным пунктом для всех племен со времени переселения народов, не могла избегнуть римского вли-яния" . Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Известный историк А. Тойнби отмечал, что "франкский режим Меровингов был обра-щен лицом к римскому прошлому", по-скольку в то время в общественном созна-нии "единственно возможным целостным iiyis.pssrsSAfc.bina римская империя"2. Ин-тересно также, что первые франкские ко-роли после падения столицы Западной Рим-ской империи признавали почетное верхо-венство Константинополя, но сохраняли структуру позднеримской администрации. На территории Европы, в Галлии, Южной Кон-Винер Э. История стилей изобра-зительных искусств. М.: ИЗОГИЗ, 1936, с. 74-75. Тойнби А. Постижение истории. М.: Про-гресс, 1991, с. 142-143, 691. Церковь Св. Марии в Лаахе. 1093-1230 Франции в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, ак-ведуки, крепостные стены, башни, цирки, храмы. Они были настолько прочны, что продолжали использоваться по назначе-нию. В соединении сторожевых башен рим-ских военных лагерей с греческими бази-ликами, византийским орнаментом и гот-скими шатрами возник новый "римский"- романский архитектурный стиль. Он хара-ктеризовался простотой и целесообразно-стью: вертикальные стены, горизонталь-ные перекрытия, башни и своды. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключила изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческой античности. Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на Восто- ке, основывалась на предельном обоб-щении, геометризации и схематизации изоб-разительного образа. Во всем чувство-валась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура - характерный пример рационального художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего романского искусства - центри-ческая купольная постройка, композиция которой берет свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118-125 гг. н.э. в Риме, и развитая в дальнейшем в бапти-стерии в Равенне и дворцовой капелле Карла Великого в Аахене. Другой тип здания - базилика, также заимствованная на востоке. Базилика, удлиненное в плане здание, первоначально имела деревянное покрытие - двускатное для центрального нефа и односкатное для более низких бо-ковых. Аркады, вошедшие в обиход в визан-тийской архитектуре, получили распростра- нение и в романской. Причем зодчие поч-ти всегда удовлетворялись тем, что ис-пользовали колонны, снятые с языческих римских памятников, вперемежку, разной высоты и ордера, с различными капителя-ми. Эта особенность чрезвычайно показа- Романские капители тельна для переходной эпохи, когда ста-рый канон уже разрушен, а новый еще не создан. В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на капите-ли, что очень редко делалось в антично-сти. Именно этот прием в дальнейшем получил развитие в Классицизме Итальян-ского Возрождения, в частности у Ф. Бру-неллески. Колонна, созданная романской эпохой, потеряла свое гармонично антро-поморфное значение. В отличие от антич-ных, новые романские колонны абсолютно Цилиндричны, без курватуры, что и было позднее унаследовано Готикой. Пропор-ции колонн и капителей следовали моду-То каменной кладки. Форма капители раз-вивала византийский тип, получаемый от пересечения куба и шара. В дальнейшем она все более упрощалась вплоть до кони-ческой. Романские здания в основном по-рывались черепицей в форме "рыбьей Чешуи", известной еще римлянам и очень Удобной в местностях с дождливым клима-том. Толщина и прочность стен были глав-чым критерием красоты постройки. Суро-вая кладка из предварительно обтесанных камней и, в отличие от римской, без последующей облицовки, создавала харак-терный, несколько мрачный образ, но ук-рашалась вкраплениями кирпичей или мел-кими камнями другого цвета. С западной стороны перед романской церковью стоя-ли "римские" сторожевые башни, на вер-шине которых размещались "престолы для архангелов". Окна первоначально не осте-клялись, а забирались резными каменными решетками. Для утепления и в целях безо-пасности оконные проемы делались очень небольшими и поднимались как можно выше над землей. Поэтому внутри здание было погружено в полумрак. Широко ис-пользовались винтовые лестницы. Дере-вянные стропила крыши изнутри