![]() |
|
|
Нелегальная миграция в России и методы борьбы с нейЕще одной недоработкой, по мнению Куракина, является то, что законода-тель также не раскрывает содержания принудительного и контролируемого пе-ремещения через Государственную границу, контролируемого самостоятель-ного выезда из России выдворяемых (ст.3.10 КоАП РФ). Данная норма просто копирует ст. 32.1 КоАП РСФСР. На его взгляд, речь в данной статье закона идет, во-первых, о сокращении срока пребывания, закрытии визы, во-вторых, о принудительном содержании в спецучреждении до оформления документов по выдворению с последующим выездом под контролем органов внутренних дел во всех случаях. Эти действия должны быть отражены в специальных статьях КоАП, ибо эта процедура связана с ограничением прав человека, практически с нахождением его под стражей. В условиях нехватки денежных средств на постройку центров сортировки нелегальных иммигрантов они месяцами содер-жатся в милицейских приемниках, дожидаясь своего часа. Другой практик, И.С. Викторов, указывает на иные недочеты КоАПа РФ в сфере противодействия нелегальной миграции. Так, например, ст. 18.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение иммиграционных правил. Однако сами правила в настоящее время не разработаны, а все вопросы регу-лируются множеством пока еще действующих, но устаревших и не отвечаю-щих современной ситуации ведомственных нормативных актов. Поэтому для реализации этой нормы Кодекса необходима скорейшая разработка и принятие необходимого регламента, как, в общем, и принятие специального акта, по-дробно регулирующего весь процесс административного выдворения. Так что работы у законодателя еще много. Предстоит конкретно урегулиро-вать порядок административного выдворения, чтобы при этом не нарушались права тех лиц, кто ведет себя “в рамках закона”. б) Депортация В соответствии со ст. 31 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” в случае, если иностранный гражданин не выехал из Российской Феде-рации в течение трех дней при сокращении срока проживания или временного пребывания либо в течение пятнадцати дней не покинул РФ при аннулирова-нии разрешения на временное проживание или вида на жительство, то он под- лежит депортации. Депортация - это принудительная высылка иностранного
1 Куракин А.В. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства // Юрист. – 2000. - № 9. – С. 36-37. гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения за-конных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ (ст. 2 указанного закона). По своей сути депортация ничем не отличается от административного выд-ворения: и в том, и в другом случае иностранный гражданин или лицо без гражданства высылается из страны. Обе меры применяются в судебном поряд-ке. Отличие состоит в том, что административное выдворение - мера админи-стративного наказания, а депортация не является таковой (поскольку данная мера принуждения не закреплена в ст. 3.2 КоАП РФ) - это мера администра-тивного предупреждения или административного пресечения, применяемая исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства в случае возникновения оснований, предусмотренных в статьях 7 и 8 Закона о правовом положении иностранных граждан. Анализ российского законодательства и практики свидетельствует, что и выдворение нелегалов может выступать как мера административного преду-преждения, как мера административного пресечения и как мера администра-тивного взыскания. В качестве административно-принудительной меры вы-дворение выступает, когда, например, выясняется, что нелегальный мигрант является душевнобольным, страдает инфекционным заболеванием в тяжелой форме и т.д. В данном случае его выдворение не связано с правонарушением. Оно преследует цель предупреждения инфекционных заболеваний, наступле-ния тяжких нежелательных последствий. Аналогично обстоит дело, когда с учетом выяснения личности иностранного гражданина или лица без граждан-ства есть основания считать, что они могут причинить ущерб интересам обе-спечения государственной безопасности или правопорядку. В качестве меры пресечения выдворение применяется в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства допускает в течение про- должительного времени систематическое нарушение общественного порядка. Например, когда он по истечении срока пребывания не убывает в свою страну, когда нарушает порядок передвижения и т.д. При таких ситуациях важно при-остановить, пресечь антиобщественную деятельность иностранного граждани-на и лица без гражданства. Эту роль и выполняют специальные меры админи-стративно-правового пресечения. Меры административного пресечения приме-няются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекаю-щих Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов. В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государственной гра- ницы РФ отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или произ- водства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политического убежища, органы Феде- ральной службы безопасности задерживают их и в официальном порядке пере- дают властям государства, с территории которого они пересекли Государст- венную границу России. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором России с этим государством, органы ФСБ выдворяют их за пределы нашей страны в определенных пограничниками местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России из пунктов пропуска через Государственную границу РФ уведомляют-ся власти государства, на территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором России с соответствующим государством. Санкции за совершение административных правонарушений реализуются посредством применения административных взысканий. Их исполнение обеспечивается мерами властно-принудительного характера. По степени тяжести правовых последствий выдворение является одной из наиболее серьезных мер среди других видов административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Этот вид административного взыскания тесно связан с обеспечением государственной безопасности. В связи с этим особое значение приобретают вопросы соблюде- ния законности при осуществлении выдворения нелегалов из России. Между-народный пакт о гражданских и политических правах1 в ст. 13 указывает, что иностранный гражданин может быть выслан за пределы государства пребыва- ния на основании решения, вынесенного в соответствии с законом. Это требо- вание Пакта, как справедливо отмечает Я. Броунли2, вносит “некоторые огра-ничения свободы усмотрения государства при высылке иностранных граж-дан.” Именно эти ограничения, содержащиеся в международно-правовых ак-тах, пре-дусматривают установление системы гарантий, соблюдение законнос-ти при принятии решений о выдворении иностранных граждан и лиц без граж-данства и их исполнении. Российское законодательство в этом плане полнос-тью соответствует международно-правовым актам. §3. Уголовно-правовая ответственность за нелегальную миграцию по российскому законодательству
Уголовно-правовую ответственность за нелегальную миграцию по нашему законодательству следует классифицировать по субъектам. Во-первых, это от-ветственность самих нелегалов. Во-вторых, это ответственность предпринима-телей и работодателей, нанимающих нелегальных мигрантов. И в-третьих, это ответственность тех, кто культивирует нелегальную миграцию, помогает неле-галам обходить законы и наживается на этом. Последняя ответственность дол-жна быть самой суровой и беспощадной. Начнем с самих незаконных иммигрантов. За последние 10-15 лет число ми-грантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40 %3. Если в 1999 г. удельный вес мигрантов в общем объеме лиц, совершивших преступления, составлял 6.7 %, то теперь он приближается к 10 %. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 20-30 %). В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые тре- бовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, легализация теневых доходов, акты
1 Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. // Бюллетень международных договоров. – 1993. - № 1. – С. 3-6. 2 См.: Ягодин С. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон. - 2003. - №7. – С.109. 3 См.: Викторов И.С. Незваные гости? // Закон. – 2003. - № 5. – С.103. терроризма и т.д. По данным МВД РФ, в 2001 г. по расследованным уголовным делам было выявлено почти 30 тыс. человек – нелегальных иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления, против 28650 человек за 2000 год (больше на 4.5 %), причем наибольшее число преступлений было совершено иностранными гражданами с Кавказа. Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граж-дан в России и их транзитного проезда. За пять лет они выросли по сравнению с предыдущим периодом почти на 50 %. Было привлечено к ответственности более двух миллионов человек. В целом преступления, совершаемые иностранными гражданами, составля-ют небольшую долю от общего числа преступлений: согласно официальным статистическим данным - примерно 1%. Однако опасность таких преступлений заключается в том, что они имеют стойкую тенденцию к росту; кроме того, преступления и административные правонарушения, совершаемые иностран-ными гражданами и лицами без гражданства, приобретают все более радикаль- ные формы. В работе уже говорилось о том, как субъекты РФ выходят из ситуации не- хватки законодательства в сфере регулирования нелегальной миграции. Но да- же в вопросах, урегулированных законодательством, нарушений как со сторо-ны территориальных миграционных органов и органов местного самоуправле-ния (Краснодарский, Ставропольский края), так и со стороны работодателей и самих работников предостаточно. Например, количество официально исполь-зующих иностранную рабочую силу предприятий несовместимо с числом ре-ально трудящихся в стране мигрантов. Так было раньше, так оно и сейчас. Предприятия, нелегально использующие труд иностранных граждан, как пра-вило, остаются вне поля зрения контролирующих органов. Так, И.С. Викторов приводит следующие примеры: по данным территории-ального миграционного органа в Свердловской области в 2002 году разреше-ния на использование иностранной рабочей силы официально были выданы 37 юридическим лицам. Тогда как согласно информации, предоставленной нало-говой инспекцией по одному из районов г. Екатеринбурга, только на террито-риирайона деятельность, связанную с использованием иностранной рабочей силы, осуществляло 113 юридических лиц. Прокурорскими проверками в регионах России были выявлены нарушения прав нелегальных иммигрантов на медицинское обеспечение и безопасные ус-ловия труда со стороны работодателей. Многие иностранцы работали в анти-санитарных условиях, не имея никаких документов. Есть недостатки и в работе паспортно-визовых подразделений органов вну-тренних дел. Наиболее распространенные из них – нарушение сроков рассмо-трения заявлений граждан о регистрации по месту пребывания (жительства), о выдаче (продлении) видов на жительство и т.д. Неудовлетворительно ведется работа по выявлению и пресечению деятельности коммерческих структур, не-законно оказывающих паспортно-визовые услуги. Не принимаются соответствующие меры для реализации положений между- народных договоров. Контролировать и наказывать за данные нарушения призван уголовный за-кон. Например, есть ст.322 Уголовного кодекса РФ1, предусматривающая нака-зание за незаконное пересечение Государственной границы России. Макси-мальное наказание за это для мигранта – 2 года лишения свободы, для органи-зованной группы – 5 лет. Незаконное пересечение границы нередко сопрово-ждается применением оружия или иных предметов, используемы в качестве такового. Но квалифицирующего признака по данному основанию в УК нет. Совсем недавно, в конце прошлого года, Государственная Дума внесла в Уголовный кодекс давно ожидаемую поправку, направленную на сворачива-ние внешней миграции. Ей введена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, для чего УК дополнен статьей 322.1, карающей за орга-низацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без граждан-ства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проез-да через российскую территорию. За эти действия предусмотрены штраф, обя- зательные или исправительные работы либо лишение свободы на срок до двух лет. По части второй (те же деяния, совершенные организованной группой или в целях совершения преступления на территории РФ) установлено лишение свободы на срок от двух до пяти лет. И хотя данная поправка дает возможность привлекать к ответственности организаторов незаконной миграции, правозащитники не без основания предо-стерегают от нарушения прав нелегалов. Они считают, что это дополнение, за-метно расширяющее уголовную репрессию (что особо грустно на фоне проис-шедшей в декабре 2003 года гуманизации УК), являет собой классическое зло-употребление уголовным правом. Так, организация незаконного пребывания мигрантов в России включает предоставление им жилья и содействие в трудо-устройстве. Граждане, сдающие квартиры незаконно находящимся в стране иностранцам, вряд ли могут быть обвинены в организации незаконного пребы-вания. Зато по этой статье вполне могут привлекаться риэлторы, и сразу по части второй, как организованная группа, всей фирмой, а равно предпринима-тели, занимающиеся трудоустройством гастарбайтеров. Там, где уместно вести речь максимум об административном правонарушении, подключаются исклю-чительные карательные инструменты – УК, лишение свободы. Меры административного преследования мигрантов тоже были расширены. Так, в несколько раз возросли штрафы за нарушение режима Государственной границы. По статье 18.9 за нарушение должностным лицом организации уста-новленного порядка регистрации иностранных граждан, оформления докумен-тов устанавливается штраф до 100 МРОТ (вместо 50), а на юридических лиц – до 3000 МРОТ вместо установленных ранее 50 МРОТ. Поскольку последнее касается фирм, предлагающих услуги по регистрации, стоимость последней пропорционально возрастет. Вряд ли смогут оплачивать такую стоимость рис-ка работники, приезжающие добывать хлеб горбом, тогда как “террористов” повышение платы не испугает. 1 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С. 172. Аналогичные санкции (до 3000 МРОТ для юридических лиц) введены за на-рушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы (ч. 1 статьи 18.10). Столь жесткие меры способны реально затруднить трудоустрой-ство иностранцев, увеличить скрытность недобросовестных предпринимателей и еще более сократить насущно необходимые РФ трудовые резервы, хотя дру-гих способов приструнить работодателей наше государство, к сожалению, не имеет. И все-таки, на мой взгляд, ответственность организаторов незаконной ми-грации следует закрепить в УК, обязательно детально проработав. Например, следует ввести ответственность за контрабанду людей. В нашем Уголовном кодексе подобной формулировки нет. Есть лишь статья 127.1 “Торговля людь-ми”, определяющая торговлю людьми как “куплю-продажу человека либо его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получения, совершенные в целях его эксплуатации”. Данное понятие не полностью охватывает весь
спектр признаков этого преступления, поэтому требуется более “широкое”
оп-ределение. Оно было дано на обзорной конференции ОБСЕ, в сентябре 1999 г., где рассматривалась проблема контрабанды людей, и определялось как: 2. использование силы или угрозы силы, обмана, принуждения (включая
зло-употребления властью) или долговых обязательств; Женщины, попадающие в рабство, становятся жертвами насилия,
психичес-кого и физического. Их избивают, насилуют, им угрожают, насильно
удержи-вают и лишают пищи до тех пор, пока они не согласятся выполнить все
требо-вания хозяев. Незнание языка, отсутствие денег и документов, боязнь
полиции, статус нелегальной иммигрантки усиливают зависимость жертв от своих
экс-плуататоров. Некоторые молодые женщины кончают жизнь самоубийством, либо, в
качестве урока другим, их убивают сами контрабандисты. ние должно рассматриваться не просто как проблема нелегальной миграции. В настоящее время большинство законов, ужесточающих режим иммиграцион-ного контроля, оказываются направленными против жертв контрабанды, а не против преступных группировок торговцев живым товаром. Таким образом, когда государство вообще вмешивается в этот процесс, именно жертвы под-вергаются аресту и высылке, в то время как контрабандисты продолжают свою преступную деятельность, как правило, практически безнаказанно. Контрабанда людей - сложная и многоаспектная проблема, которая
требует совместных немедленных и решительных действий специалистов разного про-филя
на международном уровне.
Заключение
Итак, что же несет нам нелегальная миграция? Нелегальные мигранты, прибывающие в Россию, оказывают
разносторон-нее влияние на политическую, социальную, экономическую и культурную
жизнь страны в целом. Во-первых, это экономические последствия. Конечно,
нелегалы в нашей стране занимают определенное место в разделении труда и
способствуют развитию экономических процессов. Но они также способству-ют
поддержанию и развитию неконтролируемых секторов экономики. Неле-гальная
занятость незаконных мигрантов неизбежно сопровождается наруше-нием налогового
законодательства. Незаконная миграция часто связана с кон-трабандными
операциями и другими видами теневого бизнеса (проституцией, торговлей оружием,
распространением наркотиков и т.д.). Нелегалы в силу де-шевизны их рабочей силы
составляют реальную конкуренцию на рынках труда для местного населения и могут
влиять в сторону понижения на средний уро-вень оплаты труда в некоторых
отраслях. Следствиями всего этого являются утрата властями контроля над
реальной экономической ситуацией, а также прямой экономический ущерб от
налоговых потерь и от контрабанды из стра-ны ценных ресурсов. Так же для РФ большую проблему представляют и скопления нелегалов в стратегически важных точках страны. Они длительное время остаются в Рос- сии, не имея никакого легального статуса. Ярким примером здесь могут слу-жить афганцы, большинство из которых находится в России уже более 10 лет. Таким образом, затруднен контроль над отдельными районами и страной в це-лом из-за отсутствия информации о таких лицах. Каким же образом можно это предотвратить? В каком направлении двигать-ся дальше? По этому поводу имеется несколько мнений. Одни, особенно пред-ставители регионов, где проблема с нелегалами стоит ребром, предлагают уже-сточить миграционное законодательство, добавив полномочий субъектам РФ. Правозащитники протестуют, указывая на “жесткие”, по их мнению, нормы существующих миграционных законов и нарушения прав гастарбайтеров. За-конодатель по этому поводу молчит, хотя именно конкретные правовые нормы решили бы большинство проблем. В среде правоприменителей – миграционных органов – тоже нет единого мнения на этот счет. Но в целом, на мой взгляд, миграционное законодательст-во на сегодняшний день их устраивает, хотя им требуется еще немало актов, детально регулирующих отдельные вопросы их деятельности. Например, по словам начальника паспортно-визовой службы Архангельской области, они сейчас ждут урегулирования на федеральном уровне вопроса о миграционной инспекции, которая бы следила за законностью нахождения нелегальных ми-грантов на территории субъектов РФ и, главное, осуществляла контроль за ис-пользованием иностранной рабочей силы предприятиями. Это позволило бы, в том числе, успешнее следить за соблюдением прав нелегалов. Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабочей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно на-правлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголов-ных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабо-чую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики реги-онов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы. Например, в Кана-де применяется балльная система, с помощью которой на основе ряда личност-ных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация иммигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор становится объективным, он не зависит от расовой и этнической принад-лежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сделать его более качественным, укомплектовать специалистами фунда-ментальные отрасли экономики. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наша ми-грационная политика и миграционное законодательство нуждаются в коррек-тировке. Федеральным органам власти нужно теснее сотрудничать в этой сфе-ре с региональными властями, вникать в их проблемы. Нельзя позволять неле-галам безнаказанно вести себя в России, но в то же время нельзя и совсем ли-шить их правовой защиты. Мигранты нужны нам, без них ни России не возро-диться. И от того, как мы решим данный вопрос, будет во многом зависеть наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба. Библиография I. Законодательство и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1996. – 64 с. 2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 // Бюллетень международных договоров. – 1993. - № 1. – С. 3-6. 3. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 (не опубликована). 4. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15.11.2000 (не опубликован). 5. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно жен-щинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (не опубликован). 6. Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - № 47. – Ст.5299. 7. Соглашение о сотрудничестве стран – участников СНГ в борьбе с незакон-ной миграцией от 06.03.1998 // Информационный вестник Совета глав госу-дарств и Совета глав правительств СНГ. – 1998. – № 1. – С. 81 – 86. 8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Официальный текст по сост. на 30 октября 2004 г. – М.: ЭЛИТ, 2005. – 232 с. 9. Уголовный кодекс Российской Федерации: Официальный текст по сост. на 15 февраля 2004 г. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 188 с. 10. Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации от 31.05.2002 № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №22.- - Ст.2031. 11. Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан в Рос-сийской Федерации от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3032. 12. Федеральный закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию от 15.08.1996 №114 –ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - №34. – Ст.4029. 13. Федеральный закон о ратификации Конвенции ООН против транснацио-нальной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о преду-преждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 26.04.2004 №26-ФЗ // Собрание законодательства Россий-ской Федерации. - 2004. - №18. – Ст. 1684. 14. Федеральный закон о ратификации Протокола о внесении изменений в Со-глашение между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 янв. 1997 года от 18.11.2004 № 140-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 47. - Ст.4571. 15. Закон РФ о гражданстве Российской Федерации от 28.11.1991 №1948-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. - №6. – Ст. 243. 16. О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной ра- бочей силы: Указ Президента РФ от 16.12.1993 №2146 // Собрание актов Пре-зидента и Правительства РФ. – 1993. - №51.- Ст.4934. 17. Вопросы Федеральной миграционной службы: Указ Президента РФ от 19.07.2004 № 928 // Российская газета. – 2004. – 21 июля. - № 154. 18. О Концепции социального развития Союзного государства до 2005 года: Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства от 20.01.2003 №3 // Документы, принятые на заседании Высшего Государствен-ного Совета Союзного государства. – 2003. - №1. - С. 57 - 91. 19. Решение Вологодской городской Думы о признании утратившим силу ре- шений Совета самоуправления г. Вологды от 19.06.2003 № 642 // Вологодские новости. – 2003. - № 27. 20. Об организации деятельности органов внутренних дел и Федеральной ми-грационной службы по депортации или административному выдворению за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Приказ МВД РФ от 26.08.2004 №533 // Российская газета. - 2004. – 2 октября. - № 217. 21. Об организации работы по приему заявительских материалов и оформле-нию разрешений на работу иностранных граждан (приложение №2): Приказ Управления по делам миграции ГУВД МО от 26.03.2003 №12 (не опублико-ван). 22. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 // Советский журнал международного права. – 1991. - №3 - 4. – С. 136-172. 23. Конвенция Международной организации труда о злоупотреблениях в об-ласти миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возмож-ностей и обращения от 24.06.1975 № 143 // Международная защита прав и сво-бод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. – С. 193 - 201. 24. Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по тер-ритории его участников от 9.10.1992 // Бюллетень международных договоров. – 1993. - № 10. 25. О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях: Рекомендации Международной организации труда от 22.06.1955 №100 // Кон-венции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1124 - 1137. 26. Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24.06.1981 №5152-Х // Ведомости ВС СССР. – 1981. - №26. – Ст.836.
II. Учебники, статьи, статьи, диссертации 1. Андрианова М.А. О некоторых возможностях упорядочения регулирования нелегальной трудовой миграции в Россию / М.А. Андрианова // Юрист. – 2002. - №7. – С. 52-58. 2. Андриченко Л.В. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации / Л.В. Андриченко // Журнал российского права. – 2003. - №4. – С. 3-10. 3. Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть: В 2 т. Т. 2. / Л.П. Ануфриева. – М.: БЕК, 2000. – 927с. 4. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т.16. / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1974. – 616 с. 5. Викторов И.С. Незваные гости? / И. Викторов // Закон. – 2003. - № 5. – С. 102-106. 6. Громов В.Г. Факторы, влияющие на миграцию в России / В.Г. Громов // Со-временное право. – 2004.- №12. – С. 35-38. 7. Деловые люди. – 2002.- Ноябрь. – С. 32-37. 8. Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. – М.: Советская Энциклопедия, 1985. – 608 с. 9. Звягин Ю.Г. Становление миграционной политики России. Слушания в Го-сударственной Думе / Ю.Г. Звягин // Журнал российского права. - 2003.- №4. - С. 117-121. 10. Комментарий к Федеральному закону “О правовом положении иностран-ных граждан в Российской Федерации” от 25 июля 2002г. №115 (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: Юстицинформ, 2004. – 179 с. 11. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы Российской Фе-дерации иностранных граждан и лиц без гражданства / А.В. Куракин // Юрист. – 2000. - № 9. – С. 34-40. 12. Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресурсов / В.А. Орешкин // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. - №3. - С. 74-80. 13. Соболева С.В. Иностранные мигранты на российском рынке труда / С.В. Соболева // Эко. – 2003. - №1. – С. 60-78. 14. Содружество независимых государств в 2002 году. – М., 2003. – С.134. 15. Степанков И. Милицейский произвол в зеркале социолога / И. Степанков // Российская газета. – 2003. - 15 октября. 16. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к ино-странным гражданам и лицам без гражданства // Современное право. – 2003. - № 6. – С. 22-30. 17. Улучшение методов миграционной статистики в Центральной и Восточ-ной Европе // Издание Бюро МОТ в Москве. – М., 2000. – 217 с. 18. Экономика и жизнь. – 2002. - № 39. – С. 57-65. 19. Эксперт. – 2002. – 27 авг. – С. 27-32. 20. Ягодин С. Законодательство о миграции: плюсы и минусы / С. Ягодин // Закон. – 2003. - № 7. - С. 107-110.
III. Литература на иностранных языках
1. Travailleurs - migrants. - BIT, Genevе, 1999. - P. 115. IV. Материалы юридической практики 1. О проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы: Постановление №9-П Кон-ституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. // Вестник Конституционного Суда РФ. – 1996. - № 2. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |