реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Договорные отношения в банковском деле

Договорные отношения в банковском деле

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовская Государственная экономическая академия

Кафедра денежного обращения и кредита

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Договорные отношения в банковской деятельности»

Студента 5 курса, 3 группы,

финансово-кредитного факультета

А.С. Елисеева

Руководитель:

доцент, к.э.н.

Л.В. Ильина

Работа допущена к защите:

зав. кафедрой, доцентом, к.э.н.

С.М. Богомоловым

Саратов

1998

Содержание.

Введение. 3

Глава 1. История и сущность договорных отношений в банковском деле 6

1.1. Сущность банковской деятельности. 6

1.2. Возникновение договорных отношений в банковской системе РФ. 11

1.3. Правовые основы договорных отношений. 14

1.4. Экономическая сущность операций связанных с образование средств и

кредитования 17

Глава 2. Основные положения кредитного договора. 27

2.1. Экономическая сущность кредитной сделки. 27

2.1. Дата и место заключения сделки. 29

2.3. Сумма и сроки кредитной сделки 33

2.4. Порядок и условия оплаты займа. 43

Глава 3. Договорные отношения, являющиеся следствием кредитных

отношений. 59

3.1. Залог как договорное отношение. 60

3.2. Гарантия и поручительство как договорное отношение. 67

Заключение. 76

Список использованных источников. 79

Введение.

Рыночная экономика — это экономика договорных отношений между

равноправными и равноответственными партнерами. На кредитном рынке в

договорные отношения вступают банки и хозорганы как кредиторы и заемщики.

Отношения между кредитором и заемщиком, их связь друг с другом являются

отношениями двух субъектов воспроизводства, которые выступают, во-первых,

как юридические самостоятельные лица, во-вторых, как обеспечивающие

имущественную ответственность друг перед другом, в-третьих, как субъекты,

проявляющие взаимный экономический интерес друг к другу.

Именно договорные отношения позволяют банку гибко регулировать свое

положение на кредитном рынке. В современной экономике банки вправе сами

выбирать контрагентов, манипулировать такими важными показателями, как

ставки по депозитам и проценты по кредитам, могут самостоятельно решать

вопросы связанные со сроком и суммой кредитования. Таким образом, банки

могут управлять своей ликвидностью, прибыльностью и другими финансовыми

показателями, которые в конечном итоге показывают, насколько надежен и

стабилен банк.

Правильное определение элементов договорных отношений имеет особенное

значение при усилении банковской конкуренции. Именно те банки, которые

правильно смогут выбрать параметры, определяемые в договорах останутся

конкурентоспособными. Анализ данных показывает, что идет уменьшение

количества числа коммерческих банков, так в 1996 г. - 2295, в 1997 г. -

2029, в 1998 г. - 1697 (данные на 1 января соответствующих периодов[1]).

Одновременно уменьшается количество филиалов в 1996 г. - 5581, 1997 г. -

5123, 1998 г. - 4425. Особенно заметно уменьшение числа филиалов в странах

СНГ в 1996 г. - 40, в 1997 г. - 14, в 1998 г. - 4. Это позволяет сделать

вывод, что рост числа банков и усиление банковской конкуренции, которое

было свойственно первому этапу развития банковской системы в России,

привело к тому, что на рынки остались самые крупные, самые надежные банки.

Таким образом, можно сказать, что тема договорных отношений в банковской

деятельности была и остается довольно актуальной.

Анализ литературных источников показывает низкую проработанность данного

вопроса.

Хотя сейчас вступили в действие соответствующие законы, такие как «Закон

о банках и банковской деятельности», «Закон о Центральном банке», «О

залоге», вторая часть Гражданского кодекса, которые призваны регулировать

банковскую деятельность, существует множество вопросов, которые оставлены

на усмотрение банков.

Большинство статей в журналах и газетах рассматривают какой-либо один

вид договорных отношений - гарантию, договор в банковского вклада.

В учебной литературе по банковскому делу, данный вопрос практически не

раскрыт. Изложение материала носит непоследовательный, несистематический

характер, что не позволяет составить цельное представление о теме.

В учебной литературе по банковскому праву вопрос договорных отношений

раскрыт достаточно полно, информация изложенная в них представляет большой

интерес и с экономической точки зрения.

Также существует ряд учебных пособий в которых вопросу договорных

отношений уделяется большое внимание. На ряду с отношениями займа,

рассматриваются отношения залога, гарантии и страхования банковских рисков.

В первой главе данной работы рассматривается история возникновения

договорных отношений в банковской системе РФ, договорные отношения с

правовой точки зрения, экономическая сущность банковской деятельности.

Также большое внимание уделено экономической природе пассивных операций,

доказывается, что активные и пассивные операции банков построены на

конструкции займа..

Во второй главе рассматриваются основные элементы договорных, кредитных

отношений: сумма и цена сделки, сроки и порядок расчетов, стороны и место

заключения.

Третья глава представляет собой анализ отношений, которые не могут

существовать сами по себе, а являются следствием кредитных отношений -

залог, поручительство и гарантия, которые в отличии страхования кредитных

рисков получили распространение в России.