остава-лись открытыми и лишь в относительно поздний период стали закрываться "под-шивным" потолком. В романскую эпоху появились так называемые "перспектив-ные" порталы, находившиеся, в отличие от позднейших, готических, не с западной, а с южной стороны собора, где был глав-ный вход. Каменная резьба украшала на-ружные стены соборов. Она состояла из растительного и зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзоти-ческих животных, зверей и птиц, сплетаю-щихся шеями или хвостами - мотивов, также занесенных с Востока. Скульптур-ный декор концентрировался главным об-разом на капителях, тимпанах порталов и архивольтах сводов. Скульптура подчиня-лась архитектуре, что показывает один характерный пример: в одном из порталов церкви в г. Сенте вместо двадцати четы-рех старцев Апокалипсиса скульптор изоб-разил пятьдесят три, поскольку перед ним было пятьдесят три клинчатых камня, ко-торые необходимо декорировать. В подоб-ной скульптуре часто самым причудливым образом смешивались библейские, язычес-кие фольклорные и экзотические мотивы. Стены собора внутри сплошь покрывались росписями, которые, однако, почти не дош-ли до нашего времени. Исключение соста-вляют оригинальные по стилю и удиви-тельные по экспрессии "каталонские фре-ски". Использовалась также мраморная инкрустация и мозаики для украшения ап-сид и алтарей, техника которых сохрани-лась со времен античности. Типичными для романской эпохи были надгробные каменные и бронзовые плиты, вмонтиро- ванные в пол с линеарным гравированным изображением фигуры покойного- Характерно отсутствие какой-либо оп-ределенной программы в размещении де- коративных мотивов: геометрических, "зве-риных", библейских - они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы и гарпии мирно уживаются рядом. Большинство специали-стов считает, что вся эта фантасмагориче-ская фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер. Искусство скульптуры и росписи было тесно связано с искусством книжной ми- ниатюры, расцвет которой приходится именно на романскую эпоху. Однако и здесь мы не видим единого стиля. В ис-кусстве иллюминирования рукописей одинаково распространены и предельно геометризованные изображения, и расти- тельный орнамент, и натуралистические элементы. Особо выделяется стиль скрип-ториев монастыря Клюни, мастера кото-рых разработали декоративный мотив из прихотливо изогнутых растительных побе-гов и листьев аканта. Было бы неверным рассматривать ро-манское искусство как "чисто западный стиль". Знатоки, как Э. Виолле-ле-Дюк, ви-дели в романском искусстве сильные ази-атские, в частности византийские и пер-сидские, влияния и даже называли его "азиатским наносом на римской основе". Сама постановка вопроса "Запад или Вос-ток" по отношению к романской эпохе была бы неверна. В подготовке общеевро-пейского средневекового искусства, нача-лом которого было раннехристианское, продолжением - романское и высшим взлетом - готическое искусство, главную роль сыграли общие греко-кельтские исто-ки, норманнские, византийские, греческие, персидские и даже славянские элементы. Новые импульсы получило развитие ро-манского искусства в период правления Карла Великого (768-814, см. Каролинг-ское Возрождение) и в связи с основанием в 962 г. "Священной Римской империи" Оттоном I (936-973). Архитекторы, живо-писцы, скульпторы возрождали традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где в течение столетий бере-жно сохранялись традиции античной куль-туры. Художественное ремесло интенсивно развивалось как в монастырских мастер. ских, так и в городах, в среде свободных ремесленников и странствующих артелей мастеров. Из стекла изготавливались сосу-ды, лампады и паечные витражи - цвет-ные и бесцветные, геометрический узор которых создавался свинцовыми перемыч-ками. Однако расцвет витражного искус-ства наступил позже, в эпоху готического стиля. Особенно популярна была резьба по слоновой кости. В этой технике испол- нялись ларцы, шкатулки, оклады рукопис-ных книг, реликварии, складни - диптихи и триптихи, навершия епископских посо- ! хов, кресты, а также олифанты (от лат. elephahtus - слон) - реликварии в форме охотничьего рога из слонового бивня, ук- I рашенные медальонами с изображением i зверей и птиц. Развивалась старая кельт- ! екая техника выемчатой эмали по меди и золоту, главным образом в долине р. Ма-ас, позднее - перегородчатой эмали. С ; последней трети XII в. на первое место 1 выдвинулись мастерские г. Лиможа, про- : славившегося впоследствии своими распи-сными эмалями (см. лиможские эмали). Для романского искусства характерно ши- i рокое использование железа и бронзы. Из ; кованого железа изготавливались решетки, ограды, фигурные петли, замки, оковки сундуков с характерными стреловидными завершениями и полукруглыми завитками, i Бронза применялась для дверных молот-ков в форме голов животных или челове-ка. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами - эта традиция сохранилась вплоть до эпохи Возрождения, огромные купели для баптистериев, канделябры, зоо-морфные рукомои - акваманилы (франц. aquamanile от лат. aqua - вода и manus - рука). Многие из таких изделий происхо-дят из бельгийского г. Динана, откуда их общее название - динаноерии. Чрезвычай-но простая по конструкции деревянная мебель декорировалась резьбой из геомет- , рических форм: круглых розеток, полу- круглых арок и, вероятно, расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой ар-ки типичен именно для романского искус-ства, только в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой. Характерным примером романской орна-ментики в архитектуре являются "Большие Розы" северного и южного фасадов собо-ра Парижской Богоматери, начало строи-тельства которого относится к XII в. Ши-роко использовались керамические обли-цовочные плитки с инкрустированным цветной глиной орнаментом. С XI в. начи-нается производство тканых ковров - шпалер (см. мильфлёры). Орнаментика ро-манских тканей тесно связана с восточны-ми влияниями эпохи Крестовых походов, особенно Первого Крестового похода 1096-1099 гг. Крестоносцы, возвращаясь домой, заворачивали христианские релик-вии в дорогие восточные ткани, византий-ские, сасанидские, изобразительные моти-вы которых з "зверином стиле" восходили к художественным традициям Древней Ме-сопотамии. Отсюда излюбленные мотивы романского декора: "геральдические" ор-лы, мотивы "древа жизни" и изображения вписанных в круг грифонов. oS. В романском искусстве из-за его неод-нородности и отсутствия единого стиля всегда выделяли множество региональных художественных школ. В конце XIX сто-летия в понятие "романское искусство" включали также "ломбардское", "саксон-ское" (см. ломбардская школа; саксонское искусство) и даже византийское искусство V-XI1 вв. Основанием для такого объеди-нения, несмотря на явные различия худо-жественных форм, была общность христи- анской идеологии, использование "роман-ских" архитектурных элементов: куполов, полуциркульных арок, массивных стен и башен, базиликальных построек. Однако помимо дуализма Запада и Востока в ро-манском искусстве были сильны различия Юга и Севера. На Севере, в Ирландии, выделялась "винчестерская школа" книж-ной миниатюры с характерными кельтски-ми орнаментами из растительных побегов, выполненными яркими красками. Там же достигло чрезвычайной высоты мастерство орнаментальной резьбы по камню и дере-ву характерного плетеного и "абстракт-ного звериного орнамента". Важно, что по- oлобные мотивы, вероятно, имели более глубокие корни и беспрепятственно пере-секали границы, поскольку аналогичные орнаменты встречаются в новгородской и владимиро-суздалъской резьбе. Если роман-ское искусство Восточной Европы находи-лось под сильным влиянием Византии, то, к примеру, искусство юга Италии, Сици-лии и Калабрии в большей мере арабское, чем византийское. Начиная с VIII в., из Ирана и Сирии через Египет и Северную Африку сюда проникали, как некогда фи-никийские, влияния мусульманского искус-ства арабов: приемы купольной и ароч-ной архитектуры, керамика, торевткка. К этому же "арабскому" течению относится испано-мавританское искусство и значи-тельная часть архитектуры Южной Фран-ции. В целом искусство романской эпохи похоже на огромный котел, в котором еще только начинают приготовляться "луч-шие блюда европейской кухни" готическо-го средневековья. Поэтому романское ис-кусство лишь условно можно назвать ис- торическим типом искусства, а выражение "романский стиль" неверно по существу (см. также штауфеновский