реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Действие инфляции на деятельность банков

Влияние инфляции на международные валютные отношения проявляется в том, что она не только подрывает экономический рост внутри страны, но и повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции темпы роста цен на мировом рынке сравниваются изменениями внутренних цен, и даже превосходят их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть, которая за последние 5 лет повысилась более чем в 2 раза. Неравномерность падения покупательной способности валют вызывает неэквивалентность обмена валютных курсов, усиливает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют. Так, по существующим подсчетам валютного паритета, количество товара, которое можно купить на доллар в 2005г. оценивалось в 9 руб. 27коп. Или 15руб 14 коп., в то время как рыночный курс превышал планку в 28руб за 1 доллар. Такие различия затрудняют стабилизацию валютных курсов, делают необходимым их девальвацию или ревальвацию. Однако проводимые изменения не только не устраняют причин неустойчивости валютных курсов, но , напротив, еще больше углубляют их, порождая множество новых противоречий.

Социальные последствия инфляции. Они раскрываются через воздействие инфляции на доходы. У различных слоев населения и форм хозяйствования формирование доходов происходит по-разному, в разное время и с различной скоростью, что и приводит к перераспределению богатства. Чем неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. Перераспределение богатства происходит между разными сферами производства, отраслями хозяйства, регионами страны, между населением и государством, между слоями и классами общества.

В основе перераспределения благ в условиях инфляции выступает разница, возникающая между номиналом денежной единицы и ее реальной покупательной способностью. В условиях инфляции рост цен, как правило, сопровождается повышением, абсолютных размеров номинального дохода, однако получаемые средства в действительности обесцениваются и реально уменьшается количество товаров и услуг, которые на них можно приобрести. В результате уровень и продолжительность жизни основной массы населения понижается. Так, а России в августе 1998 г. темп инфляции составил 70%, а годом позже реальная средняя заработная плата упала на 15%, пенсии – на 12%, рождаемость, наоборот, повысилась почти на 10%. При этом наметившаяся тенденция к сокращению детской смертности перестала действовать. Результатом было повышение на треть естественной убыли населения. С 1990 по 2003 г. реальные доходы населения нашей страны снизились на 13,4%.

Наиболее ощутимо во время инфляции снижается уровень жизни получателей фиксированных доходов работников бюджетной сферы, кредиторов, владельцев сбережений. Пенсионеры, иждивенцы, государственные служащие, врачи, учителя, студенты и т.д. получают фиксированные доходы из государственного бюджета, и изменения в них зависят не только от состоятельности государства, но и скорости проведения необходимых бюрократических процедур.

В государственном секторе каждое изменение доходов требует длительного процесса, так как нуждается в обосновании, разрешении всех вышестоящих организаций, поэтому доходы пересматриваются реже, чем в частном секторе, что приводит к их отставанию от роста цен. Например, в США изменение цен на товары потребительского назначения происходит со средней частотой 1 раз в 4,3 месяца. Большинство современных стран в условиях инфляции периодически повышают фиксированные доходы ( проводят инкассацию доходов с учетом темпа инфляции), однако такая компенсация малоэффективна, не может учесть реального отставания доходов населения от беспрерывно растущих цен и оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу, способствуя перераспределению национального богатства в пользу других слоев общества. Кроме того, индексация весьма ограничена, она может лишь частично компенсировать потери, так как 100% - процентная индексация может породить инфляционную спираль «заработная плата – цены».

Кредиторы и владельцы сбережений тоже теряют на вложениях средств, обесценившихся по сравнению с прошлым периодом.

В сфере бизнеса оплата более мобильна, изменяется быстрее, однако с раскручиванием инфляции темпы повышения заработной платы в этой сфере также начинают отставать от роста цен. Пытаясь сохранить прежний уровень жизни, работники перемещаются из сфер реального производства в более доходные сектора экономики, с более быстрым процессом оборота капитала (услуги, торговля), а происходящее сокращение сферы производства сопровождается новым витком цен.

Однако есть слои населения, которым удается избежать негативных последствий инфляции. Их доходы растут быстрее, чем уровень цен за счет диверсификации поступающих средств: вложения в финансовые активы, недвижимость и др. так, в результате девальвации отечественной валюты в 3,5 раза в августе 1998 г. выиграли те, кто имел в запасе доллары, закупив их по курсу 6 руб., и те, кто сумел вовремя продать облигации ГКО, приносившие до того времени огромные доходы.

Неодинаковый рост цен приводит к социальному расслоению, усугубляется имущественное неравенство что негативно влияет на сбережение и текущее потребление. Дифференциация доходов граждан России в условиях галопирующей и гиперинфляции постоянно увеличивается: разрыв 10% самых богатых и бедных слоев населения в 1999 г. составлял 13,9 раза, в 2004г. – 14,9 раза.

Практически одновременно с наемными работниками от инфляции теряют мелкие и средние товаропроизводители, поскольку цены на их товар вырастают медленнее по сравнению с ценами на другие товары и несбалансированный рост цен сопровождается стабильными «ножницами цен» в пользу средств производства. Объясняется это тем, что малый и средний бизнес уступает крупным фирмам в качестве оборудования, в применяемых технологиях, известности, организации труда и т.п. продукция, производимая по старым технологиям, менее конкурентоспособна, так как менее качественна и имеет более высокие затраты. Для того чтобы снизить потери от инфляции, малые фирмы вынуждены наращивать запасы сырья и материалов «впрок», а растущие цены постепенно «съедают» их оборотные средства и сбережения, происходит ускоренное перетекание денежной формы в товарную или материализация капитала мелких собственников. В результате доход перераспределяется в пользу более крупных товаропроизводителей.

Выигрывают от инфляции солидные промышленные фирмы, землевладельцы, владельцы предприятий военной промышленности, производители экспортных отраслей. Процесс обесценения денег способствует повышению нормы прибыли, а займы они погашают обесцененными бумажными деньгами. Землевладельцы, кроме того, в условиях отсутствия сильных профсоюзов в сельско – хозяйственных предприятиях могут увеличивать свои прибыли за счет снижения реальной заработной платы сельскохозяйственных рабочих. В особом положении находятся и владельцы предприятий военной промышленности, поскольку государство покупает их продукцию по очень высоким ценам. Производители экспортных отраслей выигрывают от инфляции за счет высокой прибыли от валютного демпинга на внешних рынках. Особенно доходными в условиях инфляции становятся монополисты высокой сферы оборота капитала. Однако процветание всех в условиях инфляции во многом зависит от оборачиваемости капитала и политики государства.

1.4 МЕТОДЫ СТАБИЛИЗАЦИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА

Для того чтобы инфляция не порождала в экономике комплекс негативных последствий, государство, отвлекая от инвестиций значительные средства, тратя время, энергию и ресурсы, вынуждено принимать определенные меры. Государственная политика может либо приспособиться к инфляции (например, провести индексацию доходов), либо предпринять меры, противодействующие ее развитию (например, сократить денежную массу). Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценения денег государство разрабатывает антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика – это комплекс государственных мер по ограничению инфляции путем регулирования денежно – кредитной и других сфер экономики. Она способствует соблюдению равновесия государственного бюджета, взвешенности распределения доходов, целесообразности политики ЦБ и формированию инфляционных ожиданий у граждан страны.

Целью антиинфляционной политики является ослабление негативных социально – экономические следствий инфляции.

Антиинфляционная политика может быть рассчитана на долгосрочную перспективу (стратегическая) или на получение быстрых результатов (тактическая).

Антиинфляционная стратегия ориентируется на устранение причин, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и ослабление инфляции. Такая политика проводится путем разработки долговременной программы регулирования прироста денежной массы, снижения бюджетного дефицита, защиты национальной экономики от внешних инфляционных действий и т.д.

Антиинфляционная политика готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин, а на использование краткосрочных, но действенных способов влияния на рост цен и увеличение денежной массы.

Ответственность за антиинфляционную политику возлагается в основном на денежные власти, хотя, по существу, значительную часть ее должно нести правительство. В части стабилизации денежного оборота центральные банки проводят денежно – кредитную политику, финансовые институты задействуют бюджетную, налоговую политику, для устранения последствий гиперинфляции могут использоваться денежные реформ. Однако этот арсенал может решить только часть общей задачи. Регулирование инфляции, вызванной ростом издержек, предполагает контроль государства над ценами и заработной платой, воздействие на те сферы экономики, которые больше всего привносят в увеличение роста цен, а это уже сфера деятельности неденежный структур власти. Хотя конечной целью и этой части регулирования, через сокращение денежной массы относительно роста цен, также является стабилизация денежного оборота.

В современной практике стран мира накоплен богатый опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов. Возможные варианты условной классификации основных методов антиинфляционной политики по отдельным признакам .

Рисунок 2. Методы борьбы с инфляцией (см приложение)

Выделение критериев антиинфляционных мер позволяет рассматривать эти методы с различных позиций в зависимости от цели исследования.

С точки зрения продолжительности и радикальности антиинфляционных мер существующие методы сложно классифицировать как методы либо постепенного противодействия инфляции либо использования денежной реформы, в том числе в виде шоковой терапии как более радикального способа решения проблем.

Ориентация на постепенное снижение темпов инфляции предполагает небольшое, плавное снижение массы с использованием монетарных методов регулирования. При этом в качестве мер могут быть задействованы такие важнейшие денежно – кредитные инструменты, как обязательные резервы, учетная ставка процента, система рефинансирования, продажа или покупка ценных бумаг на открытом рынке, деятельность ЦБ на рынке валюты и т.д. По подсчетам специалистов, только снижение процентной ставки с 5 до 1% теоретически должно привести к увеличению монетизации с 12,9 до 15% ВВП. Десятипроцентное падение инфляции (с 15 до 5%) при сохранении неизменных реальных равновесных ставок эквивалентно увеличению спроса на деньги на 1-2,5% ВВП.

Постепенное сокращение темпов инфляции опирается также на регулирующее воздействие государства через сферу ценообразования, поддержки предпринимательства и создания рыночной инфраструктуры, что означает использование немонетарных факторов инфляции. В случае применения денежной реформы или варианта «шоковой терапии», денежно – кредитная система страны будет подвергнута жесткому, ускоренному изменения.

Варианты применения методов зависят от приоритетов антиинфляционной политики. Если она рассчитана на сокращение или увеличение денежной массы или государство старается управлять инфляционным процессом в соответствии с темпами инфляции, то и используемые методы будут рассматриваться в каждом из приведенных случаев по особому.

Антиинфляционная политика, нацеленная на корректировку величины денежной массы, может брать за основу для возможных варианта действия центральных банков в сфере денежно – кредитной политики: сокращение (рестрикция) либо увеличение (экспансия) денег в обращении. Экспансия проводится с целью развития инвестиционной активности для стимулирования производства, рестрикция – для ограничения денежной массы и снижения уровня инфляции.

Методы нейтрализации инфляции в зависимости от ее темпов будут иметь другие приоритеты. Так, при ползучей инфляции оправданы меры, предупреждающие ее дальнейший рост. Во время галопирующей инфляции эффективным считается использование селективных (выборочных) методов соответствующих ее виду. Чтобы установить пропорции роста заработной платы и цен, применяется, индексация доходов. В этом случае доходы увеличиваются медленнее, чем цены, и раскручивание инфляционной спирали замедляется. Гиперинфляция, в свою очередь предполагает сочетание различных способов ее регулирование, учитывающих, что интенсивное ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем, например роста безработицы и спада производства.

Важнейшими проблемами экономики в условиях инфляции являются стимулирование экономического роста и установление оптимального размера денежной массы. Рост денежной массы будет увеличивать темпы инфляции, но одновременно создавать временно свободные денежные средства для инвестирования, и наоборот (что верно для краткосрочного периода). Поэтому для снижения экономического роста в условиях инфляции будет проводиться дефляционная политика, для повышения – предпочтение отдадут политике доходов.

Чтобы рассмотреть методы, используемые в этих случаях, необходимо проанализировать их противодействие инфляционным изменениям с позиции факторов инфляции спроса и инфляции издержек.

Остановимся на этом более подробно, выделив следующие сферы регулирования:

1. спрос;

2. доходы (издержки);

3. производство.

1. регулирование спроса осуществляется путем проведения дефляционной

политики. Регулирование денежного обращения в этом случае носит монетарный характер, направлено на сокращение спроса на деньги, используют денежно – кредитные и налоговые инструменты. Во время проведения такой политики инфляция снижается за счет уменьшения денежной массы через сокращение государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового бремени. Дефляционная политика применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса и включает систему регулирования величины денежной массы, скорости оборота денег, ограничение бюджетного дефицита и курса национальной валюты.

Историческим примером манипуляции с деньгами, намеренно осуществляемой федеральным правительством для искусственного ограничения расходов, является применение особых мер в первые годы правления администрации президента США Франклина Рузвельта. Главная задача стимулирования восстанавливаемой после Великой депрессии 1929 – 1932 гг. экономики заключалась в повышении общего уровня цен, для чего предусматривалось прекращение размена на золото, снижение золотого содержания денежной единицы и введение в обращение неразменных бумажных денег, или гринбеков. Серьезный риск заключался при этом в потере доверия к доллару, поскольку при такой политике существует выбор между 2% инфляции и дополнительным 1% укрепления рубля .

При регулировании денежной массы государство ограничивает или уменьшает количество денег в обращении и с помощью ужесточения условий эмиссии, а также в результате роста цен начинает замедлять и при прочих равных условиях регулировать инфляцию.

Кроме того, государство учитывает то, что рост цен находится в прямой зависимости от скорости оборота денег. Для того чтобы деньги стали дороже и снизился инвестиционный спрос, государство должно замедлять оборот путем повышения ставки рефинансирования (величины процента), по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, и увеличивать норму обязательных резервов, которую коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Кроме того, замедляют скорость денежного оборота: «бегство» потребителей от дешевых денег, применение «валютного коридора», а также ревальвация национальной валюты.

Важнейшей составляющей дефляционной политики является сокращение бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов и увеличения доходов, как правило, через возрастание налогового бремени. Основными способами ограничения государственных расходов и увеличения доходов, как правило, через возрастание налогового бремени. Основными способами ограничения государственных расходов выступают: сокращение военных расходов, снижение затрат на содержание государственного аппарата и уменьшение финансирования социальных выплат. Чрезвычайно жестокая дефляционная политика, проведенная в России в период перехода к рыночным отношениям, привела к тому, что по итогам 1995 г. коэффициент монетизации (отношение величины денежной массы к ВВП) составил всего 13,5% вместо допустимого по российскому законодательству уровня – 50% (в развитых странах со стабильной экономикой приближается к 100%). результатом искусственного сжатия денежного предложения стали задержки выплат заработной платы, пенсий и других социальных пособий. В рамках всеобщего платежного кризиса развилась система взаимозачетов и стагнация производства.

Основным отрицательными следствиями дефляционной политики является:

• замедление экономического роста, вызываемое сокращением инвестиций;

• расширение бартерных отношений во взаиморасчетах;

• усиление дефицита бюджета государства за счет снижения налоговых поступлений;

• развитие кризисных явлений в экономике страны;

• увеличение социальной напряженности общества.

Поэтому в 60 – 70-х гг. XX в. многие страны либо отказывались от антиинфляционной политики спроса, либо проводили ее весьма сдержанно.

2. Регулирование доходов (издержек) означает контроль над ценами и заработной платой или проведение политики цен и доходов. Замораживание или установление пределов роста доходов и цен сокращает денежную массу относительно возрастающих цен. Этот вид политики носит немонетарный характер и применяется для воздействия на формирование издержек производства и вызываемое ими увеличение цен. Поскольку политика цен и доходов означает административную стратегию борьбы и инфляцией, ее вариантом можно считать известный истории способ борьбы с обесценением денег, проведенный Наполеоном. В 1793 г. был принят закон о том, что продажа золота по цене выше номинала цены в бумажных деньгах каралась тюремным заключением на срок шесть лет, шесть месяцев спустя – 20 годами тюрьмы, а спустя еще 2 года любому французу, осуществившему инвестиции за рубежом, грозила гильотина.

Сгладить влияние инфляции на сокращение занятости населения в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом развития и только на короткие периоды позволяет также разработанная в 1958 г. английским экономистом А. Филлипсом модель «инфляции спроса». Использовать рост занятости для борьбы с инфляцией позволяет выявленная закономерность: при превышения уровня безработицы более чем на 2,5-3% происходит резкое замедление роста цен и заработной платы. Однако неоднократная практика экономического регулирования показала, что переливание безработицы в инфляцию непредсказуемы и опасны для экономики. Правительства большинства современных западных стран, в том числе США и Англии, в своей политике ориентируются на естественный уровень безработицы ( суть теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в ней в различных отраслях экономики) при которой снижение инфляции на 1% повышает безработицу в течении года на 2% более своего естественного уровня, а реальный ВНП уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Показательно, что в 2004 г. инфляция в развитых странах мира усилилась, хотя и осталась умеренной, при этом уровень безработицы в США и Японии возрос, а в странах ЭВС не изменился.

При всех положительных факторах этого метода он не всегда являлся социально приемлемым, ибо при достижении естественного уровня безработицы инфляция как бы по инерции некоторое время еще продолжает усиливаться.

Вместе с тем государство может проводить и регулирование роста цен «замораживая» их на определенные товары либо сдерживая их уровень в определенных пределах, в том числе с помощью таможенных пошлин и тарифов. Подобные способы контроля приемлемы для всех ведущих развитых стран. Так, в ФРГ примерно половина цен розничного товарооборота, включая продовольствие, испытывает на себе воздействие государства. Поддержка государственными субсидиями цен на потребительские товары особенно важна для развивающихся стран, где она обеспечивает хотя и низкий, но стабильный уровень жизни населения.

Рост цен зачастую обусловлен монопольным положением производителей, поэтому контроль за ними необходим для создания конкурентной среды. При относительно высокой инфляции государство может прибегнуть к «замораживанию» и заработной платы.

Опыт использования политики цен и доходов США, Скандинавскими странами, Великобританией свидетельствует о том, что она сводиться в основном к ограничению роста заработной платы и способствует существенному возрастанию социальной напряженности в обществе. Во время ее проведения сдерживание роста цен возможно только на ограниченное время, после чего процесс их роста возобновляется. Так, в августе 1971 г. впервые в истории США в мирное время было объявлено о замораживании заработной платы и цен. Это произошло потому, что с начала 1960-х гг. США пережили сначала инфляцию спроса, затем издержек. Разработанная антиинфляционная политика, направленная на достижение полной занятости, привела экономику страны к полному использованию ресурсов. Все это вызвало рост цен и нехватку рабочих мест в ключевых отраслях промышленности. Попытка предотвратить рост уровня заработной платы более высокими темпами, чем рост производительности труда, не удалась и привела к серьезному ускорению темпа инфляции, вызванной ростом издержек производства. Решением проблемы и стало замораживание цен и заработной платы.

Политика цен и доходов не всегда достигает намеченной цели, хотя и противодействует возникновению неконтролируемого роста цен, а также адаптирует к определенному уровню инфляции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.