Цель работы выяснить экономическую сущность и всесторонне изложить все

вопросы, связанные с договорными отношениями в банковской деятельности.

Глава 1. История и сущность договорных отношений в банковском деле

1.1. Сущность банковской деятельности.

Коммерческие банки вправе совершать три группы, сделок:

операции, которые составляют непосредственный предмет деятельности;

сделки, которые имеют вспомогательное значение и служат для обеспечения

организационных и материальных предпосылок работы банка (закупка бумаги,

аренда помещения и т. п.);

другие сделки, не запрещенные законом, но не включаемые во вторую группу

(например, учреждение других предприятий и организаций).

Первая группа сделок представляет собой совокупность операций, которые

осуществляют или вправе осуществлять банки. Среди этих операций можно

выделить банковские и небанковские операции. Такое деление связано с

определением банковской и небанковской кредитной организации, которое дано

в ст.1 Закона о банках и банковской деятельности:

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право

осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во

вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных

средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,

срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических

лиц.

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая

право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим

Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для

небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.[2]

Принципиальная разница между банковскими и небанковскими операциями

заключается в том, что для осуществления банковских операций требуется

лицензия, которая выдается Банком России (ст. 13 Закона о банковской

деятельности).

Осуществление банковских операций производится только на основании

лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим

Федеральным законом.

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных

лицензий на осуществление банковских операций.[3]

Для осуществления второй и третьей групп сделок, совершаемых

коммерческими банками, лицензии не требуется.

В соответствии со ст. 5 Закона о банковской деятельности банки могут

совершать следующие банковские операции :

привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том

числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и

кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдача банковских гарантий.[4]

Также банки могут осуществлять ряд небанковских операций:

выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение

обязательств в денежной форме;

приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в

денежной форме;

доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору

с физическими и юридическими лицами;

осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных

помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

лизинговые операции;

оказание консультационных и информационных услуг.

иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.[5]

Любая банковская операция представляет собой одну или несколько

гражданско-правовых сделок. Как правило, в понятие банковской операции

включаются не только юридически значимые, но и целый ряд фактических

действий, связанных с бухгалтерским оформлением таких сделок.

К числу характерных свойств, присущих всем банковским операциям, можно

отнести:

длящийся характер деловых связей (отношения клиента и банка не

заканчиваются с оформлением договора);

фактическое неравенство банковского предприятия и его клиента;

доверительный характер банковских операций (он проявляется, например, в

праве банкира отказать клиенту в кредитовании, если у банка имеются

сомнения относительно его платежеспособности);

стандартные формы банковских операций, что в немалой степени объясняется их

массовым и однотипным характером;

В экономической литературе принято классифицировать банковские операции

в соответствии с функциями банка, так М.М. Агарков полагает, что банку

присущи три основные функции:

1) образование средств;

2) предоставление кредита

3) содействие платежному обороту[6].

В тоже время современные авторы выделяют другие функции, так О.М.

Маркова, М.С. Сахарова, В.Н. Сидоров, считают, что банки выполняют

следующие функции:

мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в

капитал;

кредитование предприятий, государства, населения;

выпуск кредитных денег;

осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

эмиссионно-учредительская деятельность;

консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.[7]

В.И Колесников и Л.П. Кроливецкая выделяют:

посредничество в кредите;

стимулирование накоплений в хозяйстве;

посредничество в платежах;

посредничество в операциях с ценными бумагами.[8]

Надо отметить, что данными авторами рассматривается весь спектр

банковских услуг, все операции, которые могут осуществлять банки. Если же

выделить только банковские операции, то есть операции на проведение которых

требуется лицензия, то их можно сгруппировать по схеме предложенной М.М

Агарковым.

К операциям, связанным с образованием средств, относятся все виды

операций по приему вкладов, а также выпуск облигаций. Банк образует

средства, с которыми он работает, также посредством получения кредита в

других банках. Практически любой банк распоряжается (путем предоставления

кредита), главным образом, чужими средствами. В составе кредитных ресурсов

коммерческого банка собственный капитал занимает, как правило, не больше

10%. Таким образом банк выступает заемщиком денежных средств.

К операциям, связанным с предоставлением кредита, относятся весьма

разнообразные сделки, объединяемые в одну группу потому, что банк, совершая

их, обеспечивает клиенту возможность получения необходимых ему средств. Это

достигается разными способами: либо банк предоставляет клиенту средства по

кредитному договору, либо покупает у него долговое требование к третьим

лицам (учетная или дисконтная операция), либо принимает на себя

ответственность за клиента перед третьим лицом (гарантийный, акцептный

кредит).

Операции третьей группы образуют выполняемые банком различные платежи:

оплату чеков, совершение переводов, получение платежей по векселям и,

другим документам, кассовое обслуживание и др.

В данной работе рассматриваются первые две группы операций, которые

схожи по своей экономической сущности. Далее будет показано, что операции

этих групп представляют собой конструкцию займа, в которой банк

одновременно выступает кредитором и заемщиком.

1.2. Возникновение договорных отношений в банковской системе РФ.

До 1987 г. банковская система включала три банка-монополиста: Госбанк

СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР. Существовала также система

гострудсберкасс. Главенствующее положение в банковской системе занимал

Госбанк СССР.

Госбанк СССР, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся

центром краткосрочного кредитования, осуществления массового и расчетного

обслуживания хозяйства. Совмещение эмиссионных функций и функций по

расчетно-кредитному обслуживанию клиентуры, монопольное закрепление их за

одним банком превращали Госбанк СССР в орган государственного управления и

контроля.

В условиях административно-командной системы управления экономикой

кредитные отношения носили формальный характер. Госбанк СССР обладал

практически неограниченной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах

автоматически аккумулировались все свободные денежные средства, образуя

общегосударственный ссудный фонд. Распределялись средства этого фонда

централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Роль

кредитных учреждений на местах сводилась по сути к распределению кредитов

между конкретными заемщиками в соответствии с инструкциями и на цели,

предусмотренные планом. Банковские учреждения несли ответственность главным

образом перед вышестоящими организациями, а не клиентами.

Применение кредитных договоров в народном хозяйстве было предусмотрено

еще в первом нормативном документе Госбанка СССР при его создании в 1921 г.

в Условиях кредитования банком государственной промышленности. Однако

начиная с 30-х годов с переходом к централизованной системе управления

народным хозяйством, a соответственно и кредитом, отношения между

кредитором и заемщиком не оформлялись специальным договором. В этом не было

необходимости, так как предоставление кредита хозяйству в условиях

распределительных отношений было строго регламентировано, детализировано и

расписано в нормативных и инструктивных банковских документах,

разработанных в центре. К тому же «сверху» через министерства, ведомства и

Правление Госбанка СССР спускались лимиты кредитования каждому конкретному

заемщику под конкретное обеспечение исходя из централизованного кредитного

плана. Таким образом, Госбанк СССР и его учреждения на местах выступали как

распорядители общегосударственного ссудного фонда, как органы

государственного управления и контроля в кредитной сфере.

Лишь с 1988 г. банковская система (после более чем пятидесятилетнего

перерыва) вернулась к практике заключения кредитных договоров с

хозяйственниками. Это было обусловлено переходом как всех отраслей

хозяйства, так и самой банковской системы на самофинансирование. Кредитные

договоры 80-х годов явились формой становления и развития партнерских

отношений между банками и хозяйством, средством воздействия на более

эффективное использование заемных средств, укрепление кредитной и повышение

общей платежной дисциплины в хозяйстве страны. В то же время вплоть до 1991

г. они не являлись в полном смысле слова юридическими, правовыми

документами как по своей форме, так и по содержанию. Во-первых, кредитные

договоры 80-х годов изобиловали излишней информацией об условиях

предоставления кредитов, которую можно было почерпнуть из Правил

кредитования и других циркуляров по кредитованию; во-вторых, они включали в

основном экономические обязательства одной стороны, в то время как

хозяйственный договор есть сделка не только равноответственных, но и

равноправных субъектов; в-третьих, в них не содержалось раздела,

предусматривавшего возможность разрешения возникших споров, разногласий. На

практике материальная ответственность за нарушение условий договора

признавалась, как правило, только со стороны клиента-заемщика. Банки

уходили от этой ответственности в эти годы в силу неразработанности

банковского законодательства и других нормативных хозяйственных актов.

Ориентация страны на рыночные условия хозяйствования, принятие в 1990 г.

законов о предприятиях и предпринимательской деятельности, собственности,

банках и банковской деятельности позволила с 1991 г. перейти к развитию

кредитных отношений с хозяйством на основе полноценных, юридически

правомочных кредитных договоров.

В результате реформ в России сформировалась двухуровневая банковская

система: 1 уровень — Центральный банк России, 2 уровень — коммерческие

банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные

банковские операции.

Коммерческой целью деятельности банков, обслуживающих хозяйство,

является получение прибыли, что заставляет проявлять гибкость во

взаимоотношениях с клиентами и предприимчивость в проведении пассивных,

активных и комиссионно-посреднических операций .

Коммерческие банки функционируют на основе развития деловой конкуренции

за привлечение клиентов, кредитных ресурсов и сферы их выгодного приложения

что способствует расширению банковских услуг и улучшению их качества.

Росту ресурсов у крупных банков способствует расширение

корреспондентских отношении, т.е. договорных отношений между банками с

целью взаимного выполнения операций. На корреспондентских счетах,

накапливаются крупные суммы.

Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в

определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок,

развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании

полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих

работников, укреплении материально-технической базы и решении других

вопросов.

1.3. Правовые основы договорных отношений.

Правовой основой договорных отношений выступает Гражданский Кодекс РФ.

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении,

изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Стороны могут заключать различные договоры, как предусмотренный, так и

не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Законом предусмотрено несколько видов договоров:

Смешанный договор - договор в котором содержатся элементы различных

договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Отношения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.