ренессанс). РОМАНТИЗМ (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma - Рим) - одна из двух, наряду с Классицизмом, ос-новополагающих тенденций художествен- ного мышления. Однако исторически сло-жилось, что этим словом стали называть широкий круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим или "рома-ническим" называли все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит "как в романах". Романтическая, возвышенная по-эзия считалась тогда единственно достой-ным видом искусства. Но существовало и другое толкование термина: романтичес-кое - это искусство романских народов, преимущественно средневековое, которое противопоставлялось классическому, анти-чному. Французское слово "roman" перво-начально означало литературные произве-дения, написанные не на классической ла-тыни, а на вульгарных, народных наречиях. Поэтому под романтическим искусством сначала понимали искусство средневековья, включая Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Современное название "ро-ман" - драма для чтения, чаще любовная история, композиция и стиль которой от-клоняются от классических правил. Отсю-да же происходит и слово романс (франц. romance, ст. франц. romanz). С происхождением слов "роман", "ро-манс" связано осознание романтики как свойства человеческой души. Понятие ро-мантики шире романтизма. Романтические чувства, мечты, романтический поступок - это всегда нечто возвышенное, благород-ное, бескорыстное, не связанное ни с ка-ким расчетом и потому восторженное, ото-рванное от реальности и устремленное к некоему туманному, несбыточному идеалу. Хорошо известно следующее высказыва-ние В. Белинского, который в слове "ро- мантизм" видел, прежде всего романтику. "Романтизм... таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопреде-ленные устремления к лучшему и возвы-шенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний мир души человека, со-кровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый человек романтик..." . В этом смысле романтика и романтизм су-ществовали и будут существовать всегда. Романтика - смутное ощущение бесконе-чности мира, времени и пространства. Ро-мантическое сознание - непременное свой-ство всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное, субъек- тивное, религиозное, интимное пережива-ние непознанного, таинственного. На про-тяжении жизни человека романтика как определенная мечтательная тенденция умо-настроения ищет своего выражения в раз-личных действиях, в том числе и в худо-жественной деятельности. Романтика, безусловно, является осно-вой Романтизма в искусстве. Романтичес- кое мироощущение может проявляться в самых разных художественных направле- ниях, течениях и стилях. Романтизм свой-ствен искусству вообще и является неотъ-емлемой основой художественного созна-ния. Но в различные исторические эпохи мечта об идеале прекрасного, недостижи-мого в действительности принимает разли-чные формы. Немецкий философ-романтик Ф. Шлегель говорил, что и "обращение к античности порождено бегством от удру- чающих обстоятельств века" 2. Благодаря всепроникающему романти-ческому началу художественного творчест- ва, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с ним. Многие художники были подлинными романтика-ми Классицизма: А. Мантенья, Н. Пуссен, К. Лоррен, Дж.-Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие. Романтиками были Ремб-рандт и апологет академического класси-цизма Ж.-Д. Энгр. Поэтому существует да-же такой термин "романтический класси- Белинский В. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд. АН СССР, 1953-1959. т. 7, с. 145-146. Шлегель Ф. О значении изучения греков и римлян.- В кн.; Литературные манифесты запад-ноевропейских романтиков. М.: Изд. МГУ 1980 с. 47. цизм". Романтизм и Классицизм все время "шли рядом" и только во Франции g начале XIX в. их пути стали расходиться Поэтому в более узком, конкретно- истори-ческом смысле, под Романтизмом часто понимают определенное художественное на-правление конца XVIII - начала XIX вв.. сторонники которого сознательно, про граммно противопоставляли свое творчест-во Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают, что Романтизм как художественное направление оформил-ся впервые в английской живописи еще в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма и пейзажного стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторст-во живописной техники Т. Гейнсборо поло-жило начало течению "питтореск", или "пикчуреск" (англ. picturesque - живопис-ный). Этим термином обозначали живо-пись романистов К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У. Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в пар-ковом искусстве,- типичный Романтизм, отражавший стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в приро-де. Вслед за Англией Романтизм получил распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую ок-раску. Великий немецкий поэт Гете выра-зил противостояние Классицизма и Роман-тизма следующим образом: "Античное - идеализированное реальное, со вкусом и величием (стиль) изображенное реальное; романтическое - невероятное, невозмож-ное, которому лишь фантазия придает ви-димость действительного..." 3. Немецкие романтики, прежде всего Ф. Шеллинг я Новалис, возродили идеи позднеантичного мистика Плотина о вечном стремлении души к "Бесконечности, превосходящей лю-бую форму", которое они также называли "бесконечным желанием души". Под фор-мой имелась в виду художественная форма ; Классицизма. Отсюда особый интерес не-мецкого Романтизма к национальному средневековью и традициям готического искусства, а также фольклору кельтов, скандинавов. "Поэмы Оссиана" Дж. Мак-ферсона (1760-1773) явились в этом смыс-ле "сигналом" к всеобщему увлечению Ро-мантизмом. Молодые немецкие романтики, Bode W. Goethes Aeslhetik. Berlin, 1901, S.65-66. до выражению Г. фон Клейста, "рвались сдернуть венок с чела Гёте". Программ- ным органом немецких романтиков был -Журнал "Атенеум" (Athenaum) под редак- цией Ф. и А. Шлегелей (1798-1800). oo Отсюда же романтическое увлечение католическим Барокко. Не случайно неко-торые течения Романтизма в архитектуре яачала XIX в. называли "рецидивами ба-рокко". Идейная сущность Романтизма состоит в прямом обращении к человеческой ду- ine, минуя исторические стили и каноны академического Классицизма. Ш. Бодлер в статье "Что такое романтизм?" подчерки-вал, что Романтизм заключается "в вос-приятии мира, а вовсе не в выборе сюже-тов", и обрести его можно "не на сторо-не, а только в своем внутреннем мире" и поэтому "романтизм есть искусство совре-менности". Но вместе с тем, "Романтизм - дитя севера" склонен к экспрессивному, динамичному живописному стилю. А юг классичен, "ибо его природа столь пре-красна и ясна, что человеку там нечего больше желать... а болезненный и тревож-ный север тешит себя игрой воображения" и поэтому "Рафаэль... материалист, он хлассичен, а Рембрандт, напротив,- могу-чий идеалист", он "повествует о страдани-ях рода человеческого" . Об этом же пи-сал X. Вёльфлин 2. И. Гёте подчеркивал раз- личие искусства классиков и романтиков в субъективизме последних. "Они давали жизнь, мы же - только ее проявления. Они изображали ужасное, мы изображаем с ужасом; они - приятное, мы - прият-но" 3. Романтизм часто противопоставля-ют и реализму. Если художник реалист, а точнее позитивист, заявляет: "Я хочу изо-бражать вещи такими, каковы они есть в Действительности, независимо от моих ощу-щений, т. е. "мир без человека", то роман--тйк-идеалист стремится изображать вещи такими, какими их воспринимает именно он и стремится передать свое личное виде-ние другим. Идеи романтизма закономерно возни-кают на почве неудовлетворенности дейст- вительностью, кризиса идеалов Классициз- Б о д л е р Ш Об искусстве. М.: Искусство, 986, с. 65-66. Вёльфлин Г. Искусство Италии и Гер-мании эпохи Ренессанса. Л.-М.: ОГИЗ, 1934. Эккерман И. Разговоры с Гёте. М.: Худ. лит., 1981, с. 185. ма и рационалистического мышления, стре-мления уйти в мир идеальных представле-, ний, утопических мечтаний о совершенст-ве мира. Как ни в каком другом "направ-лении искусства, художники-романтики убеждены, что их направление - единст-венно верный путь. Главной идеей роман-тического художественного мышления яв-ляется стремление к иррациональному, не- познанному: В том, что известно, пользы нет Одно неведомое нужно. Так писал Гёте. Поэтому и эпоха Романтизма конца XVIII - начала XIX вв.- время наибо-лее действенного проявления романтичес-кого художественного мышления, лишь от- части вызванного кризисом академическо-го Классицизма, а, в более глубоком смысле,- результат периодического "ка-чания маятника" от одного полюса к Дру-гому, от материализма к идеализму, от рационального мышления к мистическому ощущению реальности. В этом значении все средневековое искусство: раннехристи-анское, византийское, романское, готичес-кое - типичный Романтизм! В опреде-ленном смысле романтическим является и искусство эллинистической эпохи как зако-номерная реакция на догматизм классици-стических норм. Христианское искусство, в отличие от языческого, в своей основе романтично. Вот почему все попытки ис-ториков искусства ограничить понятие Ро-мантизма рамками одной исторической эпохи оказываются безрезультатными. Характерное для эстетики Романтизма смешение поэзии и реальности, "сна и бодрствования" породило и некоторые формальные качества, общие для всей ро- мантической архитектуры, живописи, де-коративного и прикладного искусства, на-пример: Готики и Барокко. Это намеренное смешение масштабов, устранение ориенти-ров в пространстве, позволявших человеку в мире классицизма более менее адекватно оценивать произведение искусства. Игра величин, обман зрения, неясность ориента-ции - это и есть формальные критерии романтики. Так в эпоху Готики и Барокко был одинаково распространен характер-ный прием использования форм архитекту-ры в уменьшенных размерах для мебели, реликвариев и напротив - архитектурные формы, представляющие собой невероятно увеличенные элементы декора. Типично также использование света и цвета для создания пространственных иллюзий, эф-фекта беспредельности пространства - черта также общая для искусства Готики, Барокко и многих неостилей. В антично-сти и искусстве Классицизма, напротив, все меры должны быть ясно определены. Таким образом, Романтизм в искусст-ве - чрезвычайно емкое понятие, включа- ющее различные исторические художест-венные стили: Готику и Барокко как вы- ражение романтического христианского сознания, романизм как идеализированное, романтическое изображение античности и итальянской природы, отчасти Неокласси-цизм, ведь воспоминание классики также романтично, Неоготику - парафраз сред-невековой романтики и все иные неости- ли: "неоренессанс", "русский стиль", рус-ско-византийский, мавританский, "индий-ский", "тюркри"... В русле романтической эстетики развивался Бидермайер и все ху-дожественные течения периода Модерна. флореалъное, или Ар Нуво, снова неоготи-ка, символизм, неоклассицизм. Но у Романтизма есть и свои границы, проходящие не в области искусства, а в сфере идеологии. Так между преромантиз-мом XVIiIa., романтиками эпохи Просве-щения с их пристрастиями к "естественной живописи", "пейзажным паркам" и роман-тиками начала XIX в., по словам француз-ского историка А. Монглана, "лежит про-пасть". Эта пропасть - Великая фран-цузская революция. Она "надломила" человека, под ее влиянием возникла эсте-.тика "несчастного, обделенного жизнью, разочарованного героя" типа байронов-ского Чайлд- Гарольда, "нового Гамлета". Восхищение "общественным человеком" сменилось эстетизацией индивидуализма и тягой к уединению. Главным принципом романтической эстетики стал субъективизм и историчность художественного мышле-ния. Отсюда чрезвычайный интерес к хри-стианству з его средневековой редакции. "Новое, современное" искусство роман-тики начала XIX в. стали называть хри- стианским, противопоставляя его Клас-сицизму XVIII в., ориентированному на языческую древность, поскольку в христи- *MonglondA. Le preromantisme franc-Paris, 1965, t.1, p. 102. анской культуре "все ориентировано на внутреннего человека". Христианское и ро-мантическое стали синонимами. Пафосом обращения к "человеческой душе" проник-нуто программное произведение эстетики романтизма "Гений христианства" Ф. Р. Шатобриана (1800-1802). Романтизм как художественное направ-ление начала XIX в. часто настолько про- тивопоставляют Классицизму, что вся ис-тория искусства делится на искусство классическое и романтическое, антично-языческое и христианское, рациональное и мистическое. Если для Классицизма и, осо-бенно, Ампира характерен космополитизм, то для Романтизма - национализм. Отсю-да ретроспективность мышления романти-ков, ищущих свои собственные, нацио- нальные источники творчества. "Когда ми-новали наполеоновские годы, в душе человека зашевелилось вновь то религиоз-ное чувство, которое, казалось, в корне было вырвано в дни революции. Оно про-снулось с такой силой, какой Европа не видала со времен средних веков, и отрази-лось на всех сторонах тогдашней жизни. Кончились дни господства разума над чув-ством, и настала эпоха романтизма... серд-це давно уже тосковало по молитве, и грозный двенадцатый год не одного "воль-терьянца" снова научил молиться" 2. В на- чале XIX в. возрождалось храмовое строи-тельство и религиозная живопись в нацио-нально-исторических формах и традициях, которые пытался искоренить наполеонов-ский Ампир. Естественно, что в Западной Европе это были формы Готики. В 1831г. В. Гюго написал роман "Собор Париж-ской Богоматери". Тема и сюжет романа были типично романтические. В Италии молодые архитекторы стали изучать не только римскую, но и готическую архите-ктуру Сьены и Орвьето. В. 1810г. в Риме возникла группа назарейцев, идеализиро-вавших христианское средневековое искус-ство. Романтизм начала XIX в. отражал всю сложность переходной исторической эпохи. Он провозгласил ценность отдель- ной человеческой личности и полную сво-боду художественного творчества от ско-вывающих его норм Классицизма и акаде-мизма. Своеобразным было и отношение ро- ;ais. грабарь И. О русской архитектуре. " Наука, 1969, с. 6S. кантиков, прежде всего немецких, к анти-чности. Их больше интересовала не под-линная культура Греции и Италии, а ими самими вымышленная. "Никто из немец-щх эллинофилов никогда не был в Гре-ции, некоторые из них намеренно избега-ли возможностей посетить страну, к кото-рой они возводили истоки своих критериев. gepa в эллинский образец походила на религиозность... Какой-нибудь Гёльдерлин так и видел себя на фоне греческого дандшафта - граница между исторически достоверной Грецией и элизиумом была не слишком четкой, а мощь воображе-ния... гигантской" (см. прусский элли-низм). Для немецких романтиков особенно ха-рактерным было "видеть только себя и свои образы, а не реальную действитель-ность". Попадая в настоящий, а не вы- мышленный ими Рим, художники "сумрач-ного немецкого гения" часто не находили в нем своей мрачноватой фантастики, но упорно продолжали насыщать его пейзажи призрачными готическими видениями. Но-валис говорил, что "романтический гений изначально заключает в себе всю Вселен-ную... все приводит к себе самому". Так, главным эстетическим критерием искусст-ва стала не объективность канонов антич-ной красоты, а ее субъективное, экзальти-рованное переживание. Р. М. Рильке писал об одном из самых удивительных живо-писцев немецкого романтизма А. Бёклине, Wo он "как никто другой, стремившийся постигнуть природу, видел пропасть, отде-ляющую ее от человека, и он изображал ее как тайну, как Леонардо изображал .Женщину - замкнутой в себе, безучаст-ной, с улыбкой, которая ускользает от вас"2. Немецкий Романтизм начала XIX в. возглавили архитектор К.-Ф. Шинкель и дрезденские романтики": К. Д. Фридрих, К. Карус. К. Пешель, Ф. О. Рунге. ь- Для эстетики Романтизма характерно возникновение исторического художествен-ного мышления и значительное расшире-ние, по сравнению с Классицизмом, ДОКТ-РИНЫ "подражания древним" как в истори-ческом, так и в географическом смысле. " Грюнебаум Г. фон. О понятии и значении классицизма в культуре.- В кн.: Основе черты арабо-мусульманской культуры. М.: Нау-", 1981, с. 199. Рильке Р . М . Ворпсведе. М.: Искусст-"о, 1971, с. 59. Почему В. Шекспир, желая изобразить "значительное в настоящем", переносиЛТЙе-сто действия в чужие страны, где он сам никогда не бывал, в Данию, Италию? То-чно так же немецкие романтики, дабы избегнуть "близости места и времени", равносильной для них банальности, мыс-ленно переносились в Англию, Францию или Италию. Тот же смысл имеет изобра-жение античных руин в картинах художни-ков-романтиков, символизирующих беско-нечное течение времени. Иррациональное единство пространства-времени - одно из основных положений романтической эсте-тики - прекрасно выражено метафорой: даль времен. Романтизм живописен. Живописец-ро-мантик Э. Делакруа заметил, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |