реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Цели и задачи управления банковскими рисками на кредитном рынке

отрасли, в которой она работает. Обычно, банки передают в специальный отдел

лишь наиболее проблемные кредиты, т.е. те кредиты, по которым банк решил

добиваться ликвидации активов, и тем заемщикам, с которыми банк в будущем

работать не собирается. Например, один банк основывал полностью свои

решения на желании или нежелании поддерживать отношения в будущем. Если

заемщик - компания, с которой банк не собирается поддерживать отношения в

будущем, то проблемный кредит передается в специальный отдел банка с

передачей ему права «действовать без ограничений». Однако методы работы с

проблемными кредитами зависят от многих факторов. В тех странах, где

большинство предприятий, а, следовательно, и банков будут перестраиваться,

представляется более практичным сгруппировать редких специалистов в области

работы с проблемными кредитами в специальный отдел, который бы занимался

этими предприятиями. 36 В этих обстоятельствах банку проще сразу изменить

свою структуру один раз с тем. чтобы потом не пришлось затягивать процесс

работы с проблемными кредитами.

Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем,

но это нужно делать очень осторожно. С одной стороны, банки стараются

защитить свои активы и в процессе этого могут повлиять на решения

руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение.

Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать невмешательства в их

дела, либо же приветствовать конструктивный совет. С юридической точки

зрения, совет - это рекомендация, предоставляемая баком клиенту. При этом

банк не должен вмешиваться в процесс принятия решений последним.

Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый

проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие

подходы:

разработка программы изменения структуры задолженности;

получение дополнительной документации и гарантий;

удержание дополнительного обеспечения;

вложение дополнительных средств;

продажа обеспечения;

продажа прочих активов;

обращение к гарантам;

организация совместного товарищества и вложение капитала;

работа с руководством по выявлению проблем и поиску их решений;

разработка программ сокращения расходов;

продажа компании третьей стороне;

замена руководства;

назначение управляющих и консультантов для работы с компанией от имени

банка;

увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других

сторон;

реорганизация компании (вне суда);

. организация финансовой помощи со стороны другого финансового

института;

. получение правительственных гарантий с получением средства из бюджета

для обслуживания долга;

. принятие юридических мер, таких как официальное обращение к гаранту

и продажа залога, если кредит находится на последней стадии

ухудшения;

. оформление документов о банкротстве;

Выбор стратегии «спасения» проблемных кредитов зависит от

многих факторов (таблица № 5 ).

Таблица № 5 Выбор стратегии «лечения»

Перспективы развития отрасли

Положение заемщика в отрасли

Финансовое состояние

Качество обеспечения

Требования кредитам

Пути выхода

Прибыльность

Специальные риски

МОЖНО

исправить

НЕЛЬЗЯ

исправить

Сильная

Слабая

Сильная

|Проблемные области |Оценка |Позиция банка |Стратегия |

Уход

. Продажа залога

. Судебное разбирательство

Перестройка

. Увеличить обеспечение

. Отложить платеж

. Поменять руководство

Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты

требуют применения таких процедур, как классификация активов, создание

резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и

списание кредитов.

Анализ качества активов КБ Украины свидетельствует о том, что

на протяжении 1997г. возросла доля просроченной и пролонгированной

кредитной задолженности. По состоянию на 01.01. 98 г. удельный вес

кредитного портфеля в общей сумме банковских активов составил 13,2% или 4,4

млрд грн.,где доля просроченных и пролонгированных кредитов и процентов-

37,5% Большие убытки коммерческим банкам приносит кредитная

деятельность за счет привлечения слишком дорогих кредитных ресурсов,

невозможности их рентабельного размещения. Последнее время большое

количество банков проводят активные вложения и в частности

кредитование без учета своих ресурсных вложений. Сроковая

задолженность возрастает быстрее, нежели остатки средств на счетах

клиентов. Так, например, за февраль-март 1997г. остатки средств на счетах

клиентов и ресурсы , купленные на кредитном аукционе НБУ увеличились на

80 млн. грн., а кредиты- на 149 млн. грн. ( семь банков "Украина").

Поддерживать текущую ликвидность банки вынуждены за счет ресурсов

межбанковского рынка. А возникающие трудности с возвратом этих

ресурсов вносят нестабильность в деятельность банков, подрывают их имидж.

Такая сложная ситуация сложилась не только вследствие нестабильного

положения в экономике, немаловажным является и тот факт, что

современный опыт управления кредитным портфелем в целом еще не сложился,

по причине небольшого срока развития в Украине системы коммерческих банков.

Проблем еще очень много.

Анализ процесса принятия решений о выдаче ссуд, проведенный в

кредитных отделах коммерческих банков Одессы, показал, что в своих

суждениях о кредитоспособности клиента банковские работники полагаются

на субьективные оценки и свою интуицию. И такой подход свойственен еще

очень многим банкам. Еще не исключены случаи, когда управление кредитным

риском сводится только к выдаче банком ссуды, получением процентов и

ожиданию погашения основной суммы долга.

Как отметил Глава НБУ Виктор Ющенко, одной из серьезных

проблем банковской системы является неквалифицированное управление

руководителей отдельных КБ структурой активов и пассивов. Выводы о

22 банках, которым НБУ помогал нормализовать деятельность, дали

возможность утверждать, что 80 % случаев снижения ликвидности вызваны

низким качеством активов, непрофессиональной оценкой платежеспособности

заемщика. Большую опасность , составляет предоставление клиентами

неточных ведомостей о себе. Так , некоторые клиенты банков,

пытающиеся получить кредиты , фальсифицируют данные о своих

балансах, других финансовых показателях, а зачастую предоставляют и

поддельные контракты, регистрационные документы, адреса не

соответствующие действительности . Одновременно отсутствует система

взаимного информирования банков о подобных фактах. Такая ситуация

усугубляется еще и тем, что нарушители практически ничем не

рискуют , поскольку банки боятся обмениваться информацией,

передавать её правоохранительным органам из-за того, что это может

повлечь резкий отток клиентуры . А этим и пользуются разного рода

"шулеры" получая кредиты одновременно в нескольких банках и погашая

задолженность "по кругу".

Еще один вопрос- качественный подход к рассмотрению предлагаемого

обеспечения. Наличие обеспечения ссуды- ещё не гарантия её погашения , но

риск банка понести существенные убытки в значительной мере уменьшается

.

Сегодня украинским коммерческим банком приходится работать в чрезвычайных

обстоятельствах . Они оказались в центре многих противоречивых кризисных

и труднопрогнозированных процессов, происходящих в экономике, политике,

социальной сфере.

4 Организационная структура кредитной функции

Не существует универсальной для всех банков модели организации

кредитной функции. Обычно банки создают крупные организационные единицы.

Кроме того, банки выделяют персонал для наблюдения за всеми аспектами

кредитного процесса, начиная от обработки заявки клиента о получении

кредита и заканчивая его погашением. В их обязанности входят:

выработка кредитной политики и методов работы;

организация системы одобрение кредитов;

создание функции управления кредитным портфелем;

выработка требований к кредитной документации;

подготовка персонала для работы в области кредитования;

проведение кредитных обзоров с целью выявления проблемных кредитов и

слежения за процессом их спасения.

Эти отделы часто называют отделами кредитной политики и

наблюдения. Они не предоставляют кредиты.

Отделы и кредитования являются создателями основных активов банка -

его кредитов. Функциональное деление этих отделов обычно таково:

кредитование корпораций, розничное и потребительское кредитование, малого

бизнеса и кредитование на международном уровне. Каждый из этих основных

отделов может быть сегментирован еще дальше. Например, отдел кредитования

корпораций можно разделить по регионам (местный и национальный), по размеру

(средние и крупные корпорации) и по сфере деятельности (страхования, банки-

корреспонденты и энергетика). В развивающихся странах кредитование обычно

осуществляется через сеть филиалов, хотя в некоторых случаях, например

когда в столице сосредоточено значительное число заемщиков, отделы

кредитования создаются при головной конторе.

Управление отделом кредитования осуществляется руководителем

отдела. Чаще всего, старшие сотрудники, ответственные за ведение дел

отвечают за определенную группу сотрудников по кредитованию или за

определенные сегменты рынка. Кредитующие сотрудники непосредственно

посещают клиентов. Как уже было сказано выше, сотрудники кредитного отдела

ложны быть продавцами и высокопрофессиональными финансистами. Деловое

посещение - это искусство и сотрудники кредитного отдела лучше понять сферу

деятельности клиента и рынок, на котором он работает. Кроме того,

сотрудники должны определить финансовые потребности клиента и выработать

пакет соответствующих кредитных инструментов. Во многих банках руководители

отделов следят за подготовкой планов посещения клиента и за их успехом

через полученные от сотрудников отчеты. Как правило, для одночасового

посещения требуется 3 часа подготовки к нему.

Старшие сотрудники кредитного отдела, которые есть как на уровне

отдела, так и на уровне старшего руководства является специалистами по

кредитованию, которые оказывают поддержку другим сотрудникам кредитного

отдела и его руководства. Как консультант, старшие сотрудники кредитного

отдела дают советы по вопросам структуры кредитного инструмента и выбору

оптимального продукта. Старшие сотрудники кредитного отдела также могут

разъяснить другим сотрудникам кредитного отдела существующую в банке

кредитную политику. Обычно старшие сотрудники кредитного отдела являются

председателями кредитных комитетов. Они обычно являются вторыми после

руководителей одела (или даже равны им) сотрудниками, имеющими право

одобрять предоставление кредитов. Старшие сотрудники кредитного отдела

руководят процессом планирования кредитного портфеля по средствам

предоставления рекомендаций об уровнях и областях концентрации кредитов.

Окончательно решают эти вопросы руководство отдела, но при этом оно в

значительной мере полагается на суждения старших сотрудников кредитного

отдела.

Одно из самых важных обязанностей старших сотрудников кредитного

отдела является наблюдение за качеством кредитного портфеля. Старшие

сотрудники кредитного отдела наблюдают за проведением периодических

проверок клиентов и их кредитных линий с тем, чтобы удостовериться в

своевременности проведения этих проверок и кредитоспособности клиентов.

Если тот или иной кредит представляется проблемным, то старшие сотрудники

кредитного отдела - это первый уровень, на котором рассматривается этот

кредит.

Функцию поддержки в оказании помощи сотрудникам кредитного

отдела в подготовке кредитной документации осуществляет юридический

отдел.Большая часть этой работы автоматизирована - банки разрабатывают и

заносят в компьютер стандартные формы этой документации. Эти стандартные

формы при необходимости могут быть модифицированы. Обычно сотрудники

кредитного отдела хорошо знают эти формы; если же у них возникают какие-

либо вопросы или сомнения, они могут обратиться в отдел кредитной

документации. Сотрудники кредитного отдела не должны вносить каких бы то ни

было изменений в стандартные формы без согласия на то отдела кредитной

документации: казалось бы, без обидные статьи, которые клиент хочет внести

в документацию или исключить из нее, могут существенно ослабить способность

банка добиться выполнение заемщиков условий этого контракта.

Функция контроля кредитной документации заключается в проведении

проверок адекватности и полноты всех документов, подтверждении права

подписи подписавшего документа лица, обеспечении соответствия содержания

документов решением правления банка, и т.д. Прежде, чем кредит будет выдан

или внесен в книги учета, может быть потребовано одобрение отдела кредитной

документации. Если документация неудовлетворительна, то сотрудник

кредитного отдела, отвечающий за данный кредит, прежде, чем кредит будет

выдан, должен будет получить специальное разрешение от старшего сотрудника

кредитного отдела. Руководители кредитных отделов должны получать

ежемесячно списки нестандартной документации с указанием сроков ее

пребывания в этих списках - т.е. 30, 60, 90 и более 90 дней. Руководители

кредитных отделов должны проверять эти списки и докладывать ежемесячно о

принятых решениях группам по кредитной политики и кредитным обзорам.

При помощи кредитных обзоров сотрудники кредитного отдела

оценивают качество кредитного портфеля, чтобы выявить как можно быстрее

проблемные кредиты и подтвердить правильность существующей классификации

кредитов. Кроме того, в кредитных обзорах оценивается качество кредитного

процесса в кредитном отделе и его соответствии политики банка.

Хороший отдел кредитования будет систематически проводить

анализ кредитного портфеля. Для эффективного проведения этого анализа,

отдел кредитования устанавливает минимальные размеры подлежащих

рассмотрению кредитов и вырабатывают стандартную методологию. Эффективная

система управления кредитными рисками сочетает в себе независимый обзор

кредитов с выявлением сотрудниками проблемных кредитов. Обычно сотрудник

кредитного отдела вследствие частых контактов с заемщиками должен уметь

выявить потенциально проблемные кредиты как можно раньше.

111. Принципы определения хорошего кредита.

3.1 Методология форм обеспечения банковского кредита.

Так как выдача коммерческим банком кредита является

высокорискованной операцией , то банк-кредитор должен иметь дополнительные

гарантии для обеспечения выданной ссуды.

Основные виды обеспечения - это гарантии правительства Украины,

Гарантии других банков, которые зарегистрированы как юридические лица,

депозиты заемщика, размещенные у банка-кредитора , залог имущества и

имущественных прав заемщика .Предметом залога могут выступить любая

вещь или другое имущество, принадлежащее заемщику, на которые в

соответствии с законодательством допускается обращение взыскания. В то

же время, это имущество для отнесения к объекту залога должно отвечать

двум критериям: приемлемости и достаточности. Указанные критерии

находят неодинаковое выражение по отношению к различным видам

имущества. Приемлемость товарно-материальных ценностей для залога

определяется качеством ценностей и возможностью кредитора

осуществлять контроль за их сохранностью. Критериями качества товарно-

материальных ценностей являются: быстрота реализации, относительная

стабильность цен, возможность страхования, долговременность

хранения. Поэтому скоропортящиеся продукты, как правило, не

используются для залога. Важно не только определить критерий качества,

выбрать в соответствии с ним ценности, но и обеспечить их сохранность.

Только в этом случае залог ценностей может быть гарантией возврата

кредита.

Различные виды залога материальных ценностей имеют

неодинаковую степень гарантии возврата кредита. В общей сумме кредитной

задолженности ( по состоянию на 01.01.97 г) большую долю занимают кредиты,

выданные под залог имущества -44,2%, кредиты под страхование, гарантию,

поручительство-12,4%, под гарантию правительства-2,7%, гарантированные

другими банками-5,2%.

Поскольку в рыночной экономике конъюнктура с реализацией

товаров оперативно изменяется, величина заложенных ценностей всегда

выше суммы выдаваемого кредита. Это положение определяет понятие

достаточности объекта залога. При кредитовании товарно-материальных

ценностей максимальная сумма кредита не превышает обычно 85% стоимости

предметов залога. Такая разница создает банку дополнительную гарантию

возврата кредита на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

Стоимость имущества и имущественных прав заемщика определяется

реальной рыночной стоимостью с учетом практических трудностей при их

реализации в случае невыполнения условий, предусмотренных кредитным

договором. При формировании резерва для расчета его суммы стоимость

заложенного имущества берется в размере не более 50% балансовой стоимости

имущества.

Одним из способов обеспечения возврата кредита служит оценка

качества залога.

Для оценки качества залога учитывают следующие моменты:

n соотношение стоимости заложенного имущества и суммы кредита;

n ликвидность имущества;

n способность банка осуществлять контроль за заложенным имуществом.

В соответствии с соответствием характеристик залога данным

критериям можно выделяют пять классов залога по степени надежности

(таб.№ 6 ).

| | | ТАБ.№6 | | |

| | |ОЦЕНКА | | |

| | |ЗАЛОГА. | | |

| | | | | |

| | | | | |

| | Покрытие| | | |

| | | Стоимость| Контроль| Примеры |

|Рейтинг |обеспечения.| | | |

| | | | | |

|обеспечения|Стоимость | | | |

| | | | | |

| |обеспечения.| | | |

| | | | | |

| | | Полностью|*Под |* |

| | | |банковским |Контргаранти|

| | | | |и |

| | | обеспечена | контролем |приемлемых |

| | |и | | |

| А| 1OO%|легко может |*Документаци|банков |

| | |быть |я | |

| | | | в порядке |*Денежный |

| | |реализована | |залог |

| | | | |в банке |

| | | | | |

| | | | | |

| | |Стоимость |*Под |*Акции |

| | |может |банковским |заложен- |

| | |колебаться и| контролем |ные и |

| | | | |хранимые |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.